страница 1 Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности
Эффективность обучения зависит закономерно от выбора оптимальных методов преподавания и контроля, и обуславливается выбором форм обучения.
При учебно - дидактических играх ученики сообща помечают цель деятельности, выбирают способы ее достижения, оказывает взаимопомощь в работе.
Совместная деятельность учащихся является средством познавательной активности. Учебно-дидактические игры способствуют пробуждению и раскрытию собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации. Урок русского языка - это творчество учителя, это поиск новых оптимальных форм и методов обучения.
На уроках русского языка я использую учебно-дидактические игры: это ребусы, кроссворды, переводы слов с казахского на русский и наоборот. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональные, волевую сферы, способствует всестороннему развитию ученика. Игра должна помочь детям яснее мыслить, глубже чувствовать.
С точки зрения познавательной велико значение игр. У детей развивается основные процессы мышления - сравнение, анализ.
Дети усваивают общие понятия, овладевают точными словесными обозначениями.
Включение в урок игр и игровых моментов делают процесс обучения более легким, интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается умственная задача, поддерживает, и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Ценность учебно-дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Характерны названия дидактических игр: Они заключают в себе вопрос, задание призыв к действию, например: «Кто быстрее», «Не зевать»?
Интерес к учебной деятельности у детей редко возрастают, если они включены в игровую ситуацию. В игре ученик действует не по принуждению, а по внутреннему пробуждению.
Цель игры - помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Игру ввожу в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры - упражнения развивает память детей, внимание, сообразительность, их общения кругозор.
В связи с изучением фонетики проводим игры:
1. Кто быстрее и больше запишут слов (на буквы а, и, к)
Так же при повторении изученного по фонетике задаю вопросы - шутки.
1. Чем кончается день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3. Что находится в начале книги?
Можно использовать дидактические игры при изучении темы: «Лексика» «Морфология»
«Синтаксис».
Игра: «Переводчик». Кто быстро переводит слова с казахского на русский и наоборот.
Игра: Кто больше скажет слова антонимы.
Черный - белый
Большой - маленький
1 .Обозначающее время
Рано - поздно, ерте - кеш
Утром - вечером, таңертең - кешке
Ночь - день, түн – күн
2. Обозначающее пространство
Далекий - близкий, алыс-жақын ,
Высокий - низкий, биік - аласа
Длинный - короткий, Ұзын – қысқа
3.Обозначающее чувства, настроение человека
Веселый - грустный, көңілді – көңілсіз
Добрый - злой, кайырымды - қайырымсыз
Умный - глупый, ақылды-ақылсыз.
Игра проводится по теме «Однородные члены предложения», «Сөйлемнің бірыңғай мүшелері». За 10-12 мин. Составляют предложения с однородными членами предложения.
При изучении сложных предложений на карточках пишется одна часть предложения, а ученики находят его предложение.
Например:
1. Чтобы сдать экзамены
2. Надо хорошо подготовиться.
Национальные игры развивают у детей умственные и физические способности.
В заключении следует отметить, что обучение русскому языку требует применение на уроках разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, дает хорошие результаты в сочетании с другими методами.
Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДОКЛАД
ТЕМА: Учебно – дидактические игры как средство познавательной активности
Подготовила: Смагулова Г.М.
Проверила: Темирова Ж.А.
Караганда 2012 г.
|
страница 1
|