страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4 УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления образования
Могилевского облисполкома
Л.С.Смотрицкий
«______»_____________2011 года
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
при поступлении в учреждение образования
« Могилевское областное кадетское училище »
г. Могилев
2011 год
ПРОГРАММА
вступительных испытаний для кандидатов, имеющих образование
7 классов и поступающих в 8 класс
Пояснительная записка
Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V- XI классы», 2010г., утвержденной Министерством Республики Беларусь.
Цель программы – помочь учащимся 7 класса общеобразовательных учреждений повторить, обобщить, систематизировать:
знания о системе языка по всем его разделам (орфография,
состав слова и словообразование, морфология, синтаксис и
пунктуация);
нормы русского литературного языка (орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, пунктуационные).
Содержание программы позволяет учащимся 7 класса общеобразовательных учреждений не только повторить, обобщить и систематизировать соответствующие знания о системе языка и речи, но и сформировать прочные орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Основные задачи, предложенные программой, содержание и структура программы, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы соответствуют обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому языку.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 7-го класса.
Словосочетание
Строение и грамматическое значение словосочетаний: главное и зависимое слова в словосочетании; смысловой вопрос к зависимому слову.
Орфографическая норма. Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Грамматическая норма. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении.
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Строение простого предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения).
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство (ознакомление).
Однородные члены предложения с обобщающим словом и без него. Обращение. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и обращением.
Строение сложного предложения: сложные предложения с союзами и без союзов.
Грамматическая норма. Согласование сказуемого, выраженного глаголом прошедшего времени, с подлежащим-существительным.
Орфографическая норма. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах.
Пунктуационная норма. Запятая между однородными членами при отсутствии союза; запятая между однородными членами, соединенными союзами; двоеточие после обобщающего слова. Запятая между частями сложного предложения перед и, а, но, что, чтобы, когда, как, потому что, если, который.
ОРФОГРАФИЯ
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание о, ё после шипящих в корне слова. Правописание гласных в окончаниях. Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание о, ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имен существительных и прилагательных. Правописание гласных в приставках.
Правописание букв з и с на конце приставок. Правописание ы, и после приставок на согласный.
Непроверяемые безударные гласные и согласные корня. Правописание корней с чередующимися гласными о—а (-гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -рос-/-раст- (-ращ-), -кос-/-кас-). Правописание корней с чередующимися гласными е—и: -бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -дер-/-дир-. Правописание и, ы после ц в корне слова. Правописание ь после шипящих. Правописание разделительных ь и ъ (повторение).
Орфографическая норма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, приставке, суффиксе, окончании, проверяемых согласных в приставке, корне, суффиксе; непроизносимых согласных в корне слова; букв о, ё после шипящих в корне слова, суффиксе, окончании; букв ы и и после приставок, оканчивающихся на согласный; букв з и с на конце приставок; буквы ы после ц в суффиксе -ын- и в окончании -ый; непроверяемых гласных в корне; удвоенных согласных; буквы и после шипящих и ц в корне; мягкого знака после шипящих на конце существительных, в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени; букв о—а в корнях: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -кос-/-кас-, -рос-/ -раст- (-ращ-), букв е—и в корнях -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -пер-/ -пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-.
Учебно-языковые умения и навыки: умение видеть орфограмму и ее опознавательные признаки; определение морфемы, в которой находится орфограмма; усвоение способов проверки написания: подбор однокоренных слов, изменение формы слова, сопоставление слов, имеющих одинаковые морфемы.
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
Правописание имен существительных.
Грамматическая норма. Правильное употребление одушевленных и неодушевленных имен существительных в сочетании с глаголами и именами прилагательными. Правильное употребление падежных форм имен существительных. Правильное употребление вариантных падежных форм и форм числа имен существительных.
Орфографическая норма. Правописание собственных наименований, букв е и и в падежных окончаниях имен существительных, букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик), гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Не с именами существительными. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных, написание сложных имен существительных с корнем пол- (полу-).
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание имен существительных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; определение суффиксов и приставок в именах существительных; обнаружение орфограмм в окончаниях и суффиксах имен существительных и обоснование их написания с помощью изученных орфографических правил; морфологический и словообразовательный разбор имен существительных.
Имя прилагательное
Словообразование имен прилагательных.
Правописание имен прилагательных.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных, кратких форм и форм степеней сравнения имен прилагательных.
Орфографическая норма. Правописание букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имен прилагательных (повторение), не с именами прилагательными, н и нн в суффиксах имен прилагательных; суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание имен прилагательных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; умение различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные; умение образовывать краткие формы и формы степеней сравнения имен прилагательных; умение производить морфологический и словообразовательный разбор имен прилагательных.
Имя числительное
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм количественных, собирательных и порядковых имен числительных. Употребление числительных два, три, двое, трое, оба, обе в сочетании с именами существительными. Употребление количественных числительных в сочетании с существительными для обозначения приблизительного количества (раза три).
Орфографическая норма. Правописание буквы ь в середине и на конце имен числительных. Слитное написание имен числительных, оканчивающихся на -десятых, -сотых, -тысячных, -миллионный, -миллиардный. Раздельное написание составных имен числительных.
Учебно-языковые умения и навыки: умение распознавать имена числительные на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей, умение различать количественные, собирательные, порядковые числительные, простые, составные, сложные числительные; склонение имен числительных; морфологический разбор имен числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи
Словообразование местоимений.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм местоимений (моего, себя, чьих и др.).
Произносительная норма. Правильная постановка ударения в неопределенных местоимениях с постфиксом -нибудь.
Орфографическая норма. Правописание буквы н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Дефис в неопределенных местоимениях перед постфиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях; разделительный ь в формах местоимений.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание местоимений на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей.
Глагол
Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глаголы несовершенного и совершенного вида: значение, образование и употребление.
Переходные и непереходные глаголы, их употребление. Возвратные глаголы: значение и употребление.
Наклонение глаголов: изъявительное, условное, повелительное. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время (углубленное повторение).
Изменение глаголов по лицам. I и II спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы, их употребление. Безличные глаголы, их употребление.
Словообразование глаголов.
Правописание глаголов.
Грамматическая норма. Правильное образование и употребление в речи форм наклонения и времени глаголов; правильное употребление глаголов несовершенного и совершенного вида.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание глаголов на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков.
Причастие
Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные причастия. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание действительных причастий. Употребление действительных причастий.
Страдательные причастия. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие страдательные причастия. Правописание страдательных причастий в полной и краткой форме. Употребление страдательных причастий.
Грамматическая норма. Правильное образование и употребление причастий. Правильное построение предложений с причастным оборотом. Согласование причастий, употребляемых в причастном обороте, с определяемым существительным.
Орфографическая норма. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий; букв у (ю), а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени; букв е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; букв а (я), е перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего
времени; букв ё, е в суффиксах страдательных причастий после шипящих. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание одной и двух букв н в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.
Пунктуационная норма. Знаки препинания при причастном обороте.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание причастий на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков; морфологический разбор причастия; образование различных форм причастий.
Деепричастие
Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричастий несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида.
Употребление деепричастий.
Грамматическая норма. Принадлежность основного и добавочного действия одному и тому же лицу (предмету, явлению).
Произносительная норма. Правильное произношение деепричастий с суффиксами -в, -вши.
Орфографическая норма. Раздельное написание не с деепричастиями.
Пунктуационная норма. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание деепричастий на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков; морфологический разбор деепричастий; образование деепричастий.
Наречие
Наречие как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Группы наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Правописание наречий.
Грамматическая норма. Правильное образование форм степеней сравнения наречий.
Произносительная норма. Правильная постановка ударения в наречиях.
Орфографическая норма. Правописание не с наречиями на -о, -е. Не, ни в наречиях. Гласные на конце наречий. Слитное и раздельное написание наречий. Дефис в наречиях. Правописание ь на конце наречий. Н и нн в наречиях.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание наречий среди других частей речи на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; разграничение омонимичных наречий на -о и кратких прилагательных с учетом их значения, морфологических признаков и синтаксической роли; морфологический и словообразовательный разбор наречий; обнаружение орфограмм в наречиях.
С л у ж е б н ы е ч а с т и р е ч и
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Значение и функция предлогов.
Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Правописание предлогов.
Грамматическая норма. Употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки с существительными и местоимениями в дательном падеже. Правильное употребление предлогов- антонимов в и из, на и с с существительными. Употребление предлога по во временном значении с существительными в предложном падеже (по окончании школы, по прибытии в город).
Орфографическая норма. Слитное и раздельное написание производных предлогов (ввиду, в продолжение и др.). Правописание буквы е на конце производных предлогов (в течение, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Правописание предлогов несмотря на, невзирая на.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание предлогов; разграничение омонимичных предлогов и наречий, деепричастий, существительных с предлогами; морфологический разбор предлога.
Союз
Союз как служебная часть речи. Значение и функции союзов. Союзы сочинительные и подчинительные.
Простые и составные союзы.
Правописание союзов.
Грамматическая норма. Правильное употребление союзов тоже, также, же, ли в сложном предложении.
Орфографическая норма. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Раздельное написание союза как будто. Правописание составных союзов (несмотря на то что, оттого что и др.).
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание союзов; употребление сочинительных союзов для связи однородных членов и частей сложного предложения; употребление подчинительных союзов для связи частей сложного предложения; морфологический разбор союза.
Частица
Частица как служебная часть речи. Функции частиц.
Правописание частиц.
Орфографическая норма. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение и систематизация). Дефисное написание частиц -то, -ка, -таки. Раздельное написание частиц как будто, как раз, все равно. Раздельное написание частиц бы, ли, же с другими словами.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание частиц; употребление частиц для образования условного и повелительного наклонения глаголов; морфологический разбор частиц.
Междометие
Междометие как особая часть речи в русском языке. Функции междометий.
Правописание междометий.
Орфографическая норма. Дефис в междометиях.
Учебно-языковые умения и навыки: распознавание междометий; разграничение междометий и звукоподражаний.
ПРОГРАММА
вступительных испытаний для кандидатов, имеющих образование
8 классов и поступающих в 9 класс
Пояснительная записка
Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V- XI классы», 2010г., утвержденной Министерством Республики Беларусь.
Цель программы – помочь учащимся 8 класса общеобразовательных учреждений повторить, обобщить, систематизировать:
знания о системе языка по всем его разделам (орфография,
состав слова и словообразование, морфология, синтаксис и
пунктуация);
нормы русского литературного языка (орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, пунктуационные).
Содержание программы позволяет учащимся 8 класса общеобразовательных учреждений не только повторить, обобщить и систематизировать соответствующие знания о системе языка и речи, но и сформировать прочные орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Основные задачи, предложенные программой, содержание и структура программы, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы соответствуют обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому языку.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 8-го класса.
Словосочетание
Строение и грамматическое значение словосочетаний: главное и зависимое слова в словосочетании; смысловой вопрос к зависимому слову.
Орфографическая норма. Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
Грамматическая норма. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении.
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Строение простого предложения. Грамматическая основа. Подлежащее, способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, составное), способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения.
Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство и его виды: времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия, уступки.
Двусоставные и односоставные предложения. Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Неполные предложения.
Однородные члены предложения с обобщающим словом и без него. Обращение. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и обращением.
Строение сложного предложения: сложные предложения с союзами и без союзов.
Грамматическая норма. Употребление полной и краткой форм прилагательного в составном именном сказуемом.
Учебно-языковые умения и навыки: анализ порядка слов и интонационных средств в высказывании; различение простого и сложного предложений, определение типа простого предложения по количеству главных членов (двусоставное, односоставное), анализ членов предложения (главные и второстепенные), синтаксический разбор простого предложения; составление предложения по заданным образцам с учетом синонимии двусоставных и односоставных предложений.
Пунктуационная норма. Запятая между однородными членами при отсутствии союза; запятая между однородными членами, соединенными союзами; двоеточие после обобщающего слова. Тире между подлежащим и сказуемым. Дефис при приложении.
Знаки препинания в конце предложения. Запятая между частями сложного предложения перед и, а, но, что, чтобы, когда, как, потому что, если, который.
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|