страница 1 Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебная программа для специальности
1-24 01 02 Правоведение
Факультет исторический
Кафедра философии
Курс (курсы) 3
Семестр (семестры) 5,6
Лекции 14 часов
Практические занятия – часов Зачет 6 семестр
Всего аудиторных
часов по дисциплине 14 часов
Всего часов форма получения
по дисциплине 102 часов высшего образования заочная
Составил В.С. Новожилов, ст. преподаватель
2010
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 сентября 2008 г. , регистрационный № ТД-ОН.003/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры философии
17 мая 2010 г., протокол № 10 .
Заведующий кафедрой
профессор ____________ В.Н. Калмыков
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __
Председатель
доцент ____________ Г.А. Алексейченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность дисциплины «Основы современного естествознания» в рамках планового цикла естественнонаучных дисциплин для студентов гуманитарного профиля обусловлена особенностями современного этапа социального прогресса, когда эффективное принятие практических решений в любой области материальной и духовной деятельности все в большей степени зависит от общенаучной подготовки специалиста.
Необходимость дисциплины диктуется особой ролью естествознания в формировании научного мировоззрения, в развитии и применении инновационных технологий, являющихся базисом современного производства, а также современной тенденцией фундаментализации и методологизации высшего образования, сокращения имеющегося разрыва между гуманитарным и естественнонаучным стилями мышления.
Целью дисциплины является: дать студентам гуманитарных специальностей обобщенное и систематизированное представление о специфике науки, ее закономерностях и методологическом обеспечении, об особенностях естественнонаучного познания; познакомить их с основными этапами формирования естественнонаучной картины мира и современным уровнем развития физики, химии, биологии, экологии и сопредельных им областей знания.
Задачами дисциплины являются:
– представление науки в целом и естествознания в частности в социодинамике культуры, анализ процессов дифференциации и интеграции наук, проблемы научных революций;
– усвоение студентами закономерностей интегративного движения в современной науке, взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных областей знания;
– исследование принципов построения естественнонаучных теорий, идеалов и норм исследования явлений природы, ставших эталонами новейшего типа научной рациональности;
– овладение языком науки, системой обозначений и количественных размерностей, принятых в естествознании, и применяемых в других областях знаний и культуре;
– формирование умений и навыков убедительного рассуждения по актуальным вопросам научно-технического прогресса, сознательного применения логических приемов доказательства и опровержения в ходе научной полемики и дискуссии.
Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как «Философия», «Логика».
Выпускник должен:
знать:
– принципы естественнонаучного познания, дифференциации и взаимообусловленности естественных наук;
– основы современных естественнонаучных представлений о возникновении и трансформации Вселенной, строении и эволюции биосферы;
– новейшие открытия в области естествознания и перспективы их использования в материальной и социокультурной практике.
уметь:
– сопоставлять реальным явлениям и процессам естественнонаучные модели, использовать условные обозначения и размерности единиц физических и химических величин;
– анализировать и оценивать конкретные научно-технические проблемы с позиции общих принципов современного естествознания.
Дисциплина «Основы современного естествознания» изучается студентами 3 курса специальности 1-24 01 02 Правоведение.
Общее количество часов – 102; аудиторное количество часов – 14 из них: лекции – 14. Форма отчётности – зачет.
Содержание учебного материала
Тема 1 Специфика науки и ее место в системе культуры
Предмет, задачи и разделы современного науковедения. Определение науки и ее место в социодинамике культуры. Основные критерии научной рациональности. Дифференциация и интеграция научного знания. Классификация современных наук и особенности естественнонаучного и гуманитарного стилей мышления. Основные законы развития науки и модели ее функционирования. Проблема научных революций. Основные черты и этапы новейшей научно-технической революции. Законодательные и этические требования к организации научной деятельности и практическому использованию ее результатов. Политика Беларуси в области развития науки и научной деятельности.
Тема 2 Методологические основы научного познания
Предмет логики и методологии научного познания. Понятие научного метода. Уровни и формы методологического обеспечения исследований. Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем. Логико-методологический анализ процедур научного объяснения и предсказания. Общенаучные подходы и междисциплинарные методологии в современной науке. Методологическое значение общей теории систем, теоретической кибернетики и синергетики.
Тема 3 Естествознание в системе научного знания
Предмет, цели и общая гуманитарная направленность естествознания. Фундаментальные и прикладные проблемы естественных наук. Формы и методы исследований в специальных естественных науках. Технические средства эксперимента. Естествознание и математика. Общее состояние и перспективы развития современного естествознания.
Тема 4 Исторические этапы развития естествознания
Зарождение естествознания в рамках древней натурфилософии. Возникновение профессиональной научной деятельности в античном мире. Создание первой научной картины мира. Наука средневековья и формирование университетской культуры Западной Европы. Наука на средневековом Востоке. Противостояние науки и религии в Средние века. Эпоха Возрождения и начало коренных преобразований в способах познания природы. Утверждение экспериментального и аналитического методов в науке. Н. Коперник и революционный переворот в естествознании Нового времени. Значение работ И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона в формировании классической научной картины мира. Проблемы движения, пространства и времени в классической механике. Сущность лапласовского детерминизма и механистической концепции целостности. Предпосылки и важнейшие черты неклассической научной картины мира. Становление новейшей физики, космологии, геологии, теоретической химии, биологии в 19 в. Глобальная научная революция конца 19 – начала 20 вв. и формирование современной научной картины мира.
Тема 5 Физическая картина мира и элементы современной
физики
Понятие физической картины мира, основные концепции и задачи современной физики. Иерархия материальных систем, микромир и мегамир. Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира. Проект создания единой теории физических взаимодействий. Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования. Методы, парадигмы и исследовательские программы в современной физике. Начала современной термодинамики и электродинамики. Общенаучное и мировоззренческое значение постулатов и выводов теории относительности А. Эйнштейна. Современная физика микромира и основные положения квантовой механики. Прикладное значение атомной физики.
Тема 6 Современные космологические и геологические
концепции
Проблема происхождения и развития Вселенной. Место и роль космологии и астрономии в мировоззренческом освоении действительности. Содержание космологических моделей расширяющейся и пульсирующей Вселенной. Методы, средства и результаты современной астрономии. Проблема поиска внеземных цивилизаций. Теории возникновения и развития Солнечной системы. Генезис, формы и размеры Земли, основные геосферы и геодинамические процессы.
Тема 7 Химия в системе современного естествознания
Предмет и значение химии, ее основные разделы и приложения. Историческое развитие химических представлений о составе вещества и химических процессах. Методологическое значение периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Современное учение о химической эволюции как предпосылке возникновения жизни.
Тема 8 Основы современной биологии
Сущность жизни, становление и развитие биологии как науки. Структурные уровни живой материи и разделы современной биологии. Процессы возникновения и эволюции живых систем. Факторы и движущие силы развития биосферы в классической и современной синтетической теории эволюции. Основы систематики растительного и животного миров. Генетика как раздел биологии, ее теоретическое и прикладное значение. Проблемы и перспективы генной инженерии.
Тема 9 Антропологические концепции естествознания
Природные предпосылки возникновения и развития человека. Единство биологического и социального в сущности человека. Взаимодействие современной антропологии и социологии. Современная физиология об устройстве и функционировании человеческого организма. Физиология высшей нервной деятельности, закономерности и перспективы психофизического развития человека. Здоровье, работоспособность и творчество человека и естественнонаучные основы современной медицины.
Тема 10 Природные предпосылки и условия существования
общества
Единство природы и общества и содержание коэволюционной парадигмы нашего времени. Принципы современной экологии и основы рационального природопользования. Человеческое сознание и деятельность как факторы космического существования. Сущность антропного принципа и концепции ноосферы. Глобальные катастрофы и эволюция жизни. Экология и политика в современном мире.
Тема 11 Естественнонаучные основы современных технологий
Современное естествознание и технические науки. Понятие современных технологий. Роль естественных наук в развитии информационных технологий. Современные химические и биологические технологии. Наука и энергетика нашего времени. Единство социального и научно-технического прогресса 21 столетия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Всего часов
|
Количество аудиторных
часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
СУРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Специфика науки и ее
место в системе культуры
|
2
|
2
|
–
|
-
|
-
|
|
|
|
1.1
|
1 Определение науки и ее место в социодинамике культуры.
2 Классификация современных наук и особенности естественнонаучного и гуманитарного стилей мышления.
|
2
|
2
|
–
|
-
|
-
|
|
[11-15]
|
|
1.2
|
1 Основные законы развития науки и модели ее функционирования.
2 Проблема научных революций.
3 Основные черты и этапы новейшей научно-технической революции.
|
Самостоятельное изучение
|
[11-15]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
2
|
Методологические основы
научного познания
|
2
|
2
|
|
-
|
–
|
|
|
|
2.1
|
1 Уровни и формы методологического обеспечения исследований.
2 Основные методы динамического, статистического и термодинамического описания материальных систем.
|
Самостоятельное изучение
|
[16-24]
|
|
2.2
|
1 Общенаучные подходы и междисциплинарные методологии в современной науке.
2 Методологическое значение общей теории систем, теоретической кибернетики и синергетики.
|
Самостоятельное изучение
|
[16-24]
|
|
2.3
|
1 Понятие научного метода.
2 Логико-методологический анализ процедур научного описания, объяснения и предсказания.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
–
|
|
[16-24]
|
|
3
|
Естествознание в системе
научного знания
1 Предмет, цели и общая гуманитарная направленность естествознания.
2 Формы и методы исследований в специальных естественных науках.
3 Общее состояние и перспективы развития современного естествознания.
|
2
|
2
|
–
|
-
|
-
|
|
[25-26]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
4
|
Исторические этапы развития
естествознания
|
2
|
2
|
–
|
-
|
–
|
|
|
|
4.1
|
1 Зарождение естествознания в рамках древней натурфилософии.
2 Наука средневековья и формирование университетской культуры Западной Европы.
3 Проблемы движения, пространства и времени в классической механике.
|
Самостоятельное изучение
|
[25-26]
|
|
4.2
|
1 Предпосылки и важнейшие черты неклассической научной картины мира.
2 Глобальная научная революция конца 19 – начала 20 вв. и формирование современной научной картины мира.
|
2
|
2
|
–
|
-
|
-
|
|
[25-26]
|
|
4.3
|
1 Н.Коперник и революционный переворот в естествознании Нового времени.
2 Значение работ И.Кеплера, Г.Галилея, И.Ньютона в формировании классической научной картины мира.
3 Становление новейшей физики, космологии, геологии, теоретической химии, биологии в 19 в.
|
Самостоятельное изучение
|
[25-26]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5
|
Физическая картина мира и
элементы современной физики
|
2
|
2
|
|
-
|
–
|
|
|
|
5.1
|
1 Анализ иерархии структурной организации вещества на основе современной физической теории и использования физико-химических методов исследования.
2 Методы, парадигмы и исследовательские программы в современной физике.
|
2
|
2
|
–
|
-
|
-
|
|
[27-36]
|
|
5.2
|
1 Общенаучное и мировоззренческое значение постулатов и выводов теории относительности А.Эйнштейна.
2 Современная физика микромира и основные положения квантовой механики.
3 Прикладное значение атомной физики.
|
Самостоятельное изучение
|
[27-36]
|
|
5.3
|
1 Понятие физической картины мира, основные концепции и задачи современной физики.
2 Начала современной термодинамики и электродинамики.
3 Взаимодействия и их проявления в различных системах микромира, макромира и мегамира.
|
Самостоятельное изучение
|
[27-36]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
6
|
Современные космологические и геологические концепции
1 Место и роль космологии и
астрономии в мировоззренческом освоении действительности.
2 Теории возникновения и развития Солнечной системы.
3 Генезис, формы и размеры Земли, основные геосферы и геодинамические процессы.
|
Самостоятельное изучение
|
[27-36]
|
|
7
|
Химия в системе современного
естествознания
1 Предмет и значение химии, ее
основные разделы и приложения.
2 Историческое развитие химических представлений о составе вещества и химических процессах.
3 Современное учение о химической эволюции как предпосылке возникновения жизни.
|
Самостоятельное изучение
|
[37-39]
|
|
8
|
Основы современной биологии
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
8.1
|
1 Сущность жизни, становление и развитие биологии как науки.
2 Структурные уровни живой материи и разделы современной биологии.
3 Основы систематики растительного и животного миров.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[40-50]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
8.2
|
1 Процессы возникновения и эволюции живых систем.
2 Факторы и движущие силы развития биосферы в классической и современной синтетической теории эволюции.
|
Самостоятельное изучение
|
[40-50]
|
|
8.3
|
1 Генетика как раздел биологии, ее теоретическое и прикладное значение.
2 Проблемы и перспективы генной инженерии.
|
Самостоятельное изучение
|
[40-50]
|
|
9
|
Антропологические концепции
естествознания
1 Природные предпосылки возникновения и развития человека.
2 Физиология высшей нервной деятельности, закономерности и перспективы психофизического развития человека.
3 Здоровье, работоспособность и творчество человека и естественнонаучные основы современной медицины.
|
Самостоятельное изучение
|
[40-50]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
Природные предпосылки и условия существования общества
1 Единство природы и общества и содержание коэволюционной парадигмы нашего времени.
2 Принципы современной экологии и основы рационального природопользования.
3 Экология и политика в современном мире.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[51-59]
|
|
11
|
Естественнонаучные основы
современных технологий
1 Современное естествознание и технические науки.
2 Роль естественных наук в развитии информационных технологий.
3 Единство социального и научно-технического прогресса 21 столетия.
|
Самостоятельное изучение
|
[51-59]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачет
|
|
Итого часов:
|
14
|
14
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
Информационно-методическая часть
Рекомендуемая литература
Основная
1 Воронов, В.К. Основы современного естествознания / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – М.: Высш. шк., 1999. – 248 с.
2 Садохин, А.П. Концепции современного естествознания / А.П. Садохин // Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – 239 с.
3 Концепции современного естествознания / под ред. С.И. Самыгина. – М.-Р/на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 270 с.
4 Данилов, В.С. Основные концепции современного естествознания / В.С. Данилов, Н.Н. Кожевников. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 293 с.
5 Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск, 1997. – 320 с.
6 Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х. Карпенков. – М.: Академический проект, 2004. – 640 с.
7 Касперович, Г.И. Основы современного естествознания / Г.И. Каспарович. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 267 с.
8 Кравченко, Л.Г. Концепции современного естествознания / Л.Г. Кравченко. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 127 с.
9 Солопов, Е.Ф. Концепции современного естествознания / Е.Ф. Солопов. – М.: Владос, 1998. – 348 с.
10 Горелов, А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2000. – 271 с.
Дополнительная
11 Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.
12 Сноу, Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. – М., 1973.
13 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1973.
14 Лазарев, Ф.В. Структура познания и научная революция / Ф.Д. Лазарев, М.К. Трифонова. – М., 1980.
15 Венцковский, Л.Э. Философские проблемы развития науки / Л.Э. Венцковский. – М., 1982.
16 Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания / А.Н. Кочергин. – М., 1990.
17 Степин, В.С. Философия науки / В.С. Степин. – М., 2003.
18 Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
19 Зиновьев, А.А. Логика науки / А.А. Зиновьев. – М., 1971.
20 Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.
21 Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. – М., 1974.
22 Бирюков, Б.В. Кибернетика и методология науки / Б.В. Бирюков. – М., 1974.
23 Хакен, Г. Синергетика / Г.Хакен. – М.,1985.
24 Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
25 Кузнецов, В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М., 1996.
26 Косарева, Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры / Л.М. Косарева. – М., 1997.
27 Физическое знание: его генезис и развитие. – М., 1993.
28 Пахомов, Б.Я. Становление современной физической картины мира / Б.Я. Пахомов. – М., 1985.
29 Девис, П. Суперсила / П. Девис. – М., 1989.
30 Паркер, Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной / Б.Паркер. – М., 1991.
31 Спасский, Б.И. Физика для философов / Б.И. Спасский. – М., 1989.
32 Еремеева, А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы / А.И. Еремеева. – М.,1984.
33 Пибблс, Ф. Структура Вселенной в больших масштабах / Ф. Пибблс. – М., 1983.
34 Шкловский, И.С. Вселенная, жизнь, разум / И.С. Шкловский. – М., 1988.
35 Войткевич, Г.В. Рождение Земли / Г.В. Войткевич. – Р/на-Дону, 1996.
36 Сорохтин, О.Г. Глобальная эволюция Земли / О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков. – М., 1991.
37 Азимов, А. Краткая история химии / А. Азимов. – М., 1983.
38 Васильева, Т.С. Химическая форма материи / Т.С. Васильева, В.В. Орлов. – М., 1983.
39 Пементел, Дж. Возможности химии сегодня и завтра / Дж. Пементел, Дж. Кунрод. – М., 1992.
40 Борзенко, В.Г. Теоретическая биология: размышление о предмете / В.Г. Борзенко, А.В. Северцов. – М., 1980.
41 Югай, Г.А. Общая теория жизни / Г.А. Югай. – М., 1985.
42 Шредингер, Э. Что такое жизнь? / Э. Шредингер. – М., 1982.
43 Бернал, Дж. Возникновение жизни / Дж. Бернал. – М., 1969.
44 Рьюз, М. Философия биологии / М. Рьюз. – М., 1977.
45 Опарин, А.И. Возникновение жизни на Земле / А.И. Опарин. – М., 1957.
46 Вернадский, В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. – М., 1989.
47 Ауэрбах, Ш. Генетика / Ш. Ауэрбах. – М., 1968.
48 Дубинин, Н.П. Очерки о генетике / Н.П. Дубинин. – М., 1985.
49 Тимофеев-Ресовский, Н.В. Краткий очерк теории эволюции / Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. – М., 1969.
50 Шмальгаузен, И.И. Вопросы дарвинизма / И.И. Шмальгаузен. – М., 1990.
51 Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М., 1984.
52 Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории/ Ю.И. Семенов. – М., 1989.
53 Биотехнология и общество. – М., 1991.
54 Бережной, С.А. Экология / С.А. Бережной, В.В. Романов, Ю.И. Седов. – Тверь, 1993.
55 Гиренок, Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф.И. Гиренок. – М., 1987.
56 Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни / А.Л. Чижевский. – М., 1995.
57 Швейцер, А. Культура и этика / А.Швейцер. – М., 1973.
58 Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М., 1990.
59 Антропный принцип в структуре научной картины мира / сб. научных статей. – Л., 1989.
страница 1
|