Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9
ГЛАВА III. МИРОВОЙ ОПЫТ

ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

3.1. НАФТА (North American Free Trade Area) – Североамериканское соглашение о свободной торговле

Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) вступило в действие с 1 января 1994 года на территории США, Канады и Мексики.          Первой акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в канадскую экономику. Этот план был принят в 1947 году, а в 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство.

В 1988 году было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле, согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х гг. ХХ в., активизация интеграционных процессов в Европе и АТР, конкуренция со стороны Японии вновь подняли вопрос о создании НАФТА, которая, по словам Б. Клинтона, «должна была стать основой для продвижения к объединению Латинской Америки».

США, Канада и Мексика рассматривали значение НАФТА с различных позиций. В интересах Америки НАФТА было призвано обеспечить приращение экономической и геополитической мощи США. Оно было частью стратегической политики США, направленной на достижение доступа для американских инвестиций, объединения высоких технологий США с дешевой рабочей силой и богатыми природными ресурсами Мексики. НАФТА было хорошей возможностью развивать экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. Участвуя в создании зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США гарантировали себе беспрепятственный доступ к богатым ресурсам своих соседей.

Устранение таможенных тарифов привело к значительному увеличению экспорта Соединенных Штатов в Мексику, прорыву на обширный мексиканский потребительский рынок, который должен был «оказывать содействие созданию рабочих мест в США и значительно укрепить конкурентоспособность американских товаров во всем мире».

Кроме того, в условиях интенсификации глобальных интеграционных процессов Мексика должна была сыграть роль «коридора» к перспективным рынкам Южной Америки. В то же время для Мексики НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и прочих аспектах обеспечения «прозрачности» границ между тремя странами Северной Америки. Подавляющее большинство этих барьеров уже устранено, полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков возможно в ближайшие 12-15 лет. Развитие интеграционного комплекса в регионе происходит в направлении, которое отвечает интересам более сильной стороны – американских транснациональных компаний (ТНК), капитал которых занимает лидирующие позиции в целом ряде областей соседних стран. Для США канадский рынок является крупнейшим, его роль чрезвычайно велика.

Более того, значительные инвестиции США и Канады в экономику Мексики, с одной стороны, оказывают содействие развитию промышленности и повышению благосостояния населения страны, что дает им возможность потреблять товары американского производства. Но с другой стороны, ликвидация тарифов в определенной степени оказала содействие процессу массового перебазирования производств из США в Мексику, где рабочая сила намного дешевле (в 1990-х годах мексиканский работник в среднем получал до 1 доллара в час, американский – 10-11). Кроме того, отдельной темой является мексиканская нефть. Американская сторона использовала НАФТА как способ обойти конституцию Мексики, которая запрещает иностранные капиталовложения в нефтяную промышленность. Кроме того, намерения Клинтона относительно ратификации НАФТА объяснялись не только экономическими, но и политическими факторами. «НАФТА – необходимый элемент стратегии соперничества, который направлен на усиление влияния США как на континенте, так и за его пределами».

Мексике НАФТА было необходимо для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. Мексика добилась обеспечения доступа на крупнейший в мире рынок и надежного инвестиционного климата в стране. Она рассчитывает ускорить темпы своего развития и приблизиться по уровню к промышленно развитым странам.

Правительство Канады считало, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль. Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляла около 70 %, и наоборот, доля Канады – 20 %. Это высокий показатель, если учесть, что в ЕС доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20 %, а доля Франции – чуть выше 10 % .

НАФТА – первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, Канада – 6–7-е место, а Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.

Американские политологи и экономисты считали, что НАФТА является трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях.

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады.

В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран. Согласно НАФТА, для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления. Институтами НАФТА являются Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации, и координирующий секретариат.

Североамериканское соглашение о свободной торговле засвидетельствовало образование в Северной Америке наибольшего в мире рынка с населением 360 млн человек и годовым объемом производства в 6-7 трлн долларов. Планы создания НАФТА появились еще во время Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1993 гг.), когда НАФТА рассматривалось как региональная альтернатива глобальному торговому урегулированию в случае неудачи последнего.

Подписав НАФТА, Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционной модели, которая следовала из их экономических интересов и опиралась на тот непреложный факт, что при общей тенденции укрепления мировых связей их наращивание в границах регионов происходит опережающими темпами.

Развитие североамериканских интеграционных процессов имеет надежные экономические основы. Тесное взаимодействие национальных экономик, интеграционные процессы в Северной Америке определенным образом отличаются от западноевропейской модели. Здесь давно созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на макроуровне. Это режим свободного движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная конвертируемость валют. Такое состояние вещей решало целый спектр вопросов и задач региональной интеграции без любого юридического оформления (в виде соглашений). Несмотря на то, что таможенная регламентация взаимного товарного потока была еще далека от зоны свободной торговли, она давала свободу для внутрирегионального разделения труда.

Необходимость присоединения Канады к НАФТА была очевидна, поскольку ее промышленность является экспортоориентированной, но лишь треть предпринимателей имеет возможность заниматься экспортной деятельностью.

При подписании НАФТА Канада стремилась, во-первых, сохранить преимущества, которые приобрела в результате заключения двустороннего соглашения с США (CUSFTA, 1988 г.), во-вторых, усовершенствовать процесс разрешения споров со своими основными торговыми партнерами – США и Мексикой, и, в-третьих, получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку.

Анализируя все «за» и «против», стоит заметить, что для Мексики НАФТА также имела большое значение. Как известно, Мексика с самого начала поддерживала планы создания НАФТА, считая, что участвуя в этом блоке, она сможет ускорить модернизацию своей экономики. «Перейти из третьего мира в ряды первого», – так высказал надежды бизнес-кругов председатель Конфедерации предпринимателей Мексики А. Санчес.

Важным направлением, где между странами-участницами сложились крайне интенсивные связи, является кредитно-финансовая сфера. В 70–80-х гг. ХХ в. Канада стала третьим кредитором Мексики после США и ЕС. Не случайно в конце 1980-х Канада приняла активное участие в разработке предложенного США «Плана Брэди», целью которого было предупреждение финансового краха Мексики.

Лишь за первые годы действия соглашения увеличение объемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемов торговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американский экспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики – на 23 % .

«На основе НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическое объединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария», – так оценивал значение этого союза Збигнев Бжезинский.

 

3.2. Латиноамериканская интеграция

В 1945 году была создана Латиноамериканская экономическая система, в которую вступили 25 государств. В 1969 году внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли возникла Андская группа – союз Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии и Чили, к которым позже присоединилась Венесуэла. Участники Андской группы приняли решение, ограничившее сферы влияния иностранного капитала и вывоз прибылей за границу. Цель союза – стимулирование национальных экономик. 12 августа 1980 года в Монтевидео был подписан договор о Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), положивший начало региональному экономическому сотрудничеству 12 государств Латинской Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора.

Политическими органами ЛАИ являются Совет министров иностранных дел, Конференция по оценке состояния региональной интеграции и унификации субрегиональных процессов, идущих под эгидой ассоциации, и Комитет представителей. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса.

В задачи конференции, созываемой раз в три года, входит анализ эволюции интеграционного процесса, а также изучение возможностей его углубления. В последнее время заседания конференции не проводятся.

Комитет представителей является постоянным политическим органом ассоциации и рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, определенных в Договоре Монтевидео. В его состав входят постоянные представители всех государств – членов ЛАИ с правом одного голоса, а также по одному заместителю.

Генеральный секретариат выполняет функции технического органа ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению положений Договора Монтевидео. Генеральный секретариат также предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам-членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ.

Главной целью ЛАИ является содействие процессам субрегиональной экономической интеграции в Латинской Америке через выработку ее общих правовых принципов и норм. Государства-участники используют ассоциацию для достижения договоренностей в сфере взаимной торговли и других направлений интеграции, которые затем регистрируются в ЛАИ. Из-за больших различий между латиноамериканскими странами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение некоторых стран, экономически наиболее близких друг другу. Внутри ЛАИ в 1969 году была создана Андская группа, в которую вошли Эквадор, Венесуэла, Боливия, Чили, Колумбия.

Договоренности, достигнутые в ЛАИ, затрагивают различные сферы отношений между латиноамериканскими государствами. Среди них – взаимное снижение и отмена таможенных тарифов, развитие торговли, экономическая взаимодополняемость, торговля сельскохозяйственной продукцией, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество, развитие туризма и др.

Наиболее активно интеграционные процессы начали развиваться в 1991 году, когда Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Асунсьонский договор (Парагвай) о создании МЕРКОСУР.

МЕРКОСУР (Рынок стран Южного конуса) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который помимо Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая ассоциированными членами входят Боливия и Чили. Цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участникам на основе интенсивной совместной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.

Главный орган МЕРКОСУР – Совет Общего рынка, который собирается на высшем уровне и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Исполнительный орган – Группа Общего рынка с секретариатом в Монтевидео (Уругвай), а также десять технических комиссий, занимающихся вопросами торговли, валютно-финансовой политики, транспорта, сельского хозяйства и т. д.

Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками, стабилизировало экономики входящих в него стран. Например, в период экономического застоя в Бразилии в 1991-1993 гг. местная промышленность смогла выжить благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994-1995 гг., в условиях экономического спада, Аргентине помогла Бразилия.

Опыт МЕРКОСУР показал, что для успеха интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран. Позже произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными образованиями. В 1998 году Центральноамериканская интеграционная система SICA (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор) заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

В 1995 году МЕРКОСУР и ЕС заключили Рамочное межрегиональное соглашение о создании зоны свободной торговли между ними к 2001 году. Одним из главных инициаторов была Испания, сохраняющая связи со своими бывшими колониями. Однако в ходе переговоров стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10 % населения земного шара, требует согласования и подготовки, а потому сроки отодвинули на 2005, затем на 2010 год.

Был выдвинут проект объединения МЕРКОСУР и НАФТА. Однако в ходе развития переговоров выявилась конкуренция двух проектов. Бразильский проект предполагал развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим подтягиванием Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики. Американский вариант предлагал создать панамериканскую зону свободной торговли на основе НАФТА, т. е. фактически за счет растворения МЕРКОСУР. Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в семь раз, по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники проголосовали за проект Бразилии.

 

3.3.Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

АСЕАН – объединение десяти стран Юго-Восточной Азии: Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Брунея, Таиланда и Филиппин. Декларация АСЕАН – Бангкокская декларация – была принята в 1967 году на встрече министров иностранных дел Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, историческими традициями, отрегулированной формой сотрудничества.

Целями АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий и укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в международных отношениях.

Высшим органом стала Конференция министров иностранных дел стран-участниц. В 90-х гг. ХХ в. к АСЕАН присоединились Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма.

Развитие региона обусловливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ΧΧ века Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Переплетение противоречий и интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловило возникновение замысла об организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. США предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО, Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Предлагались такие названия, как Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского Кольца.

В 1989 году по инициативе Австралии была создана организация, сумевшая сформулировать конкретные задачи и направления – форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС).

Организация была основана как форум обмена мнениями, но превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в АТР.

При создании в АТЭС вошли 12 стран: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Индонезия, Бруней, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины. В настоящее время участниками форума является 21 страна – присоединились Гонконг, Китай, Тайвань, Мексика, Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики.

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в 1989 году в Канберре. Были выработаны принципы организации: неполитический характер форума, консультативный статус, равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной торговой системы, содействие экономическому росту.

На саммите в Богоре (Индонезия) в 1994 году была принята Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС, в которой зафиксирована долгосрочная цель организации и сроки ее осуществления – для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 году, для развивающихся – к 2020 году.

Осакская программа действий, принятая на встрече руководителей стран в Японии в 1995 году, определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования: тарифы, услуги, инвестиции, стандарты, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

Отличительной чертой организации является диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, который поддерживается через Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны – члена АТЭС.

Отличительными особенностями АТЭС являются:

- интеграционные процессы в АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества;

- интеграция охватывает страны с разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами;

- уникальная роль АТЭС в том, что в ней объединяются две великие экономические державы – США и Япония и экономический гигант Китай. АТЭС является единственной интеграционной структурой, куда входит Япония;

- интеграция в АТЭС включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА), допускает разные уровни интеграции;

- идеология тихоокеанского «открытого» регионализма рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма.

 

3.4. Интеграция арабского мира

Для развития интеграционных процессов у арабского мира есть определенные предпосылки. Арабский мир един территориально, он мононационален (90 % жителей составляют арабы), объединен общим языком, историей и культурой, общими задачами в поддержании оборонного потенциала. Население арабских стран в средние века входило в состав Арабского халифата, затем в состав Османской империи. Мощным объединяющим фактором является ислам.

Столкновение арабского общества с Западом во второй половине XIX в. привело к зарождению арабской интеллигенции, выступившей родоначальницей осознания арабами своей самобытности, которую они усматривали в арабской литературе, языке, истории. В этом и воплощались зачатки идеи арабского единства. Движение за арабское единство на всех этапах исторического развития арабского общества воспринималось как важная предпосылка достижения прогресса во всех сферах общественной жизни. Выдвигались планы объединения арабов под названиями «Великой Сирии» или «Благодатного полумесяца», которые соответствовали целям британской политики на Арабском Востоке.

Арабская интеграция имеет свою историю. Перемены, происходившие в арабских странах, существенно отразились в различных сферах жизни арабов. Это выразилось в возникновении и эволюции целого ряда концепций и доктрин, наиболее влиятельной из которых стал панарабизм, основанный на представлении об арабах как о единой нации.

Об арабском единстве впервые заговорили в 30-х годах. Появились утверждения о том, что арабское единство – это естественная потребность арабов, а формой единства должно стать свободное государство, опирающееся на сотрудничество между народами во имя достижения независимости и процветания. Так вырисовывалась идея арабского единства как союза свободных арабских государств, содружество которых должно направляться на усиление позиций каждой отдельной арабской страны в решении самых насущных внутренних проблем. Эта идея и стала основой взаимодействия арабских стран.

Активным проводником идеи союза арабских государств выступил Египет. 22 марта 1944 года на конференции в Каире было провозглашено образование Лиги арабских государств, принят Устав организации, подписанный делегатами арабских государств – Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии и Йемена. Устав Лиги арабских государств (ЛАГ) определил целями созданной организации координацию действий арабских стран в политической, экономической, социальной, культурной и внешнеполитической сферах. Лига возглавляется Советом, состоящим из представителей государств – членов Лиги. Кроме Совета, она имеет Генеральный секретариат, глава которого назначается Советом. Общеполитический характер ЛАГ, закрепленный в ее основополагающих документах – Александрийском протоколе, Уставе и Договоре о совместной обороне и экономическом сотрудничестве 1950 года предопределили многофункциональное назначение этой организации. Значительная часть соглашений в рамках ЛАГ так и не была осуществлена, и деятельность арабских государств не привела к достижению взаимозависимости национальных хозяйств в регионе. Причины этого кроются в политической разобщенности арабского мира, в однотипности хозяйственных структур, в конфликтности региона, в различии между национальными интересами участников общеарабского процесса.

За 50 с лишним лет своей истории ЛАГ не превратилась в организацию, способную действенно влиять на ситуацию в регионе, предотвращать или разрешать межарабские конфликты. Считается, что ЛАГ не смогла выполнить миссию по консолидации арабов, что объясняется такими факторами, как отсутствие эффективного механизма воздействия на страны-участницы, отсутствие единого политического курса, зависимость организации от привлечения капиталов отдельных стран. В рамках ЛАГ не были выработаны подходы для предотвращения конфликтов, не были приняты решительные меры по устранению главного очага напряженности на Ближнем Востоке – арабо-израильского конфликта. В практическом плане можно указать основные причины, негативно отражающиеся на процессе арабской интеграции, – личные амбиции и конкуренция между арабскими лидерами за господство в регионе, несогласованность между арабскими руководителями политических мероприятий в направлении единства.

Несмотря на это, арабские аналитики считают, что ЛАГ является единственной оптимальной структурой в арабском мире, сохранившей свое значение как выразителя общеарабских интересов на международной арене, в том числе в ООН.

На развитие интеграционных тенденций в арабских странах Северной Африки влияет ряд общих специфических особенностей: страны Магриба одновременно принадлежат и к африканскому, и к арабскому сообществу, являются бывшими французскими владениями, за исключением Ливии. Общность задач, стоявших на этапе борьбы за национальное освобождение, а в дальнейшем – за становление суверенных государств, объективно подталкивала эти страны к поиску форм сотрудничества. Однако различия в государственно-политическом устройстве, социально-экономическом развитии стран Магриба, конфликтные ситуации не способствовали развитию интеграционных процессов.

В 1989 году в северной части Африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает региональную интеграцию, но данный регион представляет собой обособленные друг от друга рынки.

Африканские страны планировали развивать экономические связи, создать внутренние рынки, базу для модернизации экономики, т. е. интеграция рассматривалась как способ достижения прогресса. Однако экономическое сотрудничество бедных и отсталых стран не ведет к прогрессу. Вместе с тем, идея африканского общего рынка, несмотря на неудачи его создания, по-прежнему популярна на континенте.

В арабских государствах в 1981 году был создан Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман («нефтяная шестерка»).

Резюмируя обзор интеграционных процессов на регионально-континентальном и межконтинентальном уровнях вкупе с субконтинентальными организациями интеграционного характера и не касаясь всемирных, т. е. глобальных объединений и их интегрирующего воздействия, можно констатировать следующее.

Во-первых, в основе интеграции лежат принципы добровольного участия стран и народов в этом процессе.

Во-вторых, цели и задачи при интеграции схожи, независимо от региона, – это стимулирование экономического роста и политического сотрудничества.

В-третьих, при интеграции наблюдается повышение уровня жизни народов.

В-четвертых, обеспечивается безопасность стран, их престиж и авторитет на международной арене.

При этом можно отметить, что формы объединений могут быть самыми различными и что они усложняются и углубляются по мере развития интеграции и не замыкаются в пространственных и темпоральных границах.

 

План семинара:

 


  1. Мировой опыт создания и функционирования интеграционных объединений

  2. Казахстан и Европейский союз: возможности и направления сотрудничества

  3. Особенности интеграции в Латинской Америке.

  4. АСЕАН: опыт регионального сотрудничества.

  5. НАФТА: проблемы и перспективы развития.

  6. Интеграция на основе религии: Организация исламской конференции

  7. Международно-правовая система Всемирной торговой организации и интересы Республики Казахстан.

  8. Основные принципы ВТО, возможные выгоды и потери от вступления в ВТО.

 

 

Литература:

 


  1. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО. – 1991. – № 4.

  2. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. – 1994. – № 11.

  3. Карлос де Куэто Ногерос. Страны Центральной и Восточной Европы и проблемы расширения Европейского союза // Политический журнал. – 2004. – № 7.

  4. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы // США: экономика, политика, идеология: Материалы науч. конф. – М., 1995. – № 4.

  5. Глинкин А. Н. НАФТА после мексиканского кризиса // Латинская Америка. – М., 1997.

  6. Сударев В. П. Взаимозависимость и конфликт интересов: США и Латинская Америка (вторая половина XX века). – М., 2000.

  7. Интеграция в Западном полушарии на пороге XXI века. – М., 1998.

  8. Перова М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций (Опыт Североамериканской зоны свободной торговли) // Хозяйственное право. – М., 1999. – № 8.

  9. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учебное пособие / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: МГИМО, 2002. – 528 с

  10. Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. – М., РОССПЭН, 2001.

  11. Борко Ю. А. Договоры об учреждении Европейских Сообществ. – М., 1994.

  12. Арин О. А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии, реальность. – М., 1997.

  13. Михеев В. В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. – М., 2001.

  14. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. – М.: Наука, 1990. – 372 с.

 

 

 



Примерные задания для самостоятельной работы

магистранта с преподавателем

 

Темы дискуссий:

 


  1. На примере мировых интеграционных образований выявите основные предпосылки и условия интеграции.

  2. Рассмотрите наиболее известные мировые интеграционные структуры и покажите их сходства, различия.

  3. Охарактеризуйте современные тенденции в развитии интеграционных процессов.

  4. На конкретных примерах проанализируйте закономерности, этапы формирования интеграционных объединений.

 

Темы для подготовки эссе, рефератов, аналитических справок:

 


  1. Региональная интеграция и глобализация современного развития.

  2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): опыт регионального сотрудничества.

  3. Проблемы межгосударственных отношений в рамках мировых интеграционных образований.

  4. Эволюция интеграционных процессов в Латинской Америке в XX веке.

  5. Предпосылки интеграции в Северной Америке.

 

 

 





страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9

Смотрите также: