страница 1 страница 2 Учреждение образования
Федерации профсоюзов беларуси
«Международный институт трудовых и
социальных отношений»
Утверждаю
Первый проректор УО ФПБ МИТСО
_________________Ю.П. Сергиенко
«___» ____________ 200_ г.
Регистрационный № УД-_________ /р.
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Учебная программа для специальности:
1-25 01 04 «Финансы и кредит»
Факультет – Менеджмента и маркетинга
Кафедра – Финансов
Форма обучения:
|
дневная
|
дневная
|
Специальность:
|
1-25 01 04
|
1-25 01 04
|
Год набора:
|
2006
|
2005
|
Курс:
|
четвертый
|
пятый
|
Семестр:
|
восьмой
|
девятый
|
Лекции:
|
34 ч.
|
42 ч.
|
Практические (семинарские) занятия:
|
24 ч.
|
18 ч.
|
СУРC:
|
10 ч.
|
10 ч.
|
Контрольная работа:
|
-
|
-
|
Курсовая работа:
|
-
|
-
|
Экзамен:
|
восьмой
|
девятый
|
Зачет:
|
-
|
-
|
Всего аудиторных часов по дисциплине:
|
68 ч.
|
70 ч.
|
Всего часов по дисциплине:
|
146 ч.
|
140 ч.
|
Составил А.В. Заулочный, ст. преподаватель
2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ
Овладение основами бухгалтерской профессии должно сопровождаться ростом профессионального уровня специалистов экономического профиля, развитием комплексного экономического мышления, основанных на усвоении методик учета в коммерческих и некоммерческих организациях, применяющих различные планы счетов бухгалтерского учета. Этому способствует изучение студентами дисциплины "Бюджетный учет и отчетность".
Цель изучения данного курса состоит в том, чтобы наряду со знанием теории сформировать у будущих специалистов практические навыки организации бухгалтерского учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений, подготовки и представления бухгалтерской информации для обоснования, выработки и принятия управленческих решений. Изучение курса " Бюджетный учет и отчетность" направлено на повышение теоретического уровня обучения, обеспечение качественной подготовки специалистов высшей квалификации.
В процессе изучения курса студенты овладевают теоретическими и практическими основами отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организаций, финансируемых из бюджета, по завершении изучения дисциплины студент
знает:
-
предмет и метод бюджетного учета;
-
сущность и содержание бюджетного, бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета;
-
место и роль бюджетного учета в управлении предприятием в условиях рыночных отношений;
умеет:
-
читать и анализировать баланс организации, знать его строение;
-
применять балансовый метод отражения и обобщения информации, его сущность и значение;
-
читать счета бюджетного учета и отражать на них хозяйственные операции;
-
на основании данных счетов бюджетного учета составлять бухгалтерский баланс;
-
определять финансовый результат хозяйственной деятельности организации;
обладает навыками и качествами (компетенциями):
-
своевременного, правильного и качественного оформления первичных документов по хозяйственным операциям, отражающим характер деятельности бюджетных структур;
-
ведения учетных регистров;
-
составления, анализа и использования в работе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
поиска и отбора необходимой учетной информации в целях ее использования учреждениями различного профиля (науки, образования, здравоохранения и др.) в процессе управления.
В структуре курса наряду с изучением основ организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях особое внимание уделяется таким специфическим объектам бухгалтерского наблюдения, как бюджетное финансирование, кассовые и фактические расходы, расчеты по заработной плате и стипендиям и др.
Для проведения семинарских и практических занятий самостоятельной и индивидуальной работы в процессе обучения студентов используются первичные документы, банковские учетные регистры, формы бухгалтерской отчетности, деловые игры и другие активные методы обучения. При проведении итогового контроля студенты сдают экзамен.
Тематический план дисциплины
для студентов дневной формы обучения
специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» набора 2006 года
N п\п
|
Наименование темы
|
Распределение часов по видам учебных занятий
|
Всего ауд. занятий
|
Лекций
|
Практи-ческие
|
СУРС
|
Самосто-ятельная работа
|
1.
|
Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод
|
4
|
2
|
2
|
-
|
4
|
2.
|
Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
3.
|
Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
|
8
|
4
|
2
|
2
|
10
|
4.
|
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
5.
|
Учет расчетных операций
|
8
|
4
|
2
|
2
|
6
|
6.
|
Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами
|
10
|
4
|
4
|
2
|
10
|
7.
|
Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств
|
12
|
6
|
4
|
2
|
10
|
8
|
Учет внебюджетных средств
|
6
|
2
|
2
|
2
|
6
|
9.
|
Инвентаризация и годовое заключение счетов
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
10
|
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
|
Итого
|
68
|
34
|
24
|
10
|
70
|
Тематический план дисциплины
для студентов дневной формы обучения
специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» набора 2005 года
N п\п
|
Наименование темы
|
Распределение часов по видам учебных занятий
|
Всего ауд. занятий
|
Лекций
|
Практи-ческие
|
СУРС
|
Самосто-ятельная работа
|
1.
|
Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
2.
|
Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
|
8
|
6
|
2
|
-
|
6
|
3.
|
Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
|
10
|
6
|
2
|
2
|
10
|
4.
|
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
5.
|
Учет расчетных операций
|
10
|
6
|
2
|
2
|
6
|
6.
|
Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами
|
10
|
6
|
2
|
2
|
10
|
7.
|
Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств
|
10
|
6
|
2
|
2
|
10
|
8
|
Учет внебюджетных средств
|
6
|
2
|
2
|
2
|
6
|
9.
|
Инвентаризация и годовое заключение счетов
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
10
|
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
|
Итого
|
70
|
42
|
18
|
10
|
70
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод
Предмет, цель и задачи курса, его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Структура курса, последовательность его изучения. Роль курса в формировании профессионального мышления. Роль бухгалтерского учета в управлении бюджетными учреждениями. Цель, задачи и принципы учета в бюджетных учреждениях.
Правовое регулирование бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений, финансируемых из бюджета, его структура и содержание.
Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Централизация и децентрализация учета. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика бюджетного учреждения.
Бюджетная классификация Республики Беларусь и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Функциональная классификация расходов. Ведомственная классификация расходов. Экономическая (предметная) классификация расходов. Подразделения бюджетной классификации.
Тема 3. Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
Порядок финансирования и исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Казначейская система исполнения бюджета, ее роль и значение в обеспечении контроля за рациональным использованием бюджетных средств.
Порядок открытия счетов главных и нижестоящих распорядителей средств бюджета в банке. Документальное оформление и учет движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке и на лицевых счетах распорядителей средств в органах казначейства. Синтетический и аналитический учет бюджетного финансирования у главных и нижестоящих распорядителей средств бюджета и расчетов по финансированию подведомственных учреждений.
Понятие и классификация расходов бюджетной организации, задачи их учета. Синтетический и аналитический учет кассовых расходов бюджетных учреждений. Синтетический и аналитический учет фактических расходов бюджетных учреждений. Состав статей, подстатей и элементов расходов в экономической (предметной) классификации расходов бюджетов Республики Беларусь.
Контроль за формированием расходов по бюджету и внебюджетным средствам. Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской отчетности.
Правила ведения кассовых операций в бюджетных учреждениях. Документальное оформление и контроль поступления и выбытия денежных средств из кассы. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе учреждения.
Тема 4. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Роль бухгалтерского учета в управлении бюджетными учреждениями. Права и обязанности главного бухгалтера бюджетных учреждений и централизованных бухгалтерий. Организация работы централизованной бухгалтерии и бухгалтерии бюджетного учреждения, ведущего учет самостоятельно. Механизация и компьютеризация учета. Права, обязанности и ответственность руководителей бюджетных учреждений. Формы учета, применяемые в бюджетных учреждениях. Бухгалтерские документы по учету исполнения смет расходов бюджетных учреждений, их назначение, порядок и техника оформления. Мемориальные ордера - накопительные ведомости, их назначение и порядок ведения. Бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета, порядок их ведения и хранения.
Тема 5. Учет расчетных операций
Основы учета обязательств в бюджетных учреждениях. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Раскрытие информации о дебиторах и кредиторах в бухгалтерской отчетности.
Учет расчетов по специальным видам платежей.
Особенности налогообложения бюджетных учреждений и учет расчетов с бюджетом. Учет расчетов с органами социального страхования.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Назначение и порядок выдачи денежных средств под отчет. Отчетность подотчетных лиц. Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами.
Тема 6. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами
Особенности организации и условий оплаты труда работников бюджетной сферы. Порядок начисления средств на оплату труда. Синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда. Учет удержаний и выплат из заработной платы.
Синтетический и аналитический учет расчетов со стипендиатами.
Отчисления от фонда оплаты труда по бюджетному учреждению.
Контроль за использованием фонда оплаты труда.
Тема 7. Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств
Основные средства бюджетных учреждений, их классификация и оценка в бухгалтерском учете и отчетности. Требования к организации учета основных средств в бюджетных учреждениях. Контроль за сохранностью и эффективностью использования основных средств бюджетных учреждений.
Синтетический учет поступления основных средств. Аналитический учет основных средств в бухгалтерии и обеспечение материально–ответственными лицами их сохранности. Синтетический учет выбытия и перемещения основных средств.
Начисление и учет амортизации (износа) основных средств в бюджетных учреждениях. Учет ремонтов, результатов переоценки и инвентаризации основных средств бюджетных учреждениях.
Учет нематериальных активов в бюджетных учреждениях.
Учетная политика в части учета основных средств и нематериальных активов. Раскрытие информации об основных средствах и нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.
Материальные запасы, их классификация и оценка для целей учета. Синтетический учет движения материальных запасов. Особенности учета некоторых видов материальных запасов: драгоценных металлов, продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (лекарственных средств), топлива и горюче–смазочных материалов и др.
Классификация и оценка отдельных предметов в составе оборотных средств. Учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств. Особенности учета и списания белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви.
Учетная политика в части материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств. Раскрытие информации о материальных запасах и отдельных предметах в составе оборотных средств в бухгалтерской отчетности.
Тема 8. Учет внебюджетных средств
Виды внебюджетных средств. Учет внебюджетных денежных средств, принадлежащих учреждению. Счета в банке по внебюджетным средствам. Синтетический и аналитический учет движения денежных средств на счетах в банке.
Учет внебюджетных денежных средств, не принадлежащих учреждению. Учет сумм по поручениям. Учет депозитных сумм.
Учет доходов и фактических расходов за счет прочих внебюджетных источников. Счета для учета финансирования (доходов) и расходов за счет прочих внебюджетных источников. Синтетический и аналитический учет доходов и расходов по внебюджетным средствам. Превышение доходов над расходами. Учет использования сумм превышения доходов над расходами.
Тема 9. Инвентаризация и годовое заключение счетов
Инвентаризация и другие подготовительные работы по составлению баланса. Порядок заключения счетов текущего бухгалтерского учета.
Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Состав, цели и порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерский баланс. Характеристика разделов и статей баланса исполнения сметы расходов. Оценка статей баланса. Инвентаризация статей баланса и отражение в учете ее результатов. Другие подготовительные работы по составлению баланса. Техника составления баланса. Пояснительная записка.
Содержание других форм отчетности (отчет об исполнении сметы расходов учреждений; отчетность о выполнении плана по сети, штатам и контингента, отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам и др.).
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планы практических занятий
Тема 1. Бюджетный учет и отчетность, содержание, предмет и метод
Цель: раскрыть сущность, содержание, значение, функции и задачи бюджетного учета.
План занятия:
-
Понятие и содержание бюджетного учёта.
-
Задачи, объекты и субъекты бюджетного учёта.
-
Функции и сущность бюджетного учёта.
-
Требования, предъявляемые к бюджетному учёту.
Вопросы для самоконтроля:
-
дайте определению бюджетному учету в широком смысле;
-
дайте определению бюджетному учету в узком смысле;
-
что является предметом бюджетного учета;
-
охарактеризуйте метод бюджетного учета;
-
что выступает объектом бюджетного учета;
-
что такое доходы начисленные;
-
что такое доходы кассовые;
-
что такое расходы кассовые;
-
что такое расходы фактические;
-
субъекты бюджетного учета;
-
назовите основные четыре функции бюджетного учета;
-
в чем сущность функции наблюдения;
-
в чем сущность функции управления;
-
в чем сущность функции контроля;
-
в чем сущность функции обеспечения сохранности;
-
охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к бюджетному учету.
Литература: [1–5], [8], [19].
Форма контроля знаний: устный опрос, тестирование.
Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
Цель: раскрыть принципы бюджетного устройства Республики Беларусь, особенности организации бюджетного учета.
План занятия:
-
Распорядители средств бюджета.
-
Организация учёта исполнения бюджета.
-
Бухгалтерский учет исполнения бюджетов.
-
Казначейская система исполнения бюджета.
-
Бюджетная классификация расходов, понятие и структура расходов.
Вопросы для самоконтроля:
-
дайте определение распорядителя средств бюджета;
-
что такое главный распорядитель бюджетных средств на уровне республиканского бюджета;
-
что такое главный распорядитель бюджетных средств на уровне местного бюджета;
-
кто такие нижестоящие распорядители бюджетных средств;
-
кто выступает получателем бюджетных средств;
-
назовите основные нормативные акты, регламентирующие учет исполнения бюджета;
-
какие основные элементы включает организация учета исполнения бюджета;
-
какие основные задачи решает Министерство финансов в контексте бюджетного учета;
-
какие основные задачи решают местные исполнительные и распорядительные органы в контексте бюджетного учета;
-
какие основные задачи решают управления и отделы облисполкомов в контексте бюджетного учета;
-
расскажите об основных аспектах бухгалтерского учета республиканского бюджета;
-
расскажите об основных аспектах бухгалтерского учета местных бюджетов;
-
в чем состоит суть казначейской системы РБ;
-
охарактеризуйте схему казначейской системы РБ.
Литература: [1–5], [8], [19].
Форма контроля знаний: устный опрос, тестирование, проверка рефератов.
Тема 3. Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
Цель: раскрыть порядок финансирования учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах, «Положение о порядке открытия банками счетов клиентам». классификацию расходов бюджетных учреждений, задач их учета.
План занятия:
-
Особенности и порядок предоставления бюджетных ассигнований и финансирования.
-
Счета, предназначенные для учета денежных средств бюджетных учреждений.
-
Синтетический учет движения денежных средств на счетах в учреждениях банков.
-
Синтетический и аналитический учет финансирования в учреждениях, состоящих на республиканском и местных бюджетах.
-
Учет внутриведомственных расчетов по финансированию.
-
Понятие и классификация расходов бюджетной организации.
-
Учет кассовых расходов.
-
Учет фактических расходов.
-
Кассовая книга, ее назначение и порядок ведения; синтетический учет кассовых операций.
-
Документальное оформление операций по движению денежных средств в кассе.
Вопросы для самоконтроля:
-
что такое бюджетная классификация;
-
что включает в себя бюджетная классификация;
-
расскажите о классификации доходов;
-
расскажите о классификации расходов;
-
что такое бюджетная роспись;
-
кто такой главный распорядитель средств;
-
кто такой получатель бюджетных средств;
-
где учитывают свои средства организации с различными видами финансирования;
-
расскажите о счете 10 и его субсчетах;
-
охарактеризуйте две ситуации, когда используется счет 10;
-
расскажите о счете 23;
-
расскажите о счете 14;
-
что такое расходы бюджетного учреждения;
-
какими бывают расходы бюджетных организаций;
-
что такое кассовые расходы;
-
что такое фактические расходы;
-
расскажите о задачах учета кассовых расходов;
-
на каких субсчетах учитываются кассовые расходы;
-
основные операции и проводки по ним, связанные с увеличением кассовых расходов;
-
основные операции и проводки по ним, связанные с уменьшением кассовых расходов;
-
аналитический учет кассовых расходов;
-
счета для синтетического учета фактических расходов;
-
операции и их отражение по учету фактических расходов;
-
как списываются фактические расходы в конце года;
-
аналитический учет фактических расходов;
-
расскажите об увязке кассовых и фактических расходов;
-
основные понятия о кассовой книге, документальное оформление;
-
порядок заполнения кассовой книги;
-
оприходование и неоприходование средств в кассе.
Литература: [1], [5], [6], [8], [11], [16], [18], [24].
Форма контроля знаний: Устный опрос, рефераты, контрольная работа по темам 1-3.
страница 1 страница 2
|