Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

Семинар 4.


  1. Общее понятие о мотивации.

    1. Мотивационные процессы.

    2. Понятие «потребность»

    3. Характеристики потребностей, понятие «борьба мотивов».

    4. Концепция мотивации А.Маслоу.

  2. Воля как устойчивость поведения.

    1. Функции воли.

    2. Волевое усилие.

    3. Локус контроля.

    4. Структура волевого действия.

  3. Концепции мотивации.

    1. Концепция И.Павлова.

    2. Концепция К.Левина.

    3. Концепция Л.Фестингера.

  4. Общее понятие об эмоциях.

    1. Функции эмоций.

    2. Эмоциональные состояния.

    3. Эмоции и чувства.

    4. Управление эмоциями.

  5. Определение психических состояний.

    1. Характеристики уровней реагирования.

    2. Типичные психические состояния.

    3. Сон как психическое состояние.

Темы для реферата:



  1. Влияние цвета на эмоции человека.

  2. Стресс как адаптивная реакция организма.

Вопрос для обсуждения:



  1. Существуют ли вещие сны?


Семинар 5.


  1. Понятие личность в психологии.

    1. Походы к определению понятия.

    2. Критерии сформировавшейся личности.

    3. Механизмы формирования личности.

    4. Структура личности.

  2. Темперамент как свойство личности.

    1. Биологическая основа темперамента.

    2. Нейрофизиологическая интерпретация темперамента Г.Айзенка.

    3. Роль темперамента в деятельности и общении.

  3. Способности как свойства личности.

    1. Биологическое и социальное в понимании способностей, задатки личности.

    2. Понятие одаренность.

    3. Факторы, влияющие на развитие способностей.

  4. Характер как свойство личности.

    1. Определение понятия «характер».

    2. Сферы проявления характера.

    3. Черта характера и акцентуация.

    4. Направленность личности.

  5. Психологическая сущность самосознания.

    1. Определение понятия «самосознание».

    2. Формирование самосознания человека.

    3. Понятие «самооценка» в психологии, эквивалентные понятия.

    4. Структура самосознания по С.Л.Рубинштейну.

Темы для рефератов:

  1. Психологические концепции личности: психодинамическое направление.

  2. Психологические концепции личности: бихевиоральное направление.

  3. Психологические концепции личности: гештальт-психология.

  4. Психологические концепции личности: гуманистическое направление.

Вопрос для обсуждения:



  1. Можно ли изменить характер человека?


Семинар 6.


  1. Социальная психология как наука.

    1. Общение как форма взаимодействия.

    2. Аспекта процесса общения.

    3. Каналы передачи информации.

    4. Стороны общения (перечислить).

  2. Невербальное общение.

    1. Классификация невербальных реакций.

    2. Науки, изучающие передачу информации невербально: кинесика.

    3. Науки, изучающие передачу информации невербально: проксемика.

    4. Науки, изучающие передачу информации невербально: паралингвистика.

  3. Перцептивная сторона общения.

    1. Понятие социальной перцепции.

    2. Последовательность процесса восприятия.

    3. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения.

  4. Коммуникативная сторона общения.

    1. Понятие межличностной коммуникации.

    2. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие.

    3. Механизмы социального познания: межличностное взаимодействие.

    4. Механизмы социального познания: ситуации непонимания партнера.

  5. Интерактивная сторона общения.

    1. Наиболее распространенные виды взаимодействия.

    2. Черты совместной деятельности.

    3. Агрессия и альтруизм как стратегии взаимодействия.

    4. Стиль общения.

Темы для рефератов:



    1. Теория трансактного анализа Э.Берна.

    2. Процесс общения с точки зрения НЛП.

Вопрос для обсуждения:



  1. Как сделать общение эффективным?


Семинар 7.


  1. Социальные группы.

    1. Признаки социальной группы.

    2. Разновидности групп.

    3. Характеристики малой группы.

    4. Показатели малой группы.

  2. Структура малой группы.

    1. Композиция.

    2. Каналы коммуникаций.

    3. Социально-психологический климат малой группы.

    4. Факторы СПК в группе.

  3. Групповые процессы в контексте развития группы.

    1. Стадии развития группы: образование группы.

    2. Стадии развития группы: формирование лидерства.

    3. Стадии развития группы: формирование сплоченности.

    4. Стадии развития группы: принятие группового решения.

  4. Эффективность групповой деятельности.

    1. Схема Файоля.

    2. Стадии принятия управленческих решений.

    3. Уровни развития группы.

  5. Групповые процессы в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.

    1. Статус, позиция, роль, система групповых ожиданий.

    2. Нормативное влияние на личность в группе.

    3. Система санкций как возможность сохранить требуемое поведение.

  6. Конфликт как конфликтная ситуация и конфликтное поведение.

    1. Развитие конфликта.

    2. Конструктивный и деструктивный конфликт.

    3. Схема типов поведения в конфликте.

    4. Управление конфликтом.

Темы для рефератов:

  1. Явление социальной фасилитации.

Вопрос для обсуждения:



  1. Социально-психологический климат моей группы – хотел бы я его изменить?


Семинар 8.


  1. Лидерство с точки зрения «теории великих людей».

    1. Лидер как функция личности.

    2. Личностные характеристики лидеров.

    3. Харизматическое лидерство.

  2. Функциональный подход к лидерству.

    1. Лидер – функция группы.

    2. Факторы, определяющие эффективность лидерства.

  3. Ситуационные теории лидерства.

    1. Лидер – функция ситуации.

    2. Ситуационные модели: качество решений лидера, модель достижения цели.

  4. Теория трансформационного лидерства.

    1. Сущность трансформационного лидерства.

    2. Становление трансформационного лидера.

  5. Стиль лидерства.

    1. Авторитарный стиль лидерства.

    2. Демократический стиль лидерства.

    3. Либеральный стиль лидерства.

  6. Понятие «власть» в психологии.

    1. Психологические основания власти.

    2. Способы властного воздействия: власть статусная и личная.

    3. Власть в процессах управления.

Тема для реферата:

  1. Основания власти.

Вопрос для обсуждения:



  1. Что дает человеку лидерство?



Семинар 9.


  1. Понятие «управление» в психологии.

    1. Социальное управление.

    2. Цели управления.

    3. Формы управления: прямое и косвенное.

  2. Сущность деятельности руководителя.

    1. Задачи руководителя.

    2. Роль и функции руководителя.

    3. Этапы процесса управления.

    4. Функции руководителя.

  3. Планирование как способ продуктивной деятельности руководителя.

    1. Принципы поставки целей руководителем.

    2. Критерии хорошо поставленной цели.

    3. Система планирования временем руководителем.

    4. Метод планирования временем «Альпы»

  4. Психология принятия управленческих решений.

    1. Установление приоритетности.

    2. Этапы принятия решения.

    3. Стратегии выбора.

    4. Способы совершенствования техники принятия решений.

  5. Основы делегирования.

    1. Сущность делегирования.

    2. Принцип Эйзенхауэра.

  6. Задачи контроля.

    1. Анализ проблемы.

    2. Выбор средств, способствующих успеху.

Темы для рефератов:




  1. Законы, определяющие эффективность деятельности руководителя.

    1. Принцип Парето

    2. Техника анализа АБВ.

Вопрос для обсуждения:



  1. Если меня не контролируют, то….


Семинар-тренинг 10.


  1. Коммуникация как обмен информацией.

  2. Барьеры при передаче и обработке информации.

Вопрос для обсуждения:



  1. Системы коммуникаций в МИТСО: преимущества и недостатки.


Семинар 11.


  1. Образование как социокультурный феномен.

    1. Функции образования.

    2. Идеал образования.

    3. Образование как процесс

    4. Образование как система.

  2. Педагогика как наука.

    1. Предмет педагогики.

    2. Формы педагогической культуры.

    3. Проблемы педагогики.

    4. Факторы, оказывающие влияние на разработку основных педагогических проблем.

  3. Обучение как процесс.

    1. Системы обучения: преподавание, учение и научение.

    2. Виды научения.

  4. Воспитание как сторона социализации человека.

    1. Воспитание как практико-преобразющая деятельность.

    2. Цели воспитания.

    3. Средства воспитания.

  5. Теории воспитания.

    1. Биогенная теория.

    2. Социогенная теория.

    3. Биосоциогенная теория.

Тема творческой работы:




  1. Факторы, обуславливающие эффективность обучения в вузе.

    1. Внутренние факторы.

    2. Внешние факторы.


Семинар 12.


  1. Понятие о дидактике.

    1. Предмет дидактики.

    2. Проблемы, изучаемые дидактикой.

    3. Ведущие принципы обучения.

  2. Методы и формы обучения.

    1. Подходы к классификации методов обучения.

    2. Активные методы обучения.

    3. Формы обучения.

  3. Особенности традиционного обучения.

    1. Классно-урочная система Я.А.Коменского.

    2. Преимущества и недостатки традиционного обучения.

  4. Образовательные парадигмы в ХХ веке.

    1. Школы учебы.

    2. Трудовая школа.

    3. Свободные школьные общины.

  5. Особенности альтернативного обучения.

    1. Реализация принципа свободы.

    2. Игра как метод обучения.

  6. Современные тенденции в построении образовательного процесса.

    1. Гуманизация, индивидуализация, демократизация.

    2. Индустриализация.

    3. Психологизация.

    4. Вариативность и стандартизация.

Темы для рефератов:



  1. Монтессори и экспериментальная педагогика.

  2. Педагогические идеи Рудольфа Штайнера.

  3. Педагогические идеи В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.

Вопрос для обсуждения:




  1. Возможна ли реализация дисциплины через свободу?



Семинар 13.


  1. Акмеология как отрасль психологии.

    1. Цель акмеологии.

    2. Предмет акмеологии.

    3. Фазы онтогенетического развития взрослых.

  2. Характеристика возрастных периодов взрослых.

    1. Ранняя взрослость.

    2. Стабильный период 33-40 лет.

    3. Возраст 40-45 лет, кризис среднего возраста.

    4. Период 45-55 лет.

  3. Личностная и социальная зрелость личности.

    1. Семья в социальном пространстве.

    2. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

    3. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности.

Тема для реферата:

    1. Человек для себя (концепция Э.Фромма).

Вопрос для обсуждения:




  1. Выразите отношение к фразе «Любовь к другому начинается с любви к себе («полюби ближнего своего как самого себя»)


Учебно-методическая карта дисциплины «Основы психологии и педагогики»



Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов.


Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные

занятия


Управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Общая психология и психология личности


12

12




4










1.1.

Введение в психологию. Характеристика сознания.

  1. Предмет психологии.

  2. Исследования в психологии.

  3. Становление сознания.

  4. Состояния сознания.

2










[38]

комп. пр.



[10] [15]




1.2

Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.

  1. Классификация ощущений.

  2. Общие свойства ощущений.

  3. Активность восприятия.

  4. Виды восприятия.

2

2







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1.3

Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.

  1. Характеристика внимания.

  2. Управление вниманием.

  3. Общая характеристика памяти.

  4. Способы управления памятью.

2

2







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.4

Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.

  1. Характеристики мыслительного процесса.

  2. Способы активизации мышления.

  3. Воображение и мышление.

  4. Речь как инструмент мышления.

2

2







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21]




1.5

Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности

  1. Воля как характеристика сознания.

  2. Потребности. Мотив и поведение.

  3. Характерные особенности психических состояний.

  4. Механизмы возникновения стресса.

2

2







[38]

комп. пр.



[7] [17] [21] [11]




1.6

Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.

  1. Этапы и механизмы формирования личности.

  2. Социализация личности.

  3. Структура личности.

2

2




2

[38]

комп. пр.



[36] [43] [9] [4д]

сам.раб.

1.7

Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.

  1. Самосознание и человеческое «Я».

  2. Функции самосознания.

  3. Смысложизненные ориентации.




2




2

[38]


[36] [43] [22] [18]

сам.раб.

2.

Социальное поведение человека

и психология управления


8

8




6










2.1

Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения.

  1. Категории социальной психологии.

  2. Аспекты общения.

  3. Стороны общения

  4. Механизмы социального познания.

2

2




2

[38]

комп. пр.



[22] [35] [15] [19д]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.2

Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта.

  1. Структура группы, основные ее показатели.

  2. Понятие коллектива.

  3. Эффективность групповой деятельности

  4. Управление конфликтом.

2

2




2

[38]

комп. пр.



[22] [35] [15] [19д]




2.3.

Личность и группа как объект управления

  1. Основные психологические характеристики структурных групп в организации.

  2. Коммуникации в организации.

2

2







[38]

комп. пр.



[33д] [43д] [64д]

реферат

2.4

Роль и психологические функции руководителя.

  1. Руководство и лидерство.

  2. Стили руководства в управлении группой.

  3. Психология власти-подчинения.

2

2




2

[38]

комп. пр.



[33д] [43д] [64д]

реферат

3.

Общие основы педагогики

8

6




2










3.1.

Педагогика в системе наук о человеке

  1. Педагогика как прикладная философия.

  2. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.

  3. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

2

2







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




3.2.

Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.

  1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.

  2. Основные категории дидактики.

  3. Социальная среда и ее воспитательные функции.

2

2







[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




3.3

Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.

  1. Современные тенденции образования.

  2. Модели семейных взаимоотношений.

2







2

[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27]




1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.4

Акмеологические основы личностного и профессионального развития.

  1. Термин акмеология.

  2. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.

2

2




2

[38]

комп. пр.



[2] [5] [13] [27] [1д]

сам. раб.

реферат





Всего

28

26




12











страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: