Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
ВВЕДЕНИЕ
Современные процессы глобализации, экономическая, правовая, культурная и социальная интеграция, создание и освоение новых рынков производства, товаров и услуг все в большей степени зави­сят от интеллектуального потенциала, как государства, так и обще­ства в целом. В этой связи изучение правовых основ интеллектуаль­ной собственности, их экономической составляющей, а также способов введения объектов интеллектуальной собственности в производство в виде нематериальных активов приведет к улучше­нию качества выпускаемых в стране товаров, повысит их потреби­тельские свойства, а также будет способствовать росту конкуренто­способности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому в Республике Беларусь первостепенное значение отводится подготовке специалистов в сфере управления интеллектуальной собственностью. Предлагаемое пособие рассмат­ривает вопросы возможности создания решений, выявления объек­тов интеллектуальной собственности, определения особенностей их правовой охраны и защиты.

Целю учебной дисциплины «Основы управления интеллектуаль­ной собственностью» является приобретение студентами базовых теоретических знаний, а также достаточных практических навыков для успешного управления объектами интеллектуальной собствен­ности физических и юридических лиц.

Основными задачами курса «Основы управления интеллектуаль­ной собственностью» можно назвать следующие:

1) изучение базовых понятий, а также основ законодательства Республики Беларусь в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

2) усвоение особенностей международно-правового регулирования охраны интеллектуальной собственности;

3) овладение порядком оформления прав на объекты интеллекту­альной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;

4) изучение способов введения объектов интеллектуальной соб­ственности в гражданский оборот;

5) приобретение навыков оценки, постановки на учет объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных акти­вов и управления ими;

6) усвоение способов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

В методическом пособии в логической форме, последовательно рассматриваются основные виды объектов интеллектуальной соб­ственности, критерии их охраноспособности, анализируется бухгал­терский учет объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, способы их охраны и защиты, раскрыва­ется сущность и значение зарубежного патентования и патентных исследований. Пособие также включает Приложение, в котором со­бран информационный материал, предназначенный облегчить усвоение курса лекций по дисциплине, а также приобрести опреде­ленные практические навыки работы с объектами интеллектуальной собственности (средствами индивидуализации участников гра­жданского оборота товаров, работ, услуг).

Учебная дисциплина «Основы управления интеллектуальной собственностью» связана с такими дисциплинами, как «Основы права», «Гражданское право и процесс», «Трудовое законодатель­ство», «Бухгалтерский учет» и другими.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Лекционный занятия


п/п


Наименование тем

Количество часов

Дневное отделение

Заочное отделение

1

Интеллектуальная собственность как объект управления

2

1

2

Основы правового регулирования авторского права и смежных прав

2

1

3

Основы правового регулирования промышленной собственности

4

2

4

Патентная информация

2




5

Патентные исследования

2




6

Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот

1




7

Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности

1

2

8

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Разрешение споров о нарушении прав в области интеллектуальной собственности

2

2

9

Государственное управление интеллектуальной собственностью

1







Всего

17

8



Практические занятия


п/п


Наименование тем

Количество часов

Дневное отделение

Заочное отделение

1

Интеллектуальная собственность как объект управления

2




2

Особенности правовой защиты авторских и смежных прав (авторский договор)

2

1

3

Особенности правовой защиты промышленной собственности (процедура составления заявок на объекты промышленной собственности)

4

2

4

Патентная информация

2




5

Патентно-информационный поиск

2




6

Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности

1

1

7

Виды и особенности составления договоров на передачу прав на объекты интеллектуальной собственности

1

2

8

Досудебной и судебное разрешение споров в области охраны интеллектуальной собственности

2

2

9

Государственное управление интеллектуальной собственностью

1







Всего

17

8

1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности
В настоящее время Республика Беларусь строит экономику инно­вационного типа, которая основана на активном создании, внедре­нии, применении и реализации самых разных объектов интеллекту­альной собственности. Эффективное, экономически выгодное управление объектами интеллектуальной собственности предпола­гает широкое взаимодействие, как государственных, так и частных структур, работающих совместно для поиска и реализации новых идей, подходов и технологий. Цель деятельности государства в управлении интеллектуальной собственностью заключается, глав­ным образом, в принятии четко проработанной нормативно-право­вой базы, решающей вопросы использования, защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, в поддержании системы государственных органов, осуществляющих возложенные на них функции по созданию и осуществлению государственной политики в данной сфере, направленной на оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, желающим использовать и активно использующим данные объекты. Субъекты хозяйствования осуще­ствляют управление объектами интеллектуальной собственности через их создание, введение в гражданский оборот, а также право­мерное использование.

Сегодня объекты интеллектуальной собственности проникли во все сектора экономики. Фактически, на рынке не найти товаров, ра­бот или услуг, которые бы не включали в себя те или иные объекты интеллектуальной собственности. Себестоимость продукции вклю­чает также затраты на создание интеллектуального продукта и от­числения на выплаты вознаграждения за использование данного продукта, стоимость билетов на культурно-массовые мероприятия также содержит обязательные выплаты авторам произведений ли­тературы, науки и искусства, владельцам смежных прав. Все это свидетельствует о возрастающем значении объектов интеллектуаль­ной собственности в современном мире.



Интеллектуальная собственность – это исключительные права на результаты творческой интеллектуальной деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации участников гра­жданского оборота, товаров, работ, услуг.

Исключительность прав на объекты интеллектуальной собствен­ности означает монопольное право автора объекта на его использо­вание, введение в гражданский оборот. Права на объекты интеллек­туальной собственности можно разделить на две группы: личные неимущественные (например, право авторства) и имущественные права (права на введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот на основе различных договоров).

Права на объекты интеллектуальной собственности ограничены по сроку действия (например, патент на изобретение находится в действии в течение 20 лет с правом продления на 5 лет), по терри­ториальному действию (патент, полученный в Республике Беларусь действует в пределах территории государства).

Субъектом права интеллектуальной собственности выступают физические лица (личные неимущественные права и имуществен­ные права) и юридические лица (имущественные права).


1.2 Классификация объектов интеллектуальной собственности
Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две сферы прав: авторское право и смежные права, а также промыш­ленная собственность.

Авторское право и смежные права   это права на творческие произведения, охраняемые на основе Закона Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах. Авторское право распростра­няется на произведения литературы, науки и искусства, компьютер­ные программы; смежные права имеют своей целью защиту прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания от несанкционированного использования ре­зультатов их интеллектуального труда.

Промышленная собственность   это права на творческие произведения, используемые в промышленности и охраняемые на основе специальных патентных законов. Технико-конструкторские решения, сорта растений охраняются с помощью патентов, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и проч. охраняются с помощью свидетельств.

Можно выделить следующую систему распределения объектов интеллектуальной собственности:



  • авторское право (произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы) и смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного ве­щания);

  • промышленная собственность:

  1. технико-конструкторские решения (изобретения, полезные мо­дели, промышленные образцы);

  2. средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (товарные знаки и знаки обслуживания, гео­графические указания, фирменные наименования);

  3. селекционные достижения (сорта растений и породы животных);

  4. топологии интегральных микросхем;

  5. нераскрытая информация, в том числе секреты производства, ноу-хау;

  6. противодействие недобросовестной конкуренции;

  7. рационализаторские предложения.

1.3 Основы управления интеллектуальной собственностью


В Республике Беларусь предусмотрена следующая система госу­дарственного управления объектами интеллектуальной собственно­сти: нормативно-правовая и институциональная.

Нормативно-правовая система представлена:

1) Национальным законодательством Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и допол­нениями, законы, указы и декреты Президента Республики Бела­русь, подзаконные акты), которое определяет понятие объектов ин­теллектуальной собственности, принципы ее использования, охраны и защиты, введения в гражданский оборот, методы оценки и учета при осуществлении предпринимательской деятельности, порядок налогообложения и прочее:

  1. 1.1 закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, по­лезные модели, промышленные образцы» 2002г. (с изменениями и дополнениями);

  2. 1.2 закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках об­служивания» 1993 г. (с изменениями и дополнениями);

  3. 1.3 закон Республики Беларусь «О географических указаниях» 2002г.(с изменениями и дополнениями);

  4. 1.4 закон Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1998г. (с изменениями и дополнениями);

  5. 1.5 закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» 1995г. (с изменениями и дополнениями);

  6. 1.6 закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 1996г. (с изменениями и дополнениями);

  7. 1.7 Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998г.;

  8. 1.8 Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999г.;

  9. 1.9 Таможенный кодекс Республики Беларусь 2007г.;

  10. 1.10 Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях 2003г.

2) Международными договорами, которые Республика Беларусь подписала и ратифицировала:

2.1 Парижская конвенция по охране промышленной собственно­сти от 20 марта 1883г.;

2.2 Договор о патентной Кооперации от 19 июня 1970г. (РСТ) (Республика Беларусь – с 14 сентября 1994г.);

2.3Мадридское соглашение о международной регистрации зна­ков от 28 июня 1989г. (Республика Беларусь с 14 апреля 1993г.);

2.4 Евразийская патентная конвенция от 09 сентября 1994г.;

2.5 Бернская конвенция об охране литературных и художествен­ных произведений от 09 сентября 1886г. (Республика Беларусь с 12 декабря 1997г.);

2.6 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интел­лектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967г. (Республика Беларусь с 26 апреля 1970г.).

Институциональная система государственного управления объектами интеллектуальной собственности представлена в виде системы государственных органов, организаций и служб, которые находятся в постоянном контакте и взаимодействии с участниками гражданского оборота.

Совет Министров Республики Беларусь определяет основные пути и этапы развития государства, назначает задания министер­ствам, ведомствам, другим органам власти для выполнения постав­ленной Президентом Республики Беларусь задачи по повышению эффективного управления интеллектуальной собственностью и по­строению экономики инновационного типа.

Национальный центр интеллектуальной собственности гаран­тирует охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, выполняет возложенные на него функции патентного органа. Среди многочисленных задач Центра можно выделить такие как: формиро­вание и реализация единой государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью, осуществление контроля выполнения законодательства Республики Беларусь в дан­ной сфере, прием, рассмотрение (экспертиза) заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности, их государственная регистрация, экспертиза и регистрация договоров на передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (ли­цензионный договор, договор на оказание инжиниринговых услуг, договор уступки и проч.), взимание патентных пошлин и сборов, досудебное рассмотрение апелляционный советом жалоб, возраже­ний и заявлений. Национальный центр интеллектуальной собствен­ности входит в структуру Государственного Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь.
2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Основы правового регулирования авторского права и смежных прав:

1) закон Республики Беларусь 16 мая 1996 г. N 370-XIII «Об ав­торском праве и смежных правах» с изменениями и дополнениями;

2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;

3) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;

4) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года;

5) Международная конвенция об охране прав исполнителей, произ­водителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года;

6) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;

7) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года.


2.1 Понятие и объекты авторского права
Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способ­ствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где авто­ру гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения ли­тературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «поли­графических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего моно­польное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объ­являя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование ав­торского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурно­го устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в со­ответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыс­лей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охра­ны. Для получения защиты со стороны государства результаты твор­ческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объек­тивной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозапи­си, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подле­жит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведе­ния: оригинальность. Достаточно сложно определить точное право­вое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произве­дение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творче­ский уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мыш­ления.

К объектам авторского права законодательство относит следую­щие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драма­тургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведе­ния научного характера и другие; драматические, музыкально-дра­матические, сценарные произведения; хореографические произведе­ния и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отража­ют реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.

Не являются объектами авторского права официальные доку­менты (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официаль­ные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творче­ства, авторы которых не известны. Авторское право также не рас­пространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирова­ния, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или во­площены в произведении.

Законодательство выделяет два вида прав авторов на произве­дения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведе­ние произведения, право на распространение, право на прокат ори­гиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экзем­пляров произведения, право на публичное исполнение произведе­ния, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообще­ние для всеобщего сведения, право на переделку или иную перера­ботку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке пра­вопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право по­лучать вознаграждение. Возможность свободно передавать или от­чуждать имущественные права на основе гражданско-правовых до­говоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.

Законодательством отдельно урегулирован вопрос об исполь­зовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке вы­полнения служебного задания или служебных обязанностей (слу­жебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебно­го произведения не вправе препятствовать его обнародованию нани­мателем.

Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искус­ства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.
2.2 Понятие и объекты смежных прав
Субъектами смежных прав выступают исполнители, производи­тели фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Смежные права можно реализовать только при условии строгого соблюдения авторских прав. Так, исполнитель осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, по­лученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Законодательство выделяет следующие смежные права исполни­теля: право на имя; право на защиту репутации   право на защиту исполнения от всяческого искажения или любого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения в любой форме, включая право на по­лучение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (записывать ранее не записанное произведение, распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи собственности, воспроиз­водить запись исполнения, сдавать в прокат оригинал или экземпля­ры записанного на фонограмму исполнения и прочее).

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бес­срочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнителя.

Производителям фонограмм принадлежат такие права, как право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограм­мы. Производитель фонограммы имеет право воспроизводить (пря­мо или косвенно) фонограмму, переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму, распространять оригинал или экзем­пляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности, импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры фоно­граммы, доводить до всеобщего сведения фонограмму.

Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.



Организации эфирного вещания вправе использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление та­кого разрешения. Исключительное право организации эфирного ве­щания давать разрешение на использование ее передачи означает, что организация имеет право осуществлять следующие действия: передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного веща­ния, сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю, записы­вать передачу, воспроизводить запись передачи, сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом и так далее.

Организации кабельного вещания пользуются исключительным правом давать разрешение на использование ее передачи, которое включает право совершать следующие действия: сообщать для все­общего сведения по кабелю ее передачу другой организацией ка­бельного вещания, передавать передачу в эфир, записывать переда­чу, воспроизводить запись передачи и так далее.

Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.


2.3 Правовое регулирование использования авторского права и смежных прав
В Республике Беларусь предусмотрены различные способы ис­пользования произведений.

1) использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием автора правомерно обнародованно­го произведения и источника заимствования:

1.1 цитирование или использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видео записях учебного характера отрывков из опубликованных произведений

1.2 воспроизведение или сообщение в передачах радио и телеви­дения, в сети Интернет статей из газет и журналов; публично произ­несенных речей, докладов; произведений в обзорах текущих собы­тий; произведений искусства открытых для свободного посещения

1.3 воспроизведение произведений для судебного или админи­стративного производства, исполнение при оказании ритуальных услуг.

2) допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликов­анных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

3) переходят в общественное достояние произведения на которые истёк срок охраны, объекты авторского права и смежных прав, кото­рым никогда не предоставлялась охрана на территории Республики Беларусь.

4) передача прав по авторскому договору предусматривает получен­ие явно выраженного согласия автора произведения. При этом ав­торский договор должен содержать следующие условия: конкретные права передаваемые по договору (способ использования произведения; возможность передачи прав третьим лицам); террито­рия; срок действия договора; вознаграждение (в виде твердо зафик­сированной суммы в виде процента от дохода за использование; другими способами).


2.4 Основы регулирования выплаты авторского вознаграждения
Вопросы регулирования авторского вознаграждения рассмотре­ны в следующих нормативно-правовых актах, принятых в Республи­ке Беларусь:

1) «Об управлении имущественными правами авторов на коллектив­ной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искус­ства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 1997г. №452);

2) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства» (Постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 1996г. №697);

3) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусс­тва» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002г. №1319);

4) «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616).

Предусмотрены следующие ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы:



  • художественная проза   6,5 базовых величин за авторский лист;

  • научные издания   4,5 базовых величин за авторский лист;

  • учебники для ВУЗов   8,0 базовых величин за авторский лист;

  • учебники для школ, техникумов   6,0 базовых величин за ав­торский лист;

  • справочники   4,0 базовых величин за авторский лист;

  • наглядные пособия, таблицы   3,0 базовых величин за авторский лист.

Законодательством Республики Беларусь определены такие минимальные ставки авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений:

  • Звукозапись   8 % (от отпускной цены экз.);

  • Телерадиовещание   1 % (от суммы доходов);

  • Кабельное телевидение   5 % (от суммы доходов);

  • Концерты   5 % или 10 % (от суммы валового сбора);

  • Дискотеки (платный вход)   5 % (от суммы валового сбора);

  • Рестораны, кафе   7 % (от гонорара исполнителей) или 0,1% (от суммы дохода).

2.5. Коллективное управление авторскими правами и смежными правами


Какая инфраструктура и какие системы могли бы помочь в за­рождении и развитии местной музыкальной культуры? Одной из таких наиболее эффективных систем является система так называе­мого коллективного управления авторскими и смежными права­ми, которая уже создана в ряде стран по инициативе правительств или при участии соответствующего частного сектора. Коллективное управление представляет собой осуществление авторских и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени вла­дельцев прав. Организация коллективного управления договарива­ется с пользователями (например, радиостанциями, вещательными организациями, дискотеками, кинотеатрами, ресторанами и так далее) или группами пользователей и дает им разрешение на ис­пользование произведений, охраняемых авторским правом, из свое­го репертуара за плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях), а также программ, представленных пользователями (например, реестры музы­кальных произведений, переданных по радио), организация коллективного управления распределяет авторский гонорар меж­ду своими членами в соответствии с принятыми правилами рас­пределения. Тариф для покрытия административных расходов, а в отдельных странах также для стимулирования социально-культурной деятельности, обычно вычитается из общей суммы гонораров. Гоно­рар, выплачиваемый владельцам авторских прав, соответствует сте­пени использования их произведений и сопровождается расчетом такого использования. Эти виды деятельности и соответствующие операции обычно выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально разработанных для этой цели. Коллективное управление полезно, так как в настоящее время не возможно какому-либо конкретному лицу или компании отслеживать все случаи ис­пользования их музыкальных произведений или записей в мировом масштабе или даже в национальном масштабе, хотя эта ситуация может измениться с техническим прогрессом в соответствующей отрасли. Имея дело в основном с публичными исполнениями, например, на телевидении, радио, дискотеках, а также непосред­ственно на концертах, общества по коллективному управлению играют существенную роль в отслеживании того, как и где исполь­зуются музыкальные произведения, определении компенсации за такие использования, в предоставлении расчетов, кому и какая сумма полагается от общей собранной компенсации, а также в осу­ществлении своевременного распределения компенсации среди своих законных получателей. Это огромная работа, и она прово­дится организациями разного масштаба.

Для создания и стимулирования отраслей, связанных с культурой, во всем мире и особенно в развивающихся странах и наименее раз­витых странах большое внимание должно быть уделено созданию обществ коллективного управления и повышению эффективности их функционирования. Это является одним из эффективных путей гарантии соблюдения авторских прав, что позволяет одновременно помочь артистам, музыкантам, сочинителям песен и другим лицам, кто участвует в творческом и деловом процессе музыкального бизнеса, получить свой доход от затраченных усилий. Это также яв­ляется одним из важных путей, способствующих росту местных отраслей промышленности, а значит и развитию национальной экономики, а также национальной культуре.



страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: