страница 1 Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра ортопедической стоматологии
СИЛЛАБУС
по дисциплине POS 4303 «Пропедевтика ортопедической стоматологии»
Для специальности: 051302 «Стоматология» (обычная форма обучения)
Объем учебных часов: 405
Курс: 4
Семестр: 7, 8
Караганда 2013 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине POS 4303 «Пропедевтика ортопедической стоматологии» для специальности 051302 «Стоматология» 09.04.2008г.
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
«____» _________2013г. Протокол № ____
Зав. кафедрой ортопедической
стоматологии А.Я. Долгоаршинных
Сведения о преподавателях:
Зав. кафедрой: Долгоаршинных Альберт Яковлевич, д.м.н., профессор, врач-стоматолог ортопед высшей категории. Педагогический стаж работы – 8 лет, стаж клинической работы – 35 лет. Ведет практические занятия на русском языке. Телефон 42-52-67
Ассистент: Асакаев Нурлан Советоич, врач-стоматолог ортопед высшей категории. Педагогический стаж работы – 18 лет, стаж клинической работы – 19 лет. Ведет практические занятия на русском языке. Телефон 42-52-67.
ассистент Аубакиров Сайлау Ергалиевич врач-стоматолог ортопед второй категории. Педагогический стаж работы – 7 года, стаж клинической работы – 5 года. Ведет практические занятия на казахском языке. Телефон: 42-52-67
ассистент Гадельшина Олеся Маратовна, врач-стоматолог ортопед первой категории. Педагогический стаж работы – 1 год, стаж клинической работы – 12 лет. Ведет практические занятия на русском языке. Телефон: 42-52-67
ассистент: Жакупбекова Слушаш Ниетбаевна, врач-стоматолог ортопед высшей категории. Педагогический стаж работы – 5 года, стаж клинической работы – 8 лет. Ведет практические занятия на русском и на казахском языке. Телефон 42-52-67.
ассистент: Сакенов Талгат Сагындыкович врач-стоматолог ортопед высшей категории. Педагогический стаж работы – 5 года, стаж клинической работы – 23 года. Ведет практические занятия на русском и на казахском языке. Телефон 42-52-67.
Контактная информация: стоматологическая клиника КГМУ, ул. Алалыкина, 14 - проезд автобусами по маршруту № 1, 34, 43; маршрутными такси № 13,28,06,30; до остановки «ул. Ерубаева».
Политика дисциплины: требования курса ортопедической стоматологии в соответствии с учебной программой:
- регулярное посещение лекций и практических занятий. Постоянная подготовка к практическим занятиям по дополнительным источникам, которые имеются в библиотеке КГМУ и в медиатеке.
- активное участие в работе курса и лечебно-профилактическом процессе на клинической базе КГМУ. Соблюдение врачебной этики и деонтологии в обращении с пациентами и коллегами.
- самостоятельная работа в врачебном кабинете,
- ношение установленной формы одежды и соблюдение внешнего вида, согласно правилам работы в стоматологической клинике.
К итоговому контролю по ортопедической стоматологии допускаются студенты, полностью освоившие материалы и не имеющие задолженности и пропусков.
Знания оцениваются на основании «Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
На базе курса организован студенческий научный кружок, который обеспечивает изучение студентами актуальных вопросов по ортопедической стоматологии.
Введение
Ортопедическая стоматология – это область клинической медицины, изучающая этиологию и патогенез болезней, аномалий, деформаций и повреждений зубов, зубных рядов, челюстей и других органов полости рта и челюстно-лицевой области, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.
Исходя из профилактических задач, ортопедическая стоматология занимается исследованием причин возникновения дефектов, деформаций, аномалий и нарушений функции органов зубочелюстной системы.
Поскольку не всегда известны причины, вызвавшие то или иное заболевание, важно начать изучение патологии на ее ранних стадиях и как можно раньше применить ортопедические методы лечения, направленные на профилактику и диагностику болезни. Такой подход ортопедических стоматологических методов исследовании заболеваний зубочелюстной системы позволяет предупредить появление тяжелых, запущенных деформаций.
Организм рассматривается в его единстве, а процессы, протекающие в полости рта, объясняются влиянием факторов как внешней, так и внутренней среды.
Ортопедические методы лечения осуществляются с позиций комплексного лечения нарушений структуры, связанных с одновременным изменением функций и опирается на достижения фундаментальных, общемедицинских наук, биологии и других разделов медицинской науки.
Цель дисциплины
- это подготовка врача-стоматолога, владеющего вопросами теории и практики всех разделов ортопедической стоматологии.
Задачи обучения:
-
Сформировать знания о принципах организации и работы клиники ортопедической стоматологии;
-
Дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики, обследование пациентов с патологией твердых тканей зубов, дефектами зубных рядов, заболеваниями пародонта и полным отсутствием зубов;
-
Дать знания и практические навыки методик проведения клинических этапов изготовления несъемных, съемных и шинирующих конструкций лечебных ортопедических средств;
-
Обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога-ортопеда (на фантоме);
Конечные результаты обучения
Дескрипторы
|
Конечные результаты обучения
|
Компетенции*
|
А
|
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
|
Дать определение значения предмета для будущей профессии, целей и задач дисциплины «Пропедевтика ортопедической стоматологии».
|
3
|
Перечислять принципы организации ортопедической стоматологической помощи населению, организационно-экономические аспекты деятельности ортопедических стоматологических отделений и поликлиник.
|
3, 6
|
Называть нормативное оснащение рабочих мест основных и вспомогательных помещений ортопедического отделения.
|
3, 6
|
Дать характеристику организации рабочего места стоматолога-ортопеда, зубного техника, вспомогательного персонала, гигиенических требовании.
|
3, 6
|
Описывать основные и вспомогательные методы исследования жевательного аппарата, конструкции вкладок, виниров, штифтовых зубов, различных коронок, показания и противопоказания, клинико-лабораторные этапы изготовления.
|
3,4,5, 6
|
Называть и дает характеристику элементам мостовидного, частично-пластиночного, бюгельного и полного съемного протеза, биомеханике мостовидного, частично-пластиночного, бюгельного протезов при включенных и концевых дефектах зубного ряда, перечисляет клинико-лабораторные этапы их изготовления.
|
3,4,5,6,7,8
|
Классифицировать дефекты зубного ряда, беззубых челюстей, зон слизистой протезного поля, механизмы фиксации и стабилизации протезов на беззубых челюстях.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Объяснять принципы организации и оснащения оборудованием ортопедической стоматологической клиники, общие и специальные методы обследования больного (диагностика).
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Излагать основные и вспомогательные методы исследования жевательного аппарата (объективные, клинико-лабораторные и инсутрументальные).
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Оценивать признаки болезни, этиологию, клинику и диагностику дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов, ортопедические методы лечения.
|
2,3,4,5,6
|
В
|
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
|
Демонстрировать владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины .
|
2,3,4,5
|
Пользоваться стоматологической установкой, наконечниками, инструментами для обследования и лечения. Проводит основные методы обследования жевательного аппарата.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Интерпретировать данные рентгеновских снимков, гнатодинамометрии, ЭОД, степени атрофии пародонта и подвижности зубов; осуществляет подготовку жевательного аппарата к ортопедическому лечению.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Препарировать зуб с использованием обезболивающих средств.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Проводить ортопедическое лечение простой вкладкой, штифтом с культевой коронкой, коронкой из стали, пластмассы.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Изготавливать несложные мостовидные и пластиночные протезы.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Осуществлять параллелометрию, выбирает конструкцию опорно-удерживающего кламмера; снимает коронки, мостовидные протезы; изготавливает индивидуальные ложки.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Работать в команде.
|
5
|
С
|
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
|
Оценивать организацию и работу клиники ортопедической стоматологии
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Дать оценку использования основ врачебной деонтологии, семиологии, диагностики
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Оценивать качество обследования пациентов с патологией твердых тканей зубов, дефектами зубных рядов, заболеваниями пародонта и полным отсутствием зубов.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Анализировать выполнение практических навыков, методик проведения клинических этапов изготовления несъемных, съемных и шинирующих конструкций лечебных ортопедических средств, дает рекомендации по коррекции.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Выполнять мануальные навыки врача-стоматолога ортопеда (на фантоме), оценивая качество своей работы.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
D
|
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений
|
Способен компилировать информацию и оценивать ее значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам знания по методике заполнения медицинской документации; проведению аппликационной и инъекционной анестезии; выбору оптимальной конструкции протеза; проведению одонтопрепарирования под различные ортопедические конструкции; снятию оттисков на практических занятиях и на экзаменах.
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
|
Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной)
|
2,3,4,5,6,7,8
|
Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области
|
2,3,4,5,6,7,8
|
* Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки.
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины
Пререквизиты дисциплины: клиническая анатомия головы и шеи – 2 курс, тема: Верхняя челюсть, нижняя челюсть, жевательный аппарат, височно-нижнечелюстной сустав, зубы; фармакология – 3 курс, тема: Общая рецептура. Противовоспалительные и противоаллергические средства. Антисептики и дезинфицирующие средства. Антибактериальные средства.
Постреквизиты дисциплин: ортопедическая стоматология – 5 курс, тема: Особенности клинического обследования больных с заболеваниями зубочелюстной системы, требующих ортопедического лечения. Современные технологии в ортопедической стоматологии; терапевтическая стоматология – 5 курс, тема: Принципы обследования стоматологического больного. Дифференциально-диагностические признаки, принципы лечения болезней пародонта, слизистой оболочки полости рта.
Краткое содержание дисциплины: в программе отражены современные взгляды на проблему диагностики и профилактики различных заболеваний зубочелюстной системы, вопросы организации ортопедической стоматологической помощи в рыночных условиях, изложены сведения о заболеваниях пародонта, повышенной стираемости, зубочелюстных аномалиях и деформациях, заболеваниях сустава, приобретенных и врожденных дефектах челюстно-лицевой области, методы их ортопедического лечения. Ортопедическое лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, на дентальных имплантаты; заболевания обусловленные материалами зубных протезов, дифференциальная диагностика, лечение; ошибки и осложнения при ортопедическом лечении несъемными и съемными конструкциями, меры профилактики, тактика лечения.
Даются сведения о биомеханике жевательного аппарата, принципах конструирования различных протезов и аппаратов.
Предлагается принцип комплексного лечения различных патологических состояний.
Тематический план
Тематический план лекций:
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
продолжительность
|
1-2
|
Предмет и задачи ортопедической стоматологии. Исторические этапы развития зубного протезирования (ортопедической стоматологии).
|
тематическая
|
1+1
|
3-4
|
Биодинамика нижней челюсти. Артикуляция. Окклюзия и ее виды. Прикус и его разновидности (физиологические, аномалийные и патологические).
|
Проблемная
|
1+1
|
5-6
|
Функционально-морфологическая связь звеньев зубочелюстной системы в норме. Аппараты, иммитирующие движения нижней челюсти (окклюдаторы, артикуляторы).
|
Проблемная
|
1+1
|
7-8
|
Семиология (симптоматология) основных стоматологических заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению.
|
тематическая
|
1+1
|
9-10
|
Методы обследования больного. Основы диагностического процесса в клинике ортопедической стоматологи.
|
тематическая
|
1+1
|
11-12
|
Одонтопрепарирование при ортопедическом лечении различными конструкциями зубных протезов, реакция тканей зубов и организма пациента на препарирование.
|
тематическая
|
1+1
|
13-14
|
Методы и режимы препарирования. Алгоритм выбора. Актуальные проблемы обезболивания в ортопедической стоматологии.
|
тематическая
|
1+1
|
15-16
|
Стоматологическое материаловедение. Классификация материалов, применяющихся в ортопедической стоматологии (в клинике и зуботехнической лаборатории).
|
тематическая
|
1+1
|
17-18
|
Оттискные (слепочные) материалы. Классификация, показания к применению. Оттискные ложки и их разновидности.
|
тематическая
|
1+1
|
19-20
|
Абразивные материалы. Режущие, абразивные инструменты. Механизм действия, показания к выбору. Вспомогательные материалы (гипс, его разновидности, восковые композиции и их назначения).
|
тематическая
|
1+1
|
21-22
|
Цели изготовления искусственных коронок. Виды искусственных коронок зубов, показания и противопоказания к их применению.
|
тематическая
|
1+1
|
23-24
|
Традиционные и современные штифтовые конструкции.
|
тематическая
|
1+1
|
25-26
|
Классификация дефектов зубных рядов. Показания к применению несъемных мостовидных протезов.
|
тематическая
|
1+1
|
27-28
|
Ортопедическое лечение при частичном или полном отсутствии зубов.
Оперативная и восстановительная дентистрия.
|
тематическая
|
1+1
|
29-30
|
Концепция минимальной интервенции в ортопедической стоматологии.
|
тематическая
|
1+1
|
|
Всего часов: 30
|
|
|
Тематический план практических занятий
№
|
Наименования тем
|
Форма проведения
|
продолжительность
|
1
|
Организация отделения (кабинета) ортопедической стоматологии. Задачи ортопедического отделения. Рабочее место врача - стоматолога-ортопеда и медперсонала. Медицинские материалы, инструментарии, оборудование. Техника безопасности
|
практическое занятие
|
6
|
2
|
Обследование больного в клинике ортопедической стоматологии. Этика, деонтология, эргономика на рабочем месте врача, медицинская документация.
|
практическое занятие
|
6
|
3
|
Методы обследования зуба, зубного ряда, челюстей, височно-нижнечелюстного сустава, диагностика. Снятие оттисков.
|
практическое занятие
|
6
|
4
|
Методы обследования слизистой оболочки полости рта, мышц зубочелюстной системы.
|
практическое занятие
|
6
|
5
|
Дополнительные методы обследования в клинике ортопедической стоматологии. Диагноз, дифференциальный диагноз.
|
практическое занятие
|
6
|
6
|
Методы лечения заболеваний зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Частичное разрушение клинической коронки зуба, клиника, диагностика, лечение. Особенности обследования больных.
|
практическое занятие
|
6
|
7
|
Рубежный контроль.
|
практическое занятие
|
6
|
8
|
Показания к лечению патологии твердых тканей зубов вкладками, штифтовыми зубами, методика препарирования зуба. Особенности клинических этапов.
|
практическое занятие
|
6
|
9
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зубов винирами. Методика препарирования зуба. Особенности клинических этапов.
|
практическое занятие
|
6
|
10
|
Методика препарирования коронковой части зуба под металлическую (штампованную) коронку. Показания к обезболиванию при препарировании зуба. Обезболивание, профилактика осложнений.
|
практическое занятие
|
6
|
11
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зуба искусственной коронкой из пластмассы, биокерамики. Особенности клинических этапов.
|
практическое занятие
|
6
|
12
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зуба коронкой из безметалловой керамики. Особенности клинических этапов.
|
практическое занятие
|
6
|
13
|
Припасовка искусственной коронки на опорный зуб. Наложение и методика фиксации коронки на цемент.
|
практическое занятие
|
6
|
14
|
Показания к депульпации зубов при изготовлении металлокерамических коронок. Зоны безопасности. Препарирование зуба под металлокерамическую коронку. Снятие оттиска.
|
практическое занятие
|
6
|
15
|
Припасовка металлического колпачка на опорный зуб. Определение цвета.
|
практическое занятие
|
6
|
16
|
Проверка металлокерамической коронки, особенности коррекции. Наложение после нанесения глазури, фиксация на цемент.
|
практическое занятие
|
6
|
17
|
Рубежный контроль.
|
практическое занятие
|
6
|
18
|
Особенности обследования при частичном дефекте в зубном ряду, клиника, диагностика. Показания к лечению мостовидными протезами. Обоснование выбора опорных элементов и промежуточной части мостовидного протеза.
|
практическое занятие
|
6
|
19
|
Клинико-лабораторные этапы изготовления паяного мостовидного протеза при различных опорных элементах. Особенности препарирования опорных зубов.
|
практическое занятие
|
6
|
20
|
Припасовка опорных коронок мостовидного протеза на зубы, снятие оттиска.
|
практическое занятие
|
6
|
21
|
Припасовка и наложение мостовидного протеза, фиксация. Критерий качества.
|
практическое занятие
|
6
|
22
|
Особенности ортопедического лечения дефектов зубного ряда пластмассовыми, металлопластмассовыми, металлокерамическими, фарфоровыми, цельнолитыми мостовидными протезами. Особенности препарирования опорных зубов. Клинические этапы изготовления.
|
практическое занятие
|
6
|
23
|
Рубежный контроль.
|
практическое занятие
|
6
|
24
|
Показания к лечению частичными пластиночными протезами при частичном отсутствии зубов. Конструкционные элементы, назначение, их характеристика. Клинико-лабораторные этапы изготовления частичного пластиночного протеза. Профилактика осложнений. Снятие оттисков.
|
практическое занятие
|
6
|
25
|
Определение и фиксация центральной окклюзии при наличии зубов-антагонистов.
|
практическое занятие
|
6
|
26
|
Проверка конструкции частичного пластиночного протеза. Исправление ошибок.
|
практическое занятие
|
6
|
27
|
Припасовка и наложение частичного пластиночного протеза. Рекомендации больному. Осложнения и прогноз.
|
практическое занятие
|
6
|
28
|
Показания к лечению бюгельными протезами, конструкционные элементы, назначение, их расположение по отношению к тканям протезного ложа. Особенности клинико-лабораторных этапов изготовления бюгельного протеза. Получение оттисков.
|
практическое занятие
|
6
|
29
|
Определение и фиксация центральной окклюзии при отсутствии зубов антагонистов.
|
практическое занятие
|
6
|
30
|
Кламмерная фиксация бюгельного протеза. Виды кламмеров. Конструирование протеза.
|
практическое занятие
|
6
|
31
|
Параллелометрия диагностической модели челюсти, методика проведения.
|
практическое занятие
|
6
|
32
|
Припасовка каркаса бюгельного протеза, оценка критериев качества.
|
практическое занятие
|
6
|
33
|
Проверка конструкции и наложение бюгельного протеза. Оценка критериев качества, прогноз лечения.
|
практическое занятие
|
6
|
34
|
Рубежный контроль.
|
практическое занятие
|
6
|
35
|
Полное отсутствие зубов, особенности обследования больного, клиника, диагностика, лечение.
|
практическое занятие
|
6
|
36
|
Способы фиксации и стабилизации полного съемного протеза.
|
практическое занятие
|
6
|
37
|
Функциональные оттиски, методика. Пробы Гербста.
|
практическое занятие
|
6
|
38
|
Определение центрального соотношения челюстей.
|
практическое занятие
|
6
|
39
|
Проверка конструкции полного съемного протеза. Возможные ошибки, тактика врача при их исправлении.
|
практическое занятие
|
6
|
40
|
Наложение протеза, критерии качества. Советы больному. Адаптация больного к протезу. Рубежный контроль. Итоговая консультация.
|
практическое занятие
|
6
|
|
Всего часов: 240
|
|
|
Время консультаций: на курсе по всем интересующим вопросам студенты имеют возможность получить консультации, которые проводят асс.Асакаев Н.С.
Консультации проводятся еженедельно по средам с 10.00 до 14.00 час.
Время рубежного контроля: итоговое занятие
Время итогового контроля: 4 часа в конце дисциплины, по графику ОПУП КГМУ
Тематический план СРО:
№
|
Наименования тем
|
Форма выполнения
|
продолжительность
|
1
|
Сбор анамнеза стоматологического больного.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
2
|
Описание локального статуса курируемых больных.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
3
|
Работа в кабинетах функциональной диагностики.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
4
|
Работа в фантомном классе.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
5
|
Доказательная медицина в ортопедической стоматологии.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
6
|
Современные методы визуализации в ортопедической стоматологии.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
7
|
Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога. Работа врача с помощником «в четыре руки».
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
8
|
Средства защиты персонала. Профилактика распространения перекрестной инфекции (ВИЧ-инфекции, гепатит «В» и др.).
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
9
|
Современные обезболивающие препараты, применяемые в ортопедической стоматологии, их характеристика.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
10
|
Возможные осложнения при препарировании зубов, их проявления и профилактика.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
11
|
Возможные врачебные и технологические ошибки при ортопедическом лечении металлокерамическими протезами.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
12
|
Профессиональные болезни врачей-стоматологов. Их лечение и профилактика.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
13
|
Возможные ошибки и осложнения при изготовлении мостовидных протезов (из стали, комбинированных, металлокерамических, из золотого и серебряно-палладиевого сплавов), их устранение.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
14
|
Факторы, способствующие формированию эстетики.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
15
|
Возможные ошибки на клиническом и лабораторном этапах изготовления полного съемного протеза, их устранения
|
подготовка реферата; изучение темы
|
8
|
16
|
Современные методы изготовления бюгельного протеза на огнеупорной модели.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
5
|
17
|
Современное материаловедение.
|
подготовка реферата; изучение темы
|
5
|
18
|
Написание учебной истории болезни
|
подготовка реферата; изучение темы
|
5
|
|
Всего часов: 135
|
|
|
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине: подготовка и защита рефератов к последнему занятию и изучение всех тем по дисциплине, итоговое тестирование в КЦ по графику ОПУП КГМУ.
Литература:
На русском языке:
Основная:
-
Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология М, 2007. – 496 с.
-
В.Н Копейкин Руководство по ортопедической стоматологии.., М., 2004.- 495 с.
-
Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнёв Л.М. Ортопедическая стоматология (факультетский курс)- СПб. 2002 – 576 с.
-
Рузуддинов С.Р., Темирбаев М.А., Алтынбеков К.Д. Ортопедическая стоматология., Алматы, 2011. – 621 с.
Дополнительная:
-
И.Ю. Лебеденко, С.Х. Каламкаров Ортопедическая стоматология. Алгоритмы диагностики и лечения. М.- 2008. – 96 с.
-
В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, Е.Н. Жулев. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение.- М, 2008. – 473 с.
-
Алтынбеков К.Д. Тіс протездерін дайындауда колданылатын құрал-жабдықтар мен материалдар. – А, - 2008. – 380 б.
-
А.П. Воронов, И.Ю. Лебеденко, И.А. Воронов «Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов». – М, 2006, 320 с.
На казахском языке:
1. Алтынбеков К.Д. Тіс протездерін дайындауда қолданылатын құрал-жабдықтар мен материалдар. 2005 ж. 250 бет.
2. Аубакиров С.Е., Ахмадишин И.М., Кубжасарова Г.У. Тіс протездерін жасау технологиясы бойынша дәрістер курсы (оқу-әдістемелік құрал) Қарағанды: ҚММА, 2007ж 73б.
Методы обучения и преподавания:
-
Лекции: проблемные лекции.
-
Практические занятия: командно-ориентированное обучение (TBL), обучение, основанное на клиническом случае (CBL); ситуационные задачи, работа в парах, работа с учебниками, решение ситуационных задач, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, письменное тестирование, оформление медицинской документации; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя, самостоятельная курация больных, клинические разборы, обходы, клинические конференции; работа с электронными базами данных в Интернете;
-
СРО: проектно-ориентированное обучение (PrBL), подготовка дневника курации, подготовка тестовых заданий по разработанному студентом клиническому случаю, подготовка презентации, подготовка альбома, подготовка проекта, подготовка учебной истории болезни; работа с учебниками, оформление медицинской документации; работа с электронными базами данных в Интернете.
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе
|
Цифровой
эквивалент
|
% содержание
|
Оценка по традиционной системе
|
А
|
4,0
|
95-100
|
Отлично
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
Хорошо
|
В
|
3,0
|
80-84
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
Удовлетворительно
|
С
|
2,0
|
65-69
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
Д+
|
1,33
|
55-59
|
Д
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
Неудовлетворительно
|
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
-
Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год).
Программа рубежного контроля
1
|
Организация отделения (кабинета) ортопедической стоматологии. Задачи ортопедического отделения. Рабочее место врача - стоматолога-ортопеда и медперсонала. Медицинские материалы, инструментарии, оборудование. Техника безопасности
|
2
|
Обследование больного в клинике ортопедической стоматологии. Этика, деонтология, эргономика на рабочем месте врача, медицинская документация.
|
3
|
Методы обследования зуба, зубного ряда, челюстей, височно-нижнечелюстного сустава, диагностика. Снятие оттисков.
|
4
|
Методы обследования слизистой оболочки полости рта, мышц зубочелюстной системы.
|
5
|
Дополнительные методы обследования в клинике ортопедической стоматологии. Диагноз, дифференциальный диагноз.
|
6
|
Методы лечения заболеваний зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Частичное разрушение клинической коронки зуба, клиника, диагностика, лечение. Особенности обследования больных.
|
7
|
Показания к лечению патологии твердых тканей зубов вкладками, штифтовыми зубами, методика препарирования зуба. Особенности клинических этапов.
|
8
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зубов винирами. Методика препарирования зуба. Особенности клинических этапов.
|
9
|
Методика препарирования коронковой части зуба под металлическую (штампованную) коронку. Показания к обезболиванию при препарировании зуба. Обезболивание, профилактика осложнений.
|
10
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зуба искусственной коронкой из пластмассы, биокерамики. Особенности клинических этапов.
|
11
|
Показания к лечению патологий твердых тканей зуба коронкой из безметалловой керамики. Особенности клинических этапов.
|
12
|
Припасовка искусственной коронки на опорный зуб. Наложение и методика фиксации коронки на цемент.
|
13
|
Показания к депульпации зубов при изготовлении металлокерамических коронок. Зоны безопасности. Препарирование зуба под металлокерамическую коронку. Снятие оттиска.
|
14
|
Припасовка металлического колпачка на опорный зуб. Определение цвета.
|
15
|
Проверка металлокерамической коронки, особенности коррекции. Наложение после нанесения глазури, фиксация на цемент.
|
16
|
Особенности обследования при частичном дефекте в зубном ряду, клиника, диагностика. Показания к лечению мостовидными протезами. Обоснование выбора опорных элементов и промежуточной части мостовидного протеза.
|
17
|
Клинико-лабораторные этапы изготовления паяного мостовидного протеза при различных опорных элементах. Особенности препарирования опорных зубов.
|
18
|
Припасовка опорных коронок мостовидного протеза на зубы, снятие оттиска.
|
19
|
Припасовка и наложение мостовидного протеза, фиксация. Критерий качества.
|
20
|
Особенности ортопедического лечения дефектов зубного ряда пластмассовыми, металлопластмассовыми, металлокерамическими, фарфоровыми, цельнолитыми мостовидными протезами. Особенности препарирования опорных зубов. Клинические этапы изготовления.
|
21
|
Показания к лечению частичными пластиночными протезами при частичном отсутствии зубов. Конструкционные элементы, назначение, их характеристика. Клинико-лабораторные этапы изготовления частичного пластиночного протеза. Профилактика осложнений. Снятие оттисков.
|
22
|
Определение и фиксация центральной окклюзии при наличии зубов-антагонистов.
|
23
|
Проверка конструкции частичного пластиночного протеза. Исправление ошибок.
|
24
|
Припасовка и наложение частичного пластиночного протеза. Рекомендации больному. Осложнения и прогноз.
|
25
|
Показания к лечению бюгельными протезами, конструкционные элементы, назначение, их расположение по отношению к тканям протезного ложа. Особенности клинико-лабораторных этапов изготовления бюгельного протеза. Получение оттисков.
|
26
|
Определение и фиксация центральной окклюзии при отсутствии зубов антагонистов.
|
27
|
Кламмерная фиксация бюгельного протеза. Виды кламмеров. Конструирование протеза.
|
28
|
Параллелометрия диагностической модели челюсти, методика проведения.
|
29
|
Припасовка каркаса бюгельного протеза, оценка критериев качества.
|
30
|
Проверка конструкции и наложение бюгельного протеза. Оценка критериев качества, прогноз лечения.
|
31
|
Полное отсутствие зубов, особенности обследования больного, клиника, диагностика, лечение.
|
32
|
Способы фиксации и стабилизации полного съемного протеза.
|
33
|
Функциональные оттиски, методика. Пробы Гербста.
|
34
|
Определение центрального соотношения челюстей.
|
35
|
Проверка конструкции полного съемного протеза. Возможные ошибки, тактика врача при их исправлении.
|
36
|
Наложение протеза, критерии качества. Советы больному. Адаптация больного к протезу.
|
страница 1
|