страница 1 Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/баз.
ПРАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Учебная программа дисциплины обязательного компонента
для специальности
1-02 03 06 -02 Немецкий язык. Английский язык
2010
Составитель:
Е.Д. Садовская – старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины».
Е.В. Дударь – преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины».
Рецензенты:
И.Н.Пузенко– заведующий кафедрой белорусского и иностранных языков
УО «Гомельский государственный технический университет
имени П. Сухого» , к.ф.н., доцент
С.И. Сокорева — заведующая кафедрой английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом факультета иностранных языков
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Ответственный за редакцию: Е.Д.Садовская
Ответственный за выпуск: Е.Д.Садовская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» для специальности 1-02 03 06 -02 Немецкий язык. Английский язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);
Типовой учебный план специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);
Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 12 ноября 2008)
Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.
Целями дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» являются:
-
формирование коммуникативной компетенции (языковой, социолингвистической, социокультурной, прагматической);
-
обеспечение корректного (с точки зрения нормы, употребления и стиля, ситуативно и контекстно адекватного) пользования английским языком как средством устной и письменной коммуникации во всех сферах общения;
-
создание базы для дальнейшего самоусовершенствования специалистов в области английского языка и методики его преподавания;
-
обеспечение корректного пользования английским языком как средством педагогической деятельности в разных условиях, с учетом конкретных целей обучения, возрастных особенностей учащихся и их языковой подготовки.
Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности:
-
подбирать иллюстративный материал к изучаемым языковым единицам;
- грамотно писать на доске;
- замечать ошибки в письменной речи и исправлять их (в рамках изученного языкового материала) при одновременном контроле за смысловой стороной высказывания.
В результате изучения дисциплины обязательного компонента «Практика устной и письменной речи» студент должен:
Знать:
-
лексическую систему второго иностранного языка: словообразование, антонимы, синонимы, многозначность, омонимы; стилистическую дифференциацию лексики;
-
основные функциональные типы монологического и диалогического высказываний;
-
лингвистические особенности жанрово-стилистических разновидностей письменных текстов;
уметь:
-
воспринимать на слух и понимать иноязычную речь с разными целевыми установками;
-
излагать в подготовленной и неподготовленной речи свои мысли в рамках таких функциональных высказываний, как пеересказ, описание, аргументация, рассуждение, оценка;
-
вести беседу в ситуациях официального и неофициального общения;
-
участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свое мнение;
-
читать оригинальныее художественные, общественно-политические и научно-популярные тексты с различной степенью полноты, точности и глубины;
-
излагать мысли в письменной форме (личное письмо, реферат, деловые бумаги, аннотации и др.)
На изучение учебной дисциплины отводится 868 часов, в том числе 434 аудиторных, из них на практические занятия – 434 часов.
Изучение данной дисциплины связано с курсами «Практическая грамматика английского языка» и «Практическая фонетика».
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
|
Наименование темы
|
Лек
ции
|
Практические
|
Се-
ми-
нар-ские
|
Лабораторные
|
СУРС
|
Всего
|
1.1
|
Знакомство, общение, социализация
|
|
8
|
|
|
|
8
|
2.1
|
Семья
|
|
12
|
|
|
|
12
|
2.2
|
Общая характеристика личности
|
|
10
|
|
|
|
10
|
3.1
|
Жилье человека
|
|
16
|
|
|
|
16
|
3.2
|
Питание
|
|
18
|
|
|
|
18
|
3.3
|
Покупки
|
|
18
|
|
|
|
18
|
3.4
|
Здоровье
|
|
12
|
|
|
|
12
|
4.1
|
Учеба в университете
|
|
14
|
|
|
|
14
|
4.2
|
Студенческая жизнь
|
|
10
|
|
|
|
10
|
4.3
|
Трудовая деятельность человека
|
|
12
|
|
|
|
12
|
5.1
|
Отдых
|
|
34
|
|
|
|
34
|
5.2
|
Туризм и его виды
|
|
20
|
|
|
|
20
|
5.3
|
Спорт
|
|
22
|
|
|
|
22
|
5.4
|
Городские достопримечательности: музеи, выставки, театры
|
|
10
|
|
|
|
10
|
5.5
|
Роль кино в жизни современного человека
|
|
20
|
|
|
|
20
|
5.6
|
Виды изобразительного искусства
|
|
14
|
|
|
|
14
|
5.7
|
Литература
|
|
12
|
|
|
|
12
|
5.8
|
Музыка в жизни современного человека
|
|
10
|
|
|
|
10
|
6.1
|
Страна изучаемого языка
|
|
38
|
|
|
|
38
|
6.2
|
Домашнее чтение
|
|
68
|
|
|
|
68
|
6.3
|
Родная страна
|
|
16
|
|
|
|
16
|
6.4
|
Наука и научно-технический прогресс
|
|
10
|
|
|
|
10
|
6.5
|
Средства массовой информации
|
|
20
|
|
|
|
20
|
6.6
|
Проблемы экологии
|
|
10
|
|
|
|
10
|
|
Всего часов:
|
|
|
|
|
|
434
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Этикетное общение
Тема 1.1 Знакомство, общение, социализация
Встречи при разных обстоятельствах. Выражение интереса, сочувствия, сожаления, утешения, извинения, приглашения. Тактика ведения диалога. Выражение понимания/ непонимания. Умение поддержать, прервать, изменить ход разговора. Тактика ведения диалога. Умение уклониться от разговора, ответа. Умение принять/ не принять чужую точку зрения. Выражение совета, запрещения, приглашения. Выражение оправдания, предпочтения, обеспокоенности, удивления.
РАЗДЕЛ 2 Социально-личностное общение
Тема 2.1 Семья
Визитная карточка (имя, дата, место рождения, адрес, занятия). Представление и знакомство. Семейное положение. Состав семьи. Занятия членов семьи. Основные профессии. Распорядок рабочего дня. Обозначение времени. Обязанности по дому членов семьи. Их интересы и увлечения. Близкие и дальние родственники. Семья моего друга.
Тема 2.2 Общая характеристика личности
Внешний вид человека (возраст, рост, телосложение, черты лица). Понятие идеальной внешности и его исторические изменения. Особенности характера: положительные/ отрицательные черты. Связь между внешним видом человека и его характером. Описание внешности известных людей. Внешность обманчива.
РАЗДЕЛ 3 Социально-бытовое общение
Тема 3.1 Жилье человека
Квартира и современные удобства. Комфорт проживания. Комнаты и мебель. Бытовые приборы. Описание своей комнаты. Предметы интерьера. Студенческое общежитие. Проживание на квартире. Как содержать дом в чистоте. Обязанности по дому. Преимущества и недостатки проживания в многоквартирном доме. Домашние животные. Основные типы жилых домов в Великобритании и их особенности. Другие виды жилых построек. Идеальное жилище для современного человека. Дом мечты.
Тема 3.2 Питание
Основные продукты питания. Здоровое питание. Разговорные выражения, связанные с приемом пищи. Прием пищи. Посуда и предметы сервировки. Правила хорошего тона за столом. Приглашение в гости. Прием гостей. Чаепитие. Традиционные английские блюда. Английский чай. Питание в различных странах мира. Белорусская национальная кухня. Алкогольные и безалкогольные напитки. Национальные напитки Великобритании. Общественные места питания. Рестораны, кафе, бары, пиццерии. Посещение ресторана. Правила этикета в кафе, ресторане.
Тема 3.3 Покупки
Покупки. Магазины и отделы. Название отделов, привлекающих покупателей. Основные виды товаров массового потребления. Выбор и совершение покупки. Разговорные выражения, связанные с совершением покупки. Супермаркет. Покупка продуктов. Местные магазины. Что вас устраивает/ не устраивает в работе местных магазинов. Покупка товаров на рынке. Преимущества и недостатки совершения покупок на рынке. Современный универмаг. Достоинства большого магазина. Покупка одежды и обуви. Дополнения к одежде. Выбор подарка для друга. Вручение подарка.
Тема 3.4 Здоровье
Правила здорового образа жизни. Некоторые болезни, основные симптомы. Посещение врача. Визит к дантисту. Визит к терапевту.
РАЗДЕЛ 4 Профессионально-трудовое общение
Тема 4.1 Учеба в университете
Учеба в университете. Дневная и заочная формы обучения. Учебная деятельность, участники учебного процесса, учебные помещения. Описание кабинета английского языка. Учебные предметы. Любимый предмет. Урок иностранного языка. Традиционные виды работы на занятии. Учеба и успеваемость. Экзамены. Первый день в университете. Гомельский государственный университет. Основные факультеты и специальности.
Тема 4.2 Студенческая жизнь
Организация учебного времени молодого человека. Типичный день студента. Занятия по интересам современных студентов. Студенческие кружки и клубы. Проблемы современной молодежи. Молодежные организации. Проблемы учебного процесса. Опоздания на занятия. Пропуски занятий. Общение в группе. Проведение досуга.
Тема 4.3 Трудовая деятельность человека
Роль труда в нашей жизни. Род занятий человека. Профессия и ее выбор. Поиски профессии. Особенности профессии учителя иностранного языка. Качества идеального учителя. Личность педагога или высокий профессионализм – что важнее? Возможно ли научить быть учителем. Настоящий учитель – это талант, призвание или знания, приумноженные опытом? Требования, предъявляемые современным обществом к учителю. Практика в школе. Мои впечатления от педпрактики.
РАЗДЕЛ 5 Социально-культурное общение
Тема 5.1 Отдых
Различные способы организовать свой отдых и досуг. Досуг для молодежи. Увлечения и хобби. Коллекционирование. Отдых у моря. Современные морские курорты. Поездка за город. Как организовать пикник. Активный отдых. Пешие прогулки в горы. На берегу реки. В кемпинге. Как я провел лето. Планы на летние каникулы. Организация отдыха зимой. Зимние каникулы. Разговор о погоде. Прогноз погоды. Погода, времена года. Любимая пора года. Выходные дни. Праздники. Каникулы. Традиционные виды досуга в Англии и Америке. Национальные и государственные праздники в англоязычных странах. Рождество и Новый год. Хэллоуин, День св. Валентина. День Благодарения и День Независимости. День Ветеранов.
Тема 5.2 Туризм и его виды
Путешествия в современном мире. Дешевые способы путешествий. Пеший туризм. Транспорт. Путешествия различными видами транспорта. Заказ и покупка билетов. В туристическом агентстве. Подготовка к поездке. Что взять с собой в путешествие? Путешествие на поезде. Преимущества и недостатки. Путешествие воздушным транспортом. Аэропорт. Морской вояж. На борту теплохода. Поездка на автомобиле. Туристическая поездка на автобусе. Осмотр достопримечательностей на отдыхе. Посещение исторических памятников, музеев, художественных галерей. Современный отель. Услуги, предоставляемые в отеле.
Тема 5.3 Спорт
Спорт в жизни современного человека. Виды спорта и спортивные игры. Футбол – игра №1 в мире. Англия – родоначальница футбола. Посещение стадиона. Впечатления от футбольного матча. Зимние виды спорта. Летние виды спорта. Спортивные соревнования. Национальные виды спорта в РБ. Виды спорта, популярные в Великобритании. Олимпийские Игры: история возникновения и развития. Любимый вид спорта. Спорт для здоровья.
Тема 5.4 Городские достопримечательности: музеи, выставки, театры
Из истории театрального искусства. Интерьер театра. Покупка билетов. Театральные жанры. Драматический театр. Театр оперы и балета. Театр музыкальной комедии. Театр, который я люблю. Впечатления от посещения театра.
Тема 5.5 Роль кино в жизни современного человека
Кино как массовый вид искусства. Роль кино в жизни современного человека. Виды и жанры фильмов. Любимый кинофильм. Популярность профессии киноактеров. Легко ли стать кинозвездой? Любимый киноактер. Приглашение в кино. Впечатления от последнего посещения кинотеатра. Поход в кинотеатр или просмотр кинофильма дома? Знаменитости современного мирового кино. Влияние ТВ на популярность кинематографа.
Тема 5.6 Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство в жизни современного человека. Виды и жанры. Выдающиеся национальные школы живописи. Мировые школы портретной живописи. Выдающиеся портретисты Великобритании. Искусство пейзажа. Известные английские пейзажисты. Тёрнер – художник-маринист. Популярное и классическое искусство. Британские школы живописи. Неисчерпаемый источник живописи. Шедевры русского и белорусского искусства. Их искусство служит людям. Знаменитые русские художники.
Тема 5.7 Литература
Литература, виды литературных жанров. Наиболее читаемые литературные жанры. Книги и чтение в жизни современного человека. Посещение библиотеки. Известные писатели страны изучаемого языка. Любимый автор. Отношение современной молодежи к классической литературе. Наиболее известные литературные произведения современности. Популярная литература. В книжном магазине. Моя настольная книга. Каких писателей будут помнить всегда.
Тема 5.8 Музыка в жизни современного человека
Музыка: музыкальные жанры. Современная и классическая музыка. Отношение молодежи к музыке. Любимые музыкальные произведения. Музыкальные фестивали и конкурсы. Выдающиеся композиторы. Популярные исполнители. Проблемы музыкальных театров. Музыка в кино. Роль музыки в моей жизни.
РАЗДЕЛ 6 Социально-познавательное общение
Тема 6.1 Страна изучаемого языка
Географическое положение Великобритании. Природные ресурсы. Промышленные и сельскохозяйственные центры. Политическая организация общества: государственное устройство и государственная власть. Основные достопримечательности Великобритании. Население Великобритании. Фольклорные традиции. Национальные праздники: традиции и обычаи. Лондон – столица Великобритании. Истории возникновения и развития города. Исторические и культурные достопримечательности. Автобусная экскурсия по Лондону. Британский характер. Британский Парламент. Церемония открытия. Роль британского монарха в политической жизни страны. Политическая система США. Функции Президента и вице-президента. Три ветви власти.
Тема 6.2 Домашнее чтение
Расширение и углубление предметно-тематического содержания дисциплины, представленного в приведенных выше темах. Обеспечивается с помощью самостоятельного чтения оригинальной литературы и последующего контроля понимания основного содержания прочитанного под руководством преподавателя.
Тема 6.3 Родная страна
Страна, в которой мы живем. История, культура, традиции и обычаи Беларуси. Беларусь: факты и цифры. Национальный белорусский характер. Нравственные категории. Выдающиеся люди нашей страны. Беларусь – земля «под белыми крыльями». Мой родной город. Культурная жизнь Гомеля. Гомель на рубеже веков.
Тема 6.4 Наука и научно-технический прогресс
Направления науки, влияющие на жизнь современного человека. Научно-технический прогресс. Известные ученые. Компьютер, Интернет в жизни современного человека.
Тема 6.5 Средства массовой информации
Роль СМИ в нашей жизни. Структура британских и американских газет. Компоненты газеты. Популярные газеты и журналы. Телевидение и его роль в современном обществе. Белорусское радио и ТВ. Популярные радио- и телепрограммы. Дети и ТВ. Радио и ТВ как средства обучения. Реклама и объявления на радио и ТВ. Коммерческая видеопродукция.
Тема 6.6 Проблемы экологии
Погода и климат. Природные ресурсы. Основные экологические проблемы современного общества. Мероприятия по защите окружающей среды. Истребление дикой природы и способы ее защиты. Человек как часть природы – международное сотрудничество в области защиты окружающей среды. Волонтерские и общественные экологические объединения и организации.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рекомендуемые формы контроля
-
Контрольные диалоги.
-
Лексические тесты.
-
Описание картинок.
-
Монологические высказывания по теме.
Рекомендуемые темы контрольных диалогов
-
Знакомство, общение, социализация.
-
Приглашение в гости.
-
Разговор о погоде.
-
У врача.
Рекомендуемые картинки для описания
-
Моя квартира/ дом.
-
В театре.
Рекомендуемые темы лексических тестов
-
Семья.
-
Покупки.
-
Путешествия.
-
Масс медиа.
-
Здоровье.
Рекомендуемые темы монологических высказываний
-
Наш университет.
-
Рабочий день студента.
-
Любимый писатель.
-
Любимая пора года.
-
Осмотр достопримечательностей страны изучаемого языка.
-
Спорт в жизни современного человека.
Рекомендуемая литература
Основная
-
Бурова, З.И. Английский язык для гуманитарных специальностей вузов: учеб. для вузов/ З.И. Бурова. – М.: Высш. шк., 1987. – 463 с.
-
Сидоренко, Г.И. Короткие рассказы для чтения и обсуждения/ Г.И. Сидоренко, И.А. Клыс. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 247 с.
-
Шах-Назарова, В.С. Английский для вас. Новый курс/ В.С. Шах-Назарова, К.В. Журавченко. – М.: Вече, 2008. – 512 с.
Дополнительная
-
Андреасян, А.М. Давайте обсудим: Учебное пособие для школ (классов) с углубленным изучением английского языка (9 – 10 кл.), для колледжей, лицеев, гимназий/ И.М. Андреасян, А.М. Венгринович, В.В. Дармаян. – Мн.: Нар. асвета, 1996. – 223 с.
-
Великобритания: Учебные тексты по внеаудиторному чтению для студентов 2 курса университета/ Сост. Л.С. Банникова, С.И. Сокорева. – Гомель, 1987. – 25 с.
-
Войтенок, В. Conversational English / В.Войтенок, А.Войтенко. – М.: Рольф, 2001. – 251 с.
-
Выборнова, Г.Е. Проверь себя: Тесты по английскому языку (1 и 2 уровни)/ Г.Е. Выборнова, К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 104 с.
-
Карневская, Е.Б. Комплексные тесты по английскому языку/ Е.Б. Карневская, З.Д. Курочкина и др. – Мн., 1996.
-
Кошманова, И.И. Topics for discussion. Устные темы по английскому языку/ И.И. Кошманова, Н.А. Сидорова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 272 с.
-
Методические указания по развитию навыков устной речи по теме «Великобритания»/ Сост. Т.Р. Сурменкова, Л.Д. Акулич, Г.Т. Ильич. – Гомель, 1989. – 27 с.
-
Миньяр-Белоручева, А.П. 14 текстов о США/ А.П. Миньяр-Белоручева, Л.М. Седелкина, Н.В. Васютина. – М.: «Московский лицей», 1996. – 87 с.
-
Панова, И.И. Английский язык. Устные темы и тексты для чтения: пособие для подготовки к экзаменам/ И.И. Панова, Е.Б. Карневская, Е.А. Мисуно. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005. – 240 с.
-
Пособие по английскому языку. Для внеаудиторных занятий в сред. спец. учеб. заведениях/ Сост. Л.Д. Цесарский. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 214 с.
-
Рожкова, Ф.М. Поговорим по-английски. – М., 1989.
-
Сатинова, В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах/ В.Ф. Сатинова. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 255с.
-
Сидоренко, Г.И. Разговорный английский язык: Пособие/ Г.И. Сидоренко, И.А. Клыс. – Мн.: Лексис, 2002. – 184 с.
-
Сушкевич, А.С. Английский язык: Устные темы с упражнениями/ А.С. Сушкевич, М.А. Маглыш. – Мн.: ООО «Аверсэв», 1998. – 256 с.
-
Хведченя, Л.В. Английский язык для поступающих в вузы/ Л.В. Хведченя, Р.В. Хорень. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 463 с.
-
English proficiency testing for school leavers: пособ. для учителей/ авт.-сост. Е.А. Маслыко и др. – Мн.: НМЦентр, 1999. – 224 с.
-
McCarthy, M. English Vocabulary in Use. Elementary/ M. McCarthy, F. O’Dell. – Cambridge University Press, 1999. – 168 p.
-
Redman, S. English Vocabulary in Use. Pre-intermediate & Intermediate/ S. Redman. – Cambridge University Press, 1997. – 266 p.
страница 1
|