Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ОТЧЁТ

ГУО «Академия последипломного образования»

о выполнении Плана Министерства образования

Республики Беларусь по совершенствованию организации образовательного процесса по иностранным языкам на уровнях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на 2010-1015 годы

(сентябрь-декабрь 2011 года)

III. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранным языкам
п. 20. Участие в международных сетевых проектах

1. Республиканский семинар, совместный с Центральным управлением по делам школьного образования за рубежом, для учителей немецкого языка «Современные методики подготовки учащихся к сдаче экзамена международного образца «Sprachdiplom»: 27 - 30.03.2011. Внеплановый. Результат: учителя немецкого языка общеобразовательных учреждений, в которых проводится экзамен Международного образца по немецкому языку, научились нормам деятельности в соответствии с различными целевыми установками, исходя из требований к формату экзамена Международного образца по немецкому языку. В качестве референтов работали наши учителя-практики, что очень важно, т.к. способствует имиджу учителя иностранного языка нашей республики. Руководитель проекта – Вернер Либеркнехт (ФРГ).

2. Республиканский семинар, совместный с Институтом им. Гёте в Минске, для учителей немецкого языка-мультипликаторов: 23-26.03.2011. Внеплановый. Результат: учителя немецкого языка участвовали в организации и проведении Work-shop. Организатор — Катарина Ланге, координатор образовательной деятельности учителей немецкого языка в Республике Беларусь.

3. Республиканский семинар, совместный с Центральным управлением по делам школьного образования за рубежом, для учителей немецкого языка «Письменная коммуникация»: 01 - 02.06.2011. Внеплановый.

Результат: учителя немецкого языка общеобразовательных учреждений, в которых проводится экзамен Международного образца по немецкому языку, научились нормам деятельности в соответствии с различными целевыми установками, исходя из требований к формату экзамена Международного образца по немецкому языку. В качестве референтов работали так же и наши учителя-практики. Руководитель проекта – Вернер Либеркнехт (ФРГ).

4. Республиканский семинар учителей французского языка республики, совместный с отделом культуры Посольства Франции в Республике Беларусь. Тема: «Подготовка к экзаменам по французскому языку международного образца DELF-DALF»: 29-31.08.2011. Внеплановый, Результат: в качестве референта работала учитель французского языка ГУО «Гимназия № 75» Буйневич Татьяна Владимировна. Участники получили сертификаты, подтверждающие право подготовки к экзаменам «DELF-DALF».

5. Республиканский семинар учителей французского языка республики, совместный с отделом культуры Посольства Франции в Республике Беларусь. Тема «Изучение социальных и экономических наук на французском языке в учреждении общего среднего образования»: 17-19 октября 2011 года. Внеплановый. Результат: участники получили сертификаты, подтверждающие право подготовки учащихся в овладении социальными и экономическими науками.

6. Республиканский семинар, совместный с Институтом им. Гёте в Минске, для учителей немецкого языка: 03.11.2011. Внеплановый.

Результат: учителя немецкого языка участвовали в студийной деятельности, Work-shop. Руководитель проекта — Дмитрий Клечко, зав. языковым отделом Института им. Гёте в Минске.

7. Республиканский семинар учителей французского языка республики, совместный с отделом культуры Посольства Франции в Республике Беларусь. Тема: «Подготовка учителя французского языка к преподаванию социальных и экономических наук в учреждении общего среднего образования»: 15-18 ноября 2011 года. Внеплановый.

Результат: участники получили сертификаты, подтверждающие право подготовки учащихся в овладении социальными и экономическими науками.

V. Работа с кадрами по совершенствованию педагогического мастерства и языковой компетенции

п. 36. Организация повышения квалификации учителей иностранных языков по запросам учреждений общего среднего образования на их базе

1. По заявкам учреждений общего среднего образования для учителей иностранных языков г. Заславля, г. Осиповичи Могилёвской области, УО «Национальный детский образовательно - оздоровительный лагерь «Зубрёнок» Министерства образования Республики Беларусь, ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска» и ГУО «Гимназия № 36 г. Минска» проведены лекции-беседы по теме «Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку в учреждениях общего среднего образования».

2. По запросам регионов для учителей иностранных языков профессорско-преподавательский состав кафедры лингвистического образования провёл обучающие семинары по теме «Методическое сопровождение педагогической деятельности учителей иностранных языков с использованием информационно-коммуникационных технологий».

3. По вопросам преподавания иностранного языка, реализации положений нормативных документов для учителей иностранных языков, методистов институтов развития образования, администраторов учреждений общего среднего образования проведено 20 групповых и 88 индивидуальных консультаций.



п. 37. Активизация работы методических формирований учителей иностранных языков по освоению новых учебно-методических комплексов и разработке собственных дидактических материалов

В сентябре-декабре проводилось повышение квалификации руководителей методических формирований учителей иностранных языков, учителей немецкого и английского языков гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов, методистов ОИРО и рай(гор)УМК. Участники ПК ознакомились на практике: с применением отечественных УМК по английскому и немецкому языкам, с дополнительными дидактическими разработками учителей английского и немецкого языков в виде электронных средств обучения для интерактивных досок, с возможностью использования ресурсного центра учреждения общего среднего образования (на базе ГУО “Гимназия № 24 г.Минска”, ГУО “Гимназия № 25 г. Минска”, ГУО “Гимназия № 30 г. Минска”).



п. 38. Обеспечение широкого использования современных коммуникативно-ориентированных интерактивных технологий обучения в учреждениях общего среднего образования

1. Ознакомлены с нововведениями в образовательном процессе по иностранному языку 175 специалистов из числа сотрудников отделов образования, департамента качества образования, заместителей директоров по учебной работе гимназий, лицеев.

2. 475 заместителей директора присутствовали на лекциях по теме «Организационно-содержательные аспекты преподавания иностранного языка».

п. 39. Корректировка планов повышения квалификации учителей иностранных языков

1. В содержание базового повышения квалификации включен блок «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности учителя иностранного языка (языковой практикум)».

2. В программах повышения квалификации отражены актуальные вопросы преподавания иностранных языков в учреждениях общего среднего образования в свете новой парадигмы обучения иностранным языкам:

особенности осуществления процесса коммуникативно - ориентированного обучения иноязычному общению;

освоение и внедрение современных образовательных технологий обучения иностранному языку;

использование электронных средств обучения в образовательном процессе по иностранному языку, а также для самообразования и повышения методического мастерства;

осуществление исследовательской деятельности учителя-практика и руководства учебной исследовательской деятельностью учащихся;

реализация нормативных документов.



п. 42. Организация мастер - классов преподавателей МГЛУ, авторов новых отечественных УМК по иностранным языкам

Со слушателями повышения квалификации учителей иностранных языков и методистов ИРО и рай(гор)УМК, руководителями методических объединений учителей иностранных языков и слушателями переподготовки провели мастер-классы автор отечественных УМК по английскому языку Волков А.В., учитель ГУО «Гимназия № 3 г. Борисова» Минской области; Пекурина О.М., учитель английского языка ГУО «Гимназия г. Светлогорска», участница заключительного тура конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2011».

Мастер – класс по теме “Развитие и оценивание устной иноязычной речи обучающихся” провела Мельникова О.О., старший преподаватель факультета международных коммуникаций Минского государственного лингвистического университета.

VII. Работа по повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков

55. Популяризация в СМИ мероприятий по языковому образованию

По итогам республиканского семинара-практикума для методистов ИРО, руководителей районных методических объединений учителей иностранных языков «Особенности оценивания результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку на различных ступенях общего среднего образования» опубликована статья корреспондента «Настаўніцкай газеты» Ольги Дубовской «Адзнака: не пакаранне, а заахвочванне» («Настаўніцкая газета», № 158 от 27.12.2011).



II – ое полугодие 2011 года

Во втором полугодии 2011 года повысили свой профессиональный уровень 419 педагогов.

Количество слушателей повышения квалификации, которые обучались в АПО — 83 педагога.

336 учителей иностранных языков участвовали в обучающих семинарах, педагогических и методических мастерских (межкурсовой период): количество участников республиканских семинаров, которые обучались в АПО — 82 учителя иностранных языков;

количество учителей иностранных языков, которые участвовали в международных сетевых проектах на базе АПО —54 педагога;

количество участников районных семинаров для учителей иностранных языков, организованных по заявкам регионов200 человек.
Итоги работы за 2011 год

В 2011 году в ГУО «Академия последипломного образования» повысили свой профессиональный уровень 789 педагогов:

270 педагогов участвовали в повышении квалификации.

Средний показатель удовлетворённости слушателей качеством повышения квалификации по иностранным языкам — 93,8 %.



519 педагогов являлись активными участниками мероприятий межкурсового периода, из них:

116 педагогов обучались на республиканских семинарах;

203 учителя иностранных языков приняли участие в международных сетевых проектах на базе АПО (на основе партнёрских отношений в области образования с Институтом им. Гёте в Минске, Центральным управлением зарубежных школ в Германии, отделом культуры Посольства Франции в Республике Беларусь);

200 человек участвовали в работе районных семинаров для учителей иностранных языков, организованных по заявкам регионов.

Средний показатель качества проведения межкурсовых мероприятий по иностранным языкам составляет 92,6 %.



Ознакомились с нововведениями в образовательном процессе по иностранному языку 175 специалистов из числа сотрудников отделов образования, департамента качества образования, заместителей директоров по учебной работе гимназий, лицеев.

475 заместителей директора присутствовали на лекциях по теме «Организационно-содержательные аспекты преподавания иностранного языка».

По заявкам учреждений общего среднего образования для учителей иностранных языков г. Заславля, г. Осиповичи Могилёвской области, УО «Национальный детский образовательно - оздоровительный лагерь «Зубрёнок» Министерства образования Республики Беларусь, ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска» и ГУО «Гимназия № 36 г. Минска» проведены лекции-беседы по теме «Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку в учреждениях общего среднего образования». По вопросам преподавания иностранного языка, реализации положений нормативных документов для учителей иностранных языков, методистов институтов развития образования, администраторов учреждений общего среднего образования проведено 20 групповых и 88 индивидуальных консультаций.

Переподготовку на базе ГУО «Академия последипломного образования» проходят 44 слушателя (окончание обучения: апрель 2012).



Отчет регионов о выполнении Плана мероприятий

Министерства образования по совершенствованию

образовательного процесса по иностранным языкам

на уровне общего среднего образования

на 2010-2015 годы

(за II полугодие 2011 года)
ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ





Название мероприятия

Сроки исполнения

Отметка о выполнении

(сентябрь-декабрь 2011)



  1. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранным языкам

10.

Ежегодное проведение семинаров, подготовка и издание сборников научных практико-ориентированных статей по методике преподавания иностранных языков

2011-2015

  1. Проведен выездной семинар для учителей Калинковичского района на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках иностранного языка» (25 учителей) (ноябрь 2011);

  2. Организовано участие методистов, курирующих преподавание иностранных языков, руководителей районных методических объединений, творчески работающих учителей в республиканском семинаре по иностранным языкам на тему «Развитие культуры иноязычного межличностного общения на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности» (45 человек) (ноябрь 2011).

V. Работа с кадрами по совершенствованию педагогического мастерства и языковой компетенции

33.


Изучение и анализ:

потребностей регионов в специалистах со знанием иностранного языка



2010-2015

(Сентябрь 2011) Анализ количественного состава учителей иностранного языка показал следующее:

  1. в Гомельской области в учреждениях общего среднего образования работают 2138 учителей иностранного языка: 1491 – английского, 553 – немецкого, 87 – французского, 7 – испанского;

  2. 16.5% из них являются молодыми специалистами;

  3. штат преподавателей иностранного языка в целом укомплектован.






Повышение квалификации преподавателей иностранного языка учреждений общего среднего образования на базе:
- Минского государственного лингвистического университета;
- ГУО «Гомельский областной институт развития образования.
- УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина» (Полесская зона)

2010-2015

25 учителей

5 базовых курсов (125 учителей), 1 целевые курсы (28 учителей)

1 базовые курсы (27 учителей)


Итого: 205 учителей



Активизация работы методических формирований учителей и преподавателей иностранных языков всех уровней по освоению новых учебно-методических комплексов и разработке собственных дидактических материалов

2010-2015

1.Обеспечено участие 7 педагогов в образовательной программе повышения квалификации «Особенности работы по национальным учебно-методическим комплексам (английский язык)» в МГЛУ с целью дальнейшей трансляции полученного опыта (сентябрь 2011).

2.Создана областная творческая группа учителей иностранных языков с целью обобщения и распространения лучших образцов педагогической деятельности учителей области (октябрь 2011). Разработки творческой группы систематически размещаются на сайте ГОИРО.





Обеспечение широкого использования современных коммуникативно-ориентированных интерактивных технологий обучения в общеобразовательных учреждениях

2010-2015

  1. В тематический план базовой курсовой подготовки учителей иностранных языков включены лекционные и практические занятия по данной тематике (15 тем, 46 часов), в которых приняли участие 180 учителей, прошедших повышение квалификации (с сентября по декабрь).

  2. 11 учителей прошли повышение квалификации в МГЛУ по программам «Преподавание иностранных языков в современных образовательных условиях», «Методика преподавания иностранных языков в условиях новой парадигмы языкового образования», «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком и пути их формирования», «Речевой практикум по межкультурной коммуникации».

  3. Проведен выездной семинар для учителей Калинковичского района на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках иностранного языка» (25 учителей).

  4. Организовано участие методистов, курирующих преподавание иностранных языков, руководителей районных методических объединений, творчески работающих учителей в республиканском семинаре по иностранным языкам на тему «Развитие культуры иноязычного межличностного общения на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности» (45 человек).

  5. Осуществляется обеспечение педагогов области материалами по использованию современных коммуникативно-ориентированных технологий (мультимедийными презентациями, ЭСО, видеоуроками и т.д.).

Общий объем материалов: английский язык – 46.5 Гб, французский язык – 8 Гб, немецкий язык – 20.8 Гб, испанский язык – 2 Гб.



Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей иностранных языков, обеспечивших высокое качество практического владения учащимися иностранным языком и достигших наилучших результатов при подготовке учащихся к олимпиадам и лингвистическим конкурсам

2010-2015

Изучается опыт работы учителей:

- Петровский В.В., учитель английского языка ГУО «СШ №37 г.Гомеля» («Использование форм дистанционного обучения как фактор повышения качества преподавания иностранного языка»);

- Сачек О.В., учитель английского языка ГУО «Гимназия г.Хойники» («Коммуникативный урок иностранного языка как эффективное средство создания аутентичной языковой среды для формирования готовности к межкультурной коммуникации»);

- Шахнова А.Н., учитель немецкого языка ГУО «СШ №5 г.Калинковичи» («Использование проектной технологии на уроках немецкого языка»).

Проведен областной конкурс профессионального мастерства «Учитель иностранного языка». Планируется изучение и распространение опыта победителей конкурса Пантейковой Т.П., учителя английского ГУО «СШ №11 г.Жлобина» («Применение интерактивных технологий на уроках английского зыка»), Савчиц Т.А., учитель немецкого языка УО «Мозырский государственный областной лицей» («Применение интерактивной доски для повышения эффективности образовательного процесса по иностранным языкам»).




Активизация работы учителей-мультипликаторов по всем иностранным языкам

2010-2015

7 учителей приняли участие в МГЛУ в образовательной программе повышения квалификации «Особенности работы по национальным учебно-методическим комплексам (английский язык)» (для учителей-мультипликаторов) (октябрь 2011). Этот опыт в дальнейшем планируется распространять среди учителей области.



Организация мастер - классов преподавателей университетов, авторов новых учебно-методических комплексов, творчески работающих учителей

2010-2015

На базовых курсах учителей иностранного языка организовано проведение мастер-классов:

- «Дебаты как средство формирования навыков устной иноязычной речи» (Пекурина О.М., учитель английского языка ГУО «Гимназия г.Светлогорска») (ноябрь-декабрь 2011);

- «Совершенствование коммуникативных умений учащихся посредством интерактивного взаимодействия» (Карницкая Г.В., учитель английского языка УО «Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия №1») (декабрь 2011);

- «Применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка» (Железовская Н.Л., преподаватель кафедры теории и практики английского языка УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины») (сентябрь 2011).



VI. Ресурсное и материально-техническое обеспечение



Открытие языкового центра (кабинета) с современной компьютерной техникой, многоканальным телевидением и доступом в сеть Интернет на базе Гомельского областного института развития образования

2011-2015

Создан ресурсный центр с современной компьютерной техникой, доступом в сеть Интернет, методической копилкой по иностранным языкам в электронном (55 наименований) и печатном вариантах (75 наименований).



Оборудование кабинетов (классов) иностранных языков в учреждениях общего среднего образования

2011-2015

1.Распространен перечень необходимых технических средств обучения для кабинетов (классов) иностранных языков учреждений общего среднего образования.

2.Проведен городской конкурс (г.Гомель) на лучший кабинет иностранного языка. Определены победители: ГУО «Гимназия №51 г.Гомеля» и ГУО «Гимназия №71 г.Гомеля».



VII. Работа по повышению мотивации учащихся и студентов к изучению иностранных языков



Сотрудничество с внешкольными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями, деятельность которых связана с применением практических языковых навыков

2010-2015

1.Организовываются практикумы для слушателей курсов повышения квалификации в отделах иностранной литературы и информационных технологий на базе Гомельской областной библиотеки им. В.В.Ленина (сентябрь-октябрь 2011).

2.Отдельные учреждения общего среднего образования имеют давние связи с иностранными общественными организациями (обмен учащимися, стажировка учителей и учащихся за границей, визиты иностранных друзей в учреждения образования, создание совместных проектов и т.д.): ГУО «СШ №49 г.Гомеля», ГУО «Гимназия №71 г.Гомеля», ГУО «Гимназия №10 г.Гомеля», ГУО «Гимназия №46 им. Б.Паскаля г.Гомеля» и др. (на протяжении года)



ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ


  1. Кадровое обеспечение.

Английский язык - 1054

Французский язык - 107

Немецкий язык - 394

Испанский язык - 7

Китайский язык - 2 (1 – волонтер от Посольства КНДР, 1 - студент).

Всего учителей иностранных языков в Витебской области – 1564

Из них:

Молодые специалисты – 316 (англ. яз. – 237, нем.яз – 55, фр. яз. - 24).



Директора школ, заместители директоров школ – 32.

  1. Повышение квалификации учителей Витебской области.

Английский язык - 127 человек;

Немецкий язык - 55 человек.



Всего: 182 человека.


  1. Межкурсовой период.

Областной уровень:

В период с июня 2011 года по январь 2012 года в области проведено 8 областных семинаров.

Из них: 2 – для методистов, курирующих иностранные языки и руководителей МО;

2 – для молодых специалистов;

2 – для учителей немецкого языка (совместно с институтом им. Гете в г. Минске);

1 – выездной семинар на базе учреждений образования Докшицкого района.

В семинарах приняли участие 183 человека.

С 14 по 17 июня проходила неделя педагогического и методического мастерства. В ходе недели прошли открытые мероприятия на курсах, состоялись презентации опыта работы центров и отделов института.

15 июня – семинар «Организационно-управленческие аспекты деятельности методиста района (города) – куратора предмета. Задачи на 2011/2012 учебный год».

19 августа 2011 года – областной инструктивно-методический семинар «Особенности содержания и организации образовательного процесса по иностранным языкам в 2011/2012 учебном году» (В семинаре принимала участие главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь А.О.Казючиц).

25-26 октября 2011 года – областной выездной семинар «Моделирование диалога культур на уроках иностранного языка» (Докшицкий район). На семинаре были рассмотрены новые подходы к образовательному процессу по иностранным языкам на основе новых УМК, участники семинара познакомились с перспективами развития системы образования Докшицкого района. В рамках семинара прошла презентация опыта работы ГУО «Крулевщинская средняя школа» по проблеме «Диалог культур как мотивация и стратегия эффективности владения иностранным языком», участники семинара увидели как используется региональный компонент «Докшицкий венок» на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

23 ноября 2011 года – областной (хозрасчетный) семинар по подготовке к сдаче квалификационного экзамена на высшую категорию.

24-25 ноября 2011года – областной инструктивно-обучающий постоянно действующий семинар для молодых специалистов «Становление профессиональной компетентности учителя».

Участники семинара познакомились с опытом работы ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска» (проект учащихся «Витебск – город вдохновения») и ГУО «ОСШ № 46 г. Витебска» («Использование мультимедийных и информационных технологий на уроках иностранного языка», «Лингафонный кабинет как образовательная среда на уроках иностранного языка»).

В октябре и ноябре 2011 года – областные семинары совместно с институтом им. Гёте (в рамках повышения квалификации учителей немецкого языка) «Интерактивные технологии в образовательном процессе по иностранному языку», «Этапы реализации технологии продуктивности обучения».

Районный уровень.

Семинар «Изучение культурного наследия Франции на уроках и во внеурочное время» (Дубровинский район).

Семинар (1 раз в полгода) «Ресурсы уголка иностранной литературы Центральной библиотеки учителям иностранных языков» (г. Полоцк).

Обучающий семинар по использованию ЭСО для руководителей РМО, творческих групп учителей иностранного языка (Толочинский район).

Семинар-практикум «Пути повышения эффективности урока и факультативного занятия» (Глубокский район).

Семинар «Формы контроля учебных достижений учащихся на уроках иностранного языка» (Глубокский район).

Творческая лаборатория «Развитие коммуникативных навыков учащихся путем драматизации» (Глубокский район).

Семинар «Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранным языкам» (Чашницкий район).

Педагогическая мастерская для учителей, работающих в Школе раннего развития «Особенности обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста»(Шарковщинский район).

Семинар-практикум «Формы создания образовательной среды. Краеведческие экскурсии на иностранном языке» (Верхнедвинский район).

Конкурс методических разработок «А я делаю так» (Верхнедвинский район).

Семинар-практикум «Одаренный ребенок: удача или проблема» (Верхнедвинский район).

Конференция «Развитие коммуникативной активности на основе сотрудничества» (Полоцкий район).

Научно-практическая конференция «Образовательные технологии: осознанный выбор педагога-профессионала» (Полоцкий район).

Педагогическая мастерская «Многомерность инновационной деятельности – основа успеха» (Полоцкий район).

Практический семинар «Технологии работы с новыми отечественными УМК» (Поставский район).

Семинар «Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной среде» (Поставский район).

Мастер-класс «Содержание и формы работы при обучении говорению на уроках немецкого языка» (Поставский район).

Семинар «Технологии и методики построения современного урока иностранного языка» (Октябрьский район г. Витебска).

Семинар «Обязательный выпускной экзамен по иностранному языку как фактор стимулирования развития устной иноязычной речи учащихся» (Октябрьский район г. Витебска).

Лингвистический семинар-практикум для учителей французского языка «повышение мотивации к изучению французского языка» (с участием директора гимназии г. Невера (Франция) Мишель Пиат-Боннэ) (Октябрьский район г. Витебска).

Семинар «Интернет ресурсы на уроках иностранного языка» (Первомайский район г. Витебска).

Семинар «Анализ деятельности учреждений образования по подготовке к обязательному выпускному экзамену» (Первомайский район г. Витебска).

4. Исследовательская работа учащихся

(конкурсы, мастерские, ...)

II Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся по иностранным языкам.

Диплом I степени - 3,

Диплом II степени – 1,

Диплом III степени- 1,

Похвальные отзывы- 5

(Всего участников от Витебской области – 14).

«Фестиваль знаний» совместно с кафедрой иностранного языка УО «ВГУ им.П.М.Машерова» и РМО учителей французского языка Октябрьского района г. Витебска.

Диплом I степени - Есипова Е,

диплом II степени – Стальмакова А, учащиеся гимназии № 3 г. Витебска.

Гимназическая конференция исследовательских работ «Шаг в будущее» (гимназия №3). После конференции издаются гимназические вестники для популяризации языкового образования.

Мастер-класс «Научно-исследовательская работа как один из эффективных методов работы с одаренными учащимися» (Поставкая районная гимназия).

Осуществляется обмен между учащимися реальной школы Герцоген Аурх (Германия) и учащимися УО «Воропаевская ГОСШ Поставского района».

Учащийся УО «ГОСШ №34 г. Витебска» Керимов Руслан стал обладателем диплома I степени на районной гуманитарной конференции (работа «Праздники Германии и Беларуси в сравнении»).



5. Передовой педагогический опыт.

Обобщен передовой педагогический опыт учителя английского языка УО «Ветринская ГОСШ им. Д.В.Тябута» Ситдиковой И.М. «Приемы и методы запоминания слов английского языка»(Полоцкий район).

Начато изучение опыта работы учителей иностранного языка УО «Толочинская ГОСШ № 2»и УО «Толочинская ГОСШ № 1» по использованию креативных способностей педагогов при внедрении современных коммуникативно-ориентированных интерактивных технологий обучения с целью преодоления традиционности в процессе обучения иностранным языкам.

Идет внедрение в практику работы учителей иностранного языка Толочинского района опыта работы УО «Кохановская ГОСШ им. И.П.Кожара» по организации и проведению факультативных занятий по иностранному языку.

В УО «ГОСШ № 34 г. Витебска» обобщен опыт работы учителя Людвикевич Г.П. «Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам».

В настоящее время особое внимание в области уделяется решению одной из поставленных задач: «Оптимизация процесса обучения учащихся по иностранным языкам через использование коммуникативных технологий».


Основные направления деятельности МО:

  • Оказание конкретной методической помощи учителям;

  • изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;

  • совершенствование форм и методов работы, способствующих повышению мотивации к изучению иностранных языков и росту качества знаний;

  • повышение научно-методической подготовки учителей, обеспечении их профессионального и творческого роста;

  • формирование профессиональной компетентности, владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;

  • стимулирование учителей к овладению передовыми информационными технологиями;

  • создание методической базы;

  • совершенствование форм и методов организации творческо-исследовательской работы учителей и учащихся;

  • освоение и внедрение новых компьютерных технологий в преподавание иностранного языка.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

1.Повышение квалификации

В рамках выполнения Плана Министерства образования по совершенствованию организации образовательного процесса по иностранным языкам в Брестском областном ИРО за период работы с июля по ноябрь 2011 года проведено 2 базовых повышений квалификации для учителей первой и высшей квалификационной категории, второй и без квалификационной категории, три целевых повышений квалификации «Организация и содержание методической работы по профессиональному развитию педагогов» - для руководителей методических объединений, учителей-фасилитаторов, руководителей других методических формирований. Большое внимание уделялось работе с одаренными детьми, с этой целью проведено в сентябре 2 целевых повышений квалификации по английскому и немецкому языкам по теме: «Организационно-методические и содержательные аспекты работы учителя-предметника с одаренными детьми». В повышении квалификации приняло участие 130 учителей иностранных языков.

Программы учебно-тематических планов повышения квалификации направлены на обеспечение непрерывной подготовки специалистов-профессионалов, обладающих высокой профессиональной компетенцией и педагогической культурой, способных работать с одаренными детьми, повышать мотивацию к изучению иностранного языка, обучать, воспитывать и развивать личность с новым стилем мышления и ценностно-ориентационным отношением к жизни, труду, национальной и общечеловечной культуре. Программы содержали вопросы профессионально-личностного роста учителя иностранного языка, углубления и расширения научно-теоретических и методических знаний, совершенствования языковых компетенций, развития творческого потенциала. Учителя имели свободный доступ к электронным носителям, многие смогли пройти сертификацию педагогических кадров как пользователей информационных технологий, состоящую из двух частей: первая часть представляет собой прохождение компьютерного теста, позволяющего выявить степень владения знаниями по основным технологиям обработки информации. Вторая часть – выполнение комплексного профессионально-ориентированного задания, которая демонстрирует способность специалиста гибко применять различные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Учителя имели возможность обменяться опытом своей работы, познакомиться с новинками педагогической и методической литературы.



2. Межкурсовые мероприятия

- август; областной семинар для методистов, курирующих ИЯ: «Пути повышения качества организации образовательного процесса по иностранным языкам»;

- сентябрь; областная научно-практическая конференция «Организационно-методические и содержательные аспекты работы учителя-предметника с одаренными детьми»;

- октябрь; областной семинар для методистов, курирующих ИЯ: «Школа совершенствования педагогического мастерства»;

- июнь-ноябрь - по 1 региональному МО, заседанию творческих групп и других методических формирований по тематике, рекомендованной АПО, ИРО. Итого: 80 учителей иностранных языков приняли участие в семинарах.

- июнь-ноябрь - участие в подготовке, организации и проведении второго и третьего этапов республиканской олимпиады по иностранным языкам;

-декабрь - участие в областной научно-практической конференции «От творчества учителя- к творчеству ученика»;

- организационная и методическая помощь в подготовке 16 научно-исследовательских работ учеников области на иностранном языке на II республиканскую научно-практическую конференцию по иностранным языкам. (2-4 декабря 2011г. в г. Могилеве

-7 декабря 2011 года –научно-практическую конференцию по иностранным языкам: (От творчества учителя – к творчеству ученика) .

3. Современные кабинеты иностранного языка
Современные кабинеты иностранного языка в следующих государственных учреждениях образования:

Московский район г. Бреста - СШ №7, 15, гимназия №2, Лицей №1

Ленинский район г. Бреста – СШ №9, гимназия № 1,№ 5

г.Барановичи – гимназия №1, №5, лицей

г.Пинск – гимн. №1, 2, 3

Томашовская СШ Брестского района

К ранее существующим кабинетам – новый современный кабинет иностранного языка в период с июня по сентябрь 2011 года - Олтушская СШ Малоритского района

4.Районные(городские)ресурсные центры
Городской ресурсный центр на базе СОШ №12 Московского района г. Бреста.
Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку.

Учителям и учащимся гг. Барановичи, Пинска, Бреста предоставлена возможность использования образовательных сайтов и ресурсов сети Интернет посредством скоростного круглосуточного бесплатного доступа (оплата производится из средств попечительского совета) по тарифу «Домосед XXL». Использовать материалы сети учителя могут как в процессе проведения уроков (предусмотрена возможность проведения уроков иностранного языка в компьютерных кабинетах), так и во время подготовки к ним.

Для учителей и учащихся в локальной сети Интернет (доступ через информационные киоски) размещены каталоги справочной литературы, сведения о педагогических технологиях, теоретические статьи и рекомендации по организации образовательного процесса в предметной области «иностранный язык», материалы из опыта работы (сценарии уроков, внеклассных мероприятий), учебно-методические материалы, ресурсы и т.п.

7.ППО
Работы учителей иностранных языков, которые являются образцами передового педагогического опыта:

- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка. Дидактический материал по развитию коммуникативных компетенций учащихся старших классов. Учитель Шимко Л.Н. (ГУО “Гимназия №2 г. Бреста”).

- В.А.Левданский- пособие для учителя по подготовке к предстоящему экзамену по немецкому языку;

- Повышение мотивации к изучению английского языка посредством дополнительного образования (Мультимедийная презентация Московского района г. Бреста).


МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

В учреждениях общего среднего образования Минской области по состоянию на 21.09.2011 (сведения из базы данных «Кадры») работают 2119 учителей иностранного языка (в 2010 году – 1806) (таблица).

Прошли повышение квалификации 75 учителей иностранных языков. 62 педагога участвовали в семинарах.

В системе дополнительного образования взрослых ГУО «Минский областной институт развития образования» проводит с кадрами базовое, целевое повышение квалификации учителей иностранного языка, методические семинары, семинары-практикумы, конференции, оказывает организационное сопровождение стажировок учителей немецкого языка в институте им. Гёте и за рубежом.



Содержание повышения квалификации отражает вопросы перехода на обновленное содержание образования:

- организация образовательного процесса в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании;

- использование национальных учебных пособий нового поколения;

- структура и содержание экзамена по иностранному языку;

  методическое обеспечение преподавания иностранных языков в начальной школе;



- ведение школьной документации в соответствии с нормативными правовыми документами;

- соблюдение требований Программ и календарно-тематического планирования по предмету;

- требования к современному уроку иностранного языка.

В программы повышения квалификации включены вопросы патриотического воспитания учащихся, участия молодежи в решении проблемы сохранения окружающей среды, гендерной политики, использования здоровьесберегающих и информационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку.



Тематика лекционных и практических занятий:

  • Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся на основе аутентичных материалов.

  • Межкультурная компетенция как основа межкультурной коммуникации.

  • Интеркультурные диалоги в современной образовательной среде.

  • Моделирование практики обучения одаренных детей.

  • Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиаде.

  • Использование информационных технологий и образовательных программ в работе учителя иностранного языка.

  • Когнитивная компьютерная графика и познавательная активность учащихся на уроках иностранного языка.

Консультирование учителей иностранного языка по следующим проблемам:

  • Использование воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык» при обучении иностранному языку.

  • Ценностные ориентиры нравственного воспитания на уроке иностранного языка.

  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся в процессе обучения иностранному языку и во внеклассной работе.

  • Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.

  • Роль иностранного языка в формировании позиции достойного гражданина своей страны.

  • Стимулирование эмоционально-чувственных переживаний в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников средствами иностранного языка.

  • Формирование национального самосознания на уроках иностранного языка.

  • Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.

  • Реализация национального компонента при обучении учащихся иноязычной речевой деятельности.

  • Использование аудиовизуальной наглядности на уроках иностранного языка.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.

Работа с молодыми специалистами по повышению их профессионального мастерства:

- создан банк материалов в помощь молодому специалисту-учителю иностранного языка (английский, немецкий, французский, испанский);

- осуществляется целевое повышение квалификации по актуальным проблемам преподавания иностранного языка, например, «Использование современных методик и инновационных технологий в преподавании иностранного языка», «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку», «Специфика подготовки учащихся к олимпиаде по иностранному языку».

- проводится консультирование молодых специалистов по следующим темам:



    • Интенсификация процесса обучения учащихся иностранному языку

    • Реализация коммуникативно-когнитивного подхода в преподавании иностранного языка

    • Особенности работы по национальным учебно-методическим комплексам нового поколения.

Особенностями повышения квалификации учителей иностранного языка в Минской области является изучение культурного наследия Республики Беларусь и конкретного региона страны и стран изучаемого иностранного языка, анализ возможностей для расширения воспитательного потенциала учебного предмета, позволяющего стимулировать интересы учащихся, развивать их желание использовать иностранный язык в качестве средства социального взаимодействия.

В содержание курсов базового повышения квалификации учителей иностранных языков включены практические занятия, вызывающие значительный интерес педагогов:

- «Проектирование образовательного процесса с использованием возможностей компьютерных телекоммуникаций»;

- «Когнитивная компьютерная графика и познавательная активность учащихся на уроках английского языка»;

- «Использование информационных технологий и образовательных программ в работе учителя иностранного языка».

Данные занятия проводятся как специалистами по использованию информационных технологий, так и учителями-практиками на иностранном языке (Шуманская  Н.И., учитель немецкого языка ГУО «СШ № 6 г. Слуцка», Дубовская Н. В., учитель английского языка ГУО «Гимназия № 2 г. Солигорска», Волков А.В., учитель английского языка ГУО «Гимназия №3 г. Борисова»), которые предлагают опыт своей работы с использованием современных компьютерных технологий, интерактивной доски.

В областном институте развития образования обобщается и публикуется опыт творчески работающих педагогов. Например, исходя из наиболее часто задаваемых вопросов и изученных потребностей в содержательном обеспечении уроков и факультативных занятий по иностранному языку, были опубликованы:

- практические материалы Дубовской Н. В., учителя английского языка высшей категории ГУО «Гимназия № 2 г. Солигорска» («Замежныямовы ў РБ», №1, 2010);

- практическое пособие по английскому языку «Диалог культур» (авторы:И. Л. Балыко, Н. К. Радевич).

В соответствии с планом издательской деятельности Минского областного ИРО в октябре подготовлено электронное издание «Расскажи о своей маленькой родине миру: оМинщине на иностранном» и в декабре – «Делимся опытом (уроки английского языка учителей Борисовского района)».

С целью интенсификации коммуникативной направленности обучения иностранным языкам в Минском областном ИРО повышение квалификации педагогов осуществляется с использованием новых отечественных и зарубежных разработок программного обеспечения лингафонного кабинета (ИРО изучает возможности программного продукта для создания учебной мультимедийной среды «NIBELUNG» российско-белорусского производства, который, по первичным представлениям, не уступает аналогичному продукту «SANAKO»).

Презентация и обучение работе с лингафонным кабинетом состоялось на заседании областной творческой группы учителей иностранного языка в августе 2011 г. и в рамках целевого повышения квалификации для руководителей методических объединений учителей иностранных языков «Совершенствование качества образовательного процесса по иностранным языкам» в сентябре 2011 г.

Программное оборудование лингафонного кабинета «NIBELUNG» установлено и находит применение в образовательном процессе по иностранному языку в ГУО «Гимназия №1 г. Копыля». Часть учреждений образования обеспечена интерактивными досками.

С 2011 года под руководством методистов института областной творческой группой учителей иностранных языков ведется создание банка мультимедийных презентаций в помощь учителям английского, немецкого, французского, испанского языков.

Значительная роль отводится использованию информационно-коммуникационных технологий. В 2011/2012 учебном году институтом осуществлено распределение по регионам электронных средств обучения по иностранным языкам, предложенных Министерством образования Республики Беларусь.

Обучение иностранным языкам осуществляется на основе личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного, компетентностного подхода.

В учреждениях общего среднего образования области созданы необходимые условия для обучения иностранному языку:

- проведено деление класса на 3 группы с наполняемостью не менее 6 и не более 10 учащихся в каждой;

- распределение уроков иностранного языка в течение учебной недели и учебного дняосуществляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов;

- использование учителями иностранного языка технических средств обучения (магнитофонов, видеомагнитофонов, компьютеров и др.), позволяющих воспроизводить образцы речи в различных ситуациях иноязычного общения;

- обеспечено удовлетворение запросов учителей в повышении квалификации по освоению содержания и авторских методик работы с новыми отечественными учебно-методическими комплексами, в использовании современных информационных и коммуникационных технологий и др.

Повышению мотивации учащихся к осознанному изучению иностранного языка способствует возможность участия школьников в областной дистанционной олимпиаде, республиканской олимпиаде, конкурсе исследовательских работ учащихся по иностранным языкам.

По результатам заключительного этапа республиканской олимпиады по немецкому и французскому языкам в 2011 году команда Минской области заняла второе общекомандное место: по немецкому языку – 4 диплома (2 степени – 2; 3 степени - 2), по французскому языку – 2 диплома (3 степени - 2); по английскому языку – 6 дипломов (1 степени – 1; 2 степени – 1; 3 степени - 4); по испанскому языку – 2 диплома (2 степени - 2).

По результатам I Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся по русскому языку и литературе, английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам команда Минской области заняла первое общекомандное место; по результатам II Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам команда Минской области продемонстрировала высокий результата, что является следствием тесного сотрудничества института развития образования с методическими службами регионов Минской области.

В течение 2011 года учебно-методическим отделом иностранных языков ГУО «Минский областной ИРО» осуществлялось сотрудничество с Институтом им. Гете, Информационным центром Посольства США в РБ, отделом по связям с общественностью Посольства Франции в Минске, УО «МГЛУ», УО «МГЛ гимназия-колледж №24», УО «Лингвогуманитарный колледж УО «МГЛУ», УО «Белорусский государственный университет», УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

Результатом сотрудничества с международными организациями явились тематические встречи учителей иностранных языков, повышающих квалификацию в ГУО «Минский областной ИРО» с носителями языка.

Реализация Плана Миноблисполкома по совершенствованию организации образовательного процесса по иностранным языкам от 30.12.2009 стала приоритетным направлением в работе учебно-методического отдела иностранных языков ГУО «Минский областной ИРО» с категорией специалистов, обеспечивающих образовательный процесс по иностранным языкам в межкурсовой и курсовой период. В план работы отдела включены мероприятия для учителей, преподающих иностранный язык на 1-ой ступени обучения – семинары-практикумы «Новые подходы в обучении иностранному языку на первой ступени», особое внимание уделялось структуре и содержанию экзамена по иностранному языку. Отдел тесно сотрудничал с учителями-мультипликаторами и учителями-практиками, достигшими высоких результатов в преподавании иностранных языков. Особое внимание уделялось тематическим встречам с носителями языка, что является одним из направлений Плана.

Однако в результате изучения и анализа состояния преподавания иностранного языка в учреждениях образования Минской области сотрудники учебно-методического отдела иностранных языков ГУО «Минский областной ИРО» выявили следующие проблемные поля:

- недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями учителями при обучении иностранному языку;

- недостаточное техническое и методическое обеспечение кабинетов иностранного языка;

- отсутствие ресурсных центров по иностранному языку в некоторых регионах области;

- неукомплектованность учебно-методических комплексов по иностранным языкам нового поколения электронной наглядностью;

- недостаточная языковая компетенция некоторых учителей иностранного языка.



Таким образом, данные направления будут отражены в плане работы отдела на 2012 год.

Кадровый состав учителей иностранного языка


 

кол-во педагогов (всего)

категория (в %)

образование (в %)

2010 (по состоянию на 21.09)

2011 (по состоянию на 21.09)

в

1

2

б/к

высшее

среднее спец.

среднее

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

англ.яз.

1324

1606

20,5

20,3

29,2

27,0

23,6

20,3

26,7

32,4

87,9

89,5

11,9

10,0

0,2

0,5

нем.яз.

357

394

23,0

23,1

34,2

32,2

21,3

19,8

21,6

24,9

84,6

88,3

15,1

11,7

0,0

0,0

фр.яз.

96

91

36,5

37,4

33,3

27,5

15,6

15,4

14,6

19,8

100,0

96,7

0,0

0,0

0,0

3,3

исп.яз.

23

23

34,8

39,1

43,5

47,8

13,0

4,3

8,7

8,7

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

польск.яз.

5

4

40,0

50,0

40,0

25,0

20,0

0,0

0,0

25,0

100,0

75,0

0,0

0,0

0,0

25,0

китайск.яз.

1

1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего

1806

2119

25,8

28,3

30,0

26,6

15,6

10,0

28,6

35,1

95,4

91,6

4,5

3,6

0,0

4,8

г. МИНСК


  1. За второе полугодие 2011 года 130 учителей иностранного языка прошли базовое и целевое повышение квалификации. 200 педагогов участвовали в семинарах.

  2. В предметно-методический модуль базового повышения квалификации были включены лекции и практические занятия по актуальным темам: «Личностно-ориентированный коммуникативно-когнитивный и компетентностный подходы в образовательном процессе по иностранному языку», «Реализация коммуникативно-когнитивного подхода в новом поколении УМК по иностранному языку», «Урок иностранного языка на современном этапе». Занятия проводились авторами национальных учебников.

  3. Проведено целевое повышение квалификации для учителей немецкого языка «Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами немецкого языка».

  4. 26 учителей иностранного языка сдали экзамен на высшую квалификационную категорию экстерном.

  5. Запланирован на 2011/2012 учебный год постоянно действующий семинар «Оптимизация процесса иноязычного образования школьников». 24 октября семинар был проведен на базе ГУО «Гимназия №28 г. Минска» по французскому языку. Планируется его проведение на базе гимназии № 30 по английскому языку, по немецкому языку на базе ГУО «СШ №116 г.Минска», по испанскому языку на базе ГУО «Гимназия №1 г.Минска».

  6. Методистами МГИРО была запланирована тематическая консультация «Подготовка учащихся выпускных классов к выпускному экзамену по иностранному языку». Для выступления была приглашена Демченко Н.В., начальник учебно-методического центра лингвистического образования МГЛУ. Как один из разработчиков образцов экзаменационных материалов, она рассказала о принципах составления и структуре экзаменационных билетов. Присутствовало на данной консультации 25 учителей иностранного языка.
  7. Организовано методическое сопровождение мастер-класссов по немецкому и французскому языкам в рамках III специализированной выставки “Образовательная среда и учебные технологии”.


  8. В этом году в городском конкурсе «Академия урока» приняло участие 3 учителя иностранного языка. В конкурсе на лучший образовательный проект учителя иностранного языка представили 8 проектов. 5 учителей иностранного языка обобщили свой педагогический опыт на уровне города и получили Премии Мингорисполкома. Тематика представленных проектов и материалов обобщаемого опыта очень разнообразна и свидетельствует о внедрении новых технологий и подходов в образовательный процесс по иностранному языку.

  9. На основании представленных материалов обновлен банк данных лучшего педагогического опыта учителей иностранных языков города Минска «Общение без границ». Эти материалы выставлены для ознакомления в центре поддержки и развития образовательных инициатив педагогических работников МГИРО.

  10. Сотрудниками отдела информатизации по заявкам учреждений образования организованы хозрасчетные семинары по теме «Основные возможности программы компьютерного лингафонного кабинета Линко». В рамках этого семинара методистом по иностранному языку проводится занятие «Проектирование урока иностранного языка с использованием возможностей компьютерного лингафонного кабинета Линко».

  11. 5 учителей немецкого языка прошли стажировку в ФРГ по линии службы педагогических обменов.


страница 1

Смотрите также: