страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 8 | страница 9 ГЛАВА II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.1. Идея и исторический фактор европейской интеграции
Региональная интеграция в Западной Европе не является новым феноменом – первые крупные интеграционные инициативы относятся к XIX веку. Так, в 1828 г. был создан Таможенный союз Пруссии с Гессен-Дармштадтом, за которым последовали Таможенный союз Баварии и Вюртемберга, Северо-германский налоговый союз, Германский валютный союз и др. Эти интеграционные инициативы привели к образованию Германской империи.
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.
Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, прежде всего для Германии, разделенной на несколько оккупационных зон, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федеративный и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т. е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
2.2. Процесс экономической интеграции
1) «План Шумана». Парижский договор и образование ЕОУС. В 1950 году министр иностранных дел Франции Роббер Шуман выступил с идеей объединения угольной и металлургической промышленностей Франции и Германии. В 1951 году главы государств Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга подписали в Париже договор, учреждавший Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). По договору ЕОУС является юридическим лицом и правоспособен вести дела от имени шести стран с международными организациями и выступать в международных судах. Целями ЕОУС являются создание общего рынка, развитие производства, рост занятости рабочей силы и недопущение безработицы. Договор также ставил препятствие таможенным спорам, дискриминации, мешавшим свободному передвижению товаров, создавал равные условия для конкуренции, доступа к финансовым источникам, получения информации.
2) Римский договор и образование ЕЭС. Договор о создании ЕЭС был подписан в 1957 году, и по месту подписания этот договор вошел в историю под названием «Римский договор». В ЕЭС вошли те же страны, что и в ЕОУС – Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ и Италия. Создание Европейского экономического сообщества означало образование таможенного союза и общего рынка, отмену квот и тарифов внутри сообщества, установление единых тарифов для торговли с третьими странами.
Основной целью договора было улучшение условий жизни и труда населения, гарантирование сбалансированной торговли и честной конкуренции. В договоре также поднималась проблема разрыва в уровне жизни, экономическом и социальном развитии различных регионов Европы. В связи с этим было подчеркнуто стремление обеспечить гармоничное развитие путем уменьшения различий между районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях.
Основные направления деятельности ЕЭС:
- устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров;
- введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;
- устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг, капиталов;
- введение общей политики в области транспорта;
- согласование экономической политики государств-членов и устранение платежного дисбаланса;
- сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;
- создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;
- создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию сообщества путем привлечения новых ресурсов.
Согласно принципу субсидиарности, государства-члены взяли на себя обязательства содействовать выполнению задач сообщества, а также воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей договора. В договоре был заложен запрет на любую дискриминацию по соображениям национальной принадлежности.
Во второй части договора рассматривались четыре основные свободы, на которых строился общий рынок: свобода движения товаров, движения лиц, движения услуг и движения капиталов.
Свобода движения товаров. Таможенный союз предусматривал запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также устанавливал общий таможенных тариф в отношениях государств-членов с третьими странами. Продукция из третьих стран рассматривалась как находящаяся в свободном обращении в государствах-членах, если по отношению к ней были выполнены все импортные формальности и выплачены все таможенные пошлины или равноценные сборы, взимаемые в этом государстве-члене.
Свобода движения лиц. Понятие «свобода движения лиц» имеет двойное значение. Во-первых, это свободное движение работников – отмена любой дискриминации по признаку гражданства в отношении работников государств-членов в том, что касается найма, вознаграждения и других условий труда и занятости. Во-вторых, это право на жительство и экономическую деятельность граждан одного государства-члена в другом государстве. Свобода жительства и экономической деятельности включала право самостоятельной деятельности, а также создания предприятий и управления ими на условиях, установленных законодательством страны для ее собственных граждан.
При этом свобода движения работников распространялась на все сферы занятости, за исключением государственной службы. Согласно договору о создании ЕЭС, пользоваться свободой движения лиц могли лишь граждане государств-членов, она не предоставлялась гражданам третьих стран и лицам без гражданства.
Свобода движения услуг. Согласно договору, под «услугами» подразумевались те услуги, которые обычно предоставляются за вознаграждение, если они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц. «Услуги» включали:
- деятельность промышленного характера;
- деятельность торгового характера;
- деятельность ремесленников;
- деятельность лиц свободных профессий.
Предоставляющее услуги лицо могло временно осуществлять свою деятельность в том государстве, где эти услуги предоставляются, на тех же условиях, которые установлены в его собственном государстве, если это не нарушает положений договора, касающихся права на жительство и экономическую деятельность.
Свобода движения капитала. В договоре нет четкого определения понятия свободы движения капитала, но было заявлено, что в течение переходного периода и в той мере, какая необходима для нормального функционирования общего рынка, государства-члены будут устранять в отношениях друг с другом все ограничения на движение капиталов, принадлежащих лицам, проживающим в качестве резидентов на территории государств-членов, а также любую дискриминацию по национальному признаку или по местопребыванию сторон, или по месту вложения капитала. Иначе говоря, государства-члены обязались устанавливать свои внутренние правила, регулирующие рынок капиталов и кредитную систему на недискриминационной основе.
Особое место в договоре принадлежит определению политики конкуренции. Договор указывал, что необходимо гарантировать нормальное развитие рыночных отношений, создать в рамках сообществ единый внутренний рынок, на котором обеспечивалось бы здоровое соперничество предпринимателей. Также в договоре подчеркивалось, что не должны нарушаться условия конкуренции между государствами-членами. Договором также были запрещены любые соглашения между предприятиями, которые могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и иметь своей целью предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка.
В то же время договором были установлены и исключения из правил. Положения о запрете могли быть признаны не подлежащими применению к любому соглашению между предприятиями, которое:
- способствует улучшению производства;
- содействует техническому или экономическому прогрессу, предоставляя потребителям справедливую долю получаемых благодаря этому выгод;
- не налагает при этом на предприятия ограничений;
- не ограждают от конкуренции продукцию предприятия.
Большое внимание уделялось социальной политике, что было выражено следующим образом: государства-члены приняли на себя обязательства сотрудничать в социальной области, особенно в вопросах, относящихся к занятости, трудовому законодательству и условиям труда, социальному обеспечению, профессиональному обучению, предотвращению несчастных случаев на производстве, гигиене труда. В качестве важного принципа договора выделялась равная оплата труда мужчин и женщин за равную работу. Равная оплата без дискриминации по признаку пола предполагала: а) что оплата за равный сделанный труд рассчитывается на базе одной и той же единицы измерения; б) при повременной оплате труда устанавливается то же самое вознаграждение за ту же самую работу.
3) Римский договор 1958 г. о создании Евратома. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) появилось в 1958 году. Договор об его учреждении был подписан Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами в том же месте – Риме, и он также называется Римским договором.
В договоре указывается, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства. Также отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности стимулирует технический прогресс и содействует росту благосостояния народов.
Задачей Евратома провозглашалось содействие подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности.
В деятельности Евратома первое место занимало развитие исследований. На Комиссию была возложена обязанность поддерживать развитие ядерных исследований в государствах-членах, исследовательские программы, предоставлять для осуществления этих программ сырье или специальные материалы, установки, оборудование или экспертную помощь.
В соответствии с Договором о Евратоме были установлены меры, направленные на охрану здоровья и труда людей, внесены базовые нормы санитарной охраны здоровья трудящихся и всего населения от угрозы радиации.
4) Маастрихтский договор и образование ЕС. В 1991 году главы государств и правительств 12 стран – участниц ЕС, собравшись на очередное заседание Евросовета в голландском городе Маастрихт, решили создать Европейский союз, включающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), созданные в соответствии с Парижским договором (1951 г.) и двумя Римскими (1957 г.).
В 1992 году государства – члены ЕС подписали Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), который учреждал ЕС и вносил дополнения и изменения в договоры о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. В 1993 году Маастрихтский договор вступил в силу.
Важное место в договоре занимают положения о гражданстве ЕС: каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином ЕС. Гражданство ЕС дополняет, а не заменяет гражданство государств-членов. Гражданин государства-члена автоматически становится гражданином ЕС. Ему не нужно обращаться в какие-либо органы для приобретения гражданства ЕС. Документы, удостоверяющие гражданство, национальные общегражданские и заграничные паспорта граждан государств-членов, носят отметку о вхождении государства в ЕС.
Кроме того, Маастрихтский договор определил основные права граждан ЕС:
- право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов;
- право избирать и быть избранными в Европарламент и местные органы власти в том государстве, где они постоянно проживают;
- право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов;
- право на обращение с петициями в Европейский парламент на любом из 12-ти официальных языков ЕС;
- право на проживание, обучение и работу в любом государстве-члене.
В договоре также шла речь о двух новых сферах сотрудничества государств – членов ЕС:
- в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;
- в сфере юстиции и внутренних дел (позднее в Амстердамском договоре это было сформулировано как «сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере»).
Маастрихтский договор также учредил создание экономического и валютного союза, введение единой валюты и создание Центрального европейского банка. ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн.
Логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров стал Ниццский договор (2000 г.). Он сосредоточился на трех основных проблемах:
- внутренние реформы ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применения права вето в 35-ти законодательных областях);
- принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит, автоматическое перераспределение мест между «старыми» членами ЕС;
- формирование общей внешней и оборонной политики ЕС.
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 года распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничества в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического взаимодействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
5) Экономико-валютная система (ЕВС). Процесс валютной интеграции начинается с формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции.
В 1971 году был принят «план Вернера – премьер-министра Люксембурга», рассчитанный на 10 лет. В плане предполагалось:
- введение окончательной конвертации национальных валют;
- осуществление полной свободы движения капитала;
- замена национальных валют единой валютой;
- создание единой бюджетной системы.
В 1972 году страны ЕС создали механизм совместного плавания валют – «валютная змея». Это означало, что валюты государств-членов привязывались друг к другу и могли отклоняться не более чем на 1,25 % в ту или иную сторону. Пределы их совместного колебания по отношению к доллару были установлены плюс-минус 2,25 %. Чтобы удержать курсы в установленных пределах, вводился механизм валютных интервенций: в случае обесценения валюты национальный банк начинал ее скупать, а в случае удорожания – продавать. Специально для данных операций был создан Европейский фонд валютного сотрудничества. Однако план Вернера не удалось выполнить из-за серьезных разногласий между государствами ЕС.
В 1975 году была введена европейская расчетная единица, она представляла собой коллективную денежную единицу, расчетным путем составленную из валют нескольких стран. Ее курс не был привязан к доллару, а стоимость зависела от рыночной стоимости входящих в нее валют. Назначение ЕРЕ состояло в том, чтобы создать ориентир, к которому привязывались бы европейские валюты.
В 1979 году вступила в действие Европейская валютная система (ЕВС). В нее вошли первоначальная «шестерка» и Великобритания, Ирландия, Дания. ЕВС основывалась на уже имевшихся результатах валютной интеграции: коллективной денежной единице и механизме совместного плавания. Появилась ЭКЮ (European Currency Unit), которая определялась на них же.
В 1989 году была принята программа политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора. «План Делора» предусматривал:
- создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС;
- координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляционного и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета;
- учреждение Европейского валютного института для координации денежной и валютной политики;
- проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов.
Строительство экономического и валютного союза было рассчитано в три этапа:
1) 1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г. – этап становления экономического и валютного союза, подготовка к новой валюте в странах-участницах, завершение формирования единого внутреннего рынка;
2) 1 января 1994 г. – 31 января 1998 г. – учрежден Европейский валютный институт, принято решение назвать единую валюту «евро», решено, какие страны переходят к третьему этапу. Это: Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты;
3) 1 января 1999 г. – 30 июня 2002 г. – участники валютного союза стали осуществлять единую валютную политику. Европейский валютный институт был преобразован в Евразийский центральный банк. Курсы стран-участниц были жестко зафиксированы к евро. Великобритания, Дания, Швеция, Греция не участвуют в конвертации. В течение срока, который каждая страна определяла самостоятельно, но не более шести месяцев, в обращение были введены новые банкноты и монеты евро. С 1 июня 2002 года евро стало единственным законным платежным средством в соответствующих странах.
Важным фактором проведения государствами ЕС единой валютно-финансовой политики было создание Европейского валютного института, главной задачей которого стало валютное и финансовое управление экономическим развитием Евросоюза и разработка соответствующих институциональных рамок.
Кроме того, был создан Центральный европейский банк (ЦЕБ), построенный по федеративному принципу как система национальных центробанков, в распоряжении которых остается большая часть валютных резервов. Для проведения единой антиинфляционной денежной политики данный банк устанавливает важнейшие процентные ставки и величину обязательных резервов. Центробанк независим от политических институтов, в его совете представлены все национальные банки, каждый из которых имеет один голос. Центральным европейским банком была определена процедура введения единой европейской валюты – евро. Введение с 1 января 1999 года в странах – членах Европейского союза единой валюты стало важным этапом развития интеграционного сотрудничества государств ЕС и формирования общего рынка товаров и услуг, что было обусловлено:
- необходимостью усиления взаимозависимости национальных экономик при формировании общего рынка товаров и услуг и создания зоны валютной стабильности;
- стремлением стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.
Введение новой валюты осуществлялось только в тех странах ЕС, которые удовлетворяли следующим требованиям:
- уровень инфляции не превышает более 1,5 % среднего уровня в трех странах ЕС с наиболее низким уровнем инфляции;
- государственная задолженность не должна составлять более 60 % ВВП;
- государственный дефицит не должен составлять более 3 % ВВП;
- на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран – членов ЕС;
- долгосрочные процентные ставки не должны превышать более 2 % среднего показателя для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.
Введение в странах ЕС единой валюты способствовало повышению уровня сопоставимости цен, относительной их стабилизации, снижению валютного риска.
6) Международная роль евро. Проект введения евро – проект политический, т. к. единая валюта должна стать еще одним рычагом, способствующим укреплению ЕС, усилению процессов европейской интеграции. Документальное оформление евро получило в Маастрихтском договоре.
Первоначально для облегчения торговли и услуг внутри ЕС в качестве единой валюты было принято экю. Но затем было решено назвать единую европейскую валюту «евро», что должно подчеркнуть единство Европейского континента.
С 1 января 1999 года евро выступает как расчетная единица. Не вошли в еврозону Великобритания, Дания и Швеция. Все они отвечают критериям конвергенции, но по различным причинам решили воздержаться от участия в ЭВС. Дания не участвует по внутриполитическим причинам, Швеция сохранила свою национальную валюту в силу некоторых особенностей экономики, которые, по мнению шведских экспертов и правительства, при определенных условиях могли бы прийти в противоречие с логикой ЭВС. Неучастие Великобритании объясняется существенными политическими и экономическими причинами. Во-первых, судя по опросам общественного мнения и позициям политических партий, большинство англичан не готово к тому, чтобы пожертвовать фунтом стерлингов ради евро. Во-вторых, в отличие от континентальной Европы, британская экономика имеет важные внешнеэкономические связи с партнерами вне Европы, которые осуществляются на основе британского фунта или доллара США. В-третьих, Лондон является ведущим мировым финансовым центром, который может существенно проиграть от присоединения к еврозоне. Расчет многих британских финансовых учреждений строится на том, чтобы, используя свои конкурентные преимущества, отвлечь на себя значительную часть финансовых операций еврозоны, не связывая себя обязательствами единой денежно-кредитной и валютной политики в рамках ЭВС.
В странах ЕС принято 60 соглашений в сфере внешнеэкономических связей, в области денежно-кредитной и валютной политики, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и других приоритетных отраслей экономики.
2.3. Единая внешняя политика и политика безопасности ЕС
Идея европейской интеграции живет в сознании европейцев с давних времен. Но ее практическая реализация началась лишь со второй половины ХХ века. Многие века Европа была синонимом лоскутной раздробленности народов и государств, острого соперничества и постоянных вооруженных конфликтов.
Народы Европы имеют общую историю, поэтому важную роль в развитии европейской интеграции сыграл исторический фактор и понятие «империя». Каждая из европейских империй оставила существенный след в истории Европы, оказала определенное влияние на процесс европейской интеграции.
Так, древнегреческая империя заложила фундамент европейской цивилизации: философии, науки, архитектуры и религии, литературы. Римская империя дала Европе понимание частной собственности, доктрину права, латинский язык, государственный порядок, образование, культуру, науку. Через испанскую империю Европа узнала о существовании Западного полушария и других континентов. Австро-Венгерская империя явила миру гениальные музыкальные произведения, которые стали достоянием всего мира и образцом чисто европейской музыки, сыграв, таким образом, значительную роль в деле европейской интеграции. Империя Наполеона Бонапарта очистила европейскую почву для развития капиталистических отношений, приняла гражданский кодекс, однотипную форму собственности для всех стран Европы, создав условия для европейской интеграции. Все империи сближали и объединяли народы Европы и тем самым служили историческим фактором европейской интеграции. Поэтому можно утверждать, что народы Европы имеют общеевропейскую историю. Таким образом, уникальность европейской интеграции определяется своеобразием европейской цивилизации, являющейся продуктом исторического развития.
По окончании Второй мировой войны остро встал вопрос о будущем Европы. Становилось ясно, что на смену Второй мировой войне идет «холодная война». В этих условиях только единая Европа могла сохранить свою идентичность.
Первым шагом на пути формирования системы общеевропейской обороны стало подписание в 1948 году Францией, Англией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Брюссельского договора. Договор создал европейский институт безопасности – Западный союз, а также им был принят план общей обороны, включавший интеграцию военно-воздушных сил и организацию межсоюзнического командования. В 1949 году участники Западного союза передали все военные компетенции НАТО (Организации Североатлантического договора), куда вошли страны, входящие в Западный союз, другие европейские страны, США и Канада.
Процесс развития интеграции был прерван внешними обстоятельствами. С началом корейской войны в структурах НАТО стал наблюдаться недостаток человеческих ресурсов, и США подняли вопрос о восстановлении западногерманских вооруженных сил. Такой подход к вопросам безопасности вызвал большое недовольство европейских стран и мог нарушить складывающееся европейское единство.
Французский премьер-министр Ж. Плевен предложил создать общеевропейскую систему обороны с единой армией и системой политических институтов Европы. В основу проекта объединенной армии Ж. Плевен положил принцип наднационального объединения военных единиц с целью достижения единства человеческих и материальных ресурсов различных стран под общеевропейской военной и политической властью.
В итоге в 1952 году страны «шестерки» подписали договор, учреждающий Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) с оборонительными функциями, распространяющимися на территорию стран-участниц. Национальные вооруженные силы стран-участниц предоставлялись в распоряжение сообщества в качестве единой европейской армии, которая должна была под объединенным командованием представлять мощную военную группировку в составе 40 дивизий: 14 французских, 12 германских, 11 итальянских и трех от стран Бенилюкса. Европейские оборонительные силы должны были иметь единую форму, единую систему и методы обучения и единые органы управления. В то же время приоритетные позиции в обеспечении европейской безопасности должны были остаться у НАТО. Главнокомандующий НАТО должен был осуществлять руководство и контроль за силами ЕОС в военное и мирное время. Однако подписание договора о ЕОС вызвало бурю возмущения во Франции, и после отрицательного голосования по договору о ЕОС дискуссия о формировании Европейского политического союза была прекращена.
В 1970 году на Гаагском саммите была принята Люксембургская декларация, в которой обосновывался механизм внешнеполитических консультаций между странами-участницами, получивший название Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Предполагалось наладить сотрудничество в области внешних политик путем формулирования странами-участницами общих позиций по тем или иным вопросам международных отношений, в том числе и в сфере безопасности, посредством регулярных встреч министров внутренних дел – не реже двух раз в год, проведения конференций глав государств и правительств.
В 1972 году в Париже в первый раз встретились главы государств и правительств в рамках ЕПС. Итоговым документом встречи стал доклад Тиндеманса, в котором совместная оборонная политика определялась как одна из составных частей будущего ЕС. Для обеспечения безопасности предусматривались регулярные консультации по военно-политическим вопросам Европы и аспектам международных переговоров по разоружению, интенсивное сотрудничество в военно-экономической области между ЕС и НАТО и создание внутри ЕС агентства по вооружениям. Однако прения показали, что страны ЕС еще не были готовы отказаться от национального суверенитета в области внешних политик и совместной обороны.
В 1981 году министры иностранных дел Франции и Германии выдвинули проект «Европейского акта». Предполагалось включение ЕПС в рамки ЕС, в связи с чем страны-участницы должны были согласовывать свои точки зрения с целью выработки единых политических позиций. Однако все страны-участницы хотели, чтобы вся ответственность за оборону Европы оставалась за НАТО.
Новые успехи интеграции были связаны с принятием в 1986 году Единого европейского акта, в котором подчеркивалась важная роль сотрудничества по вопросам европейской безопасности. Была введена формулировка – общая внешняя политика и политика безопасности, которая впервые была юридически закреплена в Маастрихтском договоре. Согласно договору: «Одной из основных целей ЕС является утверждение его индивидуальности на международной арене путем осуществления общей внешней политики и политики безопасности, а также общей оборонительной политики, которая могла бы привести к созданию общих сил обороны».
Определением общих принципов и основных ориентиров в сфере внешней политики и политики безопасности ЕС мог заниматься только Евросовет. По договору, европейская оборона не должна была ослабить систему коллективной обороны стран НАТО. Таким образом, Маастрихтский договор положил начало практическому строительству политического союза в Европе.
Дальнейшее развитие общеевропейской оборонной политики нашло отражение в Амстердамском договоре. В нем были четче обозначены полномочия Евросовета, который мог затрагивать вопросы общей обороны, а также принимать решения о совместных действиях и общих позициях государств-членов. Благодаря Амстердамскому договору Евросовет наделялся правосубъектностью в международных отношениях, он имел право заключать международные договоры в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). В договоре появилась новая должность – генерального секретаря совета, который должен выполнять функцию высокого представителя по вопросам общей и внешней политики безопасности и в случае необходимости выступать в политическом диалоге с третьими странами.
Договор также предусматривал создание Политического комитета, который должен был следить за развитием международной обстановки в сфере общей политики безопасности, закреплял задачи ЕС гуманитарного и миротворческого характера и задачи по урегулированию кризисов и восстановлению мира. С целью формирования общей оборонной политики государствам-членам было рекомендовано наладить сотрудничество в области вооружений.
Совместная декларация по вопросам европейской обороны, принятая в 1998 году по итогам встречи Т. Блэра и Ж. Ширака в Сен-Мало, признала необходимым укрепление вооруженных сил стран ЕС путем развития европейской военной промышленности.
Осознанию необходимости незамедлительного перехода к этапу практического строительства общеевропейской политики безопасности и обороны способствовали события в Косово, показавшие явную неспособность европейцев к самостоятельному урегулированию кризисов.
Был создан Комитет по вопросам политики безопасности на уровне послов, чьей задачей была подготовка рекомендаций по ОВПБ.
В 2000 году на саммите ЕС в Санта-Мария-да-Фейра был одобрен доклад Португалии о развитии общей европейской политики в сфере безопасности и обороны. Было отмечено, что необходимо усилить внимание к гражданским аспектам кризисного реагирования и сбалансировать эту область с военно-политическим и оборонным сотрудничеством.
2.4. Механизмы функционирования ЕС (Европейский совет, Европейский Парламент, Еврокомиссия, Суд ЕС и т. д.)
Европейский совет. Учрежден в 1977 году. В его состав входят главы государств и правительств ЕС и председатель Европейской комиссии. Заседания Европейского совета созываются не реже двух раз в год и проходят на территории страны, председательствующей в совете ЕС. В задачи Евросовета входит:
- координация экономической политики;
- выработка общих установок в области занятости;
- определение принципов, общих направлений и стратегии общей внешней политики и политики безопасности.
Европарламент, созданный в 1979 году, является единственным институтом ЕС, формирующимся посредством прямых выборов его гражданами. Его члены избираются сроком на пять лет. В Европарламенте действует так называемое «правило несовместимости», запрещающее совмещение работы в Европарламенте и в каком-либо ином институте или органе ЕС.
Работой Европарламента руководят президент, бюро и конференция президентов. Президент Европарламента избирается сроком на 2,5 года. Он руководит работой парламента и представляет его как в отношениях с другими институтами ЕС, так и во внешних сношениях. Парламент также избирает вице-президентов, которые вместе с президентом образуют бюро Европейского парламента, решающее все вопросы административного и финансового характера, связанные с работой Европарламента. Президенты политических групп и президент Европарламента образуют конференцию президентов. Этот орган руководит всей политической деятельностью парламента.
Совет союза – законодательный орган, принимающий юридические нормы и координирующий общую экономическую политику государств-членов. Состоит из представителей каждого государства на уровне министров, уполномоченных представлять данное государство.
Совету в его работе помогает генеральный секретариат. Его возглавляет генеральный секретарь, который является одновременно высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Европейская комиссия является гарантом договора: она контролирует его выполнение государствами-членами, имеет исключительные права инициативы в законодательном процессе, право контроля и право наложения санкций. Согласно договору, по крайней мере один гражданин каждого государства-члена должен входить в состав комиссии. При этом одно государство не может быть представлено более чем двумя гражданами.
Суд ЕС выполняет три основные функции:
- обеспечивает беспристрастное, свободное от политических соображений применение права ЕС;
- играет роль арбитра в отношениях между государствами-членами и институтами ЕС, между самими интеграционными институтами;
- обеспечивает единообразное толкование и применение права ЕС в государствах-членах.
В состав суда входят по одному судье от каждого государства. Председатель суда избирается судьями из своего состава сроком на три года.
Решения суда имеют форму единого акта – оглашение особых мнений отдельных судей не практикуется. Каждый из судей приносит присягу хранить тайну судебных совещаний. Поэтому то, как голосовали отдельные судьи, остается неизвестным. Характерная черта суда заключается в том, что он является первой и последней инстанцией: его решения носят окончательный характер и не подлежат обжалованию.
Перед судом могут быть поставлены вопросы трех типов: толкование норм права сообщества, влияние этих норм на национальную правовую систему или же легитимность того или иного акта ЕС. В суд ЕС могут обращаться национальные суды, граждане и частные компании, государства-члены и институты ЕС.
Счетная палата (Палата аудиторов) создана Брюссельским договором в 1975 году. Ее штаб-квартира находится в Люксембурге. Основные функции:
- осуществление контроля над финансовой деятельностью всех институтов, органов, организаций, входящих в систему ЕС;
- предоставление своего мнения в рамках процедуры принятия регламентов финансового характера.
Экономический и социальный комитет (ЭКОСОК) выражает интересы организованного гражданского общества посредством своего мнения по различным вопросам. Консультация с ЭКОСОК обязательна по вопросам сельского хозяйства, свободного движения трудящихся, права на жительство и экономическую деятельность, транспорта, социальной политики, научных исследований, занятости, охраны окружающей среды.
Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главным принципом деятельности ЕЦБ является его полная независимость – при осуществлении своих полномочий он не обращается и не получает указаний от институтов или органов ЕС.
ЕЦБ имеет свой собственный бюджет, не являющийся частью бюджета ЕС. Он состоит из взносов национальных центральных банков, которые исчисляются в зависимости от численности населения и величины валового внутреннего продукта (ВВП) стран-участниц.
Высшим органом ЕЦБ является совет управляющих. В него входят члены дирекции банка и управляющие центральными банками зоны евро. Председателем совета является президент ЕЦБ. Главная задача совета – определение денежно-кредитной политики зоны евро.
Европейский инвестиционный банк содействует сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка. Банк является самостоятельным юридическим лицом. Его акционерами являются государства-члены. Заемщиками могут быть государства-члены, государственные и частные предприятия стран ЕС. Заявления о предоставлении займов рассматриваются советом директоров на основе предложения Комитета управления.
Приоритеты банка: помощь малому и среднему бизнесу, поддержка образования, здравоохранения, градостроительства и охраны окружающей среды.
Европейское полицейское бюро. Решение о его создании было принято еще в 1991 году на заседании ЕС в Люксембурге, однако конвенция о его учреждении была подписана лишь в 1995 году.
Задачи Европола: облегчать и поддерживать подготовку, способствовать координации и осуществлению конкретных следственных действий, предпринимаемых компетентными органами государств-членов; проводить и координировать расследование конкретных дел; способствовать заключению соглашений о взаимодействии между работниками прокуратуры и следственных органов, которые специализируются на борьбе с организованной преступностью; поддерживание информационной сети, содержащей сведения об исследованиях, документации и статистике трансграничных преступлений.
2.5. Порядок присоединения к ЕС. Проблема расширения
Согласно Договору о ЕС, «любое европейское государство, которое уважает принципы, изложенные в договоре, может обратиться с просьбой о принятии в члены ЕС». «Европейским» признается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.
Процедура присоединения нового государства к ЕС включает несколько этапов – от заявления от страны-кандидата до подписания договора о членстве.
Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое позволило бы исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Членство в ЕС может быть лишь приостановлено. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен договором.
На протяжении существования ЕС постоянно шел процесс расширения: в 1973 году к ЕС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания; в 1981-м – Греция; в 1986-м – Испания и Португалия; в 1995-м – Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально это касалось только неприсоединившихся стран Западной Европы. Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, расширение стало актуальным и для этой части континента. Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета в 1988 году на греческом острове Родос и на Парижском саммите, где Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ.
ЕС начал оказывать странам-кандидатам финансовую и техническую помощь по нижеперечисленным программам.
PHARE. Эта программа была учреждена в 1989 году и первоначально предназначалась для оказания экстренной помощи Польше и Венгрии (отсюда и название: Poland – Hungary: Assistance for the Reconstruction of the Economy). На ее финансирование ежегодно выделялось 1,56 млрд евро. Направлением программы является мобилизация инвестиций в целях обеспечения соответствия стран-кандидатов стандартам ЕС в таких областях, как транспорт, охрана окружающей среды, условия труда, качество промышленных товаров и др.
ISPA. Название программы расшифровывается как «Инструмент структурной политики в процессе подготовки к присоединению». На эту программу ежегодно расходуется 1,04 млрд евро. Основная задача – финансирование модернизации общественной инфраструктуры стран-кандидатов.
SAPARD. Программа предназначена исключительно для оказания содействия в развитии сельского хозяйства и обустройства сельской местности. На эти нужды ежегодно направляется 520 млрд евро.
Распределение средств, выделяемых по линии этих трех программ, производится в соответствии с критерием численности населения. Была создана программа подготовки стран-кандидатов к вступлению в ЕС под названием Белая книга.
На Люксембургском саммите 1997 года, названном впоследствии «саммитом расширения», был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения – это была «первая волна» расширения. «Вторая волна» – Мальта, Латвия, Литва, Словакия, Болгария, Румыния.
Брюссельский саммит назначил 2007 год датой вступления Болгарии и Румынии в ЕС, 2004-й – остальных стран.
В 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене были определены условия и принципы присоединения новых государств-членов. Было сказано, что страны-кандидаты должны соответствовать следующим критериям:
- наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту прав меньшинств;
- существование жизнеспособной рыночной экономики, а также способность противостоять давлению конкуренции;
- способность взять на себя обязанности, связанные со вступлением в ЕС, в частности, поддерживать цели политического, экономического и валютного союза;
- способность ЕС принимать новых членов, не ставя под угрозу собственную стабильность.
По сути дела, выдвинутые условия имели своей целью отсрочить вхождение стран ЦВЕ в ЕС и выиграть время для того, чтобы страны – члены ЕС адаптировались и приготовились к расширению на Восток. Другим фактором сдерживания был индивидуальный подход к странам-кандидатам, что также позволяло отодвинуть этот процесс на более длительную перспективу.
Одновременно с обнадеживающими высказываниями по поводу расширения поднимался вопрос о негативных последствиях – обострение налогового бремени, усиление конкуренции, денежная нестабильность. Существовало также мнение, что расширение ЕС на Восток приведет к созданию неуправляемого содружества, что поставит под угрозу внутреннее единство ЕС.
Наиболее настойчиво призывала к расширению на Восток Германия, обосновывая это тем, что на этот регион необходимо распространить зону стабильности. Об этом же говорили и ученые, которые анализировали происходящие в ЦВЕ преобразования. Эксперты пришли к выводу, что нестабильным странам в ЦВЕ, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций и возникновения этнических и идеологических конфликтов. В немецких СМИ была широко распространена такая точка зрения: «Поэтапная интеграция стран ЦВЕ представляет собой единственную возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии».
Это расширение ЕС имеет скорее политическое, чем экономическое обоснование, так как политическое влияние ЕС при принятии глобальных решений возрастает и приобретает совершенно иной международный политический вес, статус и позиции в международных организациях.
План семинара:
-
Предпосылки интеграции – цивилизационные особенности Западной Европы.
-
Правовая природа ЕС. Источники права ЕС. Система права ЕС.
-
Проблема расширения ЕС.
-
Особенности политики ЕС (общая торговая, сельскохозяйственная политика, политика конкуренции, социальная политика, научно-техническая политика, политика в области правосудия и внутренних дел и др.).
-
Учреждение Европейского Совета. Состав и функции.
-
Общая характеристика Европейского Парламента. Состав и порядок формирования, его статус и полномочия.
-
Европейская комиссия как исполнительный орган ЕС. Состав и задачи Комиссии. Основные сферы деятельности.
-
Суд ЕС как орган конституционного контроля. Организация работы Суда ЕС.
Литература:
-
Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. – М., 2003.
-
Ибрашев Ж. У. Анатомия европейской интеграции. – Алматы, 2003.
-
Кушкумбаев С. К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. – Алматы, 2002.
-
Топорин Б. Н. Европейские Сообщества: право и институты. – М., 1992.
-
Кукеева Ф. Т. Европейский Союз во внешней политике США. – Алматы, 2000.
-
Хамфриз М. ЕС и Казахстан. Казахстан и мировое сообщество. – Алматы, 2000.
-
Глухарев Л. И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. – М., 1990.
-
Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: учебное пособие / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: МГИМО, 2002. – 528 с.
-
Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. – М., РОССПЭН, 2001.
-
Борко Ю. А. Договоры об учреждении Европейских Сообществ. – М., 1994.
-
Кукеева Ф. Т. США и ЕС: Проблема институционализации трансатлантического партнерства // Саясат. – 2003. – № 7.
Примерные задания для самостоятельной работы
магистранта с преподавателем
Темы дискуссий:
-
Является ли Европейский Союз возможной моделью для дальнейшего сотрудничества и интеграции в Центральной Азии?
-
Военно-политическая интеграция как фактор современных международных отношений.
Темы для подготовки эссе, рефератов, аналитических справок:
-
Тренды общей внешней политики и политики безопасности ЕС.
-
Казахстан и Европейский Союз: перспективы сотрудничества.
-
Процессы экономической интеграции в рамках ЕС: проблемы и пути разрешения.
-
Европейский Союз как субъект международных отношений.
-
Новые направления европейской интеграции
-
Интересы ЕС в ЦАР. ЕС и мировое сообщество.
-
Политическая интеграция и формирование европейской дипломатии.
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 8 | страница 9
|