Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 21 | страница 22

2.2 Эластичность и налогообложение.


Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную(фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S(см. рисунок 1).

Сумма налога распределяется между потребителями и произ­водителями, а также включает избыточное налоговое бремя, яв­ляющееся омертвленными издержками, которые представляют чис­тую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выпла­чивают предприниматели, а какую - потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачи­вается производителем, в случае неэластичного спроса - потреби­телем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом слу­чае и во втором на рис. 2).

Подобное явление легко объяснить, так как в случае элас­тичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субститу­ты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.



Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично - то на производите­лей (см. рис. 3). Это и понятно. Эластичность предложения оз­начает, что производители без труда смогут переключить свои ре­сурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов про­исходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

Налог на продавцов (НДС). За каждую единицу проданного товара продавец должен выплатить налог в размере t денежных единиц. Кривая предложения S показывает минимальную цену, по которой производители согласны продать данный объем товара. А поскольку после введения налога они, должны определенную сумму t тенге или долларов заплатить государству, то теперь они будутI согласны продать тот же объем товара лишь по цене, превышающей на t единиц ту минимальную цену,. на которую они были согласны первоначально. Это означает, что кривая предложения поднимается вверх на t единиц (рис.9).

Сравним новое равновесие Е' с исходным Е. По сравнению с прежней ценой pe покупатель платит цену Р1 а продавцу после уплаты налога остается Ре -Т. Другими словами, это значит, что часть налога, равнуюР1е, платит покупатель, а остальную часть, равную Ре- (Р1-Т), платит продавец.









  1. Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный

спрос
Рис. 2 Эластичность спроса и распределение налога с продаж






a) Налоги и эластичное предложение б) Налоги и неэластичное

предложение
Рис. 3 Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Налог на покупателей (акциз). Государство взимает налог в размере t с каждой единицы товара, приобретенного покупателем.

Кривая спроса D показывает максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить, чтобы приобрести данный объем товара. Если они еще должны платить налог, то они будут согласны приобрести этот объем товара лишь по цепе, меньшей прежней на t единиц, т.е. кривая спроса сместится вниз на t единиц (рис. 10).

В новом равновесии после введения налога продавцы будут получать р, единиц, а покупатели всего вместе с налогом будут платить р,+ t единиц. Значит, налог t распределяется следующим образом: (.р1+t)-Ре платят покупатели и рс -р, платят продавцы.

Таким образом, независимо от того, на кого по закону наложен налог, он фактически распределяется между продавцами и покупателями. При этом введение НДС (потоварного налога) вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом. Сила воздействия налогов на объем продаж, и уровень цены зависит от эластичности спроса и предложения. Если спрос менее эластичен чем предложение (электролампочки, хлеб и др), основную тяжесть налога будут нести покупатели. И, наоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение -нет (Золото, бытовая техника), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов, государство может применять и другие методы вмешательства в экономику, например, устанавливать фиксированные цены. Руководствуясь различными соображениями, социальная защита незащищенного населения, фискальные цели, поддержка местных производителей в некоторых отраслях (сельское хозяйство), государство иногда пытаемся зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне, либо на более высоком, либо на равновесном сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток. В третьем - очень быстро возникает первая и вторая ситуация на рынке.

Попытки зафиксировать продажные цены на уровне ниже равновесных приводят к рационированию, карточной (талонной) системе, что само по себе является источником злоупотреблений, т.к. всем соответственно продукции не хватает. Возникает сильный дефицит, ажиотажный спрос. Появляется «черный рынок». Помимо этого, дефицит влияет на качество продукции. Так как спрос на «дешевую» продукцию возрастает, естественно, сокращается производство (вследствие невыгодности). Возникает дефицит в размере. Если например, колбасная фабрика государственная, то ее могут заставить выпускать больше. Но тогда производитель потребует дотации. Если их не выделяют, то единственный способ увеличить производство при заданном уровне цен, ухудшить качество выпускаемой продукции (колбасы в нашем случае). Ухудшение качества вызовет уменьшение спроса. Дефицит искусственно сократится. Так продолжается до тех пор, пока при заданном уровне цен не будет достигнуто так называемое «квазиравновесие» рынка.[kgl]
[gl]Тема 3. Поведение потребителя[:]
Поведение потребителя


  • Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

  • Бюджетное ограничение потребителя.

  • Равновесие потребителя.


Литература: 3-11, 6-18

3.1 Предпочтения потребителя и кривые безразличия


Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательской способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность». Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму ( 1748-1832 ).

Выделяют два основных подхода к определению полезности:


    1. количественный (кардиналистский) – здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

    2. порядковый.

Однако, известно, что для сравнения полезности различных товаров нельзя использовать количественные измерители, так как невозможно оценить и сопоставить уровни удовлетворения или удовольствия от какого-либо товара для того или иного потребителя. Здесь под полезностью понимается удовлетворение человека, получаемое от потребления различных благ, и зависит от его вкусов и предпочтений. Поэтому, когда речь идет о потребительских предпочтениях, мы имеем в виду способность потребителя ранжировать, а не количественно оценивать наборы товаров и услуг. Когда известны наборы товаров, то для порядкового сопоставления в дальнейший анализ вводится понятие функция полезности. Функция полезности – это количественная функция, которая ставит в соответствие некоторому набору товаров и услуг определенное число, причем более предпочтительному набору приписывается большее значение функции.

Так, для двух видов благ X и Y функция полезности имеет вид:

U= U (x,y)

где: x – количество потребляемого блага X,

у - количество потребляемого блага Y.

Итак, набор товаров А, состоящий из некоторого количества товаров X и Y предпочтительнее другого набора В, если U (А)>U (В), а наборы А и В равноценны, если U (А)=U (В).

Если количество потребляемого блага X увеличится на величи­ну Ах, то это приведет к увеличению функции полезности на вели­чину AU. Для оценки добавочной полезности, которую доставляет каждая дополнительная единица блага X, вводят понятие предель­ной полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью. Предельная полезность обозначается как MU и для товаров X и Y определяется следующим образом:

MUх=∆ U \ ∆х= ∂U(х,у)\ ∂х

MUу=∆ U \ ∆у= ∂U(х,у)\ ∂у

В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность(TU).

Предположим, что U = U(x,y) = C0= const, тогда можно опреде­лять различные наборы товаров X, Y, доставляющих одинаковую полезность для потребителя. Совокупность товаров X и Y, доставляющих потребителю одинаковое удовлетворение, называется кривой безразличия. Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов факторов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности. На плоскости она выглядит следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Кривая безразличия.


Потребитель не делает различия между наборами А и В, так как U(A) = U(B) = С0.

Если хотя бы одна из переменных х,у увеличивается, то значение самой функции полезности тоже увеличивается, ибо любой набор, содержащий большее количество по крайней мере одного из това­ров, будет предпочитаться набору с меньшим его количеством. При этом кривая безразличия перемещается вправо. Совокупность кри­вых безразличия на плоскости образует карту кривых безразли­чия, которая представлена на рисунке 2.

Кривые безразличия не пересекаются. Более удаленные от на­чала координат кривые безразличия соответствуют более высоким уровням полезности. На рисунке 2 имеем: U1

Рис. 2. Карта кривых безразличия.
С помощью кривых безразличия можно исследовать взаимозаме­няемость товаров. С этой целью вводится понятие предельной нормы замещения (MRS). Предельной нормой замены благом X блага Y называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился. Эта величина показывает количество товара Y, которое потребитель желает отдать за дополнительную единицу товара X, при этом значение общей полезности для нового набора не меняется.

Например, если яблоки откладывать по вертикальной оси, а гру­ши - по горизонтальной, то равенство MRSxy= 3 означает, что потре­битель готов отдать 3 яблока в обмен на 1 грушу, причем новый набор будет иметь для него туже ценность.

В общем случае предельная норма замещения определяется по формуле:

MRSxy=∆y \ ∆x =MUx\MUy

где MUx, MUy- предельные полезности товаров X и Y.

Стандартные кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Это отражает тот факт, что MRS уменьшается при дви­жении вдоль кривой безразличия сверху вниз.

Из вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замещения в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилах ( от англ, слова «utiliti» означает гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления того или иного блага ), а в первом – объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться.



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 21 | страница 22

Смотрите также: