страница 1 Бинарное занятие «Шаг в мир профессий».
Стусь Татьяна Леонидовна, педагог социальный II категории.
Кизеева Анна Васильевна, учитель СБО высшей категории.
8 класс
Цели:
-
Расширение представлений обучающихся о профессиях.
-
Формирование знаний и умений, необходимых для организации быта.
Задачи:
-
формирование представления о содержании деятельности представителей рабочих профессий;
-
ознакомление с различными способами ухода за светильниками в зависимости от материала;
-
воспитание уважения к труду, людям труда;
-
формирование представления о критериях выбора профессии;
-
развитие словесно-логического мышления;
Оборудование: изображения представителей рабочих профессий, фотографии работников школы – представителей рабочих профессий, интерактивная доска, компьютер, обработанные анкеты, карточки с пословицами и поговорками, передники, плафоны от светильников, моющее средство, губки, ванночки, репродукции картин: И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», Н. Е. Сверчкова «Ямщик».
Ход занятия
-
Вводная часть.
1.Вступительное слово.
На интерактивной доске демонстрируется видеоряд, отражающий содержание рабочих профессий: животновод, садовод, овощевод, уборщица, грузчик, пастух, посудомойка, строительные профессии, санитарка, сантехник, сапожник, столяр, швея, прачка.
Звучит диалог педагогов:
Учитель СБО:
- Есть у нас, взрослых, такая привычка: задавать вопросы. Мы часто спрашиваем у детей: «А кем вы будете, когда станете взрослыми?». А ещё мы начинаем предполагать: может, ты станешь трактористом…, а может строителем…?
Педагог социальный:
- Шутки шутками, а время от времени вам, ребята, и самим приходит в голову тот же вопрос: кем же я хочу стать, какую профессию выбрать в будущем? Вы понимаете, что главное стать хорошим человеком, но и найти своё призвание тоже важно. Вот мы и решили выяснить: важен ли для вас выбор профессии, и какой профессией хотите овладеть в будущем? И сейчас мы этим займемся.
2. Устаревшие профессии.
Педагог социальный:
- Есть в мире профессии, которые уже считаются устаревшими.
Устаревших профессий немало, например:
Бурлак – это рабочий, который, идя по берегу, тянул речное судно, и художник Илья Репин написал картину, которая так и называется «Бурлаки на Волге».
Или, например, ямщик – это человек, управляющий лошадьми, которые везут повозку с людьми. Эта профессия оставила свой след в творчестве Николая Сверчкова, который написал картину «Ямщик». ( На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин)
- Ребята, так как называются эти картины?
- Кто их авторы?
- Какую работу выполняли бурлаки и ямщики?
3.Профессии будущего.
Педагог социальный:
- Жизнь идет вперед и ежегодно в мире рождается около 500 новых профессий. А что будет через 10, 20 лет? Ребята, вы подумайте, какие профессии могут появиться в будущем. Придуманные вами профессии я запишу на доске. (Запись названий на доске.)
Вполне возможно, что такие и еще многие профессии появятся в будущем, и, может быть, кто-то из вас даже освоит какую-нибудь профессию будущего, но, а сегодня наша задача – познакомиться с существующими рабочими профессиями.
II Основная часть
Педагог социальный:
- В нашей школе работает много людей, которые обеспечивают вашу жизнь здесь. (На доске появляются фотографии работников школы: посудомойка, уборщица служебных помещений, сантехник, сапожник, столяр, швея, прачка, животновод, овощевод, конюх).
Остановимся на обязанностях некоторых из них.
(На интерактивной доске поочередно появляются фотографии работников школы, сопровождающиеся стихотворениями об их профессиях, которые зачитывают дети).
Посудомойка
Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Словно мыться не хотят.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки.
Столяр
Стул сломался иль карниз
На верёвочке повис,
Это, право, не беда ,
Столяр сделает всегда!
Животновод
Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами – доярка,
А за свинками – свинарка.
(После чтения стихов ведется диалог с детьми о содержании деятельности представителей каждой профессии).
Педагог социальный:
- Ребята, а кто из вас ухаживает за животными? (дети поднимают руки)
- А на каких уроках труда вы еще работаете? (Сельскохозяйственный труд, обработка тканей, животноводство, обработка древесины).
- Пригодятся ли умения, приобретённые на этих уроках, в дальнейшей жизни? (да)
- Как вы их будете применять в жизни?(ответы детей)
Уборщица
У уборщицы Анюты
Очень важная работа:
Подмести, пропылесосить,
Все поднять, что на пол бросят,
Вымыть окна, стены, пол,
Протереть от пыли стол.
Проследить, чтоб тут и там
Все стояло по местам.
Педагог социальный:
- Мы пригласили к нам на занятие Галину Михайловну, которую вы хорошо знаете и уважаете для того, чтобы она рассказала вам о своей профессии, ответила на те вопросы, которые вас интересуют.
(Рассказ гостьи: время работы в школе, обязанности, преимущества профессии.
Примерные вопросы детей: нравится ли работа, чем нравится, какая заработная плата и т.д.)
Педагог социальный:
- Спасибо Вам, Галина Михайловна, за интересный рассказ и на память о нашем занятии мы хотим подарить Вам сувенир, сделанный руками ребят. (Ребенок говорит слова благодарности и вручает подарок)
Учитель СБО:
- Ребята, мы с вами уже многое знаем и умеем из того, что составляет труд уборщицы. На прошлом уроке вы получили практическое домашнее задание по теме «Сезонная уборка». Работу вы выполняли с воспитателем, она проводилась по технологической карте. Пожалуйста, ответьте на вопросы.
- Какая уборка называется сезонной? (уборка, которая проводится после каждого сезона).
- Чем она отличается от еженедельной? (отличается объемом работы).
- Расскажите последовательность выполненной вами уборки после зимы.
(После ответов детей на экране демонстрируется технологическая карта выполнения сезонной уборки. Обучающимся предлагается сравнить свои ответы с последовательностью, изложенной в технологической карте)
Технологическая карта.
-
Удаление пыли и паутины с потолка.
-
Удаление пыли и паутины со стен и предметов, находящихся на них.
-
Расклеивание и мытье окон.
-
Чистка батареи и мебели.
-
Мытье пола.
Учитель СБО:
- Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. А сегодня вы узнаете, как ухаживать за светильниками.
- Знаете ли вы, что такое светильники? (Сначала ответы детей, а затем определение на интерактивной доске)
- А какие есть светильники?
(Демонстрация изображений светильников разных видов с их названием на интерактивной доске (бра, торшеры, люстры, настольные лампы)).
- Из чего же делают светильники? (Сначала ответы детей, а затем информация на интерактивной доске)
- Как же ухаживать за такими светильниками? (Дети читают информацию на интерактивной доске).
Способы ухода
1.Перед чисткой светильников выключают электричество.
2.Плафоны чистят щеткой, смоченной в тёплой воде с содой и мылом, удаляя грязь, а затем насухо протирают.
3.Шёлковые абажуры чистят щёткой, смоченной в бензине.
4.Бумажный светильник чистят чернильной резинкой, а затем покрывают бесцветным лаком.
5. Стеклянные люстры промывают до блеска с помощью нашатырного спирта.
6.Остывшие лампы накаливания чистят тампоном, смоченным спиртом или водой.
Практическая работа по уходу за светильниками.
(Учитель вместе с обучающимися ухаживает за светильниками, изготовленными из стекла и пластика, пользуясь технологической картой).
Технологическая карта
-
Подготовка мыльного раствора.
-
Смачивание щетки и плафона в мыльном растворе.
-
Чистка плафона.
-
Промывание плафона в чистой воде.
-
Протирание плафона полотенцем.
Учитель СБО:
- На практическом занятии у вас будет возможность научиться ухаживать за светильниками, изготовленными из различных материалов.
- А в чьи обязанности входит уход за светильниками у нас в школе? (уборщицы)
- Какие средства используются для чистки светильников?
Педагог социальный:
- Ребята, вы заканчиваете 8 класс, и настало время серьезно задуматься о том, какую профессию выбрать. На прошлой неделе вы отвечали на вопросы, касающиеся выбора будущей профессии.
Образец анкеты.
-
Да, я точно знаю, кем хочу стать.
|
Я знаю, кем хочу стать, но, возможно, мой выбор изменится.
|
Нет, я пока не выбрал профессию
|
Педагог социальный:
- Анализ ваших анкет показал, что … человек уже определились с выбором профессии, … человек определились, но еще не до конца, а … человек пока еще не выбрали профессию. Большинство из вас уже выбрали профессию.
- Ребята, а кто уже определился с выбором профессии? (ответы детей)
- А кто кем хочет быть? (ответы детей)
- А те из вас, кто уже определился с выбором профессии, поделитесь с нами, почему вы сделали свой выбор. (Причины зафиксированы на доске).
- Причины выбора профессии могут быть разные, давайте посмотрим, кто из вас какую выбрал.
Это модно
|
Это возможность помогать людям
|
Это даёт возможность показать то, что я умею.
|
Хороший заработок
|
Посоветовали выпускники
|
Это то, что мне интересно
|
Другая причина
|
(Педагог социальный проводит анализ выбора обучающихся).
- У каждого человека свой личный мотив к выбору профессии, но по какой бы причине вы не выбрали свою будущую профессию, важно, чтобы вы добросовестно трудились. Народы всего мира считают труд главным делом жизни человека. «Всё что есть – всё от труда» – говорят мудрые народные пословицы и поговорки. И я хочу предложить вам творческую работу.
-
Рефлексия
-
Творческая работа «Продолжи фразу»
(Перед детьми на столе расположены 2 группы карточек. На карточках первой группы написано начало пословиц и поговорок о труде, на карточках второй группы - окончание. Задача детей - правильно составить фразу).
(Правильно составленные пословицы и поговорки отображаются на интерактивной доске.)
Глаза боятся, а руки делают.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Педагог социальный:
- Ребята, наше занятие подходит к концу.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что делали на занятии?
- Чему научились?
- Молодцы, ребята, вы сегодня поняли, как важно выбрать профессию, которая будет вам по душе и работу, которая будет приносить пользу не только вам, но и окружающим людям, ведь трудом созданы все богатства на земле. А закончить нашу работу мы хотим словами одного замечательного поэта.
2. Чтение стихотворения учителями:
- Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
Продолжение чтения учениками: (дети читают по тексту с доски)
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
- Наше занятие окончено. Спасибо, ребята, до свидания!
страница 1
|