Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4
Глава 7. Безопасность населения и персонала

        Статья 54. Обеспечение безопасных для населения и
                   персонала условий недропользования

       1. Недропользователем должно быть обеспечено выполнение предусмотренных законодательством правил и норм по безопасному ведению работ, а также проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

      2. Запрещается проведение операций по недропользованию, если они представляют опасность для жизни и здоровья людей.

      3. Государственный контроль за соблюдением правил и норм по технической безопасности и промышленной санитарии при недропользовании осуществляется уполномоченным органом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору и уполномоченным органом по санитарно-эпидемиологическому надзору.

      4. Основными требованиями по обеспечению безопасного проведения операций по недропользованию являются:

      1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

      2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

      3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям безопасности и санитарным нормам;

      4) учет, надлежащее хранение и расходование взрывчатых веществ и средств взрывания, а также правильное и безопасное их использование;

      5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, необходимых и достаточных для обеспечения технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

      6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

      7) своевременное пополнение технической документации и планов ликвидации аварий данными, уточняющими границы зон безопасного ведения работ;

      8) соблюдение проектных систем разработки месторождений твердых полезных ископаемых, проектов и технологических схем разработки и обустройства месторождений нефти, газа и подземных вод;

      9) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов.

      5. Должностные лица недропользователей при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

      6. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния операций по недропользованию руководители соответствующих организаций обязаны незамедлительно информировать об этом местные исполнительные органы.

      6-1. При возникновении угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния операций по недропользованию недропользователь обязан приостановить работы и не вправе возобновлять операции по недропользованию без создания безопасных для здоровья и жизни населения условий и предотвращения возникшей угрозы. При невозможности принятия иных мер для предотвращения угрозы недропользователь вправе возобновить операции по недропользованию только после переселения населения из опасных зон влияния операций по недропользованию.

      7. Недропользователи обслуживаются спасательными службами в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Казахстан.


      Сноска. В статью 54 внесены изменения - Законами РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

                 Глава 8. Государственный фонд недр

       Статья 55. Учет состояния государственного фонда недр

            1. Государственный фонд недр включает недра Республики Казахстан.

      2. Для обеспечения рационального использования государственного фонда недр производится:

      1) государственный мониторинг недр;

      2) государственная экспертиза недр;

      3) государственное хранение геологической информации;

      4) ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых;

      5) ведение государственных кадастров:

      а) месторождений и проявлений полезных ископаемых;

      б) захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недрах;

      в) техногенных минеральных образований.

      3. Геологическая отчетность о состоянии недр, базирующаяся на материалах первичного учета, представляется недропользователями по специальным формам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.


      Сноска. В статью 55 внесены изменения - Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 56. Государственный мониторинг недр

       1. Государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

      2. (исключен)

      3. Структура, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга недр устанавливается Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 56 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 57. Государственная экспертиза недр

       1. В целях создания условий для рационального и комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в недропользование, запасы полезных ископаемых, разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

      2. Подрядчик, обладающий правом недропользования на добычу, вправе начать добычу только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Заключение государственной экспертизы о рентабельности разработки разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

      3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их значения для экономики республики, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий добычи.

      4. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей. Предоставление таких участков недр в недропользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

      5. Государственная экспертиза недр осуществляется Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 57 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 58. Государственный баланс запасов


                 полезных ископаемых

      1. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется уполномоченным органом по изучению и использованию недр в целях учета и состояния минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.

      2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по коммерческим обнаружениям, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

      3. Порядок включения запасов полезных ископаемых в государственный баланс и их списания с государственного баланса устанавливается Правительством Республики Казахстан.

      4. Уполномоченный орган по изучению и использованию недр предоставляет информацию по государственному балансу запасов полезных ископаемых государственным органам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 58 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 14 октября 2005 г. N 79 .

        Статья 59. Государственный кадастр месторождений и


                 проявлений полезных ископаемых

      1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется уполномоченным органом по изучению и использованию недр в целях обеспечения разработки отраслевых (секторальных) и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений, а также решения других задач.

      2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

      3. Порядок ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых устанавливается Правительством Республики Казахстан.


      Сноска. В статью 59 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14 октября 2005 г. N 79 .

       Статья 60. Государственный кадастр захоронений вредных


                 веществ, радиоактивных отходов и сброса
                 сточных вод в недра

      1. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра ведется  уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в целях обеспечения охраны недр и окружающей среды, безопасности населения.

      2. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра содержит сведения, характеризующие тип и вид захороненных веществ и сброшенных вод с указанием их количественных и качественных показателей, горнотехнических, специальных инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условий захоронения и сброса.

      3. Порядок ведения государственного кадастра захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра устанавливается Правительством Республики Казахстан. V074885


      Сноска. В статью 60 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14 октября 2005 г. N 79 .

       Статья 61. Государственный кадастр техногенных


                 минеральных образований

      1. Государственный кадастр техногенных минеральных образований ведется уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

      2. Государственный кадастр техногенных минеральных образований содержит сведения по складируемому объекту, характеризующие тип и вид техногенных минеральных образований с указанием количественных и качественных показателей, горнотехнических и экологических условий хранения.

      3. Порядок ведения государственного кадастра техногенных минеральных образований устанавливается Правительством Республики Казахстан.


      Сноска. В статью 61 внесены изменения - Законами РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14 октября 2005 г. N 79 .

                      Глава 9. Правовые условия

        Статья 62. Права недропользователя

      Недропользователь имеет право:

      1) самостоятельно совершать любые законные действия по недропользованию в пределах предоставленной ему контрактной территории в соответствии с условиями, зафиксированными в контракте;

      2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе минеральное сырье, если иное не предусмотрено контрактом;

      3) сооружать на контрактной территории, а в случае необходимости на иных земельных участках, выделенных недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также по договоренности пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на контрактной территории, так и вне ее пределов;

      4) в первоочередном порядке осуществлять переговоры о продлении срока действия контракта сверх сроков, установленных в соответствии со статьей 43 настоящего Закона;

      5) привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением операций по недропользованию;

      6) передавать все или часть своих прав другим лицам с соблюдением условий, установленных настоящим Законом;

      7) прекращать свою деятельность на условиях, определенных настоящим Законом и контрактом;

      8) (исключен)


      Сноска. В статью 62 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 63. Обязанности недропользователя

      1. Недропользователь обязан:

      1) выбирать наиболее эффективные методы и технологии проведения операций по недропользованию, основанные на положительной практике использования недр;


      1-1) обеспечить безопасность жизни, здоровья человека и окружающей среды при проведении операций по недропользованию;

      2) использовать контрактную территорию только в целях, предусмотренных контрактом;

      3) приступить к проведению разведки или добычи с даты регистрации контракта, если иной срок не предусмотрен в контракте;

      4) проводить операции по недропользованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;


      4-1) соблюдать условия Меморандума о взаимопонимании в отношении реализации Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым;

      5) соблюдать согласованные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, технологические схемы и проекты на проведение операций по недропользованию, обеспечивающие безопасность здоровья и жизни персонала и населения, рациональное и комплексное использование недр и охрану окружающей среды;

      6) не препятствовать другим лицам свободно передвигаться в пределах контрактной территории, пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования или проводить любые виды работ, в том числе разведку и добычу других природных ресурсов, если это не связано с особыми условиями безопасности и такая деятельность не мешает проведению операций по недропользованию;

      7) обязательно использовать оборудование, материалы и готовую продукцию, произведенные в Республике Казахстан, при условии их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании;

      8) обязательно привлекать казахстанские организации для выполнения работ и услуг при проведении операций по недропользованию, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют стандартам, ценовым и качественным характеристикам однородных работ и услуг, оказываемых нерезидентами Республики Казахстан;

      8-1) (исключен)

      9) при проведении операций по недропользованию отдавать предпочтение казахстанским кадрам;

      9-1) осуществлять в соответствии с контрактом финансирование подготовки и переподготовки граждан Республики Казахстан, занятых на работах по контракту;

      10) предоставлять компетентному органу информацию о реализации рабочей программы;

      11) беспрепятственно предоставлять необходимые документы, информацию и доступ к местам работ контрольным органам Республики Казахстан при выполнении ими служебных функций и своевременно устранять выявленные ими нарушения;

      12) предоставлять геологическую отчетность по результатам деятельности на контрактной территории в уполномоченный орган по изучению и использованию недр;

      13) своевременно уплачивать налоги, штрафы за нерациональное использование недр и иные обязательные платежи;

      13-1) ежегодно, не позднее тридцати календарных дней со дня согласования годовой рабочей программы, представлять в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики годовую программу закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год по форме, утвержденной уполномоченным органом в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики;
      13-2) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики отчет по приобретенным товарам, работам и услугам по форме, утвержденной уполномоченным органом в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики;
      13-3) представлять отчетность, подтвержденную аудиторским отчетом, в соответствии с требованиями Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;

      14) передавать информацию о содержании операций третьим лицам, если возникает такая необходимость, только с общего согласия сторон, если иное не установлено контрактом;

      15) сохранять объекты культурно-исторического значения;

      16) восстанавливать участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования, в соответствии с законодательством;

      17) прогнозировать экологические последствия своей деятельности на стадии проектирования;

      18) страховать гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде;

      19) принять на баланс все ранее пробуренные скважины, находящиеся на контрактной территории, проводить по ним мониторинг.

      2. Контрактом могут предусматриваться и другие, не противоречащие законодательству обязанности недропользователя.


      Сноска. В статью 63 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14 октября 2005 г. N 79; от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); от 12 января 2007 года N 226 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      Статья 63-1. Приобретение товаров, работ и услуг при


                    проведении операций по недропользованию
 

      1. Приобретение товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, в том числе субподрядчиками, осуществляется одним из следующих способов:


      1) конкурс (открытый, закрытый);
      2) из одного источника;
      3) запрос ценовых предложений;
      4) через систему электронных закупок;
      5) через открытые товарные биржи.

      2. Порядок приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию определяется Правительством Республики Казахстан.

      3. При приобретении товаров, работ и услуг способом открытого конкурса объявление о проведении конкурса подлежит опубликованию в периодических печатных изданиях, публикуемых не реже трех раз в неделю и распространяемых на всей территории Республики Казахстан, а также на веб-сайте уполномоченного органа в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики на государственном и русском языках.

      4. Недропользователи, а также лица, уполномоченные недропользователями осуществлять закуп товаров, работ и услуг для проведения операций по недропользованию в Республике Казахстан, обязаны проводить конкурсы на территории Республики Казахстан.

      5. Требования настоящей статьи не распространяются на недропользователей, осуществляющих операции по общераспространенным полезным ископаемым, а также на недропользователей, более пятидесяти процентов акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу.
      Сноска. Статья 63-1 в редакции Закона РК от 12.01.2007 N 226 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 13.02.2009 N 135-IV (порядок введения в действие см. ст. 3).

      Статья 63-2. Поддержка казахстанских производителей


 
      1. При проведении операций по недропользованию в Республике Казахстан подрядчик, а также его субподрядчики в соответствии с требованиями настоящего Закона обязаны приобретать товары, работы и услуги у казахстанских производителей.

      2. Не допускается привлечение к проведению конкурса исключительно иностранных организаций при наличии казахстанских производителей закупаемых товаров, работ и услуг.

      3. Организатор конкурса при определении победителя конкурса условно уменьшает цену конкурсной заявки участников конкурса - казахстанских производителей на двадцать процентов при условии соответствия товаров, работ и услуг требованиям конкурса и законодательства Республики Казахстан о техническом регулировании.
      Сноска. Дополнен статьей 63-2 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2). Внесены изменения - Законами РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2); от 12 января 2007 года N 226 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

    Статья 63-3. Реализация обязательств по развитию и


                использованию высоких технологий, новых и
                 перерабатывающих производств, магистральных и
                 иных трубопроводов, сооружению и совместному
                 использованию инфраструктурных и иных объектов

      Реализация недропользователем обязательств по развитию и использованию высоких технологий, новых и перерабатывающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооружению и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов осуществляется в соответствии с положениями контракта на недропользование и дополнительного договора на инвестирование предложенных объектов. Затраты недропользователя, связанные с выполнением указанных обязательств, возмещению недропользователю по контракту о разделе продукции с добытой нефти не подлежат.


      Сноска. Дополнен статьей 63-3 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 64. Условия проведения операций по


                 недропользованию
 
      1. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

      2. Подрядчик, осуществляющий разведку, имеет право на проведение пробной эксплуатации запасов месторождения только в случае, если она предусмотрена контрактом и годовой программой работ, согласованной с уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

      3. Недропользователь, проводящий операции по разведке, добыче либо совмещенной разведке и добыче, обязан ежегодно согласовывать с уполномоченным органом по изучению и использованию недр годовую программу работ не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем заключения контракта в первый год, и не позднее 30 декабря года, предшествующего планируемому в последующие годы, если контрактом не установлен иной срок для такого согласования.
      Уполномоченный орган по изучению и использованию недр не вправе не согласовывать годовую программу работ ни по каким иным основаниям, кроме несоблюдения подрядчиком решений технического проекта и обязательств по применению положительной практики разработки месторождения. Срок рассмотрения и согласования годовой рабочей программы не должен превышать семь дней.

      4. Годовая программа может быть пересмотрена недропользователем по согласованию с уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

      5. Недропользователь обязан представлять отчеты в уполномоченный орган по изучению и использованию недр о проведении операций по недропользованию на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

      6. Уполномоченный орган по изучению и использованию недр представляет компетентному органу копии протоколов согласований годовых рабочих программ не позднее одного месяца со дня их согласования.


      Сноска. В статью 64 внесены изменения - Законом РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 . Новая редакция - Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2). Внесены изменения - Законом РК от 14 октября 2005 г. N 79 .

       Статья 64-1. Коммерческое обнаружение

      1. Недропользователь, проводивший работы на основе контракта на разведку и сделавший коммерческое обнаружение, имеет исключительное право на получение права на добычу на основе прямых переговоров.

      2. При обнаружении месторождения (месторождений) в результате разведки недропользователь обязан уведомить об этом компетентный орган, сделать оценку месторождения и подготовить заключение, является ли оно коммерческим обнаружением. Сроки уведомления об обнаружении, оценка, процедура обсуждения принятия решения о наличии коммерческого обнаружения определяются контрактом.

      3. При коммерческом обнаружении недропользователю предоставляется право на полное или частичное возмещение затрат в соответствии с условиями контракта. При этом не допускается возмещение расходов, носящих необоснованно завышенный характер или не согласующихся с положительной практикой разработки месторождений, или понесенных недропользователем в связи с нарушением правил и норм, установленных государством в области безопасности проведения работ, использования и охраны недр и окружающей среды, либо в связи с нарушением им иных обязанностей, возлагаемых законами Республики Казахстан или контрактом.

      4. Если в результате разведки не найдено коммерческого обнаружения, недропользователь не имеет права на возмещение вложенных средств.


      Сноска. Дополнен статьей 64-1 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 65. Совместная разработка месторождения

       1. Совместная разработка месторождения означает координацию между недропользователями операций по добыче в разных частях одного и того же месторождения.

      2. Недропользователи могут заключать между собой письменное соглашение по совместной разработке месторождения. Данное соглашение подлежит согласованию с компетентным органом.

       Статья 66. Обязанности недропользователя при прекращении
                 или приостановлении проведения операций по
                 недропользованию

       1. При прекращении либо приостановлении проведения операций по недропользованию все производственные объекты недропользователя и земельные участки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. При приостановлении проведения операций по недропользованию должна быть произведена консервация месторождения, что означает обеспечение сохранности месторождения на все время приостановления работ. При прекращении операций по недропользованию должны быть ликвидированы последствия деятельности недропользователей.

      2. При прекращении или приостановлении разведки и (или) добычи, а также строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, геологическая и иная документация на момент завершения работ сдается на хранение в порядке, установленном статьей 69 настоящего Закона.

      3. (исключен)

       Сноска. В статью 66 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

       Статья 67. Право Республики Казахстан на приобретение


                 полезных ископаемых

      Республика Казахстан имеет первоочередное право на приобретение полезных ископаемых недропользователя по ценам, не превышающим цены мирового рынка. Предельный объем приобретаемых полезных ископаемых, порядок определения их цен и вид оплаты оговариваются в контракте.


      Сноска. В статью 67 внесены изменения - Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 68. Реквизиция полезных ископаемых

       1. В случае войны, стихийных бедствий или в иных случаях, предусмотренных законодательством о чрезвычайных ситуациях, Правительство Республики Казахстан имеет право реквизиции части или всех полезных ископаемых, принадлежащих недропользователю. Реквизиция может осуществляться в размерах, необходимых для нужд Республики в течение всего периода чрезвычайной ситуации. Реквизиция полезных ископаемых производится у каждого недропользователя независимо от формы собственности и государственной принадлежности.

      2. Республика Казахстан гарантирует компенсацию за реквизированные полезные ископаемые натурой или выплатой их стоимости иностранному недропользователю в свободно конвертируемой валюте, а национальному недропользователю - в национальной валюте по ценам мирового рынка, действующим на день реквизиции.

      Статья 69. Право собственности на информацию о недрах

       1. Информация о геологическом строении недр, содержащихся в них полезных ископаемых, геологических параметрах месторождений, величине запасов, условиях разработки, а также любых особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности, если она получена за счет бюджетных ассигнований Республики, и в собственности недропользователя, если она получена за счет собственных средств недропользователя.

      1-1. Информация, полученная в ходе проведения операций по государственному геологическому изучению недр в соответствии с пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона, вне зависимости от источников финансирования является государственной собственностью и подлежит передаче исполнителем уполномоченному органу по изучению и использованию недр по окончании проведения работ.

      2. Независимо от источника финансирования геологическая и иная информация о недрах в обязательном порядке безвозмездно по установленному стандарту передается на хранение, систематизацию и обобщение в уполномоченный орган по изучению и использованию недр.

      3. Порядок использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях геологической информации о недрах, находящейся в государственной собственности, определяется Правительством Республики Казахстан.

      3-1. Стоимость геологической информации, находящейся в государственной собственности, определяется как часть суммы исторических затрат.


      Порядок определения исторических затрат и стоимости геологической информации определяется Правительством Республики Казахстан.

      4. Порядок использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях геологической информации, полученной за счет средств недропользователя и переданной им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи уполномоченному органу по изучению и использованию недр, определяется соглашением собственника информации и уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

      Этим соглашением также определяется срок конфиденциальности всей геологической информации или ее части, а также возможность и условия передачи геологической информации в период действия контракта из собственности недропользователя в собственность Республики Казахстан.

      5. При прекращении действия контракта вся геологическая информация переходит в собственность государства. Недропользователь обязан безвозмездно передать уполномоченному органу по изучению и использованию недр все документы и иные материальные носители геологической информации.


      Сноска. В статью 69 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14 октября 2005 г. N 79 .

       Статья 70. Контроль за соблюдением недропользователем


                 условий контракта

       Компетентный орган осуществляет контроль за соблюдением недропользователем условий контракта, в том числе рабочей программы. В случае нарушения недропользователем условий контракта компетентный орган письменным уведомлением может указать на необходимость устранения такого нарушения.

      В случае невыполнения требований уведомления в установленный срок компетентный орган вправе расторгнуть контракт в соответствии со статьей 45-2 настоящего Закона.
      Сноска. В статью 70 внесены изменения - Законами РК от 11 августа 1999 г. N 467 Z990467 ; от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

       Статья 70-1. Контроль за деятельностью недропользователя


                    со стороны государственных органов

      Контроль за деятельностью недропользователя, кроме компетентного органа и уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и по изучению и использованию недр, осуществляют и иные государственные органы в пределах своей компетенции, установленной законами Республики Казахстан.


      Сноска. Статья 70-1 - в редакции Закона РК от 14 октября 2005 г. N 79 .

       Статья 70-2. Государственный контроль в области


                    недропользования

      1. Государственный контроль в области недропользования осуществляется в форме проверки и иных формах.


      2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
      Сноска. Статья 70-2 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV(порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 71. Гарантии прав недропользователя

      Недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений.

      Гарантии, установленные настоящей статьей, не распространяются на изменения законодательства Республики Казахстан в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, в сфере экологической безопасности и здравоохранения.

      Для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым, государство в лице Правительства Республики Казахстан или по решению Правительства Республики Казахстан национальный управляющий холдинг или национальная компания по недропользованию имеют приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, а также в юридическом лице, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность связана с недропользованием в Республике Казахстан на условиях не хуже, чем предложенные другими покупателями.
      Сноска. Статья 71 с изменениями, внесенными законами РК от 11.08.1999 N 467; от 01.12.2004 N 2 (порядок введения в действие см. статью 2); от 14.10.2005 N 79 ; от 13.02.2009 N 135-IV (порядок введения в действие см. ст. 3).

       Статья 71-1. Ответственность за нарушение


                    законодательства Республики Казахстан
                    о недрах и недропользовании

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.


      Сноска. Дополнен статьей 71-1 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2).

           Статья 71-2. Разрешение споров

      1. Споры, связанные с исполнением и прекращением контракта, решаются путем переговоров либо в соответствии с ранее согласованными в контракте процедурами разрешения споров.

      2. Если споры, связанные с исполнением и прекращением контракта, не могут быть разрешены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то стороны могут передать спор для разрешения:

      1) в суд в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

      2) в международный арбитраж в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об инвестициях.


      Сноска. Дополнен статьей 71-2 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2).

          Глава 10. Переходные и заключительные положения

      Статья 72. Собственность на техногенные минеральные
                 образования

      Техногенные минеральные образования, заскладированные до 30 мая 1992 года или включенные в государственный фонд минеральных ресурсов до вступления в силу настоящего Закона, являются государственной собственностью.

      Статья 73. Порядок применения настоящего Закона

       1. Настоящий Закон применяется к отношениям по недропользованию и другим правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. По отношениям по недропользованию и другим правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, настоящий Закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу.

      2. Лицензии, выданные, и контракты, заключенные до введения в действие настоящего Закона, а также все связанные с ними акты исполнительных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие.

      3. Недропользователям, занимавшим контрактную территорию до вступления в силу настоящего Закона, право недропользования предоставляется на основе переговоров.


      Сноска. В статью 73 внесены изменения - Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2).

       Статья 74. Применение законодательства в связи со


                 вступлением в силу настоящего Закона

      Принятые до вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты, регулирующие отношения по недропользованию, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

      Статья 74-1. Функции лицензионного органа

      Функции лицензионного органа (Правительства Республики Казахстан) в отношении ранее выданных и действующих лицензий на недропользование возлагаются на компетентный орган.


      Сноска. Дополнен статьей 74-1 - Законом РК от 1 декабря 2004 г.  N 2(порядок введения в действие см. статью 2).

      Статья 75. (Статья 75 исключена - Законом РК от 1 декабря 2004 г. N 2 (порядок введения в действие см. статью 2)

      Статья 76. Меры по реализации настоящего Закона

       1. С даты вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:


      Кодекс Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 9, ст. 248; 1995 г., N 24);
      постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 30 мая 1992 г. "О порядке введения в действие Кодекса Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 9, ст. 248);
      пункт 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 5 апреля 1994 г., N 1637 "О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологического изучения и добычи полезных ископаемых" (САПП Республики Казахстан, 1994 г., N 16, ст. 152).

      2. Правительству Республики Казахстан в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О недрах и недропользовании":

      1) до 1 июля 1996 года:
      разработать предложения по приведению законодательства Республики Казахстан в соответствие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О недрах и недропользовании";
      привести решения Правительства Республики Казахстан в соответствие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О недрах и недропользовании";
      обеспечить пересмотр и отмену государственными органами их нормативных актов, противоречащих Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, "О недрах и недропользовании";

      2) разработать и утвердить до 1 июля 1996 года:


      положение о порядке заключения контрактов на проведение операций по недропользованию;
      положение о порядке лицензирования недропользования;
      положение о Государственном кадастре недр;
      положение о геологической информации;
      модельный контракт на проведение операций по недропользованию.

     Президент


     Республики Казахстан

страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Смотрите также: