Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
Е.И.Сороко

Белорусская медицинская академия последипломного образования, г. Минск,

Республика Беларусь

kt-2007@mail.ru
Современные экономические проблемы социально-экономической защиты работников здравоохранения от профессиональных рисков рассматриваются в перечне понятий и определений, относящихся к социальной защите населения. Как в законодательстве, так и в научной литературе имеют место различные подходы к определению термина «социальная защита». При этом он чаще всего характеризует всю совокупность отношений, связанных с защитой различных категорий населения, то есть обычно используется широкий подход для определения предмета и содержания понятия «социальная защита», охватывающей фактически всю сферу жизнедеятельности человека. Социально-экономическая защита работников здравоохранения от профессиональных рисков относится также к сфере охраны труда работников здравоохранения. Согласно определению, данному в ст.221 Трудового кодекса Республики Беларусь, «охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства». Анализ существующих характеристик и различных подходов к определению понятия «социальная защита», а также понятия «охрана труда» позволяет дать более четкое определение ее механизма соответствующего сложившимся экономическим условиям.

Социально-экономическая защита работников – это система правовых, социально-экономических, трудовых, медицинских, компенсационно-реабилитационных, организационно-распорядительных и социально-профилактических механизмов по защите работников от профессиональных рисков в процессе труда с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения на основе обеспечения законодательно установленных социальных гарантий жизнедеятельности человека. Она включает подсистемы материально-вещественных и социально-экономических механизмов защиты работников от профессиональных рисков. В Республике Беларусь принят Государственный стандарт СТБ 18001-2005, который устанавливает требования к системе управления охраной труда с целью предоставления организации возможности идентифицировать опасности и управлять своими рисками в области охраны труда. Под риском понимается сочетание вероятности опасного события и его последствий, оценка риска – весь процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли риск допустимым. Допустимый риск это риск, сниженный до уровня, который может быть преодолен организацией, с учетом ее правовых обязательств и ее собственной политики в области охраны труда [1, с.3]. Задачей организации здравоохранения является управление риском, что понимается как процесс уменьшения или удержания величины риска путем разработки соответствующих мер управления.

Здравоохранение занимает особое место среди других отраслей по совокупности разнообразных факторов, в том числе опасных и вредных, которые воздействуют на здоровье работников. Медицинские работники могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. К ним относятся высокое нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, перенапряжение анализаторных систем, вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие и неионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены и другие. Наиболее общим неблагоприятным фактором производственной среды медработников является загрязнение воздуха рабочих помещений аэрозолями лекарственных веществ, дезинфицирующих и наркотических средств, которые могут значительно превышать допустимые санитарные нормы в помещениях аптек, операционных, процедурных кабинетах и других помещениях. Существует постоянная угроза и довольно часто происходит заражение работников инфекционными заболеваниями, в том числе особо опасными, такими как туберкулез, вирусный гепатит В, которые включены в список профессиональных заболеваний медработников. Развиваются аллергические заболевания, токсические поражения, дисбактериоз, хронические интоксикации от лекарственных веществ. Имеют место различные виды ионизирующих и неионизирующих излучений, высоких, ультравысоких, сверхвысоких (СВЧ) частот электромагнитных волн. Патология, вызванная СВЧ излучением, включена в список профессиональных заболеваний. Особенностью работы многих медработников является сочетанное воздействие на них вредных производственных факторов различной природы. По данным литературы, заболеваемость врачей значительно выше, чем у работников других отраслей, в том числе и у медицинских работников в целом [2, с.265].

Данные тенденции свидетельствуют о том, что вопросы материально-вещественных и социально-экономических механизмов защиты работников здравоохранения от профессиональных рисков требуют более тщательной и всесторонней проработки. Наниматели обязаны выполнять рекомендации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. №253 «Об аттестации рабочих мест», Инструкции по оценке труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставления компенсаций по ее результатам [3]. Вместе с тем нуждается в совершенствовании и пересмотре ряд нормативных документов. В качестве примера рассмотрим один из них. Речь идет об уточнении норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, учитывая, что примерно 84% занятых в здравоохранении – женщины. Согласно принятым нормам [4] подъем и перемещение тяжестей женщинами при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) предусматривает предельно допустимую массу груза - 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг. Специфика работы многих женщин-медработников такова, что они должны передвигать, поднимать, переворачивать, переодевать больных, вес которых значительно превышает вес, указанный в нормах. Почему же тогда при аттестации рабочих мест по условиям труда не возникает вопросов по данному пункту. Да потому, что в этом же постановлении записано, что «суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены с рабочей поверхности, предусматривает предельно допустимую массу груза - до 350 кг, с пола – до 175 кг». Разумеется, данные нормы не укрепляют здоровье женщин, систематическое ежедневное поднятие таких тяжестей вызывает различные заболевания. Назрела необходимость пересмотреть данные нормы, а также наметить пути решения данных проблем. Вопросы материально-вещественных и социально-экономических механизмов защиты работников здравоохранения от профессиональных рисков требуют более тщательной и всесторонней проработки для укрепления демографической безопасности страны.


Литература

  1. Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005. Мн., Госстандарт, 2005, с.3.

  2. Косарев В.В. Профессиональные заболевания медицинских работников. Монография. Самара, 1998, с.265.

  3. Инструкция по оценке труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставления компенсаций по ее результатам. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. №35.

  4. О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111.


страница 1

Смотрите также: