страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 21 | страница 22
3.2 Бюджетное ограничение потребителя
Итак, выбор потребителя зависит не только от вкусов и предпочтений, но и от экономических факторов - доходов и цен. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Допустим, что потребитель свой доход расходует на покупку товаров X и Y. В этом случае бюджетное ограничение записывается так:
Рх ∙ х + Ру ∙у ≤ I,
где: I - располагаемый доход потребителя на некотором отрезке времени;
х, у - количества товаров X и Y;
Рх, Ру - цены соответствующих товаров X и У.
Данное условие означает, что расходы на покупку товаров X и У не могут превышать величину располагаемого дохода.
Если потребитель весь свой располагаемый доход полностью потратит на покупку этих товаров, то имеет место равенство:
Рх ∙х + Ру ∙у = 1.
На плоскости уравнение описывает прямую, называемую бюджетной линией (рис. 3).
Уравнение бюджетной линии можно привести к виду:
y=I \ Py -Px \ Py ∙ x
Здесь отношение цен (Px \ Py) является угловым коэффициентом бюджетной линии и соответствует предельной норме замещения товаров при постоянстве цен.
Рис.3. Бюджетная линия.
Бюджетная линия представляет собой всевозможные наборы товаров, которые могут быть приобретены при данном доходе и фиксированных ценах.
При изменившемся доходе и неизменных ценах бюджетная линия перемещается параллельно самой себе. С увеличением дохода бюджетная линия сдвигается вправо, а с уменьшением - влево (рис. 4а). При изменении цены одного товара при прочих равных условиях бюджетная линия сдвигается лишь вдоль одной оси. На рисунке 4б под влиянием уменьшения цены товара X бюджетная линия переместилась из положения АВ в положение АС, а при увеличении цены - в положение AD.
Рис. 4. Бюджетные линии при изменении: а- дохода; б - цены товара X.
Следует отметить, что кривая безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Однако, это будет иметь место в рассмотрении следующего вопроса.
3.3 Равновесие потребителя
Выбор потребителя сводится к определению собственно равновесного положения. Равновесным положением потребителя называется набор товаров, максимизирующий суммарную полезность потребителя при данном бюджетном ограничении. Совместим карту кривых безразличия и бюджетную линию в одной системе координат. Точка потребительского равновесия - это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия (точка А1 на рис. 5).
Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия (точка А1).
Рис.5. Потребительское равновесие (внутренняя точка потребительского оптимума).
Точка потребительского равновесия удовлетворяет одновременно двум условиям: первое - это равенство предельной нормы замещения отношению цен, т.е.:
MRSxy= Px \ Py
второе - это расходование всего располагаемого дохода, т.е. выполнение равенства:
Рх • х + Ру • у = I.
Равновесие потребителя, изображенное на рис. 5, называется внутренним, поскольку точка оптимума (А1) лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Но бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (рис. 6).
Угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров предлагаемых рынком. Итак, при заданных доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения кривой безразличия.
Error: Reference source not found
Рис. 6. Угловое решение задачи потребительского выбора.
Правило максимизации полезности может быть сформулировано в терминах предельной полезности: индивидуальный потребитель достигает потребительского равновесия при таком наборе, когда предельные полезности в расчете на единицу стоимости товаров (или взвешенные предельные полезности) одинаковы для всех потребляемых товаров, т.е.:
MUx \ Px = MUy \ Py
Задачу потребительского выбора можно сформулировать в виде математической модели:
U(x, у) -> max;
Рх • х + Ру • у ≤ I;
Х ≥0, у≥0.
Дальнейшее развитие теории включает в себя проблему выбора между покупкой одного товара (в количестве х) и расходами на все другие блага (Y). Расширенное бюджетное ограничение имеет вид:
I = Рх • х + Y.
При построении бюджетной линии по оси ординат откладывают расходы на прочие товары (Y). Условие равновесия выглядит так:
MRSxy = Рх или МВХ=РХ,
где МВХ - предельная полезность товара х в денежном выражении - это мера готовности пожертвовать возможностью потратить доход на другие блага ради потребления еще одной единицы товара X при условии, что общая полезность остается неизменной. [kgl]
[gl]ТЕМА 4. Сравнительная статика и анализ спроса[:]
Сравнительная статика и анализ спроса
-
Кривая « доход-потребление». Кривая Энгеля.
-
Кривая « цена-потребление».
-
Эффект замещения и эффект дохода.
Литература: 6-8, 8-21
4.1 Кривая « доход-потребление». Кривая Энгеля
Используя методологию нахождения оптимума потребителя, можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен, что, с одной стороны, позволит классифицировать потребителей по уровню доходов и видам потребления, с другой стороны, построить кривую индивидуального, а затем – и рыночного спроса, то есть дать ответ на главный вопрос данного раздела микроэкономики.
Итак, рассмотрим, какое влияние окажет на поведение покупателей изменение в доходе. Предположим, что доход потребителя увеличивается при неизменности цен товаров. В этом случае бюджетная линия потребителя переместится параллельно самой себе вправо, что свидетельствует о повышении покупательной способности потребителя. Соответственно можно теперь переместить вправо и кривую безразличия, что будет отражать увеличение общей полезности. При снижении дохода – обратная ситуация. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ.
Если на плоскости определить положения равновесия потребителя, соответствующие каждому уровню дохода, то будем иметь последовательность равновесных точек. Соединяя эти точки, получим кривую "доход - потребление", которая характеризует изменение выбора потребителя в связи с ростом его дохода (рис. 1). На рисунке 1 изображена кривая "доход - потребление" для нормального товара.
Рис. 1. Кривая "доход-потребление".
Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается. Линия « доход-потребление » имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.
На основании линии « доход – потребление » можно построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретенного товара. Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны два варианта: 1) с увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свидетельствует о сокращении дополнительных приобретений товара (рис. 2а). Такой характер кривой типичен для продуктов питания; 2) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения товара (рис. 2б). В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.
Error: Reference source not found
Error: Reference source not found
Рис. 2. а) кривая Энгеля для товара Х;
б) кривая Энгеля для товара Z.
Возможна ситуация, когда товар при достижении определенного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный. Обычно с ростом дохода потребитель начинает отказываться от изделий из кожзаменителей, предпочитая натуральную кожу (рис. 3). Товар Х (сумка из кожзаменителя) – супериорный при доходе меньше, чем I1, и инфериорный – при доходе больше I1.
Рис. 3. Превращение товара Х из супериорного в инфениорный.
На практике нас чаще интересует расходы на агрегированные группы товаров - продовольственные, непродовольственные, услуги и т. д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую расходы на ту или иную группу товаров в зависимости от уровня дохода покупателя. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. В исследованиях Энгеля в области соотношения между доходами и покупками благ в XIX в. Выведены определенные закономерности, которые стали известны позднее как «законы Энгеля». Согласно его исследованиям, при данных ценах на все блага доля семейного дохода, затрачиваемого на продукты питания, имеет тенденцию к уменьшению по мере роста доходов семьи. Это означает, что объем покупок продуктов питания семьи слабо реагирует на изменения в семейном доходе (что означает почти вертикальную линию Энгеля).
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 21 | страница 22
|