Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «Барановичский государственный университет»

_____________ В.И.Кочурко

«___» ____________ 2012г.



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-01 02 01 "НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

(на базе среднего специального образования)
Заочная форма получения образования

Барановичи 2012



Общие положения
Программа вступительных испытаний для абитуриентов учреждения образования «Барановичский государственный университет» разработана согласно Правилам приема в высшие учебные заведения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 7 февраля 2006 года №80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» с изменениями и дополнениями, утвержденными указами Президента Республики Беларусь №70 от 8 февраля 2008 г., №52 от 23 января 2009 г., №243 от 12 мая 2009 г., №275 от 2 июня 2009 г., №200 от 26 апреля 2010 г., №109 от 14 марта 2011 г., №212 от 23 мая 2011г., №621 от 30 декабря 2011 г.

Содержание вступительных испытаний соответствует учебной программе «Психология» для педагогических колледжей и педагогических училищ по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование» (Минск, РИПО, 2009).

Целью вступительного испытания по психологии является качественный отбор абитуриентов для получения образования на факультете педагогики и психологии УО «Барановичского государственного университета» по специальности 1-01 02 01 «Начальное образование».

Достижение данной цели требует решения следующих задач: определение уровня подготовки абитуриентов; обеспечение объективной оценки качества подготовки абитуриентов.

На вступительных испытаниях абитуриенты должны показать:

- знание основ современных психологических знаний;

- представления о психике человека, его деятельности;

- понимание основных закономерностей развития психики;

- знание возрастной динамики психического развития;

- понимание психологической специфики педагогической и учебной деятельности, педагогического взаимодействия;

- уровень владения основными понятиями педагогической, социальной и возрастной психологии.

Абитуриенты, которые не смогли явиться на вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные, подтвержденные документально обстоятельства, препятствующие участию во вступительных испытаниях) по решению приемной комиссии высшего учебного заведения допускаются к их сдаче в пределах сроков, определенных расписанием вступительных испытаний.

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1.1 Структура, предмет и задачи современной психологии

Происхождение понятия «психология». Развитие психологии как науки. Понятие научной и житейской психологии. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней. Задачи психологии. Деление психических явлений на процессы, свойства, состояния. Принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики. Связь психологии с другими науками о человеке. Психологическая мысль в древнем мире. Воззрения на человека в средние века. Воззрение на человека в эпоху Возрождения и Нового времени. Развитие психологической мысли в 19 веке. Современное состояние науки.
Тема 1.2 Методы психологии

Общее представление о методах исследования в психологии. Классификация методов по Б. Г. Ананьеву (организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации). Характеристика (определение, виды, требования при использовании) наблюдения, эксперимента, метода изучения продуктов деятельности, беседы, анкетирования, интервьюирования. Тесты как метод исследования.


Тема 1.3 Психологическая диагностика, ее задачи и методы

Психодиагностика как теоретическая и практическая дисциплина. Задачи психодиагностики в системе образования. Метод и методики. Операциональная классификация психодиагностических методик. Тест как основной метод психодиагностики. Виды тестов. Особенности использования тестов.


Тема 1.4 Развитие психики и сознания

Отражение в неживой и живой природе. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри). Инстинктивные формы поведения, навыки, интеллектуальное поведение животных. Понятие о сознании и самосознании. Условия возникновения и развития сознания человека. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

РАЗДЕЛ 2.

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 2.1 Психологическая характеристика личности

Индивид, человек, личность, индивидуальность - понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Основные параметры личности: активность, единство, устойчивость. Существование в психологии различных теоретических подходов к изучению личности. Краткая характеристика теорий личности в психоанализе и гуманистической психологии. Разработка психологических проблем личности в отечественной психологии (деятельностный подход, современные исследования проблемы личности). Характеристика направленности личности. Потребности и их классификация. Мотивы и цели, их виды. Интересы, из различие по содержанию, ширине, глубине, устойчивости, действенности. Деление интересов на прямы и косвенные. Убеждения, идеалы, мировоззрение. Понятие о самосознании и «Я-концепции». Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки: адекватная, неадекватная, завышенная, заниженная.


Тема 2.2 Деятельность

Понятие «деятельность». Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Структурные компоненты деятельности: мотивы, цели, действия. Понятия «действие», «операция» и «средство осуществления деятельности». Потребности как источник активности. Потребности человека и мотивация деятельности. Умения и навыки: понятие, виды, процесс формирования, взаимодействие навыков. Привычки. Краткая характеристика основных видов деятельности.

РАЗДЕЛ 3.

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 3.1 Психологическая характеристика общения

Взаимодействие, межличностные отношения и общение. Понятие «общение». Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Характеристика структурных сторон общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Основные механизмы понимания человека человеком: «эффект ореола», «эффект бумеранга», «эффект края», «эффект контраста».


Тема 3.2 Психология межличностных отношений

Понятие о группах и коллективах. Основные характеристики коллектива: сплоченность, ценностно-ориентационное единство. Факторы, определяющие психологический климат в группе. Различные основания классификации видов групп. Дифференциация в группах.

РАЗДЕЛ 4.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 4.1 Внимание

Понятие «внимание». Физиологические основы внимания (врожденный ориентировочный рефлекс, понятие доминанты, назначение ретикулярной формации). Направленность (внешняя или внутренняя), степень (интенсивность) внимания. Свойства внимания: объем, концентрация (сосредоточенность), устойчивость, распределение, переключение. Функции и виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, внешнее, внутреннее). Его основные характеристики и механизмы.


Тема 4.2 Ощущения

Понятие «ощущение». Физиологическая основа ощущений. Анализаторы и их строение. Абсолютный и дифференциальный пороги ощущений. Классификация видов ощущений. Пороги ощущений. Свойства ощущений. Адаптация.


Тема 4.3 Восприятие

Понятие «восприятие». Физиологические основы. Основные структурные единицы восприятия. Понятие апперцепции. Виды восприятия. Свойства восприятия: избирательность, апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Законы восприятия. Иллюзии восприятия. Восприятие пространства, движения времени, формы.


Тема 4.4 Память

Память как форма психического отражения результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Классификация видов памяти по различным критериям: образная и логическая, эмоциональная, вербальная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая; иконическая, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая память. Запоминание и его формы: непреднамеренное, преднамеренное, механическое и смысловое. Забывание как процесс памяти. Сохранение. Воспроизведение и его формы: узнавание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, припоминание. Законы памяти. Развитие памяти.


Тема 4.5 Мышление и речь

Мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности. Виды мышления: теоретическое и практическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, образное и понятийное, репродуктивное, творческое. Процесс мышления. Мыслительные операции, анализ, синтез. Сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Суждение и умозаключение как формы мышления. Индуктивное и дедуктивное умозаключение. Определение понятия, обобщающего главные, существенные свойства предметов.

Понятие речи. Краткая характеристика видов речи.
Тема 4.6 Воображение

Понятие воображения. Представления воображения. Характеристика видов воображения: пассивное, активное, репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Мечты, иллюзии, фантазии, грезы. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация, аналогия.

РАЗДЕЛ 5.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Тема 5.1 Эмоции и чувства

Эмоция как отражение мира в форме переживания. Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций. Классификация видов эмоций по эмоциональному тону, интенсивности, длительности, влиянию на деятельность, степени осознанности причины появления, по предмету, вызвавшему эмоциональное переживание (положительные, отрицательные, неопределенные, амбивалентные, стенические, астенические). Функции эмоций: отражательно-оценочная, регулятивная, коммуникативная, сигнальная, мотивационная, мобилизирующая, защитная, компенсаторная. Дезорганизующая роль эмоций. Эмоция как психофизиологический феномен. Проявление эмоций. Чувства как более сложное психологическое явление, обобщающее эмоциональное отражение и понятие. Виды высших чувст: моральные, интеллектуальные, эстетические. Характеристика эмоциональных состояний: настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть.


Тема 5.2 Воля

Понятие воли. Роль воли в жизни человека. Этапы волевого действия: осознание цели, борьба мотивов, выбор способа действия, принятие решения, исполнение. Волевые качества личности: целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка, мужество, смелость.

РАЗДЕЛ 6.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Тема 6.1 Темперамент

История исследования темперамента. Гуморальные теории темперамента: Гиппократ, Гален. Соматические теории темперамента: Э. Кречмер, У. Шелдон.

Темперамент – биологический фундамент личности, отражающий динамические аспекты поведения.

Психофизиологическая теория высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова о типах нервной системы. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов возбуждения и торможения как основа темперамента. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы темперамента. Свойства типов темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность, ригидность, темп реакции, экстраверсия и интроверсия.


Тема 6.2 Характер

Характер как совокупность индивидуальных устойчивых свойств, формирующихся и проявляющихся в деятельности и общении. Соотношение

понятий «личность» и «характер», «темперамент» и «характер». Проблема типологии характеров. Черты характера и их классификация. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Понятие об акцентуациях характера.
Тема 6.3 Способности

Понятие «способность». Различные теоретические подходы к определению природы способностей в истории психологии. Соотношение способностей и задатков. Репродуктивный и творческий уровни развития способностей. Виды способностей: общие и специальные, умственные и практические, учебные и творческие, предметно-действенные и межличностные. Понятия «одаренность», «гениальность», «талант» в психологии. Способности и личность. Условия развития способностей.

РАЗДЕЛ 7.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 7.1 Введение в возрастную психологию

Психическое развитие как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению качественных, количественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основные понятия возрастной психологии: возраст, ведущий вид деятельности (А.Н. Леонтьев), социальная ситуация развития, новообразование возраста, возрастной кризис, сензитивный период развития, акселерация, ретардация, онтогенез, филогенез.



Движущие силы психического развития как причины психического развития, которые содержат в себе побудительные и направляющие источники развития.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского: понятия «зона ближайшего развития», «уровень актуального развития», обучение как основной фактор развития, положение о том, что обучение ведет за собой развитие.

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.

Тема 7.2Развитие ребенка до поступления в школу

Период новорожденности (от рождения до 1 года). Комплекс оживления, как первая специфическая форма реагирования новорожденного на человека (улыбка, гуление и двигательные реакции). Развитие моторной и сенсорной сферы ребенка. Возникновение первых признаков сенсомоторного интеллекта к концу первого года жизни. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым как ведущий вид деятельности. Госпитализм как следствие депривации потребности младенца в общении со взрослым. Кризис 1 года жизни. Автономная детская речь, характеризующаяся фонетическим и смысловым различием. Потребность в общении как основное новообразование возраста.

Раннее детство (1 – 3 года). Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности, направленный на освоение функций предметов и способов действия с ними. Ранний возраст как сензитивной период развития речи. Первое (каждый предмет имеет свое название) и второе (слова в предложении связаны) языковое открытие. Развитие познавательных процессов. Восприятие как ведущий познавательный процесс в раннем возрасте. Возникновение самосознания («Я сам»). Кризис 3 лет. Симптомы кризиса: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест-бунт, деспотизм, обесценивание взрослых. Речь и наглядно-действенное мышление как новообразования возраста.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет). Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Виды игры на протяжении дошкольного возраста. Причины споров младших, средних и старших дошкольников в игровой деятельности. Трудовая деятельность и учение дошкольника. Особенности развития познавательной сферы. Память как ведущий познавательный процесс. Непроизвольность психических процессов и начало развития произвольности. Развитие личности в дошкольном возрасте: завышенная самооценка дошкольника, формирование дифференцированной самооценки, способность к обобщенным переживаниям (появление чувств), целостное детское мировоззрение, возникновение первичных этических инстанций, соподчинение мотивов. Потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности, наглядно-образное мышление как новообразования возраста. Кризис 7 лет. Симптомы кризиса: манерничание, утрата детской непосредственности, симптом горькой конфеты, чувство социальной компетентности.

Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе как необходимый и достаточный для успешного начала учебной деятельности уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков социального взаимодействия и желания учиться. Виды психологической готовности: личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая, интеллектуальная.

Тема 7.3 Учебная деятельность младшего школьника

Учение как деятельность ученика, направленная на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие.

Адаптация младших школьников к школе. Социально-психологическая и физиологическая адаптация.

Рефлексия, произвольность и внутренний план действия как новообразования возраста.

Понятие об учебной деятельности. Изменения в самом субъекте (ученике) как парадокс учебной деятельности. Структура учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, действие контроля (самоконтроля), оценки (самооценки), мотивация (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин). Учебная задача как основной компонент учебной деятельности, обеспечивающий овладение школьниками обобщенными способами действия.

Внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. Классификация мотивов учебной деятельности: широкие познавательные, узкие познавательные, широкие социальные, узкие социальные. Динамика мотивов учебной деятельности.

Обучаемость как способность к обучению. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях как показатели обучаемости. Общая обучаемость как способность усваивать любой материал и специальная обучаемость как способность к усвоению материала из определенной области.

Проблемное обучение как вид обучения, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний.

Развивающее обучение. Технология Л.В. Занкова, ориентированная на общее развитие школьников. Принципы развивающего обучения: изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, обучение на высоком уровне трудности. Технология В.В. Давывода, ставящая целью обучения развитие мышления и формирование у школьников обобщенных способов действия.

Теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина. Понятие об ориентировочной основе действия. Интериоризация как переход внешней деятельности во внутрь. Этапы формирования умственных действий и понятий: мотивационный этап, этап становления схемы ориентировочной основы действия, этап формирования действия в материализованном плане, этап формирования действия как внешнеречевого, этап формирования действия во внутренней речи.
Тема 7.4 Особенности познавательной сферы младшего школьника

Мышление как ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников. Младший школьный возраст как стадия конкретных операций (Ж. Пиаже).

Внимание. Развитие свойств внимания. Виды внимательности младших школьников: настоящая невнимательность, кажущаяся невнимательность, действительная внимательность, кажущаяся внимательность.

Память в младшем школьном возрасте. Активное развитие механической памяти на несвязанные логически единицы информации. Склонность к быстрому запоминанию песен, стихов и сказок. Трудности воспроизведение материала. Механическая память как преобладающий вид памяти в первые годы обучения.

Развитие речи. Письменная речь как вид речи, требующий высокого уровня развития произвольности. Овладение монологической речью.

Особенности восприятия и воображения младших школьников.

Тема 7.5 Эмоционально-волевое развитие младшего школьника

Особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Развитие высших чувств.

Влияние учебной деятельности на формирование произвольности поведения. Условия формирования произвольности поведения: наличие сильного мотива, введение, ограничительной цели, расчленение сложной формы поведения на небольшие действия, наличие внешних средств организации поведения. Развитие волевых качеств.

Тема 7.6 Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте

Подростковый возраст как пубертатный период. Анорексия как специфическое для девочек подросткового возраста заболевание, возникающее вследствие болезненного желания похудеть.

Чувство взрослости как основное новообразование возраста. Потребность в автономии как специфический для подростков вид потребности. Виды автономии: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая.

Учебная деятельность подростков. Снижение продуктивности учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности.

Суицидальное и девиантное поведение в подростковом возрасте.

Развитие самосознания в подростковом возрасте. Особенности эмоциональной и познавательной сферы подростков. Возникновение устойчивого стремления и способности к целенаправленному самовоспитанию.

Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности.

Тема 7.7 Общая характеристика старшего школьного возраста

Учебно-профессиональная деятельности как ведущий вид деятельности. Мотивы учебной деятельности. Стремление к самообразованию.

Профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение как основные новообразования возраста. Формирование ценностных ориентаций и эмоциональной направленности личности. Становление идентичности личности.

Ориентация на будущее. Проблема смысла жизни как центральная мировоззренческая проблема.

Особенности познавательной сферы в юношеском возрасте.

Юношеская дружба и любовь.

РАЗДЕЛ 8.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 8.1Общая характеристика педагогической деятельности и личности учителя

Понятие о педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Педагогические способности.

Виды педагогических способностей по В.А. Крутецкому: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, способность к распределению внимания.

Педагогическая деятельность как профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания. Функции педагогической деятельности. Целеполагающие функции: ориентационная, развивающая, мобилизующая, информационная. Организационно-структурные функции: конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская.

Стиль деятельности как интегративная характеристика педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как индивидуально-своеобразная система способов выполнения педагогической деятельности, обусловленная типологическими особенностями учителя. Проявления индивидуального стиля педагогической деятельности.

Авторитарный, либеральный и демократический стили педагогической деятельности.

Тема 8.2 Педагогическое общение

Понятие о педагогическом взаимодействии. Структура педагогического взаимодейяствия по Я.Л. Коломинскому: внешний (педагогическое общение) и внутренний (мысли об ученике, чувства к ученику).

Типы взаимодействия учителя с учениками (Я.Л. Коломинский): активно-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный.

Виды педагогического взаимодействия: сотрудничество, управление, доминирование, соперничество, кооперация, конфронтация, конкуренция.

Сущность педагогического общения. Стороны педагогического общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Механизмы перцептивной стороны как ведущая стороны педагогического общения: стереотипы, рефлексия, эмпатия, идентификация. Функции педагогического общения: информационная, аффективная, самопрезентации, социально-перцептивная.

Барьеры педагогического общения как субъективно переживаемое учителем состояние «сбоя» в реализации общения вследствие неприятия ученика, его действий, непонимания текста сообщения, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния.

Тема 8.3 Конфликты в педагогическом взаимодействии

Конфликты. Конфликтная ситуация как накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов педагогического взаимодействия и создающие почву для противоборства.

Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые.

Специфика педагогических конфликтов. Виды педагогических конфликтов: конфликты отношения, поведения, деятельности, мотивационные конфликты.

Причины педагогических конфликтов в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрастах.

Стратегии разрешения педагогических конфликтов: избегание, соперничество, компромис, сотрудничество, приспособление.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 366 с.

  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2003. — 264 с.

  3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

  4. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 256 с.

  5. Гамезо, М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272 с.

  6. Горянина, В. А. Психология общения / В.А. Горянина. — М.: Академия , 2002. — 416 с.

  7. Казанская, В. Г. Педагогическая психология / В .Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2003. — 366 с.

  8. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Панько. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.

  9. Котикова, О. П. Педагогическая психология / О. П. Котикова. — Мн.: Аверсэв, 2007. — 299 с.

  10. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2003. — 592 с.

  11. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 448 с.

  12. Педагогическая психология: учеб.-метод. комплекс / сост.: Т.Е. Яценко. — Барановичи: РИО БарГУ, 2010. — 228 с.

  13. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. —

  14. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999. — 464 с.

  15. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2002. — 659 с.

  16. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: ПитерКом, 1999. – 416 с.

  17. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. — М.: АспектПресс, 2005. — 460 с.

  18. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 544 с.

  19. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.



Председатель предметной

экзаменационной комиссии Е.Ф.Нестер


Первый проректор университета Г.Я.Житкевич
Начальник учебно-методического

управления М.Г.Гапко


Декан факультета педагогики и психологии З.Н.Козлова
Заведующий кафедрой психологии Е.Ф.Нестер

страница 1

Смотрите также: