Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-37-2010-264/баз.

Точечная и векторная графика
Учебная программа для специальности

1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации

специализации 1-53 01 02 01 Автоматизированные системы обработки и отображения информации

2010


Составитель:

А.В.Воруев — доцент кафедры Автоматизированные системы обработки информации УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат технических наук, доцент.


Рецензенты:
В.Г. Родченко — заведующий кафедрой программного обеспечения интеллектуальных и компьютерных систем учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат технических наук, доцент
В.В.Свиридова — доцент кафедры общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой Автоматизированные системы обработки информации УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № 9 от 14 апреля 2010);
Методическим советом физического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № 9 от от 14 мая 2010);

Ответственный за редакцию: А.В.Воруев

Ответственный за выпуск: А.В.Воруев
Пояснительная записка
Изучение дисциплины Совета ВУЗа «Точечная и векторная графика» предусмотрено учебным планом подготовки специалистов специальности I-53 01 02 – «Автоматизированные системы обработки информации» специализации I-53 01 02 01 – «Автоматизированные системы обработки и отображения информации».

Актуальность изучения дисциплины обусловлена быстрым ростом спроса на графические данные в таких отраслях как разработка рекламы, наружное оформление, ландшафтный дизайн, дизайн помещений, веб-дизайн и смежных с ними.

Целью дисциплины Совета ВУЗа «Точечная и векторная графика» решается задача ознакомление студентов с методами обработки растровой и векторной графической информации, получения практических навыков по использованию систем обработки графической информации, а также выявить потенциальные склонности и таланты к созданию авторских графических образов (примитивов и композиций) среди студентов.

Материал дисциплины Совета ВУЗа «Точечная и векторная графика» базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения следующих дисциплин: «Программные средства персональных компьютеров», «Операционные системы», «Системы обработки графической информации».

Задачами дисциплины Совета ВУЗа являются:

  усвоение принципов подготовки изображений к их публикации в печати, рекламных целях и сети интернет;

  овладение навыками применения графических изображений в технологическом процессе предприятий различных сфер деятельность.

В результате изучения дисциплины Совета ВУЗа:



студент должен иметь представление:

  об современных направлениях использования графических данных;



студент должен знать:

  структуры программ обработки графической информации;

  аппаратно-программные платформы систем обработки графической информации;

студент должен владеть:

  методами и средствами машинного обучения;

  технологией машинного синтеза и анализа изображений;

студент должен уметь использовать:

  системы обработки растровой и векторной графической информации;

  системы преобразования графических данных из формата в формат;

  системы совмещения и верстки текстово-графических данных.

Курс Совета ВУЗа «Точечная и векторная графика» изучается студентами 4 курса специальности I-53 01 02 – «Автоматизированные системы обработки информации» специализации I-53 01 02 01 – «Автоматизированные системы обработки и отображения информации».

Общее количество часов – 82; аудиторное количество часов – 62, из них: лекционных занятий – 32, лабораторных работ – 20.

Форма отчётности – экзамен.

Примерный тематический план




№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Семинары

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

1.

Введение в дисциплину


2

-

-

-

-

2

2.

Программы обработки растровых изображений


10

-

-

8

2

20

3.

Программы обработки векторных изображений


8

-

-

4

4

16

4.

Работа с графикой для сети интернет

4

-

-

4

4

12

5.

Основы верстки печатной продукции

4

-

-

4

4

12




Итого

28

-

-

20

14

62


Содержание учебного материала



Тема 1 Введение в дисциплину
Определение границ применения точечной графики. Определение границ применения векторной графики. Преимущества и недостатки технологий. Анализ изображений. Распознавание образов. Распознавание текстов. Криминалистика. Когнитивная графика. Телевидение. Сфера рекламы. Изготовление вывесок. Игровая индустрия. Ландшафтный дизайн. Дизайн помещений. Веб-дизайн. Размеры графических изображений. Цвета и их представления. Плашечные цвета. Специфические особенности графических форматов. Совместимость графических форматов. Конвертация графических данных.
Раздел 1 Программы обработки растровых изображений
Тема 2 Интерфейс и инструменты Adobe Photoshop

Меню программы. Группы команд. Команды главного меню. Подменю. Палитры. Виды палитр. Отобразить палитру. Спрятать палитру. Перемещение палитр. Панель инструментов Toolbox. Виды и назначение инструментов. Переключаемые кнопки инструментов. Управление свойствами инструментов.


Тема 3 Выделение объектов и областей в Adobe Photoshop

Способы выделения. Построение выделения правильной формы. Создание выделения неправильной формы. Полуавтоматическое определение границ при выделении. Выделение областей с близкими цветами. Замена выделения. Режим сложения. Вычитание. Пересечение. Растушевка при создании выделения. Сглаживание создаваемого выделения. Уточнение границы выделения. Инвертирование выделения. Хранение параметров выделения.


Тема 4 Слои, маски и каналы в Adobe Photoshop

Маски. Рисование маски. Создание маски по цветовому ключу. Маски прозрачности. Маска в палитре каналов. Маска в палитре слоев. Кратковременные маски. Сохранение масок. Свойства масок. Слои. Создание слоя из фрагмента изображения. Изменение порядка слоев. Связывание слоев. Блокировка слоя. Фоновый слой. Слой-маска в палитрах. Настройка свойств слоя. Сведение слоев. Каналы. Цветовая модель. Цветовые каналы. Панель Channel. Свойства и возможности панели. Порядок настройки изображения. Отображение канала. Функции работы с текстом. Текстовые маски (трафареты). Функция Layer Style (Стили слоя). Corroded Type (Корродированный текст). Текст на радужной доске для процарапывания (scratchboard). Искажение и направление начертания текста. Выпуклый и вдавленный эффект текста. Фильтр Plaster (Гипс).


Тема 5 Управление цветом и заливками в Adobe Photoshop

Управление цветом в Adobe Photoshop. Диалоговое окно Color Settings (Параметры цвета). Настройки рабочих цветовых пространств находятся в области Working Spaces (Рабочие пространства). Заливки в Adobe Photoshop. Команда Fill (Заливка) из меню Edit (Редактирование). Инструмент заливки Paint Bucket (Заливка). Градиент (цветовая растяжка). Цветокоррекция изображений. Перераспределение тоновых уровней и цветовых диапазонов.


Тема 6 Коррекция дефектов изображения в Adobe Photoshop

Коррекция цвета в изображениях. Коррекция тонового диапазона в окне Levels. Команда Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность). Ручное определение черной и белой точек. Сжатие тонового диапазона. Коррекция тонового интервала. Диалоговое окно Color Balance. Диалоговое окно Hue/Saturation. Создание и редактирование корректирующего слоя. Ретушь. Коррекция резкости изображения. Фильтры размытия. Устранение мелких дефектов изображения. Восстановление утраченных фрагментов. Осветление и затемнение. Изменение насыщенности. Смешение каналов цветного изображения. Раскрашивание и обесцвечивание фотографий. Работа с контурами. Описание контуров. Контурный слой. Обычный контур - вспомогательный объект. Контурные слой-маски. По-строение субконтуров, их выделение и взаимодействие. Выделение контуров. Режимы взаимодействия. Выравнивание и распределение субконтуров. Создание произвольного контура. Редактирование контура по точкам. Изображение и контуры. Взаимодействие изображения и контурной маски. Контур и инструменты рисования. Контур и выделение. Экспорт и импорт контуров.


Тема 7 Применение растрового редактора Ulead PhotoImpaсt

Основы интерфейса. AccessPanel. EasyPalette. Инструменты рабочего стола. Фильтры. Текстуры. Заливка. Управление материалами. Методы цветокоррекции. Печать графических данных. Управление объектами. Выделение в PhotoImpaсt. Группировка, перегруппировка и сведение объектов. Работа со слоями, масками и каналами. Создание графических примитивов. Совместимость с подключаемыми библиотеками и plugins.


Раздел 2 Программы обработки векторных изображений
Тема 8 Интерфейс и инструменты Corel Draw

Система команд верхнего меню. Управление чувствительностью манипулятора. Применение линеек. Контекстное меню и копирование свойств объектов. Информация о документе. Использование скриптов. Использование различных режимов просмотра документа. Изменение масштаба просмотра изображений. Отмена и возврат последних действий.


Тема 9 Создание и управление объектами в Corel Draw

Типы объектов в Corel Draw. Свойства объектов. Выделение объектов. Группировка и привязка объектов. Создание простых фигур. Рисование линий. Перемещение, копирование и удаление объектов. Использование сетки, направляющих и измерительных линеек. Привязка объектов. Блокирование объектов. Трансформация объектов. Изменение формы стандартных объектов. Редактирование автофигур.


Тема 10 Управление цветом и заливками в Corel Draw

Однородная заливка. Градиентная заливка. Заливка с помощью узоров. Заливка текстурой. Дополнительные возможности заливки. Основные инструменты интерактивной заливки. Использование ранее созданных заливок. Настройка заливки объектов. Сетчатая заливка. Выбор цвета заливки с помощью экранной палитры. Выбор цвета заливки в диалоговом окне Uniform Fill. Назначение цвета однородной заливки с помощью модели цвета. Назначение цвета однородной заливки с помощью палитр. Назначение цвета однородной заливки с помощью смесителей. Выбор цвета заливки в пристыковываемом окне Color. Применение инструментов Eyedropper и Paintbucket. Применение панели атрибутов для назначения и изменения однородной заливки.


Тема 11 Внедрение растровых изображений в Corel Draw

Использование библиотеки графических символов и изображений. Работа с заголовками. Импорт и экспорт рисунков. Получение изображений со сканера и цифровой камеры. Изменение взаимного расположения объектов. Объединение объектов в группы. Наложение объектов друг на друга. Соединение объектов. Формирование объектов из нескольких других. Коррекция цвета. Трансформация растровых объектов.



Тема 12 Работа с текстом и контурами в Corel Draw

Основы работы с текстом. Ввод текста. Свойства текста. Привязка текста к произвольной траектории. Изменение расположения символов текста. Преобразование текста в «кривые». Толщина контура, стиль линий и различные типы стрелок. Цвет контура и заливки объекта. Параметры контуров и управление ими. Толщина. Вид. Завершители. Углы. Наконечники. Цвет. Форма и разворот пера контурной линии. Взаимное расположение заливки и контура объекта. Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта. Инструменты для задания параметров контуров. Процедура назначения параметров контура.


Тема 13 Применение векторного редактора Adobe Illustrator

Особенности интерфейса Adobe Illustrator. Знакомство с рабочей областью. Создание основных фигур. Преобразование объектов. Создание эффектов переходов для фигур и цветов. Настройки видов, стилей и эффектов. Работа со слоями. Инструменты и функции Adobe Illustrator. Pattern Brush (Кисть узора). Функция Smart Guide (Умная направляющая). Инструмент graph (График). Перспективные сетки в программе Illustrator. Простые узоры (шаблоны). Текстурные узоры (шаблоны). PostScript Patterns (Узоры на языке PostScript). Метод Pathfinder (Контуроискатель). Envelope Distort (Искажать огибающую). Текст с многоконтурными очертаниями. Функция Envelope (Огибающая) оформления текста.


Раздел 3 Работа с графикой для сети интернет
Тема 14 Методы сечения изображений и сборки при публикации

Публикация изображений в Интернет. Авторские права на изображения в Интернет. Защита графических данных методом сечения. Понятие фрагмента изображения. Хранение отдельных сегментов изображения. Многослойные сегментные изображения с излишним полем. Инструменты Adobe Photoshop Slice (Фрагмент) и Slice Select(Выделение фрагмента). Операция Save for Web (Сохранить для Web). Способы сборки изображений из составных сегментов. Оптимизация загрузки изображения методом сечения.


Тема 15 Анимация Macromedia Flash и Adobe Image Ready

Основы анимации для веб. Редактор анимации Macromedia Flash. Работа во Flash. Рисование во Flash. Анимация во Flash. Интерактивные фильмы Flash. Рабочая среда Flash. Набор инструментов. Использование панелей. Использование библиотек. Редактор анимации Adobe Image Ready. Различие работы пакетов Macromedia Flash и Adobe Image Ready.


Тема 16 Внедрение объектов активного управления страницей

Отображение динамических кнопок. Выпадающие меню. Всплывающие подписи и подсказки. Управление цветом и формой курсора. Заполнение строк состояния. Организация движущихся строк. Скрытые объекты управления. Подвижные объекты сопровождения пользователя. Интеграция баннеров и настройка обращения к ним. Открытие вспомогательных окон.


Тема 17 Применение готовых шаблонов веб-дизайна

Понятие шаблона сайта. Производители и распространители шаблонов. Графическая студия. Рейтинг популярности. Способы распространения. Цена шаблона. Бесплатные шаблоны. Различные наборы возможностей. Бесплатный хостинг. Авторские права. Создание собственных шаблонов веб-дизайна. Организация на уровне таблиц. Структуры баз данных. Веб-редакторы с поддержкой шаблонов. Технологии PHP и ASP. Ручная корректировка шаблонов. Внедрение графических и анимированных элементов в шаблон. Размер шаблона и размер сайта.


Раздел 4 Основы верстки печатной продукции
Тема 18 Программные системы верстки печатной продукции

Форматы представления публикаций. Программа QuarkXPress фирмы Quark. Инструменты. Приемы работы. Хранение результатов. Программы Corel Ventura и Draw. Инструменты. Приемы работы. Хранение результатов. Программы Adobe PageMaker и InDesign. Инструменты. Приемы работы. Хранение результатов. Формат PDF. Защита данных. Основы брошюровки текстов. Системы измерения печатной продукции.


Тема 19 Методы калибровки цвета печатной продукции

Виды устройств цветной печати. Автономные печатающие устройства. Факторы, влияющие на цветопередачу изображений. Технология повышения качества печати. Калибровка системы отображения. Профили для цвета. Выбор цветовых моделей. Настройка предварительного просмотра печати. Подбор оттенков на печатающем устройстве. Виды бумажного носителя.


Тема 20 Организация печати изображений

Настройка драйвера печатающего устройства. Настройка предварительного просмотра печати. Управление ориентацией бумаги и масштабом изображения. Режим «Fit to page». Выборочная печать графического изображения. Многосегментная печать больших изображений. Автоматизация печати изображений. Соблюдение масштаба при печати изображений.


Тема 21 Организация верстки в среде Corel Draw

Слияние текстовых фрагментов. Установка режима и порядка перетекания текста. Управление форматом отображения текста. Установка режима обтекания графических объектов. Обтекание по контуру справа. Обтекание по контуру слева. Обтекание сверху и снизу. Создание подложек. Группировка текстовых и графических объектов. Управление печатью брошюр.


Информационно-методическая часть




Перечень лабораторных работ
1 Работа с инструментами выделения

– создание границы выделения произвольной формы

– управление границами выделения

– сохранение и восстановление маски выделения



2 Добавление объекта к рисунку или замена фона

– из готового изображения создать авторский проект на заданную тему

– разработка графической идеи

– реализация в среде растрового редактора



3 Разработка графического примитива

– управление границами и свойствами графических форм

– разработка графической идеи

– реализация в среде растрового редактора



4 Создание открытки

– разработка графической идеи

– реализация в среде растрового редактора

– необходимо задействовать технологии раздельного управления слоями и каналами



5 Создание обертки для конфеты

– разработка графической идеи

– реализация в среде векторного редактора

– должно использоваться не более четырех индексированных оттенков (включая цвет бумаги)



6 Создание визитки

– разработка личной визитки с использованием плашечных цветов; две стороны для двух языков исполнения; перечень направлений деятельности; контактные данные

– разработка графической идеи

– реализация в среде векторного редактора



7 Верстка проекта печатной продукции

– разработать логотип, фоновый рисунок, задействовать перетекание текста

– разработка графической идеи

– реализация в среде системы верстки печатной продукции


Формы контроля знаний
1 Отчеты по лабораторным работам

Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ

  1. Тиг, Дж.К. Photoshop CS2 на кончиках пальцев. Виртуозная техника / Дж.К. Тиг, У. Дитрих. – СПб.: Питер, 2006. – 768 с.

  2. Буленица, Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель / Т. Буленица. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.

  3. Петров, М.И. CorelDRAW11: Самоучитель / М.И. Петров. – СПб.: Питер, 2002. – 624 с.

  4. Бэйн, С. Эффективная работа с CorelDRAW11 / С. Бэйн. – СПб.: Питер, 2003. – 768 с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Ксенакис, Д., Левисей, Б. Photoshop6 для профессионалов / Д. Ксенакис, Б. Левисей. – СПб.: Питер, 2002. – 880 с.

  2. Линч, Р. Использование AdobePhotoshop6. Специальное издание / Р. Линч. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001 – 880 с.

  3. Панкратова, Т. Photoshop7: Учебный курс /Т. Панкратова. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

  4. Хант, Ш. CorelDRAW9 для профессионалов / Ш. Хант. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.



Электронные ресурсы

  1. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 12.03.2010.

  2. Архив статей по компьютерному и сетевому оборудованию на сайте Atlant // Компьютер бизнес маркет [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.atlant.ru/comar. – Дата доступа: 12.03.2010.

  3. Минская коллекция рефератов [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://library.by/. – Дата доступа: 12.03.2010.

  4. Система удаленного обучения и переподготовки веб-мастерингу UcoZ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.woweb.ru. – Дата доступа: 12.03.2010.

  5. Интернет-проект YarTop for webmaster [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://webmaster.yartop.ru/. – Дата доступа: 12.03.2010.

  6. Официальный веб-сайт компании Adobe (раздел svg) [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.adobe.com/svg/. – Дата доступа: 12.03.2010.




страница 1

Смотрите также: