Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9
ГЛАВА V. ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

5.1. Основные предпосылки интеграции в Центральной Азии

Значимость исследования данной проблемы связана с особенностями трансформационного периода, переживаемого государствами ЦАР, и сопряженных с этим процессов этнических, экономических, экологических и геополитических вопросов. Сложная этнотерриториальная структура расселения народов в регионе потенциально создает очаги для межгосударственных противоречий. Углубление интеграции видится одним из способов решения этого вопроса.

Весьма проблемным является неравномерное распределение гидроресурсов между странами ЦАР. Верховья, среднее и нижнее течения крупных водных резервуаров находятся на территориях разных государств.

Большие опасения вызывает гидроэкологическая ситуация вокруг Арала. Решение этой проблемы будет более эффективным в рамках интеграционной структуры.

Крупнейшие державы граничат с ЦАР. Геоэкономическая и геополитическая уязвимость региона предопределяет тенденцию нарастания политического и геоэкономического присутствия в нем интересов этих держав. К специфическим особенностям интеграционных тенденций в ЦАР относится отсутствие у всех стран региона свободного доступа к морским транспортным коммуникациям. Поликонфессиональность государств ЦАР подталкивает к соперничеству ряд мусульманских стран с целью расширения своего влияния на регион. Региональное сотрудничество в этой сфере может оказать стабилизирующее воздействие и ограничить потенциальные угрозы, исходящие от политически радикальных форм.

Эти региональные характеристики обусловливают значимость изучения геополитических детерминант интеграции. Успешное развитие интеграционных процессов в различных формах может стать важной составной частью стратегии стягивания и контроля геостратегического пространства.

Еще до дезинтеграции СССР делались попытки объединить государства в ЦАР. Так, в 1990 году главы пяти республик провели первую встречу в Алматы. В Ташкенте был подписан Протокол между пятью центрально-азиатскими государствами о создании общего рынка. Также были приняты обязательства по экономическому сотрудничеству, по координации экологической деятельности на Арале.

Экономика государств ЦА в течение полувека создавалась как составная часть единого союзного народнохозяйственного комплекса. Развал СССР, радикальное изменение условий хозяйствования, расширение комплекса проблем, которые государства могут решать только совместно, породили предпосылки развития в ЦАР конфликтного потенциала.

Определяющим фактором в развитии конфликта стала кризисная экономическая ситуация. Экономические реформы в странах ЦАР повлекли за собой спад в экономике и катастрофическое снижение уровня жизни населения. Если ранее в странах региона имелся довольно развитый индустриальный сектор, то теперь он был практически утрачен и его необходимо было восстанавливать на новом уровне.

Государства СНГ унаследовали от СССР ряд таких системных связей, которые объективно подталкивали их к воссозданию комплекса международных хозяйственных связей интеграционного типа. Речь идет о единой энергетической системе, единой системе транспорта, связей, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов.

Подписание в 1994 году Договора о создании единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном положило начало созданию интеграционного объединения в ЦАР. С 1998 года полноправным участником Договора стал Таджикистан. Договор предполагал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивал условия для проведения согласованной кредитной, бюджетной, налоговой, таможенной и валютной политики.

Согласно Договору был создан Межгосударственный Совет, в состав которого вошли президенты и премьер-министры стран-участниц, и его основные институты – Совет премьер-министров, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Исполнительный комитет. Тогда же было подписано Соглашение об учреждении Центрально-Азиатского банка сотрудничества и развития, капитал которого формируется долевыми взносами государств-участников.

Возник вопрос: действительно ли страны ЦА готовы к интеграции? Стала ли ЦА действительно единым регионом в том понимании, которое нужно для успеха интеграции?

По мнению западных политологов, проблема была вызвана неравенством сил в регионе: Узбекистан и Казахстан считают себя законными лидерами в регионе – Казахстан с точки зрения своего ключевого положения связующего звена между Азией и Европой, соседства и близких отношений с Россией; Узбекистан же основывается на том, что является государством с самым большим количеством населения и узбеки – самая многочисленная нация в регионе. Некоторые аналитики считают немаловажным то, что Узбекистан унаследовал основные исторические центры региона: Бухару, Самарканд, Хиву и имеет опыт регионального центра, утвержденного еще в СССР. Кроме того, Узбекистан и Казахстан имеют 19 и 15 млн населения соответственно, в то время как население других государств – в среднем по 5 млн.

Отсутствие регионального консенсуса породило вопрос о том, как это неравенство должно быть сбалансировано и учтено в коллективном руководящем органе, который принимает решения.

Важнейшими предпосылками интеграции в ЦАР являются:

- историческая, географическая, культурная и языковая общность народов, населяющих регион;

- невозможность решения ряда серьезных общих проблем исключительно на двусторонней основе. Речь идет о согласованном и рациональном использовании водно-энергетических ресурсов, а также коммуникационных систем региона, преодолении последствий экологических катастроф (прежде всего в районе Арала), обеспечении эффективной системы региональной безопасности, координации совместной деятельности по борьбе с наркобизнесом;

- самообеспеченность всеми видами энергетического, минерального и сельскохозяйственного сырья;

- существование производственных возможностей для создания конкурентоспособной продукции высокой степени готовности на основе кооперации и совместных инвестиций;

- наличие серьезного экспортного потенциала.

Первоначально в основе сотрудничества в рамках ЦАЭС лежал так называемый проектный подход. Была разработана Программа экономической интеграции государств-участников до 2000 года, которая предполагала реализацию свыше 50-ти совместных проектов в самых различных отраслях.          В этой связи актуальность получила инициатива Президента РК о специальной Программе для экономик ЦАР (СПЕКА), которая преследовала две главные цели: дальнейшее укрепление экономических связей между государствами региона и экономическую интеграцию центрально-азиатских стран с Европой и Азией. Программа включала в себя следующие приоритеты: транспортная инфраструктура, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, привлечение иностранных инвестиций и многовариантные пути доставки углеводородного сырья на мировые рынки.

Существуют определенные проблемы на пути интеграционного процесса. Во-первых, объем торгово-экономического сотрудничества между государствами ЦАР значительно ниже, чем у каждого из них с партнерами вне региона. Во-вторых, сложившаяся в советский период структура экономики центрально-азиатских республик носит преимущественно сырьевой характер. Отсюда слабо выраженная взаимодополняемость экономик, что не способствует интеграции. В-третьих, экономическая и технологическая отсталость и острый дефицит финансовых ресурсов вынуждает центрально-азиатские государства делать ставку в своем развитии на развитые страны, но не друг на друга. В-четвертых, внутрирегиональной интеграции государств ЦАР препятствуют имеющиеся различия во внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии. Кроме того, углублению интеграционного процесса в ЦАР мешают принципиальные различия в стратегии экономического развития, направлениях и темпах перехода от плановой экономики к рыночной, а также существенные расхождения в валютной, налоговой и таможенной политике. Дает о себе знать и конкуренция между самими центрально-азиатскими государствами во многих сферах, в том числе и в борьбе за привлечение иностранных инвестиций.

Острота внутренних экономических проблем в государствах ЦАР (спад производства, аграрный кризис, безработица, неустойчивость национальных валют), способствуют не интеграции, а, напротив, обособлению.

Далее, крупномасштабное проникновение иностранного капитала в экономику государств ЦАР может оказывать сдерживающее воздействие на процесс внутрирегиональной интеграции, особенно в том случае, когда предприятия и даже целые отрасли попадают под полный контроль или переходят в собственность иностранных владельцев.

Интеграционный процесс в ЦАР может быть поставлен под угрозу в случае возникновения и обострения внутрирегиональных межгосударственных и межэтнических конфликтов. Особенно высока вероятность конфликтов из-за остродефицитных в регионе водных ресурсов.

До сих пор не отрегулированы механизмы реализации соглашений, нет координации таможенной, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Не создана законодательная база. Республики продолжают сталкиваться с экономическими трудностями, государства не определяют региональные отношения как приоритетные. Для усиления интеграции необходимо активизировать не только диалоги руководителей высшего уровня, но и взаимоотношения на всех уровнях, особенно в среднем и малом предпринимательстве.

За исключением общих угроз, которые сегодня превратились в самый мощный фактор активизации интеграционных процессов в ЦАР, все остальное находится либо в зачаточном состоянии, либо за рамками процесса интеграции. Причиной этого, по мнению ряда западных ученых, являются объективные обстоятельства и противоречия, существующие между государствами региона:

- проблема территорий, водных, энергетических ресурсов;

- проблема лидерства в ЦА и взаимоотношений между руководителями государств;

- различие в подходах к реформированию экономики и представлениях о путях и степени интеграции как в рамках ЦАР, так и СНГ в целом;

- проблема внутриполитической и социально-экономической стабильности в государствах региона и связанная с ней проблема «исламской угрозы»;

- фактическое разрушение региональной системы коллективной безопасности, разновекторность внешнеполитических предпочтений государств региона;

- недопонимание лидерами государств необходимости объединения;

- эффективность и реализуемость подписанных соглашений находится на крайне низком уровне;

- наблюдается экономическое давление государств друг на друга в виде одностороннего прекращения поставок тех или иных товаров, чего не должно быть в рамках одного союза;

- нет единого политического, экономического, информационного пространства.

Немаловажными в осуществлении интеграционных процессов являются сопоставимые темпы политических и экономических реформ и методы их осуществления и наличие единой модели развития. В истории нет примера, когда в рамках одного союза успешно сосуществовали государства с разными моделями развития. В рамках ЦАР практически существуют два полюса – Казахстан и Кыргызстан с ориентацией на либеральные ценности и Узбекистан и Таджикистан, для которых эти ценности еще неприемлемы. Наличие таких полюсов вряд ли способно обеспечить эффективную интеграцию.

Государства ЦАР находятся на стадии формирования государственности. С точки зрения современной политологии, по мнению ученых, не всякое национальное или этническое образование с единой территорией, внешними границами и единой административной властью может быть названо государством. Государство должно становиться, выработать эффективные формы функционирования административных органов, бюрократического аппарата, создать единое социокультурное пространство и добиться общегражданской самоидентификации, выработать у населения единое правовое сознание. В государствах ЦАР присутствует патриархальная социальная организация, социокультурное пространство, разделенное по признакам клановости, землячества; отсутствует общегражданская самоидентификация, единое правовое сознание, политические отношения носят авторитарный характер. Такое состояние государств выступает главным тормозом интеграционных процессов в регионе, оно сводит на нет эффективность принятых решений, поскольку пока сам субъект интеграции – государство – пребывает в стадии формирования, интеграционный союз совершенным быть не может.

Можно предположить, что достигнутый ныне уровень интеграции в рамках ЦАР, по всей видимости, есть тот максимум, которого можно добиться при существующих политических моделях развития в государствах региона. Дальнейшее качественное углубление интеграции, как показывает опыт ЕС, станет возможным только в условиях максимальной открытости общества, либерализации политической и экономической систем государств. Все это и явилось теми «камнями преткновения», на которые наталкивались любые интеграционные инициативы. Это привело к активизации дезинтеграционных процессов и вынудило с большой долей скептицизма говорить о перспективах центрально-азиатской интеграции.

Перспективы интеграции все же имеются. Во-первых, у всех государств ЦАР нет выхода к Мировому океану и удовлетворительной сети коммуникаций, что обусловливает примерно равную меру заинтересованности в создании транспортной сети, связывающей ЦАР с соседями.

Во-вторых, в рамках СССР сложилась целостная цивилизационная система, внутренние связи которой, несмотря на крушение политических границ и официальных идеологических установок, продолжают оказывать существенное влияние на различные стороны жизни новых независимых государств.

Нарастание напряженности в регионе вызывается как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние – это прежде всего «семейно-клановый» характер власти, низкий жизненный уровень, массовая безработица. Растет недовольство среди элит – как политической, утратившей возможность влиять на принятие государственных решений, так и деловой, которая столкнулась с серьезными препятствиями в своей предпринимательской деятельности.

Общим для всех стран ЦАР являются недоразвитость политической и отсутствие эффективной партийной структуры, проблемы в сфере реализации прав человека, высокая степень коррупции во властных организациях. Все это создает условия для социальных взрывов, грозящих в случае активной поддержки извне перерасти в революционную ситуацию.

Существуют и конфликтные очаги внутри региона. С запада – северокавказский узел, характеризующийся не только конфликтом в Чечне, но и многочисленными точками потенциальной нестабильности. К югу от региона лежат области периодически вспыхивающих конфликтов (Курдистан, Афганистан, Кашмир), индо-пакистанские и индо-китайские противоречия, потенциально конфликтными зонами являются Синьцзян и Ферганская долина. При определенных условиях в каждом из этих районов могут вспыхнуть вооруженные столкновения. Кроме того, любая дестабилизация на этнической почве в ЦАР может получить отклик в соседнем государстве.

К внешним факторам относится деятельность исламских экстремистов из Саудовской Аравии, Турции, ОАЭ, Ирана. Сюда же можно отнести действия крупнейших транснациональных компаний по захвату местных сырьевых богатств и находящееся в непосредственной связи с этим прямое вмешательство новых игроков: США, ЕС, Китая, Турции. Кроме того, государства ЦАР по-прежнему используются как основной транзитный коридор доставки наркотиков из Афганистана в Европу.

Внутренние потребности государств ЦАР в энергоносителях значительно меньше, а большая часть соседних государств не имеет их или обеспечена ими в минимальном количестве. Вследствие этого возрастает международное значение ЦАР как региона, играющего важную роль в обеспечении энергетической безопасности различных стран мира.

ЦАР обладает хорошим транзитно-транспортным потенциалом, находится на перекрестке важнейших сухопутных и речных торговых путей. Такое географическое положение в определенной степени компенсирует отсутствие выходов к морю. Экономические выгоды от транзитной торговли могут скомпенсировать возможные издержки по обеспечению безопасности международной торговли.

 

5.2. Интеграционные инициативы государств ЦАР в сфере обеспечения региональной безопасности

Совокупность определенных исторических, геополитических, экономических, социально-культурных факторов объясняет подверженность и уязвимость пяти государств региона – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – террористической угрозе.

Крупные города Ферганской долины, состоящей из территорий сопредельных государств – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, – Наманган, Андижан, Худжанд и Ош – были в свое время духовными центрами мусульманства Центральной Азии: именно в них располагались основные учебные центры религиозного управления. Долина издавна славилась как крупный, независимый от официальных властей теологический центр.

После обретения центрально-азиатскими государствами независимости и исчезновения советской идеологии в регионе образовался идейный вакуум, в котором ислам оказался востребованным. Исламские идеи быстро распространились, что сопровождалось политизацией религии. Религиозные школы Оша, Намангана, Худжанда и Андижана усилили контакты с зарубежными мусульманскими организациями, в результате чего произошла трансформация функционирования и идеологии этих школ – они превратились в самостоятельные религиозные центры радикального толка, программы которых включали пропаганду определенных социальных и политических взглядов. Таким образом, получила импульс активизация воинствующих религиозных течений.

Несмотря на усилия государств региона, направленные на укрепление государственных границ, они остаются прозрачными для таких транснациональных угроз, как международный терроризм, религиозный экстремизм и этнический сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, нелегальная миграция.

Низкий уровень экономического развития, безработица вызывают рост недовольства официальными властями и неизбежно ведут к радикализации взглядов населения. В связи с этим экстремизм в регионе находит питательную почву и богатый потенциал, что не может не обусловливать активизацию террористических сил.

В результате антитеррористической операции Запада в эпицентре религиозного экстремизма – Афганистане – режим талибов пал. Однако террористические силы не уничтожены – произошла лишь их перегруппировка: многие из террористов покинули Афганистан и нашли прибежище в других государствах, таких как Пакистан, страны Аравии, Таджикистан, Узбекистан и др. Территориальная близость Афганистана к Центральной Азии и в будущем будет определять состояние безопасности в регионе.

Необходимо подчеркнуть, что в Центральной Азии имеют место все четыре вида «общепризнанных» детерминант терроризма как социально-политического феномена: социально-экономическая, идеологическая, геополитическая, глобализационная.

В целом причины возникновения терроризма в ЦАР могут быть представлены следующим образом.

Во-первых, это проблемы социально-экономического характера. Как известно, именно эти проблемы (рост безработицы, низкое качество здравоохранения, отсутствие доступа к качественному образованию, постоянное сокращение социальных государственных расходов и т. д.) как следствие развития процессов модернизации в жизни исламского общества стали первопричиной роста протестных движений и распространения религиозного экстремизма в странах Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь, идея «чистого ислама» (ваххабизма) объясняет кризисные явления в обществе отходом от традиций старины, воспринимаемой как «золотой век ислама». При этом превозносятся каноны «чистого ислама» как источника социальной справедливости, подчеркиваются преимущества уравнительных принципов ранней мусульманской общины, эгалитаризм и коллективизм общины, традиция «саадака», предписывающая всем состоятельным мусульманам помогать неимущим единоверцам. Отсутствие экономических перспектив в сочетании с кризисным состоянием социальной системы способно создать опасную совокупность условий, повышающую восприимчивость общества к идеям религиозного экстремизма.

Во-вторых, демографический фактор. В рассматриваемых государствах демографическая ситуация принимает угрожающие размеры и особенно явной становится проблема несоответствия уровней демографического и социально-экономического развития. Опыт развития ряда стран мусульманского мира показывает, что модернизация не может создать возможности для большинства населения, особенно в условиях все возрастающего демографического давления. Тем самым они создают социальную базу для радикально настроенных сторонников восстановления ценностей первоначальной исламской общины. Здесь стоит отметить одну очень важную закономерность – в странах, где отмечалось резкое изменение соотношения сельского и городского населения, практически всегда наблюдался подъем массового исламского политического движения. То есть существует прямая связь между ростом маргинализации населения и усилением позиций исламистов.

В-третьих, рост преступности и коррупции. Модернизация неизбежно ведет к разрушению системных связей и подвергает испытанию традиционные ценности. В условиях девальвации прежних традиционных ценностей мусульманского общества беззаконие превращается в норму и атрибут общественных отношений. В этой связи апелляция к исламу в мусульманских обществах вполне естественна и закономерна.

В-четвертых, это авторитарная система, снижение эффективности правящих режимов. Эксперты характеризуют подобную ситуацию как «кризис руководства и легитимности государства». В обществе в этом случае, как правило, создается мощная оппозиция существующему политическому и экономическому режиму. При этом определенная часть населения обращается к исламским политическим движениям.

Постановка проблемы международного терроризма является многоцелевым политическим инструментом. Под флагом войны с террором осуществляются многопрофильное сотрудничество, консолидация международного общественного мнения, мобилизация политической воли, реализуются интересы различных государств. Так, после усиления экстремистских, сепаратистских настроений, активизации деятельности террористических сил руководство заинтересованных государств Центральной Азии пришло к выводу о необходимости дать коллективный ответ этой угрозе, что послужило импульсом для интеграционных процессов.

Проблема международного терроризма и религиозного экстремизма неразрывно связана и с другими «новыми вызовами» безопасности, в частности с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Это означает, что опыт противодействия каждому виду преступной деятельности в отдельности представляет интерес с точки зрения противостояния другим угрозам и мог бы обогатить представление о мерах борьбы с другими видами преступной деятельности.

Проблема международного терроризма в Центральной Азии повлекла необходимость государств региона и всего мирового сообщества предпринять безотлагательные меры для отпора этой угрозе. Главная задача состоит в построении такой многоуровневой системы безопасности, которая согласно времени и политическим реалиям смогла бы отразить новые вызовы и угрозы безопасности.

В Центральной Азии антитеррористическая политика проводится в основном за счет механизмов Антитеррористического центра СНГ (АТЦ), а также ШОС.

Первого октября 1999 года в Киеве Совет министров внутренних дел государств участников СНГ выступил с инициативой о консолидированном ответе угрозе, исходящей со стороны международного терроризма, – о создании при Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ Временного антитеррористического центра, в полномочиях которого была бы координация взаимодействия органов внутренних дел стран СНГ. 25 января 2000 года в результате совещания по итогам Стамбульского саммита ОБСЕ была разработана Межгосударственная программа совместных мер борьбы с международной преступностью на период с 2000 по 2003 год, также было решено создать единый антитеррористический центр. 21 июня 2000 года на саммите в Москве, когда решением Совета глав государств СНГ была утверждена Программа государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, было принято решение о создании АТЦ СНГ.

АТЦ является «постоянно действующим специализированным органом СНГ и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма». Основная задача – аналитическая работа: накопление, обобщение, анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма, предоставление практических рекомендаций государствам СНГ. Центр формирует банк данных о международных террористических организациях в странах СНГ, их лидерах, лицах или структурах, оказывающих им поддержку. Центр сотрудничает с государствами СНГ в проведении оперативно-розыскных мероприятий, операций по борьбе с терроризмом, а также проводит антитеррористические командно-штабные и оперативно-тактические учения; организует обучение и подготовку специалистов антитеррористических подразделений.

7 октября 2002 года в Бишкеке было создано отделение АТЦ по Центрально-Азиатскому региону.

АТЦ налажено сотрудничество с властями государств СНГ по предупреждению и пресечению преступлений, имеющих отношение к террористической деятельности проведен ряд согласованных мероприятий по организации: розыска и задержания лиц, причастных к террористической деятельности; пресечения деятельности террористических групп, а также перекрытия каналов оказания им финансовой и иной помощи; выявления баз, тренировочных лагерей, мест лечения и отдыха террористов; перекрытия маршрутов передвижения, а также пресечения на своей территории подготовки к совершению террористических актов на территории других государств – участников СНГ.        

Функционирует единый банк данных АТЦ СНГ, содержащий информацию о террористических и оказывающих им содействие структурах, что значительно облегчает усилия как регионального, так и мирового сообщества в борьбе с этим злом. В рамках работы центра, государства-участники проводят практические коллективные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности международных террористических организаций, а также по подготовке к реагированию на всевозможные проявления терроризма.

      



страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9

Смотрите также: