Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
Учреждение образования

Федерации профсоюзов беларуси

«Международный институт трудовых и

социальных отношений»

Утверждаю

Первый проректор УО ФПБ МИТСО

_________________Ю.П. Сергиенко

«___» ____________ 200_ г.

Регистрационный № УД-_________ /р.


БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Учебная программа для специальности:

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

Факультет – Менеджмента и маркетинга

Кафедра – Финансов


Форма обучения:

дневная

дневная

Специальность:

1-25 01 04

1-25 01 04

Год набора:

2006

2005

Курс:

четвертый

пятый

Семестр:

восьмой

девятый

Лекции:

34 ч.

42 ч.

Практические (семинарские) занятия:

24 ч.

18 ч.

СУРC:

10 ч.

10 ч.

Контрольная работа:

-

-

Курсовая работа:

-

-

Экзамен:

восьмой

девятый

Зачет:

-

-

Всего аудиторных часов по дисциплине:

68 ч.

70 ч.

Всего часов по дисциплине:

146 ч.

140 ч.

Составил А.В. Заулочный, ст. преподаватель


2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ
Овладение основами бухгалтерской профессии должно сопровождаться ростом профессионального уровня специалистов экономического профиля, развитием комплексного экономического мышления, основанных на усвоении методик учета в коммерческих и некоммерческих организациях, применяющих различные планы счетов бухгалтерского учета. Этому способствует изучение студентами дисциплины "Бюджетный учет и отчетность".

Цель изучения данного курса состоит в том, чтобы наряду со знанием теории сформировать у будущих специалистов практические навыки организации бухгалтерского учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений, подготовки и представления бухгалтерской информации для обоснования, выработки и принятия управленческих решений. Изучение курса " Бюджетный учет и отчетность" направлено на повышение теоретического уровня обучения, обеспечение качественной подготовки специалистов высшей квалификации.

В процессе изучения курса студенты овладевают теоретическими и практическими основами отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организаций, финансируемых из бюджета, по завершении изучения дисциплины студент

знает:


  • предмет и метод бюджетного учета;

  • сущность и содержание бюджетного, бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета;

  • место и роль бюджетного учета в управлении предприятием в условиях рыночных отношений;

умеет:

  • читать и анализировать баланс организации, знать его строение;

  • применять балансовый метод отражения и обобщения информации, его сущность и значение;

  • читать счета бюджетного учета и отражать на них хозяйственные операции;

  • на основании данных счетов бюджетного учета составлять бухгалтерский баланс;

  • определять финансовый результат хозяйственной деятельности организации;

обладает навыками и качествами (компетенциями):

  • своевременного, правильного и качественного оформления первичных документов по хозяйственным операциям, отражающим характер деятельности бюджетных структур;

  • ведения учетных регистров;

  • составления, анализа и использования в работе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • поиска и отбора необходимой учетной информации в целях ее использования учреждениями различного профиля (науки, образования, здравоохранения и др.) в процессе управления.

В структуре курса наряду с изучением основ организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях особое внимание уделяется таким специфическим объектам бухгалтерского наблюдения, как бюджетное финансирование, кассовые и фактические расходы, расчеты по заработной плате и стипендиям и др.

Для проведения семинарских и практических занятий самостоятельной и индивидуальной работы в процессе обучения студентов используются первичные документы, банковские учетные регистры, формы бухгалтерской отчетности, деловые игры и другие активные методы обучения. При проведении итогового контроля студенты сдают экзамен.


Тематический план дисциплины

для студентов дневной формы обучения

специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» набора 2006 года


N п\п

Наименование темы

Распределение часов по видам учебных занятий

Всего ауд. занятий

Лекций

Практи-ческие

СУРС

Самосто-ятельная работа

1.

Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод

4

2

2

-

4

2.

Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь

6

4

2

-

6

3.

Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета

8

4

2

2

10

4.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

6

4

2

-

6

5.

Учет расчетных операций

8

4

2

2

6

6.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами

10

4

4

2

10

7.

Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств

12

6

4

2

10

8

Учет внебюджетных средств

6

2

2

2

6

9.

Инвентаризация и годовое заключение счетов

4

2

2

-

6

10

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

4

2

2

-

6




Итого

68

34

24

10

70


Тематический план дисциплины

для студентов дневной формы обучения

специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» набора 2005 года


N п\п

Наименование темы

Распределение часов по видам учебных занятий

Всего ауд. занятий

Лекций

Практи-ческие

СУРС

Самосто-ятельная работа

1.

Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод

2

2

-

-

4

2.

Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь

8

6

2

-

6

3.

Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета

10

6

2

2

10

4.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

6

4

2

-

6

5.

Учет расчетных операций

10

6

2

2

6

6.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами

10

6

2

2

10

7.

Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств

10

6

2

2

10

8

Учет внебюджетных средств

6

2

2

2

6

9.

Инвентаризация и годовое заключение счетов

4

2

2

-

6

10

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

4

2

2

-

6




Итого

70

42

18

10

70


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Бюджетный учет и отчетность: содержание, предмет и метод
Предмет, цель и задачи курса, его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами. Структура курса, последовательность его изучения. Роль курса в формировании профессионального мышления. Роль бухгалтерского учета в управлении бюджетными учреждениями. Цель, задачи и принципы учета в бюджетных учреждениях.

Правовое регулирование бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений, финансируемых из бюджета, его структура и содержание.


Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Централизация и децентрализация учета. Формы бухгалтерского учета. Учетная политика бюджетного учреждения.

Бюджетная классификация Республики Беларусь и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Функциональная классификация расходов. Ведомственная классификация расходов. Экономическая (предметная) классификация расходов. Подразделения бюджетной классификации.


Тема 3. Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
Порядок финансирования и исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Казначейская система исполнения бюджета, ее роль и значение в обеспечении контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

Порядок открытия счетов главных и нижестоящих распорядителей средств бюджета в банке. Документальное оформление и учет движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке и на лицевых счетах распорядителей средств в органах казначейства. Синтетический и аналитический учет бюджетного финансирования у главных и нижестоящих распорядителей средств бюджета и расчетов по финансированию подведомственных учреждений.

Понятие и классификация расходов бюджетной организации, задачи их учета. Синтетический и аналитический учет кассовых расходов бюджетных учреждений. Синтетический и аналитический учет фактических расходов бюджетных учреждений. Состав статей, подстатей и элементов расходов в экономической (предметной) классификации расходов бюджетов Республики Беларусь.

Контроль за формированием расходов по бюджету и внебюджетным средствам. Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской отчетности.

Правила ведения кассовых операций в бюджетных учреждениях. Документальное оформление и контроль поступления и выбытия денежных средств из кассы. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе учреждения.
Тема 4. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
Роль бухгалтерского учета в управлении бюджетными учреждениями. Права и обязанности главного бухгалтера бюджетных учреждений и централизованных бухгалтерий. Организация работы централизованной бухгалтерии и бухгалтерии бюджетного учреждения, ведущего учет самостоятельно. Механизация и компьютеризация учета. Права, обязанности и ответственность руководителей бюджетных учреждений. Формы учета, применяемые в бюджетных учреждениях. Бухгалтерские документы по учету исполнения смет расходов бюджетных учреждений, их назначение, порядок и техника оформления. Мемориальные ордера - накопительные ведомости, их назначение и порядок ведения. Бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета, порядок их ведения и хранения.
Тема 5. Учет расчетных операций
Основы учета обязательств в бюджетных учреждениях. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Раскрытие информации о дебиторах и кредиторах в бухгалтерской отчетности.

Учет расчетов по специальным видам платежей.

Особенности налогообложения бюджетных учреждений и учет расчетов с бюджетом. Учет расчетов с органами социального страхования.

Учет расчетов с подотчетными лицами. Назначение и порядок выдачи денежных средств под отчет. Отчетность подотчетных лиц. Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами.


Тема 6. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и стипендиатами
Особенности организации и условий оплаты труда работников бюджетной сферы. Порядок начисления средств на оплату труда. Синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда. Учет удержаний и выплат из заработной платы.

Синтетический и аналитический учет расчетов со стипендиатами.

Отчисления от фонда оплаты труда по бюджетному учреждению.

Контроль за использованием фонда оплаты труда.


Тема 7. Учет основных средств и нематериальных активов, материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств
Основные средства бюджетных учреждений, их классификация и оценка в бухгалтерском учете и отчетности. Требования к организации учета основных средств в бюджетных учреждениях. Контроль за сохранностью и эффективностью использования основных средств бюджетных учреждений.

Синтетический учет поступления основных средств. Аналитический учет основных средств в бухгалтерии и обеспечение материально–ответственными лицами их сохранности. Синтетический учет выбытия и перемещения основных средств.

Начисление и учет амортизации (износа) основных средств в бюджетных учреждениях. Учет ремонтов, результатов переоценки и инвентаризации основных средств бюджетных учреждениях.

Учет нематериальных активов в бюджетных учреждениях.

Учетная политика в части учета основных средств и нематериальных активов. Раскрытие информации об основных средствах и нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.

Материальные запасы, их классификация и оценка для целей учета. Синтетический учет движения материальных запасов. Особенности учета некоторых видов материальных запасов: драгоценных металлов, продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (лекарственных средств), топлива и горюче–смазочных материалов и др.

Классификация и оценка отдельных предметов в составе оборотных средств. Учет движения отдельных предметов в составе оборотных средств. Особенности учета и списания белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви.

Учетная политика в части материальных запасов и отдельных предметов в составе оборотных средств. Раскрытие информации о материальных запасах и отдельных предметах в составе оборотных средств в бухгалтерской отчетности.


Тема 8. Учет внебюджетных средств
Виды внебюджетных средств. Учет внебюджетных денежных средств, принадлежащих учреждению. Счета в банке по внебюджетным средствам. Синтетический и аналитический учет движения денежных средств на счетах в банке.

Учет внебюджетных денежных средств, не принадлежащих учреждению. Учет сумм по поручениям. Учет депозитных сумм.

Учет доходов и фактических расходов за счет прочих внебюджетных источников. Счета для учета финансирования (доходов) и расходов за счет прочих внебюджетных источников. Синтетический и аналитический учет доходов и расходов по внебюджетным средствам. Превышение доходов над расходами. Учет использования сумм превышения доходов над расходами.
Тема 9. Инвентаризация и годовое заключение счетов
Инвентаризация и другие подготовительные работы по составлению баланса. Порядок заключения счетов текущего бухгалтерского учета.
Тема 10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Состав, цели и порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский баланс. Характеристика разделов и статей баланса исполнения сметы расходов. Оценка статей баланса. Инвентаризация статей баланса и отражение в учете ее результатов. Другие подготовительные работы по составлению баланса. Техника составления баланса. Пояснительная записка.



Содержание других форм отчетности (отчет об исполнении сметы расходов учреждений; отчетность о выполнении плана по сети, штатам и контингента, отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам и др.).

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планы практических занятий

Тема 1. Бюджетный учет и отчетность, содержание, предмет и метод
Цель: раскрыть сущность, содержание, значение, функции и задачи бюджетного учета.
План занятия:

  1. Понятие и содержание бюджетного учёта.

  2. Задачи, объекты и субъекты бюджетного учёта.

  3. Функции и сущность бюджетного учёта.

  4. Требования, предъявляемые к бюджетному учёту.


Вопросы для самоконтроля:

  1. дайте определению бюджетному учету в широком смысле;

  2. дайте определению бюджетному учету в узком смысле;

  3. что является предметом бюджетного учета;

  4. охарактеризуйте метод бюджетного учета;

  5. что выступает объектом бюджетного учета;

  6. что такое доходы начисленные;

  7. что такое доходы кассовые;

  8. что такое расходы кассовые;

  9. что такое расходы фактические;

  10. субъекты бюджетного учета;

  11. назовите основные четыре функции бюджетного учета;

  12. в чем сущность функции наблюдения;

  13. в чем сущность функции управления;

  14. в чем сущность функции контроля;

  15. в чем сущность функции обеспечения сохранности;

  16. охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к бюджетному учету.


Литература: [1–5], [8], [19].

Форма контроля знаний: устный опрос, тестирование.

Тема 2. Организация бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Беларусь
Цель: раскрыть принципы бюджетного устройства Республики Беларусь, особенности организации бюджетного учета.
План занятия:

  1. Распорядители средств бюджета.

  2. Организация учёта исполнения бюджета.

  3. Бухгалтерский учет исполнения бюджетов.

  4. Казначейская система исполнения бюджета.

  5. Бюджетная классификация расходов, понятие и структура расходов.


Вопросы для самоконтроля:

  1. дайте определение распорядителя средств бюджета;

  2. что такое главный распорядитель бюджетных средств на уровне республиканского бюджета;

  3. что такое главный распорядитель бюджетных средств на уровне местного бюджета;

  4. кто такие нижестоящие распорядители бюджетных средств;

  5. кто выступает получателем бюджетных средств;

  6. назовите основные нормативные акты, регламентирующие учет исполнения бюджета;

  7. какие основные элементы включает организация учета исполнения бюджета;

  8. какие основные задачи решает Министерство финансов в контексте бюджетного учета;

  9. какие основные задачи решают местные исполнительные и распорядительные органы в контексте бюджетного учета;

  10. какие основные задачи решают управления и отделы облисполкомов в контексте бюджетного учета;

  11. расскажите об основных аспектах бухгалтерского учета республиканского бюджета;

  12. расскажите об основных аспектах бухгалтерского учета местных бюджетов;

  13. в чем состоит суть казначейской системы РБ;

  14. охарактеризуйте схему казначейской системы РБ.


Литература: [1–5], [8], [19].

Форма контроля знаний: устный опрос, тестирование, проверка рефератов.

Тема 3. Учет денежных средств и доходов бюджета. Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
Цель: раскрыть порядок финансирования учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах, «Положение о порядке открытия банками счетов клиентам». классификацию расходов бюджетных учреждений, задач их учета.
План занятия:

  1. Особенности и порядок предоставления бюджетных ассигнований и финансирования.

  2. Счета, предназначенные для учета денежных средств бюджетных учреждений.

  3. Синтетический учет движения денежных средств на счетах в учреждениях банков.

  4. Синтетический и аналитический учет финансирования в учреждениях, состоящих на республиканском и местных бюджетах.

  5. Учет внутриведомственных расчетов по финансированию.

  6. Понятие и классификация расходов бюджетной организации.

  7. Учет кассовых расходов.

  8. Учет фактических расходов.

  9. Кассовая книга, ее назначение и порядок ведения; синтетический учет кассовых операций.

  10. Документальное оформление операций по движению денежных средств в кассе.


Вопросы для самоконтроля:

  1. что такое бюджетная классификация;

  2. что включает в себя бюджетная классификация;

  3. расскажите о классификации доходов;

  4. расскажите о классификации расходов;

  5. что такое бюджетная роспись;

  6. кто такой главный распорядитель средств;

  7. кто такой получатель бюджетных средств;

  8. где учитывают свои средства организации с различными видами финансирования;

  9. расскажите о счете 10 и его субсчетах;

  10. охарактеризуйте две ситуации, когда используется счет 10;

  11. расскажите о счете 23;

  12. расскажите о счете 14;

  13. что такое расходы бюджетного учреждения;

  14. какими бывают расходы бюджетных организаций;

  15. что такое кассовые расходы;

  16. что такое фактические расходы;

  17. расскажите о задачах учета кассовых расходов;

  18. на каких субсчетах учитываются кассовые расходы;

  19. основные операции и проводки по ним, связанные с увеличением кассовых расходов;

  20. основные операции и проводки по ним, связанные с уменьшением кассовых расходов;

  21. аналитический учет кассовых расходов;

  22. счета для синтетического учета фактических расходов;

  23. операции и их отражение по учету фактических расходов;

  24. как списываются фактические расходы в конце года;

  25. аналитический учет фактических расходов;

  26. расскажите об увязке кассовых и фактических расходов;

  27. основные понятия о кассовой книге, документальное оформление;

  28. порядок заполнения кассовой книги;

  29. оприходование и неоприходование средств в кассе.


Литература: [1], [5], [6], [8], [11], [16], [18], [24].

Форма контроля знаний: Устный опрос, рефераты, контрольная работа по темам 1-3.



страница 1 страница 2

Смотрите также: