Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Правила безопасного поведения на занятиях

физической культурой

и спортом

(для основного и специального медицинских отделениях)

Минск 2012

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической культуры

Правила безопасного поведения на занятиях

физической культурой и спортом

(для основного и специального медицинских отделений)

Методические рекомендации

Минск 2012

УДК
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры физической культуры 29 июня 2011 г. протокол, адресованы преподавателям и студентам для использования в учебных и самостоятельных занятиях основного и специального медицинского отделения
Составители:

Д-р пед.наук, профессор И.В. Бельский, к-т пед.наук, доцент

П.Г. Сыманович, О.Г. Петровская, Г.И. Фомочкина,

Л.Н. Буцкевич, Н.С. Игнатенко, О.А. Усаченок, Н.Т. Красько,

Г.В.Ажгирей, Т.В. Полякова
Рецензент:

Учебное издание


Правила безопасного поведения на занятиях

физической культурой и спортом

(для основного и специального медицинских отделений)
Методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое методическое пособие разработано кафедрой «Физической культуры» Белорусского Национального Технического Университета с целью совершенствования системы охраны труда преподавателя физической культуры в Вузе и личной безопасности студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.

Основными причинами травматизма являются:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и спортивно-массовых мероприятий. Они являются результатом нарушения инструкций и положений о проведении занятий, неквалифицированным составлением программного материала, нарушением правил соревнований; неправильным размещением участников, судей и зрителей при проведении соревновательных мероприятий; неправильного комплектования групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленности групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта на одной площади, неорганизованной смены снарядов и переходов к местам проведения занятий, проведение занятий в отсутствии преподавателя.

2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет общего и текущего состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, функциональной, физической и технико-тактической подготовленности студентов. Распространенной причинной травматизма является пренебрежение вводной частью урока, разминкой; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки и самостраховки; применение максимальных и форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на неподготовленный контингент. Так же, причинами травм являются недостатки планирования учебной нагрузки, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся адекватных двигательных навыков и психофизических качеств.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малое количество оборудованных мест проведения занятий, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, нестандартное покрытие открытых плоскостных сооружений, неправильный выбор трасс для проведения кроссовой и лыжной подготовки. Вероятность получения травм возрастает в виду плохой подготовки мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление инвентаря, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие габаритов и массы снаряда антропометрическим показателям занимающихся); несоответствие индивидуального снаряжения (одежды, обуви, защитных приспособлений) особенностям вида деятельности.

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, дефекты проетирования, сниженный температурный режим (связан с недостаточной акклиматизацией занимающихся).

5. Низкий уровень воспитательной работы, что приводит к нарушениям дисциплины, снижению внимания, небрежному отношению к страховке.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований (допуск к занятиям и участию в соревнованиях без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем и студентом врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после трави и заболеваний, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.

Причины травм и несчастных случаев – это нарушение правил, обязательных при проведении урочных и самостоятельных форм занятий по физической культуре и спорту. В основе успешной их профилактики лежит строгое выполнение предписанных требований преподавателями физической культуры и студентами.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Правила безопасности проведения занятий по физической культуре и спорту на основном и специальном медицинских отделениях разработаны и составлены на основе «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь: в общеобразовательных школах, гимназиях, колледжах, ПТУ и Сузах» утвержденных 25.04.2000 г. Министерством образования Республики Беларусь.

Преподаватели кафедры физической культуры, которым поручена учебно-воспитательная, оздоровительная, спортивно-массовая работа со студентами, должны руководствоваться настоящими Правилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащейся молодежи.

Профессорско-преподавательский состав, проводящий занятие по физической культуре и спорту в учебное и внеучебное время, несет прямую ответственность за охрану жизни и здоровья студентов. Преподаватели обязаны:


  • перед началом занятий провести тщательный осмотр мест проведения занятий, убедиться в исправности спортивного инвентаря и надежности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами, проинструктировать студентов о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;

  • обучать учащихся безопасным приемам выполнения физических
    упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при
    этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;

  • по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося, при появлении у уча­щегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

  • после окончания занятий тщательно осмотреть места их про­
    ведения, отключить электроприборы и освещение.

Запрещается проведение занятий на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без преподавателя.

При проведении учебно-спортивных занятий или соревнований на открытом воздухе необходимо руководствоваться действующими учебными программами по физической культуре.

Учебно-воспитательный процесс в Вузе должен обеспечивать сохранение здоровья студентов, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, раз­витие индивидуальных способностей, отдых по интересам.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ


    1. По разделу «Легкая атлетика»

1. При ветре более 5 м/с, температуре воздуха не ниже +15°С при повышенной влажности необходимо увеличивать время, отведен­ное па разминку перед выполнением основных нагрузок, связанных с бегом, прыжками или метанием. Разминка, связанная с легкоатлетическими упражнениями, должна быть более интенсивной.



  1. В зависимости от вида легкоатлетической подготовки и
    места проведения занятия выбирают ту одежду и обувь, которые соответствуют конкретным условиям занятий.

  2. Во время проведения занятий по метанию нельзя находиться в зоне броска, пересекать эту зону. Тем, кто выполняет функции
    судьи и находиться вблизи мест приземления снаряда нельзя повора­чиваться спиной во время выполнения метания.

  3. Запрещается производить произвольные метания, оставлять
    без присмотра спортивный инвентарь, который не используется в
    данный момент на уроке или тренировочном занятии.

  4. Хранить и переносить спортивный инвентарь необходимо
    в специально приспособленных ящиках или чемоданах. В ненастную
    погоду необходимо предусмотреть наличие ветоши для обтирания
    снарядов при повторных бросках или метаниях.

  5. Приступая к занятиям с использованием легкоатлетическо­го инвентаря, преподаватель обязан ознакомить учащихся с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду легкой атлетики (см. приложение № 1),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.




    1. По разделу «Спортивные игры»




  1. При проведении занятий и соревнований по спортивным
    играм преподаватель обязан постоянно следить за качеством спор­тивных площадок, оборудованием и инвентарем.

  2. Вес, техническое состояние оборудования и спортивного
    инвентаря должны соответствовать установленным стандартам и правилам соревнований.

  3. Все острые и выступающие предметы в зале должны быть
    ограждены защитными приспособлениями, посторонние предметы
    находиться в безопасном месте.

  4. При занятии мини-футболом, гандболом, теннисом и т. д. в спортзале за воротами должны быть установлены защитные сетки.

  5. В период изучения тактико-технических приемов необхо­димо обучать студентов технике безопасного падения,

  6. Изучая и совершенствуя тактико-технические приемы вы­полнения упражнений одним или группой игроков, необходимо вы­держивать дистанцию или временные интервалы, исключающие
    возможные столкновения,

  7. Встречные и другие перемещения с мячом (без мяча) на
    пути движения не допускаются.

  8. При выполнении упражнений во встречных колоннах пер­вым номерам необходимо определять обеих колонн конкретное на­
    правление движения.

  9. Двусторонние игры должны проводиться в соответствии с
    правилами соревнований.




  1. Во время проведения двусторонних игр спортсменам, не
    участвующим в игре, не разрешается проводить разминку с мячом
    (без мяча) или заниматься физическими упражнениями рядом с иг­ровой площадкой.

  2. Перед занятиями следует снять часы, кольца, цепочки, элементы пирсинга и другие украшения, способствующие нанесению травмы сопернику или лично себе.

  3. Необходимо быть внимательными при установке баскет­больных щитов, волейбольных стоек или другого тренировочного
    оборудования, используемого на занятиях.

  4. При выполнении упражнений, связанных с физическим кон­тактом или единоборством, требуется соблюдать технику приема с ис­пользованием страховки соответственно правилам соревнований.

  5. При выполнении групповых упражнений, двусторонних
    игр следует быть корректным по отношению к сопернику, избегать
    толчков, ударов по рукам, ногам, подножек и т. д.




  1. При проведении двусторонних игр необходимо строго
    придерживаться правил соревнований.

  2. Запрещается переходить или находиться на пути движе­ния игроков с мячом (без мяча).

  3. 17. Не разрешается выполнять удары (броски) по воротам без предварительного сигнала или внимания со стороны вратаря.

  4. Игровая поверхность стола для настольного тенниса должна быть ровной, матовой, точной окраски. Размеры стола должны соответствовать правилам соревнований.

  5. Мяч должен быть изготовлен из целлулоида или подобной пластмассы белого или оранжевого цвета.

  6. Запрещается вытирать руки об игровой стол; повреждать или наносить намеренно удары (чем угодно) по оборудованию и инвентарю (бить по столу ракетками, бросать ракетки).

  7. Приступая к занятиям по спортивным играм, преподаватель обязан ознакомить учащихся с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду спортивных игр (см. приложение № 2),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.




    1. По разделу «Лыжная подготовка»




  1. Одежда для занятий на лыжах должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений.

  2. Уроки лыжной подготовки должны проводится при темпе­ратуре не ниже -15° С со скоростью ветра не более 3 м/с.

  3. При сильном морозе необходимо поручать учащимся следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых признаках отморожения.

  4. При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся
    должен быть отправлен на базу в сопровождении товарища.

  5. В начале занятий по лыжной подготовке лыжня обязательно проверяется преподавателем.

  6. Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользо­вания, прочным и надежным. Во избежание путаницы лыжи и ботин­ки к ним должны иметь один номер. Правая лыжа отличается от левой буквой «п» под номером.

4.3.7. Перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, ко­торые могут встретиться на пути передвижения — движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну. Группу учащихся разрешается водить с лыжами только по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие. Они обязаны иметь красные флажки, а с наступлением темноты и в тумане зажженные фонари: впереди белого цвета, а позади — красного.

1.3.8. Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго поочередно для каждого занимающегося. Между

спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.


  1. Приступая к занятиям по лыжной подготовке, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 3),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.




    1. По разделу «Фигурное катание на коньках»

4.3.9. Проходить к катку, расположенному на естественном водоеме, можно только по проложенным дорожкам, нельзя собираться


на льду большими группами.

  1. При движении по конькобежной дорожке запрещается
    |резко останавливаться, а также отдыхать, стоя на ней.

  2. При обучении на льду новичков следует применять страховку каждого выполняющего самостоятельное движение, используя
    для этой цели барьеры, поручни.

  3. Запрещается кататься на обычных коньках на специализированных катках и конькобежных дорожках. На таких катках бегают только на беговых коньках.

  4. Приступая к занятиям по фигурному катанию на коньках, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 4),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.




    1. По разделу «Плавание»

4.4.1. Допуск студентов в воду (выдача пропусков в бассейн) проводится в присутствии только того преподавателя, фамилия которого указана в расписании. Любая замена одного пре­подавателя или тренера другим должна быть согласована с администрацией учебного заведения. Если обучение плаванию проводит тренер, то преподаватель в этом случае становятся непосредственными помощни­ками, выполняющим различные организационные функции, участву­ющим в самом процессе обучения, а главное, помогающим контролировать учащихся во избежание несчастных случаев на воде.

4.4.2. Проведение на естественных водоемах занятий разрешается
только в отвечающих санитарным требованиям специально отведен­ных и оборудованных для этих целей местах. Места купания (обучения плаванию) студентов и их оборудование должно быть согласовано
с местными советами органов ОСВОДа и районными центрами гиги­ены и эпидемиологии.

При выборе места для обучения плаванию на естественных водо­емах следует руководствоваться указаниями, изложенными в рекомен­дациях по обучению учащихся плаванию:



  • естественное дно водоема в месте, выделенном для купания, или
    днище купальни, оборудованной на естественном водоеме, должно
    быть ровным;

  • глубина воды от 0,7 до 1,3 м;

  • скорость течения (движения) воды не более 0,3 м/с;

  • дно естественного водоема должно быть песчаным и очищен­ным от коряг, камней, водорослей, железных и других предметов, представляющих, опасность для учащихся;

  • места для купания (обучения плаванию) должны быть ограждены;

  • при проведении занятий должны быть в наличии спасательные
    средства (спасательные круги, веревки, шесты, в необходимых слу­чаях спасательные лодки и т.д.).




  1. При невыполнении необходимых для проведения занятий
    по плаванию условий, преподаватель должен принять меры к устранению факторов, мешающих их проведению, а в случае невозможности это сделать – отменить занятие.

  2. Приступая к занятиям по плаванию, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду плавания (см. приложение № 5),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.




    1. По разделу «Силовые виды спорта»




  1. До начала выполнения упражнений необходимо проверить
    надежность и исправность крепления грузов и тросов на трениро­вочных устройствах. В случае обнаружения неисправности сооб­щить преподавателю.

  2. При выполнении упражнений следует подбирать вес отя­гощений, соответствующий текущему уровню индивидуальной фи­зической подготовленности.

4 5.3. При выполнении упражнений партнером надо находиться на расстоянии, исключающем получение травмы.

  1. При выполнении упражнений с большими или околопре дельными весами (жим лежа, наклоны, приседания) для подстра­ховки следует использовать партнера; при одевании и снятии дис­ков штанги, установленной на стойках (помосте), использовать для
    страховки партнера, последовательно снимать по одному диску с
    обеих сторон.

  2. Запрещается выполнять упражнения со штангой вне по­моста.

  3. Приступая к занятиям по силовым видам спорта, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
    занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 6),
    а они должны знать и строго выполнять данные правила.





    1. страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: