страница 1
Страница из
Урок 10. Первый год общественного служения Христа
Проповедь в Назаретской синагоге (Лк. 4, 16-30; Мк. 6, 1-6). Избрание 4-х учеников (Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11). Призвание апостола Матфея (Мф. 9, 9-17; Лк. 5, 22-39; Мк. 2, 13-22).
Проповедь в Назаретской синагоге (Лк. 4;6-30: Мк. 6;1-6). Молва о новых чудесах быстро разнеслась по всем соседним с Капернаумом городам и селениям, которые густо усеивали прекрасное побережье великолепного Геннисаретского озера, а имя Иисуса, как нового пророка, было у всех на устах.
Чудеса же Христа имели цель пробудить дремлющее сознание народа к восприятию великих истин Евангелия. И когда эта цель была достигнута, Спаситель начал учить народ по синагогам о духовных истинах Царства Отца Небесного.
Проповедуя по всей Галилее, Господь однажды пришел в Свой родной город Назарет, где провел почти всю Свою жизнь, и где Его хорошо знали. Там жили Его родственники и друзья. Пришел Он в этот город не сразу после возвращения из Иудеи, а только спустя некоторое время, когда слава о Нем как о великом пророке распространилась по всей Галилее. Христос знал, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», и все же Он хотел, чтобы и Назарет услышал Его спасительное учение. Была суббота. Господь вошел в Назаретскую синагогу, где уже собрались почти все жители городка. Так как чтение из закона уже закончилось, то начальник синагоги разрешил Иисусу прочитать что-нибудь из пророческих книг. Христос встал на возвышенное место, развернул свиток пророка Исаии и прочитал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послам Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать плененным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» - так пророк Исайя свидетельствовал о грядущем Мессии. Окончив чтение, Господь свернул священный свиток, сел на кафедру и сказал народу: "То, что предсказывал Исайя, уже исполнилось». От этих слов многих присутствующих охватила благодатная радость, они готовы, были признать Иисуса Мессией. Но радость эта была кратковременной, в глубине своего духа некоторые из них были скептиками.
Вскоре в синагоге послышались и злобные голоса фарисеев: "Не Иосифов ли этот сын? Как Он может выдавать Себя за Мессию, Мессия должен быть из знатного рода". Господь, видя неверие жителей Назарета, обличил их за это и сказал, что язычники по вере бывают часто достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, т.к. еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем". И Он оставил их навсегда; слово Его уже не звучало в синагоге Назаретской. Христос окончательно переселяется в Капернаум, где сердца людей были более открыты для слушания Его Божественной проповеди.
Прочитав этот евангельский отрывок, какие возникают мысли?
Назаряне дивились слову Господа, а всеже не веровали. Что же мешало? Мешала зависть, как открыл далее Сам Господь. Любая страсть – это противоборство истине и добру, но зависть-больше всего. Ее основу составляет ложь и злоба. Зависть начинает точить сердце, она требует свержения с горы своего противника, и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего. Не верили, потому что назаряне еще не могли принять Христа в его убогом виде.
Избрание 4-х учеников (Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11) Из Назарета Господь пошел по городам и селениям Галилеи, неся Свое спасительное учение тем, кто был достоин слова Бо- жия. Многие сердца тянулись к дивному Учителю и Чудотворцу, поэтому Он всегда был окружен толпами народа. Жизнеутверждающее учение Христово совсем не было похоже на мертвое слово книжников и фарисеев. Те говорили, как рабы закона, а Иисус - "как власть имеющий". Книжники и фарисеи исказили смысл закона, сами не понимали его и потому говорили неубедительно. Иисус же говорил Свое, то, что слышал от Отца Своего, а потому говорил властно и убедительно.
Проходя селениями, Господь пришел в рыбацкий городок Вифсаиду, откуда родом были Его первые ученики. Этот городок находился на берегу Галилейского моря, недалеко от Капернаума. Геннисаретское озеро всегда славилось хорошей рыбой, а в те времена, по свидетельству древних историков, оно кормило рыбой всю Римскую империю. Однажды Господь проповедовал у берега озера, и Его окружала большая толпа слушателей. Увидев лодку Петра, Христос вошел в нее и попросил Своего ученика отплыть немного от берега, чтобы лучше можно было проповедовать народу. Когда же проповедь закончилась, Христос повелел Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова рыбы. "Наставник! - сказал Ему Петр - Мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть". Сделав это, Петр и Андрей поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них стала прорываться. Тогда они дали знак своим товарищам Иакову и Иоанну, находившимся на другой лодке, чтобы они пришли помочь им. Те быстро приплыли на помощь друзьям, и вскоре обе лодки были наполнены рыбой так, что начали тонуть. Увидев такое чудо, Петр в ужасе припал к ногам Иисуса и сказал: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный11Не бойся, - ответил ему Христос, - отныне будешь ловить человеков". Этими словами Господь второй раз призывает Своих учеников на апостольское служение.
После этого Божественного призыва Петр, Андрей и сыновья Заведеевы вытащили обе лодки на берег, оставили все и уже никогда не расставались со своим любимым Учителем. Бедным и малообразованным рыбакам из Галилеи, по призыву Господа предстояло нести в мир свет Христова учения, но пока, быть может, они еще не совсем понимали загадочный смысл необычайного улова рыбы. Вместо Галилейского моря, им предстояло исходить весь мир; вместо ловли рыб, они будут привлекать ко Христу души человеческие.
Ознакомившись с событиями этого евангельского отрывка, какие возникают мысли? Во-первых, это вопрос о том, откуда у апостолов появилась такая решимость. Ладно Петр и Андрей, они могли узнать во Христе Того, Которого Иоанн Креститель указал им на Иордане и назвал Агнцем Божиим. Более того, Христос при первой встрече назвал Петра по имени. Все это должно было возбудить в Петре и Андрее почтительное уважение ко Христу. Но Иоанн и Иаков? Они оставили не только сети, но и всех своих родных, прочем оставили не мешкаясь, оставили тотчас. Откуда такая решимость у них появилась? В чем тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив все, следовать за Христом, Которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал "приходи, и следуй за Мною", не откликнулся тотчас же, но "отошел с печалью" (Мф. 19:21-22)?
Конечно же, это не слепое послушание. Любой ответ человека на зов Божий — это ответ человеческой воли, исполненной веры в Бога. Вера - это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, в его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания. "Ты создал нас для Себя, - говорит блаженный Августин. - и беспокойно томится сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
Божий зов можно уподобить стреле, которой Бог, как опытный охотник, ранит душу человека. Кровоточащая и незаживающая рана заставляет душу, забыв обо всем, искать врача. Душа того, кто ощутил зов, становится одержимой горячим влечением к Богу. "И помыслы такой души, - пишет преподобный Макарий Египетский, - горят духовной любовью и неудержимой тягой ко все более славным и светлым красотам духа, томятся неудержимой любовью к небесному Жениху и,., рвутся к возвышеннейшему и величайшему, чего уже больше ни словами не высказать, ни человеческим разумом не постичь... Через великие труды, усилия, долгое подвижничество и совершенную борьбу... такие души всегда восхищены небесными духовными таинствами и увлечены разнообразием Божьей красоты, в великой жажде ища лучшего и величайшего. Ибо в Божественном Духе заключена разнообразная и неисчерпаемая, неизреченная и немыслимая красота, открывающая себя достойным душам на радость и наслаждение и жизнь и утешение, чтобы чистая душа, томящаяся ежечасно сильнейшей и пламенной любовью к небесному Жениху, никогда уже более не оглядывалась на земное, но была всецело объята влечением к Нему".
Во-вторых, нравственный урок для нас - это образ всякого труда без помощи Божией. Пока сам человек, без помощи Божией, трудится и одними своими силами хочет чего-то достигнуть, все у него валится из рук, но как только приблизится к нему Господь, то откуда появляется успех и удача. В духовно-нравственном отношении успеха невозможно без Господа - "без Мене не можете творити ничесоже". И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не срощена с деревом, не только плода не приносит, но, иссыхая, и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении я Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, принести не могут. Этот закон каждый может наблюдать, если повнимательней присмотримся и к себе, и к своей душе.
Призвание Матфея (Мф, 9,9-17; Лк. 5.27-39: Мк, 2,13-22). Об этом повествует как сам Матфей, так и другие два Евангелиста Марк и Лука, причем только Матфей называет себя этим именем, а другие два называют его Левием. Выйдя из дома после совершенного Им чуда исцеления расслабленного. Господь увидел человека, сидящего на мытнице, т.е. у сбора пошлин или податей, по имени Матфея, или Левия, и сказал ему: "Иди за Мной!" И тот тотчас встал и последовал за Иисусом. Надо знать, что мытари, или сборщики податей, к числу которых принадлежал Матфей, считались у евреев самыми грешными и презренными людьми, т.к. взимали с народа подати в пользу ненавистного римского правительства. К тому же это взимание податей они брали у правительства на откуп, и в своих стремлениях к наживе, брали с народа много больше, чем следовало, почему и заслужили к себе общую ненависть.
Такова сила слова Господа, что мытарь — человек зажиточный — бросил все и последовал за Господом, не имевшим, где главу подклонитъ. Но это доказывает, вместе с тем, что грешники, сознающие свою греховность и готовые искренно раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем превозносящиеся своей мнимой праведностью фарисеи. Обрадованный призывом Господа Матфей пригласил к себе в дом Иисуса и учеников Его и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а "возлежали" вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокачиваясь левой рукой на подушку. Туда же пришли, видимо, товарищи Матфея по сбору податей, другие мытари и грешники, по понятиям фарисеев, и возлегли со Иисусом и учениками Его за одним столом. Это и дало повод фарисеям осудить Господа за такое сближение с грешниками. "Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? - сказали они ученикам Его. "Клевещут пред учениками на Учителя- поясняет эти слова св. Златоуст, - "с худым намерением желая отвлечь учеников от Учителя" "Не требуют здравии врача, но болящий", - отвечал на это обвинение Сам Христос. Смысл этих слов: "Не чувствуют нужды в Спасителе мнимые праведники, каковы фарисеи, но чувствуют эту нужду грешники". "Милости хочу, а не жертвы" — фарисеи считают, что праведность заключается в принесении установленных законом жертв, но они забывают при этом слова Божии, сказанные устами пророка Осии: "Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжении" (Осии 6:6). "Поймите же, - как бы так говорит Христос, - что ваши жертвоприношения, все ваше внешнее формальное благочестие ничего не стоит в очах Божиих без любви к ближним, без дел милосердия". "Я пришел призвать не праведников" — т.е.: "Я для того и пришел, чтобы грешники покаялись и исправились. Я пришел призвать к покаянию не тех, которые считают себя праведниками и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками и просят у Бога милости". Правда, Господь пришел призвать и спасти всех, в том числе и самомечтательных праведников, но пока они не оставят самомечтания о своей праведности и не сознают себя грешниками, призвание их будет бесплодно и спасение для них невозможно.
Потерпев поражение в этом споре, фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа, и в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые, как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью ко все возраставшей славе Господа. Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучил и учеников своих к такому же строгому постничеству. Вероятно, в это время он уже был посажен в темницу, и ученики его еще усилили, по этому случаю, свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и вот они спрашивают Господа: "Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" На это Господь отвечает им словами их учителя: "Могут ли сыны чертога брачного поститься, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься". Объясняя фарисеям, почему Его ученики не постятся, Иисус использовал яркую картину. После иудейской свадьбы молодые супруги не уезжали в свадебное путешествие, а оставались дома. В течение одной недели они держали дом открытым и непрерывно пировали и веселились. В жизни, полной тяжелого труда, свадебная неделя была самой счастливой для человека. На эту неделю приглашали близких друзей жениха и подруг невесты и называли их детьми брачного чертога. Иисус сравнивал восседавших с Ним учеников с детьми брачного чертога, избранными гостями на брачном пиру. В действительности существовало такое раввинское правило: "Все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения всех тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье". Гости на брачном пиру действительно были освобождены от всякого поста.
Т.e. весь спор можно выразить следующими словами: Ведь ваш учитель назвал Меня Женихому а себя другом Жениха. которому надлежит радоваться. Поэтому и Мои ученики, как друзья Жениха; как сыны чертога брачного, радуются пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост как выражение скорби, печали, Когда наступят эти дни, и они останутся одни в мире, тогда и будут поститься. В память этих слов Господа, наша св. Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкающий к Посту св. Четыредесятницы, и пост по средам и пятницам, именно в те дни, когда отнялся от нас Жених — дни предательства Его, страданий и крестной смерти. Говоря, что для учеников Его еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль словами: "Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое". В древности вино хранили в мехах, ничего подобного нашим бутылкам тогда не существовало. Новые меха обладали определенной эластичностью, со временем они твердели и теряли гибкость. Молодое вино еще продолжает бродить и в результате этого еще образуются газы, которые в свою очередь создают давление; новый мех растягивается под давлением этих газов, старый же, жесткий и сухой мех лопнет, и будут потеряны и вино и мех. По толкованию св. Златоуста, новая заплата и новое вино это строгай пост, строгие требования вообще, а старая одежда и старые мехи это немощность, слабость учеников, еще неподготовленных к несению больших подвигов. "Я нахожу неблаговременным, - как бы так отвечает Господь, - налагать на Моих учеников, еще слабых, пока они не обновлены, не возрождены благодатью Св. Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей". Здесь Господь защищает Своих учеников от нареканий с истинно отеческой любовью и снисхождением к ним.
страница 1
|