страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. АМАНЖОЛОВА
Институт истории и
международных отношений
Кафедра истории Казахстана
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по этнологии
для специальности 050114 История
Усть-Каменогорск, 2005
Составитель Турова Л.П. УМК обсужден на заседании
___________________ кафедры истории Казахстана
старший преподаватель Протокол № __от
кафедры истории Казахстана «___» __________ 2005г.
УМК одобрен на заседании Методического совета института Истории и международных отношений
Протокол № __ от
«___» __________ 2005 г.
Рекомендовано к изданию методической комиссией ВКГУ
им. С. Аманжолова «___» __________ 2005 г.
Аннотация УМК
УМК по этнологии предназначен для студентов специальности 050114 - История. В нем излагаются основные положения лекционных и семинарских занятий. Для более полного и глубокого освоения материала студентам предлагаются тезисы лекций, схемы и таблицы для заполнения, дидактические игры, вопросы для контроля и самоконтроля, темы рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
Учебно-методический комплекс по археологии для студентов специальности 050114 История /Сост. – Турова Л.П. Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Syllabus)
-
Общие сведения:
-
Название дисциплины: Этнология
-
Кафедра истории Казахстана
-
Преподаватель Турова Л.П.
-
Контактная информация: тел. кафедры , кафедра находится в главном корпусе ВКГУ (ул. 30-ой Гвардейской Дивизии 34), ауд. 242.
-
Место проведения учебный корпус № 1, аудитория №
-
Количество кредитов 3
-
Выписка из учебного плана
курс
|
семестр
|
кредиты
|
лекции
|
семинары
|
СРПС
|
СРС
|
всего
|
форма контроля
|
1
|
2
|
3
|
30
|
15
|
45
|
45
|
135
|
экзамен
| -
Пререквизиты курса: для посещения курса студент должен знать основы истории, культурологии. Владеть основным категориальным аппаратом социальных наук («общество», «человек», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие»).
Постреквезиты курса: история культуры, антропология, демография, этнопсихология.
Краткое описание курса:
1.9 Цель курса:
Цель преподавания данного курса - это изложение основных теорий этничности и классификации этносов, благодаря которым весь процесс социокультурного развития приобретает системный и упорядоченный характер. Рассмотрение процессов антропогенеза и этногенеза, объясняющих факт антропологического разнообразия человечества и наличия у каждой расы своих отличительных признаков
-
Задачи курса:
Задачи данной дисциплины это изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания. В ходе изучения курса студенты познают методы и понятийный аппарат этнологии, а также их применение к изучению этнографии народов мира.
2.3 Содержание курса:
Предлагаемый курс рассматривает этническую картину мира с древнейших времен до наших дней. Изучение этнологии спланировано таким образом, чтобы в ходе курса студенты получили ключевые знания по этнологии, которые включают классификацию народов мира по языковым, антропологическим, конфессиональным и хозяйственно-культурным параметрам. Первый раздел курса раскрывает объект и предмет изучаемой дисциплины, историю этнологической мысли, этногенез и этнические процессы, основные классификации народов с другими типами культур.
Второй раздел посвящен этнографии казахского народа. Третий раздел рассматривает методику этнографических исследований и понятийный аппарат этнологии.
По окончании изучения курса:
1.Вы узнаете об этносе, этногенезе и основных этнических событиях ХХ века и вы сможете объективно анализировать мировой исторический процесс.
2.Вам станут известны гипотезы о происхождении человека и вы сможете свободно апперировать понятийным аппаратом.
3.Вы узнаете о классификациях народов мира по языковым, антропологическим, конфессиональным и хозяйственно-культурным параметрам.
4.Вам станут известны этнический состав, география расселения и численность казахского этноса.
5.Вами будут изучена методика этнографических исследований.
3. График выполнения и сдачи заданий
№
|
виды работ
|
цели и содержание задания
|
рекомендуемая литература
|
продолжительность
выполнения
|
баллы согласно рейтинг-шкале
|
форма контроля
|
сроки сдачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
письменная работа
|
применение умений и навыков обобщения и систематизации
|
№2,3,4,5 40,56
|
2 недели
|
3
|
составление словаря археологов
|
3 неделя
|
2
|
письменная работа
темы СРС № 2,3,6,8,11,14
|
применение умений и навыков самостоятельного поиска, систематизации учебного материала и составление опорных конспектов с учетом конкретно поставленных вопросов
|
тема 2 № 6
тема 3 № 2
тема 6 № 1,3,7,40 тема 8 № 5,24,25,3337
тема 11 № 1,7,9,17
31
тема 14 № 1,7,16,21
|
в течение семестра
|
5
|
конспектирование работ
|
5,10,14 недели
|
3
|
письменная работа
СРСП темы № 2,7,8,1012
|
применение умений и навыков самостоятельного поиска, систематизации учебного материала
|
см. список литературы к темам
|
в течение семестра
|
5
|
выполнение таблиц
|
5,10,14 недели
|
4
|
письменно графическая работа
СРС темы № 4,5
|
систематизация сведений по палеолиту и неолиту
|
тема 4 №
1,3,4,5,15,18,28,48
тема 5 №
1,7,8,18
22
|
2 недели
|
4
|
составление карт стоянок палеолита и распространения в неолите домашних растений и животных
|
7 неделя
|
5
|
письменно графическая работа
|
применение умений и навыков обобщения и систематизации
|
№ 1, 39, 56
|
2 недели
|
3
|
составление кроссворда
|
15 неделя
|
6
|
письменная работа
|
систематизация знаний по курсу археологии
|
см. список литературы по курсу
|
в течение
семестра
|
10
|
написание и защита реферата
|
14 неделя
|
7
|
письменная работа
(примерные тесты см в п. 2.7)
|
контроль знаний по I кредиту – основы археологии
|
№ 1-7
|
в течение 1 занятия
|
5
|
тестирование
|
5 неделя
|
8
|
письменная работа
(по вопросам лекций
№ 4-8)
|
контроль знаний студентов по II кредиту – археология каменного и бронзового века
|
№ 1-7
|
в течение 1 занятия
|
5
|
контрольная работа
|
10 неделя
|
|
устный опрос
(по вопросам лекций № 9-15)
|
контроль знаний студентов по III кредиту – археология РЖВ и средневековья
|
№ 1-7
|
в течение 1 занятия
|
5
|
собеседование
|
15 неделя
|
3.1 Рейтинг-шкала
форма контроля
|
баллы
|
текущий
|
15
|
рубежный
|
15
|
домашний
|
30
|
итоговый
|
40
|
всего:
|
100
|
3.2 Шкала и критерии оценивания различных видов работ:
-
Лекции. Формы работы:
- посещение и конспекты – 5 баллов
Итого: 5 баллов
-
Семинарские занятия. Формы работы:
- активное участие в обсуждении вопросов – 5 баллов
- выполнение заданий – 5 баллов
Итого: 10 баллов
-
СРС. Формы работы:
- составление словаря этнолога – 3 балла
- конспектирование работ – 5 баллов
- выполнение таблиц – 5 баллов
- составление карт географическое расселение – 4 балла
- составление кроссворда – 3 балла
- реферат – 10 баллов
Итого: 30 баллов
4. СРСП. Формы работы:
- тестирование – 5 баллов
- контрольная работа – 5 баллов
- собеседование – 5 баллов
Итого: 15 баллов
Итого по курсу: 60 баллов
3.3 Рекомендуемая литература
Основная литература:
48. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М. 1966
49. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.
50. Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата. 1972.
54. Тэйлор Э. Первобытная культура. М. 1939.
55. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. – М., 1980.
56. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М. 1986.
57. Формозов А.А. Очерки по истории первобытного искусства. М. 1989.
58. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
4. Политика курса
- посещение курса строго обязательно;
- пропуск 1 занятия - минус 0,1 балл. Занятие, пропущенное по уважительной причине (при предоставлении соответствующих документов) отрабатывается в устной форме;
- не опаздывать, на занятиях отключать сотовый телефон;
- обязательна подготовка к каждому занятию;
- домашняя работа должна быть сдана в указанные сроки; превышение сроков на 1 неделю предполагает вычет 0,5 баллов, на 2 недели – 1 балл и т.д.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.1 Тематический план курса (Всего кредитов 3)
№
|
Наименование тем
I кредит – Основы этнологии
|
Количество часов
|
лекции
|
семинары
|
СРСП
|
СРС
|
1.
|
Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2.
|
История этнологической мысли
|
2
|
1
|
3
|
3
|
3.
|
Современная наука о сущности этноса и этничности
|
2
|
1
|
3
|
3
|
|
II кредит – Этнография народов мира
|
|
|
|
|
1.
|
Этническая картина мира
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2
|
Хозяйственно-культурная классификация
|
2
|
1
|
3
|
3
|
3.
|
Народы Австралии и Океании
|
2
|
1
|
3
|
3
|
4.
|
Народы Азии
|
2
|
1
|
3
|
3
|
5.
|
Народы Африки
|
2
|
1
|
3
|
3
|
6.
|
Народы Америки
|
2
|
1
|
3
|
3
|
7.
|
Народы Европы и Евразии
|
|
|
|
|
|
III кредит - Этнография современного населения Казахстана
|
|
|
|
|
1.
|
Этногенез и этнический состав казахов
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2.
|
Казахи: народ и культура
|
2
|
1
|
3
|
3
|
3.
|
Система жизнеобеспеченности этноса
|
2
|
1
|
3
|
3
|
4.
|
Духовная культура казахского этноса
|
2
|
1
|
3
|
3
|
5.
|
Динамика численности и география расселения народов Казахстана
|
2
|
1
|
3
|
3
|
|
Итого:
|
30
|
15
|
45
|
45
|
2.2 Тезисы лекционных занятий
I. Кредит : Основы этнология
Тема №1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
1.Предыстория этнологии
2.Развитие этнологии в Европе
3. Развитие этнологии в США
4. Развитие этнологии в России
5. Методы этнологии
Тезисы лекций: Дефиниция понятия «этнология» и «этнография». Эпоха Просвещения (18 век)- предыстория этнологии как особой науки о народах. Х1Х век – благоприятный период для развития этнологии в западноевропейских странах. Этнология Германии, Франции, Великобритании, США, России, сегодня.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №2: История этнологической мысли
1.Социологическая школа
2.Американская школа исторической этнологии
3.Этнопсихологическая школа
4.Новейшие концепции в этнологии
Тезисы лекций: Эмиль Дюркгейм представитель этнологической школы во Франции. Его учение о коллективных представлениях. Идеи Люсьена Леви-Брюля. Новое направление в этнологии – основатель Франц Боас. Термин «этнопсихология». «Культура» и «личность». Пути развития этнологии. Герменевтическое направление.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №3: Современная наука о сущности этноса и этничности
1. Содержание понятий «этнос» и этничность
2.Современные подходы к пониманию этничности
3. Концепции этноса и этничности
Тезисы лекций: Термины «этнос» и «этнический». Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. Дуалистическая теория Ю.В. Бромлея. Информационная теория этноса. Системно-статистическая, или компонентная, теория. Структура этноса. Примордиалистский подход. Инструментализм. Конструктивизм.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Кредит П.
Этнография народов мира
Тема №1: Этническая картина мира.
1. Географическая классификация
2. Антропологическая классификация
3. Языковая (лингвистическая) классификация
4. Конфессиональная классификация
Тезисы лекций: Географическая классификация: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы. «Антропогенез» и «расогенез». Расовые признаки. «Группа родственных языков», «языковая семья». Буддизм, христианство, ислам, иудаизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №2: Хозяйственно-культурная классификация
1.Хозяйственно-культурные типы
2.Материальная культура народов мира
3. Духовная культура народов мира.
Тезисы лекций:
Первый ХКТ: охота, рыболовство, собирательство. Отсталый тип бродячих охотников и собирателей. Второй ХКТ – ручное мотыжное земледелие и скотоводство. Обособление животноводства от земледелия и появление пастушеских племен. Третий ХКТ – пашенные земледельцы и их локальные варианты в Афро-Евразийском континенте. Жилище – пещерные, шалаши, ветровые заслоны, настилы в развилках деревьях. Каркасно-столбовые с косыми балками-консолями и срубной дом. Одежда. Современный европейский костюм – жакет, юбка, пиджак. Национальный костюм. Пища.
Тезисы лекций:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №3. Народы Австралии и Океании
1.Народы Австралии
2. Народы Папуасии
3.Народы Меланизии
4. Народы Фиджи
5. Народы Полинизии
Тезисы лекций:
Численность и этнический состав населения. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика. Хозяйство: охота, собирательство и рыболовство. Общественный строй и социальная структура: племя, фратрия, род, локальная группа. Религиозные верования коренного населения. Тотемизм, анимизм, манна и др.Проблема этногенеза и языков населения Меланизии («Черных островов»): островов Адмиралтейства, Санта-Крус, Фиджи, Лоялти и др. Народы Новой Гвинеи. Языковая и антропологическая характеристика. Обычай экзогамии. «Мужские союзы».Общая характеристика населения Новой Зеландии и Полинизии («Многоостровье»). Проблема этногенеза: азиатская и американская. Касты и иерархия вождей. Особенности происхождения Микронезии («Мелких островов»)
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №4. Народы Азии
1. Народы Западной Азии
2. Народы Южной Азии
3.Народы Юго-Восточной Азии
4.Народы Восточной и Центральной Азии
Тезисы лекций:
Древнейшие цивилизации на территории Западной Азии. Шумер. Государство Урарту. Арабское завоевание. Влияние тюрков. Плужное земледелие и номадизм. Многоженство (полигамия). Архаические патриархальные традиции: соседская взаимопомощь, общинно-племенная демократия (джирга у номадов в Афганистане), кровная месть, общинно-племенная организация у верблюдоводов-бедуинов и овцеводов-шавия, курдов, луров и др. Культура Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда. Арийцы. Воздействие монгольского завоевания. Европейская колонизация и национально-освободительное движение. Одежда у народов Южной Азии. Утварь. Пища. Традиционные транспортные средства. Семья и семейные отношения. Юго-Восточная Азия как историко-географическая область. Древнейшее население Мьянмы, Таиланда. Этническая история Лаоса, Вьетнама. Материальная культура. Жилища: свайные и наземные. Географическая характеристика Восточной Азии. Неолитическая культура «дземон» в Японии. Сянбийцы. Восточно-Азиатское переселение народов.
Тема №5. Народы Африки
1. Историко-культурная и географическая характеристика Африки
2. Народы Северной Африки
3. Народы Восточной Африки
4.Народы Южной Африки
5. Этнические процессы в современной Африке
Тезисы лекций:
Народы Северной Африки: Алжир, Египет, Западная Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Судан и Тунис. Плужное и ручное земледелие. Арабы-скотоводы. Брак у нилотов. Кровная месть. Население Бурунди, Джтбути, Замбии, Зимбабве, Кении и др. Народы Ботсвана, Лесото, Намибия, Южно-Африканская Республика. Бушмены и готтентоты. Пигмеи. Трайбализм. Интеграционные и консолидационные процессы. Англо-африканцы (потомки английских колонистов) и африканеры (потомки голландских колонистов).
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №6. Народы Америки
1.Этногенез и этническая история
2.Северная Америка
3.Южная Америка
4. Этнические процессы в Современной Америке
Тезисы лекций:
Палеоиндийцы и их хозяйство. Классификация коренного населения Америки в зависимости от хозяйственных занятий. Арктическая область Северной Америки (эскимосы).Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки (тленкиты, хайда, сэлиш, вакаши и др.) Лесные области востока Северной Америки (делавары, могикане, ирокезские племена, мусгокская группа). Прерии (сиу-дакота, Айова, Омаха и др.) Юго-Запад США и север Мексики.
Мезоамерика.Культура майя. Юта-ацтекская языковая семья. Майя-киче, михе-соке и др. Леса и степи Южной Америки (охотники, собиратели Восточной Бразилии, Аргентины, Боливии, Парагвая). Тропические леса Южной Америки (араваки, тупи-гуарани). Центральные Анды. Огненная Земля (алакалуфы и ягана).
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №7. Народы Европы
1.Народы Западной и Центральной Европы.
2. Народы Северной и Южной Европы
3. Народы Евразии (СНГ)
Европа – самая маленькая после Австралии часть света. Территория Европы 5 млн. кв.км. Германская группа. 17 народов говорят на языках или диалектах германской языковой группы. Кельтская группа. Четыре народа представляют эту некогда многочисленную языковую группу. На Британских островах живут ирландцы, валлийцы, гэлы, бретонцы. Ирланды имеют свое национальное государство. Одной из больших и широко расселившихся групп народов являются славяне, которых принято разделять на западных и южных. Этногенез восточных славян. Русские, белорусы, украинцы. Этническая история коренного населения Сибири. Буряты. Якуты. Народы Кавказа.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Кредит III. Этнография современного населения Казахстана
Тема№1. Этногенез и этнический состав казахов
1. Этногенез и этническая история казахского народа
2. Этнический состав, география расселения и численность казахского этноса
Тезисы лекций:
Данные археологии, антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики. Племенные союзы в эпоху раннего железа: саки и сарматы. Ранние государства на территории Казахстана: хунну, усуни, кангюй. Казахстан в Средневековье. Основные этапы и этнические компоненты формирования казахской народности после монгольского завоевания. Этноним «казах». Казахские жузы и этническая территория. Этнический состав казахов интересен тем. Что в нем имеются представители всех главнейших тюркских и монгольских племен.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №2. Казахи: народ и культура
1.Традиционное хозяйство казахов
2. Домашние промысла и ремесла
3. Социально-экономические отношения
Тезисы лекции:
Типология кочевого хозяйства: кочевое, полукочевое, оседлое. Техника и приемы пастбищного скотоводства. Типы хозяйственных построек для скота. Народная ветеринария. Обряды и поверья связанные со скотоводством. Характер земледелия. Богарное и орошаемое земледелие. Техника орошения: устройство и эксплуатация оросительных сооружений. Уборка урожая, способы обмолота, приемы хранения зерна. Огородничество и бахчеводство. Ювелирное дело. Кузнечное ремесло. Войлочное производство. Ткачество. Вышивка. Плетение.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема№3. Система жизнеобеспеченности этноса
1. Поселения и жилища
2. Одежда и украшения
3.Пища и утварь
Тезисы лекций:
Традиционное жилище: юрта, курке, кос, жолым и др. Типы постоянных жилищ и хозяйственных построек. Роль географической среды в создании типов жилищ. Народная и современная архитектура. Поверья связанные с жильем. Одежда традиционная и современная. Влияние географической среды на создание типов одежды. Основные составные части мужской, женской и детской одежды. Будничная, профессиональная и праздничная, зимняя и летняя, свадебная и траурная. Амулеты и обереги. Система питания: мясная, молочная, растительная, смешанная. Пищевые запреты. Этика трапезы.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №4. Духовная культура
1.Традиционная музыка
2.Народные праздники, игры
3. Религиозные представления, верования и знания у казахов
Тезисы лекций:
В традиционной музыкальной культуре значительное место занимают музыкальные инструменты: домбра, кобыз, камыс, кос сырнай и др. В сыбызговом искусстве существовало несколько исполнительских школ. Сыбызгисты Курумбай, Конгожа, Тулак, Сармалай. Ыскык. Военно-спортивные игры. Это сайыс, жамбы ату, скачки и др. Торжества - Свадьбы, рождение сына. Праздники – Наурыз, ураза айт, курбан айт. Тенгрианство. Шаманиз и баксы. Вера в духов предков.Ислам. Народные знания в различных областях жизни – представления о календаре, лечении болезней, ветеренарии.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема№5. Этнические группы Казахстана
1. Антропологический состав населения
2.Этнический состав населения
3. Этноязыковая ситуация
4.Внутрисемейные отношения
Тезисы лекций:
Характеристика основных представленных в республике расовых типов по важнейшим антропологическим признакам. Численность проживающих в республике казахов, русских, украинцев, немцев, татар, узбеков и др. Факторы этноязыковых процессов в республике, единство и многообразие. Языковая политика в республике. Распределение семенных ролей. Авторитарные и эгалитарные семьи. Этнические моменты в семейно и общественной формах проведения досуга.
2.3 Планы семинарских занятий
I кредит – Основы этнология
Тема №1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
1.Этнология как наука и история ее становления
2.Предмет этнологии и его развитие в ХХ веке
3.Методы этнологии. Использование в этнологии методов смежных наук.
4. Взаимосвязь этнологии с другими науками
Задания:
1.Выявите основные этапы становление этнологии как науки
2. Есть ли различие между терминами «этнология» и «этнография»
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №2.История этнологической мысли
1.Эволюционизм. его основные положения, достоинства и недостатки. Неоэволюционизм.
2. Антиэволюционизм: диффузионизм, социологическая школа
3. Американская историческая школа Ф. Боаса.
4.Этнопсихологическая школа и культурный релятивизм
5.Современное положение в этнологии. Постмодернизм.
Задания.
1.Дать определение эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №3. Современная наука о сущности этноса и этничности
1. Содержание понятий «этнос» и «этничность»
2. Современные подходы к пониманию этничности: примордиализм, инструментализм, конструктивизм.
3. Концепция этноса и этничности в отечественной этнологии.
Задания.
1.Какова сущность теории этноса Л.Н. Гумилева?
2. Содержание дуалистической теории Ю.В. Бромлея.
|
II. Кредит - Этнография народов мира
Тема №1: Этническая картина мира.
1. Основные подходы к классификации этносов
2. Этнос и раса. Расовые признаки и их проявления у разных народов
3. Этнос и язык. Лингвистическая характеристика в этнологии.
4.Конфессиональная характеристика
Задания.
1. Как вы понимаете термин «Расизм»?
2. Выделите виды религии.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №2: Хозяйственно-культурная классификация
1.Хозяйственно-культурные типы
2.Материальная культура народов мира
3. Духовная культура народов мира.
Задания.
1. Каковы основные черты традиционной культуры, ее особенности по сравнению с современной культурой?
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №3. Народы Австралии и Океании
1. Историко-культурное районирование Австралии и Океании
2. Народы Австралии и Тасмании
3.Народы Меланизии
4. Народы Папуа-Новой Гвинеии
5. Народы Полинизии и Новой Зеландии
Задания.
1.Что общего между этими народами?
2. Какое влияние оказала европейская колонизация на эти народы?
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №4. Народы Азии
1. Народы Западной Азии или передней Азии
2. Народы Южной Азии
3.Народы Юго-Восточной Азии
4.Народы Восточной и Центральной Азии
Задания:
1.В какой части Азии были обнаружены остатки питекантропа?
2.Какое влияние оказали на экономическое и культурное развитие народов Азии колониальные захваты?
Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема №5. Народы Африки
1. Народы Северной Африки
2. Народы Восточной Африки
3.Народы Южной Африки
4. Народы Западной Африки
5. Народы Центральной Африки
Задания:
1. Как вы понимаете «трайбализм»?
2.Дать характеристику современным этническим процессам.
Тема №6. Народы Америки
1.Первоначальное заселение континента
2. Северная Америка
3. Мезоамерика
4. Южная Америка
5. Этнические процессы в Современной Америке
Задания:
1. Какое было хозяйство и материальная культура народов Америки до европейской колонизации?
2.Содержание категории «негр», «метисы»?
Тема №7. Народы Европы
1.Народы Западной и Центральной, Северной и Южной Европы.
2. Западные, южные и восточные славяне
3. Восточнославянские народы
4. Неславянские народы
5.Народы Сибири
6.Народы Кавказа
7. Народы Центральной (Средней) Азии
Задания:
1.Что такое этнокультурная зона?
2. Что вы знаете о цыганах?
3. Почему евреи вызывают большой общественный интерес?
Основная литература:
Дополнительная литература:
Кредит III. Этнография современного населения Казахстана
Тема№1. Этногенез и этнический состав казахов
1.. Этнический состав, география расселения и численность казахского этноса
2. Образование казахской народности. Этноним «казах».
3. История формирования казахских жузов
Задания.
1. Когда завершился процесс формирования казахской народности и какие племена принимали участие в образовании казахской народности?
2. Какие этапы в антропологическом и лингвистическом отношении можно выделить в формировании казахской народности?
3. Что означает этноним «казах»? Расскажите легенды о происхождении этого слова.
Тема №2. Казахи: народ и культура
1.Традиционное хозяйство казахов
2. Домашние промысла и ремесла
3. Социально-экономические отношения
Задания:
1.Выделите три основные группы полукочевников.
2.Как административная реформа 1868 года повлияла на хозяйство казахов?
Тема№3. Система жизнеобеспеченности этноса
1. Поселения и жилища
2. Одежда и украшения
3.Пища и утварь
Задания:
1. Выявите юрту двух типов.
2.Когда на Территории Казахстана появились оседлые жилища?
Тема №4. Духовная культура
1.Традиционная музыка
2.Народные праздники, игры
3. Религиозные представления, верования и знания у казахов
Задания:
1.Что вы понимаете под понятием «баксы»?
2. Дать характеристику обряду камлание.
Тема№5. Этнические группы Казахстана
1. Антропологический состав населения
2.Этнический состав населения
3. Этноязыковая ситуация
4.Внутрисемейные отношения
Задания:
1.Какова демографическая ситуация современного Казахстана?
2. Методические рекомендации:
При подготовке к семинарским занятиям необходимо строго придерживаться плана, готовить все вопросы к теме и кратко записывать ответы на них в тетрадь. При использовании на занятии текстов источников и документов допускается пользование ксерокопиями. Следует обращать внимание на задания, которые идут после темы семинарского занятия. При подготовке к семинару возможно использование литературы из предложенного списка, а также поиск студентом самостоятельно дополнительной литературы.
2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
I кредит
ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ
Тема № 1.Предмет, методы этнологии и взаимосвязь со смежными дисциплинами
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь:
1. С какими науками связана этнология?
2. Какие отрасли этнологии вы знаете?
3.Перечислите методы этнологии
Тема № 2. История этнологической мысли
Составление таблицы :
№
|
Школы по
этнологии
|
Год образования школ
|
Основная теория
|
Основатели
|
1.
|
|
|
|
|
Тема № 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
1. Дайте понятия терминам и ответы запишите в тетрадь: этнос, этничность, этническая идентификация, этническая культура, этническая общность, этническая парциация, этнические чувства этническое самосознание, этническое сознание.
II кредит Этнография народов мира
Тема семинара № 4. Этническая картина мира
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь:
1. Дайте характеристику этническим процессам ХХ века
2. Какова проблема классификации этносов?
3.Составть карту «Географическая классификация»
4. Какие языки считаются мертвыми и почему?
Тема № 5.Хозяйственно-культурная классификация
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь:
1. Что такое культура?
2. Какие народы в России относятся к первому ХКТ, ко второму ХКТ и третьему ХКТ
Тема № 6,7,8,9,10
№
|
Наименование этноса
|
территория
|
тип
хозяйства
|
религия
|
погребальный обряд
|
1
|
|
|
|
|
|
Кредит III – Этнография современного населения Казахстана
Тема № 11. Этногенез и этнический состав казахов Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь:
1.Историография проблемы
2. Этногенез и его основные факторы
Тема № 12. Казахи: народ и культура
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь:
1.Основные черты традиционной культуры?
2. Виды хозяйственной деятельности
ТВма№13. Система жизнеобеспеченности этноса
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь
1.Специфика функционирования вещей в традиционной культуре?
2.Нарисовать типы жилищ казахского народа
3. Какова праздничная одежда ?
Тема №14. Духовная культура казахского этноса
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь
1.Типы ритуалов?
2.Особенности духовной культуры казахского этноса
3. Религиозные верования и погребальные обряды
Тема №15. Динамика численности и география расселения народов
Ответьте на вопросы и развернутые ответы запишите в тетрадь
1.Этнические контакты и их результаты
2.Этнический конфликт: понятие и причины
3. Есть ли этнические конфликты на территории Казахстана?
Методические рекомендации:
Для выполнения заданий в рамках СРСП необходим один из учебников по этнологии, который используется на занятии для выполнения поставленных заданий. Желательно выполнение заданий производить в отдельной тонкой тетради, которая сдается преподавтелю для поверки. При заполнении таблиц – в каждую из колонок четко и коротко заносятся основные положения по заданному вопросу. Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы. Ответы на вопросы обсуждаются устно, при этом в тетрадь заносятся только даты, фамилии, термины и их расшифровки.
2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
I кредит
ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ
Тема № 1. Этнология как наука, ее предмет, методы этнологии и взаимосвязь со смежными дисциплинами
Составление словаря по этнологии. Для этого необходимо воспользоваться литературой №
1) Литература просматривается, и встречающиеся фамилии этнографов выписываются на отдельные карточки. В этой карточке дается краткая характеристика жизни и творчества этнографа.
2) Дополнительную информацию об этнографе можно получить в любой энциклопедии или словаре.
3) Затем карточки формируются по алфавиту, и создается каталог.
Тема № 2. История этнологической мысли
Работа с книгой Ж. Артыкбаева «Этнология и Этнография».Из данной книги необходимо выписать все методы этнологии и дать им краткую характеристику.
Тема № 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
1) Из данной книги необходимо выписать все концепции о сущности этноса
2) Найти в книге понятия и выписать их.
II кредит Этнография народов мира
Тема №1. Этническая картина мира.
Составление карты географическое расселение человека палеолита с указанием его стоянок, используя литературу №
1) Внимательно просмотреть литературу по данной проблеме.
2) Начертить самостоятельно или воспользоваться контурными картами – и сделать себе карту мира без обозначения каких-либо географических названий
3) Нанести на карту обозначения где были обнаружены древнейшие останки человека
Тема №2. Хозяйственно-культурная классификация
Составление карты распространения домашних животных и культурных растений по географическому расселению народов. Для этого необходимо воспользоваться литературой №
1) Внимательно просмотреть литературу по данной проблеме.
2) Начертить самостоятельно или воспользоваться контурными картами – и сделать себе карту мира без обозначения каких-либо географических названий
3) Нанести на карту условными значками виды домашних животных и растений.
4) Составить легенду – подписать в нижней части карты или на отдельном листе, какой значок, какое животное или растение обозначает.
Тема № 3,4,5,6,7,8,9,10.
Работа с литературой № . Написание рефератов. Составление карточек по периодической печати.
Кредит Ш. – Этнография современного населения Казахстана.
Тема №11. Этногенез и этнический состав казахов.
Работа с литературой. Историография вопроса. Написание реферата.
Тема№12. Казахи: народ и культура
Составить кроссворд: 1) выписать из литературы те слова, которые можно будет использовать в кроссворде Лучше всего сразу же писать к ним определения, которые затем будут внесены в кроссворд. 2) выбрать необходимую структуру будущего кроссворда. Наиболее простой вариант – выбрать одно слово, состоящее из достаточно большого количества букв (10-15) и от него влево и вправо вписывать слова-пересечения, в кроссворде должно быть загадано 15-20 слов; 3) оформить кроссворд на отдельном листе.
Тема №13. Система жизнеобеспеченности этноса
Составить кроссворд: 1) выписать из литературы те слова, которые можно будет использовать в кроссворде Лучше всего сразу же писать к ним определения, которые затем будут внесены в кроссворд. 2) выбрать необходимую структуру будущего кроссворда. Наиболее простой вариант – выбрать одно слово, состоящее из достаточно большого количества букв (10-15) и от него влево и вправо вписывать слова-пересечения, в кроссворде должно быть загадано 15-20 слов; 3) оформить кроссворд на отдельном листе.
Тема№14. Духовная культура казахского этноса
Составить кроссворд: 1) выписать из литературы те слова, которые можно будет использовать в кроссворде Лучше всего сразу же писать к ним определения, которые затем будут внесены в кроссворд. 2) выбрать необходимую структуру будущего кроссворда. Наиболее простой вариант – выбрать одно слово, состоящее из достаточно большого количества букв (10-15) и от него влево и вправо вписывать слова-пересечения, в кроссворде должно быть загадано 15-20 слов; 3) оформить кроссворд на отдельном листе.
Тема №15. Динамика численности и география расселения народов Казахстана.
Работа с литературой. Изучение проблемных вопросов по демографической ситуации на территории Казахстана. Написание реферата.
Методические рекомендации:
Задания данного раздела выполняются студентами самостоятельно и сдаются преподавателю (сроки сдачи смотри в графике выполнения и сдачи заданий – стр.5-6). Для выполнения заданий заводится тонкая тетрадь, которая сдается преподавтелю на проверку. В тетради выполняются таблицы, конспекты, словарь. На отдельном листе формата А 4 выполнятся кроссворд (тема № 15) и карты (тема № 4,5). На таком же формате выполняется реферат по одной из выбранных тем. Тематику и правила оформления рефератов смотри в пункте 2.6 – стр. 33-36.
2.6 Тематика письменных работ по курсу
Тематика рефератов:
.
Методические рекомендации к выполнению:
1. Структура реферата:
- титульный лист
- содержание
- введение
- основная часть
- заключение
- список использованной литературы
2. Требования к содержанию:
1. Во введении формулируется актуальность темы, обзор литературы, цели и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения – 1,2 стр.)
2. В основной части необходимо в полном объеме раскрыть основные теоретические моменты темы. Материал основной части должен быть разбит на главы. (Объем – 15,20 стр.)
3. Заключение предполагает вывод по теме исследования. (Объем – 1,2 стр.)
4. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
3. Правила оформления:
1. Текст реферата может быть написан от руки или набран на компьютере через 1,5 интервала, 14 кегль, на одной стороне листа формата А-4.
2. Максимальный объем реферата – 20-25 страниц печатного текста, или 15 – 20 страниц рукописного текста.
2.7 Тестовые задания для самоконтроля
-
Зоной распространения семито-хамитской языковой семьи является:
А) Южная Америка
Б) Восточная Азия
В) Крайний Север
Г) Западная Азия
Д) Австралия
-
К первой группе хозяйственно-культурного типа отностся:
А) кочевничество и коневодство
Б) оленеводство и буйволоводство
В) рыболовство, охота, собирательство
Г) земледелие и мотыга
Д) ремесло и торговля
-
Первые люди в Австралии появились:
А) около 10 тыс. лет назад
Б) около 2 тыс. лет назад
В) в 17 в. н.э.
Г) около 40 тысяч лет назад
Д) 1 млн. лет назад
-
Термин фольклор в переводе с английского имеет значение;
А) передача культуры
Б) народная мудрость
В) народные традиции
Г) литература
Д) искусство
5. В Полинизии в большинстве живет следующий народ:
А) толаи
Б) маори
В) бушмены
Г) инки
Д) фиджийцы
6. Жителями Макронезии являются:
А) чаморро
Б) толаи
В) ирокезы
Г) чайпеваи
Д) алеуты
7. Традиционной женской одеждой в Индии является:
А) кимоно
Б) чапан
В) камзол
Г) дхоти
Д)сари
8. Наиболее распространенными религиями в Индии являются:
А) индуизм и тотемизм
Б) анимизм и фетишизм
В) магия, йога, индуизм
Г) индуизм, буддизм, ислам
Д) индуизм, буддизм, христианство
9.Самым распространенным расовым типом является:
А) европеоидный
Б) индоевропеоидный
В) монглоидный
Г) австролоидный
Д) негроидный
10. Антропогенез – это:
А) происхождение этносов и народов
Б) происхождение культуры
В)происхождение черепа человека
Г) происхождение человеческого языка
Д) происхождение человечества
11. К мировым религиям относят:
А) фетишизм, анимизм, христианство
Б) христианство, магию и колдовство
В) ислам и буддизм
Г) ислам, буддизм и несторианство
Д) ислам, буддизм и христитанство
12. Под автохтонным населением понимается
А) пришлое население
Б) местное население
В) кочевое население
Г) оседлое население
Д) единое население
13. Табу – это:
А) погребальный обряд
Б) свадебный обряд
В) обряд рождения
Г) строгий запрет
Д) жертвоприношение
14. Аборигены – это:
А) местные жители
Б) жители Австралии и Океании
В) коренные жители определенной территории
Г) люди ведущие дикий образ жизни
Д) варвары
15. Жителями Камчатки являются:
А) нивхи
Б) алеуты
В) ительмены
Г) чукчи
Д) эскимосы
16. Жилище «полярных эскимосов» - иглу, строят из нижеуказанного строитльного материала:
А) Шуры оленей
Б) Льда и леса
В) снега
Г) шкуры оленя
Д) шкуры собаки
17. Австралию и Океанию делят на 4 историко-этнографических области: Австралию, Меланизию, Полинизию и
А) Микронезию Б) Миллинезию В) Океанию Г) Австралию Д) Зеландию
18.Не употребляют в пищу молоко в национальной кухне следующих народов:
А) индусы
Б) мон-кхемеры
В) буддисты
Г) тюрки
Д) англичане
19. Американское этнологическое общество создано
А) 1785 Б) 1977 В) 1680 Г) 1842 Д) 1845
20.Интерес к этническим проблемам в России возник в:
А) 1-ая пол.19 в. Б) 2-ая пол. 17.в. в) 2-ая пол. 18 в. Г) 16 в. д) в нач. 20 в.
Ключ к тесту
номер вопроса
|
правильный ответ
А, В, С, Д
|
номер вопроса
|
правильный ответ
А, В, С, Д
|
номер вопроса
|
правильный ответ
А, В, С, Д
|
1
|
Д
|
8
|
С
|
15
|
В
|
2
|
С
|
9
|
А
|
16
|
В
|
3
|
А
|
10
|
Д
|
17
|
С
|
4
|
Д
|
11
|
Д
|
18
|
В
|
5
|
В
|
12
|
С
|
19
|
А
|
6
|
С
|
13
|
Д
|
20
|
С
|
7
|
Д
|
14
|
А
|
|
|
2.8 Экзаменационные вопросы по курсу
-
Народы Центральной и Восточной Азии
-
Методика этнографических исследований
3.Объект этнографии и его составные части
4.Народы Микронезии
5.Народы Северной Африки
6.Антропологическая характеристика народов
7.Народы Полинизии
8.Лингвистическая классификация народов Мира
9. Народы Восточной Европы
11.Хозяйственно-культурные типы 1 группы
12.Народы Средней Азии
13.Классификация народов по религиям
14.Народы Южной Африки
15. Шаманизм и шаманские культы
16.Народы Западной Европы
17.Материальная культура
18.Народы Кавказа
19. Духовная культура
20.Тюркоязычные народы
21.Фольклор и этнология
22.Восточно-славянские народы
23.Хозяйственно-культурные типы П группы
24..Народы Микронезии
25. Хозяйственно-культурные типы Ш группы
2.9 Список литературы
Основная литература:
1.Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология.- М., - 2000.
2.Артыкбаев Ж. Этнология и этнография.- Астана., - 2001.
3.Скоринов Н. Основы этнологии.- Хабаросвк, 1998.
4.Тадевасов Г.Т. Этнология: Словарь справочник. – М., 1998.
5.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.
6.Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез.- М., 1989.
Дополнительная литература:
7.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие.- М., 1989.
8.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – СПб., 1993.
9.Бороноев А.О. Основы этнической психологии. – СПб, 1991.
10.Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994.
Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии.- СПб., 1994.Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.
11.Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
12.Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
13.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., - 1985.
14.Этнология в США и Канаде. – М., 1988.
15.Этнические стереотипы поведения. – М., 1985.
страница 1
|