Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Содействие вступлению Казахстана в ВТО:

Гармонизация технических регламентов и стандартов



НОВЫЙ ПОДХОД И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Милан Брезовник, эксперт проекта
При содействии Марка Сегала








Проект финансируется Проект реализуется компанией

Европейским Союзом IBF International Consulting

Оговорка: Мнения и утверждения сделанные в данном документа остаются за автором и Подрядчиками реализующими проект. Они не отражают официального мнения или взглядов Европейского Союза или Делегации Европейской Комиссии.


Апрель 2007

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Казахстан находится на этапе пересмотра и реформирования экономики страны в целях успешной интеграции в международную экономическую систему, усиления модернизации и развития, и для создания базы для членства во Всемирной Торговой Организации. Соответственно, понимание международной и европейской системы и шаги по ее адаптации являются важным условием для государственного, делового и потребительского секторов в Казахстане. Уже достигнут значительный прогресс под руководством Комитета по техническому регулированию и метрологии и Казахстанского института стандартизации и сертификации Министерства индустрии и торговли. Данный прогресс включает законодательную реформу, разработку технических регламентов, развитие стандартизации и институциональное развитие. Содействие оказывается со стороны Делегации Европейской Комиссии, которая заинтересована в укреплении коммерческих связей с Казахстаном. Такое содействие включает и финансирование проектов, таких как “Содействие вступлению Казахстана в ВТО: Гармонизация технических регламентов и стандартов”.

Усиливающийся в Казахстане процесс стандартизации и реформирование системы технического регулирования требует полного понимания и применения международного и европейского передового опыта. Одними из них являются Директивы “Нового Подхода”, применяемые в странах Европейского Союза. Директивы Нового Подхода не охватывают все требования к производству, скорее, делают различие между обязательными требованиями по безопасности и добровольными стандартами на продукты. Двадцать одна из действующих 162 Директив ЕС основаны на принципе Нового Подхода и имеют отношение к серии международно-гармонизированных стандартов. Дополнительными значимыми компонентами системы являются органы подтверждения соответствия и органы надзора за рынком.

Данная брошюра знакомит с Директивами Нового Подхода и стандартизацией в Европейском Союзе, и воздействие данного процесса на Казахстан. С этой целью брошюра использует ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Эти простые ответы преследуют цель возбудить интерес на дальнейшее получение знаний из других источников, в том числе и из источников указанных в конце брошюры.



1. Что представляет собой Новый Подход?

Новый Подход, определенный в резолюции Совета в мае 1985 года, является инновационной методикой для содействия гармонизации продукта, устранения технических барьеров в торговле и обеспечения свободного передвижения товаров в странах ЕС. Проще говоря, гармонизация продукта способствует экономической эффективности и свободной торговле. Таким образом, Новый Подход сыграл ключевую роль в развитии Единого рынка для Европейского Союза.


Новый Подход вводит четкое разделение ответственности между законодательными органами Европейской Комиссии (ЕК) и Европейскими органами стандартизации. Главными органами стандартизации являются: Европейский Комитет по стандартизации (CEN), Европейский Комитет по электротехнической стандартизации (CENELEC), и Европейский Институт по стандартизации телекоммуникаций (ETSI). Соответственно, их функции делятся следующим образом:


  • Директивы ЕК устанавливают "необходимые требования" для охраны здоровья и безопасности, применимые для продуктов, размещенных на рынке.

  • Европейские органы по стандартизации разрабатывают соответствующие технические спецификации, отвечающие основным требованиям Директив. Соответствие данным гармонизированным стандартам создает презумпцию соответствия этим основным требованиям.

Новый Подход основывается на нескольких ключевых принципах:

  • Четкое разделение между законодательством ЕС и Европейской стандартизацией.

  • Законодательство ЕС (директивы) ограничивается основными требованиями в отношении здоровья и безопасности для товаров, которые будут реализовываться в странах ЕС.

  • Задача по разработке соответствующих технических спецификаций полностью доверена органам по стандартизации.

  • Продукты, производимые в соотвествии с гармонизированными стандартами, считаются соответствующими основным требованиям безопасности.

  • Стандарты являются добровольными, не обязательными.

  • Альтернативные средства на соответствие основным требованиям допускаются при условии доказательств соответствия, предъявляемых производителем.

  • Стандарты должны предоставлять гарантию безопасности в отношении необходимых требований, установленных в Директивах

  • Органы государственной власти также несут ответсвенность за соответствие требованиям защиты населения на своей территории, через такие средства, как надзор за рынком.

  • Условия по безопасности требуют от стран-членов предпринятия всех соответствующих мер для изьятия опасных продуктов с рынка.

В сравнении с предыдущими Директивами, имевшими очень подробные требования для конкретных продуктов, Новый Подход предлагает ряд преимуществ:

  • Он имеет дело с широкими категориями продуктов (т.е. машинное оборудование, игрушки, другие)

  • Он может охватить “горизонтальные риски”, такие как электромагнитная совместимость, которые действуют на один аспект нескольких видов продуктов, без необходимости рассмотрения конкретного продукта в деталях.

  • Он устанавливает более тесное сотрудничество между органами государственной власти и операторами рынка.

  • Он больше основан на полной гармонизации (замене несоответствующего национального законодательства) чем на выборочной гармонизации (которая создает серию двойных режимов).

Важно отметить, что предыдущие/другие Директивы на продукты остаются полностью действующими. Таким образом, любой продукт, который они охватывают, должен отвечать всем установленным ими требованиям.

2. Что такое гармонизированные стандарты?

Стандарты являются добровольными соглашениями в виде подробно расписанного документа, устанавливающие важные технические критерии для продуктов, услуг и процессов. Стандарты помогают обеспечить соответствие продуктов и услуг их назначению, являются сравнимыми и совместимыми.



Гармонизированные стандарты – это европейские стандарты, принятые органами стандартизации, такими как CEN, CENELEC или ETSI, в соответствии с мандатом Европейской Комиссии, после консультаций со странами-членами. Они разрабатываются в открытом и транспарентном процессе, основанном на консенсусе между заинтересованными сторонами.

Гармонизированные стандарты публикуются в официальном журнале Европейского Союза и, затем, переходят в национальные стандарты. Соответствие гармонизированным стандартам создает презумпцию соответствия основным требованиям безопасности установленных в Директивах. Это предоставляет ценную защиту производителей и расширяет возможности для процедур подтверждения соответствия. Однако, соответствие гармонизированным стандартам является добровольной процедурой и производители свободны в выборе других технических решений, соответствующих основным требованиям. Данное обстоятельство дает возможность развитию инноваций. Однако, в таких случаях, бремя по демонстрации соответствия ложится на производителя.

Если Комиссия или страны-члены решат, что гармонизированный стандарт в недостаточной степени соответствует необходимым требованиям, такой стандарт может быть отозван, согласно процедурам, установленным в Директивах. Этот факт должен быть опубликован в официальном журнале. В таких случаях, последующее соответствие стандарту больше не создает презумпцию соответствия.



Гармонизированные стандарты ЕС являются инструментом, которые могут быть использованы:


  • Производителями для разработки, производства, инспекции,

оценки соответствия




  • Нотифицированными органами для выполнения процедур по оценке соответствия






  • Органами по надзору за рынком, для выполнения инспекций и контроля




3. Когда и как разрабатываются гармонизированные европейские стандарты?

Европейские стандарты разрабатываются по мере возникновения в них потребности отрасли промышленности, рынка и общественности. К примеру, отрасли промышленности может быть необходим стандарт для обеспечения возможности взаимодействия продукции или услуг. Стандарт может быть необходим для обеспечения гарантии честной конкуренции. Стандарт может потребоваться населению для улучшения качества продукта или услуги. Европейские стандарты также используются для продвижения соответствия Европейскому законодательству. На самом деле, большинство стандартов разрабатываются по ряду взаимосвязанных причин и для предоставления различных преимуществ разным группам заинтересованных сторон.

Просьба о разработке новых стандартов может исходить из различных источников, общественных либо частных. После выявления потребности и подготовки заявки, следующим шагом будет направление вопроса соответствующему комитету или рабочей группе. Европейские стандарты разрабатываются обычно в одном из трех европейских органов по стандартизации, перечисленных ниже:


  • Европейский комитет по стандартизации (CEN) работает по всем секторам, за исключением электротехнического и телекоммуникационного.

  • Европейский комитет по электротехнической стандартизации (CENELEC) имеет дело с электротехническим сектором.

  • Европейский институт по стандартизации телекоммуникации (ETSI) работает в секторе телекоммуникаций и радиовещания.

В целом, любая сторона, имеющая интерес или на которую стандарт может иметь воздействие, может сделать вклад в его разработку. Участие может иметь место на национальном уровне, путем влияние на работу через конкретных стран-членов, либо на европейском уровне.

Технические знания являются главным условием при разработке стандартов. Эксперты, задействованные в этом процессе, имеют обширный опыт в различных сферах, и выбираются из представителей промышленности, правительства, академических кругов, торговых и промышленных групп, неправительственных организаций и конкретных заинтересованных групп. Одним из основных операционных принципов Европейских органов по стандартизации является представительство экспертами, задействованными в разработке стандартов, различных интересов. Это гарантирует баланс и представление всех интересов. К тому же, это обеспечит принятие и широкое использование стандартов после их завершения и публикации.

 4. Почему гармонизированные стандарты важны для Европейской Комиссии?

Европейские стандарты являются мощным инструментом для повышения конкурентоспособности предприятий Европейского Союза. Они служат для защиты здоровья и безопасности граждан Европы и охраны окружающей среды. Стандарты предлагают технические решения проблем и способствуют торговле и сотрудничеству между странами-членами. Они помогают переносить и распространять технологии в интересах общественности. И, самое главное, они повышают эффективность политики ЕС по поддержке благосостояния потребителей, охраны окружающей среды, торговли и единого рынка.

Соответственно, Комиссия сотрудничает со всеми признанными органами стандартизации. Это помогает им интерпретировать и внедрять политику Сообщества и международные принципы. Иногда предоставляется финансирование и содействие для отдельных инициатив и исследований. К тому же, Комиссия способствует открытости, прозрачности и эффективности.

В Казахстане, Правительство может работать через различные официальные и неофициальные ведомства для достижения аналогичных целей, а также задач по модернизации, экономической эффективности и продвижения экспорта. Кроме того, можно повысить здоровье и благосостояние граждан. Данный подход уже внедряется в политике и процедурах, применяемых при новой системе.



5. Какова взаимосвязь между стандартизацией и единым рынком?

Стандартизация, как сказано выше, способствует формированию, развитию и внедрению гибкой регулятивной базы для единого рынка, одновременно защищая законные интересы потребителей и граждан. Новый Подход содействует развитию коммерции и взаимного признания продукта, что является основой единого рынка. Взаимное признание означает, что каждая страна-член обязана принимать на своей территории продукты, законно произведенные и реализуемые в другом государстве, тоже являющемся членом сообщества. Страна-член может пренебречь данным принципом в исключительных случаях, при наличии доказательств угрозы безопасности для населения или окружающей среды. Даже тогда, ответные меры должны быть пропорциональны, то есть добиваться своих целей с наименьшим вредом для торговли.

Стандартизация также способствует конкурентоспособности, эффективности и доступу к рынку. Она предотвращает технические барьеры в торговле, согласно Соглашению Всемирной Торговой Организации о технических барьерах в торговле. Как результат, усиливается экономический рост и создаются рабочие места.

На самом деле, свободное перемещение товаров, один из краеугольных камней единого рынка, не может существовать без стандартизации и взаимного признания продукта. Без этого будет слишком много национальных барьеров в торговле. Области в которых были снижены барьеры: транспорт, фармацевтика, химические продукты, строительные материалы, косметика, электрооборудование, обувь, газовые установки, суда для отдыха, механическое оборудование, медицинское оборудование, упаковочные материалы, радио- и телекоммуникационное оборудование, текстиль, прессовое оборудование и игрушки.

Стандартизация в Казахстане будет преследовать эти же цели. Таким образом, она содействует продвижению основных национальных задач и, одновременно, служит интересам граждан. Европейский опыт сегодня широко используется в Казахстане для применения наилучшей европейской и международной практики, уже принесшей положительные результаты. Этот процесс, вероятно, будет усиливаться, так как Казахстан вступает во Всемирную Торговую Организацию.

За более подробной информацией обращаться:


  • Команда проекта, тел: (7-3172) 22-24-03, эл. почта: kaztowto@gmail.com.

  • Веб-сайт проекта: www.memst.kz/tacis

  • Веб-сайт Комитета по техническому регулированию и метрологии: www.memst.kz.

  • Менеджер проекта в Делегации Европейской Комиссии, Пьер-Ив Лукас, тел: (7-3272) 91-76-76 или (7-3172) 97-95-61. Веб-сайт: www.delkaz.eu.int

  • Веб-сайт компании IBF International Consulting : www.ibf.be.

  • Основной веб-сайт по Директиве по машинному оборудованию: http://europa.eu.int/comm/enterprise/mechan_equipment/machinery/index.htm;

  • Список гармонизированных стандартов на сайте: http://europa.eu.int/comm/enterprise/

newapproach/standardization/harmstds/reflist/machines.html

  • Список нотифицированных органов: http://europa.eu.int/comm/enterprise/mechan_equipment/machinery/nb.htm;

  • Инструкция: http://europa.eu.int/comm/enterprise/mechan_equipment/machinery/index.htm

Для получения интерактивного мультимедийного обучения по общему пониманию принципов Нового и Глобального Подходов (CD диск на английском языке), обращаться:



entr-regul-coord-mra@ec.europa.eu


страница 1

Смотрите также: