Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Белорусский национальный технический университет
Утверждаю

Проректор по учебной работе,

социальным вопросам и спорту

Белорусского национального

технического университета

______________________ О.К. Гусев

______________________________

Регистрационный № УД-________/р



основы психологии и педагогики
Учебная программа для специальностей:

инженерно-технических, инженерно-экономических

Факультет инженерно-педагогический
Кафедра психологии

Лекции 18 часов
Практические (семинарские)

занятия 16 часов Зачет 3,4
Всего аудиторных

часов по дисциплине 68 часов
Форма получения

высшего образования очная, заочная

Cоставители: В.А. Клименко, доктор социологических наук, профессор

И.И. Лобач, кандидат психологических наук, доцент

2014г
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений, утвержденной 05.07.2007г, регистрационный № ТД-СГ.006/тип


Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Психология» Белорусского национального технического университета

(протокол № 10 от 27.05.2013 г.

Заведующий кафедрой ____________ И.И. Лобач


Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета (протокол №_____ от _________2013 г.)

Председатель __________________ С.С. Данильчик



Пояснительная записка
Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»

Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практике образования обусловлены рядом факторов.

Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность; социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом; средство разрешения глобальных проблем человечества.

Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Уходит в прошлое стиль деятельности, опиравшийся на командно-административные методы работы с людьми. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и готовности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой и социумом и созданию новых, более эффективных форм общественной жизни, культуры в целом.

С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается значение наук о человеке и образовании. Активно происходит педагогизация различных областей общественной жизни; расширяется сфера образования, особенно образования взрослых; становится массовым высшее образование, а развитие самой образовательной сферы все шире обеспечивается на научно-педагогической и психологической основах. Актуализируется необходимость овладения выпускниками вузов независимо от полученной специальности основами психолого-педагогических знаний, освоения способов продуктивного мышления, новых видов деятельности и отношений между людьми.

За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания обогатились новым содержанием. Масштабные исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, инновациями в образовательной практике, позволили выделить наиболее эффективные модели, целостные технологии познания и образования, развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп.



Цели и задачи учебной дисциплины

Освоение выпускниками высших учебных заведений современных основ психологии и педагогики направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности в любой сфере. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессионально-социальных проблем и задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, обеспечение гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития. Психолого-педагогическая подготовка студентов направлена также на социальное воспитание студентов. Все это обеспечивает развитие у обучающихся психолого-педагогической компетентности, которая способствует формированию социально-личностных компетенций выпускника вуза. Цели и задачи учебной дисциплины конкретизируются для каждой ее составляющей «Основы психологии» и «Основы педагогики» (см. разделы 2, 3).

Данная учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики», которая входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин на первой ступени высшего образования, предназначена для студентов непедагогических специальностей высших учебных заведений.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы психологии и педагогики» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 6.2. названного стандарта указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психолого-педагогических знаний и умений, составляющих психолого-педагогическую компетентность выпускника вуза:



а) обобщенные знания:

  • понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

  • основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

  • индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

  • социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

  • образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;

  • принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

  • основы семейной педагогики;

б) обобщенные умения:

  • организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

  • определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

  • учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

  • использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;

  • осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования;

  • обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Согласно учебному плану учреждения высшего образования на изучение дисциплины отведено 34 ч. аудиторных занятий, из них лекции – 18 ч., практические занятия – 16 ч.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.1 Введение в психологию. Основные направления в психологии

Из истории психологических учений. Рефлекторный характер психики. Мозг и психика. Функции психики. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии. Методы исследования.



Тема 1.2 Личность в психологии

Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.



Тема 1.3 Психические процессы и состояния

Особенности ощущений и восприятий. Восприятие человека человеком. Память в деятельности человека. Развитие памяти. Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. Стили мышления. Мышление и решение технических задач. Воображение. Речь. Внимание. Эмоции и чувства. Воля.



Тема 1.4 Психические свойства личности

История учения о темпераменте. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о характере. Акцентуации характера. Формирование характера. Понятие способности. Происхождение способностей. Виды способностей. Развитие способностей.



Тема 1.5 Общая характеристика деятельности личности

Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиональная пригодность личности. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности.



Тема 1.6 Психология групп и коллективов. Психология управления

Понятие группы. Классификация групп. Феномен группового давления. Лидерство и групповая динамика. Принципы группового решения.

Определение понятия коллектива. Специфика роли и функции коллектива в обществе. Соотношение понятий "группа" и "коллектив". Психологическая сущность и особенности коллектива. Организованность коллектива. Роль коллектива в формировании личности.

Межличностные отношения в производственных коллективах. Психологическая совместимость. Психологический климат. Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах. Способы регулирования межличностных отношений. Воспитательная работа в производственном коллективе. Массовые социально-психологические явления.

Психологические факторы управленческой деятельности. Психология субъекта управления. Психология процесса управления. Психология объекта управления. Коммуникации в управлении. Лидер и руководитель. Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. Управленческая практика оценки и аттестации персонала.

Тема 1.7 Конфликты в производственном коллективе и их регулирование

Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации (участники, социальная среда, восприятие конфликтной ситуации, действия участников). Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, ролевой, конструктивный, деструктивный и др. Предрасположенность к конфликтам. Конфликтология как наука. Причина производственных конфликтов. Стадии развития конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций. Стили разрешения конфликтов. Формы и правила конструктивной критики. Роль руководителя в разрешении конфликтных ситуаций.



Тема 1.8 Психология общения

Понятие общения. Виды, стили и модели общения. Коммуникативные умения и их структура. Предкомуникативная ориентация в ситуации общения. Барьеры общения. Аттрактология как наука. Профессиональное общение руководителя. Культура общения.



Раздел 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Тема 2.1 Педагогика в системе наук о человеке.

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории. Педагогические знания как элемент культуры человека.

Роль образования в современном мире. Тенденции развития национальных систем образования в странах Европы и Содружества независимых государств. Понятие системы образования. Цели и принципы развития национальной системы образования Беларуси. Современное состояние образовательной сферы Беларуси. Особенности реформирования общеобразовательной и высшей школы в Республике Беларусь.

Тема 2.2 Сущность процесса обучения. Виды и формы обучения. Сущность процесса воспитания личности. Особенности воспитательного процесса на производстве

Основные социальные функции образования Система непрерывного профессионального образования. Подготовка и переподготовка кадров. Содержание понятия «дидактика». Основные понятия дидактики. Сущность процесса обучения. Структура педагогического процесса Современные дидактические принципы обучения. Виды, формы и методы обучения.

Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания. Средства и методы воспитания. Воспитательные организации и социальное воспитание. Воспитание правомерного поведения человека в коллективе и обществе. Сущность и содержание процесса воспитания личности. Личность воспитателя. Общественное мнение коллектива и его роль в воспитании. Сущность и структурные компоненты системы воспитательной работы. Основные направления идеологической и идейно-воспитательной работы. Качество воспитания как объект мониторинга.

Тема 2.3 Социальные институты общества и их роль в воспитании и социализации личности. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Социальные институты общества, их функции. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. Факторы социализации. Роль семьи, школы, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций в воспитании и социализации личности.



Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания.

Учебно-методическая картадисциплины «Основы психологии и педагогики»

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов


Количество аудиторных часов

Литература

Форма контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студентов

Введение в психологию. Основные направления в психологии

1

2







[7],[8],[10],[14],[17]

Реферат

Личность в психологии

2

2







[15],[17],[18],[21],[44]

Реферат

Психические процессы и состояния

3

2







[7],[8],[10],[14]

Реферат

Психические свойства личности

1

2







[8],[10],[17],[40],[43]

Реферат

Общая характеристика деятельности личности

1










[2],[4],[5],[9],[10],[17],[36]

Реферат

Психология групп и коллективов. Психология управления

2

2







[4],[5],[8],[10],[14],31]

Реферат

Конфликты в производственном коллективе и их регулирование

1

2







[8],[17],[24],[39],[45]

Реферат

Психология общения

1










[8],[14],[17],[22],[32]

Реферат

Итого по разделу

12

12













Педагогика в системе наук о человеке

2

2







[2],[28],[30],[40].[41]

Реферат

Сущность процесса обучения. Виды и формы обучения. Сущность процесса воспитания личности. Особенности воспитательного процесса на производстве

2

2







[2],[3],[6],[24],[26],[29]

[41],[43]



Реферат

Социальные институты общества и их роль в воспитания и социализации личности. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

2










[8],[14],[34]

[41],[42]



Промежуточный отчет

Итого по разделу

6

4










Итоговый отчет

Итого

18

16














Информационно-методическая часть
Список литературы

Раздел Основы психологии

Основная литература

  1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – М.: Академ Проект, – Екатеринбург: Деловая книга,2002. – 576с.

  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., переработ. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. – 479 с.

  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: уч. пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 582 с.

  4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Культура и спорт, 1998. – 350 с.

  5. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебн. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Аманфея, 2003. – 224 с.

  6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

  7. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

  8. Основы психологии и педагогики. Теория и практика: учебное пособие для студентов технических вузов; под ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Мн.: БНТУ, 2005. – 346 с.

  9. Психология и педагогика; под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер,2000.

  10. Психология менеджмента; под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. – 638 с.

  11. Психология труда; под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

  12. Психология: учебник для технических вузов; под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.

  13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 322 с.

  14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.

  15. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 511 с.

Дополнительная литература

  1. Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.

  2. Айсмонта, Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонта. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. –288 с.

  3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

  4. Белановская, О.В. Психология личности: учеб. пособие / О.В. Белановская. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2001. – 226 с.

  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер.с англ / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 180с.

  6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

  7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 320с.

  8. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. – 224с.

  9. Емельянов, С.М. Практикум по психологии / С.М. Емельянов. – СПб.:Питер, 2001. – 269с.

  10. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. – М.: МГУ, 1980. – 438 с.

  11. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 288 с.

  12. Ительсон, Л.Б Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. – Мн.: Харвест, 2000. – 896 с.

  13. Кабаченко, Т.С. Психология управления: уч. пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 384 с.

  14. Кавецкий, И.Т. Психология управления / И.Т. Кавецкий, И.И. Лобач., В.П. Самусевич. – Мн.: МИУ, 1997. – Ч. 2.– 131 с.

  15. Карандашев, В.И. Основы психологии общения / В.И. Карандашев. – Челябинск, 1990. –120с.

  16. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений.: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.

  17. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В. Кириченко. – М.: Тесей, 2003. – с. 224.

  18. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.

  19. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. –М.,1996. – 236 с.

  20. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 420 с.

  21. Маслов, Е.В. Управление персоналом: учебное пособие / Е.В. Маслов. – М., 2004. – 156 с.

  22. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576с.

  23. Психология человека от рождения до смерти; под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.

  24. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями / А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. –337 с.

  25. Скотт, Дж. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 150с.

  26. Смирнов, А.Г. Практикум по общей психологии / А.Г. Смирнов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.

  27. Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.

  28. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – СПб.: Питер, 2001. – 431 с.

  29. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 383 с.

  30. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2006. – 768 с.

  31. Энкельманн Николаус Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех / Б. Николаус Энкельман; пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1999. – с. 272.

  32. Энциклопедия практического самопознания. – М., 2004. – 247с.


Раздел Основы педагогики

Основная литература

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов по направлению и специальности "Психология" / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  2. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.

  3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.

  4. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994

  5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

  6. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – 375 с.

  7. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005.

  8. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: Изд. БГУ, 2007, – 150 с.

  9. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.

  10. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Каандыбович.– 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1993. – 368 с.

  11. Емельянов, С.М. Практикум по психологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001.

  12. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.

  13. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников. – М., 2006.

  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд. перераб. – М.: Воронеж, 2003.

  15. Карандашев, В.И. Основы психологии общения / В.И. Кондрашов. – Челябинск, 1990. –120с.

  16. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие./ А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

  17. Клименко, В.А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития / В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2007. – 296с.

  18. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005.

  19. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2003.

  20. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004.

  21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие для педагогических специальностей вузов / Я.Л. Коломинский. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 431 с.:

  22. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л., 2005. – 336 с. – (Библиотека высшей школы)

  23. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1996. – 486с.

  24. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

  25. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие / Е.В. Мещеряков. – Минск: Высшая школа, 2005. – 237 с.

  26. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 1-3

  27. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

  28. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб.пособие / Э.В. Островский, Л.И.Чернышев; под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.

  29. Педагогика; под ред. проф. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.

  30. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р.С. Пионова. – Мн.: Выш. шк., 2005. - 303 с.

  31. Педагогика: учебное пособие; под ред. проф. П.И. Пидкасистого.– М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.

  32. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  33. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 244с.

  34. Психологическая диагностика: учебное пособие; под ред. К.М. Гуревича, Е.М Борисовой. – М. –Воронеж, 2001. – 368с.

  35. Психология XXI века: учебник для вузов / И.О. Александров [и др.]; под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

  36. Психология и педагогика: учебное пособие; под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с.

  37. Психология менеджмента: учебник; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. – 320 с.

  38. Психология: учеб. для техн. вузов; под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

  39. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 480 с.

  40. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

  41. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

  42. Теория и методика воспитательной работы: учеб.пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.центр "МарТ", 2002. – 320с. (Критерии эффективности воспитательных систем).

  43. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2001. – 560с.

  44. Хьелл, Л.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

  45. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук.– Минск, 2005.

Дополнительная литература

  1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

  2. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас. – М.: Фонд духовного и нравственного воспитания. – 1996. – 141с.

  3. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Курс лекций: в 2 ч. / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А.Фурманов.– Минск: БГУ, 2003. – Ч. 1

  4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538с.

  5. Воспитание детей в семье. – М.: Педагогика, 1990. – 234 с.

  6. Гуманизация воспитания в современных условиях; под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. – М., 1995. – 212с.

  7. Деркач, А.А. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М., 1993. – 264с.

  8. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.

  9. Захожая, Н.Н. Одаренные дети: соотношение креативности и интеллекта / Н.Н. Зимняя // Праблемы выхавання. – 2003. – №3. – С. 5-14.

  10. Земска, М. Семья и личность / М. Земска: пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986. – 182 с.

  11. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учебно-методическое пособие / Т.Е. Карпович; – Минск: МГЛУ, 2004.– 122с.

  12. Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта / Ф.Картер, К.Рассел. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. – 142с.

  13. Козубовский, В.М. Общая психология: конспект лекций / В.М. Козубовский.– Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001.

  14. Коломинский, Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. – Мн.: 1987.

  15. Кремень, М.А. Психология управления: учебное пособие. М.А. Кремень, В.Е. Морозов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 210 с.

  16. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.

  17. Кульневич, С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: учебно-практическое пособие / С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160с.

  18. Леви, В.Л. Искусство быть другим / В.Л. Леви. – М.: Глобус, 2000. – 202 с.

  19. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.

  20. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс: перевод с англ. – СПб.: Питер Ком., 1998 – 688 с.

  21. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 1999. – 300с .

  22. Матрос, Д.М. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.М. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед.общество России, 2001. – 128с.

  23. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.

  24. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

  25. Народная педагогика / Л.Н. Воронецкая, Ю.В. Мелешко. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с.

  26. Об образовании в республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 31.

  27. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.А.Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.

  28. Педагогика: учебное пособие; под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.

  29. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.:Педагогическое общество России, 2001.–256с.

  30. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинская. – М., 1978.

  31. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

  32. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352с.

  33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост. и ком. послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998.

  34. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: программно-методическое пособие / В.П. Сергеева. – М.: ЦГЛ, 2002. – 144с.

  35. Смит, Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе: пер. с англ. В. Путяты / Дж. Мануэль Смит. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 234 с.

  36. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.

  37. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоун. – М., 1984.

  38. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и метод.пособие; под ред. М.М.Поташника. – М.:Пед.общество России, 2000. – 448с.

  39. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2003. – 840 с.

  40. Храмцова, Ф.И. Воспитательная система современной школы: пособие для педагогов / Ф.И. Храмцова. – Мн.: Университетское, 2001. – 80с.

  41. Чернышев, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А.С. Чернышев. – М., 1998.

  42. Шарухин, А.П. Психология менеджмента: учебное пособие / А.П. Шарухин. – СПб.: Речь, 2005 –352 с.

  43. Шереги, Ф.Э., Харчева В.Г.. Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. – М.: Юристь, 1994.

  44. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. –366 с.

  45. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365с.


Средства диагностики

Оценка уровня знаний студента производится по десятибалльной шкале.

Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:


  • устный и письменный опрос во время практических занятий;

  • собеседование при проведении индивидуальных и групповых консультаций;

  • сдача зачета илиэкзамена.


Организация самостоятельной работы студентов

В качестве целевой установки системы контроля выступает обеспечение стандарта подготовки инженера.

Требования стандарта образования определяют объем знаний, комплекс умений и навыков, необходимых педагогу-инженеру, уровень мировоззренческой, организационной подготовки, а также общий культурный уровень. Поэтому в процессе контроля усвоения оценивается степень формирования знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами курса «Основы психологии и педагогики».

Реализация поставленной цели контроля – эффективное использование студентом учебного и внеучебного времени. Контроль за работой студентов носит объективный, систематичный характер, что позволяет определить пути и средства интенсификации и реализации учебного процесса и повысит эффективность учебно-воспитательной работы.



Электронные учебно-методические пособия

    1. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов БНТУ; под ред. В.А.Клименко, И.И.Лобача Электронный ресурс – Минск, БНТУ. 2010. – 1 электронный диск. Рег.№ БНТУ /ИПФ 10-1.2010.

    2. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для студентов технических вузов; под ред. В.А.Клименко, И.И.Лобача Электронный ресурс – Минск, БНТУ, 2012. – 1 электронный диск. – Рег.№ БНТУ /ИПФ 10-3.2012.


Перечень реферативных работ

Раздел 1 Основы психологии

1.1 Введение в психологию. Основные направления в психологии

1. Предмет и задачи психологии.

2. Общее понятие о психике и сознании.

3. Принципы современной психологии.

4. Основные отрасли психологии и их задачи.

5. Методы исследования в психологии.

6. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.

7. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.

8. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.

9. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.

10. История развития психологии в Беларуси.
1.2 Личность в психологии

1. Понятие личности в психологии.

2. Роль биологических и социальных факторов в структуре личности.

3. Источники активности личности.

4. Функции и компоненты самосознания.

5. Оценка и самооценка личности, их роль в воспитании и самовоспитании

6. Виды самооценки.

7. Основные характеристики уровня притязаний личности.

8 Связь между уровнем притязаний, самооценкой и уровнем достижений личности.

9. Низкая самооценка. Пути коррекции.

10. Влияние высокой неадекватной самооценки и уровня притязаний на поведение человека. Пути коррекции.
1.3 Личность и психические процессы

1. Понятие о языке и речи.

2. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

3. Высшие чувства.

4. Мотивация и волевые процессы.

5. Познавательные психические процессы.


1.4 Личность и психические свойства

1. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

5. Темперамент и способности.

6. Темперамент и характер человека.

7. Понятие характера и его структура.

8. Теоретические концепции типологии характеров.

9. Формирование характера.

10. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

11. Развитие способностей у человека.

12. Направленность личности.
1.5 Личность и психические состояния

1. Методические подходы к диагностике функциональных состояний.

2. Состояние утомления, механизм развития, влияние на деятельность.

3. Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.

4. Состояние монотонии, механизм развития, влияние на деятельность.

5. Виды и организация режимов труда и отдыха.

6. Мобилизация психофизиологических резервов и физических сил.

7. Психологические аспекты травматизма.

8. Факторы, повышающие подверженность работника опасности.
1.6 Общая характеристика деятельности личности

1. Понятие и виды профессионально важных качеств личности.

2. Проблема профессионализации личности в отечественной психологии.

3. Формирование мотивации профессиональной деятельности.

4. Активные методы профессионального обучения.

5. Классификация профессий в целях профориентации: содержание, возможности использования.

6. Использование компьютерной техники в практике профориентационной работы.
1.7 Психология групп и коллективов.

Социально-психологический климат производственного коллектива

1. Классификация групп.

2. Механизм образования малых групп.

3. Групповые нормы.

4. Структура коллектива и его виды.

5. Условия формирования коллектива.

6. Критерии эффективности производственного коллектива.

7. Социально-психологический климат производственного коллектива.

8. Воздействие социально-психологического климата на личность.

9. Управление социально-психологическим климатом коллектива.

10. Факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.

11. Межличностные отношения.

12. Психологическая совместимость.

13. Типы поведения людей при решении групповых задач.


1.8 Психология управления

1. Трудности и ошибки руководителя при принятии управленческих решений.

2. Проблема делегирования руководителем своих полномочий.

3. Правила проведения деловых переговоров.

4. Основные стили и модели переговоров.

5. Искусство убеждения и аргументации в деловой дискуссии.

6. Педагогический менеджмент: основные воспитательные функции руководителя.

7. Культура речи руководителя как психологический фактор управления.

8. Программы и методы стимулирования персонала.

9. Политика использования поощрения сотрудников.

10. Подбор персонала: проблемы и перспективы.

11. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду.

12. Рекомендации руководителям по преодолению стресса.

13. Особенности восприятия информации руководителями.



14. Конфликты в организациях и действия руководителя по их разрешению.
1.9 Конфликты в производственном коллективе и их регулирование

  1. Современные проблемы развития конфликтологии.

  2. Конфликты и трансактный анализ.

  3. Характеристика конфликта как социального феномена.

  4. Теории поведения личности в конфликте.

  5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

  6. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

  7. Внутриличностные конфликты. Формы проявления и способы разрешения.

  8. Межличностные конфликты.

  9. Понятие организации и конфликтов в ней.

  10. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.

  11. Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов.

  12. Понятие глобальных конфликтов. Управление глобальными конфликтами.

  13. Игры как способ разрешения конфликтов.

  14. Понятие групповых конфликтов и их классификация.

  15. Технологии управления конфликтами.


1.10 Психология общения

  1. Общение - наука и искусство.

  2. Виды общения.

  3. Роль общения в развитии личности.

  4. Сравнительный анализ общения у человека и животных.

  5. Развитие общения у детей.

  6. Создание имиджа человека современного человека. Модели поведения. Тактика общения. Внешний вид.

  7. Деловая беседа как основная форма делового общения.

  8. Как завоевать внимание аудитории?

  9. Анализ социально-психологических тренингов по общению.

  10. Техника и тактика аргументирования.

  11. Приемы воздействия на участников общения.

  12. Культура и искусство общения.

  13. Психологическая концепция конфликтного общения.

  14. Психологические возможности улучшения общения.

  15. Педагогическое общение. Стили и модели.

  16. Аттрактология как наука.

  17. Барьеры общения.

  18. Профессиональное общение руководителя.

  19. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и патологические особенности.

  20. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разном уровне интеллектуального и личностного развития.

  21. Проксимические особенности невербального общения.

  22. Кинестетические особенности невербального общения (жесты, поза, мимика).

  23. Самоподача в общении (самопредъявление, самопрезентация).

  24. Межнациональные различия невербального общения.

  25. Психологические и паролингвистические особенности невербального общения.

  26. Перцептивная сторона общения.

  27. Психологические приемы убеждения в споре.


Раздел 2 Основы педагогики.

2.1 Педагогика в системе наук о человеке

  1. История развития педагогических идей на территории Беларуси.

  2. Педагогика, ее особенности, методологические идеи.

  3. Особенности воспитательного процесса в производственном коллективе.

  4. Личность руководителя как фактор воспитательного воздействия в трудовом коллективе.

  5. Основные направления развития профессионального образования в Республике Беларусь.


2.2 Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования

  1. Роль образования в становлении современного общества знаний.

  2. Современное состояние образовательной сферы Беларуси.

  3. Профессионально-образовательный потенциал белорусского общества.

  4. Болонский процесс по формированию общеевропейского образовательного пространства.

  5. Структура современного высшего образования в европейских странах.

  6. Реформирование общеобразовательной и высшей школы Беларуси.


2.3 Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности.

  1. Роль образования в современном обществе.

  2. Основные социальные функции образования.

  3. Характеристика основных видов обучения.

  4. Структура учебной деятельности.

  5. Развитие дистанционного образования в современных условиях.

  6. Психологические основы развивающего обучения.

  7. Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний. умений и умственных действий.

  8. Дидактические аспекты компьютерного обучения.

  9. Известные воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.

  10. Основные тенденции развития системы образования в мире.

  11. Сущность процесса воспитания.

  12. Особенности воспитательного процесса в производственной деятельности.

  13. Личность руководителя как воспитателя в производственном
    коллективе.

  14. Закономерности процесса воспитания.

  15. Принципы воспитания в производственном коллективе.

  16. Методы воспитания в трудовом коллективе.

  17. Виды воспитательного влияния на подчиненных.

  18. Индивидуальная воспитательная работа в трудовом коллективе.

  19. Идейно-воспитательная работа в коллективе.

  20. Физическое воспитание.

  21. Умственное воспитание.

  22. Нравственное воспитание.

  23. Эстетическое воспитание.

  24. Трудовое воспитание.

  25. Профессиональное воспитание.

  26. Общественное мнение коллектива и его роль в воспитании.

  27. Критерии эффективности воспитательной работы в трудовом
    коллективе.


2.4 Социальные институты общества и их роль в социализации личности

  1. Роль социальных институтов в социализации и воспитании молодежи.

  2. Значение социализации в становлении личности профессионала.

  3. Профессиональная социализация личности

  4. Роль СМИ в жизни и развитии молодежи.

  5. Влияние религиозных организаций на духовно-нравственное развитие человека.

  6. Семья как первичный институт социализации.

  7. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.


Перечень программных вопросов

        1. Краткая история развития психологической науки.

        2. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

        3. Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

        4. Методы исследования в современной психологии.

        5. Понятие личности в психологии.

        6. Структура личности по К.Платонову.

        7. Психоаналитическая теория З.Фрейда.

        8. Гуманистическая теория А. Маслоу.

        9. Источники активности. Движущие силы развития личности.

        10. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности.

        11. Социализация личности. Социальный контроль.

        12. Особенности ощущений и восприятий.

        13. Память и представления в деятельности человека. Развитие памяти.

        14. Характеристика мышления. Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление.

        15. Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности.

        16. Воображение и техническое творчество. Речь. Внимание.

        17. Эмоционально-волевая сфера личности.

        18. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика.

      1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

      2. Понятие о характере. Акцентуации характера.

      3. Структура характера. Формирование характера.

      4. Понятие способности. Происхождение способностей.

      5. Виды способностей. Развитие способностей.

      6. Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности.

      7. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности.

      8. Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

      9. Понятие коллектива и их классификация. Соотношение понятий «группа» и «коллектив».

      10. Межличностные отношения. Психологический климат и совместимость.

      11. Психология массовых социально-психологических явлений.

      12. Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регулирование.

      13. Психология процесса управления.

      14. Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель.

  1. Стили управления.

  2. Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликтов.

  3. Виды конфликтов. Стили разрешения конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтов

  4. Понятие общения. Структура общения. Общение как социально-психологическая проблема.

  5. Виды общения.

  6. Профессиональное общение руководителя. Культура общения.

  7. Педагогика как наука, краткая история, ее объект и предмет.

  8. Основные категории педагогики. Методы исследования.

  9. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.

  10. Цели и принципы развития национальной системы образования Беларуси.

  11. Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.

  12. Структура педагогического процесса.

  13. Методы обучения и их классификация.

  14. Понятие педагогических технологий. Подготовка и переподготовка кадров.

  15. Понятие воспитания и самовоспитания. Виды воспитания.

  16. Методы воспитательного воздействия в производственных колленкивах.

  17. Социальные институты общества и их функции.

  18. Принципы и содержание семейного воспитания.


страница 1

Смотрите также: