Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ

АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методическое пособие и рекомендации по актуальным вопросам молодежной политики


По заказу Управления внутренней политики Восточно-Казахстанской области

Усть-Каменогорск, 2008

Методическое пособие и рекомендации по актуальным вопросам молодежной политики. Информационно-методический бюллетень. – Усть-Каменогорск, 2008. – 37 с.


В бюллетене представлена информация о реализации Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».

Адресуется заинтересованным государственным служащим, специалистам по работе с молодежью, руководителям молодежных организаций.


Бюллетень составлен специалистами Восточно-Казахстанской областной Ассоциации молодежных и детских организаций.
Ответственный составитель:

О.В. Негачева – специалист ВКО Ассоциации молодежных и детских организаций.


Под общей редакцией О.А. Бобрышевой – директора ВКО Ассоциации молодежных и детских организаций.


Восточно-Казахстанская областная Ассоциация молодежных и детских организаций благодарит Департамент воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования и науки РК, Управление внутренней политики ВКО, отделы внутренней политики городов и районов области за помощь в составлении данного бюллетеня

СОДЕРЖАНИЕ


1

Проблемные зоны реализации Закона РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»

(с рекомендациями)




4

2

Справка к Парламентским слушаниям об исполнении Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»


11

3

Отчеты ряда районов Восточно-Казахстанской области о реализации Закона РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»


25




ПРИЛОЖЕНИЯ




А

Рекомендации


32

Б

Глоссарий


33

В

Информация о Восточно-Казахстанской областной Ассоциации молодежных и детских организаций


36


ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

(с рекомендациями)


День, когда мы говорили о необходимости и актуальности правового поля для реализации государственной молодежной политики, к счастью, прошел. Сегодня мы задаемся уже другими вопросами: насколько возможно на практике гарантировать права молодежи, продекларированные в Законе, каким образом добиться реализации всех без исключения прав молодежи. Какие дополнительные механизмы необходимы для того, чтобы наш Закон «заработал» на местах. Ведь ни для кого не является открытием взаимосвязь: если закон не работает – молодежь теряет веру в государственные структуры. Социальное партнерство между молодежью и государством, которое обе стороны так долго и так старательно выстраивали, сегодня не в состоянии обеспечить элементарными правами и льготами молодежь регионов.

К примеру, в Усть-Каменогорске – областном центре Восточно-Казахстанской области на сегодняшний день не гарантировано право на льготный проезд на общественном транспорте для обучающихся организаций образования очной формы обучения. Главная причина – отсутствие механизмов для реализации статьи 6. Социальные права молодежи.

В Республике Казахстан молодежь имеет следующие социальные права:

4) на льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения по решению местных представительных органов.


По предварительным подсчетам, в Восточно-Казахстанской области насчитывается свыше 76 тыс. учащихся и студентов очной формы обучения. Для того, чтобы возместить расходы перевозчикам общественного транспорта, необходимы крупные финансовые средства. После проведения неоднократных круглых столов, дискуссионных площадок, конференций и прямых обращений к акимам области и городов проблема, связанная с маленькой, но значительной припиской к пунктам статей: «по решению органов местного государственного управления» не решена, и на нее охотно ссылаются перевозчики городского общественного транспорта. Существуют незыблемые конституционные права: право на жизнь, право на личную свободу, которые гарантированы гражданам страны без ограничений по половозрастному признаку, расовой принадлежности. Тогда почему права молодежи не являются едиными для всей страны, почему статьи, прописанные в Законе, реализуется по усмотрению «органов местного государственного управления»? И это лишь один такой пример. Представляем вашему вниманию перечень пунктов Закона РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», «не работающих» или «частично реализуемых» на местах.
Большой интерес для молодежи области представляет статья 8 «Гарантии в сфере труда и занятости, содействие решению жилищных проблем молодежи».

1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости осуществляется посредством:

1) развития общественных работ для молодежи;

2) разработки и реализации программ занятости молодежи;

3) организационной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, создающих рабочие места для молодежи;

4) создания и организации деятельности молодежных трудовых объединений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде, в том числе на базе учебных заведений.

2. Молодежи Республики Казахстан гарантируется:

1) содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении квалификации;

2) содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов;

3) содействие в обеспечении доступности для молодых людей, являющихся инвалидами, программ обучения, переподготовки и стажировки в высших учебных заведениях, в том числе посредством дистанционного обучения.

3. Решение жилищных проблем молодежи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


Если содействие молодым людям в сфере труда и занятости осуществляется через масштабные республиканские программы по возрождению и организации деятельности студенческих строительных молодежных трудовых отрядов, «Жасыл Ел», «Школы государственных служащих», то с решением жилищных проблем все значительно сложнее. К тому же в Законе этой проблеме отведен лишь один пункт: «решение жилищных проблем молодежи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан». В Законе Республики Казахстан «О жилищных отношениях» дана следующая информация: жилье из государственного фонда предоставляется нуждающимся гражданам, а также государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим и лицам, занимающим государственные выборные должности. Здесь, к сожалению, нет ни слова о молодежи (лица от 14 до 29 лет). Для молодых семей (лица от 14 до 29 лет, состоящие в законном браке, воспитывающие ребенка или детей) существует программа ипотечного кредитования по банковским процентным ставкам, но с льготной условной ценой за квадратный метр, которая составляет 56 515 тенге.
В статье 9 «Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью» продекларировано:

1. Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, осуществляемой молодежью, регулируются законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом.

2. Республика Казахстан устанавливает систему мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

3. К лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан и пользующимся государственной поддержкой в сфере молодежной политики, относятся:

1) молодежь, занимающаяся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

2) крестьянские (фермерские) хозяйства, организованные молодежью;

3) организации, в которых не менее семидесяти процентов от общей численности работников составляет молодежь, являющаяся их учредителем.

4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности молодежи осуществляется посредством:

1) содействия центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан в организации предпринимательской деятельности молодежи на учебно-производственной базе учебных заведений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования;

2) вовлечения социально незащищенных слоев населения из числа молодежи в предпринимательскую деятельность;

3) обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между учебными заведениями и работодателями на договорной основе;

4) разработки региональных программ поддержки молодежного предпринимательства;

5) сотрудничества государственных органов с лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в целях заключения соглашений на выполнение определенных работ (услуг).

5. Государство поощряет предпринимателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения, а также оказанию социальных услуг для населения.


В Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» нет понятия «молодой предприниматель», в органах юстиции, соответственно нет льготных условий для регистрации предпринимателей из молодежи. В регионе отсутствует специальная программа по молодежному предпринимательству, в Плане мероприятий по реализации областной программы «Молодежь Восточно-Казахстанской области на 2008-2009 гг.» предусмотрено создание социальной службы по развитию молодежного предпринимательства и оказанию содействия трудовой занятости молодежи, с бюджетом 1 млн. тенге и заложены средства на проведение Школы молодежного предпринимательства по эффективной организации бизнеса, навыкам социального партнерства, информационно-методической помощи молодым предпринимателям, бюджет которой также составляет 1 млн. тенге. В Законе также говорится о государственном поощрении предпринимателей, способствующих обеспечению занятости молодежи, оказанию социальных услуг для населения, на сегодняшний день государственное поощрение и поддержка остается исключительно моральной. В контексте сказанного, необходимо разработать отдельную молодежную программу по поддержке и развитию предпринимательской деятельности либо усилить данное направление в программе «Молодежь Восточно-Казахстанской области на 2008-2009 гг.».
Статья 10 «Государственная поддержка молодых семей»

1. В целях государственной поддержки молодых семей центральные и местные государственные органы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разрабатывают, утверждают, реализуют отраслевые и региональные программы.

Формирование и реализация отраслевых и региональных программ в области государственной поддержки молодых семей осуществляются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан на основе анализа социальных потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются меры государственной поддержки.

Указанные меры направлены на оказание молодым семьям материальной и иной помощи в решении социально-экономических проблем, оказание соответствующих образовательных, медицинских, правовых, психолого-педагогических, информационных, консультативных и других услуг, в том числе по обеспечению охраны здоровья, воспитания и развития детей, социальной защиты, адаптации и реабилитации молодежи.

2. В целях создания благоприятных условий для развития молодых семей государственная поддержка осуществляется посредством:

1) предоставления молодым семьям льготных кредитов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) предоставления по согласованию с администрацией учебного заведения для родителей из числа молодежи, являющихся студентами, и учащимися, права на свободное посещение учебных занятий, получение академического отпуска на период достижения ребенком возраста полутора лет;

3) развития системы консультирования по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам молодых семей;

4) развития системы некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, социальную помощь;

5) сохранения и развития системы организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи;

6) предоставления молодой семье в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, жилого помещения комнатного типа в общежитии организации образования на период обучения в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования;

7) развития системы государственных дошкольных организаций.


Как в регионе, так и в целом по республике все ограничивается предоставлением ипотечного кредита по льготной цене за квадратный метр, с 10%-ой банковской ставкой, с 10%-ым первоначальным взносом. Молодой семье, для того, чтобы купить квартиру по «льготным» условиям, необходимо сначала отстоять определенное время в очереди, а также собрать определенную сумму для первоначального взноса. Каким образом она должна «выживать» до момента накопления первоначального взноса, сбора документов и, наконец, получения долгожданного жилья – не сказано. Кроме того, по данным на 18 февраля 2008 года 4 023 гражданина подали заявление на получение жилья, из них в 2007 году – 1 561 человек. Учитывая темпы строительства, многие до сих пор не получили жилье по государственной программе. Что же касается оказания молодым семьям материальной и иной помощи в решении социально-экономических проблем, необходимо отметить, что категория «молодая семья» не прописана ни в одном Законе, защищающем социальные права населения, а именно: ни в Законе «О государственной адресной социальной помощи»; ни в Законе «О государственных пособиях семьям, имеющим детей»; ни тем более, в Законе «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в РК». Во всех перечисленных законах рассматривается социально защищаемая малообеспеченная семья вне зависимости от возраста родителей, воспитывающих детей.
Согласно Закону «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» в республиканском и местных бюджетах ежегодно предусматриваются средства для реализации государственной молодежной политики.

Восточно-Казахстанская областная Ассоциация молодежных и детских организаций наряду с другими общественными объединениями участвовала в реализации региональной программы «Молодежь Восточно-Казахстанской области 2006-2007 гг.». Был проведен анализ областной, а также выборочно районных программ, разработаны рекомендации и предложения в программу «Молодежь Восточно-Казахстанской области 2008-2009».

Основными критериями анализа стали:

–Затраченные финансовые средства;

– Формы мероприятий;

– Целесообразность использования именно этих форм мероприятий;

– Охват целевой группы.

В рассматриваемых программах выявлены два фактора, негативно влияющих на ее эффективность:

1. Используется большой процент неактуальных среди молодежи форм мероприятий (круглые столы, конференции);

2. Заложенные средства недостаточны для охвата всех направлений, озвученных в Законе Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в РК».

Значительным нововведением, отражающим эффективность проводимых мероприятий, является наличие в программе мероприятий по мониторингу деятельности социальных служб с выявлением социального эффекта проведенных мероприятий.

Хотелось бы предложить внедрение результативной практики Управления внутренней политики области, которая заключается в том, что при реализации любого социально значимого проекта исполнитель проводит два исследования – в начале и по окончанию деятельности. Это позволяет отследить реальную картину изменения ситуации (если таковая имеется). При этом необходимо разработать единую для всех поставщиков услуг систему индикаторов, по которым можно будет измерять социальный эффект от проводимых мероприятий.

В соответствии с требованиями, установленными в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2000 года N 789 «Об утверждении Правил разработки программ в Республике Казахстан», основные направления должны сопровождаться перечнем инструментов, а также мерами по достижению поставленных целей и решению задач, индикативными показателями, характеризующими степень реализации предпринятых действий. Программы некоторых регионов, к сожалению, не соответствуют этим требованиям.

По количеству пунктов и статей плана мероприятий можно определить, что наибольшее внимание в районах и городах уделяется таким приоритетам, как «Развитие и поддержка молодых талантов» и «Труд и занятость». Учитывая приоритеты, обозначенные в молодежном законодательстве, следует усилить такие направления, как «Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни», «Социальная работа с молодежью», «Поддержка сельской молодежи», «Поддержка молодых семей». При этом процесс этот не должен пойти в ущерб остальным приоритетам.

В связи с этим предлагаем на рассмотрение следующие рекомендации:

• Разработать индикаторы мониторинга результатов, на их основе провести оценку эффективности работы социальных служб и мероприятий по направлениям программы;

• Развить дальнейшую работу социальных служб, зарекомендовавших себя как успешные и эффективные;

• Рассмотреть возможность поддержки среднесрочных проектов (два-четыре года) с соответствующим перспективным бюджетом,

• Сократить количество малоэффективных мероприятий;

• Увеличить финансирование районных программ в зависимости от общих показателей (численность молодежи, количество молодежных организаций, экономическая ситуация), довести сумму финансирования до адекватного уровня, необходимого для полноценной реализации государственной молодежной политики;

• Усилить аналитический компонент, увеличить количество исследований;

• Предусмотреть в программе «корпоративные» форумы и слёты молодежи (по профессиональному признаку: молодые инспекторы, психологи и т.п.).



Государственная молодежная политика строится на взаимовыгодном сотрудничестве молодежных неправительственных организаций и государственных структур. Для того, чтобы это сотрудничество не было формальным, необходима совместная работа по дальнейшему внедрению передового областного опыта разработки и реализации молодежных программ на региональном уровне. Этот передовой опыт заключается, прежде всего, в создании условий для кардинального расширения возможностей участия молодежи в разработке программ, в повышении социальной активности и ответственности молодежи за свое будущее и будущее своей страны.
В целом, складывается ощущение изолированности Закона республики Казахстан «О государственной молодежной политике в РК» от иного законодательства страны, равно как и обособленности молодежной политики от общегосударственной. Основные понятия и права, прописанные в Законе, не обнаруживаются в других Законах и подзаконных актах страны, которые являются основными механизмами для работы исполнительных органов на местах. Многие государственные служащие, работающие в смежных Управлениях, ведомствах и инстанциях никогда не слышали о существовании такого Закона. На сегодняшний день исполнение Закона РК «О государственной молодежной политике в РК» – «головная боль» и прерогатива Департамента воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования и науки, а также Управлений внутренней политики областей.

Единая государственная молодежная политика должна быть по-настоящему единой. Ответственность за нарушение законодательства о государственной молодежной политике должна ложиться на всех, только в таком случае мы сможем добиться реального сдвига из сложившейся ситуации.

В связи с этим, предлагаем:

  • Провести рабочие встречи с привлечением экспертов по направлениям Закона: молодые семьи, социальные права студенческой молодежи, молодежное предпринимательство, государственная поддержка деятельности МНПО, социальные права работающей молодежи, права творческой молодежи с целью обсуждения дополнений и изменений в законодательство страны, а также разработки механизмов реализации этих прав.

  • Из статей Закона убрать приписку «по решению органов местного государственного управления».

  • В правилах о пассажирских перевозках на территории Республики Казахстан предусмотреть льготы в общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения.

  • В статье о государственном финансировании молодежных программ предусмотреть нижний порог финансирования региональных молодежных программ, который будет определяться в зависимости от общих показателей, таких как: численность молодежи, количество молодежных организаций, экономическая ситуация, уровень инфляции и т.д.

Для совершенствования системы статистического учета информации о молодежи, необходимо рекомендовать всем центральным и местным исполнительным органам использовать возрастной ценз, закрепленный в Законе – от 14 до 29 лет. В настоящее время в органах внутренних дел учитывают две возрастные категории: до 18 лет (несовершеннолетние) и старше. В органах Социальной защиты работают с категориями граждан в возрасте: от рождения до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 18 лет (в ряде случаев учитывается положение граждан в возрасте до 24 лет). В органах здравоохранения работа организована с гражданами до 18 лет.

Кроме этого, хочется обратиться к самой молодежи – необходимо менять свое потребительское отношение к государству на стремление к полноправному социальному партнерству. А, чтобы взаимодействие было равноправным, нужно знать свои права.


СПРАВКА

к парламентским слушаниям об исполнении

Закона Республики Казахстан

«О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»
Законодательство в сфере молодежной политики.

На сегодняшний день казахстанская молодежь является одной из наиболее крупных групп в социально-демографической структуре общества. Общая численность молодежи в Казахстане на 1 января 2008 года составляет около 4,3 млн. человек. Таким образом, в структуре современного казахстанского общества возрастная категория молодых граждан составляет 27,8% от общей численности населения республики.

В настоящее время в Казахстане нормативно-правовая база в сфере молодежной политики включает в себя Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Концепцию государственной молодежной политики Республики Казахстан, Государственную программу патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы, Программу молодежной политики на 2005–2007 годы (пролонгирована на 2008 год), Концепцию поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы и ряд региональных программ.
Компетенции государственных органов Республики Казахстан по реализации государственной молодежной политики.

Структура реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан предполагает участие государственных исполнительных и представительных, консультативно-совещательных органов, а также молодежных некоммерческих организаций как на республиканском, так и на региональном уровнях.

На республиканском уровне органом ответственным за реализацию молодежной политики, является Министерство образования и науки (в частности, Департамент воспитательной работы и молодежной политики).

При Правительстве Республики Казахстан с 2000 года функционирует Совет по делам молодежи – консультативно-совещательный орган, возглавляемый Министром образования и науки РК, в состав которого входят представители исполнительных (первые руководители или их заместители) и представительных органов власти (депутаты Парламента и маслихатов), некоммерческих организаций.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2007 года № 174 создан Республиканский совет по патриотическому воспитанию граждан, который является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан.

Задачей Совета является координация деятельности по реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы.

На региональном уровне реализация государственной молодежной политики осуществляется местными исполнительными органами по направлениям, определяемым их отраслевой компетенцией. После создания в 2003 году Департаментов внутренней политики на них были возложены функции по координации проведения молодежной политики. В структуру теперь уже Управлений внутренней политики включены отделы по работе с молодежью, НПО и религиозными объединениями. Структурными подразделениями, отвечающими за реализацию государственной молодежной политики на местах, являются отделы внутренней политики. В качестве консультативно-совещательных органов при акимах областей, городов Астаны и Алматы действуют советы по делам молодежи, основными целями которых является координация деятельности государственных органов и неправительственных организаций в сфере реализации государственной молодежной политики.
Социальные права

Одним из важнейших составляющих Закона является обеспечение социальных прав молодежи.

С целью совершенствования медицинского обслуживания молодежи, центральными и местными исполнительными органами организована системная работа. Охрана здоровья молодежи проводится в рамках действующих нормативных правовых актов в области здравоохранения.

Подростки и молодежь являются целевой группой программы «Здоровый образ жизни». Данная программа изложена в новой редакции и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1260.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2002 года № 1168 «Об утверждении типовых штатов работников организаций образования» Министерством образования и науки Республики Казахстан совместно с Акимами областей, городов Астана и Алматы продолжена работа по восстановлению в общеобразовательных школах республики медицинских пунктов (кабинетов), укомплектованию их медицинскими кадрами и оснащению необходимым медицинским оборудованием.

В целях совершенствования медицинского обслуживания молодежи, начиная с 2006 года в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 октября 2006 года № 491 «О внедрении услуг, дружественных к молодежи» на основе международного опыта внедряются услуги, дружественные к молодежи и создаются молодежные центры здоровья.

Услуги, дружественные к молодежи, являются комплексными и включают в себя помимо медицинской помощи, целый блок социальной, психологической, юридической помощи. Преимуществом является доступность, доброжелательность, доверие, добровольность и комплексность в предоставлении услуг (в ВКО услуги оказываются на базе объединения детско-подростковых клубов).

Разработаны и направлены в регионы методические рекомендации «Молодежные центры здоровья».

На сегодня создаются молодежные центры здоровья в городах Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Таразе, Шымкенте. На базе Алматинского института усовершенствования врачей на кафедре «Профилактики заболеваний и укрепления здоровья» осуществляется подготовка кадров для работы с подростками и молодежью.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» молодежь страны имеет право на бесплатное основное среднее, общее среднее образование в государственных учебных заведениях, а также на техническое и профессиональное, высшее образование на основе государственного образовательного заказа.

По итогам проведенного Министерством образования и науки Республики Казахстан анализа осуществления в 2007 году Государственной программы образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, наблюдается значительная региональная дифференциация по доступности образования:


  • в дошкольном образовании охват колеблется от 7% в Алматинской области до 47% в г. Астане. В начальном и среднем профессиональном образовании коэффициент охвата разнится по регионам более чем в три раза: от 3% в Жамбылской области до9 % в Павлодарской области;

  • проблема подвоза учеников к школам, находящимся на расстоянии более 3-х км, полностью решена только в 6-ти регионах. В целом по республике потребность в автобусах сохраняется и составляет 269 единиц (наибольшее количество в Алматинской (72), Акмолинской (52), Костанайской (46) областях);

  • охват специальным образованием и оказанием психолого-медико-педагогических консультаций для детей с ограниченными возможностями в развитии тоже имеет большую амплитуду: самый высокий – в городах Астана (74,7%) и Алматы (57,4%), Атырауской области (51,1%), самый низкий – в Алматинской (9,7%), Кызылординской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях (8,3%). В республике количество детей с ограниченными возможностями в развитии с рождения до 18 лет составляет 154870 человек. Не охвачены специальным образованием 118 тыс. детей с ограниченными возможностями;

- темпы роста объема государственного образовательного заказа по подготовке кадров технического и обслуживающего труда неудовлетворительны. Например, по техническим специальностям госзаказ в сравнении с 2006 годом увеличен за счет средств местного бюджета лишь на 3,8%, за счет республиканского бюджета - на 23%;

  • в 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи. В 113 профессиональных школах нет общежитий.

Всем выпускникам детских домов, а также обладателям образовательных грантов выплачивается гарантированная ежемесячная государственная стипендия.

Для граждан из числа аульной (сельской) молодежи при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, после среднего и высшего образования, на специальности, определяющие социально-экономическое развитие аула (села), предусматривается квота приема. При этом обучающиеся по образовательному гранту получают ежемесячную стипендию. В целях обеспечения доступности получения профессионального образования создаются условия для развития образовательного кредитования. Продолжается работа по социальной поддержке студенчества, повышен размер стипендии обучающихся в колледжах и высших учебных заведениях страны.

Местными исполнительными органами уделяется значительное внимание соблюдению прав молодежи на посещение государственных спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных организаций на льготных условиях.

В ряде районов и городов Акмолинской области посещение государственных спортивных организаций молодежью в возрасте от 14 до 29 лет осуществляется бесплатно. В физкультурно-оздоровительных группах, действующих на принципах самоокупаемости, предусмотрены скидки для детей инвалидов и детей из малообеспеченных семей.

Во всех государственных спортивно-оздоровительных организациях Карагандинской области посещение для молодежи бесплатное. Во всех внешкольных организациях независимо от формы собственности существуют льготы для детей из малообеспеченных семей (оплата 50%) и для детей-сирот (бесплатное посещение). Во всех организациях образования в 2007-2008 учебном году работают 1 604 бесплатных спортивных секций для 31 862 детей всех возрастов. В 48 ДЮСШ и 152 детско-подростковых клубах занимаются 16 855 детей и подростков в бесплатных секциях и спортивных кружках.

Молодежь Северо-Казахстанской области, в том числе инвалиды всех категорий посещает детско-юношеские спортивные школы на бесплатной основе. На концерты, спектакли, организуемые предприятиями и учреждениями культуры для молодежи, организуется распродажа билетов по льготным ценам.

На начало 2008 года льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения по решению местных исполнительных органов осуществляется лишь в нескольких регионах республики. Среди них: г. Алматы, Алматинская, Актюбинская, Карагандинская, Жамбылская, Атырауская области. В названных регионах введена фиксированная льготная ставка на проезд в общественном городском транспорте для школьников и студентов. Нормы закона обеспечиваются за счет средств местного бюджета.

В ряде других городов льготный проезд отсутствует, либо предусмотрен только для школьников и учащихся колледжей (Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Кызылординская, Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области).

В остальных регионах льготами пользуются только отдельные категории студенчества и школьников из малообеспеченных или многодетных семей (г. Астана, Южно-Казахстанская, Акмолинская области).

В Костанайской области для студентов предусмотрена 50% льгота на проезд в общественном транспорте только в г. Рудный.

Таким образом, п.4 ст.6 Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в РК» исполняется только в 6 регионах из 16, что составляет 37,5%, стоит отметить, что по сравнению с 2006 годом добавилось 2 региона, где предоставляется льготный проездной.

Практически во всех регионах исполнение названных норм закона учитывает только возможности местного бюджета. Альтернативные варианты решения проблемы не рассматриваются.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» право на адресную социальную помощь (АСП) имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы, лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в РК, со среднедушевым доходом, не превышающим черту бедности.

Молодежь наравне с другими гражданами Республики Казахстан имеет право на адресную социальную помощь.

На основании Закона Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи», в случае, если среднедушевой доход семей, в которых проживает молодежь, не превышает размер черты бедности, установленной в областях (городе республиканского значения, столице), данным семьям оказывается адресная социальная помощь. Размер адресной социальной помощи рассчитывается в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности. В 2007 году адресную социальную помощь получили 224,8 тыс. человек, в том числе 137,6 тыс. детей до 18 лет и 4,8 тыс. студентов дневной формы обучения. Также молодые семьи, имеющие детей, могут претендовать на получение государственного пособия на детей до 18 лет в случае, когда среднедушевой доход семьи ниже стоимости продовольственной корзины (5 994 тенге в I кв. 2008 г.) и жилищного пособия.

Кроме того, в ряде регионов местные исполнительные органы, используя свое право на установление дополнительных видов социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляют социальную помощь на оплату обучения студентов из малообеспеченных семей в высших и средне-профессиональных учебных заведениях.


Гарантии в сфере труда и занятости, содействие решению жилищных проблем молодежи.

В соответствии со статьей 8 указанного Закона, государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости осуществляется посредством развития общественных работ для молодежи, разработки и реализации программ занятости молодежи.

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан в общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) составляет 18,5% или 107,3 тыс. человек. Это на 38,9 тыс. человек (на 26,6%) меньше, чем в 2006 году.

В целях сокращения молодежной безработицы, решения проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений органами занятости в регионах организуется молодежная практика. В 2007 году в молодежной практике приняли участие 8,5 тыс. выпускников учебных заведений, из них трудоустроены – 5,6 тыс. человек (65,9%).

Для повышения уровня занятости молодежи и решения других вопросов Правительством Республики Казахстан принята и одобрена Концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы, рекомендованная центральным и местным государственным органам для руководства при подготовке государственных, региональных и отраслевых (секторальных) программ.

        В рамках государственного социального заказа, Министерством образования и науки Республики Казахстан из республиканского бюджета выделено 5 100 000 тенге на реализацию четырех социально-значимых проектов, направленных на оказание поддержки молодежи в экономической сфере.

С целью решения проблем занятости студенческой молодежи в летний период времени на республиканском и региональном уровне поддерживается деятельность студенческих строительных молодежных трудовых отрядов и общереспубликанская инициатива «Жасыл Ел».

Жасыл Ел.

В течение 2007 года под эгидой Республиканского штаба «Жасыл Ел» проведено более 50 акций и мероприятий, направленные на популяризацию инициативы «Жасыл Ел», воспитание у молодежи ответственного отношения к природе и организации интересного досуга среди населения и бойцов «Жасыл Ел».

В отряды «Жасыл Ел» в 2007 году привлечено более 12 тыс. молодых людей, основные работы были направлены на очистку берегов рек и озер, восстановление саксаульников, посадку цветников, а так же продолжены работы по борьбе с опустыниванием, очистке горельников, восстановлению сосновых и ленточных боров. Средняя заработная плата составила 30 000 тенге. Объем освоенных работ составил более 2 млрд. тенге.

Студенческие строительные молодежные трудовые отряды.

В 2007 году всего по стране отработало 19 757 бойцов студенческих молодежных трудовых отрядов. Объем освоенных работ составил более 2 млрд. тенге. Средняя заработная плата составила 44 800 тенге.


Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой молодежью.

В числе основных мер государственной поддержки занятости молодежи, способствующих ее социально-экономической самореализации, формированию системы поддержки и адаптации к современным рыночным условиям, созданию условий для профессионального роста следует выделить необходимость развития предпринимательской деятельности молодежи.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы молодежной политики, на базе молодежных общественных объединений созданы социальные службы. На создание социальных служб Министерством образования и науки Республики Казахстан в 2007 году из республиканского бюджета выделено 9 969,5 тыс. тенге.

В рамках деятельности служб проведены республиканский конкурс инновационные проектов и бизнес идеи молодежи в сфере малого и среднего бизнес, аграрный сектор, досуг и отдых, туризм и спорт, сфера услуг. Разработаны и выпущены информационные бюллетени, методические пособия. Предоставлены консультационные услуги предпринимателям из числа молодежи по повышение компьютерной грамотности на селе и специальных производственных знаний и навыков, адаптированных к существующим техническим и организационным структурам, перспективным тенденциям современного научно-технического процесса.



Государственная поддержка молодых семей.

С целью выработки предложений по решению вопроса приоритетного обеспечения молодых семей жильем, Министерством образования и науки Республики Казахстан были внесены предложения о внесении поправки в Правила реализации местными исполнительными органами областей, городов Астана и Алматы гражданам Республики Казахстан жилья, построенного в рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2007 года № 923, в части определения понятия «молодая семья» в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в РК».

В рамках государственной программы развития жилищного строительства на 2008-2010 года в качестве приоритетной категории выделена категория «молодая семья».

На региональном уровне в целях поддержки молодых семей организована работа по созданию системы консультирования по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам молодых семей, сохранению и развитию системы организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи.


Государственная поддержка талантливой молодежи.

В целях поддержки и развития молодых талантов ежегодно проводятся Национальные молодежные Дельфийские игры Казахстана. Вопросы организации подготовки и проведения национальных игр, а также координации проведения региональных игр рассматриваются на заседаниях Национального Дельфийского комитета Казахстана (далее-НДКК).

С целью развития инициатив талантливой молодежи в течение года проводятся серии благотворительных акций, а также осуществляется мониторинг проблем подростков и молодежи, содержащихся на воспитании у государства.

Во всех высших учебных заведениях страны обеспечен доступ на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по Президентской программе «Болашак» и государственной программе поддержки молодых талантов Республики Казахстан «Дарын».

Студенты высших учебных заведений, занимаясь научной деятельностью, поддерживают тесные связи с вузами России, стран ближнего и дальнего зарубежья, участвуют в международных научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.
Содействие международному сотрудничеству молодежи.

Одним из приоритетных направлений в реализации молодежной политики является вовлечение казахстанской молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.

На сегодняшний день заключены Соглашения с Федеративной Республикой Германия, Государством Катар, Королевством Саудовская Аравия, Украиной, Республикой Беларусь, Азербайджанской Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан. Разработаны и находятся на согласовании в заинтересованных государственных органах Республики Казахстан межправительственные проекты Соглашений о сотрудничестве в области молодежной политики между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, а также Правительством Китайской Народной Республики.

В рамках соглашении проводятся различные мероприятия, направленные на изучение опыта работы с молодежью в данных странах. Также ежегодно проводятся заседания Совета руководителей государственных органов по делам молодежи стран СНГ.



Финансовое обеспечение государственной молодежной политики

В республиканском бюджете на 2008 год по бюджетной программе 040 «Проведение молодежной политики» предусмотрены расходы в сумме 591 314 тыс. тенге, в том числе:

- на проведение мероприятий по молодежной политике – 201 763 тыс. тенге или с увеличением по сравнению с 2007 годом на 43 931 тыс. тенге;

- на реализацию мероприятий в рамках Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан – 48 404 тыс. тенге или с увеличением по сравнению с 2007 годом на 1 243 тыс. тенге;

- на реализацию национального проекта «Жасыл ел» с участием молодежи – 341 147 тыс. тенге или с уменьшением по сравнению с 2007 годом на 106 377 тыс. тенге.

Из республиканского бюджета в 2008 году профинансированы крупные республиканские мероприятия для молодежи, в их числе методический семинар, армейские сборы, Международный Форум, Дельфийские игры, Общереспубликанский Форум молодежи, заседание Совета при Правительстве Республики Казахстан по делам молодежи, турнир молодежных игр-дебатов и встреча Главы государства с лидерами молодежного крыла национальных культурных центров. Помимо этого, предусмотрены дополнительные мероприятия, направленные на организацию системной работы, в их числе разработка стандартов, издание методического пособия и рекомендаций в сфере реализации молодежной политики, меры по совершенствования профориентационной работы.

Наряду с этим по бюджетной программе 006 «Представительские затраты» в 2008 году предусмотрено финансирование расходов на организацию международных программ обменов специалистами в сфере молодежной политики в сумме 27 863,8 тыс. тенге. В рамках выделенных средств запланированы приемы молодежных делегаций из Азербайджана, Беларусии, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, Узбекистана и Германии.

На местном уровне реализация молодежной политики осуществляется за счет средств местных бюджетов в рамках региональных программ.


Динамика финансирования реализации

молодежной политики

из республиканского бюджета




Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение по сравнению с предыдущим периодом

(2007 г.)

Абсолютное

Относительное отклонение

млн. тенге

млн. тенге

млн. тенге

%,

раз

1

Молодежные трудовые отряды «Жасыл ел»

423

341

-82

-19,4

2

Студенчес-кие строитель-ные молодежные отряды

25

0

-25

-100

3

Республиканские мероприятия, направлен-ные на реализацию государ-ственной молодежной политики

50

55,5

5,5

11

4

Государственный социальный заказ, в том числе

110

146

36,5

32,7

4.1

социальные службы для молодежи

60

90

30

50

4.2

молодежные социальные проекты

50

56,5

6,5

13

5

Программа Патриоти-ческого воспитания граждан


44

48

8

9%

Итого

652

591

-61

- 9,4 %



страница 1 страница 2

Смотрите также: