Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождения между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную (главные).
Овладение этими методами и означает умение мыслить
В. Развитие сенсорной сферы.
Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
С какими же нравственными объектами вступает учащийся во взаимодействие на занятие?
Прежде всего- это "другие люди". Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, гуманность. Формирование гуманных отношений на занятиях - непреходящая задача преподавателя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет учащийся, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.
Третий объект- общество и коллектив. Отношение учащихся к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения к коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу колледжа и учебным пособиям, максимальная работоспособность на занятиях - в этом учащийся проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на занятиях, является труд. Отношение учащихся к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию преподавателя на занятии.
Приступая к формулировке целей занятия, преподаватель:
- изучает требования программы;
- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;
- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность учащегося в результатах обучения.
Цели занятий и их примеры.
Обучающие цели урока
Основные категории
|
Примеры обобщенных типов учебных целей
|
1. Знание
|
Учащийся:
Воспроизводит и узнает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, понятия, правила, принципы.
|
2. Понимание
|
Учащийся:
-
Поясняет суть фактов, правил, принципов;
-
Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
-
Преобразует словесный материал в другие формы его представления (и наоборот);
-
Приводит примеры;
-
Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.
|
3. Применение
|
Учащийся:
-
Использует методы, понятия, принципы по образцу;
-
Применяет методы, понятия и принципы в измененных и новых ситуациях;
-
Демонстрирует правильное применение метода.
|
4. Анализ
|
Учащийся:
-
Раскрывает структуру целого;
-
Выделяет скрытые (неявные) предположения;
-
Видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
-
Проводит различия между фактами и следствиями;
-
Оценивает значимость данных.
|
5. Синтез
|
Учащийся:
-
Выполняет творческую работу;
-
Предлагает план проведения эксперимента;
-
Использует знания из разных областей, чтобы составить решение той или иной проблемы;
-
Строит систематизирующие таблицы.
|
6. Оценка
|
Учащийся:
-
Предлагает критерии оценки;
-
Оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
-
Оценивает соответствие вывода имеющимся данным;
-
Оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внутренних критериев.
|
Обучающие цели занятия
- «Выявление и закрепление знаний по теме № …, устранение пробелов в знаниях учащихся».
- «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»
- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…»
- «Изучение схем включения …»
- «Расширение знаний о …»
- «Изучение способов определения …»
- «Изучение новых схем определений …»
- «Расширение известных знаний о работе …»
- «Изучение особенностей машины …»
- «Изучение принципа действия и устройства…»
- «Изучение работы …»
- «Знакомство с порядком выполнения действий …»
- «Изучение способов изменения …»
- «Изучение последовательности действий …»
- «Изучение общих схем …»
- «Проверка и закрепление знаний учащихся по теме …»
- «Изучение режима работы …»
- «Изучение назначения различных …»
- «Изучение явлений …»
-«Обеспечить, в ходе занятия, усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов …»
- обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
- обеспечить формирование умений ...
- установить уровень знаний по теме...
- обеспечить обобщение изученного материала по теме...
- обеспечить систематизацию изученного материала по теме ...
- обеспечить отработку умений учащихся...
- ознакомить учащихся со значением …(древесина в народном хозяйстве страны и т.д.)
- сформировать понятие о …. (технологическом рисунке, чертеже, эскизе и пр.)
- обобщить и систематизировать знания учащихся о …. (древесине, фанере и пр.)
- расширить представления о…(технологическом процессе, технической документации)
- сформировать первоначальные практические умения и навыки работы с …
- расширить и углубить первоначальные понятия, представления, знания учащихся о …, отработать умения и навыки по выполнению этой операции.
- закрепить умения и навыки по … (разметке, пилению, строганию древесины, обработке металлов слесарными инструментами и т.д.).
- научить определять, распознавать…(породы древесины, виды материалов, металлов, типовые детали и т.п.).
- обучить приемам… (правки, гибки металла и др.).
- освоить с учащимися приемы … (шлифования, лакирования изделий и т.д.).
- продолжить формирование умений по … (обработке деталей на станке и др.)
- формировать у учащихся умения и навыки самоконтроля и самооценки учебной деятельности.
Развивающие цели занятия
- «Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»
- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
- «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»
- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»
- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»
- «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»
- «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач …»
- «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»
- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой )»
- «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках учащихся: …»
-
развивать у учащихся умения и навыки следования правилам безопасности труда и организации рабочего места;.
-
совершенствовать умения и навыки выполнения различных (швейных) операций;
-
развивать умения описывать, характеризовать материалы, оборудование, инструменты, приспособления и организацию рабочего места;
-
развивать умения читать и понимать эскизы, чертежи, технические рисунки, кинематические схемы, технологические карты;
-
развивать умения разрабатывать маршрутную (операционную) технологию;
-
развивать умения осуществлять … (выбор инструментов; разметку деталей в соответствии с чертежом; основные операции по обработке ткани, бумаги, склеивание бумаги, вырезание ножницами и т.д.);
-
развивать точность и скоординированность движений при…;
-
развивать умения учащихся работать в нужном темпе;
-
развивать трудовые ловкость и мастерство;
-
способствовать освоению учащимися способов учебной технологической деятельности на уровне личного мастерства.
-
способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.
-
развивать умение выполнять различные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, суждение, умозаключение).
-
способствовать формированию и развитию технологического мышления.
-
развивать способность к рефлексии и корректировке на ее основе плана, процесса и результата учебной деятельности.
-
развивать умение общаться, формировать навыки речевой коммуникативной деятельности (установить контакт, вести диалог, взаимодействовать, сотрудничать, дискутировать, идти на компромисс).
-
совершенствовать умения и навыки мыслительной деятельности.
-
развивать в учащихся творческое начало, формировать у них умение решать творческие задачи.
-
развивать способность устанавливать цели и задачи своей учебно-трудовой деятельности.
-
развивать критическое мышление, логические способности.
-
развивать способность осмысленно применять знания и умения в творческой продуктивной деятельности.
-
развивать желание и умение самостоятельно пополнять знания, использовать учебную, научно-популярную и справочную техническую литературу.
-
развивать умение анализировать ситуацию, исследовать проблему и пути ее решения.
-
развивать у учащихся посредством учебно-трудовой технологической деятельности самостоятельность, организованность, ответственность.
-
развивать у учащихся способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
-
формировать творческое отношение к делу.
-
совершенствовать навыки самообучения, самоформирования зунов.
-
формировать способность к самостоятельному творческому поиску, развивать интуицию, умение обосновывать выдвинутые гипотезы.
Создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
- развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
- развития мировоззрения;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развития эстетических представлений и художественного вкуса;
- развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;
Формировать и развивать технологические способности.
Воспитательные цели
- «Воспитание интереса к своей будущей профессии …»
- «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»
- «Воспитание бережливости и экономии при …»
- «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»
- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»
- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»
- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»
- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
- «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»
- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учеб. деятельности …»
- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»
создать условия для:
- воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
- воспитания в учащихся средствами занятия уверенности в своих силах;
- воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
- подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
- развития у школьников исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза,
эксперимент);
- развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
- развитие у учащихся рефлексивной деятельности.