Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ГУО «Лошницкая районная гимназия»

Борисовского района

Минской области

Урок- тренинг «Генетика в жизни человека».

Биология. 10 класс.

Разработала: Буяк Алла Васильевна,



учитель биологии,

педагогический стаж 25 лет,

категория высшая.

2007 год


Самоанализ урока.
Урок «Генетика в жизни человека» является заключительным уроком в теме «Наследственность и изменчивость», проводился в 10 классе с базовым уровнем изучения биологии.

Целью урока было закрепление знаний о закономерностях наследования признаков у растений, животных и человека через решение генетических задач.

Для достижения целей урока был выбран урок актуализации знаний и умений. Ученики должны были не только осознанно определить место генетики в жизни человека, но понять и прочувствовать всю значимость и ответственность принимаемого решения, где профессионализм человека определяется не только его умением правильно решать генетические задачи, но и обладать высокими нравственными качествами - добротой, порядочностью, ответственностью за свои поступки.

Урок был достаточно эмоционален. Ребята прониклись проблемой поставленной в начале урока и с удовольствием решали все задачи, предложенные им.

Проведенная рефлексия показала, что ребята осмысленно решали задачи, эмоциональность урока отложила свой отпечаток на формирование лучших человеческих качеств у моих учеников.

Я считаю, цели урока были достигнуты.


Урок – тренинг «Генетика в жизни человека». 10 класс.
Природа не признает шуток;

она всегда правдива, всегда серьезна,

всегда строга; она всегда права,

ошибки и заблуждения исходят от людей.

И. Гёте.
Дидактическая цель: закрепить знания о закономерностях наследования признаков у растений, животных и человека; способствовать развитию понятий о мейозе как цитологической основе наследственности, генах и хромосомах как материальных носителях наследственности; продолжить формирование умений решать задачи самостоятельно и осмысленно.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Методы: исследовательский, частично – поисковый.

Средства обучения: наборы карточек с текстами задач.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация.

1.Актуализация.

- Генетические знания нужны в настоящее время многим специалистам – биологам, врачам экологам, биотехнологам, селекционерам, зоотехникам и ветеринарам. Помимо владения теоретическими знаниями очень важно уметь применять их на практике, в частности при решении генетических задач. Решение генетических задач не должно стать самоцелью, это способ усвоения теоретических основ генетики. Решение задач позволяет сочетать абстрактное с конкретным; теоретические обобщения с фактическим материалом.

- Начнем урок с примера из жизни описанного в книге Николая Бочкова «Гены и судьбы». Автор посвятил генетике человека 30 лет своей жизни.

«…Однажды на пороге моего кабинета появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось чуть позже, человек очень талантливый. Привела его ко мне тревога. Дело в том, что в возрасте 3,5 лет у него скончался первый ребенок. Родился он в срок, нормального веса, отлично развивался, рост – 52 сантиметра. И вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать головку. И уже через два-три месяца детские невропатологи констатировали болезнь Теа-Сакса. Суть ее в том, что врожденные генетические нарушения в организме к демиелинизации нервных волокон, то есть миелиновые оболочки, которыми, наподобие верхнего защитного кабеля, покрыты нервы, начали распадаться, растворяться.

В общем в три с половиной года ребенка не стало. Горе непоправимое! Природа способна еще и многократно воспроизвести ту беду и только потому, что когда-то в каких – то давно минувших коленах родословных обоих супругов в молекулярный аппарат наследственности была вписана программа разрушения миелина. До поры до времени она бездействовала, минуя одно, второе, третье поколение, и вдруг, в силу встречи супругов с одинаковыми генами и унаследования этой программы ребенком от обоих родителей, получила приказ включиться. Что из этого вышло - теперь стало известно. Но потерявший сына отец хотел знать еще и другое: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Могут ли они с супругой рассчитывать на счастье отцовства и материнства? Подарит ли им судьба счастливый брак? Вот что он хотел услышать от специалиста по медицинской генетике».
- Как вы думаете, что сказал специалист по медицинской генетике? Какие объяснения привел в доказательства своих слов?

Учащиеся рассуждают, записывают схему скрещивания и делают выводы.

Решение:

Запись брака:

Р мать здорова отец здоров

сын болезнь Теа-Сакса

1)Мужчина и женщина здоровы, но у них родился больной ребенок, следовательно они гетерозиготны, а ген, ответственный за развитие болезни рецессивен.
Генетическая запись и решение задачи.
2)Вероятность появления больного ребенка равна 25%.

-Обратимся опять к тексту книги.



«Я не зря употребил слово «шанс». Именно этот термин больше всего подходит для передачи драматической ситуации, сложившейся в семье консультируемого. Конечно, можно было бы обнадежить молодого отца, посулить надежду. Но нет ничего страшнее, чем ложь человека, обязанного говорить правду. Каждое отступление от нее чревато для людей новым горем, новым несчастьем. Только правда и одна только правда, дает возможность вычислить будущее такой семьи. Правда в данном случае заключалась в том, что риск появления больного ребенка равен 25%. Это достаточно высокий процент, поэтому в подобных ситуациях необходимо отказаться от деторождения. Так что я мог сказать единственное: риск слишком велик, не советую…

На том мы и расстались. А через три года он вместе с женой вновь пришел на медико-генетическое консультирование. Как выяснилось, в страстном желании обойти судьбу они усомнились в правомочности моего совета и обратились к другому профессору, я бы сказал, «модному» клиницисту. А тот что-то когда-то слышавший о законах Менделя, интерпретировал их так, как хотели слышать родители:

- Да,- сказал он,- болезнь наследственная. Но у вас уже был один ребенок. Значит, следующие окажутся здоровыми, рожайте.

Невежество специалиста обернулось для семьи новой драмой. В момент вторичного консультирования в нашем институте у них снова был полуторагодовалый ребенок, «разучившийся» улыбаться и держать голову.

- Неужели нельзя хоть как-то помочь нашей семье? – в отчаянии спрашивали они меня.

Увы, в тот момент мы были бессильны это сделать.

2. Создание проблемной ситуации. Класс разбивается на четыре группы. Постановка проблемы.

- Сегодня мы с вами попробуем помочь людям, обратившимся в медико-генетическую консультацию за помощью в решении своих проблем.




  1. Богатый коммерсант Степанов, скончавшийся в преклонном возрасте, завещал весь свой капитал жене Марии и двум малолетним сыновьям от этого брака – Петру и Денису. Дети Степанова от первого брака – Анна и Лиза – обратились в суд, требуя признать завещание незаконным и лишить Марию и ее детей право на наследство. В заявлении, которое предоставил суду адвокат Анны и Лизы сказано, что Петр и Денис – не сыновья Степанова. Основанием для обвинения Марии в супружеской неверности и отказа ей и ее детям в праве на наследство послужили данные о несоответствии групп крови у Степанова и мальчиков, которых он считал своими сыновьями.

Мария и первая супруга Степанова имели первую группу крови(0); такая же группа крови определена у Анны и Лизы. Сам Степанов имел четвертую группу крови(АВ), группа крови у Петра – третья(В), у Дениса – вторая(А).

Поскольку у обеих матерей одна и та же группа крови, различия по этому признаку между детьми от первого брака связаны с тем, что у них были разные отцы, причем истинными, кровными детьми Степанова и его единственными наследниками являются Анна и Лиза. Так было написано в заявлении адвоката. Несмотря на всю очевидную логичность этого заключения судья решил проконсультироваться у специалиста по генетике групп крови и обратился к вам. Согласны ли вы с доводами адвоката?



  1. Несмотря на все предостережения врачей, резус отрицательная женщина, состоящая в браке с резус – положительным мужчиной, в роду которого, насколько известно, резус отрицательных людей среди близких и дальних родственников не наблюдалось, всё- таки рискнула прервать беременность. Какова вероятность возникновения резус-конфликтной ситуации в случае, если женщина захочет обзавестись потомками и решит сохранить вторую и (или) последующие беременности? Известно, что ген резус-положительный - доминантный, а ген резус-отрицательный – рецессивный ген?

  2. Женщина невероятно взволнована случайно полученной информацией от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что и его муж, и его братья, и его отец – все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепонки (между указательным и средним пальцами рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам.

Как будут выглядеть дети, рожденные от одного из представителей этого по меньшей мере странного «перепончатого» семейства: мальчики? Девочки?

4.В одном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигр альбинос. Тигры- альбиносы встречаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количества тигрят с данным признаком?



(Каждая группа получает задачу и решает её. Результаты с решениями представитель команды вывешивает на доске и комментирует).

( Физминутка).

3.Индивидуальная работа по дидактическим карточкам.

1. У овса раннего созревания ячменя доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднее спелого овса с раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определите число позднеспелых растений.

2. У собак ген черной шерсти доминирует над цветом кофейной шерсти, а ген короткой шерсти – над длинной. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по генотипу и фенотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки

3.При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?

4.Молодые родители удивлены, что у них, имеющих вторую группу крови, появился непохожий на них ребенок с первой группой крови. Какова вероятность рождения такого ребенка в этой семье?

5.В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши её будущих детей, если у неё прижатые уши, а уши мужа несколько оттопыренные? Мать мужа - с оттопыренными ушами, а отец – с прижатыми ушами. Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей,- доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей,- рецессивный.

6.После перенесенной операции младшему ребенку из многодетной семьи требуется донорская кровь. Каждый член этой семьи готов сдать свою кровь. Но действительно ли любой из них может стать донором в данном случае? Известно, что родители этого ребенка со второй и третьей группами крови, а у самого прооперированного малыша вторая группа крови.

7. Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым (пестрым). Какая часть потомства от скрещивания голубых петуха и курицы будет с голубым оперением?е потомство, а куры с черным оперением - черное.уппа крови

8.При скрещивании двух белозерных растений кукурузы в первом поколении все растения были белозерными, а в F втором получено 138 белых сортов семян и 39 пурпурных. К какому типу наследования относится этот случай? Окажите помощь селекционерам в дальнейшей их работе.

9.Долгое время люди не могли понять, почему кошки бывают трехцветными («черепаховыми»), а трехцветных котов практически не встречается, если же и попадает такой кот, он бесплоден. Объясните генетическую сущность этого явления, учитывая, что гены окраски располагаются в Х-хромосоме, черная окраска доминирует над белой. В гетерозиготном состоянии развивается трехцветная окраска – появляются участки рыжей шерсти.

10.Курчавое оперение у гусей очень красиво, особи дают большое количество пуха, необходимого для изготовления пуховых изделий, которые пользуются спросом покупателей. Особи с гладким оперением не востребованы. Каким генотипом производитель с курчавым оперением должен обладать, чтобы в потомстве получалось 100% особей с курчавым оперением?



11.Фенилкетонурия (неспособность усвоения фенилаланина) и одна из форм α- гаммаглобулинонемии швейцарского типа, которая обычно ведет к смерти до щестимесячного возраста, наблюдается как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют снять тяжелые последствия нарушения обмена фенилаланина. Определите вероятность рождения детей, больных фенилкетонурией, и шансы на спасение новорожденных в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам признаков.
4.Подведение итогов по достижению целей урока.
5. Домашнее задание дифференцированное па выбор:1. Решить дома 1-2 заинтересовавшие вас задачи.

2. Составить родословную своей семьи, отмечая признаки и свойства, наиболее характерные для ваших родственников.

3.О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее. Докажите эти утверждения.

6. Рефлексия. Составление графика – рефлексии (индивидуального для каждого учащегося).

Записать своё отношение к уроку и отправить или в портфель, или в конверт с вопросом, или в урну.

страница 1

Смотрите также: