Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.
ПРАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Учебная программа дисциплины обязательного компонента

для специальности

1-02 03 06 -02 Немецкий язык. Английский язык

2010


Составитель:

Е.Д. Садовская – старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины».

Е.В. Дударь – преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины».


Рецензенты:

И.Н.Пузенко– заведующий кафедрой белорусского и иностранных языков

УО «Гомельский государственный технический университет

имени П. Сухого» , к.ф.н., доцент
С.И. Сокорева — заведующая кафедрой английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом факультета иностранных языков

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);

Ответственный за редакцию: Е.Д.Садовская

Ответственный за выпуск: Е.Д.Садовская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» для специальности 1-02 03 06 -02 Немецкий язык. Английский язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);

Типовой учебный план специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);

Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 12 ноября 2008)

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.

Целями дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» являются:



  • формирование коммуникативной компетенции (языковой, социолингвистической, социокультурной, прагматической);

  • обеспечение корректного (с точки зрения нормы, употребления и стиля, ситуативно и контекстно адекватного) пользования английским языком как средством устной и письменной коммуникации во всех сферах общения;

  • создание базы для дальнейшего самоусовершенствования специалистов в области английского языка и методики его преподавания;

  • обеспечение корректного пользования английским языком как средством педагогической деятельности в разных условиях, с учетом конкретных целей обучения, возрастных особенностей учащихся и их языковой подготовки.

Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности:

  • подбирать иллюстративный материал к изучаемым языковым единицам;

- грамотно писать на доске;

- замечать ошибки в письменной речи и исправлять их (в рамках изученного языкового материала) при одновременном кон­троле за смысловой стороной высказывания.

В результате изучения дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» студент должен:

Знать:


  • лексическую систему второго иностранного языка: словообразование, антонимы, синонимы, многозначность, омонимы; стилистическую дифференциацию лексики;

  • основные функциональные типы монологического и диалогического высказываний;

  • лингвистические особенности жанрово-стилистических разновидностей письменных текстов;

уметь:

  • воспринимать на слух и понимать иноязычную речь с разными целевыми установками;

  • излагать в подготовленной и неподготовленной речи свои мысли в рамках таких функциональных высказываний, как пеересказ, описание, аргументация, рассуждение, оценка;

  • вести беседу в ситуациях официального и неофициального общения;

  • участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свое мнение;

  • читать оригинальныее художественные, общественно-политические и научно-популярные тексты с различной степенью полноты, точности и глубины;

  • излагать мысли в письменной форме (личное письмо, реферат, деловые бумаги, аннотации и др.)

На изучение учебной дисциплины отводится 868 часов, в том числе 434 аудиторных, из них на практические занятия – 434 часов.

Изучение данной дисциплины связано с курсами «Практическая грамматика английского языка» и «Практическая фонетика».



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


пп


Наименование темы

Лек

ции


Практические

Се-

ми-


нар-ские


Лабораторные

СУРС

Всего

1.1

Знакомство, общение, социализация



8










8


2.1

Семья




12










12

2.2

Общая характеристика личности




10










10

3.1

Жилье человека



16










16


3.2

Питание




18










18

3.3

Покупки




18










18

3.4

Здоровье




12










12

4.1

Учеба в университете




14










14

4.2

Студенческая жизнь




10










10

4.3

Трудовая деятельность человека




12










12

5.1

Отдых




34










34

5.2

Туризм и его виды




20










20

5.3

Спорт




22










22

5.4

Городские достопримечательности: музеи, выставки, театры





10










10

5.5

Роль кино в жизни современного человека




20










20

5.6

Виды изобразительного искусства




14










14

5.7

Литература




12










12

5.8

Музыка в жизни современного человека




10










10

6.1

Страна изучаемого языка




38










38

6.2

Домашнее чтение




68










68

6.3

Родная страна




16










16

6.4

Наука и научно-технический прогресс




10










10

6.5

Средства массовой информации




20










20

6.6

Проблемы экологии




10










10




Всего часов:
















434

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Этикетное общение
Тема 1.1 Знакомство, общение, социализация

Встречи при разных обстоятельствах. Выражение интереса, сочувствия, сожаления, утешения, извинения, приглашения. Тактика ведения диалога. Выражение понимания/ непонимания. Умение поддержать, прервать, изменить ход разговора. Тактика ведения диалога. Умение уклониться от разговора, ответа. Умение принять/ не принять чужую точку зрения. Выражение совета, запрещения, приглашения. Выражение оправдания, предпочтения, обеспокоенности, удивления.


РАЗДЕЛ 2 Социально-личностное общение
Тема 2.1 Семья

Визитная карточка (имя, дата, место рождения, адрес, занятия). Представление и знакомство. Семейное положение. Состав семьи. Занятия членов семьи. Основные профессии. Распорядок рабочего дня. Обозначение времени. Обязанности по дому членов семьи. Их интересы и увлечения. Близкие и дальние родственники. Семья моего друга.


Тема 2.2 Общая характеристика личности

Внешний вид человека (возраст, рост, телосложение, черты лица). Понятие идеальной внешности и его исторические изменения. Особенности характера: положительные/ отрицательные черты. Связь между внешним видом человека и его характером. Описание внешности известных людей. Внешность обманчива.


РАЗДЕЛ 3 Социально-бытовое общение
Тема 3.1 Жилье человека

Квартира и современные удобства. Комфорт проживания. Комнаты и мебель. Бытовые приборы. Описание своей комнаты. Предметы интерьера. Студенческое общежитие. Проживание на квартире. Как содержать дом в чистоте. Обязанности по дому. Преимущества и недостатки проживания в многоквартирном доме. Домашние животные. Основные типы жилых домов в Великобритании и их особенности. Другие виды жилых построек. Идеальное жилище для современного человека. Дом мечты.

Тема 3.2 Питание

Основные продукты питания. Здоровое питание. Разговорные выражения, связанные с приемом пищи. Прием пищи. Посуда и предметы сервировки. Правила хорошего тона за столом. Приглашение в гости. Прием гостей. Чаепитие. Традиционные английские блюда. Английский чай. Питание в различных странах мира. Белорусская национальная кухня. Алкогольные и безалкогольные напитки. Национальные напитки Великобритании. Общественные места питания. Рестораны, кафе, бары, пиццерии. Посещение ресторана. Правила этикета в кафе, ресторане.


Тема 3.3 Покупки

Покупки. Магазины и отделы. Название отделов, привлекающих покупателей. Основные виды товаров массового потребления. Выбор и совершение покупки. Разговорные выражения, связанные с совершением покупки. Супермаркет. Покупка продуктов. Местные магазины. Что вас устраивает/ не устраивает в работе местных магазинов. Покупка товаров на рынке. Преимущества и недостатки совершения покупок на рынке. Современный универмаг. Достоинства большого магазина. Покупка одежды и обуви. Дополнения к одежде. Выбор подарка для друга. Вручение подарка.


Тема 3.4 Здоровье

Правила здорового образа жизни. Некоторые болезни, основные симптомы. Посещение врача. Визит к дантисту. Визит к терапевту.


РАЗДЕЛ 4 Профессионально-трудовое общение
Тема 4.1 Учеба в университете

Учеба в университете. Дневная и заочная формы обучения. Учебная деятельность, участники учебного процесса, учебные помещения. Описание кабинета английского языка. Учебные предметы. Любимый предмет. Урок иностранного языка. Традиционные виды работы на занятии. Учеба и успеваемость. Экзамены. Первый день в университете. Гомельский государственный университет. Основные факультеты и специальности.


Тема 4.2 Студенческая жизнь

Организация учебного времени молодого человека. Типичный день студента. Занятия по интересам современных студентов. Студенческие кружки и клубы. Проблемы современной молодежи. Молодежные организации. Проблемы учебного процесса. Опоздания на занятия. Пропуски занятий. Общение в группе. Проведение досуга.


Тема 4.3 Трудовая деятельность человека

Роль труда в нашей жизни. Род занятий человека. Профессия и ее выбор. Поиски профессии. Особенности профессии учителя иностранного языка. Качества идеального учителя. Личность педагога или высокий профессионализм – что важнее? Возможно ли научить быть учителем. Настоящий учитель – это талант, призвание или знания, приумноженные опытом? Требования, предъявляемые современным обществом к учителю. Практика в школе. Мои впечатления от педпрактики.


РАЗДЕЛ 5 Социально-культурное общение
Тема 5.1 Отдых

Различные способы организовать свой отдых и досуг. Досуг для молодежи. Увлечения и хобби. Коллекционирование. Отдых у моря. Современные морские курорты. Поездка за город. Как организовать пикник. Активный отдых. Пешие прогулки в горы. На берегу реки. В кемпинге. Как я провел лето. Планы на летние каникулы. Организация отдыха зимой. Зимние каникулы. Разговор о погоде. Прогноз погоды. Погода, времена года. Любимая пора года. Выходные дни. Праздники. Каникулы. Традиционные виды досуга в Англии и Америке. Национальные и государственные праздники в англоязычных странах. Рождество и Новый год. Хэллоуин, День св. Валентина. День Благодарения и День Независимости. День Ветеранов.


Тема 5.2 Туризм и его виды

Путешествия в современном мире. Дешевые способы путешествий. Пеший туризм. Транспорт. Путешествия различными видами транспорта. Заказ и покупка билетов. В туристическом агентстве. Подготовка к поездке. Что взять с собой в путешествие? Путешествие на поезде. Преимущества и недостатки. Путешествие воздушным транспортом. Аэропорт. Морской вояж. На борту теплохода. Поездка на автомобиле. Туристическая поездка на автобусе. Осмотр достопримечательностей на отдыхе. Посещение исторических памятников, музеев, художественных галерей. Современный отель. Услуги, предоставляемые в отеле.


Тема 5.3 Спорт

Спорт в жизни современного человека. Виды спорта и спортивные игры. Футбол – игра №1 в мире. Англия – родоначальница футбола. Посещение стадиона. Впечатления от футбольного матча. Зимние виды спорта. Летние виды спорта. Спортивные соревнования. Национальные виды спорта в РБ. Виды спорта, популярные в Великобритании. Олимпийские Игры: история возникновения и развития. Любимый вид спорта. Спорт для здоровья.


Тема 5.4 Городские достопримечательности: музеи, выставки, театры

Из истории театрального искусства. Интерьер театра. Покупка билетов. Театральные жанры. Драматический театр. Театр оперы и балета. Театр музыкальной комедии. Театр, который я люблю. Впечатления от посещения театра.


Тема 5.5 Роль кино в жизни современного человека

Кино как массовый вид искусства. Роль кино в жизни современного человека. Виды и жанры фильмов. Любимый кинофильм. Популярность профессии киноактеров. Легко ли стать кинозвездой? Любимый киноактер. Приглашение в кино. Впечатления от последнего посещения кинотеатра. Поход в кинотеатр или просмотр кинофильма дома? Знаменитости современного мирового кино. Влияние ТВ на популярность кинематографа.


Тема 5.6 Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство в жизни современного человека. Виды и жанры. Выдающиеся национальные школы живописи. Мировые школы портретной живописи. Выдающиеся портретисты Великобритании. Искусство пейзажа. Известные английские пейзажисты. Тёрнер – художник-маринист. Популярное и классическое искусство. Британские школы живописи. Неисчерпаемый источник живописи. Шедевры русского и белорусского искусства. Их искусство служит людям. Знаменитые русские художники.


Тема 5.7 Литература

Литература, виды литературных жанров. Наиболее читаемые литературные жанры. Книги и чтение в жизни современного человека. Посещение библиотеки. Известные писатели страны изучаемого языка. Любимый автор. Отношение современной молодежи к классической литературе. Наиболее известные литературные произведения современности. Популярная литература. В книжном магазине. Моя настольная книга. Каких писателей будут помнить всегда.


Тема 5.8 Музыка в жизни современного человека

Музыка: музыкальные жанры. Современная и классическая музыка. Отношение молодежи к музыке. Любимые музыкальные произведения. Музыкальные фестивали и конкурсы. Выдающиеся композиторы. Популярные исполнители. Проблемы музыкальных театров. Музыка в кино. Роль музыки в моей жизни.


РАЗДЕЛ 6 Социально-познавательное общение
Тема 6.1 Страна изучаемого языка

Географическое положение Великобритании. Природные ресурсы. Промышленные и сельскохозяйственные центры. Политическая организация общества: государственное устройство и государственная власть. Основные достопримечательности Великобритании. Население Великобритании. Фольклорные традиции. Национальные праздники: традиции и обычаи. Лондон – столица Великобритании. Истории возникновения и развития города. Исторические и культурные достопримечательности. Автобусная экскурсия по Лондону. Британский характер. Британский Парламент. Церемония открытия. Роль британского монарха в политической жизни страны. Политическая система США. Функции Президента и вице-президента. Три ветви власти.


Тема 6.2 Домашнее чтение

Расширение и углубление предметно-тематического содержания дисциплины, представленного в приведенных выше темах. Обеспечивается с помощью самостоятельного чтения оригинальной литературы и последующего контроля понимания основного содержания прочитанного под руководством преподавателя.


Тема 6.3 Родная страна

Страна, в которой мы живем. История, культура, традиции и обычаи Беларуси. Беларусь: факты и цифры. Национальный белорусский характер. Нравственные категории. Выдающиеся люди нашей страны. Беларусь – земля «под белыми крыльями». Мой родной город. Культурная жизнь Гомеля. Гомель на рубеже веков.


Тема 6.4 Наука и научно-технический прогресс

Направления науки, влияющие на жизнь современного человека. Научно-технический прогресс. Известные ученые. Компьютер, Интернет в жизни современного человека.


Тема 6.5 Средства массовой информации

Роль СМИ в нашей жизни. Структура британских и американских газет. Компоненты газеты. Популярные газеты и журналы. Телевидение и его роль в современном обществе. Белорусское радио и ТВ. Популярные радио- и телепрограммы. Дети и ТВ. Радио и ТВ как средства обучения. Реклама и объявления на радио и ТВ. Коммерческая видеопродукция.


Тема 6.6 Проблемы экологии

Погода и климат. Природные ресурсы. Основные экологические проблемы современного общества. Мероприятия по защите окружающей среды. Истребление дикой природы и способы ее защиты. Человек как часть природы – международное сотрудничество в области защиты окружающей среды. Волонтерские и общественные экологические объединения и организации.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рекомендуемые формы контроля


  1. Контрольные диалоги.

  2. Лексические тесты.

  3. Описание картинок.

  4. Монологические высказывания по теме.


Рекомендуемые темы контрольных диалогов


  1. Знакомство, общение, социализация.

  2. Приглашение в гости.

  3. Разговор о погоде.

  4. У врача.


Рекомендуемые картинки для описания


  1. Моя квартира/ дом.

  2. В театре.


Рекомендуемые темы лексических тестов


  1. Семья.

  2. Покупки.

  3. Путешествия.

  4. Масс медиа.

  5. Здоровье.


Рекомендуемые темы монологических высказываний


  1. Наш университет.

  2. Рабочий день студента.

  3. Любимый писатель.

  4. Любимая пора года.

  5. Осмотр достопримечательностей страны изучаемого языка.

  6. Спорт в жизни современного человека.

Рекомендуемая литература
Основная

  1. Бурова, З.И. Английский язык для гуманитарных специальностей вузов: учеб. для вузов/ З.И. Бурова. – М.: Высш. шк., 1987. – 463 с.

  2. Сидоренко, Г.И. Короткие рассказы для чтения и обсуждения/ Г.И. Сидоренко, И.А. Клыс. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 247 с.

  3. Шах-Назарова, В.С. Английский для вас. Новый курс/ В.С. Шах-Назарова, К.В. Журавченко. – М.: Вече, 2008. – 512 с.


Дополнительная

  1. Андреасян, А.М. Давайте обсудим: Учебное пособие для школ (классов) с углубленным изучением английского языка (9 – 10 кл.), для колледжей, лицеев, гимназий/ И.М. Андреасян, А.М. Венгринович, В.В. Дармаян. – Мн.: Нар. асвета, 1996. – 223 с.

  2. Великобритания: Учебные тексты по внеаудиторному чтению для студентов 2 курса университета/ Сост. Л.С. Банникова, С.И. Сокорева. – Гомель, 1987. – 25 с.

  3. Войтенок, В. Conversational English / В.Войтенок, А.Войтенко. – М.: Рольф, 2001. – 251 с.

  4. Выборнова, Г.Е. Проверь себя: Тесты по английскому языку (1 и 2 уровни)/ Г.Е. Выборнова, К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 104 с.

  5. Карневская, Е.Б. Комплексные тесты по английскому языку/ Е.Б. Карневская, З.Д. Курочкина и др. – Мн., 1996.

  6. Кошманова, И.И. Topics for discussion. Устные темы по английскому языку/ И.И. Кошманова, Н.А. Сидорова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 272 с.

  7. Методические указания по развитию навыков устной речи по теме «Великобритания»/ Сост. Т.Р. Сурменкова, Л.Д. Акулич, Г.Т. Ильич. – Гомель, 1989. – 27 с.

  8. Миньяр-Белоручева, А.П. 14 текстов о США/ А.П. Миньяр-Белоручева, Л.М. Седелкина, Н.В. Васютина. – М.: «Московский лицей», 1996. – 87 с.

  9. Панова, И.И. Английский язык. Устные темы и тексты для чтения: пособие для подготовки к экзаменам/ И.И. Панова, Е.Б. Карневская, Е.А. Мисуно. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005. – 240 с.

  10. Пособие по английскому языку. Для внеаудиторных занятий в сред. спец. учеб. заведениях/ Сост. Л.Д. Цесарский. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 214 с.

  11. Рожкова, Ф.М. Поговорим по-английски. – М., 1989.

  12. Сатинова, В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах/ В.Ф. Сатинова. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 255с.

  13. Сидоренко, Г.И. Разговорный английский язык: Пособие/ Г.И. Сидоренко, И.А. Клыс. – Мн.: Лексис, 2002. – 184 с.

  14. Сушкевич, А.С. Английский язык: Устные темы с упражнениями/ А.С. Сушкевич, М.А. Маглыш. – Мн.: ООО «Аверсэв», 1998. – 256 с.

  15. Хведченя, Л.В. Английский язык для поступающих в вузы/ Л.В. Хведченя, Р.В. Хорень. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 463 с.

  16. English proficiency testing for school leavers: пособ. для учителей/ авт.-сост. Е.А. Маслыко и др. – Мн.: НМЦентр, 1999. – 224 с.

  17. McCarthy, M. English Vocabulary in Use. Elementary/ M. McCarthy, F. O’Dell. – Cambridge University Press, 1999. – 168 p.

  18. Redman, S. English Vocabulary in Use. Pre-intermediate & Intermediate/ S. Redman. – Cambridge University Press, 1997. – 266 p.


страница 1

Смотрите также: