страница 1 страница 2 Содержание
стр.
Паспорт Программы…………………………………………………. 2
Глава 1. Информационно-аналитические данные об учреждении образования…………………………………………………………… 4
1.2. Сведения об учащихся…………………………………………… 4
1.3. Организация функционирования школы……………………….. 5
1.4. Кадровые ресурсы………………………………………………… 5
1.5. Материально-техническая база…………………………………... 7
Глава 2. Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ школы…….. 8
2.1. Результаты образовательного процесса…………………………. 8
2.2. Анализ конкурентных преимуществ и проблем школы………... 16
Глава 3. Основные цели и задачи Программы………………………. 20
Глава 4. Мероприятия Программы…………………………………… 21
Глава 5. Ожидаемые результаты реализации Программы………….. 25
Глава 6. План деятельности по реализации мероприятий Программы 26
Глава 7. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом их выполнения…………………………………………………… 27
Методическое обеспечение Программы……………………………….. 28
ПАСПОРТ
Программы развития Государственного учреждения образования «Средняя школа №24 г. Гомеля»
на 2009-2014 годы
Наименование программы Программа развития Государственного учреждения образования «Средняя школа №24 г. Гомеля» на 2009-2014 годы
Заказчик Программы Отдел образования администрации Центрального района г.Гомеля
Цель Программы Создание условий для эффективного развития школы как инновационного высокотехнологичного здоровьесберегающего пространства, максимально удовлетворяющего потребностям социума в качественном, индивидуально-ориентированном образовании
Задачи Программы - разработка и внедрение нового поколения учебно- методических комплексов, в том числе электронных;
- усиление культурологической и здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
- совершенствование образовательного процесса путём внедрения продуктивных инновационных технологий обучения и воспитания, в том числе информационных;
- комплексное обеспечение образовательного процесса современным оборудованием и средствами обучения;
- внедрение эффективных механизмов управления школой;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области ИКТ;
- развитие органов школьного самоуправлении.
Мероприятия Программы - мероприятия структурированы по следующим
направлениям:
1)совершенствование содержания и технологий образования, внедрение научно-методических комплексов нового поколения;
2) усиление культурологической, нравственно-патриотической и здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
3) обеспечение образовательного процесса оборудованием и средствами обучения;
4) совершенствование системы управления и кадрового обеспечения образования в школе.
Исполнители мероприятий
Программы - администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители учащихся
Ожидаемые результаты
реализации Программы Реализация мероприятий Программы позволит:
-
Обеспечить равные возможности получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами;
-
Достичь качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
-
Внедрить систему управления качеством образования.
-
Внедрить в образовательный процесс научно обоснованные
культурологические модели развития личности, технологии обучения и воспитания учащихся.
-
Создать новое поколение разноуровневых учебно-методических комплексов по всем учебным предметам, включающих электронные учебные пособия.
-
Разработать и внедрить технологии и методики психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся.
-
Внедрить Программу информатизации (создать информационную службу школы, электронные образовательные ресурсы, обеспечить доступ в Интернет, расширить использование информационных и компьютерных технологий, обеспечить условия для организации дистанционного обучения).
-
Внедрить в образовательный процесс комплексно-методическое обеспечение вариативного компонента содержания образования (факультативы, дополнительные образовательные услуги).
-
Модернизировать материально-техническую базу образовательного процесса.
-
Оптимизировать внутришкольную систему повышения
квалификации педагогических кадров средствами методической работы, обеспечить их готовность к деятельности в инновационном режиме.
-
Улучшить состояние физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.
Финансовое обеспечение
реализации Программы - средства республиканского и местного бюджетов, доходы от внебюджетной деятельности (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, благотворительная помощь)
Принципы реализации
Программы - программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в Программу;
-
преемственность данной Программы развития и Программ развития образовательного учреждения, реализованных ранее;
-
информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в школе;
-
вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
-
включение в решение задач Программы развития всех субъектов образовательного пространства.
Управление Программой управление реализацией программы осуществляет педагогический совет школы.
- контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы, Отделом образования администрации Центрального района г. Гомеля
Глава 1
Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении
1.1 Этапы становления образовательного учреждения и его организационная структура.
Средняя школа № 24 основана в 1961 году, в 2006 году переименована в Государственное учреждение образования «Средняя школа № 24 г.Гомеля». Школа расположена в Центральном районе г. Гомеля.
Для организации обучения с учётом индивидуальных запросов и возможностей учащихся с 2006 по 2008 год в школе функционировали классы физико-математического, химико-биологического и гуманитарного профилей, в которых отдельные предметы изучались на повышенном и углубленном уровнях. С сентября 2008 года согласно Декрету Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах общего среднего образования» от 17.07.2008г. №15 изучение отдельных предметов на повышенном уровне вынесено на факультативные занятия.
Особенностью школы является наличие специализированных по спорту классов, в которых обучается 225 учащихся, что превышает аналогичный показатель 2005 года на 40 % .
-
Сведения об учащихся
По состоянию на начало 2009 года в школе обучается 867 учащихся в 35 классах, в том числе по ступеням образования:
I ступень (1-4 классы) – 245 учащихся;
II ступень (5-9 классы) – 479 учащихся;
III ступень (11 классы) – 143 учащихся.
За последние три года сохранилась относительная стабильность числа классов и учащихся, что в условиях демографического спада свидетельствует о росте рейтинга школы.
1.3 Организация функционирования школы.
Обучение проводится в 3 смены. В 1 смену обучаются 1-3-е, 5-е, 9-11-е классы, во 2-ую смену – 6-8-е классы. Учащиеся специализированных по спорту классов занимаются с 10.30 до 12.10 часов с учётом графика тренировок. Режим работы: 5-дневная учебная неделя (в 2009/2010 учебном году 11' классы учатся в режиме 6-дневной учебной недели). В шестой день недели организована работа факультативов, кружков, клубов, спортивных секций.
В школе функционируют 14 групп продлённого дня, в том числе для учащихся специализированных по спорту классов, работает пункт коррекционно-педагогической помощи.
Продолжительность уроков 40 минут. Продолжительность перемен между уроками: минимальная – 10 минут, максимальная – 15 минут. Проведение аттестации осуществляется по четвертям.
1.4 Кадровые ресурсы.
В школе работают 90 педагогов (10 мужчин и 80 женщин). Из них 84 человека (93%) имеют высшее образование, 6 человек (7%) имеют среднее специальное образование, 5 человек (6%) – совместителей. 100% - степень укомплектованности необходимыми специалистами.
Данные по педагогическому стажу
Показатели
|
до 5 лет
|
от 5 до 10 лет
|
от 10 до 15 лет
|
15 лет и более
|
Количество
|
27 (30%)
|
14 (15%)
|
21 (23%)
|
28 (32%)
|
Данные по возрасту
Показатели
|
до 30 лет
|
30-40 лет
|
40-50 лет
|
50-55 лет
|
старше 55 лет
|
Количество
|
31 (34%)
|
26 (29%)
|
17 (19%)
|
8 (9%)
|
8 (9%)
|
Учителя школы постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство. В прошедшем учебном году 22 % педагогов прошли курсовую подготовку на базе УО «ГГОИПКиПРРиСО». Учителя школы неоднократно проводили мастер-классы по учебным предметам на различных уровнях с использованием ИКТ. В 2008/2009 учебном году на областном уровне мастер-классы провели учителя русского языка и литературы Болейко Светлана Владимировна и Гордиевич Людмила Владимировна, английского языка Хомутянская Марина Владимировна и Романенко Сергей Викторович, истории Балахонов Сергей Александрович и Куликова Алла Владимировна.
Важным направлением деятельности педагогического коллектива школы является стимулирование педагогов к аттестации на более высокие квалификационные категории.
Уровень квалификации основного контингента (без учёта совместителей и педагогов, находящихся в декретном отпуске)
Категории
педагогических работников
|
Всего
|
Высшая категория
|
Первая категория
|
Вторая категория
|
Без категории
|
Всего
|
%
|
Из них присво- ена в 2008/2009 уч.г.
|
Всего
|
%
|
Из них присво-ена в 2008/ 2009 уч.г.
|
Всего
|
%
|
Из них присвоена в 2008/ 2009 уч.г.
|
Всего
|
%
|
Учителя
|
68
|
22
|
32
|
2
|
26
|
38
|
5
|
10
|
15
|
6
|
10
|
15
|
Учителя-дефектологи
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
100
|
Педагоги социальные
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
100
|
Педагоги-психологи
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
100
|
Педагоги-организаторы
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
100
|
Воспитатели учебного заведения (ГПД)
|
4
|
2
|
50
|
2
|
1
|
25
|
-
|
1
|
25
|
-
|
-
|
-
|
По сравнению с аналогичными показателями 2005 года возросло количество педагогов с высшей квалификационной категорией на 15%, с первой – на 13%.
Имеют почетные звания – 3 педагога:
-
заслуженный учитель РБ - Климова Л. Р., учитель русского языка и литературы;
-
отличник образования РБ – Тюрина Я.С., директор
-
отличник образования РБ – Шевчук Н. Е., учитель физики.
1.5 Материально-техническая база
Школа функционирует в одном здании постройки 1961 года. Школа располагает спортивным залом, столовой на 120 мест, медицинским кабинетом, кабинетами дефектолога, педагога-психолога и педагога социального, актовым залом на 125 мест, комнатой школьника. Общее количество учебных кабинетов 18. Библиотека обладает общим фондом учебников и учебных пособий 29335 единиц хранения, художественной и методической литературы – 23000. Школа имеет 2 компьютерных класса. На сегодняшний день имеется 31 компьютер, 7 принтеров, 1 мультимедийный проектор, 2 ноутбука, 2 сканера, цифровой фотоаппарат, ксерокс.
С 2004 по 2008 год школа значительно расширила свою материально-техническую базу. Был произведен ремонт столовой, актового зала, лестничных маршей, рекреаций, произведена замена оконных и дверных блоков.
1.6 Финансовые ресурсы
Финансово-хозяйственную деятельность школы обслуживает бухгалтерия отдела образования администрации Центрального района г. Гомеля. Источниками финансирования являются:
-
средства бюджета;
-
доходы от внебюджетной деятельности;
-
спонсорская помощь;
-
добровольные пожертвования родителей учащихся.
Глава 2
Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
2.1 Результаты образовательного процесса
За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения не только Центрального района, но и города. Многие её выпускники приводят в школу своих детей, образуя школьные «династии». Кроме того, 4 работника школы являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.
Для школы характерно высокое качество образования учащихся.
Сравнительный анализ степени обученности учащихся
I ступень (3-4 классы)
Предмет
|
СОУ (в процентах)
|
2004/2005
|
2005/2006
|
2006/2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
Белорусский язык
|
58
|
58
|
68
|
68
|
71
|
Русский язык
|
59
|
60
|
65
|
70
|
70
|
Математика
|
60
|
59
|
68
|
67
|
71
|
II ступень (5-9 классы)
Предмет
|
СОУ (в процентах)
|
2004/2005
|
2005/2006
|
2006/2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
Белорусский язык
|
54
|
51
|
55
|
55
|
57
|
Белорусская литература
|
72
|
71
|
73
|
75
|
77
|
Русский язык
|
52
|
51
|
53
|
51
|
54
|
Русская литература
|
69
|
70
|
71
|
71
|
75
|
Английский язык
|
54
|
54
|
46
|
63
|
69
|
Математика
|
55
|
54
|
55
|
56
|
58
|
Информатика
|
57
|
57
|
62
|
63
|
71
|
Физика
|
50
|
47
|
56
|
54
|
60
|
Химия
|
54
|
49
|
58
|
66
|
65
|
Биология
|
55
|
60
|
61
|
62
|
66
|
Всемирная история
|
61
|
59
|
65
|
63
|
68
|
История Беларуси
|
59
|
55
|
62
|
63
|
70
|
Обществоведение
|
69
|
67
|
68
|
68
|
75
|
География
|
68
|
65
|
66
|
69
|
67
|
III ступень (10-11 классы)
Предмет
|
СОУ (в процентах)
|
2004/2005
|
2005/2006
|
2006/2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
Белорусский язык
|
54
|
50
|
52
|
58
|
69
|
Белорусская литература
|
78
|
73
|
74
|
77
|
77
|
Русский язык
|
53
|
54
|
54
|
57
|
62
|
Русская литература
|
76
|
80
|
74
|
79
|
87
|
Английский язык
|
62
|
58
|
68
|
71
|
73
|
Математика
|
52
|
54
|
53
|
52
|
60
|
Физика
|
54
|
50
|
59
|
63
|
81
|
Химия
|
56
|
51
|
52
|
60
|
72
|
Биология
|
61
|
63
|
58
|
61
|
65
|
Всемирная история
|
77
|
74
|
73
|
79
|
91
|
История Беларуси
|
74
|
70
|
75
|
82
|
90
|
Обществоведение
|
75
|
85
|
84
|
87
|
94
|
Значительное увеличение показателя СОУ по отдельным предметам на III ступени общего среднего образования в 2008/2009 учебном году связано с переходом на базовый уровень изучения предметов, которые до этого времени изучались на повышенном и углубленном уровнях, а также наличием на III ступени только 11-х классов, учащиеся которых мотивированы на высокий балл аттестата об общем среднем образовании.
За последние 5 лет 6 выпускников школы получили золотые и серебряные медали.
Не менее75 % выпускников школы ежегодно поступают в ВУЗы.
Школа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития среди общеобразовательных школ района и города. В течение трёх последних лет выпускники школы показывают хороший уровень подготовки на централизованном тестировании. Особенно показателен в этом отношении 2008/2009 учебный год: по результатам ЦТ школа заняла второе место в городе среди общеобразовательных школ.
Средний балл по предметам на ЦТ-2008
|
Рус. яз.
|
Бел. яз.
|
Математика
|
Физика
|
Химия
|
Биология
|
Англ. яз.
|
Ист. РБ
|
Обществ.
|
Всем. ист
|
Геогр.
|
СОШ №24
|
36,22
|
42
|
29,14
|
26,43
|
37,5
|
32,77
|
32,23
|
28,22
|
32,2
|
70
|
47,75
|
Средний балл по области
|
33,91
|
34,91
|
28,05
|
24,1
|
32,04
|
33,34
|
33,59
|
33,12
|
30,36
|
38,86
|
32,81
|
Успешно реализуется Программа поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи «Одарённые дети». Основными формами работы с одарёнными детьми являются:
-
факультативы;
-
стимулирующие занятия;
-
олимпиады;
-
интеллектуальные конкурсы и марафоны;
-
научно-исследовательская деятельность учащихся;
-
консультирование учащихся в заочных школах при вузах;
-
работа по индивидуальным учебным программам и учебным планам.
Ежегодно учащиеся школы являются победителями различных этапов республиканской и областной олимпиад .
Сравнительный анализ результативности участия школьников в олимпиадах
Уровень
|
2005/2006
|
2006/2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
Республиканская олимпиада:
|
|
|
|
| |
4
|
4
|
3
|
4
| |
-
|
2
|
1
|
3
| |
-
|
-
|
1
|
1
|
Областная олимпиада учащихся 4-8 классов:
|
|
|
|
| |
-
|
15
|
18
|
16
| |
-
|
2
|
4
|
5
|
Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа,
нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.
Основными направлениями идеологической и воспитательной работы в школе являются:
-
гражданско-патриотическое воспитание школьников;
-
формирование духовно-нравственных ценностей, навыков здорового образа жизни у учащихся;
-
активное вовлечение учащихся в социально значимую и культурно-досуговую деятельность;
-
формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;
-
профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;
-
формирование системы работы школы в шестой школьный день;
-
профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений;
-
усиление роли детских и молодежных общественных объединений в воспитательном пространстве школы.
С 2006 года в школе внедряется ряд комплексно-целевых программ:
-
«Воспитать патриота»;
-
Программа воспитания на 2009-2011г.г.
-
«Социальное партнёрство в формировании здорового образа жизни учащихся»;
-
«Семья +школа»;
-
Программа по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия на 2009-2011г.г.;
-
Программа по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних учащихся на 2009-2011г.г.;
-
Программа спецкурса «Права ребенка – явление мировой культуры и цивилизации».
Планирование воспитательной деятельности осуществляется на основе городских и районных комплексно-целевых программ с использованием воспитательных технологий:
-
технология личностно-ориентированного подхода в воспитании учащихся;
-
технология коллективной деятельности учащихся;
-
технология создания благоприятной атмосферы (психологического климата) в классе и школе;
-
технология формирования персональной системы ценностей у подростков;
-
здоровьесберегающие технологии.
Сведения о социальном составе учащихся
Социальное положение семьи
|
Учебный год
|
2008/2009
|
|
|
Всего учащихся
|
897
|
|
|
Количество полных семей
|
664
|
|
|
Количество неполных семей
|
202
|
|
|
Количество учащихся из неблагополучных семей
|
6
|
|
|
Количество учащихся из многодетных семей
|
45
|
|
|
Количество детей, находящихся под опекой и попечительством (детей-сирот)
Количество детей, воспитывающихся в приемных семьях
|
5
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контингент учащихся по социально-демографическим параметрам, выявленный социальным педагогом и психологами школы, в 2008/2009 учебном году выглядит в следующей схеме:
-
всего учащихся в школе - 867
-
сироты - 5
-
дети-инвалиды - 9
-
из остронуждающихся семей - 8
-
из многодетных семей - 45
-
из неблагополучных семей - 4
Детские общественные объединения
Название детских общественных объединений
|
всего объединений
|
в них учащихся
|
% охвата
|
2007 г.
|
2008 г./2009г.
|
2007 г.
|
2008 г./2009 г.
|
2007 г.
|
2008 г./2009г.
|
БРПО
|
пионеры
|
1
|
1 / 1
|
134
|
130 / 158
|
37.6
|
39 / 47,4
|
|
октябрята
|
1
|
1 / 1
|
124
|
110 / 127
|
100
|
88,7 / 100
|
БРСМ
|
1
|
1 / 1
|
42
|
49 / 70
|
15
|
18.1 / 25
|
Примечание: % охвата БРПО исчисляется от количества учащихся 10-14 лет (октябрята – до 10 лет); БРСМ – от 14 до 18 лет.
На базе школы работают 36 кружков, факультативов, спортивных секций. В них детей: 669- 74,6%. Из них 14 работает в субботу. В них детей: 401 - 44,7%.
Уровень воспитанности учащихся:
в начале 2008/2009 учебного года - 2,58 – 86%,
в конце 2008/2009 учебного года – 2,75 – 91,6%
Результатом целенаправленной учебной и воспитательной работы коллектива школы стали победы школьников в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различных уровней в 2008/2009 году: 73 диплома, 22 приза, 2 грамоты, 1 похвальный лист, из них 19 дипломов, 1 грамота, 22 приза республиканского уровня.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по поиску новых форм организации образовательного процесса. Значительная роль в этой деятельности принадлежит методической службе школы, в состав которой входят 11 методических объединений учителей. Усилия методической службы направлены на решение актуальных задач методической работы:
-
обеспечение опережающего информационно-методического сопровождения деятельности учителей по организации образовательного процесса;
-
оказание методической поддержки;
-
включение педагогов и учащихся в совместную проектную и исследовательскую деятельность;
-
создание учебно-методических комплексов, соответствующим современным стандартам;
-
своевременное выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта:
-
формирование информационно-компьютерной компетентности педагогов;
-
формирование аналитической и рефлексивной культуры педагогов.
В рамках работы над единой методической темой школы «Инновационная школьная среда как важнейший фактор повышения качества образования» учителя активно внедряют в образовательный процесс инновационные педагогические технологии:
-
технологию педагогических мастерских;
-
коллективного творческого дела в системе личностно-ориентированного обучения;
-
блочно-модульную;
-
проектную;
-
технологию интерактивного обучения;
-
технологию исследовательской деятельности;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
информационные и др.
В педагогическом коллективе накоплен богатый опыт экспериментальной работы: в течение 6 лет на инновационных площадках, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь , осуществлялись апробация и внедрение новых моделей организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания учащихся. Такая работа велась в рамках деятельности инновационных площадок «Внедрение региональной модели воспитательной работы» и «Внедрение модели социального партнёрства школы, семьи и общественных организаций в формирование ЗОЖ у учащихся», работа последней завершена в 2009 году.
Количество учителей, использующих в образовательном процессе инновационные технологии – 74 (82%).
Начиная с 2006 года особое внимание уделяется процессам информатизации учебной и аналитической деятельности педагогов школы. В этой работе активно используются возможности компьютерных классов, ноутбуков, мультимедийной установки. В школе сформирована и активно пополняется медиатека.
Информационные технологии, в совокупности с правильно отработанными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование ИКТ не может быть самоцелью, они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. Переориентация методической системы обучения состоит в том, что переносится акцент с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения, закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые методы и формы обучения.
В школе практикуются уроки математики, физики, белорусского, русского и английского языков, истории, литературы с компьютерной поддержкой, проводятся интегрированные уроки, широко применяется компьютерное тестирование как измерительный инструмент для оценки успешности образовательного процесса. Становится традицией проведение декады информационных технологий, в рамках которой учителя всех методических объединений дают открытые уроки, мероприятия, мастер-классы с использованием возможностей компьютерных классов и мультимедийной установки.
Опыт внедрения ИКТ в образовательный процесс был обобщён на заседании педагогического совета «Повышение качества учебной и аналитической деятельности на основе системной информатизации».
В условиях перехода к 11-летнему общему среднему образованию важным направлением повышения его качества стало создание дифференцированной образовательной среды, в рамках которой успешно решается задача интеграции базового и дополнительного образования. Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, образовательных запросов и профессиональных намерений проводятся факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, создана система платного дополнительного образования. В 2008/2009 учебном году в школе функционировало 36 групп дополнительного образования на платной основе, в которых обучались более 300 учащихся.
Закономерным итогом деятельности школы за последние 5 лет является звание «Школа года», присвоенное образовательному учреждению в 2007 году.
2.2 Анализ конкурентных преимуществ и проблем школы
Результат деятельности школы определяется качеством обученности школьников, и в первую очередь результатами итоговой аттестации и сдачи централизованного тестирования, показателями физического уровня и состояния здоровья школьников, готовностью учащихся к продолжению образования, уровнем воспитанности, гражданского самосознания учащихся, популярностью учреждения в социуме.
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества и высветить проблемы, требующие разрешения.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся и учителей
Преимущества
|
Проблемы
| -
Достаточно высокий уровень образовательных услуг;
-
использование современных образовательных технологий, в том числе, компьютерных, способствующих интеллектуальному развитию учащихся;
-
широкий спектр платных дополнительных образовательных услуг;
-
интеграция основного и дополнительного образования;
-
высокие результаты учащихся школы на олимпиадах, в творческих конкурсах, интеллектуальных играх;
-
преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы (рейтинг по результатам ЦТ), высокая степень их социализации;
-
квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения и саморазвитию;
-
преемственность технологий, методик преподавания, педагогических требований на разных ступенях обучения;
-
система мониторинга результатов обучения и воспитания;
-
социально-психологическое сопровождение образовательного процесса;
| -
Спонтанно меняющаяся политика государства в области образования;
-
недостаток учебных пособий в связи с переходом на 11-летнее общее среднее образование;
-
в значительной степени репродуктивный характер обучения;
-
отсутствие отдельной системы работы со слабыми учениками по развитию их интеллектуальных способностей;
-
преобладание фронтальной и индивидуальной работы над групповой и парной по ряду предметов;
-
отсутствие ранней подготовки дошкольников к обучению в школе;
-
недостаточный уровень исследовательской, опытно – экспериментальной работы;
-
невысокие показатели на третьем и заключительном этапах республиканской олимпиады по ряду предметов (математика, биология);
-
отсутствие единой содержательной основы дополнительного образования;
|
Развитие физических способностей учащихся и учителей, сохранение здоровья.
Преимущества
|
Проблемы
| -
Наличие спортивного зала, игровой площадки;
-
высокие показатели в спортивных соревнованиях как учащихся, так и педагогов;
-
работа спортивных секций, клубов;
-
проведение дней здоровья, семейных спортивных праздников;
-
туристические походы;
-
физминутки на уроках;
-
уроки ОБЖ;
-
пропаганда здорового образа жизни;
-
обеспеченность горячим питанием, витаминные салаты, фрукты, соки;
-
организация оздоровления учащихся;
-
мониторинг физического и психологического здоровья школьников.
| -
Отсутствие тренажёрного зала, спортивной площадки;
-
умственные, психологические, нервные перегрузки учеников и учителей;
-
необходимость использования электронных учебных пособий в условиях отсутствия их печатных аналогов;
-
наличие хронических заболеваний у детей дошкольного возраста;
-
высокий уровень заболеваний учащихся, в том числе «школьными» болезнями – нарушением осанки и зрения;
-
профессиональные заболевания у учащихся специализированных по спорту классов;
-
вредные привычки в ряде семей;
|
Формирование активной гражданской позиции учащихся и учителей.
Преимущества
|
Проблемы
| -
Уроки права в основной средней школе;
-
деятельность детской внутришкольной организации «ШАНС»;
-
тематические часы, конкурсы, викторины, КВН, шоу-программы;
-
участие в акциях к 65-летию Победы : «Забота», «Ветеран живет рядом», «Спасибо тебе, Солдат Победы!»;
-
проведение уроков мужества, встреч поколений;
-
вахты памяти;
-
работа волонтерского отряда на базе Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, сотрудничество с Гомельским городским общественным объединением «Ассоциация семей детей-инвалидов с церебральным параличом и спинномозговыми патологиями», с Гомельским городским центром социального обслуживания семей и детей.
-
шефство над ветеранами ВОВ, живущими рядом со школой;
-
участие в создании базы данных о социально не защищенных семьях;
-
самостоятельное издание учащимися школьной газеты «Глаголь».
| -
Недостаточная эффективность детского самоуправления, инициатива идет от взрослых, а не от детей;
-
недостаточный культурный уровень части детей (семей);
-
небольшая часть старшеклассников проявляет интерес к общественной деятельности.
-
экономическое и политическое реформирование общества, смена приоритетов; дезорганизация жизни семей; разрушение традиций семейного уклада.
-
не в полной мере используются воспитательные возможности классных часов
-
отсутствие стройной воспитательной системы отдельно взятого класса
|
Потребность в непрерывном образовании учителей и учащихся.
Преимущества
|
Проблемы
| -
Внутришкольная система повышения профессионализма педагогов;
-
мероприятия в рамках аттестации (обобщение опыта работы, открытые уроки, выступления);
-
мероприятия в рамках предметных декад;
-
участие в семинарах различных уровней (открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, доклады);
-
выступления на научно-практических конференциях;
-
участие в выставках научно-технического творчества;
-
предшкольная подготовка детей;
-
учеба старшеклассников на подготовительных курсах в вузах;
| -
Старение педагогического корпуса;
-
недостаточная подготовленность части педагогических кадров к работе в условиях высокой информатизации современной школьной образовательной среды;
-
отстающая от реальных современных потребностей образования система повышения квалификации педагогов в ГУО ГОИРО;
-
неиспользование возможностей сети Интернет и дистанционного обучения;
-
ориентация методической работы на повышение методической и предметной компетентности в ущерб компетентности психолого-педагогической.
|
Развитие материально-технической базы
Преимущества
|
Проблемы
| -
Заменены все оконные и дверные блоки;
-
произведён капитальный ремонт столовой, актового зала, лестничных маршей;
-
заменена мебель в столовой, кабинетах…
-
произведён косметический ремонт вестибюля, коридоров 1, 2 и 3 этажей;
-
приобретены 3 струйных цветных принтера, ксерокс, мультимедийная приставка, два ноутбука, цифровой фотоаппарат, …
-
полностью обновлено информационное пространство школы:
-
установлены жалюзи на все окна;
-
в столовой…
| -
Отсутствует локальная школьная компьютерная сеть, выход в Интернет;
-
50% компьютеров морально устарели и требуют обновления;
-
недостаточное количество компьютеров в школе ;
-
МТБ кабинетов химии, физики, биологии, трудового обучения требует обновления и пополнения;
-
необходима замена мебели в кабинете физики на специализированную;
-
большинство осветительных приборов не соответствует требованиям по энергосбережению;
-
кабинет биологии имеет правостороннее освещение;
-
отсутствует вытяжной шкаж в кабинете химии.
|
Глава3
Основные цели и задачи Программы
Стратегическая цель Программы – создание условий для эффективного развития школы как инновационного высокотехнологичного здоровьесберегающего пространства, максимально удовлетворяющего потребностям социума в качественном, индивидуально-ориентированном образовании.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
-
совершенствование образовательного процесса путём внедрения продуктивных инновационных технологий обучения и воспитания, в том числе информационных;
-
разработка и внедрение нового поколения учебно- методических комплексов, в том числе электронных;
-
усиление культурологической, нравственно-патриотической и здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
-
комплексное обеспечение образовательного процесса современным оборудованием и средствами обучения;
-
внедрение эффективных механизмов управления школой, создание системы управления качеством образования;
-
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области ИКТ;
-
развитие органов школьного самоуправлении;
-
развитие социального партнёрства.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы школы.
страница 1 страница 2
|