Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Приложение

к письму учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“

____“___________ № ________

Об организации физического воспитания

учащихся учреждений профессионально-технического

и среднего специального образования

в 2011/2012 учебном году

(инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь)
Общие требования к организации образовательного процесса

Типовыми учебными планами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (далее – учреждения ПТО и ССО) на изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) установлено следующее количество учебных часов:


    • годовой объем учебного времени для групп учащихся на основе общего базового образования 2 часа в неделю в течение всего периода обучения, исключая учебное время на производственное обучение, производственную практику;

    • годовой объем учебного времени для групп учащихся на основе общего среднего образования – 3 часа в неделю в течение всего периода обучения, исключая учебное время на производственное обучение, производственную практику.

Количество учебных часов в неделю, планируемых на изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) в учреждениях ПТО и ССО при 5-дневной учебной неделе, составляет:

    • 3 часа – при отсутствии уроков производственного обучения, а так же при одном или двух уроках производственного обучения в неделю;

    • 2 часа – при двух или трех уроках производственного обучения в неделю;

    • 1 час – при четырех уроках производственного обучения в неделю;

    • 0 часов – при пяти уроках производственного обучения в неделю.

Количество учебных часов, планируемых на изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) в учреждениях ПТО и ССО при 6-дневной учебной неделе, составляет:

    • 3 часа – при отсутствии уроков производственного обучения, а так же при одном, двух или трех уроках производственного обучения в неделю;

    • 2 часа – при трех или четырех уроках производственного обучения в неделю;

    • 1 час – при пяти уроках производственного обучения в неделю;

    • 0 часов – при шести уроках производственного обучения в неделю.

В таблице приведены возможные варианты организации образовательного процесса для групп учащихся на основе общего среднего образования при 5-дневной и 6-дневной учебных неделях обучения и соответствующее недельное количество учебных часов на учебный предмет ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“).

5-дневная учебная неделя

Кол-во учебных часов

на учебный предмет ”Физическая культура

и здоровье“ (”Физическая культура“) в неделю


6-дневная

учебная неделя



Кол-во учебных часов

на учебный предмет ”Физическая культура



и здоровье“ (”Физическая культура“) в неделю

не спаренные уроки

спаренные уроки

не спаренные уроки

спаренные уроки

Т-Т-Т-Т-Т

3

2–4

Т-Т-Т-Т-Т-Т

3

2–4

П-Т-Т-Т-Т

3

2–4

П-Т-Т-Т-Т-Т

3

2–4

П-Т-П-Т-Т

3

2–4

П-П-Т-Т-Т-Т

3

2–4

П-П-Т-Т-Т

2

2–4

П-Т-П-Т-Т-Т

3

2–4

П-П-П-Т-Т

2

2

П-Т-П-Т-П-Т

3

2–4

П-П-Т-П-Т

2

2

П-Т-П-П-Т-Т

3

2–4

П-П-П-П-Т

1

2–0

П-П-Т-П-Т-Т

3

2–4

П-П-П-П-П

0

0

П-П-П-Т-Т-Т

2

2










П-П-Т-Т-Т-П

2

2










П-П-П-П-Т-Т

2

2










П-П-П-П-П-Т

1

2–0










П-П-П-П-П-П

0

0

Примечание: П – производственное обучение, Т – теоретическое обучение.
В 2011/2012 учебном году физическое воспитание учащихся учреждений ПТО и ССО должно отвечать требованиям Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь ”О физической культуре и спорте“, соответствовать образовательным стандартам и разработанной на их основе типовой учебно-программной документации.

В своей деятельности преподаватели учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) руководствуются:

    • учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы.“ (Минск, НИО, 2009) (для обучающихся на основе общего базового образования);

    • типовой учебной программой для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (для обучающихся на основе общего среднего образования). Физическая культура. (Минск, РИПО, 2007) (для обучающихся на основе общего среднего образования);

    • типовой учебной программой для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (для обучающихся на основе общего среднего образования). Физическая культура и здоровье. (Минск, РИПО, 2010) (для обучающихся на основе общего среднего образования);

    • учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. Физическая культура и здоровье. I – XII классы. (Минск, НИО, 2007);

    • положением об учреждении профессионально-технического образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь;

    • положением об учреждении среднего специального образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь;

    • правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;

    • правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования;

    • правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования;

    • санитарными правилами и нормами устройства, содержания, организации учебно-воспитательного процесса и производственного обучения профессионально-технических и средних специальных учебных заведений;

    • гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

    • гигиеническими требованиями к устройству и эксплуатации спортивных сооружений;

    • требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь;

    • правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными Министерством спорта и туризма Республики Беларусь;

    • другими нормативными правовыми документами, регулирующими вопросы получения профессионально-технического и среднего специального образования.

Ежегодно до 1 сентября учащиеся, прошедшие в организациях здравоохранения медицинское обследование, распределяются на группы здоровья: основную, подготовительную, специальную медицинскую и лечебной физической культуры. Распределение учащихся на группы здоровья оформляется приказом по учреждению ПТО и ССО.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям физической культурой и спортом не допускаются.

Администрация учреждений ПТО и ССО совместно с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений систематически, не реже одного раза в месяц, проводят медико-педагогический контроль за организацией и проведением образовательного процесса по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“).

Учащиеся учреждений ПТО и ССО, обучающиеся на основе общего базового образования с получением общего среднего образования, могут выбрать в качестве выпускного экзамена учебный предмет ”Физическая культура и здоровье“. На сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by) размещены методические материалы для организации и проведения выпускного экзамена по выбору по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, утвержденные 29.04.2011 Министерством образования Республики Беларусь.



Учебные группы на занятиях по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) могут делиться на подгруппы в порядке, определяемом Положением об учреждении ПТО и в случаях, предусмотренных Положением об учреждении ССО.

У преподавателя физической культуры должны быть следующие документы планирования учебного материала:



    • план-график распределения учебного материала на учебный год;

    • рабочие (календарно-тематические) планы распределения учебного материала (для учреждений ССО);

    • поурочные планы распределения учебного материала на циклы уроков или полугодие (для учреждений ПТО);

    • планы-конспекты уроков.

План-график распределения учебного материала на учебный год, рабочие (календарно-тематические) планы распределения учебного материала, поурочные планы распределения учебного материала на циклы уроков или полугодие ежегодно согласовываются руководителем учреждения образования.

Все вышеуказанные документы планирования хранятся у преподавателя в учреждении образования в течение учебного года.

Для углубления знаний учащихся по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ в соответствии с их запросами, способностями и склонностями во внеурочное время могут проводиться факультативные занятия спортивной направленности. Количество учебных часов факультативных занятий определяется типовыми учебными планами с учетом максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности рекомендуется использовать следующие учебные программы: ”Аэробика“, ”Атлетическая гимнастика“, ”Гибкий путь (основы дзюдо)“, ”Играем в футбол“, ”Туризм“, ”Теннис“, ”Баскетбол“, ”Черлидинг“, ”Основы олимпийских знаний“, ”Корфбол“. Указанные учебные программы факультативных занятий, дидактические материалы и методические рекомендации размещены на сайтах научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ www.adu.by и учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ www.sporteducation.by


Физическое воспитание учащихся,

имеющих отклонения в состоянии здоровья
К учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья, относятся юноши и девушки, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе (далее – ПМГ), специальной медицинской группе (далее – СМГ), группе лечебной физкультуры (далее – ЛФК), а также полностью освобожденные от двигательной активности во время изучения учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“).

Учебные занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к ПМГ, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы (далее – ОМГ) согласно рекомендациям врача.

Учебные занятия в СМГ организуются и проводятся в течение всего учебного года на основе учебных программ по физическому воспитанию для данной категории учащихся. Недопустимо объединять уроки СМГ или проводить их несколько дней подряд.

Занятия СМГ входят в учебную нагрузку преподавателя и тарифицируются на общих основаниях.

Учет занятий СМГ ведется в отдельном журнале или журнале теоретического обучения на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи производятся в соответствии с правилами по ведению журнала учета теоретического обучения (журнала учебных занятий). При этом текущие отметки в журнал не выставляются.

В журнале учета теоретического обучения (журнале учебных занятий) в начале каждого семестра (полугодия) напротив фамилий учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись ”СМГ“ или ”ЛФК“, после которой учащимся текущие отметки не выставляются, а лишь допускается указывать отсутствие их на занятии, т.е. делать запись ”н“.

При наличии необходимой спортивной базы и педагогических кадров занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, могут быть организованы одновременно с учащимися ОМГ. Например, один преподаватель проводит занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“), а другой – занятия с учащимися СМГ этой же группы. Занятия с учащимися СМГ проводит преподаватель, прошедший специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего медицинского обследования учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул.

Наполняемость СМГ – от 8 до 15 учащихся независимо от возраста, пола, диагноза заболевания.

При наличии в учреждении образования менее 8 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, учебные занятия, как правило, организуются за счет учебного времени, отведенного на факультативные занятия.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинским работником на базе лечебно-профилактических учреждений или в специально оборудованных помещениях учреждений ПТО и ССО.

Все учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к группам СМГ и ЛФК, обязаны присутствовать на занятиях по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“).


Требования к учету успеваемости

Аттестация учащихся учреждений ПТО и ССО по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) осуществляется в соответствии с правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся учреждений ПТО и ССО требованиям образовательного стандарта и учебных программ проводится текущая и итоговая аттестация.

Результаты текущей аттестации учащихся учреждений ПТО по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“ или делается запись ”освобожден(а)“. Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, ”зачтено“ и запись ”освобожден(а)“.

Результаты текущей аттестации учащихся, курсантов учреждений ССО по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“ или делается запись ”освобожден(а)“. Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов, ”зачтено“ и запись ”освобожден(а)“.



Результаты итоговой аттестации учащихся ПТО по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“ или делается запись ”освобожден(а)“. Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, ”зачтено“ и запись ”освобожден(а)“.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметку 0 (ноль) баллов, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“, предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы государственной квалификационной комиссии, но не ранее чем через шесть месяцев.

Результаты итоговой аттестации учащихся, курсантов учреждений ССО по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован(а)“ или делается запись ”освобожден(а)“. Положительными являются отметки не ниже 4 (четырех) баллов, ”зачтено“ и запись ”освобожден(а)“.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по ее результатам отметки ниже 4 (четырех) баллов и ”не зачтено“, предоставляется право прохождения итоговой аттестации во время работы государственной квалификационной комиссии, но не ранее чем через десять месяцев.


Требования к заполнению журнала учета теоретического обучения (журнала учебных занятий)

Запись учебного материала в графе ”Что пройдено на уроке“ должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта урока, быть краткой и лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращения в отдельных словах.

В начале каждого семестра (полугодия) преподаватель проводит обучение учащихся правилам безопасного поведения на занятиях физической культурой с обязательной краткой записью в журнале учета теоретического обучения (журнале учебных занятий), например ”П.б. на уроках л/атл.“.

В журнале учета теоретического обучения (журнале учебных занятий) при изучении каждого раздела программы (вида спорта) на первом уроке в соответствующей графе делается запись данного раздела. Например: Гимнастика. Два кувырка вперед слитно“, Л/а. Бег 100 м. Прыжки в длину“. Последующие записи содержания занятий производятся без указания данного раздела.

Домашние задания предусматриваются при разработке поурочных планов распределения учебного материала на циклы уроков или полугодие (для учреждений ПТО) и рабочих (календарно-тематических) планов распределения учебного материала (для учреждений ССО). По своей направленности они могут быть трех видов:


  • задания, связанные с закреплением и совершенствованием техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

  • задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

  • задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

Для оценки первого и третьего видов домашних заданий преподаватель использует требования десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Для оценки второго вида домашних заданий преподаватель самостоятельно разрабатывает критерии оценки (отдельно для юношей и девушек) в соответствии с требованиями десятибалльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся.

В зависимости от вида задания, срок, на который оно задается, может составлять одну – две недели (первый и третий виды заданий) или один – два месяца (второй вид заданий). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

В графе для записи домашних заданий преподаватель кратко записывает словами само задание или указывает номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например: ”Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола – до 16.12.2011г.“ или ”Упр. № 12 (мальчики), № 9 (девочки) – до 16.02.2012г.“

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к ОМГ и ПМГ (за исключением учащихся, имеющих противопоказания к выполнению одного или нескольких тестовых упражнений), в каждом семестре (полугодии) выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности (далее – УФП).

В конце журнала учета теоретического обучения (журнала учебных занятий) отводятся две страницы для записи и определения УФП, заполняемые преподавателем физической культуры. Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября, вторая страница – не позднее последней недели учебного года. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе ”Результат“ делается запись ”освобожден(а)“ (осв.), а графа ”Отметка“ остается незаполненной.

Уровень физической подготовленности записывается словом и определяется в соответствии с прилагаемой таблицей по среднему баллу, полученному от суммы баллов за все шесть тестовых упражнений.
Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся


УФП

Средний балл

Отметка в баллах

Низкий

до 1,4

1

1,5 – 2,4

2

Ниже среднего

2,5 – 3,4

3

3,5 – 4,4

4

Средний

4,5 – 5,4

5

5,5 – 6,4

6

Выше среднего

6,5 – 7,4

7

7,5 – 8,4

8

Высокий

8,5 – 9,4

9

9,5 – 10

10

На страницах учета успеваемости по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) допускается в каждом семестре (полугодии) перед отметкой за семестр (полугодие) вместо даты урока делать записи ”Знания“, ”Умения и навыки“, ”УФП“, ”Д/з“ (домашние задания).

Учащиеся, освобожденные от двигательной активности на занятиях по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“), должны на них присутствовать. Преподаватель может привлекать их к не противопоказанным видам учебной деятельности, например, освоению теоретического материала, оказанию помощи в раздаче и сборе спортивного инвентаря, судейству спортивных и подвижных игр и т.п.
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий

с учащимися в режиме учебного дня

Двигательный режим учащихся обеспечивается системой организованных форм физического воспитания, которая включает в себя, кроме учебных занятий, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:



    • гимнастику до занятий;

    • физкультурные минутки на занятиях;

    • физические упражнения, подвижные игры в перерывах между занятиями.

Использование указанных форм возможно только при полном соблюдении санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих их оздоровительный эффект.

При организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися в режиме учебного дня должны строго выполняться требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса.

Преподаватели физической культуры оказывают организационную и методическую помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Организация физкультурно-оздоровительных

и спортивно-массовых мероприятий с учащимися

В план воспитательной работы учреждения ПТО и ССО на текущий учебный год необходимо включить проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися. Всему педагогическому коллективу во главе с администрацией учреждения образования рекомендуется принимать непосредственное участие в организации и проведении указанных мероприятий.

В 2011/2012 учебном году необходимо организовать участие обучающихся в республиканских акциях ”Олимпизм и молодежь“, ”Неделя спорта и здоровья“, ”Молодежь без табака“ и продолжить проведение каждую вторую субботу месяца Дней здоровья. Методические рекомендации об организации Дней здоровья размещены на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ www.sporteducation.by.

В целях активизации работы по физическому воспитанию учащихся в 2011/2012 учебном году в каждом учреждении образования организуется работа коллектива физической культуры путем привлечения физкультурного актива из числа учащихся и педагогических работников.

При планировании и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях ПТО и ССО разрабатывается и оформляется следующая документация:


    • положение о круглогодичной спартакиаде учреждения образования;

    • календарь физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования на учебный год;

    • приказы об организации и проведении соревнований круглогодичной спартакиады, о поощрении лучших спортсменов, преподавателей и т.д.;

    • протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

    • план работы коллектива физической культуры;

    • журнал учета материальных ценностей кабинета физической культуры.

В каждом учреждении ПТО и ССО к началу учебного года разрабатывается и утверждается в установленном порядке положение о круглогодичной спартакиаде, которое по структуре должно соответствовать Примерному положению о проведении спортивного соревнования (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 № 12).

При организации и проведении круглогодичной спартакиады учреждения образования обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:



    • спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол1);

    • легкая атлетика;

    • летнее и зимнее многоборья ”Здоровье“;

    • спартакиада (летняя и зимняя) по программе многоборья ”Защитник Отечества“ среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

    • соревнования по видам испытаний на получение значка ”Спортивная смена“, ”Физическое совершенство“ и ”Здоровье, сила и красота“;

    • лыжные гонки;

    • ежемесячные дни здоровья.

Кроме вышеуказанных, в программу круглогодичной спартакиады с учетом имеющейся материально-технической базы могут быть включены такие виды спорта, как плавание, настольный теннис, теннис, аэробика, конькобежный спорт, туризм и др.

Соревнования планируются равномерно в течение учебного года и проводятся ежемесячно, в том числе в каникулярный период, в выходные и праздничные дни в форме физкультурных праздников, дней здоровья и спорта, фестивалей, слетов и др.

Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия планируются и проводятся только во внеурочное время с учетом максимального охвата учащихся.

Рекомендуется в течение первых двух недель сентября в учреждениях ПТО и ССО провести физкультурно-спортивный праздник, посвященный началу учебного года. Содержание праздника могут составлять элементы спортивных игр, подвижные, народные игры, эстафеты, конкурсы знатоков спорта и т.п. Аналогичное мероприятие, посвященное окончанию учебного года, рекомендуется провести в мае – июне 2012 года, с обязательным подведением итогов круглогодичной спартакиады и награждением лучших спортсменов и учебных групп.

При проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий необходимо использовать национальную символику и атрибутику. Все спортивные соревнования круглогодичной спартакиады учреждения образования должны начинаться с подъема Государственного флага под гимн Республики Беларусь.

В целях реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 годы рекомендуется создание в учреждениях ПТО и ССО комнат, галерей, аллей спортивной славы.

В каждом учреждении ПТО и ССО оформляются следующие стенды наглядной агитации:


  • календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

  • экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования;

  • контрольные нормативы и тестовые упражнения учебных программ;

  • экран хода спартакиады (летней и зимней) по программе многоборья ”Защитник Отечества“ среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

  • требования на получение значка ”Спортивная смена“, ”Физическое совершенство“ и ”Здоровье, сила и красота“ Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;

  • план работы коллектива физкультуры;

  • домашние задания и критерии их оценки;

  • рекорды (высшие достижения) учащихся учреждения образования;

  • лучшие спортсмены учреждения образования;

  • спортивная жизнь учреждения образования.


Методическое обеспечение физического воспитания учащихся

В целях повышения эффективности системы физического воспитания в 2011/2012 учебном году необходимо активизировать деятельность учебно-методических объединений преподавателей физической культуры.

Накопление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта следует рассматривать как одну из основных задач и как результат работы учебно-методических объединений.

Рекомендуем для включения в планы работы учебно-методических объединений преподавателей физической культуры следующий перечень вопросов:



  • нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (”Физическая культура“) в 2011/2012 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании;

  • содержание и требования нормативных правовых документов, регламентирующих физическое воспитание учащихся;

  • требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований;

  • требования, предъявляемые к содержанию и эксплуатации спортивных сооружений, оборудованию и инвентарю при проведении уроков (учебных занятий), физкультурно-оздоровительных мероприятий, учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований;

  • организация и проведение факультативных занятий спортивной направленности;

  • использование информационных технологий в планировании учебного материала и практической работе преподавателей физической культуры;

  • использование электронных средств обучения в образовательном процессе;

  • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися;

  • агитационно-пропагандистская работа в учреждении образования по формированию здорового образа жизни учащихся;

  • организация участия обучающихся учреждений ПТО и ССО в республиканских акциях ”Олимпизм и молодежь“, ”Неделя спорта и здоровья“, ”Молодежь без табака“;

  • планирование и методика организации занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, с учетом современных технологий;

  • организация и проведение соревнований по программе Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.


Перечень учебных изданий, электронных средств обучения, методических материалов, рекомендуемых для использования

в образовательном процессе

1. Балябо В.В., Канищев А.Д., Овчаров В.С. ”Организация и проведение урока футбола (часа футбола) в общеобразовательном учреждении“. Методические рекомендации. – Мн.: 2008;

2. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо) – Программа факультативных занятий для V – XI классов общеобразовательных учреждений: Пособие для учителя – Мн.: Асар, 2010;

3. Белявский Г.А., Громыко Д.С., Давидович В.А. Гибкий путь (основы дзюдо). 5-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;

4. Кобринский М.Е., Тригубович Л.Г. Белорусский олимпийский учебник. – Мн.: 2005;

5. Кудрицкий В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка. – Брест, 2005;

6. Митрахович С.С. Туризм. 8-11 классы: Программа факультативных занятий для VIII – XI классов общеобразовательных учреждений: Пособие для учителя – Мн.: Асар, 2010;

7. Митрахович С.С. Туризм. 8-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;

8. Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие – Мн.: ”Сэр-Вит“, 2008;

9. Овчаров В.С. Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях. – Мн.: 2007;

10. Овчаров В.С. Играем в футбол. Программа факультативных занятий для V – XI классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Асар, 2010;

11. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;

12. Овчаров В.С. Играем в футбол. 5-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;

13. Овчаров В.С., Быстрая Т.Ф. Методические материалы для организации и проведения выпускного экзамена по выбору по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ (www.sporteducation.by)

14. Садовникова В.В. Аэробика: Программа факультативных занятий для V – XI классов общеобразовательных учреждений: Пособие для учителя – Мн.: Асар, 2010;

15. Садовникова В.В. Аэробика. 5-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;

16. Травин А.В.. Атлетическая гимнастика. VII- ХI классы. Программа факультативных занятий для VII – XI классов общеобразовательных учреждений: Пособие для учителя – Мн.: Асар, 2010;

17. Травин А.В.. Атлетическая гимнастика. VII- ХI классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; Национальный институт образования. – Мн.: Асар, 2010;



18. Храмов В.В. и др. Электронные средства обучения. Учебно-методические пособия для учителей физической культуры:

- ”Баскетбол в школе“;

- ”Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5 – 11 класс“;

- ”Уроки физической культуры и здоровья. Легкая атлетика. 1 – 11 класс“;

- ”Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9 – 11 класс“.

Дополнительную информацию об организации физического воспитания учащихся, оперативные сведения об итогах проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий можно найти на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ www.sporteducation.by




1 гандбол культивируется только при наличии соответствующей спортивной базы



страница 1

Смотрите также: