Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

Сложное предложение

Общая характеристика сложного предложения

Значение сложного предложения. Средства связи и их роль в сложном предложении.

Строение сложного предложения: союзные (сложносочинен­ные, сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения.



Сложносочиненное предложение

Средства связи частей в сложносочиненном предложении: сочинительные союзы, интонация. Сложносочиненные пред­ложения с соединительными, разделительными и противитель­ными союзами. Знаки препинания в сложносочиненном пред­ложении.



Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение: главная и придаточная части. Средства связи частей в сложноподчиненном предло­жении: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Основные виды придаточных частей: определительная, изъяснительная, обстоятельственные (места, времени, причины, следствия, цели, условия, уступки, образа действия, степени, сравнительная). Знаки препинания в сложноподчиненном пред­ложении.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточ­ными частями: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчи­ненном предложении с несколькими придаточными частями.

Бессоюзное сложное предложение

Средства связи частей в бессоюзном сложном предложе­нии: интонация, порядок следования частей. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.



Сложные предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.



Грамматическая норма. Правильное построение сложнопод­чиненного предложения: выбор союза, союзного слова; располо­жение придаточной части; согласование союзных слов кото­рый, какой с опорными словами в главной части, союзного сло­ва чей — с определяемым словом в придаточной части.

Пунктуационная норма. Запятая, точка с запятой, тире меж­ду частями сложносочиненного предложения; отсутствие запя­той в сложносочиненном предложении при наличии общего члена. Запятая в сложноподчиненном предложении. Отсутст­вие запятой между однородными придаточными, соединенными союзом и. Запятая на стыке сочинительного и подчинитель­ного союзов или двух подчинительных союзов (союза и союз­ного слова). Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Учебно-языковые умения и навыки: обнаружение частей в составе сложного предложения и определение их количества; определение типа сложного предложения: союзное (сложносо­чиненное, сложноподчиненное) и бессоюзное; определение основ­ных видов придаточных частей в сложноподчиненном предло­жении; разграничение союзов и союзных слов; анализ сложно­подчиненных предложений с несколькими придаточными; со­ставление схем сложного предложения; составление сложных предложений по схемам; интонирование сложных предложе­ний; синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений, слож­ных предложений с разными видами связи.

Чужая речь и ее виды

Прямая речь (углубленное повторение). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь.

Цитация. Знаки препинания при цитировании.



Грамматическая норма. Правила замены прямой речи кос­венной.

Пунктуационная норма. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (углубленное повторение). Пунктуационное оформление цитат, в том числе стихотворных. Оформление эпиграфа к сочинению.

Учебно-языковые умения и навыки: определение способа передачи чужой речи; составление предложений с прямой и косвенной речью; замена прямой речи косвенной и наоборот; синтаксический разбор предложений с прямой речью.
ОРФОГРАФИЯ

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правопи­сание о, ё после шипящих в корне слова. Правописание глас­ных в окончаниях. Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Правописание о, ё по­сле шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имен существи­тельных и прилагательных. Правописание гласных в приставках.

Правописание букв з и с на конце приставок. Правописание ы, и после приставок на согласный.

Непроверяемые безударные гласные и согласные корня. Пра­вописание корней с чередующимися гласными оа (-гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -рос-/-раст- (-ращ-), -кос-/-кас-). Правописание корней с чередующимися гласными еи: -бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -дер-/-дир-. Правописание и, ы после ц в корне слова. Правопи­сание ь после шипящих. Правописание разделительных ь и ъ (повторение).



Орфографическая норма. Правописание проверяемых безу­дарных гласных в корне слова, приставке, суффиксе, окончании, проверяемых согласных в приставке, корне, суффиксе; непро­износимых согласных в корне слова; букв о, ё после шипящих в корне слова, суффиксе, окончании; букв ы и и после при­ставок, оканчивающихся на согласный; букв з и с на конце приставок; буквы ы после ц в суффиксе -ын- и в окончании -ый; непроверяемых гласных в корне; удвоенных согласных; буквы и после шипящих и ц в корне; мягкого знака после шипящих на конце существительных, в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени; букв о—а в корнях: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -лож-/-лаг-, -кос-/-кас-, -рос-/ -раст- (-ращ-), букв е—и в корнях -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -пер-/ -пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-.

