Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3


Учебно-методическая карта дисциплины «Основы психологии и педагогики»


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов.


Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные

занятия


Управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Общая психология и психология личности


2

2
















1.1.

Введение в психологию. Характеристика сознания.

  1. Предмет психологии.

  2. Исследования в психологии.

  3. Становление сознания.

  4. Состояния сознания.

0,5










[38]

комп. пр.



[10] [15]




1.2

Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.

  1. Классификация ощущений.

  2. Общие свойства ощущений.

  3. Активность восприятия.

  4. Виды восприятия.




0,5







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1.3

Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.

  1. Характеристика внимания.

  2. Управление вниманием.

  3. Общая характеристика памяти.

  4. Способы управления памятью.




0,5







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.4

Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.

  1. Характеристики мыслительного процесса.

  2. Способы активизации мышления.

  3. Воображение и мышление.

  4. Речь как инструмент мышления.




0,5







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1.5

Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности

  1. Воля как характеристика сознания.

  2. Потребности. Мотив и поведение.

  3. Характерные особенности психических состояний.

  4. Механизмы возникновения стресса.

0,5










[38]

комп. пр.



[7] [17] [21] [11]




1.6

Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.

  1. Этапы и механизмы формирования личности.

  2. Социализация личности.

  3. Структура личности.

0,5

0,5







[38]

комп. пр.



[36] [43] [9] [4д]

сам.раб.

1.7

Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.

  1. Самосознание и человеческое «Я».

  2. Функции самосознания.

  3. Смысложизненные ориентации.

0,5










[38]


[36] [43] [22] [18]

сам.раб.

2.

Социальное поведение человека

и психология управления


4

4
















2.1

Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения.

  1. Категории социальной психологии.

  2. Аспекты общения.

  3. Стороны общения

  4. Механизмы социального познания.

1

1







[38]

комп. пр.



[22] [35] [15] [19д]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.2

Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта.

  1. Структура группы, основные ее показатели.

  2. Понятие коллектива.

  3. Эффективность групповой деятельности

  4. Управление конфликтом.

1

1







[38]

комп. пр.



[22] [35] [15] [19д]




2.3.

Личность и группа как объект управления

  1. Основные психологические характеристики структурных групп в организации.

  2. Коммуникации в организации.

1

1







[38]

комп. пр.



[33д] [43д] [64д]

реферат

2.4

Роль и психологические функции руководителя.

  1. Руководство и лидерство.

  2. Стили руководства в управлении группой.

  3. Психология власти-подчинения.

1

1







[38]

комп. пр.



[33д] [43д] [64д]

реферат

3.

Общие основы педагогики

2

4
















3.1.

Педагогика в системе наук о человеке

  1. Педагогика как прикладная философия.

  2. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.

  3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

0,5

1







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




3.2.

Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.

  1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

  2. Основные категории дидактики.

  3. Социальная среда и ее воспитательные функции.

0,5

1







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




3.3

Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.

  1. Современные тенденции образования.

  2. Модели семейных взаимоотношений.

0,5

1







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.4

Акмеологические основы личностного и профессионального развития.

  1. Термин акмеология.

  2. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.

0,5

1







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27] [1д]

сам. раб.

реферат





Всего

8

10

















Методические рекомендации по выполнению СУРC.
1. Общая характеристика СУРC по курсу "Основы психологии и педагогики"

Целью написания самостоятельной управляемой работы по «Основам психологии и педагогики» является самостоятельное освоение знаний по данной учебной дисциплине. СУРC выполняется в учебный период прохождения дисциплины в пределах часов, отведенных на самостоятельное изучение предмета.

СУРС должна быть выполнена в форме сводного письменного реферата, построенного на обобщенном изложении материала научной статьи из предложенного списка периодических изданий. Из любого номера (2008-2010 года выпуска) студенту необходимо выбрать и изучить научную статью с её последующим письменным анализом (ксерокопия статьи прилагается к заданию).

СУРС необходимо сдать для проверки в установленные сроки. В случае, если работа не сдана в срок без уважительных причин, или же оценена отметкой «не зачтено», студент не допускается к сдаче экзамена по дисциплине. При необходимости преподаватель может отправить текст на доработку.

Критериями положительной оценки выполнения СУРС являются:


  • полнота раскрытия учебной проблемы;

  • демонстрация знания источников и литературы по проблеме;

  • аналитичность, логичность и последовательность раскрытия темы;

  • правильность оформления работы.

При подготовке СУРС студент может обратиться за помощью к преподавателю, ведущему данный курс. Консультирование по дисциплине «Основы психологии и педагогики» осуществляется в "Дни заочника" или в часы, отведенные для индивидуальных консультаций ст.преподавателя А.И.Скринник в а.504 (кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин).

2. Структурное построение СУРС.

СУРС начинается с формализованного "Введения". В нем обосновывается актуальность темы, формулируются исследовательские задачи работы, дается краткий обзор исследованности проблемы в научной статье и общая характеристика всего текста. Объем введения — 1-2 страницы.

За "Введением" следует "Основная часть" СУР. Она состоит из двух-трех определенных для раскрытия темы проблем. Автор должен выразить свое отношение к проблеме и сравнить с мнениями других авторов по данной теме. Объем основной части – 5-6 страниц.

Работу завершает формализованное "Заключение", которое состоит из самостоятельно сформулированных выводов, обобщающих изученный материал. Объем заключения – 1-2 страницы.

За "Заключением" следует разместить "Список использованной литературы". Он оформляется на последнем листе работы. Количество источников, необходимых для подготовки СУРС по дисциплине «Основы психологии и педагогики», может составлять 3-5 наименований, включая первоисточник. При составлении списка литературы следует придерживаться общих правил оформления источников.

3. Оформление контрольной работы

Объем СУРС — 10-12 страниц текста, набранного на компьютере и распечатанного на стандартных листах бумаги формата А-4 (шрифт — 14 мм, верхнее поле — 20 мм, нижнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое — 30 мм). Список литературы не включается в общий объем работы.

Первый лист контрольной работы — это титульный лист, который не нумеруется. Сквозная нумерация работы начинается со второго листа, на котором размещается план работы.

Список периодических изданий для выполнения СУРС.



  • «Белорусский психологический журнал» (новое название издания «Психологический журнал»

  • «Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология»

  • «Вопросы психологии»

  • «Методология и история психологии»

  • «Журнал прикладной психологии»

  • «Мир психологии»

  • «Московский психотерапевтический журнал»

  • «Прикладная психология»

  • «Псiхологiя»

  • «Психологическая служба»

  • «Психология в вузе»

  • «Психология зрелости и старения»

  • «РЖ Биология. Разд. Психология»

  • «Человек и образование»

  • «Педагогика»

  • «Соционика, психология и межличностиные отношения: человек, коллектив, общество»

Вопросы к экзамену


  1. Психология как наука.

    1. Место психологии в системе социално-гуманитарных наук.

    2. Научный и житейский смысл психологии.

    3. Основные понятия, изучаемые психологией.

    4. Человек как предмет психологии.

  2. Сознание как высшая ступень развития психики человека.

    1. Характеристики сознания.

    2. Условие возникновения и развития сознания.

    3. Функции сознания.

    4. Сознание как совместное знание.

  3. Состояния сознания человека.

    1. Состояние активного бодрствования.

    2. Генеративное бодрствование и измененные состояния сознания.

    3. Сон как состояние сознания.

    4. Состояние утраченного сознания.

  4. Понятие бессознательного в психологии.

    1. Бессознательное в психических процессах.

    2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

    3. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

    4. Надсознательные процессы.

  5. Ощущения - первичная форма отражения действительности.

    1. Физиологический процесс возникновения ощущения.

    2. Схема возникновения ощущения.

    3. Виды чувствительности.

    4. Понятие о пороге чувствительности.

  6. Виды ощущений.

    1. Классификайия по характеру отражения и месту расположения рецепторов.

    2. Классификация по характеру отражения адекватных раздражителей.

  7. Свойства ощущений.

    1. Качественные свойства ощущений.

    2. Специфические свойства ощущений.

  8. Понятие восприятия.

    1. Определение восприятия и его функции.

    2. Феномен «фигура и фон».

    3. Иллюзии восприятия.

  9. Виды восприятия.

    1. Классификация в зависимости от активности анализаторов.

    2. Классификация в зависимости от формы существования материи.

    3. Восприятие времени.

  10. Свойства восприятия.

    1. Предметность, целостность.

    2. Структурность, константность.

    3. Аккомодация.

    4. Апперцепция.

  11. Внимание как ограничение поля восприятия.

    1. Определение внимания, функции внимания.

    2. Классификация внимания по характеру участия воли.

    3. Причины непроизвольного внимания.

    4. Управление вниманием.

  12. Свойства внимания.

    1. Объем внимания.

    2. Устойчивость, переключаемость, отвлекаемость.

    3. Распределение внимания.

    4. Концентрация внимания.

  13. Общая характеристика памяти и ее функции.

    1. Определение памяти, ее функции.

    2. Подходы к классификации памяти.



  1. Виды памяти.

    1. Классификация памяти по времени сохранения материала.

    2. Классификация памяти по преобладающему анализатору.

    3. Классификация памяти по типу характера участия воли в процессах запоминания.

  2. Деятельность кратковременной и долговременной памяти.

    1. Понятие о кратковременной и долговременной памяти.

    2. Схема Аткинсона-Шифрина.

    3. Закон Миллера.

    4. Эффект Зейгарник.

  3. Способы управления памятью.

    1. Классификация памяти по способу запоминания.

    2. Закон забывания Эббингауза.

    3. Свойство памяти – реминисценция.

    4. Мнемотехника как система запоминания.

  4. Сущность мышления как познавательного процесса.

    1. Определение мышления, функции мышления.

    2. Специфические признаки мышления.

    3. Классификация видов мышления.

    4. Теоретическое и практическое мышление.

  5. Виды умственных операций.

    1. Анализ, синтез, сравнение.

    2. Абстракция.

    3. Конкретизация.

    4. Индукция и дедукция.

  6. Мыслительный процесс.

    1. Структура мыслительного процесса.

    2. Структура мыслительного процесса в случае неудачи.

    3. Понятие интеллекта.

    4. Измерение интеллекта.

  7. Творческое мышление

    1. Особенности творческого мышления.

    2. Условия, способствующие творческому мышлению.

    3. Психический процесс – воображение.

    4. Виды воображения.

  8. Представление как вторичный психический процесс.

    1. Характеристики процесса представления.

    2. Функции представления.

    3. Виды представлений.

  9. Речь как инструмент мышления.

    1. Функции речи.

    2. Виды речи.

    3. Речь и язык.

    4. Психолингвистика как наука.

  10. Общее понятие о мотивации.

    1. Мотивационные процессы.

    2. Понятие «потребность»

    3. Характеристики потребностей, понятие «борьба мотивов».

    4. Концепция мотивации А.Маслоу.

  11. Воля как устойчивость поведения.

    1. Функции воли.

    2. Волевое усилие.

    3. Локус контроля.

    4. Структура волевого действия.

  12. Концепции мотивации.

    1. Концепция И.Павлова.

    2. Концепция К.Левина.

    3. Концепция Л.Фестингера.

  13. Общее понятие об эмоциях.

    1. Функции эмоций.

    2. Эмоциональные состояния.

    3. Эмоции и чувства.

    4. Управление эмоциями.

  14. Определение психических состояний.

    1. Характеристики уровней реагирования.

    2. Типичные психические состояния.

    3. Сон как психическое состояние.

  15. Характеристика стресса.

    1. Стресс как адаптивная реакция организма.

    2. «За» и «против» стресса. Основные стресс-факторы.

    3. Механизм возникновения и протекания стресса.

    4. Управление стрессом.

  16. Понятие личность в психологии.

    1. Походы к определению понятия.

    2. Критерии сформировавшейся личности.

    3. Механизмы формирования личности.

    4. Структура личности.

  17. Темперамент как свойство личности.

    1. Биологическая основа темперамента.

    2. Нейрофизиологическая интерпретация темперамента Г.Айзенка.

    3. Роль темперамента в деятельности и общении.

  18. Способности как свойства личности.

    1. Биологическое и социальное в понимании способностей, задатки личности.

    2. Понятие одаренность.

    3. Факторы, влияющие на развитие способностей.

  19. Характер как свойство личности.

    1. Определение понятия «характер».

    2. Сферы проявления характера.

    3. Черта характера и акцентуация.

    4. Направленность личности.

  20. Психологическая сущность самосознания.

    1. Определение понятия «самосознание».

    2. Формирование самосознания человека.

    3. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.

    4. Структура самосознания по С.Л.Рубинштейну.

  21. Психологические концепции личности.

    1. Психодинамическое направление.

    2. Бихевиоральное направление.

    3. Гештальт-психология.

    4. Гуманистическое направление.

  22. Социальная психология как наука.

    1. Общение как форма взаимодействия.

    2. Аспекта процесса общения.

    3. Каналы передачи информации.

    4. Стороны общения (перечислить).

  23. Невербальное общение.

    1. Классификация невербальных реакций.

    2. Науки, изучающие передачу информации невербально: кинесика.

    3. Науки, изучающие передачу информации невербально: проксемика.

    4. Науки, изучающие передачу информации невербально: паралингвистика.

  24. Перцептивная сторона общения.

    1. Понятие социальной перцепции.

    2. Последовательность процесса восприятия.

    3. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения.

  25. Коммуникативная сторона общения.

    1. Понятие межличностной коммуникации.

    2. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие.

    3. Механизмы социального познания: межличностное взаимодействие.

    4. Механизмы социального познания: ситуации непонимания партнера.

  26. Интерактивная сторона общения.

    1. Наиболее распространенные виды взаимодействия.

    2. Черты совместной деятельности.

    3. Агрессия и альтруизм как стратегии взаимодействия.

    4. Стиль общения.

  27. Теории коммуникаций.

    1. Теория трансактного анализа Э.Берна.

    2. Описание процесса общения с точки зрения НЛП.

    3. Понятие репрезентативной системы в НЛП.

  28. Социальные группы.

    1. Признаки социальной группы.

    2. Разновидности групп.

    3. Характеристики малой группы.

    4. Показатели малой группы.

  29. Структура малой группы.

    1. Композиция.

    2. Каналы коммуникаций.

    3. Социально-психологический климат малой группы.

    4. Факторы СПК в группе.

  30. Групповые процессы в контексте развития группы.

    1. Стадии развития группы: образование группы.

    2. Стадии развития группы: формирование лидерства.

    3. Стадии развития группы: формирование сплоченности.

    4. Стадии развития группы: принятие группового решения.

  31. Эффективность групповой деятельности.

    1. Схема Файоля.

    2. Стадии принятия управленческих решений.

    3. Уровни развития группы.

  32. Групповые процессы в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.

    1. Статус, позиция, роль, система групповых ожиданий.

    2. Нормативное влияние на личность в группе.

    3. Система санкций как возможность сохранить требуемое поведение.

    4. Явление социальной фасилитации.

  33. Конфликт как конфликтная ситуация и конфликтное поведение.

    1. Развитие конфликта.

    2. Конструктивный и деструктивный конфликт.

    3. Схема типов поведения в конфликте.

    4. Управление конфликтом.

  34. Лидерство с точки зрения «теории великих людей».

    1. Лидер как функция личности.

    2. Личностные характеристики лидеров.

    3. Харизматическое лидерство.

  35. Функциональный подход к лидерству.

    1. Лидер – функция группы.

    2. Факторы, определяющие эффективность лидерства.

  36. Ситуационные теории лидерства.

    1. Лидер – функция ситуации.

    2. Ситуационные модели: качество решений лидера, модель достижения цели.

  37. Теория трансформационного лидерства.

    1. Сущность трансформационного лидерства.

    2. Становление трансформационного лидера.

  38. Стиль лидерства.

    1. Авторитарный стиль лидерства.

    2. Демократический стиль лидерства.

    3. Либеральный стиль лидерства.

  39. Понятие «власть» в психологии.

    1. Психологические основания власти.

    2. Способы властного воздействия: власть статусная и личная.

    3. Власть в процессах управления.

  40. Основания власти.

    1. Власть принуждения.

    2. Власть связей.

    3. Власть эксперта.

    4. Референтная/харизматическая власть.

  41. Основания власти.

    1. Нормативная власть.

