Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Весна, ликует природа, зелень яркая, душисто цветут сады, щедро омытые чистыми дождями! Такая же красивая и бурная вена была, наверное, и в 45-ом. Да и не могла она быть другой: победа!!! Долгожданная, выстраданная, вымоленная у Бога, купленная ценою миллионов жизней.

Как все это далеко и близко одновременно, далеко, потому что годы прошли немалые, а близко, потому что суровые военные истории живут в каждой семье, и наша не исключение.

В далеком 39-ом родилась моя бабушка Рая, отец Василий Онуфриевич любил ее безумно, баловал- первый ребенок, маленькая голубоглазая игрушка. Но счастье держать на коленях теплое тельце, касаться шершавой мужской щекой бархатного детского личика, вдыхать сладкий запах русых волос было недолгим. В 41-ом Василий Онуфриевич оказался на фронте, чуть позже – в плену. Невозможно описать то, что пришлось ему пережить. Могу лишь сказать, что из плена вызволила его совершенно чужая женщина, признав своим мужем. «Муж» на то время весил 45 килограммов, с трудом передвигался и думал только об одном: попасть к своим. Надо сказать, что каким-то чудом мечта осуществилась, и Василий Онуфриевич оказался в родном селе. Не признали его односельчане, но это и понятно. А вот то, что не узнали даже собственная мать и жена уже о многом говорит. Увидел он и своего сына, совсем еще малыша, родившегося уже в военное время.

Фашисты лютовали. Деревня Чирковичи была почти полностью сожжена и выход был один - податься в партизаны. Укрыться от оккупантов можно было только в дремучих и болотисты белорусских лесах. И люди шли. Голодные, полураздетые, с маленькими детишками на руках они искали возможности спастись и отомстить врагу. Я много знаю о войне, читал, слышал от старших рассказы о зверствах захватчиков. Но в памяти почему-то всегда стоит именно эта картина: вереница людей бесшумно движется по лесу. Бесшумно, чтобы выжить, чтобы фашисты не услышали даже треска сухой ветки. И тут – о, ужас – маленький Вася кричит, плачет глупый младенец, холодно ему, неуютно, голодно. Да, это взрослый поймет – молчание- жизнь. А что разъяснишь грудному ребенку? Как прикажешь молчать? Получается, в его ручонках судьба целого поселка! И на жестких военных весах поселок перевешивает: жизнь сотен людей дороже одной единственной жизни малыша! Вы догадываетесь, какое решение будет принято? Убить. Убить младенца и сохранить остальных!!!



Годы прошли, больше полувека, а мне так и хочется кричать: «Молчи, Вася, молчи, глупыш несмышленый, ради всего святого молчи!!!» Может, и Бог тогда думал так же, только Вася замолчал, выжил, и все остальные уцелели. Я знаю много историй о партизанских подвигах, о том, как люди спасали других ценою собственной жизни, били врага, гнали его, приближали победу как могли, но ничто не врезалось в память так, как этот ужасный эпизод войны. Именно он заставил меня понять и почувствовать, что война – это горе, зло, безумство…

Раиса и Василий – дети войны - прожили долгие счастливые жизни. Воинова Раиса Васильевна была замечательным учителем-филологом, талантливым культработником во дворце «Фестивальный». Это моя бабушка и я горжусь ею. У меня над письменным столом висит ее вышивка – цветные крестики складываются в букет полевых цветов, ярких и теплых, как ее жизнь. Василий Васильевич Цобанов – никогда не унывающий весельчак, музыкант, неутомимый труженик, многие годы проработал завучем в педагогическом колледже нашего города. Думаю, не одно поколение учеников вспоминает о нем с благодарностью.

страница 1

Смотрите также: