|
|
страница 1 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО дисциплине «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»
-
Предмет философии и методологии науки.
-
Генезис и социальные функции науки.
-
Наука и политика. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности.
-
Процесс институциализации науки. Наука в культуре Беларуси.
-
Специфика научного познания.
-
Научное знание и другие формы признания истинности познания.
-
Проблема классификации наук.
-
Научное исследование, его специфика и структура.
-
Специфика исследования социальных объектов.
-
Типы научной рациональности.
-
Детерминация как предмет научного исследования. Понятия необходимого и достаточного условий.
-
Понятие причинной связи. Ошибки при анализе детерминации.
-
Паранаука, условия ее возникновения и существования. СЛЕНТ и девиантная наука.
-
Субъективные и объективные источники паранаучных представлений.
-
Метатеоретические основания науки.
-
Понятие метода и методологии научного познания.
-
Методологическое знание как многоуровневая система.
-
Сущность и содержание системного подхода как общенаучной методологической программы
-
Сущность и содержание синергетического подхода как общенаучной методологической программы
-
Эмпирические методы научного исследования.
-
Методы обоснования научных знаний: доказательство, опровержение,
подтверждение.
-
Методы обоснования научных знаний: объяснение, интерпретация, оправдание
-
Теоретические методы научного познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация и формализация, восхождения от абстрактного к конкретному, логический и исторический.
-
Методы научного познания: моделирование, идеализация,
мысленный и компьютерный эксперименты.
-
Язык науки. Определение как способ формирования научной терминологии.
-
Классификация и типологизация как способы систематизации научных знаний
-
Диалектическая логика как методология научного познания. Методологическое значение основных законов диалектики.
-
Методологическое значение категорий диалектики (единичное, общее, особенное, всеобщее, часть, целое, элемент, структура, система, содержание и форма)
-
Методологическое значение категорий диалектики (возможность, действительность, вероятность, необходимость, случайность)
-
Основные характеристики методологии управления.
-
Основные характеристики методологии права.
-
Факт как форма развития научного знания.
-
Теория как форма развития научного знания.
-
Единство и противоречие теории и факта в процессе развития научного знания
-
Задача и проблема как формы развития научного знания.
-
Гипотеза и программа как формы развития научного знания.
-
Диалектика диалога. Научная дискуссия, ее логическая форма.
-
Место и функции аргументации в структуре научной дискуссии.
-
Правила ведения научной дискуссии.
-
Специфика и логическая структура научного текста.
-
Освоение и глубина понимания научного текста.
-
Работа над созданием научного текста.
-
Основные характеристики диссертационного текста.
-
Понятие научной критики.
-
Вторичные тексты и их роль в научном исследовании.
-
Этическое содержание научного знания.
-
Нравственная ответственность ученого.
-
Понятие этоса науки.
-
Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.
-
Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
-
Философия, мировоззрение, культура.
-
Сознание как предмет философского анализа.
-
Сознание, язык, коммуникация.
-
Природа философских проблем. Специфика философской аргументации.
-
Общество как предмет философского познания. Понятие социальной реальности и ее интерпретации.
-
Философия и наука. Проблема научности философии.
-
Основные исследовательские программы социальной реальности в современной философии.
-
Философия и идеология в современном мире.
-
Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
-
Мировоззренческо-философские основания идеологии современного белорусского государства.
-
Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
-
Основные концепции социального прогресса. Критерии прогресса.
-
Перспективы и проблемы информационного общества.
-
Индустриальный и постиндустриальный типы общества.
-
Понятие и типы цивилизации в истории общества. Проблема «столкновения цивилизаций» (по С.Хантингтону).
-
Критический рационализм К.Поппера
-
Англо-американская историческая школа в философии науки и ее основные представители.
-
Философия прагматизма и неопрагматизма.
-
Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
-
Специфика социально-гуманитарного познания.
-
Западная религиозная философия.
-
Сознание и бессознательное. Творческая природа сознания.
-
Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
-
Основные вехи в истории развития методологического знания.
-
Онтология как философское учение о бытии. Бытие и материя.
-
Пространственно-временная структура материального мира. Бытие человека, пространство и время.
-
Диалектика как философская концепция развития. Современные дискуссии о значении диалектики.
-
Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
-
Понятие социальной структуры общества. Стратификационные и этносоциальные процессы в современном мире.
-
Государственное управление и политика. Политическая система общества и ее структура.
-
Политико-правовые основания идеологии современного белорусского государства
-
Философия и экономика. Человек в системе экономических отношений.
-
Право и мораль как формы нормативной регуляции общественных отношений.
-
Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.
-
Социальное и государственное управление: общее и специфическое.
-
Философия государственного управления: генезис и современное состояние.
-
Культура: основные направления ее философского анализа.
-
Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития.
-
Философия и национальное самосознание. Социокультурные основания и особенности развития белорусской философской мысли.
-
Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
-
Анализ структуры и динамики научного знания в позитивистской традиции ХIХ века.
-
Основные учения философии эмпириокритицизма.
-
Основные принципы философии неопозитивизма.
-
Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина, ценность, правда.
-
Философские идеи фрейдизма и неофрейдизма.
-
Философская герменевтика.
-
Философский структурализм.
-
Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.
-
Свобода и ответственность как характеристики человеческого бытия
-
Методологическое значение категорий диалектики ( причина и следствие, сущность и явление, закон).
-
Природа как предмет философского анализа. Философский смысл современных экологических проблем.
-
Деятельность: понятие и структура. Основные виды деятельности.
-
Современная философская антропология в системе знаний о человеке.
-
Категории человека, индивида, личности, индивидуальности в современной философии.
-
Этика и государственное управление
-
Философия и футорология.
-
Глобализация как объект философского анализа.
-
Концепция социального действия М.Вебера.
-
Модель социума в структурном функционализме Т.Парсонса
-
Общество и коммуникация в концепциях Ю.Хабермаса и Н.Лумана.
страница 1
|
Смотрите также:
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по дисциплине «философия и методология науки»
55,39kb. 1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности
135,24kb. 1 стр.
Философия и методология науки группа а – 30. 04. 2013 Заочная форма получения образования
33,23kb. 1 стр.
|
|