Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для детей старшего дошкольного возраста


Тема: «Вода – основа жизни»

(цикл из 2-х занятий)

Профессиональное объединение «Краеведение»

Мандрыкина Марина Анатольевна

Шелега Нина Анатольевна
ГУ «Детский ясли – сад № 21 г. Риддера»


Занятие № 1

Тема: «Вода – основа жизни»

Программное содержание: формировать представление о воде, как источнике жизни, воспитывать бережное отношение к воде, формировать начальное понятие об экологии воды, о путях её загрязнения, развивать мышление, речь, расширять знания о водных ресурсах Казахстана.

Словарная работа: глобус, пресная, океан, водоём, искусственный, естественный, моллюски, ядохимикаты.

Оборудование: глобус, карта, азбука-тетрадь, экологические знаки.

Ход занятия:

  1. Художественное слово:

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

  • Откуда ты?

Вода в ответ:

  • Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась поляна

  • Откуда ты? – спросил росу.

  • Поверь – и я из океана!

  • Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шепот:

  • Знай, малыш, и я пришла из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

  • И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Предложить детям рассмотреть глобус.

Глобус – это уменьшенная модель огромной земли, где живёшь ты, где живут все люди на свете. Если быстро раскрутить глобус, покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, зелёной, белой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря, океаны, реки, озёра нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

На глобусе обозначено 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северо-Ледовитый. Вместе эти 4 океана образуют один – единственный, огромный, Всемирный или Мировой океан.

Морей на нашей земле – 30. Не смотря на то, что на земле много воды, она не вся питьевая. В океанах, морях и в некоторых озёрах, вода солёная.

Есть 2 моря на территории нашего Казахстана, которые со всех сторон отгорожены от океана сушей – это Каспийское и Аральское. На самом деле, они оба озёра, но такие большие и солёные, что их назвали морями.

В пресной воде (питьевой) и в солёной воде живут рыбы и животные, растут растения, которые называются водорослями. В больших озёрах и реках вода пресная.
2. Воду пьют все на свете: поля, леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги. А ещё вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут суда – везут тяжёлые грузы и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни лекарство, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна ВОДА!

Физминутка
3.Человек, общество, природа – все нуждаются в воде. Использованная вода не исчезает бесследно, а возвращается в природу. Однако у такой воды уже другие свойства, в ней присутствуют различные примеси.


  • А если вы захотите пить, какую воду вы попьёте?

  • Почему?

  • А что делать с той водой, которая течёт в реках, куда сбрасываются отходы с заводов, стекают сточные воды?

Водоёмы бывают разные – естественные и искусственные. К естественным водоемам относятся ручей, река, озёра, море. Люди их не создали, их создала природа. Искусственные водоёмы – это водохранилища, пруд, канал, они созданы людьми. Люди здесь отдыхают.

Работа в азбуке- тетради. Какие правила нужно соблюдать во время отдыха на берегу водоёма?

Такими водохранилищами являются Капчагайское и Бухтарминское моря. Они созданы при строительстве ГРЭС.

Любой естественный водоём способен к самоочищению, благодаря живущим в них растениям, грибкам, бактериям, моллюскам. Все эти организаторы – санитары обычно справляются с очисткой воды. Когда же в водоём сбрасываются ядовитые отходы, гибнут сами санитары. В сельском хозяйстве используют для обработки сорняков ядохимикаты. При дожде они смываются и попадают в водоём. Или водитель помыл машину в реке, приятно тебе будет купаться в воде, где будет бензин, смазочное масло, а каково обитателям рек и водоёмов? Многие из них погибнут. На предприятиях созданы специальные службы, которые устанавливают очистные фильтры, следят за чистотой воды, берут пробы воды.
???- А как ты можешь помочь водоёмам, чтобы они были чистыми? (Нельзя сбрасывать мусор в реки, вылавливать из них обитателей, не мыть в водоёмах свои велосипеды)

??? – Какие экологические знаки можно установить на берегу реки?

??? – А как ещё мы можем сберечь воду? (Плотно закрывать кран в ванной и в кухне, использовать воду только по назначению)
4. Проведение инсценировки.

Сказка инсценировка «Разноцветная речка»

Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками текла речка - чистая и прозрачная, со студёной водой.

Бежит она, струится, сверкает и журчит…

Зарю, встречая, птицы кружатся у ракит.

Щебечут над волною, их песенка звонка:

Ой, небо голубое! Ой, реченька – река!

К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку…

Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Соседка, почему ты такая красная?

КРАСНАЯ РЫБКА: На берегу нашей речки построили завод. И провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нём не было: удобрение, ядохимикаты, отходы. Пожелтела наша заводь… А ты подружка. Чего такая фиолетовая?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видела бы ты, какой на мне лежал груз: банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я краснела и синела, и зеленела… И вот стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, смотрите-ка, кто это?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Среди своих родичей я таких не видела.

ЧЁРНАЯ РЫБКА: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Что же нам делать? Как дальше жить?

ЧЁРНАЯ РЫБКА: Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?
Ребята, вы внимательно послушали рыбок, вспомните, отчего река стала цветной. Выполните задания самостоятельно на карточках.




Сточные воды заводов

Источники Вода родников и ключей

Загрязнения Разливы нефти

Воды Водоросли, моллюски, водяные насекомые

Мусор с кораблей

5.Итог занятия.



Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них на веки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!


Занятие № 2

Тема: «Вода – основа жизни»

Программное содержание: сформировать представления детей о свойствах воды, рассказать о процедуре закаливания водой, о её роли в личной гигиене, дать детям знания о круговороте воды в природе, воспитывать у детей любознательность, интерес к практическим опытам и открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; аккуратность во время проведения экспериментов, учить детей проводить опыты быстро, чётко следуя заданиям, закрепить знания о трёх агрегатных состояниях воды.

Словарная работа: опыт, эксперимент, агрегатное состояние воды: жидкое, твёрдое, газообразное, фильтр.

Оборудование: оборудование для опытов, сюжетные картинки.

Ход занятия:

  1. Художественное слово:

С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.

В морозный день она тверда, руби хоть топором.

Нагрей её и к небесам она взлетит тогда,

Тогда ты мне ответишь сам: зовут её … (ВОДА)

Мы продолжаем с вами знакомиться с водой. Послушайте рассказ «Приключение воды».



Взломала речка лёд, разлилась. Сделалась такой широкой, что и узнать ее стало трудно. Белой стаей пошли льдины по реке. Если застрянет какая-нибудь у берега, другие ее подталкивают. Как ударится одна льдина о другую, так и закружится на месте или станет на ребро и перевернётся. Из речки льдины попали в большую реку, а большая река понесла их к морю. По дороге льдины таяли. Река освобождалась ото льда. Кончился ледоход, и снова реке пришлось войти в берега. Долог путь воды по реке к морю. И вот вода, выпавшая ещё зимой снегом, где-то в наших лесах, добралась до моря, а из моря ей открылся свободный путь в океан. В океане течения перенесли воду далеко на юг, в те места, где солнце в полдень стоит прямо над головой. Горячие солнечные лучи заставили воду обратиться в пар и она снова пустилась в путь – на этот раз по воздуху. Ветер перенёс её с океана на сушу. И она упала на землю дождём и градом, туманом и снегом, росой и инеем.
Дети работают по карточкам, изображая круговорот воды в природе.


  1. Проведение опытов.


1 опыт

Перед вами стоят несколько стаканов с жидкостями: молоко, вода, сок, чай. Скажите, какая вода по цвету?



Вода бесцветна.

2 опыт.

Ребята, подвиньте ближе к себе 2 стакана с водой и молоком. Теперь возьмите монеты и опустите в стаканы. Через какую жидкость видно монету? (через воду)



Вода прозрачна

3 опыт

Перед вами несколько пузырьков. Понюхайте первый пузырёк, что это? (духи) Понюхайте второй, что это? (лекарство) понюхайте третий, что это? Пахнет чем-нибудь? (нет) Это вода.



Вода не имеет запаха

4 опыт

перед вами в тарелочках находятся различные вещества и жидкости. Возьмите ложку и попробуйте из первой тарелки. Что это? (соль, сахар, сок, чай) А теперь из тарелки под № 5. Что это? (вода) Какая же вода на вкус? (безвкусная) Пресная вода не имеет вкуса. А морская вода имеет солёный вкус.



Вода не имеет вкуса.

5 опыт

Налейте воду в стакан, чашку, блюдце, пузырёк. Какую форму она приняла в стакане? (форму стакана и т.д.)



Вода принимает ту форму предмета (сосуда), в который она налита.

А теперь давайте вспомним некоторые наши наблюдения.

* Если воду поставить на огонь, что случится? (она кипит, испаряется)

*Если воду вынести на мороз, что с ней произойдёт? (она замерзает)

Если вода замерзает в трубах, различных сосудах, то при замерзании расширяется. Сосуды, трубы, ёмкости лопаются, ломаются.

Вывод: ВОДА БЕСЦВЕТНА,

ПРОЗРАЧНА,

НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА,

НЕ ИМЕЕТ ВКУСА,

ПРИНИМАЕТ ФОРМУ СОСУДОВ, В КОТОРЫЕ НАЛИТА, КИПИТ,

ИСПАРЯЕТСЯ,

ЗАМЕРЗАЕТ.


Физминутка


  1. Беседа о роли воды в закаливании организма.

Почему надо умываться? (плохо быть грязнулей, грязная кожа – организм плохо дышит).

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Как надо умываться? (Раз в неделю мойся основательно; утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши; каждый день мой ноги, руки перед сном; обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, прогулки, общения с животными, работы на огороде, транспорте.)



Жил на свете мальчик странный- «Если мальчик будет грязным

Просыпался по утру Будет он всегда здоров».

И бежал скорее в ванну Сыну мама запретила

Умываться. Я не вру. Умываться по утрам,

Руки мыл зачем-то с мылом. Убрала подальше мыло

А лицо мочалкой тёр… Перекрыла в ванне кран.

На руках все пальцы смыл он, Мальчик этот был упрямый

Щёки в дырах до сих пор. Маму слушать не хотел.

Тут к нему позвали разных Умывался по утрам он

Самых лучших докторов И, конечно, заболел.

И диагноз был таков: Хотите – верьте, хотите – нет.
??? Как вы думаете, ребята, можно ли заболеть от чистоты?

Правильно ли диагноз поставили врачи?

Можно ли этого мальчика назвать Грязнулькой?

Водные процедуры, закаливание водой (контрастный душ, обливание, посещение сауны, бассейна) благотворно влияет на здоровье человека, а здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.




  1. Итог занятия.


страница 1

Смотрите также: