страница 1 | страница 2 страница 3
Учебно-методическая карта дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов.
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия)
|
Литература
|
Форма контроля знаний
|
Лекции
|
Практические (семинарские) занятия
|
Лабораторные
занятия
|
Управляемая самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Общая психология и психология личности
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
1.1.
|
Введение в психологию. Характеристика сознания.
-
Предмет психологии.
-
Исследования в психологии.
-
Становление сознания.
-
Состояния сознания.
|
0,5
|
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[10] [15]
|
|
1.2
|
Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.
-
Классификация ощущений.
-
Общие свойства ощущений.
-
Активность восприятия.
-
Виды восприятия.
|
|
0,5
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[7] [17] [21]
|
|
1.3
|
Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.
-
Характеристика внимания.
-
Управление вниманием.
-
Общая характеристика памяти.
-
Способы управления памятью.
|
|
0,5
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[7] [17] [21]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.4
|
Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.
-
Характеристики мыслительного процесса.
-
Способы активизации мышления.
-
Воображение и мышление.
-
Речь как инструмент мышления.
|
|
0,5
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[7] [17] [21]
|
|
1.5
|
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности
-
Воля как характеристика сознания.
-
Потребности. Мотив и поведение.
-
Характерные особенности психических состояний.
-
Механизмы возникновения стресса.
|
0,5
|
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[7] [17] [21] [11]
|
|
1.6
|
Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.
-
Этапы и механизмы формирования личности.
-
Социализация личности.
-
Структура личности.
|
0,5
|
0,5
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[36] [43] [9] [4д]
|
сам.раб.
|
1.7
|
Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.
-
Самосознание и человеческое «Я».
-
Функции самосознания.
-
Смысложизненные ориентации.
|
0,5
|
|
|
|
[38]
|
[36] [43] [22] [18]
|
сам.раб.
|
2.
|
Социальное поведение человека
и психология управления
|
4
|
4
|
|
|
|
|
|
2.1
|
Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения.
-
Категории социальной психологии.
-
Аспекты общения.
-
Стороны общения
-
Механизмы социального познания.
|
1
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[22] [35] [15] [19д]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
2.2
|
Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта.
-
Структура группы, основные ее показатели.
-
Понятие коллектива.
-
Эффективность групповой деятельности
-
Управление конфликтом.
|
1
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[22] [35] [15] [19д]
|
|
2.3.
|
Личность и группа как объект управления
-
Основные психологические характеристики структурных групп в организации.
-
Коммуникации в организации.
|
1
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[33д] [43д] [64д]
|
реферат
|
2.4
|
Роль и психологические функции руководителя.
-
Руководство и лидерство.
-
Стили руководства в управлении группой.
-
Психология власти-подчинения.
|
1
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[33д] [43д] [64д]
|
реферат
|
3.
|
Общие основы педагогики
|
2
|
4
|
|
|
|
|
|
3.1.
|
Педагогика в системе наук о человеке
-
Педагогика как прикладная философия.
-
Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.
-
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
|
0,5
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[2] [5] [13] [27]
|
|
3.2.
|
Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.
-
Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
-
Основные категории дидактики.
-
Социальная среда и ее воспитательные функции.
|
0,5
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[2] [5] [13] [27]
|
|
3.3
|
Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.
-
Современные тенденции образования.
-
Модели семейных взаимоотношений.
|
0,5
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[2] [5] [13] [27]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
3.4
|
Акмеологические основы личностного и профессионального развития.
-
Термин акмеология.
-
Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.
|
0,5
|
1
|
|
|
[38]
комп. пр.
|
[2] [5] [13] [27] [1д]
|
сам. раб.
реферат
|
|
Всего
|
8
|
10
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации по выполнению СУРC.
1. Общая характеристика СУРC по курсу "Основы психологии и педагогики"
Целью написания самостоятельной управляемой работы по «Основам психологии и педагогики» является самостоятельное освоение знаний по данной учебной дисциплине. СУРC выполняется в учебный период прохождения дисциплины в пределах часов, отведенных на самостоятельное изучение предмета.
СУРС должна быть выполнена в форме сводного письменного реферата, построенного на обобщенном изложении материала научной статьи из предложенного списка периодических изданий. Из любого номера (2008-2010 года выпуска) студенту необходимо выбрать и изучить научную статью с её последующим письменным анализом (ксерокопия статьи прилагается к заданию).
СУРС необходимо сдать для проверки в установленные сроки. В случае, если работа не сдана в срок без уважительных причин, или же оценена отметкой «не зачтено», студент не допускается к сдаче экзамена по дисциплине. При необходимости преподаватель может отправить текст на доработку.
Критериями положительной оценки выполнения СУРС являются:
-
полнота раскрытия учебной проблемы;
-
демонстрация знания источников и литературы по проблеме;
-
аналитичность, логичность и последовательность раскрытия темы;
-
правильность оформления работы.
При подготовке СУРС студент может обратиться за помощью к преподавателю, ведущему данный курс. Консультирование по дисциплине «Основы психологии и педагогики» осуществляется в "Дни заочника" или в часы, отведенные для индивидуальных консультаций ст.преподавателя А.И.Скринник в а.504 (кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин).
2. Структурное построение СУРС.
СУРС начинается с формализованного "Введения". В нем обосновывается актуальность темы, формулируются исследовательские задачи работы, дается краткий обзор исследованности проблемы в научной статье и общая характеристика всего текста. Объем введения — 1-2 страницы.
За "Введением" следует "Основная часть" СУР. Она состоит из двух-трех определенных для раскрытия темы проблем. Автор должен выразить свое отношение к проблеме и сравнить с мнениями других авторов по данной теме. Объем основной части – 5-6 страниц.
Работу завершает формализованное "Заключение", которое состоит из самостоятельно сформулированных выводов, обобщающих изученный материал. Объем заключения – 1-2 страницы.
За "Заключением" следует разместить "Список использованной литературы". Он оформляется на последнем листе работы. Количество источников, необходимых для подготовки СУРС по дисциплине «Основы психологии и педагогики», может составлять 3-5 наименований, включая первоисточник. При составлении списка литературы следует придерживаться общих правил оформления источников.
3. Оформление контрольной работы
Объем СУРС — 10-12 страниц текста, набранного на компьютере и распечатанного на стандартных листах бумаги формата А-4 (шрифт — 14 мм, верхнее поле — 20 мм, нижнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое — 30 мм). Список литературы не включается в общий объем работы.
Первый лист контрольной работы — это титульный лист, который не нумеруется. Сквозная нумерация работы начинается со второго листа, на котором размещается план работы.
Список периодических изданий для выполнения СУРС.
-
«Белорусский психологический журнал» (новое название издания «Психологический журнал»
-
«Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология»
-
«Вопросы психологии»
-
«Методология и история психологии»
-
«Журнал прикладной психологии»
-
«Мир психологии»
-
«Московский психотерапевтический журнал»
-
«Прикладная психология»
-
«Псiхологiя»
-
«Психологическая служба»
-
«Психология в вузе»
-
«Психология зрелости и старения»
-
«РЖ Биология. Разд. Психология»
-
«Человек и образование»
-
«Педагогика»
-
«Соционика, психология и межличностиные отношения: человек, коллектив, общество»
Вопросы к экзамену
-
Психология как наука.
-
Место психологии в системе социално-гуманитарных наук.
-
Научный и житейский смысл психологии.
-
Основные понятия, изучаемые психологией.
-
Человек как предмет психологии.
-
Сознание как высшая ступень развития психики человека.
-
Характеристики сознания.
-
Условие возникновения и развития сознания.
-
Функции сознания.
-
Сознание как совместное знание.
-
Состояния сознания человека.
-
Состояние активного бодрствования.
-
Генеративное бодрствование и измененные состояния сознания.
-
Сон как состояние сознания.
-
Состояние утраченного сознания.
-
Понятие бессознательного в психологии.
-
Бессознательное в психических процессах.
-
Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
-
Неосознаваемые побудители сознательных действий.
-
Надсознательные процессы.
-
Ощущения - первичная форма отражения действительности.
-
Физиологический процесс возникновения ощущения.
-
Схема возникновения ощущения.
-
Виды чувствительности.
-
Понятие о пороге чувствительности.
-
Виды ощущений.
-
Классификайия по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
-
Классификация по характеру отражения адекватных раздражителей.
-
Свойства ощущений.
-
Качественные свойства ощущений.
-
Специфические свойства ощущений.
-
Понятие восприятия.
-
Определение восприятия и его функции.
-
Феномен «фигура и фон».
-
Иллюзии восприятия.
-
Виды восприятия.
-
Классификация в зависимости от активности анализаторов.
-
Классификация в зависимости от формы существования материи.
-
Восприятие времени.
-
Свойства восприятия.
-
Предметность, целостность.
-
Структурность, константность.
-
Аккомодация.
-
Апперцепция.
-
Внимание как ограничение поля восприятия.
-
Определение внимания, функции внимания.
-
Классификация внимания по характеру участия воли.
-
Причины непроизвольного внимания.
-
Управление вниманием.
-
Свойства внимания.
-
Объем внимания.
-
Устойчивость, переключаемость, отвлекаемость.
-
Распределение внимания.
-
Концентрация внимания.
-
Общая характеристика памяти и ее функции.
-
Определение памяти, ее функции.
-
Подходы к классификации памяти.
-
Виды памяти.
-
Классификация памяти по времени сохранения материала.
-
Классификация памяти по преобладающему анализатору.
-
Классификация памяти по типу характера участия воли в процессах запоминания.
-
Деятельность кратковременной и долговременной памяти.
-
Понятие о кратковременной и долговременной памяти.
-
Схема Аткинсона-Шифрина.
-
Закон Миллера.
-
Эффект Зейгарник.
-
Способы управления памятью.
-
Классификация памяти по способу запоминания.
-
Закон забывания Эббингауза.
-
Свойство памяти – реминисценция.
-
Мнемотехника как система запоминания.
-
Сущность мышления как познавательного процесса.
-
Определение мышления, функции мышления.
-
Специфические признаки мышления.
-
Классификация видов мышления.
-
Теоретическое и практическое мышление.
-
Виды умственных операций.
-
Анализ, синтез, сравнение.
-
Абстракция.
-
Конкретизация.
-
Индукция и дедукция.
-
Мыслительный процесс.
-
Структура мыслительного процесса.
-
Структура мыслительного процесса в случае неудачи.
-
Понятие интеллекта.
-
Измерение интеллекта.
-
Творческое мышление
-
Особенности творческого мышления.
-
Условия, способствующие творческому мышлению.
-
Психический процесс – воображение.
-
Виды воображения.
-
Представление как вторичный психический процесс.
-
Характеристики процесса представления.
-
Функции представления.
-
Виды представлений.
-
Речь как инструмент мышления.
-
Функции речи.
-
Виды речи.
-
Речь и язык.
-
Психолингвистика как наука.
-
Общее понятие о мотивации.
-
Мотивационные процессы.
-
Понятие «потребность»
-
Характеристики потребностей, понятие «борьба мотивов».
-
Концепция мотивации А.Маслоу.
-
Воля как устойчивость поведения.
-
Функции воли.
-
Волевое усилие.
-
Локус контроля.
-
Структура волевого действия.
-
Концепции мотивации.
-
Концепция И.Павлова.
-
Концепция К.Левина.
-
Концепция Л.Фестингера.
-
Общее понятие об эмоциях.
-
Функции эмоций.
-
Эмоциональные состояния.
-
Эмоции и чувства.
-
Управление эмоциями.
-
Определение психических состояний.
-
Характеристики уровней реагирования.
-
Типичные психические состояния.
-
Сон как психическое состояние.
-
Характеристика стресса.
-
Стресс как адаптивная реакция организма.
-
«За» и «против» стресса. Основные стресс-факторы.
-
Механизм возникновения и протекания стресса.
-
Управление стрессом.
-
Понятие личность в психологии.
-
Походы к определению понятия.
-
Критерии сформировавшейся личности.
-
Механизмы формирования личности.
-
Структура личности.
-
Темперамент как свойство личности.
-
Биологическая основа темперамента.
-
Нейрофизиологическая интерпретация темперамента Г.Айзенка.
-
Роль темперамента в деятельности и общении.
-
Способности как свойства личности.
-
Биологическое и социальное в понимании способностей, задатки личности.
-
Понятие одаренность.
-
Факторы, влияющие на развитие способностей.
-
Характер как свойство личности.
-
Определение понятия «характер».
-
Сферы проявления характера.
-
Черта характера и акцентуация.
-
Направленность личности.
-
Психологическая сущность самосознания.
-
Определение понятия «самосознание».
-
Формирование самосознания человека.
-
Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.
-
Структура самосознания по С.Л.Рубинштейну.
-
Психологические концепции личности.
-
Психодинамическое направление.
-
Бихевиоральное направление.
-
Гештальт-психология.
-
Гуманистическое направление.
-
Социальная психология как наука.
-
Общение как форма взаимодействия.
-
Аспекта процесса общения.
-
Каналы передачи информации.
-
Стороны общения (перечислить).
-
Невербальное общение.
-
Классификация невербальных реакций.
-
Науки, изучающие передачу информации невербально: кинесика.
-
Науки, изучающие передачу информации невербально: проксемика.
-
Науки, изучающие передачу информации невербально: паралингвистика.
-
Перцептивная сторона общения.
-
Понятие социальной перцепции.
-
Последовательность процесса восприятия.
-
Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения.
-
Коммуникативная сторона общения.
-
Понятие межличностной коммуникации.
-
Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие.
-
Механизмы социального познания: межличностное взаимодействие.
-
Механизмы социального познания: ситуации непонимания партнера.
-
Интерактивная сторона общения.
-
Наиболее распространенные виды взаимодействия.
-
Черты совместной деятельности.
-
Агрессия и альтруизм как стратегии взаимодействия.
-
Стиль общения.
-
Теории коммуникаций.
-
Теория трансактного анализа Э.Берна.
-
Описание процесса общения с точки зрения НЛП.
-
Понятие репрезентативной системы в НЛП.
-
Социальные группы.
-
Признаки социальной группы.
-
Разновидности групп.
-
Характеристики малой группы.
-
Показатели малой группы.
-
Структура малой группы.
-
Композиция.
-
Каналы коммуникаций.
-
Социально-психологический климат малой группы.
-
Факторы СПК в группе.
-
Групповые процессы в контексте развития группы.
-
Стадии развития группы: образование группы.
-
Стадии развития группы: формирование лидерства.
-
Стадии развития группы: формирование сплоченности.
-
Стадии развития группы: принятие группового решения.
-
Эффективность групповой деятельности.
-
Схема Файоля.
-
Стадии принятия управленческих решений.
-
Уровни развития группы.
-
Групповые процессы в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.
-
Статус, позиция, роль, система групповых ожиданий.
-
Нормативное влияние на личность в группе.
-
Система санкций как возможность сохранить требуемое поведение.
-
Явление социальной фасилитации.
-
Конфликт как конфликтная ситуация и конфликтное поведение.
-
Развитие конфликта.
-
Конструктивный и деструктивный конфликт.
-
Схема типов поведения в конфликте.
-
Управление конфликтом.
-
Лидерство с точки зрения «теории великих людей».
-
Лидер как функция личности.
-
Личностные характеристики лидеров.
-
Харизматическое лидерство.
-
Функциональный подход к лидерству.
-
Лидер – функция группы.
-
Факторы, определяющие эффективность лидерства.
-
Ситуационные теории лидерства.
-
Лидер – функция ситуации.
-
Ситуационные модели: качество решений лидера, модель достижения цели.
-
Теория трансформационного лидерства.
-
Сущность трансформационного лидерства.
-
Становление трансформационного лидера.
-
Стиль лидерства.
-
Авторитарный стиль лидерства.
-
Демократический стиль лидерства.
-
Либеральный стиль лидерства.
-
Понятие «власть» в психологии.
-
Психологические основания власти.
-
Способы властного воздействия: власть статусная и личная.
-
Власть в процессах управления.
-
Основания власти.
-
Власть принуждения.
-
Власть связей.
-
Власть эксперта.
-
Референтная/харизматическая власть.
-
Основания власти.
-
Нормативная власть.
-
Информационная власть.
-
Власть вознаграждений.
-
Власть через участие.
-
Понятие «управление» в психологии.
-
Социальное управление.
-
Цели управления.
-
Формы управления: прямое и косвенное.
-
Сущность деятельности руководителя.
-
Задачи руководителя.
-
Роль и функции руководителя.
-
Этапы процесса управления.
-
Функции руководителя.
-
Планирование как способ продуктивной деятельности руководителя.
-
Принципы поставки целей руководителем.
-
Критерии хорошо поставленной цели.
-
Система планирования временем руководителем.
-
Метод планирования временем «Альпы»
-
Психология принятия управленческих решений.
-
Установление приоритетности.
-
Этапы принятия решения.
-
Стратегии выбора.
-
Способы совершенствования техники принятия решений.
-
Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.
-
Принцип Парето
-
Техника анализа АБВ.
-
Основы делегирования.
-
Сущность делегирования.
-
Принцип Эйзенхауэра.
-
Задачи контроля.
-
Анализ проблемы.
-
Выбор средств, способствующих успеху.
-
Коммуникация как обмен информацией.
-
Принципы коммуникации.
-
Качественное коммуникативное пространство.
-
Препятствия при создании качественного коммуникативного пространства.
-
Барьеры при передаче и обработке информации.
-
Барьеры при передаче информации.
-
Барьеры при обработке информации.
-
Системы коммуникаций в организации.
-
Коммуникации через интернет.
-
Корпоративная пресса и бюллетени.
-
Доски объявлений.
-
Совещания в группах.
-
Образование как социокультурный феномен.
-
Функции образования.
-
Идеал образования.
-
Образование как процесс
-
Образование как система.
-
Педагогика как наука.
-
Предмет педагогики.
-
Формы педагогической культуры.
-
Проблемы педагогики.
-
Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.
-
Обучение как процесс.
-
Системы обучения: преподавание, учение и научение.
-
Виды научения.
-
Факторы, обуславливающие эффективность обучения.
-
Внутренние факторы.
-
Внешние факторы.
-
Воспитание как сторона социализации человека.
-
Воспитание как практико-преобразющая деятельность.
-
Цели воспитания.
-
Средства воспитания.
-
Теории воспитания.
-
Биогенная теория.
-
Социогенная теория.
-
Биосоциогенная теория.
-
Понятие о дидактике.
-
Предмет дидактики.
-
Проблемы, изучаемые дидактикой.
-
Ведущие принципы обучения.
-
Методы и формы обучения.
-
Подходы к классификации методов обучения.
-
Активные методы обучения.
-
Формы обучения.
-
Особенности традиционного обучения.
-
Классно-урочная система Я.А.Коменского.
-
Преимущества и недостатки традиционного обучения.
-
Образовательные парадигмы в ХХ веке.
-
Школы учебы.
-
Трудовая школа.
-
Свободные школьные общины.
-
Особенности альтернативного обучения.
-
Реализация принципа свободы.
-
Возможность дисциплины через свободу.
-
Игра как метод обучения.
-
Альтернативные педагогические концепции.
-
Монтессори и экспериментальная педагогика.
-
Педагогические идеи Рудольфа Штайнера.
-
Педагогические идеи В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.
-
Современные тенденции в построении образовательного процесса.
-
Гуманизация, индивидуализация, демократизация.
-
Индустриализация.
-
Психологизация.
-
Вариативность и стандартизация.
-
Акмеология как отрасль психологии.
-
Цель акмеологии.
-
Предмет акмеологии.
-
Фазы онтогенетического развития взрослых.
-
Характеристика возрастных периодов взрослых.
-
Ранняя взрослость.
-
Стабильный период 33-40 лет.
-
Возраст 40-45 лет, кризис среднего возраста.
-
Период 45-55 лет.
-
Личностная и социальная зрелость личности.
-
Семья в социальном пространстве.
-
Карьера человека как условие и уровень его самореализации.
-
Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.
страница 1 | страница 2 страница 3
|