страница 1  Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности
 Эффективность обучения зависит закономерно от выбора оптимальных методов преподавания и контроля, и обуславливается выбором форм обучения.
При учебно - дидактических играх ученики сообща помечают цель деятельности, выбирают способы ее достижения, оказывает взаимопомощь в работе.  
Совместная деятельность учащихся является средством познавательной активности. Учебно-дидактические игры способствуют пробуждению и раскрытию собственного «я» ученика, развивает его способность свободно выражать свои мысли в любой ситуации. Урок русского языка - это творчество учителя, это поиск новых оптимальных форм и методов обучения.
 
На уроках русского языка я использую учебно-дидактические игры: это ребусы, кроссворды, переводы слов с казахского на русский и наоборот. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональные, волевую сферы, способствует всестороннему развитию ученика. Игра должна помочь детям яснее мыслить, глубже чувствовать.  
С точки зрения познавательной велико значение игр. У детей развивается основные процессы мышления - сравнение, анализ.
 
Дети усваивают общие понятия, овладевают точными словесными обозначениями.  
Включение в урок игр и игровых моментов делают процесс обучения более легким, интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
 
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается умственная задача, поддерживает, и усиливают интерес детей к учебному предмету.  
 
Ценность учебно-дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
 
Характерны названия дидактических игр: Они заключают в себе вопрос, задание призыв к действию, например: «Кто быстрее», «Не зевать»? 
Интерес к учебной деятельности у детей редко возрастают, если они включены в игровую ситуацию. В игре ученик действует не по принуждению, а по внутреннему пробуждению.
 
Цель игры - помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. 
Игру ввожу в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
 
Игры - упражнения развивает память детей, внимание, сообразительность, их общения кругозор. 
В связи с изучением фонетики проводим игры:
 
1. Кто быстрее и больше запишут слов (на буквы а, и, к) 
Так же при повторении изученного по фонетике задаю вопросы - шутки.
 
1. Чем кончается день и ночь? 
2. Что стоит посередине земли?
 
3. Что находится в начале книги? 
Можно использовать дидактические игры при изучении темы: «Лексика» «Морфология»
 
«Синтаксис». 
Игра: «Переводчик». Кто быстро переводит слова с казахского на русский и наоборот.
 
Игра: Кто больше скажет слова антонимы.  
Черный - белый
 
Большой - маленький 
1 .Обозначающее время
 
Рано - поздно, ерте - кеш 
Утром - вечером, таңертең - кешке
 
Ночь - день, түн – күн 
 2. Обозначающее пространство
Далекий - близкий, алыс-жақын , 
Высокий - низкий, биік - аласа 
 
Длинный - короткий, Ұзын – қысқа 
 3.Обозначающее чувства, настроение человека 
Веселый - грустный, көңілді – көңілсіз 
Добрый - злой, кайырымды - қайырымсыз 
 
Умный - глупый, ақылды-ақылсыз. 
 Игра проводится по теме «Однородные члены предложения», «Сөйлемнің бірыңғай мүшелері». За 10-12 мин. Составляют предложения с однородными членами предложения.
При изучении сложных предложений на карточках пишется одна часть предложения, а ученики находят его предложение. 
Например:
 
1. Чтобы сдать экзамены 
2. Надо хорошо подготовиться.
 
Национальные игры развивают у детей умственные и физические способности. 
В заключении следует отметить, что обучение русскому языку требует применение на уроках разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, дает хорошие результаты в сочетании с другими методами.
 
Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях. 
 
    |  
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
 
 ДОКЛАД
 ТЕМА: Учебно – дидактические игры как средство познавательной активности
Подготовила: Смагулова Г.М. 
Проверила: Темирова Ж.А.
 
Караганда 2012 г. 
  |      
  страница 1 
 |