Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего
среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.


IV. УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентационная работа в учреждениях высшего образования – это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.

Приоритетами политики учреждений высшего образования должно стать осуществление системной и комплексной профориентационной работы на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, т.е. создание единой вузовской системы профориентации. Профессиональная ориентация является органической составной частью образовательного процесса в вузе и непосредственно связана с другими направлениями работы, особенно с трудовым и нравственным воспитанием.

Профориентационная работа в учреждении высшего образования должна осуществляться на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки вуза и своевременное привлечение обучающихся к получению высшего образования.

Основной целью учреждения высшего образования по профориентационной работе является привлечение профессорско-преподавательского состава, кафедр, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностноориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

Основные задачи учреждений высшего образования:

– обеспечение формирования контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки учреждения высшего образования;

– качественный отбор абитуриентов;

– изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента учреждения высшего образования;

– установление и укрепление постоянных контактов с коллективами учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, предприятий;

– информирование об уровне образовательной деятельности учреждения высшего образования.

Учреждениям высшего образования необходимо:

– организовывать и проводить совместно с факультетами и кафедрами профориентационные мероприятия по проблемам профессиональной ориентации учащихся, в том числе выездные информационные лекции в учреждениях общего среднего образования области и республики;

– сотрудничать с отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий в школы района (области), информирования о факультетах, специальностях университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении; привлечения учащихся учреждений общего среднего образования к активному участию в Днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.; организации и проведения целевых семинаров в учреждениях общего среднего образования с привлечением преподавателей университета; знакомства школьников с многоуровневой структурой образования в университете (встречи на базе университета);

– сотрудничать с РЦПОМ с целью информирования молодежи о возможностях получения профессионального образования;

– совместно с отделами по организации культурно-массовых мероприятий участвовать в выездных профориентационных концертах, семинарах, рейдах с целью ориентации учащихся на поступление в учреждение высшего образования;

– информировать абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ;

– составлять планы работы профориентационной деятельности вуза. В плане указывать мероприятия, проводимые всеми структурными подразделениями университета, место и сроки их проведения, ответственных за исполнение;

– печатать информационные профориентационные буклеты и газеты ”Абитуриенту“ с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях;

– постоянно обновлять на сайте учреждения высшего образования страничку ”Абитуриенту“;

– создавать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений образования с целью оказания помощи учащимся в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

– проводить акции, встречи абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Берг, В. Карьера – суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998.

  2. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.

  3. Игнатович, Е.С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников как средство их профессионального самоопределения / Е.С.Игнатович; под ред. О.А.Олекс. – Минск: РИВШ, 2009.

  4. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.

  6. Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. – М., 1993.

  7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991.

  8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  9. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – М.: Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.

  10. Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2011.

  11. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., Воронеж, 2003.

  12. Поляков, В.А. Технология карьеры. – М., 1995.

  13. Пономоренко, В.А. Страна Авиация – черное и белое. – М., 1995.

  14. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991.

  15. Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее: учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения (базовый уровень) / Е.Н.Прощицкая. Минск: Нац.ин-т образования. 2007.

  16. Прощицкая, Е.Н. Профессиональная ориентация учащихся вспомогательной школы: учеб.-метод.пособие / Е.Н.Прощицкая: Акад. последиплом. образования. – Минск: АПО. 2004. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997.

  17. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.

  18. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы). – М.: ВАКО, 2006.

  19. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  20. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  21. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.

  22. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

  23. Резапкина, Г.В. Психология выбора профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.

  24. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005.

  25. Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.

  26. Твоя профессиональная карьера: Учебник /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – М., 2000.

  27. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007.

  28. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха. – М., 2003.

  29. Энциклопедический справочник 2000 профессий. – Минск, 1986.


Литература, изданная РЦПОМ

  1. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ.пособие / И.Д.Вышаковская и др. – Минск: А.Н.Вараксин, 2010.

  2. Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост. В.В.Лях, Е.Л.Чадович, С.В.Шутова. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека абитуриента).

  3. Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).

  4. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях. – Минск: Экоперспектива, 2009.

  5. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях, С.Г.Макарова. – Минск: Современная школа, 2008.

  6. Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Красико-Принт, 2007.– (Деятельность классного руководителя).

  7. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск: Современное слово, 2006.


Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах, материалы которых актуальны для совершенствования профориентационной работы

Журнал ”Народная асвета“

12 (декабрь 2011)

На страницах журнала участники 22-ого заседания Педагогической ассамблеи «Народнай асветы» обсуждают новые стратегии в профориентации.

Так М.С.Ковалевич, заведующий кафедрой педагогики детства Бресткого государственного университета им.А.С.Пушкина, кандпед.наук, в статье «Современная образовательно-профессиональная среда в системном становлении профориентационной деятельности», определяя стратегические направления образовательно-профессиональной среды, обращает внимание на обстоятельства, связанные с переходом к технологическому скачку: микроэлектроника, компьютеры, телекоммуникации, программирование, интернет необходимы для создания «новой экономики». На очереди биотехнологии, нанотехнологии, робототехника и мехатроника, новая медицина и новое природоиспользование, развитие и использование возможностей личности и коллектива на новом более высоком уровне.

Это лучшее время для инноваций, поисков, прорывов, которые следует начинать на школьной скамье, развивать в студенческих аудиториях, на экспериментальных и инновационных площадках, что позволит выпускникам учреждений образования внедрять их в самостоятельной профессиональной деятельности.

А.В.Ражнова в статье «Готовность к профессиональному самоопределению: компоненты и критерии» определяет компоненты данного активно-действенного состояния личности, среди которых информированность, мотивационный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты.

Для проведения классного часа по профессиональной ориентации М.К.Бартошевич, учитель математики высшей категории Валколацкой СШ Докшицкого района избрала форму известной телепередачи – ток-шоу «Выбор». Представленное на страницах журнала содержание и опыт организации разработанной ею программы ток-шоу «Выбор профессии – дело ответственное» позволит педагогам активизировать и мотивировать учащихся к адекватному и осознанному выбору профессии.

Участница Педагогической ассамблеи Е.В.Ярошук знакомит читателей с деятельностью дискуссионного клуба профориентационной направленности «Меридиан».

Т.А.Комарова, учитель начальных классов высшей категории Воронинского УПК детский сад – базовая школа поделилась с участниками опытом организации классного часа по ознакомлению школьников с профессиями сельскохозяйственного профиля.
2 (февраль 2012)

Рубрика «Дистанционный центр профориентации» представлена статьей А.В.Ражновой «Профориентационный проект для старшеклассников «Сделай шаг!», в которой аспирантка лаборатории проблем воспитания личности Национального института образования знакомит читателей с комплексом методических материалов, используемых при реализации указанного проекта.

Рубрика «Дистанционный центр профориентации» существует более шести лет. За это время ее авторы – ученые, методисты, педагоги – представили материал о нескольких десятках профессий; познакомили читателей с особенностями профориентационной работы в городских и сельских учебных заведениях, системой профориентации молодежи на городском и районном уровнях. Руководители учреждений образования, учителя, психологи, педагоги социальные, родители смогли получить информацию о разных аспектах и формах организации профориентационной деятельности (методические семинары, психологические тренинги, интегрированные уроки, профориентационные игры, родительские собрания и т.д.) .

Материалы указанной рубрики, а также 22 –го заседания Педагогической ассамблеи можно использовать при проведении Недели (декады) профориентационной работы.


3-4 (март-апрель 2012)

На страницах указанных номеров М.С.Ковалевич в статье «Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения личности» основной акцент сделан на усилении профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования.


Журнал ”Кіраванне ў адукацыі“

10 (октябрь 2011) – специальный выпуск

В статьях указанного номера анализируются традиционные и новые подходы к осуществлению профессиональной ориентации обучающихся в учреждениях общего среднего образования.

Для повышения эффективности профориентационной функции учреждений общего среднего образования, определения содержания профориентационного компонента современной образовательной среды определенную значимость будут иметь следующие публикации:



Жук А.И. «Образование и подготовка кадров с высшим образованием в Республике Беларусь»;

Лисейчиков О.Е. «Модель культуры личности как основа формирования содержания профориентационного компонента образовательной среды в учреждениях общего среднего образования»;

Поддубский В.Н. «Республиканские межведомственные семинары как механизм управления профориентационной работой в учреждениях общего среднего образования»;

Луцевич Л.В. «Концептуальные основы трансформации профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью»;

Прокопчик-Гайко И.Л. «Системная методология профессиональной ориентации: содержание и возможности»;

Жук О.Л., Дементьев И.В., Сагайдак Д.И., Сагайдак С.С. «Социально-экономическая необходимость разработки новой стратегии убеждающей профориентации школьников и внедрения инновационных методов в процессе профессионального самоопределения учащихся»;

Дементьев И.В. «Педагогические условия организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении»;

Дзюбенко С.В. «Организация профессиональных проб как условие осознанного профессионального самоопределения учащихся: инновационный аспект»;

Кушнеров В.П., Клебан А.С. «Подготовка рабочих кадров в вечерней школе на основе социального партнерства с предприятиями»;

Лях В.В., Тарасюк О.А. «Программные (компьютерные) педагогические средства как инновационный ресурс Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи»;

Резапкина Г.В. «Современные технологии профориентационной работы: традиции и новаторство».
Журнал “Адукацыя і выхаванне”

10 (октябрь 2011) – специальный выпуск

Дейл Карнеги писал, что в жизни человеку приходится делать как минимум два выбора, имеющих влияние на всё его дальнейшее существование: выбор спутника жизни и выбор профессии. Не отрицая важность первого, в указанном спецвыпуске обсуждаются вопросы модернизации профориентационной работы, направленной на успешность профессионального выбора выпускников учреждений общего среднего образования, «опережающую» и «упреждающую» подготовку специалиста новой формации – поли- и транспрофессионала.

Ниже перечисляются статьи, в которых отражены теоретические аспекты модернизации профориентационной работы с обучающимися, условия и механизмы реализации инновационной полипрофориентационной деятельности, особенности управления в сфере профориентации, практика и опыт, сравнительное образование.



Луцевич Л.В., Поддубский В.Н., Лях В.В. «Модернизация профориентационной работы: полипрофориентационный подход»;

Поплавский Н.Н. «Пространство профессионального самоопределения учащихся учреждений профессионально-технического образования сельскохозяйственного профиля»;

Луцевич Л.В., Тарасюк О.А. «К проблеме формирования ценностно-нравственных карьерных ориентаций у старшеклассников в условиях инновационной деятельности». В статье опубликовано содержание методики определения предпочтительных типов профессиональной карьеры личности (на основе опросника Э.Г.Шейна «Карьерные ориентации»);

Сопикова А.Н. «Информационные компьютерные технологии в полипрофориентационном компоненте образовательной среды современной школы»;

Боровская В.В., Кубышко О.П., Кедало О.Н. «Организация полисубъектного взаимодействия в инновационной среде полипрофориентационной направленности»;

Коваль С.Н. «Основы выбора военных профессий: кадетское образование»;

Поддубский В.Н. “Управление профориентационной работой с учащимися на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов”;

Кожемякина Т.И. “Организационно-управленческая деятельность по профориентации учащихся и повышению уровня профориентологической компетентности педагогов”;

Грецкая А.Б. “Поддержка профессиональной ориентации учащейся молодежи на рабочие профессии”;

Фидрик Н.Н. “Использование электронных средств обучения профориентационной направленности”;

Доменникова Г.Н. “Профориентационные занятия в начальной школе”;

Пряжникова Е.Ю. “Профориентация школьников в России и западных странах: сравнительный анализ”.
Журнал “Кем быть?(№№1-6, 2012)

  • Специальное приложение “25 лет системе профессиональной ориентации Республики Беларусь” – №2 (февраль 2012)

  • Интервью с представителями профессий:

1 (январь 2012)

– с архитектором – “Польза, прочность, красота – грани одного искусства”;

– с банковским служащим – “Работа в банке – работа для умных и талантливых”.

2 (февраль 2012)

– со стоматологом – “Профессия – дарить улыбку”;

– с кинологом – “И служба и дружба”.

3 (март 2012)

– с милиционером – “Неведомая сторона погон”;

– слесарем-сантехником – “Труба зовет”;

– с хореографом – “Девушка. Танец. Ирландия”.

4 (апрель 2012)

– с фельдшером бригады скорой помощи – “Уникальная профессия”;

– геологом – “Геолог – это не профессия, а образ жизни”.

5-6 (май-июнь 2012)

– с радиоведущим – “Настройся на волну”;

– химиком – “Профессия – химик”;

– учителем-дефектологом – “Я верю, что мир спасет добро. И доброта, отданная детям, возвратится… пусть и не ко мне!”.

7 (июль) 2012

– с прокурором – “На страже интересов государства”;

– со спасателем МЧС – “Профессия для сильных духом”;

– со швеей – “Повелительница иголок”.


  • Методические материалы:

1 (январь 2012)

– “Когда стоит начинать профориентационную работу в школе?”;“Город мастеров” (ролевая игра для младших школьников);

2 (февраль 2012)

– “Паровозик” (игра-путешествие для младших школьников)

3 (март 2012)

– “Театр” (ролевая игра для младших школьников).

4 (апрель 2012)

– “Познай себя” (классный час для учащихся начальных классов);

5-6 (май-июнь 2012)

– “Кем быть, каким быть?” (классный час для учащихся старшей школы);



  • Справочно-информационные материалы:

1 (январь 2012)

– “Здоровье и выбор профессии”;

– “Растим будущего ученого-исследователя”.

2 (февраль 2012)

– “Целевая подготовка специалистов”;

– “Специальности средних специальных учебных заведений г. Минска, Республики Беларусь на которые были самые высокие проходные балы и конкурсы в 2011 году”.

3 (март 2012)

– “Специальности учреждений высшего образования г. Минска, Республики Беларусь на которые были самые высокие проходные балы и конкурсы в 2011 году”;

– “Как научить ребенка правильному отношению к работе”.

4 (апрель 2012)

– “Образ профессии как один из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности”;

– “Хочу быть как… или выбор от противного”.

5-6 (май-июнь 2012)

– “Будьте рядом с детьми!”.

7 (июль) 2012

– “Вы решили вырастить спортсмена…”.

Приложение 1

Универсальные направления и механизмы

профессиональной ориентации

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для работы в различных сферах трудовой и образовательной деятельности.

Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения, воспитания и социализации.

Профактивизация – создание условий для профессиональных проб в различных сферах трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация включает в себя систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме ”погружения“. Профориентационная игра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.

Приложение 2

Нормативное правовое и методическое обеспечение

профориентационной работы в учреждениях образования

Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь (2011 г.);

Закон Республики Беларусь ”О занятости населения Республики Беларусь“ от 15.06.2006 № 125-З;

Закон Республики Беларусь ”Об основах государственной молодежной политики“ от 07.12.2009 № 65-З;

Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);

Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению ”Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций“ (2008 г.).




1 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь “О проведении профориентационной работы с учащимися общего среднего образования в 2010/2011 учебном году”




страница 1 страница 2

Смотрите также: