Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Наименование детского сада Учебно-воспитательный комплекс №42


Ф.И.О. Татьяна Александровна Куцик
Должность воспитатель
Стаж работы 19 лет
Категория первая
Тема Высота, длина, ширина предметов (объёмных фигур).
Возрастная группа Подготовительная к школе группа

Математика

Тема: Высота, длина, ширина предметов (объёмных фигур).

Тип: Изучение новых знаний.

Цели: 1. Дать представление о геометрических телах и их названии.

2.Формировать умение сравнивать объёмные фигуры по длине, ширине, высоте.

3.Совершенствовать умение самостоятельно работать в центрах активности, делать взаимопроверку.

4.Создать условия для развития внимания, мышления.



Билингвальный компонент: круг - дөңгелек

квадрат- төртбұрыш

треугольник - үшбұрыш

высота – биіктік



длина - ұзындық

Оборудование:

  1. примеры, написанные на «билетах» (5-4, 8+1, 6+2, 5+5, 6-4, 6-3, 10-5, 7-3, 3-2, 5-5, 5+2, 4+2)

  2. числа (ответы примеров на «билетах») 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 10, разложенные в файлы (формат А-5), на обратной стороне которых «письмо» геометрической фигуре (приложение №1)

  3. геометрические фигуры.



  1. коробка с объёмными фигурами для первичного восприятия (из строительного конструктора).







  1. лоток с одинаковыми квадратами и одинаковыми кругами (для показывания превращения плоских фигур в объёмные).

  2. карточки со словами темы занятия и слов для сравнения фигур (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий – каждая пара слов на формате А-4; длина, ширина, высота – каждое слово на формате А-4; объёмных фигур – формат А-4, 2 листа)

  3. лотки с объёмными фигурами для работы в центре (3 лотка), фигуры цилиндр, куб, параллелепипед выполнены из прозрачной прочной плёнки.

Содержание одного лотка: 2 разных по ширине шара, разные по высоте куб и параллелепипед , 2 разных по высоте цилиндра.

  1. обозначение центров (круг и прямоугольник).

  2. карточки для самостоятельной работы в центре «Круг» (приложение №1)

  3. Азбука-тетрадь №2 (стр. 17)

  4. Карточки с названием объёмных фигур и предметами, похожими на эти фигуры (приложение №3)

  5. лист контроля (формат А-4) и полоски бумаги 3-х цветов (стикеры) для рефлексии.

  6. слова-названия объёмных фигур для итога занятия (куб, шар, параллелепипед, цилиндр).

Содержание занятия.

1.Оргмомент.

Дети с воспитателем входят в группу и встают в круг.



  • Какое будет занятие? (математика)

  • Как узнали, что помогло вам определить вид занятия? (числа разложены, тетради приготовлены с закладками)

  • Чему учимся на математике? (считаь, решать примеры, задачи)

2. Устный счёт.

Воспитатель раздаёт детям «билеты» (примеры)

1 из списка оборудования.


  • Ребята у вас в руках примеры, найдите своё число-ответ.

(Числа 1, 2, 6, 9, 10, 8, 7, 1, 3, 5, 4, 0 разложены на полу дугой перед доской, центр дуги – доска. Воспитатель встаёт в центр дуги возле доски)

  • Называйте примеры и ответы. (5-4=1, 8+1=9, 6+2=8, 5-5=0, 6-4=2, 6-3=3, 10-5=5, 7-3=4, 3-2=1, 5+5=10, 5+2=7, 4+2=6) (проверка решения примеров, примеры собирает воспитатель после каждого правильного ответа ребёнка, если решение неправильное, то его решают все дети, числа остаются на полу )

  • Посмотрите на число ответа. У кого чётное число поднимите руки, у кого нечётное – присядьте.

  • Проверяем: у кого нечётные числа, встаньте и смотрите на числовой ряд, называйте чётные числа, дети с чётными числами слушают и ждут своего числа. Чьё число не назвали? (Тем же способом можно проверить нечётные числа).

3.Определение темы занятия.

1). Выделение первых слов формулирования темы.

Закончите предложение:


  • Если красный карандаш длинный, то зелёный карандаш __________(короткий).

  • Красный карандаш какой? А зелёный карандаш? (На доске появляются после ответа детей слова - длинный, короткий)

  • Если жёлтая полоска широкая, то синяя полоска _______( узкая).

  • Какие слова использовали? (На доске появляются слова - широкий, узкий)

  • Если первый стакан высокий, то второй стакан _______( низкий).

  • Назовите следующие слова. (На доске появляются слова - высокий, низкий)

Воспитатель сопровождает предложения показом соответствующих предметов.

Слова на доске располагаются следующим образом:



ДЛИННЫЙ ШИРОКИЙ ВЫСОКИЙ

КОРОТКИЙ УЗКИЙ НИЗКИЙ



  • По какому признаку мы сравнивали предметы? ( Подсказка в первом слове каждой пары)

Дети отвечают, и воспитатель прикрепляет к доске под парами слов соответствующие слова темы:

ДЛИНА ШИРИНА ВЫСОТА


  • Повторите выделенные слова. Давайте запомним их на казахском языке: высота – биіктік, длина - ұзындық.

2). Поиск фигур, к которым подходят ранее выделенные понятия (длина, ширина, высота).

  • У чего может быть длина, ширина, высота? У каких фигур? (Нет ответа.)

  • Давайте мы с вами найдём эти фигуры. Поднимите число и прочтите письмо на обратной стороне. Найдите свою фигуру.

Дети находят геометрические фигуры, которые воспитатель разложил на столах по периметру столов (взяты два стола, сдвинутых вместе). Каждый ребёнок встаёт возле своей фигуры, выполняется проверка чтения писем путём показа письма.

  • Покажите своё письмо. Посмотрите глазками письма друг друга и найденные фигуры. Все правильно прочитали содержание писем? (Ответ детей)

  • Назовите, что у вас на столе? (Геометрические фигуры).

  • Назовите геометрические фигуры. Вспомните их название на казахском языке: круг – дөңгелек, квадрат- төртбұрыш, треугольник - үшбұрыш.

  • Покажите длину вашей фигуры. (Показывают те дети, кто определил длину)

  • Какие фигуры показали? ( Квадраты, прямоугольники)

  • Покажите ширину. Какие фигуры показали сейчас? ( Круги, квадраты, прямоугольники).

  • Покажите высоту. Какие фигуры можно показать? (Никакие). Эти геометрические фигуры нам подходят? (нет).

  • Посмотрите, какое превращение сейчас произойдёт. Я беру фигуры. Какие? (Квадраты) Складываю несколько квадратов вместе друг на друга и получаю новую фигуру. У этой фигуры есть высота? (да).

Воспитатель показал детям куб, сложенный из квадратов стопкой.

  • А теперь беру круги и делаю то же самое. Есть у новой фигуры высота? (да).

Воспитатель показал детям цилиндр, сложенный из кругов тем же способом, что и квадраты.

  • Эти фигуры называют объёмными, а круги, квадраты, прямоугольники – это плоские фигуры. Их можно повернуть так, что их почти не видно. А объёмные фигуры, как ни поверни, их всегда видно.

На доске появляются слова: ОБЪЁМНЫХ ФИГУР.

3). Формулировка темы.



  • Назовите тему занятия. ( Длина, ширина, высота объёмных фигур).

  • Мы будем сравнивать объёмные фигуры по длине, ширине, высоте, используя слова на доске.

4. Закрепление.

1). Первичное восприятие объёмных фигур и разделение понятий «плоский» и «объёмный».

Воспитатель ставит коробку с объёмными фигурами и открывает её.


  • Посмотрите и найдите фигуру, похожую на вашу.

Дети берут объёмные фигуры, далее выполняется проверка выбранных фигур. Дети с кругами выбирают соответствующие шары и цилиндры. Дети с квадратами выбирают кубы. Дети с прямоугольниками выбирают параллелепипеды. Проверка выбора проводится наложением плоской фигуры к объёмной, используется соответствие формы, цвета, величины.

  • Положите в коробку плоскую фигуру. Посмотрите, все справились с заданием?

  • По какому признаку мы делили на две группы плоские фигуры? (С углами и без углов). Мы можем тем же способом поделить объёмные фигуры? Встаньте слева те, у кого фигура без углов, справа – у кого фигура имеет углы.

2). Инструктаж работы по центрам.

  • У нас работают два центра. В самостоятельном центре работаете по карточкам, после выполнения заданий проверяете ответы в паре и ставите «плюс», если ответы одинаковы, и «минус» - ответы разные. Подсчитываете количество «+», пишите имя на полоске соответствующего цвета и прикрепляете на лист контроля.

  • Посмотрите на обозначение центров. (Круг и прямоугольник). По какому признаку эти фигуры отличаются? (У прямоугольника есть углы, а у круга нет).

  • Пройдите по своим рабочим местам. В центр «Круг» идут дети, у кого фигуры не имеют углов. ( Шары и цилиндры).

Дети расходятся по двум центрам активности.

3). Работа по центрам:

1-й - центр «Прямоугольник».

Дети работают совместно с воспитателем.


          1. Работа по азбуке-тетради на с.17 часть 2-я.

  • Назовите первые два предмета. (Коробки)

  • Покажите карандашом длину первой коробки. Проведите карандашом по линии длины второй коробки. Сравните длину коробок. У первой коробки она…(короткая). У второй коробки она … (длинная).

  • Сравните ширину коробок. Первая коробка … (узкая). Вторая коробка... (широкая).

  • Сравните высоту коробок. Первая коробка … (низкая). Вторая коробка... (высокая).

  • Посмотрите на предметы красного цвета. Вам знакомы эти фигуры? (Да).

  • Это цилиндры. Это плоские или объёмные фигуры? (Объёмные)

  • Почему у коробки три стрелки, показывающие длину, высоту, ширину коробок, а у цилиндра две стрелки? (У цилиндра чего-то нет)

  • Что невозможно определить у цилиндра? (Длину)

  • Сравните цилиндры. Что у них одинаковое, а что разное? (Одинаковая высота, разная ширина).

  • Назовите самый узкий цилиндр. Покажите самый широкий цилиндр.

  • Сравните второй цилиндр с первым и третьим цилиндрами.

  • Сравните два стола. (Первый стол – длинный, широкий, высокий, а второй стол – короткий, узкий, низкий).

          1. Практическая работа по сравнению объёмных фигур.

Воспитатель открывает ранее накрытые фигуры. Перед детьми стоят лотки с объёмными фигурами для работы в паре. №7 из списка оборудования

Перед каждой парой расположена карточка с названием фигур и предметами, имеющими форму рассматриваемых объёмных фигур. (Приложение №3)



  • Прочитайте название фигур. Назовите предметы, имеющие форму куба (шара, параллелепипеда, цилиндра).

  • Возьмите в руки шары, сравните их в паре. Назовите отличие ваших шаров, используйте слова на доске. (Широкий – узкий)

Дети проговаривают отличия поочерёдно парами. Первый в паре говорит: «У меня шар широкий». Второй в паре отвечает: «А у меня – узкий». Так поочерёдно проводят сравнение все пары. Так же проводится сравнение всех объёмных фигур.

  • Возьмите в руки те, кто сидит слева – куб, а кто сидит справа – параллелепипед. Сравните фигуры. ( Куб низкий, а параллелепипед высокий и т.д.)

  • Возьмите в руки цилиндр. Сравните их в паре. (У меня цилиндр высокий, а у меня низкий).

  • Молодцы, ребята, хорошо работали.

2-й центр «Круг».

Дети выполняют задания по карточке, делают взаимопроверку, подсчитывают количество «+», выбирают полоску на клеевой основе (стикер) и прикрепляют к листу контроля. На листе контроля дано указание: написаны числа и рядом приклеена полоска соответствующего цвета.

Лист контроля: 3 – красный цвет, 3 2 1



2 – жёлтый цвет,

1 – зелёный цвет.

Карточка с заданиями дана в приложении №2.
4). Переход по центрам.

Работа продолжается по тому же плану с новыми детьми.


5. Итог.

  • Вставайте в круг возле доски. Какую тему изучали? ( Подсказка на доске).

  • Как мы работали по теме занятия, что делали? ( Сравнивали объёмные фигуры по длине, ширине, высоте.)

  • Давайте посмотрим, как мы работали в самостоятельном центре. Какого цвета стикеров больше на листе контроля? Каких меньше? Молодцы, справились с заданиями.

  • С какими объёмными фигурами мы познакомились?

Дети называют, воспитатель одновременно открывает слова-названия, прикрепленные к верхней полке шкафа под доской. Слова: шар, куб, цилиндр, параллелепипед.

  • Какие фигуры были для вас новыми? С какими фигурами часто встречаетесь во время игр?

  • Возьмите фигуры, которые вы запомнили, и поставьте в соответствии с названием.

Дети берут фигуры, расположенные в центре «Прямоугольник», по желанию и расставляют в соответствии с названием.

  • Давайте проверим. Есть ошибки? Все справились. Молодцы!

  • На этом наше занятие закончено.

Приложение.



№1. Письма для поиска геометрических фигур.






















В «письмах» используются символы: цвет – клякса соответствующего цвета, угол – начерчен угол, без угла – угол перечёркнут, большой, маленький – 2 треугольника разного размера, перечёркнут маленький – значит фигура большая, перечёркнут большой – значит фигура маленькая.
№2. Карточки для центра «Круг». Самостоятельная работа.

Имя _____________________________________

  1. Измерьте линейкой длину отрезков.







см

см

см






2.Заполните пустые клетки.






























































3.Зебра выше клоуна, но ниже жирафа. Раскрась того, кто выше всех.









№3. Карточки для работы в центре «Прямоугольник».



Прочитайте название фигур. Найдите предметы, имеющие форму шара, куба, параллелепипеда, цилиндра.






№4. Работа в центре «Прямоугольник» по сравнению объёмных фигур в паре.






страница 1

Смотрите также: