страница 1 Белорусский национальный технический университет
Утверждаю
Проректор по учебной работе,
социальным вопросам и спорту
Белорусского национального
технического университета
______________________ О.К. Гусев
______________________________
Регистрационный № УД-________/р
основы психологии и педагогики
Учебная программа для специальностей:
инженерно-технических, инженерно-экономических
Факультет инженерно-педагогический
Кафедра психологии
Лекции 18 часов
Практические (семинарские)
занятия 16 часов Зачет 3,4
Всего аудиторных
часов по дисциплине 68 часов
Форма получения
высшего образования очная, заочная
Cоставители: В.А. Клименко, доктор социологических наук, профессор
И.И. Лобач, кандидат психологических наук, доцент
2014г
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений, утвержденной 05.07.2007г, регистрационный № ТД-СГ.006/тип
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Психология» Белорусского национального технического университета
(протокол № 10 от 27.05.2013 г.
Заведующий кафедрой ____________ И.И. Лобач
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета (протокол №_____ от _________2013 г.)
Председатель __________________ С.С. Данильчик
Пояснительная записка
Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практике образования обусловлены рядом факторов.
Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность; социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом; средство разрешения глобальных проблем человечества.
Кардинально меняющиеся социальные параметры общества оказывают прямое влияние на все его институты, различные объединения людей, непосредственно на конкретного человека. Уходит в прошлое стиль деятельности, опиравшийся на командно-административные методы работы с людьми. Новые подходы к образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Важнейшей целью воспитания в обществе становится развитие гражданских, нравственных качеств, творческих способностей и готовности личности к ответственному преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой и социумом и созданию новых, более эффективных форм общественной жизни, культуры в целом.
С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается значение наук о человеке и образовании. Активно происходит педагогизация различных областей общественной жизни; расширяется сфера образования, особенно образования взрослых; становится массовым высшее образование, а развитие самой образовательной сферы все шире обеспечивается на научно-педагогической и психологической основах. Актуализируется необходимость овладения выпускниками вузов независимо от полученной специальности основами психолого-педагогических знаний, освоения способов продуктивного мышления, новых видов деятельности и отношений между людьми.
За последние годы психолого-педагогическая наука, практика обучения и воспитания обогатились новым содержанием. Масштабные исследования, связанные с активизацией человеческих возможностей, инновациями в образовательной практике, позволили выделить наиболее эффективные модели, целостные технологии познания и образования, развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп.
Цели и задачи учебной дисциплины
Освоение выпускниками высших учебных заведений современных основ психологии и педагогики направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности в любой сфере. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессионально-социальных проблем и задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, обеспечение гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития. Психолого-педагогическая подготовка студентов направлена также на социальное воспитание студентов. Все это обеспечивает развитие у обучающихся психолого-педагогической компетентности, которая способствует формированию социально-личностных компетенций выпускника вуза. Цели и задачи учебной дисциплины конкретизируются для каждой ее составляющей «Основы психологии» и «Основы педагогики» (см. разделы 2, 3).
Данная учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики», которая входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин на первой ступени высшего образования, предназначена для студентов непедагогических специальностей высших учебных заведений.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Основы психологии и педагогики» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 6.2. названного стандарта указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психолого-педагогических знаний и умений, составляющих психолого-педагогическую компетентность выпускника вуза:
а) обобщенные знания:
-
понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
-
основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
-
индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
-
социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
-
образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;
-
принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
-
основы семейной педагогики;
б) обобщенные умения:
-
организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;
-
определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;
-
учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;
-
использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;
-
осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования;
-
обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Согласно учебному плану учреждения высшего образования на изучение дисциплины отведено 34 ч. аудиторных занятий, из них лекции – 18 ч., практические занятия – 16 ч.
Содержание учебного материала
Раздел 1. Основы психологии
Тема 1.1 Введение в психологию. Основные направления в психологии
Из истории психологических учений. Рефлекторный характер психики. Мозг и психика. Функции психики. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии. Методы исследования.
Тема 1.2 Личность в психологии
Понятие личности в психологии. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Типология психологических моделей личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности. Источники активности. Движущие силы развития личности. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. Методы психологической коррекции личности. Жизненные кризисы и стратегии их преодоления. Личностный рост.
Тема 1.3 Психические процессы и состояния
Особенности ощущений и восприятий. Восприятие человека человеком. Память в деятельности человека. Развитие памяти. Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. Стили мышления. Мышление и решение технических задач. Воображение. Речь. Внимание. Эмоции и чувства. Воля.
Тема 1.4 Психические свойства личности
История учения о темпераменте. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. Понятие о характере. Акцентуации характера. Формирование характера. Понятие способности. Происхождение способностей. Виды способностей. Развитие способностей.
Тема 1.5 Общая характеристика деятельности личности
Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиональная пригодность личности. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности.
Тема 1.6 Психология групп и коллективов. Психология управления
Понятие группы. Классификация групп. Феномен группового давления. Лидерство и групповая динамика. Принципы группового решения.
Определение понятия коллектива. Специфика роли и функции коллектива в обществе. Соотношение понятий "группа" и "коллектив". Психологическая сущность и особенности коллектива. Организованность коллектива. Роль коллектива в формировании личности.
Межличностные отношения в производственных коллективах. Психологическая совместимость. Психологический климат. Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах. Способы регулирования межличностных отношений. Воспитательная работа в производственном коллективе. Массовые социально-психологические явления.
Психологические факторы управленческой деятельности. Психология субъекта управления. Психология процесса управления. Психология объекта управления. Коммуникации в управлении. Лидер и руководитель. Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. Управленческая практика оценки и аттестации персонала.
Тема 1.7 Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации (участники, социальная среда, восприятие конфликтной ситуации, действия участников). Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, ролевой, конструктивный, деструктивный и др. Предрасположенность к конфликтам. Конфликтология как наука. Причина производственных конфликтов. Стадии развития конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций. Стили разрешения конфликтов. Формы и правила конструктивной критики. Роль руководителя в разрешении конфликтных ситуаций.
Тема 1.8 Психология общения
Понятие общения. Виды, стили и модели общения. Коммуникативные умения и их структура. Предкомуникативная ориентация в ситуации общения. Барьеры общения. Аттрактология как наука. Профессиональное общение руководителя. Культура общения.
Раздел 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 2.1 Педагогика в системе наук о человеке.
История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории. Педагогические знания как элемент культуры человека.
Роль образования в современном мире. Тенденции развития национальных систем образования в странах Европы и Содружества независимых государств. Понятие системы образования. Цели и принципы развития национальной системы образования Беларуси. Современное состояние образовательной сферы Беларуси. Особенности реформирования общеобразовательной и высшей школы в Республике Беларусь.
Тема 2.2 Сущность процесса обучения. Виды и формы обучения. Сущность процесса воспитания личности. Особенности воспитательного процесса на производстве
Основные социальные функции образования Система непрерывного профессионального образования. Подготовка и переподготовка кадров. Содержание понятия «дидактика». Основные понятия дидактики. Сущность процесса обучения. Структура педагогического процесса Современные дидактические принципы обучения. Виды, формы и методы обучения.
Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания. Средства и методы воспитания. Воспитательные организации и социальное воспитание. Воспитание правомерного поведения человека в коллективе и обществе. Сущность и содержание процесса воспитания личности. Личность воспитателя. Общественное мнение коллектива и его роль в воспитании. Сущность и структурные компоненты системы воспитательной работы. Основные направления идеологической и идейно-воспитательной работы. Качество воспитания как объект мониторинга.
Тема 2.3 Социальные институты общества и их роль в воспитании и социализации личности. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
Социальные институты общества, их функции. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. Факторы социализации. Роль семьи, школы, средств массовой информации, общественных и религиозных организаций в воспитании и социализации личности.
Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания.
Учебно-методическая картадисциплины «Основы психологии и педагогики»
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов
|
Литература
|
Форма контроля знаний
|
лекции
|
практические (семинарские) занятия
|
лабораторные занятия
|
управляемая самостоятельная работа студентов
|
Введение в психологию. Основные направления в психологии
|
1
|
2
|
|
|
[7],[8],[10],[14],[17]
|
Реферат
|
Личность в психологии
|
2
|
2
|
|
|
[15],[17],[18],[21],[44]
|
Реферат
|
Психические процессы и состояния
|
3
|
2
|
|
|
[7],[8],[10],[14]
|
Реферат
|
Психические свойства личности
|
1
|
2
|
|
|
[8],[10],[17],[40],[43]
|
Реферат
|
Общая характеристика деятельности личности
|
1
|
|
|
|
[2],[4],[5],[9],[10],[17],[36]
|
Реферат
|
Психология групп и коллективов. Психология управления
|
2
|
2
|
|
|
[4],[5],[8],[10],[14],31]
|
Реферат
|
Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
|
1
|
2
|
|
|
[8],[17],[24],[39],[45]
|
Реферат
|
Психология общения
|
1
|
|
|
|
[8],[14],[17],[22],[32]
|
Реферат
|
Итого по разделу
|
12
|
12
|
|
|
|
|
Педагогика в системе наук о человеке
|
2
|
2
|
|
|
[2],[28],[30],[40].[41]
|
Реферат
|
Сущность процесса обучения. Виды и формы обучения. Сущность процесса воспитания личности. Особенности воспитательного процесса на производстве
|
2
|
2
|
|
|
[2],[3],[6],[24],[26],[29]
[41],[43]
|
Реферат
|
Социальные институты общества и их роль в воспитания и социализации личности. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
|
2
|
|
|
|
[8],[14],[34]
[41],[42]
|
Промежуточный отчет
|
Итого по разделу
|
6
|
4
|
|
|
|
Итоговый отчет
|
Итого
|
18
|
16
|
|
|
|
|
Информационно-методическая часть
Список литературы
Раздел Основы психологии
Основная литература
-
Душков, Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – М.: Академ Проект, – Екатеринбург: Деловая книга,2002. – 576с.
-
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., переработ. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. – 479 с.
-
Карпов, А.В. Психология менеджмента: уч. пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 582 с.
-
Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Культура и спорт, 1998. – 350 с.
-
Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебн. пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Аманфея, 2003. – 224 с.
-
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
-
Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
-
Основы психологии и педагогики. Теория и практика: учебное пособие для студентов технических вузов; под ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Мн.: БНТУ, 2005. – 346 с.
-
Психология и педагогика; под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Питер,2000.
-
Психология менеджмента; под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. – 638 с.
-
Психология труда; под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
-
Психология: учебник для технических вузов; под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 322 с.
-
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.
-
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 511 с.
Дополнительная литература
-
Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
-
Айсмонта, Б.Б. Общая психология: схемы / Б.Б. Айсмонта. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. –288 с.
-
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
-
Белановская, О.В. Психология личности: учеб. пособие / О.В. Белановская. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2001. – 226 с.
-
Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер.с англ / Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. – 180с.
-
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
-
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 320с.
-
Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. – 224с.
-
Емельянов, С.М. Практикум по психологии / С.М. Емельянов. – СПб.:Питер, 2001. – 269с.
-
Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. – М.: МГУ, 1980. – 438 с.
-
Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 288 с.
-
Ительсон, Л.Б Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. – Мн.: Харвест, 2000. – 896 с.
-
Кабаченко, Т.С. Психология управления: уч. пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 384 с.
-
Кавецкий, И.Т. Психология управления / И.Т. Кавецкий, И.И. Лобач., В.П. Самусевич. – Мн.: МИУ, 1997. – Ч. 2.– 131 с.
-
Карандашев, В.И. Основы психологии общения / В.И. Карандашев. – Челябинск, 1990. –120с.
-
Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений.: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов; под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
-
Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В. Кириченко. – М.: Тесей, 2003. – с. 224.
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.
-
Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. –М.,1996. – 236 с.
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 420 с.
-
Маслов, Е.В. Управление персоналом: учебное пособие / Е.В. Маслов. – М., 2004. – 156 с.
-
Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 576с.
-
Психология человека от рождения до смерти; под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
-
Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями / А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. –337 с.
-
Скотт, Дж. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 150с.
-
Смирнов, А.Г. Практикум по общей психологии / А.Г. Смирнов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.
-
Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с.
-
Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – СПб.: Питер, 2001. – 431 с.
-
Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 383 с.
-
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2006. – 768 с.
-
Энкельманн Николаус Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех / Б. Николаус Энкельман; пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1999. – с. 272.
-
Энциклопедия практического самопознания. – М., 2004. – 247с.
Раздел Основы педагогики
Основная литература
-
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов по направлению и специальности "Психология" / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
-
Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.
-
Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.
-
Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994
-
Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.
-
Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – 375 с.
-
Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005.
-
Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Вайнштейн. – Минск: Изд. БГУ, 2007, – 150 с.
-
Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.
-
Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Каандыбович.– 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1993. – 368 с.
-
Емельянов, С.М. Практикум по психологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001.
-
Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование, 2006. – 188 с.
-
Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников. – М., 2006.
-
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд. перераб. – М.: Воронеж, 2003.
-
Карандашев, В.И. Основы психологии общения / В.И. Кондрашов. – Челябинск, 1990. –120с.
-
Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие./ А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.
-
Клименко, В.А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития / В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2007. – 296с.
-
Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005.
-
Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2003.
-
Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2004.
-
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие для педагогических специальностей вузов / Я.Л. Коломинский. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 431 с.:
-
Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л., 2005. – 336 с. – (Библиотека высшей школы)
-
Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1996. – 486с.
-
Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
-
Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие / Е.В. Мещеряков. – Минск: Высшая школа, 2005. – 237 с.
-
Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 1-3
-
Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.
-
Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб.пособие / Э.В. Островский, Л.И.Чернышев; под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.
-
Педагогика; под ред. проф. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
-
Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р.С. Пионова. – Мн.: Выш. шк., 2005. - 303 с.
-
Педагогика: учебное пособие; под ред. проф. П.И. Пидкасистого.– М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
-
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2000.
-
Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 244с.
-
Психологическая диагностика: учебное пособие; под ред. К.М. Гуревича, Е.М Борисовой. – М. –Воронеж, 2001. – 368с.
-
Психология XXI века: учебник для вузов / И.О. Александров [и др.]; под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
-
Психология и педагогика: учебное пособие; под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с.
-
Психология менеджмента: учебник; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. – 320 с.
-
Психология: учеб. для техн. вузов; под общей ред. В.И. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
-
Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 480 с.
-
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
-
Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
-
Теория и методика воспитательной работы: учеб.пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.центр "МарТ", 2002. – 320с. (Критерии эффективности воспитательных систем).
-
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2001. – 560с.
-
Хьелл, Л.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
-
Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук.– Минск, 2005.
Дополнительная литература
-
Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
-
Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б.П. Битинас. – М.: Фонд духовного и нравственного воспитания. – 1996. – 141с.
-
Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Курс лекций: в 2 ч. / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А.Фурманов.– Минск: БГУ, 2003. – Ч. 1
-
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538с.
-
Воспитание детей в семье. – М.: Педагогика, 1990. – 234 с.
-
Гуманизация воспитания в современных условиях; под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. – М., 1995. – 212с.
-
Деркач, А.А. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М., 1993. – 264с.
-
Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – 383 с.
-
Захожая, Н.Н. Одаренные дети: соотношение креативности и интеллекта / Н.Н. Зимняя // Праблемы выхавання. – 2003. – №3. – С. 5-14.
-
Земска, М. Семья и личность / М. Земска: пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986. – 182 с.
-
Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учебно-методическое пособие / Т.Е. Карпович; – Минск: МГЛУ, 2004.– 122с.
-
Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта / Ф.Картер, К.Рассел. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. – 142с.
-
Козубовский, В.М. Общая психология: конспект лекций / В.М. Козубовский.– Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001.
-
Коломинский, Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. – Мн.: 1987.
-
Кремень, М.А. Психология управления: учебное пособие. М.А. Кремень, В.Е. Морозов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 210 с.
-
Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.
-
Кульневич, С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: учебно-практическое пособие / С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160с.
-
Леви, В.Л. Искусство быть другим / В.Л. Леви. – М.: Глобус, 2000. – 202 с.
-
Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.
-
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс: перевод с англ. – СПб.: Питер Ком., 1998 – 688 с.
-
Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 1999. – 300с .
-
Матрос, Д.М. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.М. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед.общество России, 2001. – 128с.
-
Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
-
Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
-
Народная педагогика / Л.Н. Воронецкая, Ю.В. Мелешко. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с.
-
Об образовании в республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 31.
-
Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В.А.Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.
-
Педагогика: учебное пособие; под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.
-
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.:Педагогическое общество России, 2001.–256с.
-
Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинская. – М., 1978.
-
Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
-
Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352с.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост. и ком. послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб: Питер Ком, 1998.
-
Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: программно-методическое пособие / В.П. Сергеева. – М.: ЦГЛ, 2002. – 144с.
-
Смит, Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе: пер. с англ. В. Путяты / Дж. Мануэль Смит. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 234 с.
-
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.
-
Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоун. – М., 1984.
-
Управление качеством образования: практикоориентированная монография и метод.пособие; под ред. М.М.Поташника. – М.:Пед.общество России, 2000. – 448с.
-
Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2003. – 840 с.
-
Храмцова, Ф.И. Воспитательная система современной школы: пособие для педагогов / Ф.И. Храмцова. – Мн.: Университетское, 2001. – 80с.
-
Чернышев, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А.С. Чернышев. – М., 1998.
-
Шарухин, А.П. Психология менеджмента: учебное пособие / А.П. Шарухин. – СПб.: Речь, 2005 –352 с.
-
Шереги, Ф.Э., Харчева В.Г.. Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект / Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. – М.: Юристь, 1994.
-
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. –366 с.
-
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365с.
Средства диагностики
Оценка уровня знаний студента производится по десятибалльной шкале.
Для оценки достижений студента используется следующий диагностический инструментарий:
-
устный и письменный опрос во время практических занятий;
-
собеседование при проведении индивидуальных и групповых консультаций;
-
сдача зачета илиэкзамена.
Организация самостоятельной работы студентов
В качестве целевой установки системы контроля выступает обеспечение стандарта подготовки инженера.
Требования стандарта образования определяют объем знаний, комплекс умений и навыков, необходимых педагогу-инженеру, уровень мировоззренческой, организационной подготовки, а также общий культурный уровень. Поэтому в процессе контроля усвоения оценивается степень формирования знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами курса «Основы психологии и педагогики».
Реализация поставленной цели контроля – эффективное использование студентом учебного и внеучебного времени. Контроль за работой студентов носит объективный, систематичный характер, что позволяет определить пути и средства интенсификации и реализации учебного процесса и повысит эффективность учебно-воспитательной работы.
Электронные учебно-методические пособия
-
Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов БНТУ; под ред. В.А.Клименко, И.И.Лобача Электронный ресурс – Минск, БНТУ. 2010. – 1 электронный диск. Рег.№ БНТУ /ИПФ 10-1.2010.
-
Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для студентов технических вузов; под ред. В.А.Клименко, И.И.Лобача Электронный ресурс – Минск, БНТУ, 2012. – 1 электронный диск. – Рег.№ БНТУ /ИПФ 10-3.2012.
Перечень реферативных работ
Раздел 1 Основы психологии
1.1 Введение в психологию. Основные направления в психологии
1. Предмет и задачи психологии.
2. Общее понятие о психике и сознании.
3. Принципы современной психологии.
4. Основные отрасли психологии и их задачи.
5. Методы исследования в психологии.
6. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.
7. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.
8. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.
9. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.
10. История развития психологии в Беларуси.
1.2 Личность в психологии
1. Понятие личности в психологии.
2. Роль биологических и социальных факторов в структуре личности.
3. Источники активности личности.
4. Функции и компоненты самосознания.
5. Оценка и самооценка личности, их роль в воспитании и самовоспитании
6. Виды самооценки.
7. Основные характеристики уровня притязаний личности.
8 Связь между уровнем притязаний, самооценкой и уровнем достижений личности.
9. Низкая самооценка. Пути коррекции.
10. Влияние высокой неадекватной самооценки и уровня притязаний на поведение человека. Пути коррекции.
1.3 Личность и психические процессы
1. Понятие о языке и речи.
2. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
3. Высшие чувства.
4. Мотивация и волевые процессы.
5. Познавательные психические процессы.
1.4 Личность и психические свойства
1. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
4. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.
5. Темперамент и способности.
6. Темперамент и характер человека.
7. Понятие характера и его структура.
8. Теоретические концепции типологии характеров.
9. Формирование характера.
10. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
11. Развитие способностей у человека.
12. Направленность личности.
1.5 Личность и психические состояния
1. Методические подходы к диагностике функциональных состояний.
2. Состояние утомления, механизм развития, влияние на деятельность.
3. Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.
4. Состояние монотонии, механизм развития, влияние на деятельность.
5. Виды и организация режимов труда и отдыха.
6. Мобилизация психофизиологических резервов и физических сил.
7. Психологические аспекты травматизма.
8. Факторы, повышающие подверженность работника опасности.
1.6 Общая характеристика деятельности личности
1. Понятие и виды профессионально важных качеств личности.
2. Проблема профессионализации личности в отечественной психологии.
3. Формирование мотивации профессиональной деятельности.
4. Активные методы профессионального обучения.
5. Классификация профессий в целях профориентации: содержание, возможности использования.
6. Использование компьютерной техники в практике профориентационной работы.
1.7 Психология групп и коллективов.
Социально-психологический климат производственного коллектива
1. Классификация групп.
2. Механизм образования малых групп.
3. Групповые нормы.
4. Структура коллектива и его виды.
5. Условия формирования коллектива.
6. Критерии эффективности производственного коллектива.
7. Социально-психологический климат производственного коллектива.
8. Воздействие социально-психологического климата на личность.
9. Управление социально-психологическим климатом коллектива.
10. Факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.
11. Межличностные отношения.
12. Психологическая совместимость.
13. Типы поведения людей при решении групповых задач.
1.8 Психология управления
1. Трудности и ошибки руководителя при принятии управленческих решений.
2. Проблема делегирования руководителем своих полномочий.
3. Правила проведения деловых переговоров.
4. Основные стили и модели переговоров.
5. Искусство убеждения и аргументации в деловой дискуссии.
6. Педагогический менеджмент: основные воспитательные функции руководителя.
7. Культура речи руководителя как психологический фактор управления.
8. Программы и методы стимулирования персонала.
9. Политика использования поощрения сотрудников.
10. Подбор персонала: проблемы и перспективы.
11. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду.
12. Рекомендации руководителям по преодолению стресса.
13. Особенности восприятия информации руководителями.
14. Конфликты в организациях и действия руководителя по их разрешению.
1.9 Конфликты в производственном коллективе и их регулирование
-
Современные проблемы развития конфликтологии.
-
Конфликты и трансактный анализ.
-
Характеристика конфликта как социального феномена.
-
Теории поведения личности в конфликте.
-
Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
-
Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
-
Внутриличностные конфликты. Формы проявления и способы разрешения.
-
Межличностные конфликты.
-
Понятие организации и конфликтов в ней.
-
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.
-
Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов.
-
Понятие глобальных конфликтов. Управление глобальными конфликтами.
-
Игры как способ разрешения конфликтов.
-
Понятие групповых конфликтов и их классификация.
-
Технологии управления конфликтами.
1.10 Психология общения
-
Общение - наука и искусство.
-
Виды общения.
-
Роль общения в развитии личности.
-
Сравнительный анализ общения у человека и животных.
-
Развитие общения у детей.
-
Создание имиджа человека современного человека. Модели поведения. Тактика общения. Внешний вид.
-
Деловая беседа как основная форма делового общения.
-
Как завоевать внимание аудитории?
-
Анализ социально-психологических тренингов по общению.
-
Техника и тактика аргументирования.
-
Приемы воздействия на участников общения.
-
Культура и искусство общения.
-
Психологическая концепция конфликтного общения.
-
Психологические возможности улучшения общения.
-
Педагогическое общение. Стили и модели.
-
Аттрактология как наука.
-
Барьеры общения.
-
Профессиональное общение руководителя.
-
Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и патологические особенности.
-
Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разном уровне интеллектуального и личностного развития.
-
Проксимические особенности невербального общения.
-
Кинестетические особенности невербального общения (жесты, поза, мимика).
-
Самоподача в общении (самопредъявление, самопрезентация).
-
Межнациональные различия невербального общения.
-
Психологические и паролингвистические особенности невербального общения.
-
Перцептивная сторона общения.
-
Психологические приемы убеждения в споре.
Раздел 2 Основы педагогики.
2.1 Педагогика в системе наук о человеке
-
История развития педагогических идей на территории Беларуси.
-
Педагогика, ее особенности, методологические идеи.
-
Особенности воспитательного процесса в производственном коллективе.
-
Личность руководителя как фактор воспитательного воздействия в трудовом коллективе.
-
Основные направления развития профессионального образования в Республике Беларусь.
2.2 Образование как социокультурный институт. Современное состояние образования
-
Роль образования в становлении современного общества знаний.
-
Современное состояние образовательной сферы Беларуси.
-
Профессионально-образовательный потенциал белорусского общества.
-
Болонский процесс по формированию общеевропейского образовательного пространства.
-
Структура современного высшего образования в европейских странах.
-
Реформирование общеобразовательной и высшей школы Беларуси.
2.3 Сущность и содержание процесса обучения и воспитания личности.
-
Роль образования в современном обществе.
-
Основные социальные функции образования.
-
Характеристика основных видов обучения.
-
Структура учебной деятельности.
-
Развитие дистанционного образования в современных условиях.
-
Психологические основы развивающего обучения.
-
Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний. умений и умственных действий.
-
Дидактические аспекты компьютерного обучения.
-
Известные воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
-
Основные тенденции развития системы образования в мире.
-
Сущность процесса воспитания.
-
Особенности воспитательного процесса в производственной деятельности.
-
Личность руководителя как воспитателя в производственном
коллективе.
-
Закономерности процесса воспитания.
-
Принципы воспитания в производственном коллективе.
-
Методы воспитания в трудовом коллективе.
-
Виды воспитательного влияния на подчиненных.
-
Индивидуальная воспитательная работа в трудовом коллективе.
-
Идейно-воспитательная работа в коллективе.
-
Физическое воспитание.
-
Умственное воспитание.
-
Нравственное воспитание.
-
Эстетическое воспитание.
-
Трудовое воспитание.
-
Профессиональное воспитание.
-
Общественное мнение коллектива и его роль в воспитании.
-
Критерии эффективности воспитательной работы в трудовом
коллективе.
2.4 Социальные институты общества и их роль в социализации личности
-
Роль социальных институтов в социализации и воспитании молодежи.
-
Значение социализации в становлении личности профессионала.
-
Профессиональная социализация личности
-
Роль СМИ в жизни и развитии молодежи.
-
Влияние религиозных организаций на духовно-нравственное развитие человека.
-
Семья как первичный институт социализации.
-
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.
Перечень программных вопросов
-
Краткая история развития психологической науки.
-
Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.
-
Понятие о психике и сознании. Структура сознания.
-
Методы исследования в современной психологии.
-
Понятие личности в психологии.
-
Структура личности по К.Платонову.
-
Психоаналитическая теория З.Фрейда.
-
Гуманистическая теория А. Маслоу.
-
Источники активности. Движущие силы развития личности.
-
Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности.
-
Социализация личности. Социальный контроль.
-
Особенности ощущений и восприятий.
-
Память и представления в деятельности человека. Развитие памяти.
-
Характеристика мышления. Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление.
-
Операции мышления. Интеллектуальные особенности личности.
-
Воображение и техническое творчество. Речь. Внимание.
-
Эмоционально-волевая сфера личности.
-
Классификация темпераментов и их психологическая характеристика.
-
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
-
Понятие о характере. Акцентуации характера.
-
Структура характера. Формирование характера.
-
Понятие способности. Происхождение способностей.
-
Виды способностей. Развитие способностей.
-
Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности.
-
Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности.
-
Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.
-
Понятие коллектива и их классификация. Соотношение понятий «группа» и «коллектив».
-
Межличностные отношения. Психологический климат и совместимость.
-
Психология массовых социально-психологических явлений.
-
Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регулирование.
-
Психология процесса управления.
-
Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель.
-
Стили управления.
-
Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликтов.
-
Виды конфликтов. Стили разрешения конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтов
-
Понятие общения. Структура общения. Общение как социально-психологическая проблема.
-
Виды общения.
-
Профессиональное общение руководителя. Культура общения.
-
Педагогика как наука, краткая история, ее объект и предмет.
-
Основные категории педагогики. Методы исследования.
-
Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
-
Цели и принципы развития национальной системы образования Беларуси.
-
Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.
-
Структура педагогического процесса.
-
Методы обучения и их классификация.
-
Понятие педагогических технологий. Подготовка и переподготовка кадров.
-
Понятие воспитания и самовоспитания. Виды воспитания.
-
Методы воспитательного воздействия в производственных колленкивах.
-
Социальные институты общества и их функции.
-
Принципы и содержание семейного воспитания.
страница 1
|