Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Учебная программа для специальности

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)

(1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;

1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык)

Факультет иностранных языков




Кафедра теории и практики английского языка




Курс 3


Семестр 5

Лекции - 20 часов Экзамен 5 семестр

Семинарские

занятия 14 часов Зачет нет
Курсовой проект (работа) нет


Всего аудиторных


часов по дисциплине 34 часов

Всего часов Форма получения


по дисциплине 100 часов высшего образования: дневная

Составила Н.В. Берещенко, преподаватель


2010

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной ___ ______ 2010 г.,


регистрационный номер /баз.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры теории и практики английского языка
____ ________ 2010 г., протокол № ___

Заведующий кафедрой

доцент ____________ Л.С. Банникова
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета иностранных языков
___ ___________ 2010 г., протокол № __

Председатель, старший преподаватель ____________ Ж.М. Поплавская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» для специальностей 1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);

  • Типовой учебный план специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);

  • Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 12 ноября 2008)

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.

Целью дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» являются:



  • ознакомление студентов с современным состоянием фонетической науки, обобщение и углубление знаний по фонетике английского языка, усвоенных студентами в курсе практической фонетики, развитие у студентов способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым материалом и применять знания о фонетической системе в практике обучения английскому языку;

  • подготовка будущих специалистов к самостоятельной педагогической и научной деятельности в области обучения английскому произношению и в изучении фонетического строя английского языка.

Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности:

- описания фонетической системы английского языка;

- определения места ее частных подсистем в общей системе языка;

- анализа фонетических единиц с точки зрения их природы, функции и взаимодействия с другими единицами фонетической системы данного языка в речи билингва при речепроизводстве и речевосприятии.

В результате изучения дисциплины вузовского компонента «Теоретическая фонетика английского языка» студент должен:

Знать:

- инвентарь фонологических единиц языка на сегментном и просодическом уровнях и способы их систематизации;

- типы и характер взаимодействия звуков в речевом потоке;

- функциональный статус фонологических единиц сегментного уровня и компонентов просодии;

- основные характеристики фоностилистических вариантов устной речи.

уметь:


  • использовать знания по теоретической фонетике для интерпретации фонетических явлений в речи;

  • иллюстрировать теоретические положения курса практическими примерами;

  • владеть основными методами фонетических исследований;

  • различать региональные и национальные варианты фонемного состава изучаемого иностранного языка.

На изучение учебной дисциплины отводится 100 часов, в том числе 34 аудиторных, из них на лекции – 20 часов, на семинарские занятия 14 часов.

Курс «Теоретическая фонетика английского языка» состоит из разделов:



  1. Фонетика как наука.

  2. Сегментные формы английского языка.

  3. Фонология английского слога.

  4. Фонология английского слова.

  5. Просодия, ее компоненты и функции.

  6. Произносительная норма и ее национальные варианты.

  7. Фоностилистика и социальная дифференциация речи.

Изучение разделов 2, 6 завершается выполнением студентами тестов с целью контроля промежуточного уровня их знаний и умений.

Изучение данной дисциплины связано с курсом «Практическая фонетика английского языка».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Фонетика как наука
Тема 1.1 Язык как система. Фонетика и фонология

Определение и описание предмета фонетики. Связь фонетики с лексикологией, грамматикой и стилистикой.

Разделы фонетики: физиологическая, акустическая, фонологическая, описательная, сравнительная и историческая фонетики. Методы исследований, применяемых в этих разделах фонетики: семантический и дистрибутивный методы фонологического анализа. Теоретическое и практическое значение фонетики в целом и ее отдельных компонентов.
РАЗДЕЛ 2 Сегментные формы английского языка
Тема 2.1 Производство звука

Артикуляционный аспект, органы речи, их устройство, работа, функции. Классификация фонем. Критический анализ британских и американских классификаций.

Системы гласных и согласных звуков английского языка. Сопоставление английских гласных и согласных с русскими. Функция качества и количества в английских согласных фонемах. Акустический аспект.
Тема 2.2 Понятие фонемы и аллофона

Определение звука. Фонологический аспект. Проблема определения фонемы.

Конституитивная и дистинктивная функции сегментных фонем, взаимосвязь этих функций. Понятие аллофона.

Основные задачи фонематического анализа языка: Семантико-дистрибутивный и формально-дистрибутивный методы решения первой задачи. Методика и процедура определения фонетической самостоятельности или несамостоятельности звука речи и установление системы сегментных фонем языка; понятие дистрибуции фонем и их аллофонов, понятие минимальных и субминимальных пар, фонологической оппозиции, различительных и сопутствующих признаков сегментных фонем. Фонологический анализ английских гласных. Проблема однофонемности и двухфонемности дифтонгов.

Аспекты связной речи. Модификация фонем в речи. Явления ассимиляции, связывания, элизии.

РАЗДЕЛ 3 Фонология английского слога


Тема 3.1 Слог как фонетическая единица

Функции слога в речи. Слогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов. Структура слога. Основные правила слогоделения в английском языке. Возможные положения и сочетания гласных и согласных в начале и в конце слога. Слоговая структура английского языка с двумя аспектами: словообразованием и слогоделением. Акцентная структура английских слов.

Основные теории слога. Теория сонорности, пульсов, теория Щербы о слоге как дуге общего произносительного усилия и о сильноконечных, слабоконечных и двувершинных согласных. Критический анализ теорий.

РАЗДЕЛ 4. Фонология английского слова


Тема 4.1 Типы и модели словесного ударения

Понятие словесного ударения. Типы словесного ударения (динамичное, музыкальное, количественное, качественное). Лингвистически значимые степени словесного ударения.

Акцентные модели английских слов: рецессивная и ритмическая. Функции словесного ударения. Правила постановки ударения в английском слове.
РАЗДЕЛ 5. Просодия, ее компоненты и функции
Тема 5.1 Интонация, ее значения и функции

Проблема определения интонации, ее компонентов и функций. Обозначение интонации в письменной речи. Интонация английского языка и единство четырех компонентов: мелодического (высотного), фразоакцентного, темпорального и ритмического.

Сверхфразовые единства и деление фраз на интонационные группы. Интонационные структуры как суперсегментные. Иерархические наивысшие фонологические единицы языка – интонемы. Интонация как текстообразующее средство. Текстовые функции интонации.
Тема 5.2 Компоненты интонации

Высотный компонент интонации, его определение, функции. Понятие синтагмы, интонационной группы. Элементы акцентно-мелодической структуры интонационной группы, начальные безударные слоги и их мелодические разновидности, шкала и ее основные типы, терминальный тон. Дистинктивная функция ядерных тонов. Понятие фразового ударения. Соотношение между фразовым и словесным ударениями. Дистинктивная функция фразового ударения.

Темпоральный компонент интонации. Понятие скорости речи. Понятие речевой паузы.

Понятие фразового ритма. Особенности ритма английской фразы. Ритмическая организация текста. Фонологическая роль интонации в целом.

РАЗДЕЛ 6 Произносительная норма и ее национальные варианты
Тема 6.1 Орфоэпическая норма и нормативное произношение

Вариативность фонетических единиц. Понятие литературного произношения и орфоэпической нормы. Нормативное произношение как учебная норма и отклонения от нормы. Текущие изменения в нормативном произношении.

Понятие национальных и региональных вариантов произношения. Важнейшие черты различия между нормативным произношением и общеамериканским произношением.
Тема 6.2 Фоностилистика и социальная дифференциация речи

Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства. Понятие фонетических стилей и их классификация. Экстралингвистические факторы, определяющие выбор стиля. Социальная дифференциация речи.

Проблема фонетической интерференции. Способы преодоления интерференции в английской речи англо-белорусских и англо-русских билингвов.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Примерный перечень семинаров

  1. Разделы фонетики.

  2. Системы гласных и согласных звуков английского языка.

  3. Слог как фонетическая единица.

  4. Типы и модели словесного ударения.

  5. Интонация, ее значения и функции.

  6. Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства.

  7. Фонетическая интерференция.

Рекомендуемые формы контроля

  1. Контрольные работы.

  2. Устные доклады.

Рекомендуемые темы контрольных работ

  1. Понятие фонемы и аллофона.

  2. Орфоэпическая норма и нормативное произношение.

Рекомендуемые темы устных докладов

  1. Язык как система. Фонетика и фонология.

  2. Производство звука.

  3. Слог как фонетическая единица.

  4. Типы и модели словесного ударения.

  5. Интонация, ее значения и функции.

  6. Компоненты интонации.

  7. Фоностилистика и социальная дифференциация речи.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА










Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных

часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)












Литература

Формы

контроля

знаний

лекции

семинарские

занятия


практические

занятия

СУРС

1

2

4

5

6

7

8

9

10


1

Фонетика как наука (2 ч.)


2

-

-

-










1.1

Язык как система. Фонетика и фонология (2 ч.).

2

-

-

-










1.1.1

1. Определение и описание предмета фонетики. Связь фонетики с лексикологией, грамматикой и стилистикой.

2. Разделы фонетики: физиологическая, акустическая, фонологическая, описательная, сравнительная и историческая фонетики.

3. Методы исследований, применяемых в этих разделах фонетики: семантический и дистрибутивный методы фонологического анализа.














Логико-смысловые схемы

[1][2 ]

[6]


Устный доклад

2

Сегментные формы английского языка (8ч.)

4

4

-

-










2.1

Производство звука (4ч.)

2

2

-

-










2.1.1

1. Артикуляционный аспект, органы речи, их устройство, работа, функции. Классификация фонем. Критический анализ британских и американских классификаций.

2. Системы гласных и согласных звуков английского языка. Сопоставление английских гласных и согласных с русскими.

3. Функция качества и количества в английских согласных фонемах. Акустический аспект.














Логико-смысловые схемы

[1][2 ]

[6]


Устный доклад

2.2

Понятие фонемы и аллофона (4ч.)

2

2

-

-










2.2.1

1. Конституитивная и дистинктивная функции сегментных фонем, взаимосвязь этих функций. Понятие аллофона.

2. Основные задачи фонематического анализа языка. Понятие дистрибуции фонем и их аллофонов, понятие минимальных и субминимальных пар, фонологической оппозиции.

3. Фонологический анализ английских гласных. Проблема однофонемности и двухфонемности дифтонгов.

4. Аспекты связной речи. Модификация фонем в речи. Явления ассимиляции, связывания, элизии.















Логико-смысловые схемы

[3][4 ]

[6]


Контрольная работа

3

Фонология английского слога (4ч.)

2

2

-

-










3.1

Слог как фонетическая единица (4ч.)

2

2

-

-










3.1.1

1. Функции слога в речи. Типы слогов. Структура слога. Основные правила слогоделения в английском языке. Возможные положения и сочетания гласных и согласных в начале и в конце слога.

2. Слоговая структура английского языка с двумя аспектами: словообразованием и слогоделением. Акцентная структура английских слов.

3. Основные теории слога. Теория сонорности, пульсов, теория Щербы о слоге как дуге общего произносительного усилия и о сильноконечных, слабоконечных и двувершинных согласных. Критический анализ теорий.














Логико-смысловые схемы

[3][4 ]

[5]


Устный доклад

4

Фонология английского слова (4ч.)

2

2

-

-










4.1

Типы и модели словесного ударения (4ч.)

2

2

-

-










4.1.1

1. Понятие словесного ударения. Типы словесного ударения (динамичное, му-зыкальное, количественное, качественное).

2. Лингвистически значимые степени словесного ударения.

3. Акцентные модели английских слов: рецессивная и ритмическая. Функции словесного ударения. Правила постановки ударения в английском слове.














Логико-смысловые схемы

[1][2 ]

[6]


Устный доклад

5

Просодия, ее компоненты и функции (6ч.)

4

2

-

-










5.1

Интонация, ее значения и функции (4ч.)

2

2

-

-










5.1.1

1. Проблема определения интонации, ее компонентов и функций. Обозначение интонации в письменной речи.

2. Интонация английского языка и единство четырех компонентов: мелодического (высотного), фразоакцентного, темпорального и ритмического.

3. Сверхфразовые единства и деление фраз на интонационные группы. Интона-ционные структуры как суперсегментные. Иерархические наивысшие фонологи-ческие единицы языка – интонемы.

4. Интонация как текстообразующее средство. Текстовые функции интонации.















Логико-смысловые схемы

[1][2 ]

[6]


Устный доклад

5.2

Компоненты интонации (2ч.)

2

-

-

-










5.2.1

1. Высотный компонент интонации, его определение, функции. Понятие синтагмы, интонационной группы. Дистинктивная функция ядерных тонов.

2. Понятие фразового ударения. Соотношение между фразовым и словесным ударениями. Дистинктивная функция фразового ударения.

3. Темпоральный компонент интонации. Понятие скорости речи. Понятие речевой паузы.

4. Понятие фразового ритма. Особенности ритма английской фразы. Ритмическая организация текста. Фонологическая роль интонации в целом.
















Логико-смысловые схемы

[3][4 ]

[5]


Устный доклад

6

Произносительная норма и ее национальные варианты (10ч.)

6

4

-

-










6.1

Орфоэпическая норма и нормативное произношение (6ч.)

4

2

-

-










6.1.1

1. Вариативность фонетических единиц. Понятие литературного произношения и орфоэпической нормы.

2. Нормативное произношение как учебная норма и отклонения от нормы. Текущие изменения в нормативном произношении.

3. Понятие национальных и региональных вариантов произношения.

4. Важнейшие черты различия между нормативным произношением и общеамериканским произношением.















Логико-смысловые схемы

[3][4 ]

[6]


Контрольная работа

6.2

Фоностилистика и социальная дифференциация речи (4ч.)

2

2

-

-










6.2.1

1. Проблемы фонетических стилей и стилеобразующие средства. Понятие фонетических стилей и их классификация.

2. Экстралингвистические факторы, определяющие выбор стиля. Социальная дифференциация речи.

3. Проблема фонетической интерференции. Способы преодоления интерференции в английской речи англо-белорусских и англо-русских билингвов.














Логико-смысловые схемы

[1][2 ]

[5]


Устный доклад


страница 1

Смотрите также: