страница 1 Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Учебная программа для специальности
1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)
(1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;
1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык)
Факультет иностранных языков
Кафедра теории и практики английского языка
Курс 3
Семестр 5
Лекции - 20 часов Экзамен 5 семестр
Семинарские
занятия 14 часов Зачет нет
Курсовой проект (работа) нет
Всего аудиторных
часов по дисциплине 34 часов
Всего часов Форма получения
по дисциплине 100 часов высшего образования: дневная
Составила Н.В. Берещенко, преподаватель
2010
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной ___ ______ 2010 г.,
регистрационный номер /баз.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры теории и практики английского языка
____ ________ 2010 г., протокол № ___
Заведующий кафедрой
доцент ____________ Л.С. Банникова
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета иностранных языков
___ ___________ 2010 г., протокол № __
Председатель, старший преподаватель ____________ Ж.М. Поплавская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» для специальностей 1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);
-
Типовой учебный план специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);
-
Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 12 ноября 2008)
Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.
Целью дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» являются:
-
ознакомление студентов с современным состоянием фонетической науки, обобщение и углубление знаний по фонетике английского языка, усвоенных студентами в курсе практической фонетики, развитие у студентов способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым материалом и применять знания о фонетической системе в практике обучения английскому языку;
-
подготовка будущих специалистов к самостоятельной педагогической и научной деятельности в области обучения английскому произношению и в изучении фонетического строя английского языка.
Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности:
- описания фонетической системы английского языка;
- определения места ее частных подсистем в общей системе языка;
- анализа фонетических единиц с точки зрения их природы, функции и взаимодействия с другими единицами фонетической системы данного языка в речи билингва при речепроизводстве и речевосприятии.
В результате изучения дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» студент должен:
Знать:
- инвентарь фонологических единиц языка на сегментном и просодическом уровнях и способы их систематизации;
- типы и характер взаимодействия звуков в речевом потоке;
- функциональный статус фонологических единиц сегментного уровня и компонентов просодии;
- основные характеристики фоностилистических вариантов устной речи.
уметь:
-
использовать знания по теоретической фонетике для интерпретации фонетических явлений в речи;
-
иллюстрировать теоретические положения курса практическими примерами;
-
владеть основными методами фонетических исследований;
-
различать региональные и национальные варианты фонемного состава изучаемого иностранного языка.
На изучение учебной дисциплины отводится 100 часов, в том числе 34 аудиторных, из них на лекции – 20 часов, на семинарские занятия 14 часов.
Курс «Теоретическая фонетика английского языка» состоит из разделов:
-
Фонетика как наука.
-
Сегментные формы английского языка.
-
Фонология английского слога.
-
Фонология английского слова.
-
Просодия, ее компоненты и функции.
-
Произносительная норма и ее национальные варианты.
-
Фоностилистика и социальная дифференциация речи.
Изучение разделов 2, 6 завершается выполнением студентами тестов с целью контроля промежуточного уровня их знаний и умений.
Изучение данной дисциплины связано с курсом «Практическая фонетика английского языка».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Фонетика как наука
Тема 1.1 Язык как система. Фонетика и фонология
Определение и описание предмета фонетики. Связь фонетики с лексикологией, грамматикой и стилистикой.
Разделы фонетики: физиологическая, акустическая, фонологическая, описательная, сравнительная и историческая фонетики. Методы исследований, применяемых в этих разделах фонетики: семантический и дистрибутивный методы фонологического анализа. Теоретическое и практическое значение фонетики в целом и ее отдельных компонентов.
РАЗДЕЛ 2 Сегментные формы английского языка
Тема 2.1 Производство звука
Артикуляционный аспект, органы речи, их устройство, работа, функции. Классификация фонем. Критический анализ британских и американских классификаций.
Системы гласных и согласных звуков английского языка. Сопоставление английских гласных и согласных с русскими. Функция качества и количества в английских согласных фонемах. Акустический аспект.
Тема 2.2 Понятие фонемы и аллофона
Определение звука. Фонологический аспект. Проблема определения фонемы.
Конституитивная и дистинктивная функции сегментных фонем, взаимосвязь этих функций. Понятие аллофона.
Основные задачи фонематического анализа языка: Семантико-дистрибутивный и формально-дистрибутивный методы решения первой задачи. Методика и процедура определения фонетической самостоятельности или несамостоятельности звука речи и установление системы сегментных фонем языка; понятие дистрибуции фонем и их аллофонов, понятие минимальных и субминимальных пар, фонологической оппозиции, различительных и сопутствующих признаков сегментных фонем. Фонологический анализ английских гласных. Проблема однофонемности и двухфонемности дифтонгов.
Аспекты связной речи. Модификация фонем в речи. Явления ассимиляции, связывания, элизии.
РАЗДЕЛ 3 Фонология английского слога
Тема 3.1 Слог как фонетическая единица
Функции слога в речи. Слогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов. Структура слога. Основные правила слогоделения в английском языке. Возможные положения и сочетания гласных и согласных в начале и в конце слога. Слоговая структура английского языка с двумя аспектами: словообразованием и слогоделением. Акцентная структура английских слов.
Основные теории слога. Теория сонорности, пульсов, теория Щербы о слоге как дуге общего произносительного усилия и о сильноконечных, слабоконечных и двувершинных согласных. Критический анализ теорий.
РАЗДЕЛ 4. Фонология английского слова
Тема 4.1 Типы и модели словесного ударения
Понятие словесного ударения. Типы словесного ударения (динамичное, музыкальное, количественное, качественное). Лингвистически значимые степени словесного ударения.
Акцентные модели английских слов: рецессивная и ритмическая. Функции словесного ударения. Правила постановки ударения в английском слове.
РАЗДЕЛ 5. Просодия, ее компоненты и функции
Тема 5.1 Интонация, ее значения и функции
Проблема определения интонации, ее компонентов и функций. Обозначение интонации в письменной речи. Интонация английского языка и единство четырех компонентов: мелодического (высотного), фразоакцентного, темпорального и ритмического.
Сверхфразовые единства и деление фраз на интонационные группы. Интонационные структуры как суперсегментные. Иерархические наивысшие фонологические единицы языка – интонемы. Интонация как текстообразующее средство. Текстовые функции интонации.
Тема 5.2 Компоненты интонации
Высотный компонент интонации, его определение, функции. Понятие синтагмы, интонационной группы. Элементы акцентно-мелодической структуры интонационной группы, начальные безударные слоги и их мелодические разновидности, шкала и ее основные типы, терминальный тон. Дистинктивная функция ядерных тонов. Понятие фразового ударения. Соотношение между фразовым и словесным ударениями. Дистинктивная функция фразового ударения.
Темпоральный компонент интонации. Понятие скорости речи. Понятие речевой паузы.
Понятие фразового ритма. Особенности ритма английской фразы. Ритмическая организация текста. Фонологическая роль интонации в целом.
РАЗДЕЛ 6 Произносительная норма и ее национальные варианты
Тема 6.1 Орфоэпическая норма и нормативное произношение
Вариативность фонетических единиц. Понятие литературного произношения и орфоэпической нормы. Нормативное произношение как учебная норма и отклонения от нормы. Текущие изменения в нормативном произношении.
Понятие национальных и региональных вариантов произношения. Важнейшие черты различия между нормативным произношением и общеамериканским произношением.
Тема 6.2 Фоностилистика и социальная дифференциация речи
Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства. Понятие фонетических стилей и их классификация. Экстралингвистические факторы, определяющие выбор стиля. Социальная дифференциация речи.
Проблема фонетической интерференции. Способы преодоления интерференции в английской речи англо-белорусских и англо-русских билингвов.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Примерный перечень семинаров
-
Разделы фонетики.
-
Системы гласных и согласных звуков английского языка.
-
Слог как фонетическая единица.
-
Типы и модели словесного ударения.
-
Интонация, ее значения и функции.
-
Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства.
-
Фонетическая интерференция.
Рекомендуемые формы контроля
-
Контрольные работы.
-
Устные доклады.
Рекомендуемые темы контрольных работ
-
Понятие фонемы и аллофона.
-
Орфоэпическая норма и нормативное произношение.
Рекомендуемые темы устных докладов
-
Язык как система. Фонетика и фонология.
-
Производство звука.
-
Слог как фонетическая единица.
-
Типы и модели словесного ударения.
-
Интонация, ее значения и функции.
-
Компоненты интонации.
-
Фоностилистика и социальная дифференциация речи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
|
|
|
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных
часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
|
|
|
|
Литература
|
Формы
контроля
знаний
|
лекции
|
семинарские
занятия
|
практические
занятия
|
СУРС
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
| Фонетика как наука (2 ч.) |
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
1.1
|
Язык как система. Фонетика и фонология (2 ч.).
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
1.1.1
|
1. Определение и описание предмета фонетики. Связь фонетики с лексикологией, грамматикой и стилистикой.
2. Разделы фонетики: физиологическая, акустическая, фонологическая, описательная, сравнительная и историческая фонетики.
3. Методы исследований, применяемых в этих разделах фонетики: семантический и дистрибутивный методы фонологического анализа.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[1][2 ]
[6]
|
Устный доклад
|
2
|
Сегментные формы английского языка (8ч.)
|
4
|
4
|
-
|
-
|
|
|
|
2.1
|
Производство звука (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
2.1.1
|
1. Артикуляционный аспект, органы речи, их устройство, работа, функции. Классификация фонем. Критический анализ британских и американских классификаций.
2. Системы гласных и согласных звуков английского языка. Сопоставление английских гласных и согласных с русскими.
3. Функция качества и количества в английских согласных фонемах. Акустический аспект.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[1][2 ]
[6]
|
Устный доклад
|
2.2
|
Понятие фонемы и аллофона (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
2.2.1
|
1. Конституитивная и дистинктивная функции сегментных фонем, взаимосвязь этих функций. Понятие аллофона.
2. Основные задачи фонематического анализа языка. Понятие дистрибуции фонем и их аллофонов, понятие минимальных и субминимальных пар, фонологической оппозиции.
3. Фонологический анализ английских гласных. Проблема однофонемности и двухфонемности дифтонгов.
4. Аспекты связной речи. Модификация фонем в речи. Явления ассимиляции, связывания, элизии.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[3][4 ]
[6]
|
Контрольная работа
|
3
|
Фонология английского слога (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
3.1
|
Слог как фонетическая единица (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
3.1.1
|
1. Функции слога в речи. Типы слогов. Структура слога. Основные правила слогоделения в английском языке. Возможные положения и сочетания гласных и согласных в начале и в конце слога.
2. Слоговая структура английского языка с двумя аспектами: словообразованием и слогоделением. Акцентная структура английских слов.
3. Основные теории слога. Теория сонорности, пульсов, теория Щербы о слоге как дуге общего произносительного усилия и о сильноконечных, слабоконечных и двувершинных согласных. Критический анализ теорий.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[3][4 ]
[5]
|
Устный доклад
|
4
|
Фонология английского слова (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
4.1
|
Типы и модели словесного ударения (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
4.1.1
|
1. Понятие словесного ударения. Типы словесного ударения (динамичное, му-зыкальное, количественное, качественное).
2. Лингвистически значимые степени словесного ударения.
3. Акцентные модели английских слов: рецессивная и ритмическая. Функции словесного ударения. Правила постановки ударения в английском слове.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[1][2 ]
[6]
|
Устный доклад
|
5
|
Просодия, ее компоненты и функции (6ч.)
|
4
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
5.1
|
Интонация, ее значения и функции (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
5.1.1
|
1. Проблема определения интонации, ее компонентов и функций. Обозначение интонации в письменной речи.
2. Интонация английского языка и единство четырех компонентов: мелодического (высотного), фразоакцентного, темпорального и ритмического.
3. Сверхфразовые единства и деление фраз на интонационные группы. Интона-ционные структуры как суперсегментные. Иерархические наивысшие фонологи-ческие единицы языка – интонемы.
4. Интонация как текстообразующее средство. Текстовые функции интонации.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[1][2 ]
[6]
|
Устный доклад
|
5.2
|
Компоненты интонации (2ч.)
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
5.2.1
|
1. Высотный компонент интонации, его определение, функции. Понятие синтагмы, интонационной группы. Дистинктивная функция ядерных тонов.
2. Понятие фразового ударения. Соотношение между фразовым и словесным ударениями. Дистинктивная функция фразового ударения.
3. Темпоральный компонент интонации. Понятие скорости речи. Понятие речевой паузы.
4. Понятие фразового ритма. Особенности ритма английской фразы. Ритмическая организация текста. Фонологическая роль интонации в целом.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[3][4 ]
[5]
|
Устный доклад
|
6
|
Произносительная норма и ее национальные варианты (10ч.)
|
6
|
4
|
-
|
-
|
|
|
|
6.1
|
Орфоэпическая норма и нормативное произношение (6ч.)
|
4
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
6.1.1
|
1. Вариативность фонетических единиц. Понятие литературного произношения и орфоэпической нормы.
2. Нормативное произношение как учебная норма и отклонения от нормы. Текущие изменения в нормативном произношении.
3. Понятие национальных и региональных вариантов произношения.
4. Важнейшие черты различия между нормативным произношением и общеамериканским произношением.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[3][4 ]
[6]
|
Контрольная работа
|
6.2
|
Фоностилистика и социальная дифференциация речи (4ч.)
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
6.2.1
|
1. Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства. Понятие фонетических стилей и их классификация.
2. Экстралингвистические факторы, определяющие выбор стиля. Социальная дифференциация речи.
3. Проблема фонетической интерференции. Способы преодоления интерференции в английской речи англо-белорусских и англо-русских билингвов.
|
|
|
|
|
Логико-смысловые схемы
|
[1][2 ]
[5]
|
Устный доклад
|
страница 1
|