страница 1
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный институт образования
Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений
с белорусским и русским языками обучения
VI класс
Автор Т. А. Дикун, доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
Минск, 2009
Пояснительная записка
В соответствии со школьной программой орфография в V--VII классах изучается на основе линейно-распределительного принципа. Это значит, что изучение орфографии базируется на знаниях учащимися курса фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Особенно важно овладение учащимися разделом «Состав слова и словообразование», так как не зная строения слова, учащийся не сможет правильно применять орфографические правила. Это вызвано тем, что из 71 орфографического правила (данные взяты из исследований С. И. Львовой), отобранных школьной программой для изучения, 51 требует частичного анализа состава слова или элементов словообразовательного анализа. Поэтому умение правильно производить морфемный анализ слова является необходимым для орфографически-грамотного письма. Так как учащиеся постоянно сталкиваются на практике с правописанием приставок (пре-/при-, до-, по-, пере-, в-, вз-, с-), правописанием корней с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, с проверяемыми и непроверяемыми согласными, написанием букв ы, и в корнях слов после приставок на согласный, правописанием суффиксов имён существительных, суффиксов имен прилагательных, правописанием окончаний имён существительных, окончаний имён прилагательных, написанием местоимений и имён числительных, то знание закономерностей русского словообразования и умение определять общие значения словообразовательных морфем необходимы не только для уяснения грамматической системы русского языка, для обогащения словарного запаса учащихся, но и в значительной степени являются гарантом нормативности письменной речи.
Цель факультативных занятий: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.
Задачи:
-
сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
-
развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
-
способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
-
совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Программа факультативных занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку и рассчитана на 35 часов.
В основу программы положены принцип межуровневых и внутриуровневых связей, коммуникативный принцип, структурно-словообразовательный принцип.
ПРОГРАММА
(35 ч)
Повторение – мать учения (1 ч)
Слово сквозь лупу (31 ч)
Типы морфем и функции их в слове (2 ч)
Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные
Зри в корень! (12 ч)
Корень — главная значимая часть слова. Однокоренные слова (1 ч). Правописание корней с проверяемыми и с непроверяемыми гласными (1 ч), с проверяемыми согласными, с непроверяемыми согласными (2 ч); написание букв ы-и в корнях слов после приставок на согласный (2 ч), с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я–им, а/я–ин (2 ч). Написание букв ь и ъ (2 ч). Правописание гласных после шипящих и ц в корне слова (1 ч). Сложение основ. Написание сложных слов. Написание имён существительных с корнем пол-/полу (1 ч).
Загадочная приставка (5 ч)
Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки (1 ч). Написание неизменяемых приставок, приставок на з–с (1 ч). Правописание приставок пре-/при- (3 ч).
Неутомимый труженик (8 ч)
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов (2 ч). Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов (2 ч). Правописание суффиксов имён существительных -ек-/-ик-, -чик-/-щик- ,-енк-/-инк-, -ец-/-иц-,-оньк-/-еньк- (2 ч). Правописание суффиксов имён прилагательных -к-/-ск-, -н-/-енн-, -онн-, написание о-ё в суффиксах имён прилагательных (2 ч).
Таинственное окончание (5 ч)
Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание (1 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных (2 ч). Правописание падежных окончаний имён числительных (2 ч).
Последний звонок (2 ч)
Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ (обобщение). Правописания морфем (обобщение).
Способы деятельности. В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».
Учебно-языковые умения по словообразованию: разграничение морфем и определение их в составе слова, выделение основы слова, окончания, нахождение в слове соединительной гласной; подбор к слову синонимичных и антонимичных морфем; подбор однокоренных слов, разграничение корней с чередующимися гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, словообразовательный разбор и разбор слова по составу.
Учебно-языковые умения по орфографии: правописание неизменяемых приставок до-, по-, пере-, в-, вз-, с-, приставок пре-/при-; корней с чередующимися гласными о – а, и – е, а/я – им, а/я – ин, корней, проверяемых и непроверяемых ударением, суффиксов существительных -ек-/-ик-, -чик-/-щик-, -иц-/-ец-, -оньк-/-еньк-, суффиксов имён прилагательных; написание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, сложных слов.
Коммуникативные умения и навыки: толкование лексического значения слова с опорой на морфемный анализ, использование синонимичных морфем для более точного выражения мысли; создание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, аргументирование доказательств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Курс носит дифференциально-систематический и практически направленный характер, т. е. должен обеспечить приобретение учащимися системы знаний.
В результате систематизации знаний по составу слова, словообразованию и правописанию именных частей речи у школьников должно быть сформировано представление о русской орфографии и словообразовании как системе, о зависимости уровня орфографической грамотности от глубины знаний по словообразованию.
Рекомендуемая литература
-
Граник, Г. Г. Секреты русской орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
-
Иванова, В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л. : Просвещение. Ленинградское отд., 1990.
-
Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5–11 классы / М. М. Казбек-Казиева. – М. : Айрис-пресс, 2006.
-
Львова, С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8–11 классов / С. И. Львова. – М. : Эксмо, 2007.
-
Львова, С. И. Русская орфография : самоучитель / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2005.
-
Максимов, В. И. К тайнам словообразования / В. И. Максимов. – М. : Просвещение, 1980.
-
Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
-
Панов, М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М. : Наука, 1964.
-
Хазанова, А. С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе / А. С. Хазанова. – М. : Просвещение, 1981.
-
Шанский, Н. М. Русский язык на «отлично» / Н. М. Шанский. – Ростов н/Д : Феникс, 1998.
-
Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984.
страница 1
|