страница 1 | страница 2 страница 3
«Государственные символы Республики Беларусь»
Цель: познакомить с государственными символами Республики Беларусь;
воспитывать уважение к государственным традициям;
обогащать словарный запас детей.
Ход мероприятия
1. Вступительная беседа
– Как называется наше государство?
– Какие национальности людей вы знаете?
– Наша страна - Беларусь.
Показ на политико-административной карте мира
– Основная часть населения - белорусы. Живут у нас люди и других национальностей - русские, поляки, евреи, но их меньше. Посмотрите на карту. Какие ещё страны видите?
Дети находят на карте названия стран и читают их.
– В России живут русские, в Польше - поляки, в Швеции - шведы и т. д.
– Чем отличаются народы разных стран? (Народы отличаются языком, обычаями, одеждой, внешним видом.)
2.Основная часть
– Сегодня мы поговорим о символах нашей страны. О тех символах, с помощью которых принято представлять нашу страну в мире.
– А как вы понимаете смысл слова «символ»?
(Символ - это то, что служит условным знаком: слова, предметы, действия для обозначения определенных понятий и идей, а также принадлежности чему-либо. Голубь - символ мира).
– Каждая страна имеет свои герб и флаг, к которым люди должны относиться уважительно.
Показ символов независимости разных стран
– Как и все страны, Беларусь имеет свой флаг и герб.
Показ герба и флага РБ
– Что вы видите на гербе нашей страны?
– Государственный герб республики Беларусь содержит зеленый контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа розовыми цветками клевера, слева - голубыми цветками льна.
– Земной шар – знак того, что Республика Беларусь – одно из государств мира. Единение земли и солнца – главный знак жизни.
– Эти изображения на гербе отражают традиции наших предков, которые поклонялись богине Земле и восходящему Солнцу. Символы Земли и Солнца обозначают также надежду современных людей на расцвет Беларуси.
Пятиконечная звезда на гербе – знак безопасности, мужества и высоких помыслов – обозначает готовность каждого жителя Республики к защите своей Родины.
– Венок в нашем гербе тоже не случаен, всё в нём символизирует труд и процветание. С древних времен венок использовался как награда победителю.
Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
– Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.
– Красный цвет с давних времен служит знаком Солнца. Он символизирует родство и братство. Красный цвет связан так же с борьбой за свободу и справедливость. Это знак победы и счастливой жизни.
– Зеленый цвет – цвет добра и мир. Это цвет природы, цвет полей, лесов и лугов. Он всегда означал весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.
-
Белый цвет – цвет свободы. Он перекликается с названием нашей страны – Беларусь, белый цвет означает так же гостеприимность, доброжелательность и мудрость жителей Беларуси.
Страна моя родная, Беларусь,
Пусть над тобой всегда свободно реет
Наш флаг, в котором радостно слились
Цвета, которые нам всех милее.
Зеленый - цвет полей, лугов, лесов,
И красный цвет - цвет жизни и надежды,
И белый цвет, как символ всех веков,
Хранящих в сердце и любовь и верность.
- Гимн – торжественная песня или ее мелодия, исполняется в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов, на торжественных заседаниях, посвященных знаменательным историческим датам, на которых присутствует президент государства, при вручении наград спортсменам, выигравшим на международных соревнованиях, и на Олимпийских играх. При исполнении гимна любой страны слушающие его люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждый день в 6 часов утра и в 12 часов ночи по радио и телевидению звучит гимн Республики Беларусь. Именно с него наша страна начинает и заканчивает свой трудовой день.
Дети слушают гимн
3. Заключение
– Любить свою Родину – это значит стараться делать всё, чтобы она расцветала и становилась еще лучше. А что для этого можете сделать вы? (Хорошо учиться, исполнять свои обязанности, стараться быть настоящим человеком).
– Верно. Одна из ваших главных обязанностей – это хорошо учиться. Сейчас проведём викторину и проверим, как внимательны вы были и что вы знаете о государственных символах.
Вопросы викторины:
-
Какие символы есть у нашего государства?
-
Для чего нужна государственная символика?
-
Что обозначает каждая составляющая часть герба?
-
Какой смысл несут в себе три цвета белорусского флага?
-
В каких случаях звучит гимн Республики Беларусь?
– Наш информационный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.
Інтэлектуальны марафон “З любоўю да роднага слова”
Мэта: далучаць вучняў да самабытнай беларускай культуры,
фарміраваць цікавасць да беларускай мовы;
развіваць звязную мову вучняў;
выхоўваць любоў і павагу да духоўных скарбаў свайго народа.
Ход марафона
Уступ
1 вучань: Я рускую мову люблю і вучу,
А нашу таксама я ведаць хачу.
2 вучань: Я на роднай мове размаўляць вучуся,
Вы прабачце, людзі, мо дзе памылюся.
Настаўнік: Так, дзеці, мы толькі нядаўна пачалі вывучаць нашу беларускую мову, але ж пэўныя веды ў нас ужо ёсць.Сёння мы правядзём інтэлектуальны марафон. Паглядзім, хто лепш ведае беларускія народныя казкі, прыкметы, прымаўкі, загадкі.
У марафоне ў нас удзельнічаюць дзве каманды: ПРАМЕНЬЧЫКІ і СВЕТЛЯЧКІ, а вучні 2”А” будуць гледачамі - балельшчыкамі.
Конкурсная праграма
1.”НАРОДНЫЯ ПРЫКМЕТЫ”
З ” рассыпаных” частак трэба скласці народныя прыкметы.
Народныя прыкметы
Зіма без снегу - не быць хлебу.
Калі зімой цёпла,летам холадна будзе.
Які снег у лютым,столькі травы ўлетку.
Студзень пагодны-год будзе плодны.
Мала зорак на небе - на непагадзь.
Лес шуміць – чакай адлігі.
Зіма снежная – лета дажджлівае.
Якая зіма,такое і лета.
У лютым дажджы – мокрыя вясна і лета.
Студзень мяце – ліпень залье.
У студзені маразы – на полі ўраджай.
Ясны крутарогі месяц – на сцюжу.
2. “ КОНКУРС ЗАГАДАК”
Каманды па чарзе адгадваюць загадкі.
Конкурс загадак
1. Вадкае,а не вада, белае, а не снег. (Малако.)
2. Прыйшла чорна маці, усіх паклала спаці. (Ноч.)
3. Кругленька, залаценька – усяму свету міленька. (Сонца.)
4. Што размаўляе на ўсіх мовах? (Рэха.)
5. Ішоў даўгавяз, у сырую зямлю ўвяз. (Дождж.)
6. Белы,як снег, салодкі, як мёд. (Цукар.)
7. Паўзун паўзе і іголкі вязе. (Вожык.)
8. Без рук, без сякеры зроблена хата і дзверы. (Гняздо.)
9. Ва ўсіх дзетак адзенне з манетак. (Рыба.)
10. Па гарам, па далам ходзіць шуба і каптан. (Авечка.)
11. Хто грызе, дробна жуе, сама не глытае? (Піла.)
12. Што ў вадзе родзіцца і ў вадзе расходзіцца? (Соль.)
13. Што гэта за вочы : адно свеціць удзень, а другое ўночы?
14. Усіх нас корміць, а сама есці не просіць. (Зямля.)
15. Рук многа, а нага адна. (Дрэва.)
16. На гару бягом , а з гары кувырком. (Заяц.)
17. Не доктар, а дрэвы лечыць. (Дзяцел.)
– Загадак наш народ стварыў так многа, што іх і на цэлы дзень хапіла б. Але ў нас яшчэ ёсць іншыя заданні.
3. .ВЫКАНАННЕ БЕЛАРУСКАЙ НАРОДНАЙ ПЕСНІ.
4. КОНКУРС “СЛОВЫ-ХІТРУНЫ”
Знайсці, якія словы “схаваліся” ў словах.
Словы – хітруны
карагод парасон
пенал салата
смак пірог
дрот пясок
цікава клубок
парася малако
карысна кароўка
(У гэты час з балельшчыкамі адгадваем загадкі.)
Загадкі
1. Невялікі, рыжаваты, а хвост доўгі і калматы, на дрэве жыве і шышкі грызе. (Вавёрка.)
2. Удзень аддыхае, а ўночы лятае. (Сава.)
3. Ляжыць пад ганкам, хвост абаранкам. (Сабака.)
4. Калматы,вусаты, есці пачынае,песенькі спявае. (Кот.)
5. Семсот муляроў збудавалі дом без вуглоў. (Пчолы.)
6. У адным доме сотні жыхароў, а сям’я адна. (Вулей.)
7. Усіх я ў пору буджу, хоць часоў не ваджу. (Певень.)
8. Без рук,без галавы, а маляваць умее. (Мароз.)
9. Ляціць, а не птушка, вые, а не звер. (Вецер.)
10. Ляцяць птушкі без крыл, а садзяцца без ног. (Снег.)
11. Стаяць слупы бялёныя, на іх шапкі зялёныя. (Бярозы.)
12. Стаіць у лазе на адной назе. (Грыб.)
13. Не агонь, а пячэцца. (Крапіва.)
14. Хто забачыць, той заплачыць. (Цыбуля.)
15. Ляжыць сярод градкі зялёны і гладкі. (Агурок.)
16. Сядзіць царыца ў цямніцы, а каса на вуліцы. (Морква.)
17. Румяны Піліп да палкі прыліп. (Яблык.)
18. Уся дарожка ўсыпана гарошкам. (Зоркі.)
19. Як тая рэч завецца, што цэлы год лічыць і не саб’ецца? (Каляндар.)
5. КОНКУРС “ У СВЕЦЕ КАЗАК”
Настаўнік чытае ўрыўкі з казак,
а вучні адказваюць, з якой гэта казкі.
У свеце казак
1. Гэй, каза, збірай манаткі,
Уцякай хутчэй ты з хаткі,
Бо вунь дзед ідзе, ён касу нясе! (“Каза-манюка”)
2. Кар-кар! Кра-кра! Гэй-гэй!
Я – паўночны салавей! (“Ганарыстая варона”)
3. Дык вось, каточак, мой галубочак, хлеб ёсць, соль ёсць – капусты няма. (“Каток – залаты лабок”)
4. З таго часу больш і не сябруюць сабакі з ваўкамі.
(“Сабака і воўк”)
5. А спевакі засталіся ў той хаце, жывуць-пажываюць і бяды-ліха не знаюць. (“Музыкі”)
6. Дык вось, каму слава, таму і булкі. А вы, гультаі, ідзіце прэч адгэтуль. Ко-ко-ко! Дзеткі, бяжыце сюды хутчэй! (“Пшанічны каласок”)
7. Карова, карова, дай масла! Пеўнік ляжыць і не дыхае, бобінкай падавіўся. (“Як курачка пеўніка ратавала”)
8. Аднаго разу мужык пайшоў у лес, высек з алешыны палена, прынёс дахаты і кажа жонцы: ”На,калышы”. (“Піліпка-сынок”)
9. З таго часу заяц ніколі не кпіў з крывых ног вожыка.
(“Заяц і вожык”)
10. Тылі-тылі, скрыпіца, тут сядзела лісіца,
А ў лісіцы новы двор, сем дачушак на выбор,
Восьмы пеўнік, гэта мой. (“Коцік, пеўнік і лісіца”)
6.ІНСЦЭНІРОЎКА КАЗКІ “КОЦІК ПЕТРЫК І МЫШКА”
7.КОНКУРС “ПРАДОЎЖЫ ПРЫКАЗКУ”
- Свае назіранні за жыццём, свае мудрыя парады народ выказаў у прыказках. Яны кароценькія, але вельмі мудрыя.
Камандам раздаюцца карткі,
на якіх запісаны пачатак прыказак.
Задача: прадоўжыць прыказку.
Прыказкі
Чалавек без працы, што птушка без крылаў.
Грэе не шуба, а праца.
Добра працуем – павагу маем.
Бацькоў слухаць – гора не знаць.
Слязьмі гору не паможаш.
Якая справа – такая і слава.
Найсмачнейшы хлеб ад сваёй працы.
Хто працуе, той не сумуе.
Дыму без агню не бывае .
Адклад не ідзе на лад.
(У гэты час з балельшчыкамі праводзіцца гульня”Наадварот”.)
Гульня ,,Наадварот”
дзень – ноч высока - нізка
ранак – вечар сумна – весела
зіма – лета згубіў – знайшоў
чысты – брудны цяжка - лёгка
мяккі – цвёрды шырокі - вузкі
ідзе – стаіць цёмна - светла
купіў – прадаў справа – злева
8.НАРОДНАЯ ГУЛЬНЯ “МІХАСІК”
Гульня,,Міхасік”
Ты, Міхасік, не зявай,
Хутка лапці абувай.
9.”КОНКУРС СКОРАГАВОРАК”
Кожная каманда атрымлівае скорагаворку.
Удзельнікі “ланцужком”яе вымаўляюць.
Перамагае каманда, якая зробіць гэта хутчэй.
Скорагаворкі
Жвавы вожык жыва жуку пашыў кажух.
Ткач ткаў тканіну хутка – выткаў хустку.
Загадкі-жарты
1. За чым ядуць? (За сталом.)
2. Што стаіць пасярод зямлі? (літара М)
3. Пад які куст заяц садзіцца, калі ідзе дождж? (Пад мокры.)
4. Які год цягнецца адзін дзень? (Новы год.)
5. Што гарыць без агню? (Сонца.)
6. Хто ляціць без крылаў? (Вецер.)
7. Што можна бачыць з закрытымі вачамі? (Сон.)
8. Якое імя расце ў жыце? (Васілёк.)
9. Што без вады плавае? (Воблака.)
10. Што без ног ідзе? (Дождж.)
Падвядзенне вынікаў, узнагароджанне пераможцаў
Заключнае слова
Каб белы свет не здаўся вузкім,
Каб годна жыць паміж людзей,
Любіце мову беларуску,
Любіце з кожным днём мацней.
Яна – жыцця першааснова,
Яна стагоддзяў зорны дым.
Калі забудзем, згубім мову,
Што скажам праўнукам сваім.
Рэфлексія
Праздник "Хлеб – всему голова"
Учитель: Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, спеть песни о хлебе. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.
Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.
1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Все дети: уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
3. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!
Учитель: О хлебе сложено много песен.
Песня “Зернышко”, муз. Чичкова.
Учитель: А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.
1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно.
3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Песня “Хлеборобы”.
Учитель: Дети, расскажите, как из зерна получают хлеб.
Дети: Зерна мелют на мельнице в муку, ее везут на хлебозавод, на пекарни. Там выпекают хлеб, булки, калачи. Все это мы покупаем в магазине.
Учитель: Дети, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки нашего пекаря. Здесь и каравай , булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, дети, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: Много снега – много хлеба.
Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Учитель: Теперь отгадайте загадки:
1. Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.
2. В долг зерно возьмет, каравай вернет.
3. Он идет – волну сечет, из трубы зерно течет.
Учитель: Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны. Наступает праздник урожая.
Звучит музыка.
В зал въезжает детская педальная машина, в ней сидит мальчик в костюме каравая.
Инсценировка стихотворения
Т. Коломиец “Праздник каравая”.
Учитель: К первоклашкам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим,
Все на свете угостим.
Вкруг вставай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!
Каравай:
(Вылезает из машины и становится в середину круга,
который образуют дети.)
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Входит пекарь, становится рядом с караваем.
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Выходит хлебопашец в национальном костюме.
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Выходит рабочий (в комбинезоне),
становится рядом с хлебопашцем.
Пекарь: Слава урожаю в зернах!
Мельник: Слава караваю на столах!
Хлебопашец: Слава, слава дружным рукам!
Рабочий: Слава, слава труженикам!
Все дети выстраиваются полукругом.
Выходят мальчик и девочка в национальных костюмах.
Девочка: Человек привык трудиться. Люди пашут, сеют, жнут!
Мальчик: В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд!
Песня “Без труда не проживешь”, муз. Агафонникова.
Учитель: У народа есть слова: “Хлеб – всей жизни голова!” Что можно приготовить из хлеба?
Дорогие гости! Вы, наверное, посмотрели нашу выставку – выпечку из хлеба, приготовленную детьми и родителями. Об этом они сейчас сами вам расскажут.
Девочка: Мы хотим угостить гостей этими изделиями.
Дети в костюмах раздают угощения.
Учитель: На этом наш праздник заканчивается. Благодарим всех, кто пришел к нам сегодня в гости.
Звучит музыка. Дети выходят из зала.
Нами будет Родина гордиться
(Классный час, посвящённый Дню защитников Отечества)
Цель: формировать у учащихся потребности и желания стать
достойными защитниками своего Отечества;
развивать духовно-нравственные отношения между
детьми, творческие способности школьников;
содействовать воспитанию патриотизма
Ход мероприятия
Учитель.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Зима нам дарит звонкий праздник
Какой же праздник, детвора?
- Добрый день, ребята! Наша встреча проходит накануне праздника — Дня защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Сегодня мы поздравляем наших мальчиков. Они пока еще маленькие, но, когда подрастут, с честью будут защищать нашу Родину.
Выходят ученицы и читают стихотворение.
1 -я ученица.
Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлем свои.
Для поздравленья есть причины:
Ура — защитникам страны!
2-я ученица.
Знаем мы, что вы достойны
Звания мужского — воин.
Для мужчины — дело чести
Защищать свое Отечество.
3-я ученица.
А мы под вашею защитой
Вполне спокойно можем жить,
Пока мы верим в ваши силы.
Нам будет нечего тужить.
4-я ученица.
Мы пожелаем вам навек:
Чтоб в жизни не робелось,
Пусть будет с вами навсегда
Мальчишеская смелость.
5-я ученица.
И все преграды на пути
Преодолеть вам дружно,
Но вот сначала подрасти
И повзрослеть вам нужно
6-я ученица.
Послушайте, мальчишки, нас,
Примите поздравленья!
Мы знаем, в этот день у вас —
Второй ваш день рожденья.
7-я ученица.
Мы мальчишек поздравляем
И здоровья им желаем.
Чтоб росли большими
И отличниками были.
Все ученицы (вместе). Дорогие мальчики! Поздравляем вас с праздником. Желаем вам крепкого здоровья, хорошего настроения, счастливого полета в космос за знаниями, крепкой дружбы на долгие годы, не ссориться с девчонками никогда.
Учитель.
Где песня льется,
Там легче живется.
Запевайте песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную.
Девочки поют частушки.
1-я ученица.
Запевай, моя подружка,
Подпою тебе и я.
Мы с веселою частушкой
Неразлучные друзья.
2-я ученица.
Весело гармонь играет.
Эх, у нас и коллектив!
В нашем классе от мальчишек
Прямо глаз не отвести!
3-я ученица.
В февральский день, в морозный день,
Все праздник отмечают.
Девчонки в этот славный день
Мальчишек поздравляют.
4-я ученица.
Учиться только лишь на "10"
Мы вам будем помогать.
Только, чур, не задаваться,
С нами никогда не драться.
5-я ученица.
Богатырского здоровья
Вам хотим мы пожелать.
Лучше всех на лыжах бегать
И в футбол всех обыграть!
6-я ученица.
Пусть удача будет с вами,
Только вы дружите с нами.
Нам во всем вы помогайте,
От хулиганов защищайте.
7-я ученица.
В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!
Учитель. Наверное, все мальчики мечтают стать солдатами. Пусть наши девочки немного отдохнут, пока ребята будут читать стихотворение.
Мальчики читают отрывок из стихотворения
Л. Рашковского "Я хачу салдатам стаць".
1 -й ученик.
Як i мой калісці тата,
Стаць i я хачу салдатам
I Айчыне даць прысягу
На адданасць i адвагу.
2-й ученик.
Я хачу салдатам стаць,
Каб спакойна будаваць
Тата мог дамы, заводы
I каб мірна жыць заусёды.
Учитель. А теперь ребята прочитают стихотворение Эдуарда Успенского "Если был бы я девчонкой".
3-й ученик.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
4-й ученик.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
5-й ученик.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
6-й ученик.
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
7-й ученик.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
8-й ученик.
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог
9-й ученик.
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок!
Учитель. Ребята, а сейчас я объявляю музыкальную паузу.
Все мальчики исполняют песню
"Мы пока что лишь ребята..."
(слова В. Малковой, музыка Ю. Чечковой)
Мы пока что лишь ребята,
А шагаем как солдаты.
Припев:
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить.
Я танкистом смелым буду,
Проведу свой танк повсюду.
Припев.
Я своей ракетой грозной
Цель достану в небе звездном.
Припев.
Я, ребята, непременно
Буду летчиком военным.
Припев.
Я бесстрашным капитаном
Поплыву по океанам.
Припев.
Я хочу быть офицером,
Чтоб ходить в атаку первым.
Припев (2 раза).
Учитель.
Вы послушайте, мальчишки.
Наша песня весела —
Ни в одной ученой книжке
Не найдете никогда.
Девочки исполняют песню "Как же нам не веселиться"
на мотив песни "Сосед".
1-я ученица.
Как же нам не веселиться.
В этот праздник не шутить?
Будем дружно мы стараться,
Чтобы вас развеселить.
2-я ученица.
Долго думали, гадали,
Чем же нам поздравить вас,
Только думать мы устали,
Спеть решили в этот раз.
3-я ученица.
Как же нам не веселиться,
В этот праздник не шутить?
Будем дружно мы стараться,
Чтобы вас развеселить.
Учитель. Ребята, чтобы стать настоящим защитником Отечества, нужно быть не только сильным, ловким и мужественным, но и умным. Сейчас мы проверим вашу сообразительность.
Викторина "Умный боец везде молодец"
Побеждает в викторине ученик, который даст наибольшее количество правильных ответов.
-
Защитник Отечества.(Солдат, воин.)
-
Торжественное прохождение войск. (Парад.)
-
Воздушный флот. (Авиация.)
-
Ответ на пароль. (Отзыв.)
-
Летний головной убор солдата. (Пилотка.)
-
Это есть у фотоаппарата и автомата. (Затвор.)
-
Род войск, действующих в пешем строю. (Пехота.)
-
Крупное соединение военно-морских судов. (Флот.)
-
Название этого оружия начинается нотой. (Револьвер, миномет.)
-
Лодка на корабле. (Шлюпка.)
-
Повар на корабле. (Кок.)
-
Сигнал бедствия. (SOS.)
-
Комната на корабле. (Каюта.)
-
Окно на корабле. (Иллюминатор.)
Учитель. Настоящий боец должен уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в походных условиях. Итоги викторины покажут, сможете ли вы это сделать при необходимости.
Викторина "Медбрат"
Побеждает в викторине ученик, который даст наибольшее количество правильных ответов.
-
Как называется лечение болезней растениями? (Фитотерапия.)
-
Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник.)
-
Гриб черного цвета в виде нароста на стволе березы, который применяется для повышения защитных сил организма? (Чага.)
-
Листья каких растений можно заваривать вместо чая при простуде? (Земляники, малины, брусники.)
-
Какое растение, как гласит пословица, лечит от семи недугов? (Лук.)
-
Что нужно делать при солнечном ударе? (Переместить пострадавшего в тень; расстегнуть одежду и уложить его; протереть кожу влажной салфеткой; к голове и на область сердца приложить холодные компрессы; дать прохладное питье.)
Учитель. А сейчас мы проведем конкурсы, чтобы узнать, кто из вас самый лучший пловец, самый галантный и самый догадливый.
I конкурс "Лучший пловец"
Учитель. К сожалению, водоема поблизости нет, но мы все равно проверим, кто из наших мальчиков смог бы преодолеть любую водную преграду вплавь. Хороший пловец должен обладать хорошо развитыми легкими, поэтому ученик, который первым надует воздушный шарик так, чтобы он лопнул, и будет назван победителем.
Учитель раздает ребятам воздушные шарики и проводит конкурс.
II конкурс "Галантный кавалер"
Учитель. Ребята, не секрет, что девочкам, вашим мамам и бабушкам нравятся воспитанные и вежливые мальчики. Сейчас мы проверим, кто из вас самый галантный.
Участники по очереди делают шаг вперед и произносят ласковые слова (красивая, любимая, умная, дорогая, милая, ласковая, нежная, заботливая, необыкновенная, чуткая, скромная, родная, мудрая). В конкурсе побеждает мальчик, назвавший наибольшее количество ласковых слов.
III конкурс "Пойми меня"
Учитель. Мальчики, назовите песни по их описаниям.
-
Песня об использовании улыбки в качестве электричества. ("Улыбка".)
-
Песенка зверька, которого знает каждая дворняжка. ("Песенка Чебурашки".)
3. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 9—11 лет.
("Чему учат в школе".)
-
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. ("Если долго-долго-долго".)
-
Песенка о содержимом головы маленького медвежонка.
("Песенка Винни-Пуха".)
-
Песня о празднике, который бывает раз в году. ("День рожденья".)
-
Песенка о деревянном человечке. ("Буратино".)
В конкурсе побеждает мальчик, который назовет наибольшее количество песен
IV конкурс "С миру по нотке"
Учитель. Ребята, вспомните слова, в состав которых входят названия нот.
Каждый ученик на отдельном листе бумаги записывает слова (дом, домино, дорога, долото, река, революция, ребус, мимоза, мир, мимика, фара, фартук, фамилия, фасоль, лягушка, лямка, синица, сирень, помидор, осина и т. д.). Побеждает в конкурсе мальчик, записавший наибольшее количество слов.
После проведения викторин и конкурсов подводятся их итоги, победители получают подарки.
Всем мальчикам вручаются поздравительные открытки
Все ученицы (вместе). Дорогие мальчики! Желаем вам успехов в учебе, счастья, добра, чистого и мирного неба над головой. Растите сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными. Помните о высоком призвании мужчин!
Учитель.
Защита нужна очень многим:
Всем слабым и всем одиноким,
Какое бы ни было званье,
Защитник — мужское призванье!
С Днем Армии вас поздравляем,
Успехов, здоровья желаем.
Пусть зреют в вас мужество, сила,
Быть сильным и умным - красиво!
Подведение итогов, рефлексия
Свята “Нам засталася спадчына”
Мэта: далучаць дзяцей да духоўных скарбаў свайго народа,
фарміраваць цікавасць і павагу да роднага слова;
развіваць пазнавальную актыўнасць вучняў, творчыя здольнасці;
выхоўваць моўнае чуццё і ўвагу да слова,
прывіваць любоў да роднага краю.
Ход мерапрыемства
Вядучы: Усiх да нас мы запрашаем
I сардэчна ўсiх вiтаем—
I дарослых i дзяцей,
I шаноўных усiх гасцей.
Неба чыстае i глыбокае
I бярозавы цiхi гай.
Беларусь мая сiнявокая,
Беларусь мая — родны край!
У густых садах ты красуешся,
Сiлай поўная маладой.
У агнях уся ярка свецiшся,
Разлiваешся збажыной.
Славай слаўная ты былiннаю,
Залатою сваёю красой,
Майскай песняю салаўiнаю
I вясёлкамi над ракой.
Вядучы: Дарагiя сябры! Сення мы павядзём размову аб самым галоўным, самым каштоўным — аб нашай Бацькаўшчыне.
Рака пачынаецца з ручаiн. Дрэва мае каранi, а чалавечая годнасць i вартасць нараджаюцца з глыбокай адданасцi сваёй Радзiме, з пашаны да яе спадчыны, з ведання сваёй гiсторыi, з любовi да матчынай мовы.
Дала мне мацi гэту мову,
Каб не нямым прыйшоў у свет.
Дала мне мацi гэту мову
Як спадчыну i запавет.
З такою моваю не сорам
I да суседзяў — хоць на Марс.
З любым народам мы гаворым,
I людзi разумеюць нас.
Родная мова, лагодная мова,
Мова Купалы i мова Брыля.
Ты — беларускай культуры аснова,
Мова Радзiмы i мова мая.
Мова, якую шануюць i любяць,
Мова, якая застанецца жыць.
Хай яна самай жаданаю будзе,
Хай яна шчыраю песняй гучыць.
(Гучыць песня)
Вядучы: Любiць i шанаваць родную мову — гэта мала. Трэба ведаць i вывучаць культуру Беларусi, яе святы, традыцыi, фальклор. Фальклор — аснова ўсёй беларускай культуры. I сёння мы з вамi ўспомнiм беларускае народнае свята «Калядкi».
(Выходзiць гаспадыня, за ёй выскоквае Каза з Гандляром.)
Гаспадыня (да Казы):
Бегла белая козачка,
Бегла берагам козытка,
Рожкi казытунчыкi,
Ножкi тапатунчыкi.
(Каза iдзе па крузе, падскоквае)
Гаспадыня: Дзе рожкi дзела?
Каза: На соль праела.
Гаспадыня: Лезь, каза, на печ.
Пакажы на чапец.
(Каза дастае чапец, прымярае яго.)
Гаспадыня: Лезь, каза, на пол,
Пакажы хахол.
(Каза хапае за чуб сябе i скача, потым iдзе па крузе.)
Каза: Дзе каза ходзiць, там жыта родзiць,
Дзе каза рогам, там жыта стогам,
Дзе каза нагой, там жыта капой.
Дзе каза хвастом, там жыта кустом.
Гаспадыня: Вось дык каза! Прадайце ж вы мне яе.
Гандляр: А колькi грошай заплацiце?
Гаспадыня: Аддай казу так!
Гандляр: Дай хоць пятак!
(Гаспадыня дае грошы, бярэ казу, але тая не хоча iсцi, упiраецца, брыкаецца. Гандляр б'е яе лазовым кiем, а каза—брык i ляжыць «мёртвая». Падбягае доктар, пырскае на яе «жывой» вадой, каза «ажывае», скача, потым iдзе да дзяцей.)
Каза (для дзяцей): А вы паваражыць хацелi б? Ну, давайце паварожым на саломiнках.
(Выклiкае з залы 6 чалавек).
— Цягнiце!
(Каза трымае ў руцэ саломiнкi, якiя маюць розную даўжыню,
але гледачам яны здаюцца аднолькавымi.)
Каза: Ну, хто доўгую выцягнуў? Хто кароткую?
(Дзецi адказваюць.)
Каза (гарэзлiва): Хто выцягнуў самую доўгую саломiнку, той будзе вучыцца на «дзесяць», а той, хто самую кароткую, — на «дзевяць». Да сустрэчы!
(Каза ўцякае.)
Вядучы: Гумар i жарт—адметная рыса беларускага народа. I жартоўныя песнi вельмi любяць беларусы.
(Жартоўная песня… )
Вядучы: Беларускiя пасядзелкi… З глыбокай даўнiны прыйшоў да нас гэты народны звычай — беларускiя пасядзелкi. Доўгiмi зiмнiмi вечарамi збiралiся жонкi, мужыкi, сялянская моладзь для рукадзелля i пражы, а больш для забаў i песень.
На пасядзелкi мы прыйшлi,
Дарагiя дзевачкi.
Гарманiст у нас прыгожы,
Грае вам прыпевачкi.
Мы прыпеўкi вам спяваем,
Каб смяялiся ўвесь час.
Калi мы вам да спадобы,
Запрашайце ўсiх да вас.
Цi я ў мамкi не дачка,
Цi я не дачушка,
Хоць малая я расточкам,
Але ж весялушка.
У гародзе на лясе
Вырасла пятрушка.
Мяне вельмi хлопцы любяць,
Бо я весялушка!
Ой, пiнжак, мой пiнжак,
Парваныя плечы.
Чым такая вечарынка
Лепш сядзець на печы.
Дзяўчынка чарнаброва
Паехала ў лес па дровы,
Зачапiлася за пень,
Прастаяла цэлы дзень.
Мы прапелi вам частушкi,
Вы скажыце ад душы
Харашы нашы частушкi,
Чым жа мы не харашы!
Вядучы: …Усiх нас гадуюць матчыны казкi.
Яны вучаць родную мову любiць,
З няпраўдай змагацца, а з праўдай дружыць
I аб неабсяжным i сонечным марыць.
— Сапраўды, з самых малых год, казка iшла i жыла побач з намi. Яна захапляла нас святлом незвычайнага, неверагоднага, фантастычнага.
— Мы любiм казкi за тое, што ў iх заўсёды дабро перамагае над злом, мудрыя, мужныя, знаходлiвыя людзi перамагаюць несумленных, нядобрых, лiхiх. Казкi сеюць зерне мудрасцi.
— Давайце паклiчам да нас герояў казкi ….
(Інсцэніроўка казкі.)
Вядучы: Чытайце казкi, бо няма
У iх хлуснi нiколькi,
Чытайце казкi, бо яны
Нясуць нам радасць толькi,
Святлом i шчырасцю заўжды
Напоўняць нашы сэрцы.
Чытайце казкi i ў дабро
Заўсёды, дзецi, верце.
— А зараз мы даведаемся, як добра вы ведаеце казкi, i правядзем вiктарыну.
1. Гэй, каза, збірай манаткі,
Уцякай хутчэй ты з хаткі,
Бо вунь дзед ідзе, ён касу нясе! (“Каза-манюка”)
2. Кар-кар! Кра-кра! Гэй-гэй!
Я – паўночны салавей! (“Ганарыстая варона”)
3. Дык вось, каточак, мой галубочак, хлеб ёсць, соль ёсць – капусты няма. (“Каток – залаты лабок”)
4. З таго часу больш і не сябруюць сабакі з ваўкамі.
(“Сабака і воўк”)
5. А спевакі засталіся ў той хаце, жывуць-пажываюць і бяды-ліха не знаюць. (“Музыкі”)
6. Дык вось, каму слава, таму і булкі. А вы, гультаі, ідзіце прэч адгэтуль. Ко-ко-ко! Дзеткі, бяжыце сюды хутчэй!
(“Пшанічны каласок”)
7. Карова, карова, дай масла! Пеўнік ляжыць і не дыхае, бобінкай падавіўся. (“Як курачка пеўніка ратавала”)
Вядучы: Час настаў нам паказаць,
Як умеем танцаваць.
(Танец «Бульба-полька»)
Вядучы: Пасля танца няхай песня
Добрай хваляй к нам нясецца.
(Гучыць песня)
Вядучы: Колькi вас усiх тут ёсць,
Кожнаму дам па зярнятку,
Кожны дарагi мой госць
Хай паслухае загадку.
1. Нос вусаты, лоб паласаты,
хвосцiк пушысты, сам кiпцюрысты. (Кот.)
2. У лазню iдзе чорным, выходзiць чырвоным. (Рак.)
3. Дзяўчынка кветку ўзяць хацела,
А кветка—пырх i паляцела.
Завецца як жа кветка тая,
Што крылцы мае i лятае? (Матылёк.)
4. Круглы, як мяч, салодкi, як мёд,
зверху зялёны, а ўнутры чырвоны. (Кавун.)
5. На лузе браточкi з адной сямейкi:
залатыя вочкi, беленькiя вейкi. (Рамонкi.)
6. Маленькi сам, нос доўгi, колкi,
танчэй, вастрэй любой iголкi.
Пакуль ляцеў — усё крычаў,
а толькi сеў — i замаўчаў. (Камар.)
7. Я расту не на ствале,
я заўсёды на стале.
Мяне ўкусiш, небарача,
дык адразу i заплачаш. (Цыбуля.)
(Выходзяць вучні, чытаюць вершы.)
Кажуць, ёсць краiны-цуды,
Дзе зусiм няма зiмы.
Мы ж не рвёмся анiкуды,
Любiм свой куточак мы.
Куды нi глянь—лясы шумяць,
Цвiце над полем гай,
А поле—вокам не абняць,
I гэта ўсё мой край!
Пшанiца, жыта на палях,
Усюды ўраджай,
Стагi, як горы на лугах,
I гэта ўсё мой край!
Жыве, працуе наш народ
Цi ў снежань, цi ў май.
I харашэе з года у год
Мой родны, вольны край!
Вядучы: Надыходзiць сумны час—
Нам пара растацца,
Але просiм шчыра вас
Нас не забывацца.
Вучыцеся добра вы
I не сумуйце,
I родную мову
Сваю вы шануйце.
Цi ўсё ў нас добра атрымалася?
Як вам, госцi, спадабалася?
I шкада, а ўсё ж бывайце:
Матулiнай мовы не забывайце!
ЛИТЕРАТУРА:
-
Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Воспитываем патриотов. – Мозырь, 2007
-
Бурда С.І . Жыццё і песні непадзельны. – Мозырь, 2003
-
Буткевич В.В., Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Люби и знай родной край. – Минск, 2009
-
Гурскі А.І. Беларускія народныя загадкі. – Минск, 1972
-
Ермакова З.І. Беларускія гульні. - Минск, 1987
-
Канус М.І., Пыймак Ж.Н. Гучы, роднае слова. - Минск, 1994
-
Паўлоўская В.І. Мова: цікава і займальна. - Минск, 1989
-
Сторажава Н.А. Мова мая і твая. - Минск, 1993
ПРИЛОЖЕНИЯ
Произведения – участники
районного литературного конкурса,
посвящённого Году родной земли
2009/2010 учебный год
МОЙ РАССКАЗ
Могу сегодня рассказать я,
Родной Землей что назову.
Не нужно долго сочинять мне,
Ведь с ЭТИМ я всегда живу.
Рассказ начну, пожалуй, с мамы,
Что будит в школу по утрам.
Как трудно говорить стихами -
Поможет мама тут и там.
А вот я в классе на уроке.
Задач с вопросами не счесть.
Ответ проверит
мой учитель строгий
И просит вновь
условие прочесть.
Зачем, не знаю, но друга Пашу
Я тоже здесь упомяну.
Однажды, может, он услышит,
Как я скучаю и очень жду.
Мы с папой яблони сажали.
Теперь весной увижу я,
Как белым цветом у окошка
Распустится моя Земля.
Матюк Кирилл (3-е место)
НАША СТОРОНА
Я утром просыпаюсь,
И смотрю в окно.
Я сразу улыбаюсь,
И на душе тепло...
Красивей нет планеты,
Чем наша сторона.
И пишут все поэты -
Она у нас одна.
У нас поля с лугами,
Озер не сосчитать.
Сады, цветы с грибами.
Такая благодать!
А кто страны не знает,
Я сразу улыбнусь
И гордо всем отвечу:
Ведь это - Беларусь!
Сковородко Ксения
Моя Родина. Мои Миоры
У каждого человека есть место, где он родился, и которое он всегда будет помнить и любить. Для меня это маленький городок Миоры, в котором 7 лет назад белоснежной зимой родилась я. Но не только город, а вся Беларусь – это моя Родина, но которой появились мои мама и папа, бабушка и дедушка. Кристальные озёра, голубые реки, сказочные леса, зелёные поляны – всё это такое красивое, что хочется влюбиться в белорусскую природу раз и навсегда.
В каких бы местах я ни бывала, где бы ни отдыхала, куда бы за границу я ни ездила, в моей душе и памяти навсегда останутся те маленькие дома, зелёные парки и аллеи, озеро, речушка и всё то, что окружало меня от самого рождения в моих родных и любимых Миорах.
Ажель Ксения
Стихи – участники
районного поэтического конкурса
«Моя семья»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает милый дом,
Где ждут меня всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
У мамочки моей душа как море,
В ней доброты не измерима глубина.
Всегда вместе с нами – в радости и в горе,
Путь нам освещает, будто солнце и луна!
А папа мой заботливый и нежный,
Сколько в нём задора, доброты!
Я знаю, он всегда меня поддержит
Среди обмана, зла и суеты.
Мой старший брат – во всём опора,
Всегда подставит он своё плечо.
Он для меня свернёт любые горы,
Ему все ветры нипочём.
Сестричка младшая для нас любимец,
Её весёлым смехом всегда наполнен дом.
Поднять любому настроение – она большой умелец
Шалим, смеёмся и играем, и даже спим вдвоём.
Дедушка нам даёт наставленья,
Он учит нас, как надо жить.
Дедушка мой, без сомненья,
Дал мудрости нам незримую нить.
У бабушки были мягкие, тёплые руки
Нежно грели всех нас в холода.
Но не позволю себе больше скуки –
Ведь бабушка в сердце моём навсегда!
Такая у меня семья – и это чудо,
Мы будем вместе все в любые времена.
Я благодарна небу вечно буду
За то, что в ней я рождена!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Масленик Лада (1-е место)
Моя любимая семья –
Мама, папа, Лера, я.
Все мы очень дружные,
Все друг другу нужные.
Папа – мастер на все руки,
Мама – мастерица,
А сестричка Лерочка –
Озорная девочка.
Очень любит пошалить,
Поиграть и пошутить.
Жить нам вместе хорошо,
Все довольны, вот и всё.
Шук Анастасия
У меня большая семья –
Мама, папа, братик, сестричка и я.
Мы любим природу
В хорошую погоду,
Веселиться, играть,
Петь и танцевать.
Есть котёнок у меня,
Его любит вся родня.
Его зовут Тимошка,
Он маленький немножко.
Братишка ходит в детский сад,
В саду играть он очень рад.
Везде и всюду, каждый раз
Семейка наша – просто класс!
Воронько Елена
Папа, мама, их сын – я –
Наша дружная семья.
С нами бабушка живёт,
Рукодельницей слывёт.
Также дедушка Игнат,
Рассказать мне сказки рад.
Вместе дружно мы живём,
Словно песенку поём.
Чепулёнок Виктор
Есть у меня любимая семья –
Мама, папа, кошка, я.
Мы любим вместе
Гулять каждый день,
И нам это вместе
Делать не лень.
Мы любим вместе
Играть, веселиться,
Танцевать и резвиться. Воронько Анастасия
Классный час
Хлеб – всему голова
Классный час «Столица Республики Беларусь»
Информационный час
«Государственные символы Беларуси»
Інтэлектуальны марафон
З любоўю да роднага слова
Падарожжа ў краіну казак
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… 1
Взгляд на патриотическое воспитание…………………………... 3
Особенности патриотического воспитания младших школьников...........………………………………………………… 6
Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания……… 9
План мероприятий по воспитанию патриотизма……………… 11
Тематика классных часов……………………………………….. 14
Тематика бесед и лекций с родителями учащихся………….… 16
Формы и методы гражданско-патриотического воспитания… 18
Разработки мероприятий:
-
Информационный час «Государственные символы Республики Беларусь»……………………………………… . 25
-
Інтэлектуальны марафон “З любоўю да роднага слова”…………………………………………………………… 28
-
Праздник "Хлеб – всему голова"…………………………..34
-
Праздник ” Нами будет Родина гордиться ”………….. 38
-
Свята ”Нам засталася спадчына ”……………………... 47
Приложения:
-
Творчество моих учеников………………………………… 55
-
Фотовернисаж…………………………………….………… 60
страница 1 | страница 2 страница 3
|