Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Воспитатель – творческая профессия!

Формирование творческой личности ребенка – цель каждого педагога.

Работа педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога дошкольного образования.

Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно проводить в виде театрализованного представления и циркового аттракциона. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения. Познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.



Использование в работе метода «превращения» детей.

Дети живут в мире образов. Они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные превращения.

Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни и т.п. Постарайтесь осуществить необходимое «превращение» как можно ближе к теме вашего занятия. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова-заклинания для подобного «превращения», лучше всего, если они будут зарифмованы, чтобы легче произносить.

Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку. Можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее. Аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т.д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия. Не помешают «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов либо ученых.

Еще один способ настроить ребят на нужный лад – начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, будильник, дудочку, «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.

Как бы парадоксально это не звучало, но иногда «нового бывает так много, что превратить весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Не пытайтесь «объять необъятное»! Выберите себе то, что вам нравится, что близко, что, может быть напоминает ваше детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в ваш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда а запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой. Обилие разных методик тоже недопустимо, потому что дети, чтобы понимать вас и приносимую вами информацию, должны привыкнуть к вашей методике. В противном случае вы просто утратите внимание детей или они запутаются и перестанут воспринимать ваши объяснения. Такое непонимание бывает даже у детей школьного возраста, если случается, что взамен педагога, к которому они привыкли, приходит другой.



Индивидуальный принцип оценивания детских работ.

Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала. Тогда дети, выполняя то или иное задание, будут иметь возможность выбора цвета, формы, количества и набора элементов. Во-первых, это развивает самостоятельность мышления, во-вторых, ускоряет процесс обучения, в-третьих, помогает избежать однообразия при выполнении задания.

Нужно ознакомить родителей с произведениями творчества их детей. Для этого можно сделать специальный стенд, планшет, лист плотной бумаги с «кармашками», куда легко и быстро можно вставлять детские работы. Сначала можно выставлять все. Что удалось сделать, постепенно вводя оценочный критерий. Потом выставлять только то, что заслуживает поощрения, чтобы желание быть увиденным всеми вызывало чувство гордости у ребенка.

Но будьте осторожны, чтобы не получилось так, что одни и те же дети являются участниками выставок, а для других это – «несбыточная мечта». Все родители хотят видеть своего ребенка в «лидерах», поэтому оценивать работы нужно не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Вот тут нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку свои особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения либо участие в другом виде творчества.



«Игры в словотворчество».

Чтобы расширить лексический запас, полезно проводить игры в «словотворчество» с детьми в группе. Такая игра может длиться 10-15 минут до или после занятия либо как часть занятия, потому что сама по себе интересна и способствует развитию детей.

Например, у вас в руках лимон. Как может называться сказочная страна, где живут лимоны? (Лимония? Лимонландия? Соединенные штаты Лимонов? Лимоностан?) А как называются ее жители? (Лимончане, лимонцы, лимоняне?). Пусть дети помогают вам в этом разобраться.

Попробуйте провести такую игру: все дети берут по игрушке, которая им нравится, а потом пытаются объяснить, что в этой игрушке их особенно привлекает. Например, то, что она большая или маленькая, мягкая или твердая, крепкая или нежная, яркая, красивая, интересная, необычная, новая, старая, любимая, добрая, страшная, смешная, веселая, говорящая, двигающаяся, поющая и т.д.

Такие игры можно проводить и в помещении и на прогулке. Предметов для сравнения и определения по признакам вокруг множество. Игры обогатят речь детей и разовьют наблюдательность, помогут им научиться выражать свои чувства.

Игра «Королевский бутерброд» для детей от трех лет и старше помогает собрать внимание детей, увеличивает запас активных слов, используемых в речи, и укрепляет память. С «помощником» начинаем делать «бутерброд». Каждый ребенок поочередно должен назвать что-либо съедобное, что кладем на хлеб. Повторять продукты нельзя. Когда круг завершится, угощают бутербродом «помощника», затем все вспоминают, что же было в бутерброде и попало в живот «помощнику». Возможны разные варианты игры: вспомнить порядок называемых продуктов, назвать продукты в прямом и обратном порядке, можно указать мясные, молочные продукты, зелень, соусы и т.д. Игра включает несколько моментов, способствующих развитию ребенка. Кроме памяти и внимания, обогащаются знания окружающей среды, вкусовые ассоциации, цветовые характеристики предметов. Можно заранее определять содержание «бутерброда», который будет видоизменяться, становясь чем угодно, чтобы вместить необходимый набор продуктов, определять их форму. Величину. Все зависит от вашей фантазии, которая, кстати, является обязательной составляющей «творческой личности».



Тренировка фантазии.

Для развития фантазии педагогу полезно вначале освоить некоторые условия возникновения и проведения игры.

Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать, как ее организовать и на чем построить.

Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй у вас возникли?

Попробуем вместе:

карандаш потерял своих друзей другого цвета;

карандаш не хочет рисовать «каляки-маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;

карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;

карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;

карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Пока достаточно.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы. Первая тема: поиски друзей-карандашей. Возникают несколько вариантов:

можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;

можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой либо цвет. Это могут быть страны разных предметов: фруктов, ягод, цветов, птиц, насекомых, рыб и т.д.

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего-навсего необходимо творчески подойти к решению, которое может возникнуть в той или иной ситуации.

Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное – нужно принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

Чтобы поддерживать себя в «творческом тонусе», полезно иногда устраивать подобные импровизации. Если опыта еще недостаточно, лучше заранее готовить каждое занятие и необходимые материалы и пособия к нему.

Анализ неудачного занятия.

Иногда случается, что все приготовлено: и пособия, и материалы в избытке, а занятие прошло скучно, и дети плохо включались в него, результат оказался неважный, да и дисциплина во время занятия была не на высоте. Почему такое происходит? Попробуйте проанализировать занятие:

не была ли тема или методика проведения занятия сложна для данного возраста (или слишком проста и неинтересна);

хорошо ли дети поняли, что нужно было сделать;

не были ли дети слишком возбуждены перед занятием или, наоборот, слишком долго просидели без движения.

А может быть, не доставало импульса, интриги, тайны, чтобы заинтересовать детей, стимулировать их деятельность?

Причин может быть сразу несколько, потому что дети есть дети! Самое трудное – это беспристрастно оценить происшедшее, не мучить себя необоснованной критикой и не утратить интереса к дальнейшим исканиям.

Включение в занятие элементов театрализации.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. Как бы ни была жестко спланирована работа в группе. Как бы ни требовалось следовать рекомендациям и установкам, всегда можно найти возможность внести свои коррективы.

Больше всего дети любят элементы театрализации. Для проведения занятия всегда пригодятся куклы-перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал вы ни объясняли, можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если некоторые дети никак не могут понять суть задания, помогает такой прием: вы как бы объясняете игрушке, что нужно сделать. А потом спрашиваете у не, все ли понятно. Игрушка «отвечает» неправильно или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объяснят задание своим, детским, языком, исходя из детского опыта. Другим детям будет проще понять своих сверстников и исполнить то, что требуется.

Если содержание занятий и различных игр можно найти в сборниках и методических рекомендациях, то вопросы дисциплины и активизации внимания детей приходится нарабатывать собственным опытом. Порой навести тишину в группе и начать вовремя занятие бывает непросто. Поможет элемент неожиданности. Подумайте, чего дети не ждут от вас в данный момент? Можно пропеть первую фразу начала занятия вместо того, чтобы требовать тишины. Можно позвонить в колокольчик, засвистеть в свисток, дудочку, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, взять за руку самого расшалившегося малыша и попросить его помочь делать какое-либо действие вместе с вами. Поверьте, все остальные не останутся равнодушными. Главное не ждать, не повышать голоса, не стучать и не топать ногами. Иногда вообще не нужно обращать внимания на громкие разговоры и возбужденное состояние детей. Начните раздавать материалы, спокойно поднимая с мест самых шумных детей и включая их в подготовку занятия. Они могут помочь раздать необходимые пособия, сосчитать какие-либо мелкие предметы и выполнить любые другие действия, для которых не требуется долгого объяснения.

Чтобы у вас не возникало трудностей с созданием тишины перед началом занятий, имейте в запасе короткие и простые общие игры, которые всегда помогут навести необходимый порядок и собрать внимание.

Например, такая игра: передача мяча или игрушки в достаточно быстром темпе до вашего хлопка в ладоши. Чтобы он снова пришел в движение, нужно сказать «заветное» слово.

Либо, короткая динамическая пауза «Тюльпан»: руки вверх потянули, сделали чашечку тюльпана, затем раскрыли цветок.

Очень хорошо помогает собрать внимание группы и, кроме того, развивает голос, дыхание, снимает застенчивость у слишком тихо говорящих детей следующий прием:

«зажимаем» в кулачок гласную «а», затем «бросаем» ее –а-а-а;

«зажимаем» в кулачок гласную «о», затем бросаем ее—о-о-о;

Повторяем действие с другими гласными: «э», «у», «ы»; затем «сматываем в клубочек гласную «и»- и-и-и-и-и;

Можно использовать игру «Мой автомобиль».

Дети встают в большой круг. Сначала «проверяем» колеса машины. Попеременно левой и правой ногой нажимаем на «педаль насоса»: накачиваем шину, произнеся звук «с» на каждое нажатие педали. Затем «цокаем» языком, проверяя, хорошо ли накачаны шины и выпускаем «лишний» воздух со звуком «ш-ш-ш-ш-ш».

Затем «наливаем» бензин в бак со звуком «буль-буль-буль» и «закручиваем» крышку бака со звуками «вжик-вжик». Проверяем «мотор». Нужно «повернуть ключ» - «чик-чик». Мотор начал работать: «д-д-д-д-д», а потом «бр-бр-бр-бр», потом «ж-ж-ж-ж-ж» и «з-з-з-з-з-з».Наконец мотор заработал в полную силу – «р-р-р-р-р-р-р», можно ехать в путешествие – на выполнение задания, к которому мы приготовились.

Игра «Продавец слов» для детей 5-6 лет проводится после объяснения детям, что такое рифма, и небольшой тренировки с подбором рифмующихся пар: кошка-ложка, слон-лимон, картина-малина и т.п. Затем из группы детей выбирается продавец, остальные покупатели. В процессе игры продавца можно заменить. Дети поочередно подходят к продавцу и ведут с ним диалог:

-Тук-тук!

-Да-да, войдите.

-Извините, вы мне словечко не продадите?

-Какое?

-Продайте мне рифму для слова…шапка.



-Для слова «шапка» купите рифму «лапка».

-Мне нравится рифма «лапка», я ее покупаю для слова «шапка».

Если рифма не нравится, покупатель вправе потребовать другую рифму со словами «Мне не нравится рифма «лапка», продайте другую для слова «шапка». Затем к продавцу отправляется следующий покупатель. Воспитатель записывает слова-пары, а в конце игры помогает детям придумать с ними стихотворение. Постепенно словарный запас детей увеличивается, они сами начинают складывать по две-четыре строчки забавных стишков, с большим удовольствием заучивают стихи поэтов и быстрее их запоминают.

Начиная самостоятельную работу с детьми, полезно записывать наиболее удачные игры, занятия, отдельные слова и приемы. Со временем можно утратить то, что удалось найти кропотливым трудом. Кроме того, свои собственные находки всегда пригодятся с большей пользой при творческом осмыслении сценариев, подготовке к праздникам или адаптации нового материала.

Если вы полюбите работу с детьми, то у вас появится множество тем и причин рассказывать с увлечением о своих детях друзьям и знакомым. Вы будете вспоминать те забавные и смешные выражения, которые малыши придумывают, испытывать ту же радость, с которой они встречают вас по утрам. Вам будут благодарны родители, видя, с каким нетерпением собираются в «садик» их дети, чтобы, играя с вами, познавать мир.

НЕСКОЛЬКО СВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ.

Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.

Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство приходит не сразу.

Пополняйте свой «багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы и т.п.

Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под «настроением» нужно понимать настрой на работу.

Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если вдруг придется изменить ход начатого занятия или с «запасом». Лучше пусть останется неиспользованный материал, чем его не хватит.

Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят.

Старайтесь соблюдать «кодекс» справедливости. У маленьких детей обостренное чувство несправедливости.

Учите наизусть детские стихи. Особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.

Можно завести себе «помощника» в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы будете советоваться, как поступить.



НЕСКОЛЬКО ЗАПРЕТОВ

НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями

НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить

Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он будет готов искренне попросить прощения

Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания

НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду. Старайтесь добиться того, чтобы виновный сам признал свою вину, желательно, как ошибку, а не думал, что он «плохой», «невоспитанный» или делает все «назло»

Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим

НЕ позволяйте себе не готовиться к занятию, заблаговременно продумывайте содержание, материал, приемы занятия, познакомьтесь с малознакомой игрой, чтобы провести на должном уровне

НЕ прерывайте детскую инициативу словами: «Скажешь, когда тебя спросят» или «Начнешь делать, когда тебе разрешат», иначе они перестанут делать что-либо без вашего руководства

НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения. Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило



НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или расстройства при неудаче, не лишайте их возможности проявлять сочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства

страница 1

Смотрите также: