страница 1 Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/баз.
Теоретическая грамматика
английского языка
Учебная программа для специальности
1-02 03 06 Иностранные языки
(1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;
1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык)
1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский) Информатика
2011
Составитель:
ТМ. Познякова — старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
Рецензенты:
И.Н. Пузенко – заведующий кафедрой белорусского и иностранных языков УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, кандидат филологических наук, доцент;
Л.С. Банникова - декан факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 20__);
Методическим советом факультета иностранных языков
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____ _____________ 20__);
Ответственный за редакцию: Т. М. Познякова
Ответственный за выпуск: Т. М. Познякова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «Теоретическая грамматика английского языка» для специальностей
1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;
1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык;
1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский). Информатика;
1-02 03 08 Иностранный язык (английский).
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Образовательные стандарты Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень.
Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);
Специальность 1-02 03 07 02 Иностранный язык (английский). Информатика (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);
Специальность 1-02 03 08 Иностранный язык (английский) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01).
Типовые учебные планы специальностей
1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);
1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский) Информатика (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А 02 -060/тип.);
1-02 03 08 Иностранный язык (английский) (утвержден 29.08.2008, регистрационный № А02 -062 - 1/тип.);
Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 02 декабря 2010)
Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов в области преподавания английского языка в различных типах учреждений образования Республики Беларусь, формирование и развитие поликультурной личности, профессионально подготовленной в контексте идеи диалога культур, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.
Целью дисциплины обязательного компонента «Теоретическая грамматика английского языка» является формирование у студентов, уже имеющих базовую языковедческую подготовку, представления о системе грамматического строя английского языка в совокупности и взаимосвязи его сторон и углубленного понимания сущности языковых явлений в рамках современных лингвистических концепций и воззрений как на явления грамматики, так и языка в целом. Такие представления должны стимулировать их самостоятельный, активный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка и обеспечить их подготовку к выполнению собственного лингвистического исследования.
Основными задачами курса “Теоретическая грамматика” являются:
-
ознакомление студентов с наиболее важными проблемами современных исследований строя английского языка;
-
развитие умения наблюдать за грамматическими явлениями, обобщать и формулировать соответствующие выводы;
-
формирование умения вычленять дискуссионные проблемы грамматики английского языка в области морфологии и синтаксиса и критически анализировать эти проблемы в свете современных лингвистических теорий;
-
выработка навыков владения элементами исследовательской техники: морфемико-дистрибутивный анализ, заместительное тестирование в диагностических моделях, оппозиционно-категориальный анализ, трансформационный анализ, семантико-контекстологический анализ;
-
подготовка их к самостоятельному анализу, оценке и интерпретации основных грамматических категорий и явлений, их противоположных трактовок в рамках различных лингвистических школ и направлений.
В результате изучения дисциплины обязательного компонента «Теоретическая грамматика английского языка» студент должен:
знать:
-
законы функционирования грамматической системы и ее подразделов;
-
терминологический аппарат грамматики;
-
различные методы грамматического анализа;
-
способы описания грамматической системы английского языка;
-
грамматический строй английского языка в совокупности и взаимосвязи его разных сторон;
-
наиболее важные проблемы современных исследований строя английского языка;
уметь:
-
анализировать и давать собственную оценку и интерпретацию основных грамматических явлений;
-
использовать основные элементы исследовательской техники;
-
адекватно интерпретировать грамматические категории и явления современного английского языка в зависимости от исходной теоретической концепции.
-
проводить грамматический анализ конкретного языкового материала.
-
самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по грамматическим исследованиям языка и находить в ней элементы, необходимые для внедрения в преподавательскую практику.
-
творчески использовать основные теоретические положения для освоения других лингвистических курсов, а также в дальнейшем для решения практических, профессиональных задач.
На изучение учебной дисциплины отводится 100 часов, в том числе 34 аудиторных, из них на лекции – 20 часов и на семинарские занятия 14 часов.
Курс «Теоретическая грамматика английского языков» состоит из 3 разделов:
-
Основные грамматические понятия
-
Морфология
-
Синтаксис
Изучение раздела 1 завершается терминологическим диктантом, целью которого является контроль усвоения студентами основных понятий теоретической грамматики. Изучение раздела 2 завершается выполнением студентами контрольной работы с целью промежуточного контроля уровня их знаний и умений по разделу «Морфология». При изучении раздела «Синтаксис» проводится контрольный разбор предложения с целью проверки умения студентов проводить структурный, семантический, фнкциональный анализ предложений. По завершению курса студенты сдают экзамен.
Изучение данной дисциплины базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам как «Введение в языкознание», «Практическая грамматика английского языка», «Лексикология» и является подготовкой студентов к изучению Сравнительной типололии родного и иностранного языка, а также к выполнению собственного лингвистического исследования и написания курсовой работы по лингвистике.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
|
Наименование темы
|
Лек-
ции
|
Практические
|
Се-
ми-
нар.
|
Всего
|
1.1
|
Введение в теоретическую грамматику
|
2
|
|
|
2
|
1.2
|
Основные грамматические понятия
|
2
|
|
|
2
|
2.1
|
Части речи и принципы классификации слов
|
2
|
|
|
2
|
2.2
|
Существительное как слово предметного значения.
|
2
|
|
2
|
4
|
2.3
|
Глагол.
|
2
|
|
2
|
4
|
2.4
|
Другие части речи
|
2
|
|
|
2
|
3.1
|
Синтаксис словосочетания
|
2
|
|
2
|
4
|
3.2
|
Предложение как единица сообщения
|
2
|
|
2
|
4
|
3.3
|
Простое предложение с точки зрения современных течений в лингвистике
|
2
|
|
2
|
4
|
3.4
|
Сложное предложение
|
|
|
2
|
2
|
3.5
|
Предложение и текст
|
2
|
|
2
|
4
|
Всего часов:
|
20
|
|
14
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Основные грамматические понятия
Тема 1.1 Введение в теоретическую грамматику.
Язык и речь. Грамматика как часть языка и лингвистическая дисциплина. Теоретическая и практическая грамматика. Морфология. Синтаксис. Парадигматические и синтагматические отношения между единицами языка.
Тема 1.2 Основные грамматические понятия.
Проблема определения слова. Слово как номинативная единица язык как центральная единица морфологии. Морфема как элементарная значимая часть слова.
Корень и аффиксы - суффикс, префикс, флексия. Лексические морфемы и грамматические морфемы. Внешняя флексия и внутренняя флексия. Понятие нулевой морфемы.
Соотношение понятий морфа, алломорфа и морфемы в аллоэмической теории. Типы дистрибуции морфем. Типы дистрибуции морфем: контрастивная, неконтрастивная, дополнительная.
Морфологические понятия непосредственной грамматической формы, категориальной грамматической формы и грамматической категории. Грамматическая категория как совокупная система выражения обобщенного грамматического значения (функции). Парадигма форм как категориальная подсистема - выразитель грамматической функции слова.
Оппозиционный анализ грамматических форм. Типы оппозиций. Оппозиции бинарные и сверхбинарные. Оппозиции привативные, градуальные, эквиполентные. Бинарная привативная оппозиция как основной тип категориальных оппозиций в грамматике. Сильный (маркированный) и слабый (немаркированный) члены оппозиции, их формальное и функциональное различие.
Синтетические и аналитические показатели грамматической формы как экспоненты членов грамматической оппозиции. Типы синтетических грамматических форм: внутренне-флективные, внешне-флективные, супплетивные. Типы аналитических грамматических форм: сильные, слабые. Место аналитических форм в грамматическом строе английского языка. Английский язык - язык аналитического типа. Грамматическая категория в коммуникативном действии.
РАЗДЕЛ 2 Морфология
Тема 2.1. Части речи и принципы классификации слов.
Класс слов и подкласс слов. Признаки, лежащие в основе выделения разных классов и подклассов слов. Части речи как традиционные грамматические классы слов.
Определение части речи как лексико-грамматической категории.
Разработка критериев выделения частей речи в советском и зарубежном языкознании. Три критерия выделения частей речи: семантический, формальный, функциональный. Знаменательные и служебные части речи в свете этих критериев.
Выдвижение теории синтаксических классов слов в советском и зарубежном языкознании. Синтаксико-дистрибутивная классификация словарного состава и ее оценка. Позиционные классы знаменательных слов и разные группы функциональных слов, стоящих вне "позиций" в структурной рамке предложения.
Трехслойное грамматическое сленение словарного состава, устанавливаемое в результате синтеза традиционной и синтаксико-дистрибутивной классификацией. Знаменательные слова, распределенные по четырем основным классам (частям речи), находящимся в парадигматическом соотнесении друг с другом посредством межклассовой словообразовательной системы ("лексической парадигмы именования"). Местоименные слова. Служебные слова. Функциональные различия тремя выделенными слоями лексики. Наличие полей перехода между указанными слоями.
Тема 2.2 Существительное как слово предметного значения.
Грамматически существенные подклассы существительного. Существительные нарицательные, собственные, исчисляемые, неисчисляемые, одушевленные, неодушевленные, конкретные, абстрактные.
Формальные и функциональные признаки категории числа. Проблема значения числа у различных подклассов существительных.
Эволюция теоретических интерпретаций падежа в англистике. Теории предложных падежей и позиционных падежей, их критическая оценка. Теория притяжательного форманта-послеслога. Теория ограниченного падежа. Проблема категории рода. Род как особая лексико-грамматическая характеристика существительного. Личные местоимения как родовые классификаторы существительных. Подвижность родовых границ существительного и родовая персонификация.