Учебно-языковые умения и навыки: умение видеть орфо­грамму и ее опознавательные признаки; определение морфемы, в которой находится орфограмма; усвоение способов проверки написания: подбор однокоренных слов, изменение формы слова, сопоставление слов, имеющих одинаковые морфемы.

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Род неизменяемых имен существительных и сложносокращен­ных слов.

Число имен существительных. Имена существительные, упо­требляющиеся только в форме единственного и только в форме множественного числа.

Падеж имен существительных. Падеж неизменяемых имен существительных. Склонение имен существительных: 1, 2, 3-го склонения. Разносклоняемые и неизменяемые имена существи­тельные.

Словообразование имен существительных.

Правописание имен существительных.

Грамматическая норма. Правильное употребление одушев­ленных и неодушевленных имен существительных в сочетании с глаголами и именами прилагательными. Правильное употреб­ление падежных форм имен существительных. Правильное употребление вариантных падежных форм и форм числа имен существительных.

Орфографическая норма. Правописание собственных наиме­нований, букв е и и в падежных окончаниях имен существи­тельных, букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик), гласных в суф­фиксах существительных -ек и -ик. Не с именами существи­тельными. Слитное и дефисное написание сложных имен суще­ствительных, написание сложных имен существительных с корнем пол- (полу-).

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание имен существительных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; определение суффиксов и при­ставок в именах существительных; обнаружение орфограмм в окончаниях и суффиксах имен существительных и обоснование их написания с помощью изученных орфографических правил; морфологический и словообразовательный разбор имен сущест­вительных.
Имя прилагательное

Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Склонение имен прилагательных. Краткие формы качест­венных имен прилагательных. Степени сравнения качествен­ных имен прилагательных. Образование сравнительной степени качественных имен прилагательных. Образование превосходной степени качественных имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных.

Правописание имен прилагательных.



Грамматическая норма. Правильное образование падежных, кратких форм и форм степеней сравнения имен прилагательных.

Орфографическая норма. Правописание букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имен прилагательных (повторе­ние), не с именами прилагательными, н и нн в суффиксах имен прилагательных; суффиксов -к- и -ск- в именах прилагатель­ных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилага­тельных.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание имен прилагательных на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; умение различать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные; умение образовывать краткие формы и формы степеней сравнения имен прилагательных; умение производить морфологический и словообразовательный разбор имен прилагательных.

Имя числительное.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм количественных, собирательных и порядковых имен чис­лительных. Употребление числительных два, три, двое, трое, оба, обе в сочетании с именами существительными. Употребление количественных числительных в сочетании с существительны­ми для обозначения приблизительного количества (раза три).

Орфографическая норма. Правописание буквы ь в середине и на конце имен числительных. Слитное написание имен чис­лительных, оканчивающихся на -десятых, -сотых, -тысячных, -миллионный, -миллиардный. Раздельное написание составных имен числительных.

Учебно-языковые умения и навыки: умение распознавать имена числительные на основе их смысловых, морфологичес­ких и синтаксических особенностей, умение различать количе­ственные, собирательные, порядковые числительные, простые, составные, сложные числительные; склонение имен числитель­ных; морфологический разбор имен числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи

Словообразование местоимений.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.



Грамматическая норма. Правильное образование падежных форм местоимений (моего, себя, чьих и др.).

Произносительная норма. Правильная постановка ударения в неопределенных местоимениях с постфиксом -нибудь.

Орфографическая норма. Правописание буквы н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Дефис в неопреде­ленных местоимениях перед постфиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях; разделительный ь в фор­мах местоимений.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание место­имений на основе их смысловых, морфологических и синтакси­ческих особенностей.

