страница 1 страница 2 | страница 3
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых
и социальных отношений»
____________________В.И.Толкачев
__________________________2010 г.
Регистрационный № УД-_________/р.
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Учебная программа для специальностей:
1-26.02.02, 1-26.02.03, 1-25.01.07, 1-25.01.04, 1-25.01.03, 1-26.02.05
Менеджмент, Маркетинг, ЭУП, Финансы и кредит,
Мировая экономика, Логистика
Факультет Международных экономических отношений и менеджмента
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
Курс 1
Семестр 1
Лекции 28 / 8
Практические/семинарские
занятия 38 / 10 (в том числе 12ч./ -
самост. управл. работа студентов)
Всего аудиторных часов
по дисциплине 66 / 18
Всего часов
по дисциплине 138
|
Экзамен 1 семестр
Форма получения
высшего образования очная /
заочная
|
Составила А.И.Сринник, старший преподаватель
2010
Учебная программа «Основы психологии и педагогики» составлена на основе типовой учебной программы «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений/сост.: А.И.Жук [и др.]. – Минск: РИВШ,
2007. – 56с., регистрационный номер УДК 15:37.0(073), ББК 88:74.0
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры истории права и гуманитарных дисциплин
_________2009, протокол №____
Заведующий кафедрой
_________________В.Г.Филяков
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
___ _____2009, протокол №____
Председатель
______________Ю.П.Сергиенко
Пояснительная записка.
Популярность психологии и педагогики в учебных заведениях выросла за последние годы в силу того, что, во-первых, студенты пытаются найти в данных предметах теории и перспективы, которые помогли бы приспособиться к сегодняшнему обществу, найти выход из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций, во-вторых, проблема развития личности становится более актуальной. Овладение научными знаниями по психологии и педагогике не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения.
Программа данного курса состоит из трех разделов.
В первом разделе обсуждается проблема развития высших психических процессов и общие этапы их формирования; описание каждого из них – восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоции и речи, а также сознания, как их синтеза; дается представление об организации психологической защиты человека и способах ее преодоления. Первый раздел включает описание основных составляющих биологического фундамента личности — темперамента, задатков и способностей, которые определяют врожденную уникальность человека; возможности формирования отдельных черт и качеств человека, которые складываются в понятие «характер»; раскрывает субъективный мир психики человека и его становление в зависимости от самооценки, уровня притязаний и влияния профессиональных ролей.
Второй раздел поднимает вопросы социальной психологии: функций общения, возможностей точно передавать и принимать информацию, взаимодействия людей в группах, управления конфликтом. Во втором разделе рассматриваются основные принципы и методы управления людьми и группами.
Третий раздел посвящен психологическим аспектам современной педагогики, включенности психологии в педагогику; рассмотрению средств и методов психологического воздействия на личность, общих принципов дидактики, моделей образования и воспитания на примерах конкретных педагогических школ; изложению современных представлений о семейных взаимоотношениях, проблемы взаимодействия поколений.
Программа курса составлена на основе учебной программы для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики» и включает в себя следующие формы работы:
-
теоретический блок знаний в форме лекций,
-
семинарские занятия,
-
практикум с использованием активных методов обучения,
-
написание рефератов по заданной теме,
-
самостоятельная управляемая работа.
Курс завершается сдачей студентами экзамена.
Целью курса является обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями и научными понятиями в области психологии и педагогики; формирование специалистов, владеющих процессами межличностного взаимодействия, взаимопонимания, самовыражения, стремящихся к личностному росту, осознающих свою индивидуальность. Задачи курса вытекают из практических потребностей студентов в знании данной дисциплины: формирование психологической культуры и компетентности в профессиональной деятельности.
В результате освоения курса студент должен
знать:
-
сущность и ключевые категории психологии и педагогики;
-
основные закономерности и положения психологии и педагогики;
-
направления и принципы практического применения психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности;
уметь характеризовать:
-
психические состояния, процессы и личностные особенности;
-
психологию личности и социальных групп;
-
закономерности педагогического процесса;
-
основные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать;
-
причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и методы их разрешения;
-
психологические особенности индивидуального стиля управления;
-
педагогический процесс как взаимодействие преподавателя и обучающегося;
-
воспитание как процесс социализации личности;
-
закономерности и принципы развития творческой индивидуальности;
приобрести навыки и качества:
-
развития и самосовершенствования интеллектуально-творческих и духовных качеств личности;
-
совместной созидательной деятельности;
-
конструктивного делового и межличностного общения в коллективе
Содержание учебного материала
-
Общая психология и психология личности.
Тема 1.1. Введение в психологию. Характеристика сознания.
Психический мир человека. Предпосылки возникновения и становления психологии как науки. Отличия житейских психологических знаний от научных. Место психологии в системе социально-гуманитарных наук. Предмет психологии. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии. Теоретические, практические и исторические исследования в психологии. Развитие психики человека и животных. Становление психических процессов.
Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание как отражающие и регулирующие процессы. Становление сознания. Элементы структуры сознания. Состояния сознания человека. Нарушения сознания. Специфические состояния сознания: бодрствование и сон, медитация и гипноз, эйфория и дисфория, боль и анальгезия. Взаимодействие сознания и подсознания. Понятие бессознательного в психологии.
1.2. Биологическая и психологическая подструктура личности: ощущение и восприятие.
Ощущение - первичная форма отражения действительности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Сущность и основные качества (свойства) восприятия. Активность восприятия и роль обратной связи. Виды восприятия. Условия адекватного восприятия мира. Нарушения восприятия.
1.3. Биологическая и психологическая подструктура личности: внимание и память.
Внимание как ограничение поля восприятия. Характеристика внимания. Основные свойства внимания. Виды внимания. Причины непроизвольного внимания. Развитие произвольного внимания. Индивидуальные особенности внимания. Управление вниманием. Общая характеристика памяти. Функции памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти. Формирование памяти. Факторы забывания. Нарушения памяти. Развитие памяти. Механизмы сна и буферная память. Способы управления памятью. Мнемотехнические приемы запоминания.
1.4. Биологическая и психологическая подструктура личности: мышление и речь.
Сущность мышления как познавательного процесса. Характеристики мыслительного процесса. Теории мышления в психологии. Абстрагирование и практический опыт. Мыслительные действия. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Особенности творческого мышления. Интеллект человека. Способы активизации мышления. Воображение и мышление. Понятие о представлении. Виды представлений. Характеристики представлений. Речь как инструмент мышления. Функции речи. Психолингвистика. Понятие о суггестивной лингвистике.
1.5. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния личности.
Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Мотивационные процессы. Понятие о «локусе контроля». Потребности. Мотив и поведение. Концепции мотивации. Механизмы формирования мотивации. Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Эмоциональные процессы. Настроения. Чувства. Аффекты. Управление эмоциями. Определение психических состояний. Классификация психических состояний. Характерные особенности психических состояний. Типичные положительные психические состояния человека: творческое вдохновение, профессиональная заинтересованность, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство и тревога, фрустрация, персеверация, ригидность. Механизмы возникновения стресса. Предупреждение отрицательных психических состояний.
1.6. Понятие личности и ее развития. Природа структуры личности.
Определение понятия личность. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Соотношение биологического и социального в личности. Социализация личности. Этапы и механизмы формирования личности. Закономерности развития личности. Структура личности. Критерии развития личности. Личностный рост. Препятствия развитию личности. Эволюция представлений о темпераменте. Современные представления о темпераменте. Типы темперамента и их психологические характеристики. Роль темперамента в деятельности и общении. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-интроверсией. Понятия «задатки» и «способности». Природа человеческих способностей. Структура и виды способностей. Развитие способностей. Характер как социальное образование личности. Черта характера и акцентуация характера. Типологии характера (Э.Фромма, Б.С.Братуся, Э.Шостром, К.Юнга, А.Аугустинавичуте, психогеометрическая типология). Понятие социализации личности. Направленность личности.
1.7. Самосознание личности и ее жизненный путь. Психологические концепции личности.
Психологическая сущность самосознания. Самосознание и человеческое «Я». Функции самосознания. Наиболее известные модели структуры самосознания. Идентификация и рефлексия. Самооценка и уровень притязаний. Влияние профессиональных ролей. Уверенность в себе. Смысложизненные ориентации. Самоактуализация и самореализация. Жизненный путь личности. Краткий экскурс в историю психологии. Психоанализ. Система психологической защиты Формы психологической защиты как преобразование травмирующей информации. Преодоление психологической защиты. Бихевиоризм. Гуманистические теории. Когнитивный подход. Трансперсональный подход. Психогенетический подход. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна.
II. Социальное поведение человека и психология управления.
2.1. Социальная психология в контексте науки и культуры. Характеристика общения.
Характеристика основных категорий социальной психологии. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Потребность в признании. Формы человеческих взаимоотношений. Значение общения в формировании человеческой психики. Аспекты общения. Средства общения: вербальные и невербальные.
Представление о коммуникации, интеракции, межличностном познании, взаимодействии, социальной перцепции. Понятие межличностной аттракции. Механизмы социального познания. Стиль общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Понятие о НЛП.
2.2. Психология взаимодействия людей в группе. Характеристика конфликта.
Группы большие и малые. Структура группы, основные ее показатели, структура коммуникаций. Динамические процессы малой группы. Понятие лидерства, стиля руководства. Понятие коллектива. Факторы социально-психологического климата в группе. Статус и ролевые отношения. Эффективность групповой деятельности. Конфликт, конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Схема типов поведения в конфликте. Конструктивный и деструктивный конфликт. Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта. Управление конфликтом. Конфликтные личности.
2.3. Личность и группа как объект управления.
Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп в организации. Коммуникации в организации.
2.4. Роль и психологические функции руководителя.
Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой. Психология власти-подчинения в управленческом взаимодействии. Психология принятия управленческих решений.
III. Общие основы педагогики.
3.1. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как прикладная философия. Педагогика как теория обучения и воспитания. Основные этапы развития педагогики. Культура, цивилизация, гражданственность и образованность. Понятие о системе образования. Функции образования: воспроизводство и развитие. Образование как средство разрешения глобальных проблем человечества.
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Цели и идеалы образования и воспитания. Понятие и цель дисциплины. Дисциплина и ее искажение. Ошибочность антиномии «свобода или принуждение». Возможность дисциплины через свободу. Идеалы свободного образования. Средства и методы воздействия на личность.
3.2. Образование как социокультурный феномен. Теоретические и методические основы обучения.
Основные сферы жизнедеятельности личности: деятельность, игра, обучение. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности. Научение как результат обучения. Педагогический акт как организация понимания. Психологические факторы влияющие на процесс обучения. Основные категории дидактики. Виды и методы обучения. Особенности традиционного и альтернативного обучения. Социально-психологическое обучение. Игра, урок и творчество. Философские и психологические теории игры. Проблема организации игры. Активные методы обучения. Развивающее обучение. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Теории воспитания. Социальная среда и ее воспитательные функции.
3.3. Реализация общих принципов дидактики. Семья в социальном пространстве.
Система Фребеля. Монтессори и экспериментальная педагогика. Использование принципа погружения при обучении. Вальдорфская школа. Значение авторитета при организации обучения. Проблема самоуправления. Концепция В.В.Давыдова. Современные тенденции образования. Модели семейных взаимоотношений. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Возможные причины конфликтов в семейных отношениях и их профилактика. Влияние самооценки на отношения в паре. Человек для себя (концепция Э.Фромма).
3.4. Акмеологические основы личностного и профессионального развития.
Термин акмеология. Потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала, продвижение к собственным вершинам совершенства. Самосовершенствование – цель жизнедеятельности человека.
Информационная часть.
Перечень основной литературы:
-
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.—М.: Аспект Пресс, 1997.—376 с.
-
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -416 с.
-
Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие.— М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576с.
-
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред.
Б.Мещеряков, В. Зинченко. - СПБ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Из-во Питер, 2000.- 304 с.
-
Введение в психологию./ под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1996. - 496 с.
-
Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Инф. - метод. пособие по курсу «Психология человека». - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 272 с.
-
Гессен С.П. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.
-
Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. Курс лекций, - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.
-
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах, т. 1.- 496с. Изд. 2-ое, стереотипное. Пер. с франц.- М.: Мир, 1996
-
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах, т.2. Изд. 2-ое, стереотипное. Пер. с франц.- М.: Мир, 1996. - 496 с.
-
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.-608с.
-
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.—480с.
-
Краткий психологический словарь./ Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г Ярошевского, 2-е изд. расш. и доп.—Ростов-на Дону.: Феникс, 1998.—512 с.
-
Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПБ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - (Психологическая энциклопедия)
-
Куртиков Н.А. Психология и социология управления / Н.А.
Куртиков. - М: Книжный мир, 2007
-
Майерс Дэвид. Психология / пер. с англ. И.А. Карпиков , В.А. Старовойтова. - МН: ООО " Попурри ", 2001
-
Маклаков А.Г. Общая психология.— СПб.: Питер, 2001.—292с.
-
Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. - М: ИНФРА-М, 2002
-
Морозов А.В. Основы психологии. - М: Академический Проект, 2003
-
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 1 М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
-
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Т. 2 М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
-
Общая психология / сост. Е.И. Рогов. - М: ВЛАДОС, 2000 -448 с.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и средн. учебн. заведений. / под ред. Смирнова С.А.—4-е изд. испр.—М.: Издательский центр «Академия», 2000.—512 с.
-
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ., М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
-
Петровский А.В.,Ярошевский,М.Г. Психология. - М: Издат. Центр, "Академия", 2002
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
-
Почепцов Г.Г. Теории коммуникаций.—М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 2001.—656с.
-
Практическая психология. Под ред. М.К. Тутушкиной. С - Петербург: Дидактика Плюс, 1998. -- 333 с.
-
Психология. Учебник для гуманитарных вузов./ Под общ. Ред. В.Н.Дружинина.—СПб.: Питер, 2001.—656 с.
-
Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова.—М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.—584 с.
-
Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999. - 256с.
-
Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М„ Андрюшина Т.В. и др. – М.: ИНФРА-М.: Новосибирск: НГАЭ и У, 1998.- 175с.
-
Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.—М.: Педагогика-Пресс, 1999.—440 с.
-
Рогов Е.И. Психология общения.—М.: Гуман. Изд. центр ВЛАДОС, 2007.—336с.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер КОМ , 1998. -688 с.
-
СамоненкоЮ.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов.—М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.—277с.
-
Скринник А.И. Основы психологии и педагогики. - МН: МНО, 2003. -83 с.
-
Современная психология: Справочное руководство.—М.: ИНФРА-М,1999.—688с.
-
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. -736 с.
-
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 672с.
-
Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах / А.Л. Тертель. - М: ТК Велби, 2008
-
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997, - 606 с.
-
Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ 2-е изд.—СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.—349с.
Перечень дополнительной литературы:
-
Акмелогия/ под общ.ред. проф. А.А.Дерача. – М: Изд-во РАГС, 2002
-
Адлер А. Наука жить. Пер. С англ. и нем. - К.: Rоуа1, 1997. - 288 с.
-
Алдер Г. Технология НЛП.—СПб.: Питер, 2001.—224с.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.—286с.
-
Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов.—М.: Аспект-Пресс, 2001.—288с.
-
Аппиньянези Р., Зарате О. Фрейд. Серия «Экспресс-Эрудит».—Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.—176с.
-
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.—М.: Аспект Пресс, 1998.—517с.
-
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов.—М.: Аспект-Пресс, 2001.—301 с.
-
Берн Ш. Гендерная психология. - СПБ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.—Санкт-Петербург, Москва: Университетская книга, 1998.—389 с.
-
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: Филинъ, - 1996, - 472 с.
-
Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты./ Пер. с англ.—М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.—304 с.
-
Вагин И.О., Мамонтов С.Ю. Практика эффективного поведения.—СПб.: Питер, 2001.—192с.
-
Василюк Ф.Е. Психология переживания.: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: 1994.—200с.
-
Вердербер Р.,Вердербер К. Психология общения. - СПБ:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
-
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1987. -286 с.
-
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. 3 изд.—М.: Педагогическое общество России, 2000.—336с.
-
Занюк С. Психология мотивации.—К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001.—352 с.
-
Зимбардо Ф., Ляйпис М. Социальное влияние.—СПб.: Питер, 2000.—448с.
-
Калинаускас И.Н. Наедине с миром - Киев, 1991 . - 282с.
-
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.—Минск.: Беларусь,1990.—670с.
-
Кон И. Психология юношеского возраста.- М: 1998.
-
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога.—Воронеж.: НПО МОДЭК, 1996.—224с.
-
Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник./ Пер. с англ. К.С.Ткаченко.—М.: Фаир-Пресс, 1999.—448с.
-
Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. - М: Аспект Пресс, 2003
-
Крегер О., Тьюсон Дж.М. 16 дорог любви: Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви./ Пер. с англ. М.Пантаева.—М.: Персей, Вече АСТ, 1995.—432 с.
-
Кришнамурти Дж. Образование и смысл жизни. Письма в школе. Пер. с англ. - Харьков.: Весть, 1997. - 240 с.
-
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - 188с.
-
Ландрам Дж. Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. Серия Исторические силуэты. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 1997. - 640с.
-
Левит Л.3. Психология для всех и каждого. - Мн.: Попурри, 1996. –
-
Ли Д. Практика группового тренинга.—СПб,: Питер, 2001.—224с.
-
Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ: пер. с англ. - СПБ: " Речь", 2002
-
Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ.- СПб.: Питер, 1997. –688с.
-
Максименко С.Д. Общая психология.—М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,2000.—528с.
-
Марасанов Т.И. Социально-психологический тренинг.—М.: Из-во Совершенство, 1998.—208с.
-
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.—СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.—260с.
-
Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для ст. высш. учебн. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.—544с.
-
Ю.Маслоу А. Психология бытия. - Рефл - бук, Ваклер, 1997. – 300 с.
-
Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 320
-
Педагогика народов мира: История и современность. Кадрия Салимова при участии Нана Додде. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 576 с.
-
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.—512 с.
-
Платонов К.К. Занимательная психология. -СПб.: Питер Пресс,1997. -288с.
-
Психология управления / Л.К. Аверченко, Р.И. Мокшанцев, В.М.Николаенко. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002
-
Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие.—МН.: Тетра-Системс, 1999.—128с.
-
Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для вузов.—М.: Центр, 2001.—400с.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995.-529 с.
-
Розанова В.А. Психология управления. - М: ЗАО " Бизнес-школа " Интел-синтез", 2002
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.—М.: Школа-Пресс, 1995.—384с.
-
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М.: Смысл, 1995. -653 с.
-
Солсо Р.Л Когнитивная психология. - Пер с англ. - М.: Тривола, 1996. -600 с.
-
Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х, Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс.—СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.—528 с.
-
Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие/ Под ред.проф. В.А.Лабунской.—М.: Гардарики, 1999.—397с.
-
Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. - Дубна: Изд. Центр Феникс, 1997. - 393 с.
-
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных билетов. Экспресс - справочник для студентов вузов. – Ростов –на – Дону: издат. Центр ”Март”, 2000. – 256 с.
-
Фолкэн Чак Т. Психология – это просто./ Пер. с англ. Р.Муртазина.—М.: Агенство ФАИР,1997.—640с.
-
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.—СПб.: Алейтейя, 1998.--
-
Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Пер. с англ. –Мн.: ООО Попурри,1998.—672с.
-
Фромм Э. Искусство любви, - Мн.: ТПЦ. Полифакт, 1990. - 80с.
-
Фромм Э. Психоанализ и этика.—М.: ООО Изд-во АСТ-АДТ, 1998.—568с.
-
Халперн Д. Психология критического мышления.—СПб.: Питер, 2000.—512 с.
-
Хейзинга И. Ноmо ludens. В тени завтрашнего дня / Пер с нидерл. - М.: Прогресс, Прогресс - Академия, 1992. - 464с.
-
Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности./ Пер. с. англ. И.Б. Гриншпун.—М.: ЗАО, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.—592 с.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск. М.: Барс, 1997. –
-
Чалдини Р. Психология влияния.—СПб.: Питер.—272 с.
-
Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. -М.: КСП, 1996.- 384с.
-
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.—М.: Владос, 1995.—544с.
-
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./ Пер.с англ. А.Малышевой.—МН.: ППЦ, Полифакт, 1992.—128с.
-
Экман П. Психология лжи.—СПб.: Питер, 1999.—272с.
-
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Академия, 1997. - 416с.
Журналы: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Иностранная психология», «Вестник Московского университета».
Вопросы к семинарским занятиям по курсу.
Семинар 1.
-
Психология как наука.
-
Место психологии в системе социално-гуманитарных наук.
-
Научный и житейский смысл психологии.
-
Основные понятия, изучаемые психологией.
-
Человек как предмет психологии.
-
Сознание человека
-
Характеристики сознания.
-
Состояния сознания.
-
Состояние актовного бодрствования.
-
Генеративное бодрствование и измененные состояния сознания.
-
Состояние утраченного сознания.
-
Ощущения - первичная форма отражения действительности.
-
Физиологический процесс возникновения ощущения.
-
Схема возникновения ощущения.
-
Виды чувствительности.
-
Понятие о пороге чувствительности.
-
Виды и свойства ощущений.
-
Классификайия по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
-
Классификация по характеру отражения адекватных раздражителей.
-
Качественные свойства ощущений.
-
Специфические свойства ощущений.
-
Понятие восприятия и его виды..
-
Определение восприятия и его функции.
-
Феномен «фигура и фон».
-
Классификация восприятия в зависимости от активности анализаторов.
-
Классификация восприятия в зависимости от формы существования материи.
-
Свойства восприятия.
-
Предметность, целостность.
-
Структурность, константность.
-
Аккомодация, апперцепция.
Темы для рефератов:
-
Сон как состояние сознания.
-
Иллюзии восприятия, восприятие времени.
-
Понятие бессознательного в психологии.
Вопрос для обсуждения:
-
Сознание как высшая ступень развития психики человека.
-
Условие возникновения и развития сознания.
-
Сознание как совместное знание.
Семинар 2.
-
Внимание как ограничение поля восприятия.
-
Определение внимания, функции внимания.
-
Классификация внимания по характеру участия воли.
-
Причины непроизвольного внимания.
-
Управление вниманием.
-
Свойства внимания.
-
Объем внимания.
-
Устойчивость, переключаемость, отвлекаемость.
-
Распределение внимания.
-
Концентрация внимания.
-
Общая характеристика памяти и ее функции.
-
Определение памяти, ее функции.
-
Подходы к классификации памяти.
-
Виды памяти.
-
Классификация памяти по времени сохранения материала.
-
Классификация памяти по преобладающему анализатору.
-
Классификация памяти по типу характера участия воли в процессах запоминания.
-
Деятельность кратковременной и долговременной памяти.
-
Понятие о кратковременной и долговременной памяти.
-
Схема Аткинсона-Шифрина.
-
Закон Миллера.
-
Эффект Зейгарник.
Лабораторная работа «Свойства внимания и памяти»
Вопрос для обсуждения:
-
Способы управления памятью.
-
Использование различных видов памяти (классификация памяти по способу запоминания).
-
Использование закона забывания Эббингауза.
-
Использование свойства памяти – реминисценция.
-
Использование мнемотехнических приемов запоминания.
Семинар 3.
-
Сущность мышления как познавательного процесса.
-
Определение мышления, функции мышления.
-
Специфические признаки мышления.
-
Классификация видов мышления.
-
Теоретическое и практическое мышление.
-
Виды умственных операций.
-
Анализ, синтез, сравнение.
-
Абстракция.
-
Конкретизация.
-
Индукция и дедукция.
-
Мыслительный процесс.
-
Структура мыслительного процесса.
-
Структура мыслительного процесса в случае неудачи.
-
Понятие интеллекта.
-
Измерение интеллекта.
-
Представление как вторичный психический процесс.
-
Характеристики процесса представления.
-
Функции представления.
-
Виды представлений.
-
Речь как инструмент мышления.
-
Функции речи.
-
Виды речи.
-
Речь и язык.
-
Психолингвистика как наука.
Лабораторная работа «Измерение уровня интеллекта».
Вопрос для обсуждения:
-
Творческое мышление – врожденная или приобретенная характеристика.
-
Особенности творческого мышления.
-
Условия, способствующие творческому мышлению.
-
Психический процесс – воображение.
страница 1 страница 2 | страница 3
|