Проблема артикля как грамматического определителя существительного. Проблема нулевого артикля.
Тема 2.3 Глагол.
Грамматически существенные подклассы глагола. Глаголы полной номинации и их подклассы: акциональные и стательные, предельные и непредельные, субъективные и объективные, переходные и непереходные. "Уникальные" глаголы бытия и обладания. Глаголы неполной номинации и их подклассы: вспомогательные глаголы, связочные глаголы, аспектные глаголы. Валентностные подклассы глаголов. Проблема подвижности подклассовой принадлежности глагола.
Личные формы глагола.
Категория глагольного лица. Категория глагольного числа. Тесная взаимосвязь этих категорий.
Категория глагольного времени.
Проблема общепонятийной категории времени и категориальных глагольных систем времени, расчленяющих выражение времени на первичные глагольные времена (сильная форма - прошедшее время) и вторичные глагольные времена (сильная форма - будущее время). Абсолютное и относительное значение временных форм глагола.
Категория глагольного вида.
Грамматический вид и лексический вид. Проблема общепонятийной категории вида и категориальных систем вида, расчленяющих выражение вида в английском глаголе на первичные виды развития действия (сильная форма - длительный вид) и вторичные виды-координации (сильная форма - перфектный вид).
Категория залога.
Залог переходного (объектного) глагола, основная оппозиция по этой категории (действительный залог - страдательный залог). Проблема залоговой характеристики непереходного (субъектного) глагола. Проблема средних залоговых значений глагола.
Категория наклонения.
Особая сложность этой категории в английском языке, вызванная разветвленностью модально-глагольных значений при скудости флективно-морфологической базы глагола. Соотношение глагольных форм со значением реального действия и глагольных форм со значением нереального действия. Проблема основной оппозиции по категории наклонения, отражающей данное соотношение форм и значений; прямое наклонение и противопоставленные ему косвенные наклонения. Проблема императива в системе наклонения глагола. Проблема сослагательного, условного и модального наклонений. Проблема выражения времени формами косвенных наклонений глагола. Общая функциональная характеристики грамматических систем личных форм глагола.
Неличные формы глагола.
Проблема статуса неличных форм глагола. Смешанный характер свойств неличных форм глагола.
Инфинитив как процессно-предметная форма глагола и исходная ступень глагольных парадигм. Инфинитив как конституент выражения модальной репрезентации действия.
Герундий как процессно-предметная форма глагола.
Проблема полугерундия и нерасчлененной "инговой" формы глагола. Причастие как процессно-признаковая форма глагола.
Основания для различения двух отдельных типов причастий в английском языке - причастия настоящего времени (причастия I) и причастия прошедшего времени (причастия II). Проблема категорий вида, залога и времени у неличных форм глагола.
Тема 2.4 Другие части речи
Проблема адекватности традиционной классификации частей речи. Полевой подход к выделению частей речи. Знаменательные слова и разные группы функциональных слов, стоящих вне "позиций" в структурной рамке предложения. Знаменательные слова, распределенные по четырем основным классам (частям речи), находящимся в парадигматическом соотнесении друг с другом посредством межклассовой словообразовательной системы ("лексической парадигмы именования"). Местоименные слова. Служебные слова. Функциональные различия между тремя выделенными слоями лексики. Наличие полей перехода между указанными слоями.
Наречие: основные признаки, классификация, категория степени сравнения.
Местоимение. Классификация. Грамматические категории. Числительное.
Проблема отнесения некоторых слов к различным частям речи (much, many, hundred, thousand, kindly, hard, deep и т.д.)
РАЗДЕЛ 3. Синтаксис
Тема 3.1 Синтаксис словосочетания
Проблема выделения словосочетания в отечественной и зарубежной лингвистике. Знаменательное словосочетание и служебное словосочетание. Свободное словосочетание и устойчивое словосочетание. Структура устойчивых словосочетаний как внутриязыковой фактор моделирования свободных знаменательных словосочетаний. Положение о номинативной природе словосочетания как закономерно соответствующее указанному соотношению устойчивых и свободных словосочетаний.
Последовательная (непосредственно подчинительная) и присоединительная доминация. Ядро и адъюнкт доминационного словосочетания. Согласование, управление, примыкание, замыкание как способы реализации доминационной связи слов в словосочетании. Словосочетания подчинительной связи. Словосочетания подчинительной связи. Простые и сложные подчинительные словосочетания.
Проблема предикации как конститутивного фактора предложения. Номинативный аспект предложения, соотнесенный с его предикативным аспектом. Проблема семантической структуры предложения. Словосочетание как единица номинации. Номинация словосочетания (фраземная) в сопоставлении с номинацией слова (лексемной).
Установление преобразовательных связей между предложением и словосочетанием. Номинализация как основной тип преобразования предложения в словосочетании.
Тема 3.2 Предложение как единица сообщения
Предложение как цельнооформленная единица сообщения. Понятие предикативности как отнесение номинативного содержания предложения к действительности. Основные компоненты предикативности. Номинативная (предметно-назывная) и предикативная (оценочно-установочная) функции предложения. Понятие предикации как главного звена в выявлении цельной единицы сообщения. Предикативный центр (предикативная линия) простого предложения. Первичная и вторичная предикация.
Понятие коммуникативного типа предложения.
Проблемы выделения коммуникативных типов предложения. Диагностирующие модели для коммуникативных типов предложения в речевых ситуациях. Ответная реплика (реакция) как индикатор цели коммуникации, выраженной в предложении.
Коммуникативные типы предложения в аспекте актуального членения. Актуальное членение как основа формирования коммуникативных типов предложения.
Кардинальные коммуникативные типы предложения: повествовательный, вопросительный, побудительный. Проблема восклицательного типа предложения. Восклицательность как сопутствующая коммуникативная черта предложения. Синтаксические оппозиции по кардинальным коммуникативным типам предложения.
Проблема промежуточных (смешанных) коммуникативных типов предложения. Промежуточные коммуникативные типы предложения как выразители экспрессионных коннотаций.
Проблема прагматической интерпретации коммуникативных типов предложения. Классификация Ч. Фриза по признаку речевой реакции собеседника.
Тема 3.3 Простое предложение с точки зрения современных течений в лингвистике
Различные модели анализа предложения.
Структурная модель. Проблема синтаксических и семантических конституентов простого предложения. Традиционная модель членов предложения, ее критика и ее защита в современном языкознании. Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение), обособленные члены предложения. Проблема определения, как второстепенного или "третьестепенного" члена предложения.
Двусоставные и односоставные простые предложения. Проблема полноты простого предложения. Полные и неполные простые предложения. Понятие нулевой синтаксической формы. Элементарное предложение и проблема распространенности предложения. Проблема однородных членов предложения.
Членение предложения по непосредственным составляющим. Семантическая интерпретация этого членения. Его связь с традиционной моделью членов предложения.
Семантическая модель предложения. Понятия поверхностной и глубинной структуры предложения. Ролевая структура предложения.
Понятие актуального членения предложения. Проблема отношения актуального членения к синтаксису. Предложение с его актуальным членением как выразитель суждения с его логическим членением. Компоненты актуального членения - тема, рема, переход.
Актуальное членение предложения и контекст. Актуальное членение предложения и редукция (сокращение) открытого состава предложения в контексте. Средства выражения актуального членения предложения: интонационные, аранжировочные, лексико-конструкционные.
Трансформационная модель предложения. Парадигматика простого предложения. Ядерное предложение как деривационная основа развернутого простого предложения. Ядерное предложение и примарное предложение. Предикативные функции простого предложения в парадигматике. Конструкционные функции простого предложения в парадигматике.
Тема 3.4. Сложное предложение
Предикативные линии в сложном предложении. Элементарное сложное предложение.
Понятие подчинительной полипредикации. Главное предложение, придаточное предложение. Союзное подчинение и бессоюзное подчинение предложений. Проблема соотношения синтаксических и семантических связей главного и придаточного предложения.
Классификация сложноподчиненных предложений по типам придаточных.
Категориальные типы придаточных. Типы придаточных. Придаточные первичных именных позиций (подлежащные, предикативные, дополнительные). Придаточные вторичных именных позиций (атрибутивные, аппозитивные). Придаточные адвербиальных позиций.
Проблема вводных предложений. Вводные предложения и вставные предложения. Более обобщающие понятия вводных интродуктивных предложений и вводных девиативных предложений в совокупной системе вводности.
Классификация сложноподчиненных предложений по степени спайки главного предложения с придаточным.
Параллельное подчинение и последовательное подчинение. Глубина подчинительной перспективы.
Тема 3.5 Предложение и текст
Единицы больше предложения. Текст как последовательность предложений. Способы связи предложений в тексте. Коммуникативная направленность предложений в тексте. Монологическая и диалогическая последовательности предложений. Кумулема и оккурсема. Соотношение абзаца и кумулемы. Понятие диктемы. Тематизация и стилизация текста. Фактивная и образная стилизация.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Примерный перечень семинаров
-
Существительное и его грамматические категории.
-
Глагол и его категории.
-
Синтаксис словосочетания.
-
Предложение как единица сообщения.
-
Простое предложение с точки зрения современных течений в лингвистике.
-
Сложное предложение.
-
Предложение и текст.
Рекомендуемые формы контроля
-
Контрольная работа.
-
Терминологический диктант
-
Грамматический разбор предложения
Рекомендуемые темы контрольных работ
-
Грамматические категории знаменательных частей речи.
-
Морфологический состав слова.
страница 1
|