    2. Информационная власть.

    3. Власть вознаграждений.

    4. Власть через участие.

  42. Понятие «управление» в психологии.

    1. Социальное управление.

    2. Цели управления.

    3. Формы управления: прямое и косвенное.

  43. Сущность деятельности руководителя.

    1. Задачи руководителя.

    2. Роль и функции руководителя.

    3. Этапы процесса управления.

    4. Функции руководителя.

  44. Планирование как способ продуктивной деятельности руководителя.

    1. Принципы поставки целей руководителем.

    2. Критерии хорошо поставленной цели.

    3. Система планирования временем руководителем.

    4. Метод планирования временем «Альпы»

  45. Психология принятия управленческих решений.

    1. Установление приоритетности.

    2. Этапы принятия решения.

    3. Стратегии выбора.

    4. Способы совершенствования техники принятия решений.

  46. Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.

    1. Принцип Парето

    2. Техника анализа АБВ.

  47. Основы делегирования.

    1. Сущность делегирования.

    2. Принцип Эйзенхауэра.

  48. Задачи контроля.

    1. Анализ проблемы.

    2. Выбор средств, способствующих успеху.

  49. Коммуникация как обмен информацией.

    1. Принципы коммуникации.

    2. Качественное коммуникативное пространство.

    3. Препятствия при создании качественного коммуникативного пространства.

  50. Барьеры при передаче и обработке информации.

    1. Барьеры при передаче информации.

    2. Барьеры при обработке информации.

  51. Системы коммуникаций в организации.

    1. Коммуникации через интернет.

    2. Корпоративная пресса и бюллетени.

    3. Доски объявлений.

    4. Совещания в группах.

  52. Образование как социокультурный феномен.

    1. Функции образования.

    2. Идеал образования.

    3. Образование как процесс

    4. Образование как система.

  53. Педагогика как наука.

    1. Предмет педагогики.

    2. Формы педагогической культуры.

    3. Проблемы педагогики.

    4. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

  54. Обучение как процесс.

    1. Системы обучения: преподавание, учение и научение.

    2. Виды научения.

  55. Факторы, обуславливающие эффективность обучения.

    1. Внутренние факторы.

    2. Внешние факторы.

  56. Воспитание как сторона социализации человека.

    1. Воспитание как практико-преобразющая деятельность.

    2. Цели воспитания.

    3. Средства воспитания.

  57. Теории воспитания.

    1. Биогенная теория.

    2. Социогенная теория.

    3. Биосоциогенная теория.

  58. Понятие о дидактике.

    1. Предмет дидактики.

    2. Проблемы, изучаемые дидактикой.

    3. Ведущие принципы обучения.

  59. Методы и формы обучения.

    1. Подходы к классификации методов обучения.

    2. Активные методы обучения.

    3. Формы обучения.

  60. Особенности традиционного обучения.

    1. Классно-урочная система Я.А.Коменского.




    1. Преимущества и недостатки традиционного обучения.

  1. Образовательные парадигмы в ХХ веке.

    1. Школы учебы.

    2. Трудовая школа.

    3. Свободные школьные общины.

  2. Особенности альтернативного обучения.

    1. Реализация принципа свободы.

    2. Возможность дисциплины через свободу.

    3. Игра как метод обучения.

  3. Альтернативные педагогические концепции.

    1. Монтессори и экспериментальная педагогика.

    2. Педагогические идеи Рудольфа Штайнера.

    3. Педагогические идеи В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.

  4. Современные тенденции в построении образовательного процесса.

    1. Гуманизация, индивидуализация, демократизация.

    2. Индустриализация.

    3. Психологизация.

    4. Вариативность и стандартизация.

  5. Акмеология как отрасль психологии.

    1. Цель акмеологии.

    2. Предмет акмеологии.

    3. Фазы онтогенетического развития взрослых.

  6. Характеристика возрастных периодов взрослых.

    1. Ранняя взрослость.

    2. Стабильный период 33-40 лет.

    3. Возраст 40-45 лет, кризис среднего возраста.

    4. Период 45-55 лет.

  7. Личностная и социальная зрелость личности.

    1. Семья в социальном пространстве.

    2. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

    3. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.



страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: