Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО дисциплине «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

  1. Предмет философии и методологии науки.

  2. Генезис и социальные функции науки.

  3. Наука и политика. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности.

  4. Процесс институциализации науки. Наука в культуре Беларуси.

  5. Специфика научного познания.

  6. Научное знание и другие формы признания истинности познания.

  7. Проблема классификации наук.

  8. Научное исследование, его специфика и структура.

  9. Специфика исследования социальных объектов.

  10. Типы научной рациональности.

  11. Детерминация как предмет научного исследования. Понятия необходимого и достаточного условий.

  12. Понятие причинной связи. Ошибки при анализе детерминации.

  13. Паранаука, условия ее возникновения и существования. СЛЕНТ и девиантная наука.

  14. Субъективные и объективные источники паранаучных представлений.

  15. Метатеоретические основания науки.

  16. Понятие метода и методологии научного познания.

  17. Методологическое знание как многоуровневая система.

  18. Сущность и содержание системного подхода как общенаучной методологической программы

  19. Сущность и содержание синергетического подхода как общенаучной методологической программы

  20. Эмпирические методы научного исследования.

  21. Методы обоснования научных знаний: доказательство, опровержение,
    подтверждение.

  22. Методы обоснования научных знаний: объяснение, интерпретация, оправдание

  23. Теоретические методы научного познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация и формализация, восхождения от абстрактного к конкретному, логический и исторический.

  24. Методы научного познания: моделирование, идеализация,
    мысленный и компьютерный эксперименты.

  25. Язык науки. Определение как способ формирования научной терминологии.

  26. Классификация и типологизация как способы систематизации научных знаний

  27. Диалектическая логика как методология научного познания. Методологическое значение основных законов диалектики.

  28. Методологическое значение категорий диалектики (единичное, общее, особенное, всеобщее, часть, целое, элемент, структура, система, содержание и форма)

  29. Методологическое значение категорий диалектики (возможность, действительность, вероятность, необходимость, случайность)

  30. Основные характеристики методологии управления.

  31. Основные характеристики методологии права.

  32. Факт как форма развития научного знания.

  33. Теория как форма развития научного знания.

  34. Единство и противоречие теории и факта в процессе развития научного знания

  35. Задача и проблема как формы развития научного знания.

  36. Гипотеза и программа как формы развития научного знания.

  37. Диалектика диалога. Научная дискуссия, ее логическая форма.

  38. Место и функции аргументации в структуре научной дискуссии.

  39. Правила ведения научной дискуссии.

  40. Специфика и логическая структура научного текста.

  41. Освоение и глубина понимания научного текста.

  42. Работа над созданием научного текста.

  43. Основные характеристики диссертационного текста.

  44. Понятие научной критики.

  45. Вторичные тексты и их роль в научном исследовании.

  46. Этическое содержание научного знания.

  47. Нравственная ответственность ученого.

  48. Понятие этоса науки.

  49. Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.

  50. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.




  1. Философия, мировоззрение, культура.

  2. Сознание как предмет философского анализа.

  3. Сознание, язык, коммуникация.

  4. Природа философских проблем. Специфика философской аргументации.

  5. Общество как предмет философского познания. Понятие социальной реальности и ее интерпретации.

  6. Философия и наука. Проблема научности философии.

  7. Основные исследовательские программы социальной реальности в современной философии.

  8. Философия и идеология в современном мире.

  9. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

  10. Мировоззренческо-философские основания идеологии современного белорусского государства.

  11. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

  12. Основные концепции социального прогресса. Критерии прогресса.

  13. Перспективы и проблемы информационного общества.

  14. Индустриальный и постиндустриальный типы общества.

  15. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Проблема «столкновения цивилизаций» (по С.Хантингтону).

  16. Критический рационализм К.Поппера

  17. Англо-американская историческая школа в философии науки и ее основные представители.

  18. Философия прагматизма и неопрагматизма.

  19. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.

  20. Специфика социально-гуманитарного познания.

  21. Западная религиозная философия.

  22. Сознание и бессознательное. Творческая природа сознания.

  23. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.

  24. Основные вехи в истории развития методологического знания.

  25. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и материя.

  26. Пространственно-временная структура материального мира. Бытие человека, пространство и время.

  27. Диалектика как философская концепция развития. Современные дискуссии о значении диалектики.

  28. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

  29. Понятие социальной структуры общества. Стратификационные и этносоциальные процессы в современном мире.

  30. Государственное управление и политика. Политическая система общества и ее структура.

  31. Политико-правовые основания идеологии современного белорусского государства

  32. Философия и экономика. Человек в системе экономических отношений.

  33. Право и мораль как формы нормативной регуляции общественных отношений.

  34. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.

  35. Социальное и государственное управление: общее и специфическое.

  36. Философия государственного управления: генезис и современное состояние.

  37. Культура: основные направления ее философского анализа.

  38. Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития.

  39. Философия и национальное самосознание. Социокультурные основания и особенности развития белорусской философской мысли.

  40. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.

  41. Анализ структуры и динамики научного знания в позитивистской традиции ХIХ века.

  42. Основные учения философии эмпириокритицизма.

  43. Основные принципы философии неопозитивизма.

  44. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина, ценность, правда.

  45. Философские идеи фрейдизма и неофрейдизма.

  46. Философская герменевтика.

  47. Философский структурализм.

  48. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.

  49. Свобода и ответственность как характеристики человеческого бытия

  50. Методологическое значение категорий диалектики ( причина и следствие, сущность и явление, закон).

  51. Природа как предмет философского анализа. Философский смысл современных экологических проблем.

  52. Деятельность: понятие и структура. Основные виды деятельности.

  53. Современная философская антропология в системе знаний о человеке.

  54. Категории человека, индивида, личности, индивидуальности в современной философии.

  55. Этика и государственное управление

  56. Философия и футорология.

  57. Глобализация как объект философского анализа.

  58. Концепция социального действия М.Вебера.

  59. Модель социума в структурном функционализме Т.Парсонса

  60. Общество и коммуникация в концепциях Ю.Хабермаса и Н.Лумана.


страница 1

Смотрите также: