Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Веб-сайт библиотеки – информационный ресурс

для виртуального пользователя

Мир изменился. Изменилось и информационное пространство. С развитием ИКТ появляется все больше и больше цифровых изданий: электронные тексты и изображения, аудио и видео файлы на СD и DVD-дисках, оцифрованные фильмы, телепередачи и многое другое. В одной из статей в Интернет автор пишет, что растет новое поколение, «для кого Я – это, конечно же, Яндекс, одноклассники – сайт в интернете»…


То есть, с каждым днем все больше и больше интересы людей перемещаются от библиотек, кинотеатров, музеев и даже телевидения в сторону Интернет. А библиотека должна быть там, где ее пользователи. Если люди идут в Интернет, значит и нам надо быть в Интернет, чтобы не потерять своих пользователей. Поэтому так важно создавать свой виртуальный образ – библиотечный веб-сайт.
Сапожник шьет сапоги, электрик чинит проводку. И сайт библиотеки должны создавать библиотекари. Только тогда этот сайт будет работать в интересах библиотеки: продвигать информационные ресурсы и услуги для населения. Поэтому ошибаются те коллеги, которые создание сайта выставляют на госзакупки. Ведь в этом случае неизвестно, кто выиграет, добросовестный ли исполнитель и будет он работать так, как хотела бы библиотека. Зачастую, такие библиотеки ждут разочарования.
Опыт нашей библиотеки, надеюсь, может послужить подтверждением сказанного. Нашему библиотечному сайту более 12 лет (http://www.pushkinlibrary.kz/). Последние два года в рейтинге КазНет в рубрике «Культура» наш сайт занимает первое место. Мы считаем, что достигли этого только потому, что в команде работы над сайтом состоят сами библиотекари – программист и коллеги из каждого отдела библиотеки. Очень важно, чтобы над библиотечным сайтом работала команда, а не один человек. Во-первых, потому что один человек не будет успевать вести всю работу сайта библиотеки. Во-вторых, специфику и узкие места того или иного отдела библиотеки знают сотрудники этих отделов. Поэтому они лучше, чем кто-либо другой, смогут представить ту или иную услугу или внедренную инновацию.
Библиотечный сайт это его отражение в Интернете, поэтому он должен работать так же, как и традиционная библиотека. А по времени даже больше – 24 часа в сутки! Тогда библиотека сможет обслуживать тех, кто не может физически прийти в библиотеку: инвалидов, удаленных пользователей.
На сайте библиотеки все должно быть ясно и понятно, как и в реальной библиотеке. Поэтому очень важно продумать структуру сайта, чтобы пользователю было легко ориентироваться (демонстрация на сайте ее структуры).
Принципы работы библиотечного сайта такие же, как принципы реальной библиотеки. Зачем люди приходят в библиотеку? За информацией. Поэтому сайт должен как можно полно отразить ресурсы и услуги библиотеки. Какие газеты и журналы выписывает библиотека? Какие новинки имеет? Есть ли в библиотеке интересующая статья? Ответ на эти вопросы на нашем сайте дает раздел «Ресурсы». Это веб-каталог, куда в первую очередь обращаются наши читатели. Это новые поступления, расписанные по месяцам. Это мультимедийные издания нашей Медиатеки.
Какая информация часто спрашивается в библиотеке? Краеведческая, она отражена в специальном разделе «Краеведение», где виртуальный пользователь увидит и краеведческие ресурсы, и Календарь знаменательных дат, и актуальные мероприятия о крае.

Трудно представить библиотеку без тематических выставок на актуальные темы современности. Поэтому мы на нашем сайте создали рубрику «Виртуальные выставки» и полнотекстовые документы. Безусловно, все ссылки и все используемые документы должны быть проверены на достоверность и содержательность.


В стране развивается электронное правительство и е-демократия. Мы считаем, что библиотеки должны быть ее самыми активными участниками. Поэтому мы первыми в области стали партнерами власти в е-правительстве. На сайте библиотеки мы создали раздел «Интернет-ресурсы», где представлены все ссылки на веб-сайты органов власти и разных учреждений и предприятий области и Казахстана. Все они прошли предварительный анализ на достоверность, чтобы исключить некачественные веб-ресурсы.
Мы обучаем госслужащих и все другие категории населения использовать Интернет. Поэтому в разделе «Услуги» разместили, какие тренинги мы проводим и представили подробную программу обучения. Если кто-то заинтересовался и хочет записаться на тренинг, он может тут же сделать заявку, нажав мышкой на кнопку «Записаться».
Пребывание на сайте библиотеки должно быть удобным и приятным. Мы же не любим, когда нас из одного кабинета направляют в другой кабинет. Соответственно и на сайте надо сделать так, чтобы если у пользователя возник вопрос, он мог тут же написать вопрос (кнопка «Корпоративная справочная служба библиотек ВКО»). Или заказать электронную копию статьи (кнопка «Электронная доставка документов»). Или продлить книгу (одноименная кнопка).
Время заставляет нас торопиться. Пользователи Интернет привыкли к большим скоростям и, если сайт долго загружается, просто уходят от него. Чтобы не испытывать терпение и не терять своих виртуальных пользователей, мы постоянно следим за скоростью загрузки сайта. Для этого размещаем изображения только после предварительной редакции. Здесь следует отметить, что видеоролики, фотографии и другие изображения, конечно, украшают сайт. Но надо всегда помнить, что их использование должно быть оправдано и не злоупотреблять количеством в ущерб качеству сайта.
Отдельно хочется сказать о текстах. Интернет-пользователи ориентированы на быстрое чтение и поэтому в текстах лучше использовать простые предложения, где мысль излагается четко и понятно.
О результатах работы библиотеки свидетельствует статистика, которая представляется в отчетах. Работа виртуальной библиотеки тоже должна отражаться в ее статистике. Поэтому на сайте библиотеки мы разместили веб-счетчики, которые дают нам объективные показатели по количеству виртуальных пользователей и посещений. Пользуясь показаниями счетчиков, мы анализируем, из каких регионов обращаются пользователи на сайт библиотеки, какие веб-страницы популярны, в какие дни и месяцы было больше/меньше посещений. Также можно узнать рейтинг библиотечного сайта в разных поисковых системах Интернета. Мониторинг этих результатов позволяет своевременно корректировать нашу работу над сайтом и эффективно развивать ее для информационного обслуживания виртуальных пользователей.
Таким образом, хотим мы этого или нет, надо признать, что веб-сайт библиотеки – важная необходимость. Этого требуют современные реалии. И мы должны сделать так, чтобы в азбуке нового поколения, для кого буква «Я» – Яндекс, буквой «Б» – стал библиотечный сайт в интернете.

Шагиева Бибигуль Жамбыловна, заместитель директора библиотеки

Мязова Раушан Слямбековна, руководитель ЦНТ библиотеки

Восточно-Казахстаская область,

г.Усть-Каменогорск,

Восточно-Казахстанская областная библиотека им.А.С.Пушкина (www.pushkinlibrary.kz)





страница 1

Смотрите также: