страница 1 страница 2 | страница 3
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_____________А.А.Катькало
«____»______________2012 г.
Рег.№ УД-_______/р
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И УПРАВЛЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для специальности 1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки
информации
Факультет
|
Электротехнический
|
|
|
Кафедра
|
Автоматизированные системы управления
|
|
По дневной форме обучения
|
По заочной форме обучения
|
По дистанционной форме обучения
|
Курс
|
3, 4
|
3
|
3
|
Семестр
|
6, 7
|
5, 6
|
5, 6
|
Лекции
|
82 (50 – 6 сем.; 32 – 7 сем.)
|
20 (2 – 4 сем.; 10 – 5 сем.; 8 – 6 сем.)
|
12 (8 – 5 сем.; 4 – 6 сем.)
|
Лабораторные занятия
|
66 (34 – 6 сем.; 32 – 7 сем.)
|
20 (10 – 5 сем.; 10 – 6 сем.)
|
8 (4 – 5 сем.; 4 – 6 сем.)
|
Контрольная работа
|
–
|
2 (№1 – 5 сем.; №2 – 6 сем.)
|
2 (№1 – 5 сем.; №2 – 6 сем.)
|
Индивидуальная практическая работа
|
–
|
–
|
2 (№1 – 5 сем.; №2 – 6 сем.)
|
Зачет
|
7
|
5
|
5
|
Экзамен
|
6
|
6
|
6
|
Всего аудиторных часов
|
148 (84 – 6 сем.; 64 – 7 сем.)
|
38 (20 – 5 сем.; 18 – 6 сем.)
|
20 (12 – 5 сем.; 8 – 6 сем.)
|
Самостоятельная работа
|
162 (92 – 6 сем.; 70 – 7 сем.)
|
272 (158 – 5 сем.; 114 – 6 сем.)
|
290 (166 – 5 сем.; 124 – 6 сем.)
|
Всего часов
|
310
|
310
|
310
|
Составитель: канд. техн. наук, доцент Якимов А.И.
Могилев 2012
Рабочая программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине Математические модели информационных процессов и управления для специальности
1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации, дата утверждения 12.10.2009, рег. № ТД-I.218/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Автоматизированные системы управления»
« 15 » мая 2012 г., протокол № 9.
Зав. кафедрой «АСУ» ________________ С.К. Крутолевич
Одобрена и рекомендована к утверждению на
президиуме научно-методического совета
университета «____»___________2012 г., протокол № ____.
Председатель
президиума научно-методического совета
университета _________________ М.Е. Лустенков
Рабочая программа согласована:
Зав. научно-библиографическим
отделом ___________________ Л.А. Астекалова
Начальник учебно-методического
отдела ___________________ А.Ю. Скриган
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области математических моделей, применяемых для описания и анализа процессов хранения и обработки информации и функционирования систем управления.
1.2 В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
– основные положения теории множеств и отношений, элементы теории графов, математической логики, нечеткой логики;
– возможности применения соответствующих разделов высшей математики для построения математических моделей процессов обработки информации;
– способы описания линейных и нелинейных систем управления;
– понятие устойчивости и критерии устойчивости линейных систем управления;
– показатели качества систем управления.
Уметь:
– разрабатывать и анализировать модели задач управления, выбирать и применять методы их решения;
– решать оптимизационные задачи на основе методов теории графов;
– выполнять преобразования выражений логики высказываний и логики предикатов, разрабатывать логические устройства на основе формул алгебры логики;
– выполнять анализ устойчивости систем управления;
– рассчитывать показатели качества систем управления.
1.3 Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины "Математические модели информационных процессов и управления"
Изучаемая дисциплина базируется на знаниях студентами предшествующих ей дисциплин:
"Компьютерные информационные технологии" (раздел основ компьютерной алгебры, "Высшая математика" (раздел линейной алгебры).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. График учебного процесса, распределение рейтинг-баллов по учебным модулям и видам занятий
6 семестр
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Модуль
|
1
|
2
|
ПРК 18/30
|
ИРК
15/40
|
Блок
|
1
|
2
|
3
|
3
|
4
|
Лекции,
баллы min/max
|
|
|
КР 3/5
|
|
КР 3/5
|
|
|
ПРК 18/30
|
|
КР 3/6
|
|
|
|
|
КР 3/6
|
|
Лаб.зан., баллы min/max
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
|
|
ЗЛР 4/6
|
|
ЗЛР 4/6
|
|
ЗЛР 4/6
|
7 семестр
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
19
|
20
|
21
|
Модуль
|
3
|
4
|
|
-
|
Блок
|
5
|
6
|
7
|
7
|
8
|
Лекции,
баллы min/max
|
|
|
КР 3/5
|
|
КР 3/5
|
|
|
ПРК 18/30
|
|
КР 3/6
|
|
|
|
КР 3/6
|
|
ПРК 18/30
РРК
15/40
|
Лаб.зан., баллы min/max
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
ЗЛР 3/5
|
|
|
ЗЛР 4/6
|
|
ЗЛР 4/6
|
|
ЗЛР 4/6
|
Итоговая оценка определяется как сумма текущего и рубежного (итогового) рейтинг-контроля и соответствует баллам:
Зачет:
Оценка
|
Зачтено
|
Не зачтено
|
Баллы
|
51-100
|
0-50
|
Экзамен по десятибалльной системе:
Оценка
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
0
|
Баллы
|
100-94
|
93-87
|
86-80
|
79-72
|
71-65
|
64-58
|
57-51
|
50-40
|
39-17
|
16-1
|
0
|
2.2. Наименование тем лекционных и лабораторных занятий, объем в часах.
Раздел 1. Математические основы моделирования информационных и управляющих процессов
№ блока
|
№ недели
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
Самостоятельная работа
|
Тема. Основные вопросы
|
Часы
|
Тема
|
Часы
|
Модуль 1
|
1
|
1
|
Тема 1. Элементы теории множеств и отношений.
Основные определения. Конечные и бесконечные множества. Способы задания множеств. Счетные и несчетные множества. Операции над множествами. Кортежи и операции над ними.
Основные понятия и правила комбинаторики. Соответствия. Свойства соответствий.
|
4
|
Л.р. № 1. Множества. Алгебра множеств.
|
2
|
3
|
2
|
Отображения и функции. Обратная функция. Понятие функционала.
|
2
|
Л.р. № 2. Кортежи и операции над ними.
|
2
|
3
|
3
|
Отношения. Свойства отношений.
Отношения эквивалентности, порядка и доминирования. Алгебра отношений.
|
4
|
Л.р. № 3. Комбинаторные формулы.
|
2
|
3
|
2
|
4
|
Тема 2. Элементы булевской логики и логико-алгебраические модели.
Модели алгебры и исчисления высказываний.
|
2
|
Л.р. № 4. Отношения, отображения, функции.
|
2
|
3
|
5
|
Булева алгебра. Основные операции булевой алгебры.
Основные законы исчисления высказываний.
|
4
|
Л.р. № 5. Логические операции. Основные законы.
|
2
|
3
|
3
|
6
|
Понятие логического базиса. Понятие о полноте системы булевских функций. Полиномы Жегалкина. Дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы.
|
2
|
Л.р. № 6. Алгебра высказываний.
|
2
|
3
|
7
|
Минимизация булевых функций.
Понятие логической схемы. Реализация логических схем.
|
4
|
Л.р. № 7. Булевы функции. Многочлены Жегалкина.
|
2
|
3
|
8
|
Тема 3. Элементы логики предикатов.
Понятие предиката. Кванторы. Язык логики предикатов.
|
2
|
Л.р. № 8. Минимизация булевых функций.
|
2
|
3
|
Модуль 2
|
9
|
Правильно построенные формулы. Тождественные преобразования формул.
Правила вынесения кванторов и сколемизация.
|
4
|
Л.р. № 9. Построение логических схем.
|
2
|
3
|
10
|
Понятие выводимости в логике предикатов.
|
2
|
Л.р. № 10. Логика предикатов.
|
2
|
4
|
11
|
Правила логического вывода. Вывод на основе принципа резолюций.
Тема 4. Графы, сети, автоматы.
Основные понятия и определения теории графов. Способы задания графов. Эйлеровы графы. Деревья. Сети.
|
4
|
Л.р. № 11. Приведение формул логики предикатов к сколемовской нормальной форме.
|
2
|
4
|
4
|
12
|
Задачи оптимизации, решаемые на графах: задача о максимальном потоке в сети, задача о кратчайшем пути.
|
2
|
Л.р. № 12. Логический вывод.
|
2
|
4
|
13
|
Задача коммивояжера, задача о минимальной раскраске графа.
Понятие автомата. Автоматы Мили и Мура, их описание с помощью графов состояний. Построение автомата по блок-схеме алгоритма.
|
4
|
Л.р. № 13. Способы задания графов.
|
2
|
4
|
14
|
Реализация автомата логической схемой. Программируемые логические матрицы.
|
2
|
Л.р. № 14. Решение задач оптимизации на графах.
|
2
|
4
|
15
|
Сети Петри. Построение моделей на основе сетей Петри.
Тема 5. Элементы теории нечетких множеств и нечеткой логики.
Понятие нечеткого множества. Функции принадлежности. Задание нечетких множеств. Операции над нечеткими множествами.
|
4
|
Л.р. № 15. Автоматы Мили и Мура.
|
2
|
3
|
16
|
Нечеткие отношения, их свойства и операции над ними. Нечеткие графы.
|
2
|
Л.р. № 16. Синтез микропрограммного автомата по блок-схеме алгоритма.
|
2
|
3
|
17
|
Нечеткая логика. Подходы к реализации нечеткого логического вывода.
|
2
|
Л.р. № 17. Нечеткие множества и отношения.
|
2
|
3
|
Подготовка к экзамену
|
36
|
Итого за 6 семестр
|
50
|
|
34
|
92
|
страница 1 страница 2 | страница 3
|