страница 1 Елена Кононова
Белорусский государственный университет
Блип-культура в системе информации
В идеологии информационного общества обозначились различные теоретические направления и тенденции, концентрирующие внимание на тех или иных сторонах существующих в обществе отношений в ракурсе информации и технико-технологических средств ее передачи и рассматривающие социальные перспективы. Гонку со временем выиграет то общество, которое сумеет научить своих граждан органично существовать в новой информационной среде. Культура экономических и социальных отношений становится важной частью общего образования человека. Однако благодаря развитию технологий не менее значительной составляющей выступает культура информационная.
В последние годы пристальное внимание исследователей стали привлекать образовательные аспекты формирования информационного общества. Они связаны, прежде всего, с анализом проблем информационного общества как конгломерата людей обучающихся, поскольку возрастает потребность постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Информационному обществу соответствует принципиально новый тип культуры, доминантой которой является информационная культура, понимаемая не в узком технократическом или информационно-технологическом смысле, а в широком культурологическом значении [3,с.154].
С развитием общества информация как субстанция остается неизменной, так как по своей природе и определению является средством, с помощью которого субъект ориентируется в окружающем его мире. С течением времени происходит постоянное изменение ее качества и количества. Если с изменением количественных параметров информации все достаточно ясно, и они стремительно возрастают, то вопрос качественного преобразования информации заслуживает более пристального внимания.
Первая коммуникативная информация непосредственно принималась с помощью органов чувств человека, в основном – зрения и слуха. Передавалась она с помощью голоса, жестов, примитивных технических устройств. Эволюция человечества, изменение его социальной деятельности расширяли информационную сферу, которая помогала аккумулировать интеллектуальные ресурсы, делать знания общим достоянием. Огромное влияние на развитие информационной сферы оказало появление письменности, благодаря которой коммуникативная информация могла со значительно меньшими искажениями передаваться на большие расстояния и храниться долгое время. Позже появились другие средства передачи информации. В конце XX века развитию этой сферы был дан грандиозный толчок – появились компьютерные информационно-телекоммуникационные технологии. Постепенно в человеческом обществе коммуникативная информация становится преобладающей, а достижения последнего времени увеличили ее объемы настолько, что человеку стало невозможно тщательно проверять все поступающие через информацию знания и приводить их в единую систему. Данное явление американский футуролог Э. Тоффлер назвал блип-культурой, а не согласующиеся друг с другом фрагменты информации (объявления, дайджесты, обрывки новостей) – блипами [1,с.5]. С их помощью человек конструирует свою модель реальности, часто не осознавая, насколько тот или иной блип отвечает сложившейся в окружающем мире ситуации.
Термин блип-культура отличается от массовой культуры, присущей второй волне цивилизации, демассификацией производства, культуры, быта, средств информации. Примеры этой тенденции Э. Тоффлер видит в усилении роли специализированных журналов, увеличении количества радио и кабельных телестанций, компьютерной индустриализации средств связи в области рекламы, сфере образования, досуга [2,с.37]. Если рассматривать культурологические характеристики информационного общества, то формирование блип-культуры можно отнести к началу 1980-х годов, когда категория «время» выдвигается в качестве важнейшей ценности, возрастает значимость культурного досуга, проявляется персонализация «массового сознания». Несмотря на то, что с 90-х годов прошлого столетия стала культивироваться новая система ценностей современного человека с ее трансформацией под воздействием процессов глобализации, блип-культура продолжает существовать, развиваться и влиять на формирование потенциального потребителя.
Соответствующие видовые признаки блип-культуры наблюдаются и в современном медиапространстве Республики Беларусь. Многочисленные примеры говорят о том, что функционирование национальных СМИ претерпевает эволюционные изменения в соответствии с общемировыми, европейскими тенденциями, а также имеет особенность, связанную с неординарностью государственной медиаполитики и коррекцией по поводу экономических трудностей. На помощь СМИ приходят, опять же, новейшие технологии и возможность минимизировать проблемы в виртуальной сетевой сфере. Но именно в качественном и количественном преобразовании информационных потоков заключается специфика сегодняшнего дня, требующая вырабатывать такие инструменты и методы обработки информации, которые позволят выбирать наиболее адекватные способы поведения, смогут защитить человека от попыток управлять им и навязывать ему невыгодную модель реальности.
Литература
[1] Русско-английский глоссарий по информационному обществу. Сто базовых терминов. Совместный проект Британского Совета в России. М., 2007.
[2] Справочник молодого журналиста. – М.: РИА Новости, 2010.
[3] Bell, D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.; D Bell Basic Books, Inc., 2009.
страница 1
|