страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9
5.3. ШОС – важнейший актор в становлении нового международного порядка
Современная безопасность региона обусловливается общей геополитической ситуацией в Центральной Азии, что сопряжено как с географическими особенностями региона (граничащие Афганистан, Кавказ, а с другой стороны – КНР, мусульманский мир, РФ), так и с теми интересами, которые сформировались у геополитических акторов в связи с его стратегическими целями в ЦАР. Наиболее весомыми в международном плане является Россия и Китай. В сложившейся обстановке геополитические игроки столкнулись с новыми правилами «игры», которые обусловлены тем, что для стран ЦАР в принятии решений отныне многое будет определяться не интересами поддержания статус-кво в рамках СНГ, а необходимостью выстраивания «нового регионального порядка в свете актуализирующихся угроз безопасности». В этой связи каждая из республик прилагает усилия по «упорядочиванию» своего международного сотрудничества как на двусторонней основе, так и в региональном формате. Усовершенствование коллективной системы безопасности в ЦАР – одна из основных задач в этом свете, и здесь значимо высветилась роль КНР.
Таким образом, исходя из ситуации в геополитике Центральной Азии, возникла потребность в создании такой структуры, которая представляла бы основных региональных игроков и тем самым служила бы механизмом многосторонних консультаций и соглашений. Кроме того, основное предназначение такой структуры заключается в обеспечении региональной безопасности – главного предмета интереса, который представляет для мирового сообщества Центральная Азия с ее углеводородными запасами и большой перспективной ролью в геополитике и геоэкономике Евразии.
Предпосылкой для этого стали переговоры, начавшиеся в 1989 г. между СССР и КНР по приграничным вопросам, а затем трансформировавшиеся в переговоры о мерах доверия и сокращении вооруженных сил между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном – с одной стороны, и Китаем – с другой.
Ключевыми в данном вопросе являются отношения России и Китая, так как создание совместной организации было возможностью объединить потенциал центрально-азиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых держав и влияния в ЦАР.
Кроме того, между КНР, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном имеется общая граница протяженностью более 7 300 км. В этой связи сотрудничество приобретает особую значимость – гарантирование безопасности границ и стабильности в районах вдоль границы между этими государствами.
Отправной точкой возникновения такой организации следует считать встречу глав пяти государств в апреле 1996 года в Шанхае, завершившуюся подписанием Соглашения между Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан относительно укрепления доверия в военной сфере в пограничных районах. Так возникла Шанхайская организация сотрудничества.
Следующая встреча лидеров пяти стран, состоявшаяся в Москве в апреле 1997 года, ознаменовалась подписанием Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. На встрече была расширена тематика переговоров – в нее стали включаться вопросы военного и экономического сотрудничества.
Следующие встречи «Шанхайской пятерки» прошли в Алматы 3 июля 1998 года и Бишкеке в августе 1999 года, по окончании которых министры иностранных дел пяти стран подписали, соответственно, Алматинскую декларацию и Бишкекскую декларацию.
Начался процесс формирования структур ШОС. Возник институт национальных координаторов, назначаемых в каждой стране. Была создана Бишкекская группа, сформированная главами правоохранительных органов и спецслужб для борьбы с приграничной преступностью.
5 июля 2000 года по итогам встречи министров иностранных дел в Душанбе была подписана Душанбинская декларация, в которой планировалось проведение в рамках ШОС совместных учений по борьбе с терроризмом.
14 июня 2001 года на встрече глав государств в Шанхае к организации присоединился Узбекистан. На этом саммите были определены задачи организации: поддерживать региональную стабильность и бороться с религиозным экстремизмом, терроризмом и наркобизнесом. Также в рамках саммита была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В июне 2002 года на встрече глав государств в Санкт-Петербурге состоялось подписание Декларации глав государств – членов ШОС и Хартии ШОС – базового уставного документа.
29 мая 2003 года в Москве были созданы Секретариат ШОС, который дислоцируется в Пекине, и штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте, а также был утвержден герб и флаг ШОС.
В августе 2003 года страны ШОС провели первую совместную акцию – антитеррористические учения «Взаимодействие-2003» в Казахстане и Китае, целью которых являлось повышение боевой готовности вооруженных сил государств – членов ШОС, обмен опытом и получение практических навыков по проведению совместных антитеррористических операций.
На основе этих документов была определена структура руководящих органов ШОС:
Совет глав государств – высший орган, определяющий приоритеты и вырабатывающий основные направления деятельности, решает вопросы внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями. Совет заседает один раз в год. Председательствование осуществляет государство – организатор заседания. Место проведения заседания определяется в порядке русского алфавита названий государств – членов ШОС;
Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет, решает вопросы экономического развития;
Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы подготовки заседаний Совета глав государств за месяц до проведения заседания совета. Председателем Совета министров иностранных дел является министр иностранных дел государства– члена ШОС, на территории которого проводится заседание. Он же представляет организацию при осуществлении внешних контактов;
Совещание руководителей министерств или ведомств – например, совещание генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров культуры и т. д.;
Секретариат осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий ШОС, готовит предложения по бюджету, участвует в разработке документов. Возглавляется исполнительным секретарем;
Региональная антитеррористическая структура – организация, координирующая действия государств-членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Китай фокусирует свои усилия на экономической составляющей ШОС, считая, что именно она позволит сбалансировать все структуры ШОС и усилить ее консолидирующую силу. Благодаря позиции Китая внутри ШОС обозначился экономический и гуманитарный векторы сотрудничества.
Кроме того, по мнению Китая, неполитические методы – основная прерогатива и преимущество ШОС по сравнению с американскими методами ведения диалога со странами ЦАР. Задача большой важности – избежать превращения ШОС в политический блок.
Согласно Хартии ШОС, обеспечение безопасности лишь одна из задач, не выдвигаемая государствами-членами на первое место. Между тем акцент в деятельности ШОС на взаимодействие по борьбе с проявлениями «трех сил зла» позволяет некоторым исследователям увидеть антиамериканскую направленность организации и называть ее блоком «анти - НАТО». На этом фоне китайская сторона предпринимает усилия для «выравнивания» экономического и военно-политического компонентов в деятельности ШОС.
На настоящем этапе никакая другая международная структура, кроме ШОС, не способна дать центрально-азиатским странам возможность для выстраивания наиболее адекватной модели взаимодействия друг с другом и с основными внерегиональными центрами силы с целью обеспечения безопасности и развития. ШОС представляется региональным акторам наиболее предпочтительным механизмом благодаря тому, что формирует условия как для поддержания стабильности политических режимов в ЦАР, так и для создания благоприятного и конструктивного экономического климата, а также безопасной в военно-политическом плане обстановки.
Фактором, сплотившим государства – члены ШОС, послужило обострение рисков дестабилизации в регионе. На данной волне организация предвосхитила возможную активизацию внерегиональных игроков и дестабилизирующие моменты в развитии стран ЦАР. Именно опасение столкнуться с таким сценарием и обусловило в результате появление в Астанинской декларации пункта, рекомендующего США определиться со сроками пребывания их военных баз на территории Кыргызстана и Узбекистана.
Встреча в Астане стала самым политически значимым саммитом: впервые была четко выражена попытка создать региональный центр политического влияния. Решения саммита продемонстрировали несколько важных тенденций, которые и будут определять развитие ШОС в ближайшем будущем. Астанинская декларация является политическим документом ШОС нового типа. В ней дана оценка работы всех структурных подразделений ШОС, определены направления деятельности на год, даны оценки международного положения и др.
В Астане была также принята Концепция сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которую можно расценить как попытку теоретического обоснования борьбы с «тремя силами зла». В целом перспективное развитие ШОС будет осуществляться в рамках поставленных саммитом основных задач, среди которых: усиление роли Секретариата ШОС, частичная реформа его функционирования; учреждение института постоянных представителей государств-членов при РАТС; завершение создания Делового совета ШОС; создание Фонда развития ШОС; дальнейшее развитие контактов с международными организациями.
Кроме вопросов политической безопасности, встают проблемы экономической и культурной безопасности. Главной остается задача повышения комплексного потенциала организации, стимулирования ее дальнейшего развития. Без этого ситуация с безопасностью в Центральной Азии сохранит свою «неподконтрольность» и будет подвержена новым рискам и угрозам.
Одна из наиболее актуальных задач ШОС – выработка оптимального и эффективного механизма ликвидации угроз безопасности государствам – членам организации. Как показали события в Кыргызстане и Узбекистане, угрозы могут быть не только террористическими. В этом свете ШОС столкнулась с необходимостью согласования вопроса о практических путях противодействия нетрадиционным угрозам. Это способствует утверждению «китайского подхода» к деятельности ШОС, который заключается во всестороннем расширении функций и зон ответственности.
Образование ШОС позволило впервые в истории объединить Китай, Россию и страны Центральной Азии, создав многосторонний механизм региональной безопасности и экономического сотрудничества.
Участники ШОС за несколько лет смогли урегулировать спорные территориальные вопросы, а террористические акты 11 сентября 2001 года и последовавшая за ними антитеррористическая кампания, возглавляемая США, открыли созданной региональной организации новые возможности и поставили перед ней новые вызовы.
В Алматинской декларации отмечена готовность стран – членов данной структуры объединить усилия в борьбе с террористами, а также подчеркнута необходимость принять срочные меры для усиления противостояния всем формам глобального терроризма.
После 11 сентября стратегический расклад и баланс сил в Центральной Азии изменились, поставив перед регионом следующие проблемы.
Во-первых, если до 11 сентября ШОС была бесспорным лидером в Центральной Азии в укреплении сотрудничества в сфере безопасности и в борьбе против терроризма, то ныне она уже не играет ведущей роли в этих областях. Первенство в антитеррористической борьбе перешло к США.
Во-вторых, была подорвана сплоченность внутри ШОС. Из-за отсутствия эффективного, быстро реагирующего и хорошо скоординированного механизма действий в борьбе с терроризмом она не смогла сыграть объединяющей роли в антитеррористической борьбе, в результате чего некоторые члены организации сконцентрировались на укреплении своего собственного сотрудничества с США и другими странами.
В-третьих, слабое экономическое сотрудничество стран ШОС.
В-четвертых, изменения, происшедшие за это время, повлияли на контакты между государствами ШОС в сфере культуры. Центральная Азия – уникальный регион, где переплелись четыре цивилизации: конфуцианство, ислам, славянская цивилизация и индуизм. Чрезвычайно важно укрепить диалог цивилизаций и культурное сотрудничество в рамках ШОС.
Изменившийся после начала антитеррористической кампании политический, экономический и стратегический расклад в Центральной Азии наряду с новыми вызовами предоставил и новые возможности для дальнейшего развития региона.
Все его страны присоединились к беспрецедентной в истории международной коалиции по борьбе с терроризмом. В связи с этим для ШОС сложилась благоприятная ситуация, позволившая укрепить сотрудничество стран-участниц в сфере безопасности и создать собственный региональный механизм борьбы с данной угрозой.
Изменение геополитической обстановки в Центральной Азии будет способствовать укреплению экономического сотрудничества в регионе, о чем свидетельствует, например, взаимодействие на Каспии в энергетической сфере.
Вместе с тем, необходимо отметить, что одной из причин резкой активизации России и Китая в рамках ШОС в последние годы явилось усиливающееся влияние США в Центральной Азии. Вследствие этого ШОС помогает им сохранить свои позиции в регионе на фоне американского влияния. Недаром В. Путин и Ху Цзиньтао на саммите 2003 года подтвердили свою приверженность «многополярному миру», что подразумевает сдерживание гегемонии США.
Политический консультант Шотландского центра международной безопасности при Абердинском университете Роджер Н. Макдермот пишет: «Масштабной геополитической задачей для некоторых государств ШОС является укрепление этой организации и выведение ее на уровень, который позволил бы противостоять проводимой США политике односторонности. Китай почти не скрывает желания превратить ШОС в структуру, которая сделала бы ненужным стратегическое присутствие США в Центральной Азии, в том числе на военных базах в Кыргызстане и Узбекистане. Китайские лидеры считают, что американские базы облегчают задачу потенциального геополитического «окружения» Пекина. Чтобы избежать такого развития событий, Китай настойчиво стремится усилить свое влияние на государства Центральной Азии». Это подтверждают и китайские эксперты, которые высказываются за существенное расширение «зоны ответственности» объединения в более широком географическом масштабе, включая регион Афганистана, Южной Азии и Кавказа.
Российские эксперты также разделяют мнение китайских коллег. «Американские военные базы – лишь начало большого проекта США в Центральной Азии. Конечная его цель – модернизация центрально-азиатского пространства по американскому сценарию», – считает профессор МГИМО С. Лузянин. Однако он также полагает, что для того, чтобы противостоять планам США, «ШОС, в первую очередь, необходимо расширить экономическое влияние в регионе. Для этого необходим единый российско-китайский финансовый и инвестиционный проект, началом которого могло бы стать создание Центрального банка развития».
В то же время есть ряд моментов, которые могут оказать негативное влияние на развитие организации. «ШОС пока не в состоянии реализовать заложенного в ней потенциала. Дело в том, что она объединяет страны с весьма различным экономическим, военным и политическим потенциалом, что не способствует осуществлению целого ряда проектов, требующих хотя бы пропорционального финансового и материального участия членов ШОС».
При этом не стоит забывать, что Китай до создания ШОС вообще не состоял ни в каких региональных структурах. Сейчас же он не только является членом ШОС, но и принимает в ней активное участие. «Пекин, по сути дела, впервые в своей истории стал членом подобной организации. А это заставляет задуматься о том, какие задачи Китай преследует своим участием в ней, если они вызвали такую переоценку ценностей, – отмечает профессор, директор Института русских исследований Даньцзянского университета (Тайвань) А. Писарев и продолжает: Выгодно потому, что появляется шанс управлять ситуацией в регионе, избегая противопоставления интересов России и США. Опасно потому, что влияние России в Центральной Азии может быть постепенно вытеснено влиянием Китая», – подчеркивает эксперт.
По мнению аналитиков «Российской газеты», развитие ШОС вызвано глобальными последствиями войны в Ираке: «Отсутствие стопроцентной гарантии того, что в стенах ООН можно решить любой международный спор, подталкивает государства к созданию новых дееспособных региональных организаций, имеющих возможность найти выход из самой взрывоопасной ситуации». В связи с этим, отмечает газета, лидеры ШОС в декларации заявили о необходимости в борьбе с терроризмом строго придерживаться норм международного права и соблюдать принципы Устава ООН. ШОС также объявила о готовности сотрудничать, создавая систему глобальной безопасности с любыми государствами и объединениями.
С момента образования ШОС в июне 2001 года аналитики расценили ее создание как «умеренный геополитический противовес западным альянсам». Ядро ШОС – это Россия и Китай (как Франция и Германия – ядро ЕС).
Относительно перспектив развития экономической составляющей ШОС российские аналитики прогнозируют укрепление развития экономических связей между странами – членами ШОС, но выражают сомнение в возможности скорого создания свободной экономической зоны в регионе. Китайские же эксперты утверждают, что создание подобной зоны возможно лишь в долгосрочной перспективе, так как существует большая разница в экономических потенциалах Китая и России, с одной стороны, и стран Центральной Азии – с другой. Например, в 2002 г. объем торговли КНР с Россией, по словам эксперта, составил 10,7 млрд долларов, в то время как со странами ЦАР – всего 1,4 млрд По их мнению, ни российский рынок, ни тем более рынки других стран-членов еще не готовы к созданию подобной экономической зоны. В перспективе одним из очевидных направлений развития может стать увеличение расходов на реализацию собственных программ данной организации, а также решение финансовых вопросов обеспечения деятельности ее структур. Между тем без реальных и значительных материальных ресурсов существует опасность, что многие продуктивные планы ШОС так и останутся на бумаге, не сумев воплотиться в жизнь, что уже не раз бывало в практике других организаций в регионе.
В долгосрочной перспективе государства – члены ШОС хотели бы видеть ее в качестве одного из возможных «полюсов мира», так называемой «дугой стабильности». К настоящему времени ШОС стала авторитетной региональной организацией, примером объединения нового типа. В перспективе, по мере укрепления организации и расширения рамок ее геопространства за счет приема новых членов и развития диалоговых механизмов на международном уровне, она может стать существенным элементом будущей системы безопасности.
План семинара:
-
Особенности геополитической ситуации в ЦАР и предпосылки интеграции.
-
Научный «дискурс» об интеграции в ЦАР.
-
«Факторы уязвимости» Центрально-азиатской интеграции и пути их предупреждения.
-
Интегрированное управление водными ресурсами в ЦАР.
-
Каспийская дилемма и энергетическая дипломатия.
-
Интересы мировых держав и межгосударственные отношения в ЦАР.
-
Интеграция в ЦАР в контексте деятельности мировых интеграционных образований.
Литература:
-
Лаумулин М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Т. I: Центральная Азия и Казахстан в современной политологии. – Алматы: КИСИ, 2005.
-
Кушкумбаев С. К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. – Алматы, 2002.
-
Евразийская стратегия суверенного Казахстана / Под ред. Б. К. Султанова. – Алматы: КИСИ, 2005.
-
Кошанов А., Хусаинов Б. Проблемы интеграции государств Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2001. – № 1.
-
Саидазимова Г. Интеграция в Центральной Азии: реалии, вызовы, возможности // Центральная Азия и Кавказ. – 2000. – № 3.
-
Бекжанов А. Н. Проблемы интеграции и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии // Саясат. – 2000. – № 4-5.
-
Надыров Ш. М., Смирнов С. Л. Дезинтеграция стран ЦАР – угроза национальной безопасности РК // Казахстан-спектр. – 1999. – 4(10).
-
Эсенов М. Проблемы межгосударственной интеграции в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. – 1998. – № 2. – С. 59-62.
-
Кушкумбаев С. К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. – Алматы, 2002.
-
Белокреницкий В. Я. Центральноазиатское единство- миф или реальность? // Восток. – 1996. – № 5.
-
Центральная Азия: на пути безопасности и сотрудничества //Материалы Ташкентского семинара по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии. – Ташкент, 1997. – С. 310.
-
Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. – М.: Российский Институт Стратегических Исследований, 2005.
-
Хамраев Ф. НАТО-ШОС: борьба с терроризмом и/или за влияние в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2004. – № 2.
Примерные задания для самостоятельной работы
магистранта с преподавателем
Темы дискуссий:
-
Проследите внешнеполитические интересы США в Центрально-азиатском регионе. Могут ли США быть эффективным участником программы региональной безопасности и сотрудничества в Центральной Азии?
-
Исследуйте основные социально-экономические, политические проблемы государств Центрально-азиатского региона, способствующие интеграционному сотрудничеству.
-
Раскройте основные составляющие внешнеполитических интересов мировых держав в ЦАР.
-
Назовите основные этапы образования ШОС, проследите тенденции и перспективы развития ШОС.
-
Рассмотрите основные цели и предназначение Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества.
-
Проследите эволюцию позиции России в отношении ШОС.
Темы для написания эссе, рефератов, аналитических справок:
-
Современное состояние и перспективы развития ЦАР.
-
Модели экономического развития центрально-азиатских государств.
-
Основные направления экономического сотрудничества стран ЦАР.
-
Геополитика и динамика интеграционных процессов в ЦАР.
-
Интересы мировых держав и межгосударственные отношения в Центрально-Азиатском регионе.
-
Новая геополитическая конфигурация в ЦА и внешняя политика РК.
-
Инициативы РК по обеспечению региональной безопасности. СВМДА и ШОС.
-
Проблемы совместного использования трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии как предпосылка интеграции
-
Проблемы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии: роль антитеррористических структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа мировой интеграционной практики можно сформулировать следующие выводы:
Интеграция – это совершенно новое явление в практике международных отношений, которое возникло во второй половине ХХ века, это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Сущность интеграции заключается в том, что она представляет собой не только объединение национальных экономик государств, но и подчинение их целому – Сообществу – на основе внутри- и межсистемных связей и взаимодействий между экономическими, политическими системами государств-членов, где рынку отводится центральная роль и который основан на добровольности участия сторон, субсидиарном характере наднациональных институтов и на взаимном учете интересов и доброжелательном отношении партнеров друг к другу. Это, в конечном счете, должно способствовать высокому экономическому росту государств-членов, созданию достойных условий жизнедеятельности человека.
Сегодня в условиях глобализации в мире обостряется конкуренция за природные ресурсы, за контроль над коммуникациями, идет процесс переформатирования мировой системы международных отношений, всего существующего после распада СССР миропорядка – исчезновение противоборства двух систем и появление на его бывшей территории новых государств.
В последние десятилетия интеграция становится все более усиливающейся тенденцией общего развития. При этом под региональной интеграцией понимается движение к формированию единых хозяйственных комплексов, стремление к политическому, научно-техническому, информационному объединению, предполагающему рациональное международное разделение труда и интенсивную кооперацию в экономической сфере, а также повышение степени национально-государственной безопасности.
Интеграция – это объективный, многогранный, сложнейший процесс, наполненный финансово-экономическими, социальными, правовыми, политическими и другими противоречиями. Интеграция представляет собой более высокую социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и культурную степень развития мирового сообщества государств и народов. Региональная интеграция является наиболее эффективным механизмом нейтрализации негативных последствий глобализации и в то же время позволяет максимально использовать ее положительные стороны.
С обретением государственной независимости идея региональной интеграции обрела новый импульс, вызванный стремлением молодых суверенных государств облегчить процесс формирования своих экономик и использовать возможности международной экономической системы для повышения собственной конкурентоспособности.
Ориентируясь на вхождение в мировое сообщество, страны-участницы СНГ не могут не использовать преимущества, обеспечиваемые межгосударственным разделением труда, специализацией и кооперированием производства при достижении своих общих стратегических и текущих интересов.
Процессы интеграции востребованы жизнью. В одиночку поднять экономический потенциал каждого государства невозможно. На территории стран СНГ могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволяют эффективно развивать хозяйство каждого государства в отдельности и всех вместе.
Всемирное развитие показывает, что интеграция является велением времени, законом истории. Это не историческая случайность, а закономерное отражение объективных потребностей времени. Именно интеграция способствует объединению усилий государств в решении насущных глобальных проблем человечества.
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
-
Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. – М.: Фонд содействия развитию социальных наук, 1997.
-
Назарбаев Н. А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. – М.: Экономика, 2000. – 347 с.
-
Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003. – С. 183-184.
-
Токаев К. К. Дипломатия Республики Казахстан. – Астана: Елорда, 2001. – 49 с.
-
Токаев К. К. Преодоление. Дипломатические очерки. – Алматы, 2003. – 408 с.
-
Лаумулин М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Т. I: Центральная Азия и Казахстан в современной политологии. – Алматы: КИСИ, 2005. – Т. І. – 704 с.; Т. ІІ, 2006. – 347 с.
-
Исингарин Н. К. Проблемы интеграции в СНГ. – Алматы: Атамура, 1998. – 216 с.
-
Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. – М.: Международные отношения, 2003. – 400 с.
-
Ибрашев У. Ж. Анатомия европейской интеграции. – Алматы, 2003. – 210 с.
-
Шайхутдинов М. Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. – Павлодар: ТОО «НПФ «ЭКО», 2005. – 528 с.
-
Шайхутдинов М. Е. Казахстан и Россия в новых геополитических координатах. – Павлодар: ТОО «НПФ «ЭКО», 2005. – 432 с.
-
Бурханов К. Н. Национальная безопасность центрально-азиатских стран в контексте новых геополитических реалий // Национальная и региональная безопасность центрально-азиатских стран в бассейне Каспийского моря. – Алматы: Ақыл кітабы, 2000. – С. 157–159.
-
Сулейменов Т. С. Казахстан и страны Восточной Европы: основные направления и перспективы сотрудничества: монография. – Астана: Академия государственного управления при Президенте РК, 2008.
-
Кушкумбаев С. К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. – Алматы: Казахстан, 2002. – 200 с.
-
Шерьязданова К. Г. Центральная Азия в динамике современных интеграционных тенденций. – Астана: Академия государственного управления при Президенте РК, 2008.
-
Евразийская стратегия суверенного Казахстана / Под ред. Б. К. Султанова. – Алматы: КИСИ, 2005.
-
Матакбаев Л. Развитие интеграционных процессов в мировом сообществе: учебное пособие. – Алматы: АГУ им. Абая, 2002.
-
Ибрашев У. Ж. Анатомия европейской интеграции. – Алматы, 2003. – 210 с.
-
Европа: новое начало. Декларация Шумана 1950–1990. Европа и проблема расширения / Под ред. Ю. А. Борко. – М.: МИГ «Право», 1994. – 79 с.
-
Ахметкалиев Б. Р. 10 лет: Казахстан и интеграции. – Алматы: Казахский институт экономики и права, 2001. – 118 с.
-
Журавская Е. Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). – М.: Наука, 1990.
-
Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1983. – 264 с.
-
Договор о Европейском Союзе. Документы Европейского Союза. – Т. 6. – М., 2001.
-
Документы, учреждающие Европейские сообщества. Документы Европейского Союза. – Т. 1. – М., 1994.
-
Борко Ю. А. Единый Европейский Акт. Договор о ЕС. – М., 1994.
-
Борко Ю. А. Договоры об учреждении Европейских Сообществ. – М., 1994.
-
Маслов А. А. Интеграционные процессы в современной Европе. – М.: Мировая экономика и международные отношения, 2003.
-
Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. – М., 1998.
-
Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии, реальность. – М., 1997.
-
Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учебное пособие / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: МГИМО (У), 2002. – 528 с.
-
Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. – М., 2004.
Приложение 1
Задания для самостоятельной работы
магистранта с преподавателем
-
1. Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы магистранта
Задания для самостоятельной работы магистранта под руководством преподавателя (СРМП) и задания для самостоятельной работы магистранта (СРМ) являются важным и необходимым компонентом кредитной системы обучения и представляют собой результат исследования магистрантом вопросов теории и практики курса «Современные интеграционные процессы» в пределах определенной темы.
Цель самостоятельной работы магистранта- развитие самостоятельного творчества, формирование личной позиции магистранта и практического подхода к пониманию интеграционных процессов. Самостоятельная работа магистранта направлена на формирование умения логично, аргументированно, ясно, кратко и последовательно излагать свои мысли.
Основные задачи самостоятельной работы магистранта - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области интеграционных процессов, применение полученных знаний в будущей работе.
-
2. Ролевые игры
Цель игры: дать возможность магистрантам, используя полученные в ходе изучения знания, изложить свою точку зрения, научить их отстаивать свои позиции, вырабатывать умения прийти к консенсусу по той или иной проблеме в результате столкновения мнений. Такой способ позволяет научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения, вести переговоры и принимать решения в сжатые сроки, способствует развитию публичного изложения теоретических концепций и собственных представлений об интеграции.
Данная форма углубляет профессиональные знания магистрантов, делает работу намного эффективнее, а «вхождение в роль» придает личностный аспект политике и способствуют хорошему усвоению магистрантами темы.
Порядок проведения игры
-
Все участники делятся на группы, каждая из которых должна иметь свою точку зрения (представлять позиции той или иной интеграционной структуры либо страны).
-
Выбирается группа экспертов.
-
Команды участники проводят подготовительную работу по анализу позиции своего интеграционного объединения (государства-участника).
-
Начинается дискуссия. Каждая группа выступает в порядке очередности, озвучивает свою точку зрения, представители других групп высказывают свои критические замечания, задают вопросы, выслушивают доводы и аргументы, стремясь выявить у оппонентов слабые места.
-
Эксперты оценивают выступления ораторов по таким позициям, как тактичность, аргументированность, толерантность, искусство компромисса. 6. Победителем считается та группа, которая набрала наибольшее количество баллов.
-
Подведение итогов игры. Определение доминирующих точек зрения.
-
Оценка плюсов и минусов выступлений участников. Вырабатываются совместные проекты и программы по углублению интеграционных процессов.
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9
|