Глагол

Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Неопределенная форма глагола (инфинитив). Глаголы несо­вершенного и совершенного вида: значение, образование и упо­требление.

Переходные и непереходные глаголы, их употребление. Возвратные глаголы: значение и употребление.

Наклонение глаголов: изъявительное, условное, повели­тельное. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошед­шее, будущее время (углубленное повторение).

Изменение глаголов по лицам. I и II спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы, их употребление. Безличные глаго­лы, их употребление.

Словообразование глаголов.

Правописание глаголов.



Грамматическая норма. Правильное образование и употреб­ление в речи форм наклонения и времени глаголов; правиль­ное употребление глаголов несовершенного и совершенного вида.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание глаго­лов на основе их смысловых, морфологических и синтаксичес­ких признаков.

Причастие

Причастие как особая форма глагола: общее значение, мор­фологические признаки, синтаксическая роль.

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные причастия. Образование действитель­ных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописа­ние действительных причастий. Употребление действительных причастий.

Страдательные причастия. Образование страдательных при­частий настоящего и прошедшего времени. Краткие страда­тельные причастия. Правописание страдательных причастий в полной и краткой форме. Употребление страдательных причастий.

Грамматическая норма. Правильное образование и употреб­ление причастий. Правильное построение предложений с при­частным оборотом. Согласование причастий, употребляемых в причастном обороте, с определяемым существительным.

Орфографическая норма. Правописание гласных в падеж­ных окончаниях причастий; букв у (ю), а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени; букв е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; букв а (я), е перед н и нн в страдательных причастиях прошедшего

времени; букв ё, е в суффиксах страдательных причастий по­сле шипящих. Слитное и раздельное написание не с причас­тиями. Правописание одной и двух букв н в страдательных при­частиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.



Пунктуационная норма. Знаки препинания при причаст­ном обороте.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание причас­тий на основе их смысловых, морфологических и синтаксичес­ких признаков; морфологический разбор причастия; образова­ние различных форм причастий.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричаст­ном обороте.

Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричас­тий несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида. Образование деепричас­тий совершенного вида.

Употребление деепричастий.



Грамматическая норма. Принадлежность основного и доба­вочного действия одному и тому же лицу (предмету, явлению).

Орфографическая норма. Раздельное написание не с дее­причастиями.

Пунктуационная норма. Знаки препинания при дееприча­стном обороте и одиночном деепричастии.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание деепри­частий на основе их смысловых, морфологических и синтак­сических признаков; морфологический разбор деепричастий; образование деепричастий.

Наречие

Наречие как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Группы наречий по значению.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий.

Правописание наречий.



Грамматическая норма. Правильное образование форм сте­пеней сравнения наречий.

Орфографическая норма. Правописание не с наречиями на -о, -е. Не, ни в наречиях. Гласные на конце наречий. Слитное и раздельное написание наречий. Дефис в наречиях. Правопи­сание ь на конце наречий. Н и нн в наречиях.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание наречий среди других частей речи на основе их смысловых, морфоло­гических и синтаксических особенностей; разграничение омо­нимичных наречий на и кратких прилагательных с учетом их значения, морфологических признаков и синтаксической роли; морфологический и словообразовательный разбор наре­чий; обнаружение орфограмм в наречиях.

С л у ж е б н ы е ч а с т и р е ч и

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Значение и функция предлогов.

Производные и непроизводные предлоги. Простые и состав­ные предлоги.

Правописание предлогов.

Грамматическая норма. Употребление предлогов благо­даря, согласно, вопреки с существительными и местоимения­ми в дательном падеже. Правильное употребление предлогов- антонимов в и из, на и с с существительными. Употребление предлога по во временном значении с существительными в предложном падеже (по окончании школы, по прибытии в город).

Орфографическая норма. Слитное и раздельное написание производных предлогов (ввиду, в продолжение и др.). Право­писание буквы е на конце производных предлогов (в течение, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Правопи­сание предлогов несмотря на, невзирая на.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание предло­гов; разграничение омонимичных предлогов и наречий, деепри­частий, существительных с предлогами; морфологический раз­бор предлога.

Союз

Союз как служебная часть речи. Значение и функции со­юзов. Союзы сочинительные и подчинительные.

Простые и составные союзы.

Правописание союзов.



Грамматическая норма. Правильное употребление союзов тоже, также, же, ли в сложном предложении.

Орфографическая норма. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Раздельное написание союза как буд­то. Правописание составных союзов (несмотря на то что, оттого что и др.).

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание союзов; употребление сочинительных союзов для связи однородных членов и частей сложного предложения; употребление подчи­нительных союзов для связи частей сложного предложения; морфологический разбор союза.

Частица

Частица как служебная часть речи. Функции частиц.

Правописание частиц.

Орфографическая норма. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи (обоб­щение и систематизация). Дефисное написание частиц -то, -ка, -таки. Раздельное написание частиц как будто, как раз, все равно. Раздельное написание частиц бы, ли, же с другими словами.

Учебно-языковые умения и навыки: распознавание частиц; употребление частиц для образования условного и повелитель­ного наклонения глаголов; морфологический разбор частиц.

Междометие

Междометие как особая часть речи в русском языке. Функ­ции междометий.

Правописание междометий.

Орфографическая норма. Дефис в междометиях.



Учебно-языковые умения и навыки: распознавание междо­метий; разграничение междометий и звукоподражаний.

ПРОГРАММА

вступительных испытаний для кандидатов, имеющих образование

10 классов и поступающих в 11 класс

Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V- XI классы», 2010 г., утвержденной Министерством Республики Беларусь.

Цель программы – помочь учащимся 10 класса общеобразовательных учреждений повторить, обобщить, систематизировать:

знания о системе языка по всем его разделам (орфография, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация);

нормы русского литературного языка (орфографические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, пунктуационные).

Содержание программы позволяет учащимся 10 класса общеобразовательных учреждений не только повторить, обобщить и систематизировать соответствующие знания о системе языка и речи, но и сформировать прочные орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Основные задачи, предложенные программой, содержание и структура программы, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы соответствуют обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому языку.

      Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 10-го класса.



Словосочетание

Строение и грамматическое значение словосочетаний: глав­ное и зависимое слова в словосочетании; смысловой вопрос к зависимому слову.



Орфографическая норма. Правописание падежных оконча­ний имен существительных и прилагательных.

Грамматическая норма. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении.

Предложение

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Строение простого предложения. Грамматическая основа. Подлежащее, способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое, составное), способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Второстепенные члены предложения. Определение согласо­ванное и несогласованное. Приложение. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство и его виды: времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, условия, уступки.

Двусоставные и односоставные предложения. Односоставные предложения: определенно-личные, неопределенно-личные, без­личные, назывные. Неполные предложения.

Однородные члены предложения с обобщающим словом и без него. Обращение. Знаки препинания в простом предложе­нии с однородными членами и обращением.

Строение сложного предложения: сложные предложения с союзами и без союзов.

Грамматическая норма. Употребление полной и краткой форм прилагательного в составном именном сказуемом.

Учебно-языковые умения и навыки: анализ порядка слов и интонационных средств в высказывании; различение просто­го и сложного предложений, определение типа простого предло­жения по количеству главных членов (двусоставное, односостав­ное), анализ членов предложения (главные и второстепенные), синтаксический разбор простого предложения; составление предложения по заданным образцам с учетом синонимии дву­составных и односоставных предложений.

Пунктуационная норма. Запятая между однородными чле­нами при отсутствии союза; запятая между однородными чле­нами, соединенными союзами; двоеточие после обобщающего слова. Тире между подлежащим и ска­зуемым. Дефис при приложении.

Знаки препинания в конце предложения. Запятая между частями сложного предложения перед и, а, но, что, чтобы, когда, как, потому что, если, кото­рый.




страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4

Смотрите также: