страница 1 Здоровая семья – основа процветания общества,
главное условие демографического развития государства.
(материал для информационно-пропагандистских групп к единому дню информирования 19 апреля 2007 года)
Благополучие страны начинается с благополучия семьи. Будущее Беларуси закладывается сегодня в каждом доме.
Государственная политика Республики Беларусь в отношении семьи и детей – главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьей ее основных функций.
Реализация данной политики осуществляется на основе действующих нормативно-правовых документов, в числе которых: Основные направления государственной семейной политики, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Трудовой кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг. и другие.
Следует отметить, что действующее законодательство постоянно совершенствуется.
В Минской области проводится разносторонняя работа по формированию основ здоровой семьи. В области работает 733 школы здоровья. Во всех районах организована работа школ «Молодой семьи», «Материнства», «Школа отцов». В медицинских учреждениях при встречах с молодыми мамами и будущими отцами проводятся консультации о правильном вынашивании ребёнка, о гигиене послеродового периода, даются рекомендации по уходу за ребенком, организуются практические занятия, просмотр видеоматериалов, выдаётся информационная литература (методички – памятки, буклеты, брошюры и др.).
На базе женских консультаций организована работа кабинетов планирования семьи, где еженедельно проводятся занятия на темы: «Планирование семьи», «Подготовка к беременности», «Роль авторитета матери в воспитании девочки – подростка», «Сохранение репродуктивного здоровья женщин», «Здоровая мама – здоровый малыш». С социально неблагополучными женщинами проводится разъяснительная работа.
На базе центров здоровья молодёжи и подростков организовано консультирование молодёжи по вопросам планирования семьи и будущего материнства, проводятся информационно – просветительные мероприятия, направленные на профилактику незапланированной беременности, заболеваний репродуктивной системы и инфекций, передающихся половым путём, проводится работа по подготовке к семейной жизни и воспитанию культуры семейных отношений.
Организуются встречи с населением по вопросам семьи и брака, нравственно-полового воспитания подростков в семье, профилактике алкоголизма. Проводится планово-консультативная помощь на предприятиях, учреждениях и организациях области.
Медицинскими работниками используются различные интерактивные формы работы по формированию здорового образа жизни населения. Так в Березинском районе в 2006 году проведен «круглый стол» женсовета с участием журнала «Алеся» на тему «Здоровый образ жизни, здоровая семья». Так же по линии женсовета проведен районный слёт беременных женщин с обсуждением вопросов здорового образа жизни. В Городиловской СШ Молодечненского района организована работа детской телестудии «Зеркальце» по освещению злободневных вопросов по формированию здорового образа жизни.
Процесс восстановления нравственного воспитания детей в семье является актуальным и значимым. Общеобразовательными учреждениями области формируются новые подходы в работе с семьёй с использованием оптимальных форм и методов педагогического воздействия.
В работе сделан акцент на использование нравственного потенциала здоровых сил нашего общества в возрождении семейного института средствами духовности, нравственности, морали.
С целью реализации государственной социальной политики, совершенствования семейного воспитания, усиления общественного принципа управления, привлечения широкой общественности к институту семьи в ноябре 2006 года во Дворце культуры г.Молодечно было проведено областное родительское собрание «Воспитание молодёжи: от диалога к единству». В работе собрания приняли участие более восьмисот представителей родительской общественности, педагоги, учащиеся, медицинские работники, представители правоохранительных органов, заинтересованных организаций разной ведомственной подчинённости по защите прав и законных интересов детей, средства массовой информации. Принято обращение собрания ко всем родителям области, избран областной Совет по координации работы с семьёй.
С целью обеспечения качественного уровня взаимодействия с семьёй, привлечения широкой общественности и выстраивания комплексного подхода к вопросам семьи в области прошли региональные родительские собрания, объявлен конкурс на лучшую организацию работы с семьёй среди общеобразовательных учреждений и регионов, подведение итогов которого будет приурочено ко Дню семьи.
С целью повышения уровня информированности учащейся молодежи по вопросам подготовки к семейной жизни и ответственному родительству в учреждениях образования проводятся консультации, встречи, круглые столы с участием профильных специалистов (юристов, сотрудников загсов, врачей), информационно-просветительская работа по вопросам повышения престижа семьи в обществе, нравственному воспитанию, этике и психологии семейных отношений, профилактике насилия в семье.
В области налажена работа 16 клубов для приемных и опекунских семей. Основными направлениями работы клубов являются: организация психолого-педагогического сопровождения семьи, пропаганда создания приемной семьи, организация активного отдыха.
С целью повышения воспитательного потенциала семьи в социально-педагогических центрах г. Молодечно, Солигорского района организована работа клубов для родителей, а также клуба «Искусство будущей семьи» для учащихся старших классов (СПЦ г. Молодечно), клуба «Я – рядом» для неполных семей, в которых воспитанием детей занимается один отец (СПЦ Солигорского района).
В 2007 году планируется открытие клубов для молодых семей на базе социально-педагогических центров в гг.Клецк, Слуцк, Молодечно.
В целях профилактики социального сиротства в отделах образования созданы секторы по охране прав детства, работу которых осуществляют 58 специалистов. Сформированы банки данных детей в возрасте от 0 до 6 лет, составляющих «группу риска» или находящихся в социально опасном положении. Педагоги социальных учреждений образования проводят реабилитационную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних совместно с заинтересованными службами и ведомствами.
В Минской области функционируют 24 социально-педагогических учреждения: областной социально-педагогический центр, 11 районных социально-педагогических центров, 12 детских социальных приютов.
Специалистами центров составляются комплексные программы реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, которые включают различные виды помощи ребёнку и его семье: психологическую, социальную, правовую, медицинскую, материальную.
Специалистами центров организуются занятия с детьми и родителями по темам: «Моя семья», «Права ребёнка и обязанности родителей», круглые столы «Будущая семейная жизнь», спортивные праздники «Семейный марафон», родительские собрания «Влияние семьи на становление личности», «Роль семьи в развитии моральных качеств личности».
Проводятся консультирования, в том числе и анонимные, несовершеннолетних и их родителей с целью оказания помощи и поддержки в решении возникших проблем. За 3 месяца текущего года специалистами социально-педагогических центров проведено: консультаций с родителями несовершеннолетних - 683, с детьми и подростками – 757. Основная тематика консультаций - оптимизация межличностных отношений в семье, возрастные и индивидуальные особенности детей, стили воспитания в семье, разрешение конфликтных ситуаций, культура здорового образа жизни.
Специалистами УО «Минский государственный областной социально-педагогический центр» разработана программа «Мой мир». Основной целью программы является повышение эффективности работы по профилактике социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних. Внедрение программы позволило создать систему работы учреждений образования по оказанию комплексной психолого-педагогической помощи детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проводить обучение специалистов учреждений образования прогрессивным методам и формам работы.
Физическая культура и спорт в Республике Беларусь относится к числу важных факторов оздоровления населения, сохранения генофонда нации. Благодаря целенаправленным и последовательным действиям Главы государства и Правительства страны физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов социальной политики государства.
Ведется работа по формированию у подрастающего поколения убеждения престижности быть здоровым, воспитанием потребности каждого ребёнка в здоровом образе жизни.
В области проводятся спартакиады по зимнему и летнему многоборью комплекса «Защитник Отечества», совместные спортивно-массовые мероприятия с участием родителей, учащихся, учителей.
Стало хорошей традицией проведение в детских садах области малых олимпийских игр, фестивалей, спортландий, дней здоровья, спортивных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья».
Лучшие спортсмены Минщины являются стипендиатами премий областного и районных исполнительных комитетов.
В целях формирования навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей и учащейся молодежи, формирования мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом с февраля 2007 по декабрь 2010 гг. проводится областная акция детей и учащейся молодежи «Здоровый я - здоровая страна».
В рамках реализации программы «Молодые таланты Беларуси» в области сформирован банк данных одарённых учащихся учреждений образования.
Демографическая ситуация в Минской области
Глава государства, выступая перед делегатами третьего Всебелорусского народного собрания отметил: «у нас наиважнейшая проблема, связанная с безопасностью, – это проблема демографическая, проблема рождаемости... Население нашей страны сокращается, и очень быстро. Примерно 50 тысяч ежегодно. И если мы не ликвидируем эти «демографические ножницы», не обеспечим равенство, а лучше – превышение рождаемости над смертностью, Беларусь как самостоятельное государство потеряет историческую перспективу».
Демографическая ситуация в Минской области, как и в республике, характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что приводит к его естественной убыли и требует принятия мер по предотвращению и ликвидации демографических угроз, каковыми являются: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи.
Демографический кризис непосредственно связан с постарением населения и депопуляцией (отношение числа умерших к числу родившихся).
По состоянию на 01.01.2007 года в области численность населения составила 1466700 человек (на 1 января 2006 года было 1474075 человек, снижение на 7375 человек).
В области, как и в республике в целом, имеет место такой социальный феномен, как демографические «ножницы» (низкая рождаемость и высокая смертность).
Снижение рождаемости в области наблюдалось на протяжении более 15 лет и было обусловлено воздействием ряда объективных и субъективных факторов. Характер рождаемости в настоящее время определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), резким снижением рождаемости в возрастной группе до 20-ти лет, ростом внебрачной рождаемости, рождением детей лицами, подверженными алкогольному недугу, в большинстве случаев ради получения пособия на детей, и прочими факторами.
В 1990 году рождаемость составила 13,4 на 1000 жителей, в 2002г. этот показатель составил 8,6 промилле, и являлся одним из самых низких за последние 10 лет. Начиная с 2003г. ситуация несколько улучшилась: рождаемость составила 8,7 промилле, в 2005г. 9,3 промилле, а в 2006 году – 9,9 промилле.
За 2 месяца 2006 года родились 2226 детей, а за 2 месяца 2007 года – 2373 (на 147 больше).
Таким образом, положительная тенденция, наметившаяся в 2006г., продолжается и в текущем году.
Индикатором демографической безопасности также является общая смертность населения, которая в 1990г. составляла 12,1 промилле и до 2003г. этот показатель постоянно возрастал. В 2003г. смертность населения составила 17,3 промилле. С 2003г. ситуация несколько стабилизировалась и в 2005г. показатель смертности составил 16,6 промилле (для сравнения, в республике – 14,5 промилле), в 2006 году – 16,2 промилле.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2 месяца 2006 года в области умерло 4287 человек, а за 2 месяца 2007 года – 4116 (на 171 меньше).
За 2007 год в области умерло в возрасте до 18 лет 32 человека (2006 год – 33), в том числе: от несчастных случаев 12 детей (2006 год – 15); умерло детей в возрасте до 5 лет – 21 (2006 год – 25).
Уровень и динамика младенческой смертности отражают состояние нации, развитие здравоохранения. В области (как и в республике в целом) показатель младенческой смертности за период 1995 – 2005 гг. имеет умеренную тенденцию к снижению. За 2006 год указанный показатель составил 5,2 умерших детей на 1000 родившихся живыми.
Показатель младенческой смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) за 2 месяца 2007 года составляет 6,41 (умерло 15 детей), за 2006 год был 7,57 (умерло 17 детей).
В структуре причин смертности населения области за 2006 год первое место занимают болезни системы кровообращения (удельный вес от всех умерших - 60,1%). Второе место в структуре причин смертности занимают травмы, отравления и несчастные случаи, удельный вес которых составил 11,9% среди всех случаев смерти. Третье место в структуре причин смертности занимают «Новообразования» (11,5%).
Смертность от вышеуказанных причин и в настоящее время занимает первые три позиции.
Наблюдается увеличение смертности, в первую очередь среди лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин. Сверхсмертность мужчин, значительно превышает смертность женщин (выше в 1,3 раза).
Серьезную озабоченность вызывает складывающаяся на территории области ситуация с гибелью людей.
В 2006 году на территории области зарегистрировано 1736 дорожно-транспортных происшествий, что на 18,8 % больше, чем за 2005 год. 158 происшествий (17,9 %) совершены водителями в состоянии алкогольного опьянения. Предотвращение смерти от причин, связанных с употреблением алкоголя, позволило бы сократить общую смертность населения на 7%.
За январь-февраль 2007 года в Минской области совершено 220 дорожно-транспортных происшествий (на 27,9 % больше, чем за аналогичный период 2006 года), в которых погибло 80 человек, из них 57- жители Минской области, получили ранения 2069 человек, в том числе 138 жителей области. За аналогичный период прошлого года в 172 ДТП погибли 57 (49) человек, 154 (122) – получили ранения.
В 2006 году произошло снижение смертельного и тяжелого травмирования на производстве соответственно до 36 с 37 в 2005г., и до 120 против 121. Общее количество травмированных на производстве в области снизилось с 870 в 2005 году до 724 в 2006 году.
За последние пять лет количество пенсионеров по области сократилось на 5,4%, а число получателей пенсий по возрасту – на 5,1%. Ситуация изменится в ближайшем будущем, и прогнозируемая численность пенсионеров увеличится после 2010 года. К 2020 году общая доля получателей пенсий в структуре населения может превысить 32%.
В декабре 2006 года вопрос о демографической ситуации в области был заслушан на заседании облисполкома. Его рассмотрение по истечении 2 месяцев текущего года обусловлено тем, что рассматриваемый вопрос архиважен, что только безусловное решение поставленных задач по ликвидации демографических угроз позволяет ликвидировать кризис.
Всеми заинтересованными структурами области приняты соответствующие меры по выполнению решения Минского облисполкома от 18 декабря 2006 года № 1253 «О демографической ситуации в Минской области, имеющихся проблемах и путях их решения».
Принимается ряд конкретных мер экономического, социального, правового и организационного характера, направленных на сокращение демографических угроз и повышение качества жизни населения.
Показатель по росту заработной платы на январь-декабрь 2006г., доведенный области в размере 550,2 тыс. рублей, выполнен на 103,4 %, работников бюджетной сферы - в размере 495,7 тыс. рублей - на 102,2%, в том числе за счет внебюджетных источников - в размере 25,3 тыс. рублей - на 106,3%.
В долларовом эквиваленте задание по росту заработной платы на декабрь 2006 года, доведенное области в размере 293 доллара США, выполнено и составило 296 долларов США (процент выполнения задания – 101,0), работников бюджетной сферы выполнено на 104,6 % и составило 272 доллара США при задании 260 долларов США.
На 2007 год Минской области доведен показатель по росту заработной платы в размере 656,8 тыс. рублей, в том числе на декабрь 2007 года – 708,5 тыс. рублей или в эквиваленте, равном 325 долларам США.
На январь-март 2007 года доведено задание по росту заработной платы в размере 596,0 тыс. рублей. Согласно статистическим данным среднемесячная заработная плата работников области за январь-февраль 2007 года составила 592,4 тыс. рублей и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 17,8 %.
Осуществление комплекса мер по развитию экономики области, повышению ее эффективности, позволило улучшить конъюнктуру рынка труда (на одно свободное рабочее место в 2000 году претендовали - 3 безработных, в 2006 году - 1,2, по состоянию на 01.03.2007 года – 1,1 человек), сократить скрытую безработицу на производстве.
Всего в 2006 году в области создано 13,9 тыс. рабочих мест (за 2 месяца 2007 года 1,9 тыс. рабочих мест), трудоустроено на постоянную работу 23,3 (за 2 месяца 2007 года 3,8 тыс. чел.) тысячи безработных (94,3% от программного задания). Прием работников предприятиями и организациями на 2,6% превысил увольнение.
Снизилась женская безработица с 67,4% на 01.01.2006 до 62,6% на 01.01.2007г., молодежная, соответственно, с 55,1 % до 45,1 % .
Обеспечено снижение средней продолжительности безработицы за этот же период с 5,3 до 4,6 месяца, и периода трудоустройства безработных - с 3,2 до 2,6 месяца.
Начиная с 2003 года постепенно снижается уровень безработицы к экономически активному населению от 2,9 % до 1,12 % в 2006 году (за 2 месяца 2007 года снизился до 1,11%).
На 1.03.2007 года на учете в центрах занятости населения состояло 7085 безработных, на 3611 человек меньше чем на эту же дату в 2006 году.
Предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных обеспечивалась в полном объеме.
Говоря о государственной поддержке материнства, необходимо сказать о той надежной и гибкой системе защиты матери и ребенка, которая включает не только экономическую и социальную обеспеченность, но и предоставляет трудовые гарантии и права.
За 2006 год в области по линии органов социальной защиты назначено и выплачено 12847 государственных пособий семьям, воспитывающим детей, на сумму 12847,3 млн. рублей. Государственную адресную социальную помощь в 2006 году получили 8952 человека на сумму 720,6 млн. рублей.
За 2 месяца 2007 года назначено и выплачено 7317 государственных пособий семьям, воспитывающим детей, на сумму 1659,6 млн. рублей, государственная адресная социальная помощь назначена на 2049 человек на общую сумму 179,5 млн. рублей.
Значительная поддержка гражданам области оказана в виде денежной и гуманитарной помощи. За 2006 год 6107 человек получили денежную помощь на сумму 460,2 млн. рублей, гуманитарную – 41625 человек на сумму 1020,1 млн. рублей.
За 2 месяца 2007 года 976 человек получили денежную помощь на сумму 76,1 млн. рублей, гуманитарную – 6205 человек на сумму 152,1 млн. рублей.
В рамках выполнения государственного социального стандарта в области социального обслуживания, а также в целях совершенствования системы социального обслуживания, созданы и функционируют 28 территориальных центров социального обслуживания населения. Только в 2006 году конкретную помощь в этих центрах получили более 220 тысяч семей области, за 2 месяца 2007 года более 35 тысяч.
В целях выполнения декрета Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006г. № 18 и стабилизации обстановки в сфере семейно - бытовых отношений продолжена работа по выявлению родителей, злостно уклоняющихся от выполнения обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению правонарушений их детьми.
За 2006 год на профилактический учет в ИДН поставлено 652 таких родителя, 773 ребенка изъято из неблагополучных семей (за январь-февраль 2007 года – 81 родитель и 396 несовершеннолетних).
По состоянию на 01.01.2007 на профилактическом учете в ИДН Минской области состояло 3509 подростков-правонарушителей и 1606 родителей, на 01.03.2007 года – 3499 подростков и 1484 родителя.
Особое внимание уделено трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости. Решениями райгорисполкомов установлена бронь рабочих мест для трудоустройства этой категории граждан на 2007 год в количестве 548 мест (245 – в 2006 году). Кроме того, определен еще и перечень предприятий в количестве 1250 для их трудоустройства. Трудоустроено на постоянную и временную работу по оперативным данным всего 637 человек из категории обязанных лиц (237 в 2006 году).
Возрождению в обществе традиций и нравственных ценностей, укреплению института семьи, повышению авторитета и социальной роли женщины способствуют мероприятия, проведенные в Год Матери: в городе Солигорске открыт первый в республике музей Матери, издана книга о лучших матерях Минщины и снят видеофильм «Матери Земли Минской». Ежегодно проводится конкурс «Лучшая многодетная семья области» и торжественное празднование Дня матери.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2007 года № 68 – 2007 год объявлен Годом ребенка. В области разработаны план мероприятий по проведению Года ребенка, в рамках которого предусмотрены благотворительные акции, спортивные эстафеты и другие мероприятия.
Важными слагаемыми демографического успеха являются повышение престижа семьи, уменьшение количества разводов и формирование ответственного родительства. Как положительный факт, можно отметить, что количество разводов, достигнув пика в 1998 году, сократилось к 2006 году на 25 %, но все же остается достаточно высоким: 3,1 на 1000 человек. Увеличилось количество зарегистрированных в 2006 году браков по сравнению с 2005 годом на 7,0 %.
В текущем году тенденция роста зарегистрированных браков сохраняется (в январе-феврале на 10,9 % выше, чем за аналогичный период прошлого года).
Работа по ликвидации демографических угроз в Минской области продолжается.
страница 1
|