Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


 Главная   »  
страница 1 ... страница 13 | страница 14 | страница 15 страница 16 страница 17

УДК 377
ТЕХНИКАЛЫҚ БІЛІМ ЖҮЙЕСІНДЕ БІЛІМ БЕРУ ҮРДІСТЕРІНІҢ ИННОВАЦИЯЛЫҚ ЖОЛДАРЫ
INNOVATIVE WAYS OF THE EDUCATION PROCESS` ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF TECHNICAL EDUCATION
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хасенова М.Х. - к.п.н., Айтхожина Г.Р.
Аңдатпа

Мақала келешекте білім беру жүйелерін басқаруда, сонымен қатар болашақ мамандарды дайындау үрдісінде маңызды болып табылатын инновациялық процесстерді талдайды.


Annotation

The article considers the innovative processes, which play an important role in managing of educational institutions and in preparing future specialists.


Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющими потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований. Отсюда особые требования к тем, кто по своей профессии призван вести и обеспечивать образовательный процесс на современном уровне.

Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления политики образования, то есть объективно обуславливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. При этом основополагающим принципом инноваций для ТиПО должны остаться гуманитарная творческая сущность образования, направленность его на высокое профессиональное, нравственное становление будущего специалиста Понятие “инновация” включает в себя деятельность различных категорий преподавателей, характеризующихся положительным отношением к педагогическим новшеством, педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего- либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержания, в методах и формах обучения и воспитания, организация совместной деятельности преподавателя и учащегося.

Исследователи отмечают факторы, влияющие на отношение преподавателей к инновационному педагогическому процессу, к таким факторам относит: 1. Цель новшества. 2. Методика внедрения новшества. 3. Мотивация новшества: - стремление стимулировать преподавателей к большой активности; - утверждение новаторства в учебных учреждениях; - удовлетворение требований общества; - убеждение, что это повысит эффективность работы; - применяют другие, попробую я.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики:

1. Проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;

2. Проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств как теоретических так и практических, которые образуются на стыке теории и практики, следовательно, преподаватель должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.

Активное внедрение инновационных процессов осуществляется в Политехническом колледже города Кокшетау. На современном этапе обучения здесь используются следующие инновации:

1. Создание творческих лабораторий по изучению педагогических технологий;

2. Участие в международных проектах «Tacis», « Inwent»;

3. Развитие социального партнерства;

4. Организация научного общества учащихся;

5. Проведение профессиональных конкурсов педагогического мастерства;

6. Мониторинг качества образовательного процесса;

7. Исследовательская и экспериментальная деятельность преподавателей и учащихся;

8. Выпуск педагогических изданий, публикации в печати;

9. Реализация единой методической и воспитательной проблемы колледжа.

Таким образом, внедрение инноваций в учебных учреждениях повышает качество образования, качество знаний учащихся, развивает личность, мотивацию учащихся, за счет осознания востребованности полученных знаний и умений, позволяет связать учебный материал с насыщенными проблемами современной жизни и готовит к реальным условиям действительности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Панарин А.С. Инновации образования М. 2005, т-2, 298с.

  2. Яковцев Ю.В. Формирование и развитие теории инновации. М. 2004. -33с.



УДК 8.01.6
ЖОҒАРЫ БІЛІМ САПАСЫН БАСҚАРУ ЖҮЙЕСІНДЕГІ

ҚАРЖЫ ӘДІСТЕРІ
FINANCIAL METHODS IN THE SYSTEM OF HIGHER

EDUCATION MANAGEMENT
ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Куприенко О.И., г. Петропавловск
Аңдатпа

Мақалада Қазақстан Республикасының білім беру жүйесінің бәсекеге қабілетті болуы үшін жоғары білім сапасын басқару жүйесіндегі қаржы әдістерін дамыту талданды.



Annotation

The article describes the problems of financial methods in the system of higher education management for providing a competitiveness of the Kazakh educational system.


В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана были определены приоритеты нового этапа развития страны, где особо отмечался вопрос аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, которые могут объективно оценивать качество образования каждого вуза. В Казахстане сформирована законодательная и нормативная база для развития национальной системы оценки качества образования (НСОКО), где важное место занимает внешний независимый контроль, в частности аккредитация. В настоящее время утверждены стандарты институциональной аккредитации, которые предусматривают оценку качества деятельности вузов по различным показателям, включая финансовый аспект.

Переход к новым подходам и разработке системы обеспечения и развития качества невозможен без решения вопросов финансового обеспечения широкого круга задач, встающих перед казахстанским высшим образованием [1].

В связи с этим необходимо разработать правовой механизм предоставления ссуд вузам независимо от форм собственности банками второго уровня, что позволит многим университетам осуществлять прорывные научные проекты, и правовой механизм предоставления вузам налоговых льгот, помимо уже существующих льгот.

В целях усиления связи между бизнесом и вузами, необходимо на государственном уровне принять меры, чтобы заинтересовать предпринимателей в выделении целевых инвестиций, сделать шаги по образованию венчурных фондов при вузах, организации практик, формированию каталога элективных дисциплин [2].

В соответствии с Болонской декларацией качественное предоставление высшего образования предполагает кардинальную модернизацию учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы вузов, укомплектование их высококвалифицированными кадрами профессорско-преподавательского состава с достойной оплатой их труда. Между тем недофинансирование высшей школы ведет к неизбежному снижению качества профессиональной подготовки кадров.

Под финансовыми методами повышения качества подготовки специалистов мы понимаем конкретные способы организации и использования финансовых отношений, направленные на усиление заинтересованности высших учебных заведений и обучающихся в повышении качества обучения и освоения образовательных программ.

Арсенал финансовых методов повышения качества подготовки специалистов представлен различными их видами, оказывающих воздействие на интересы субъектов образовательного процесса: высшие учебные заведения, их управленческие структуры, должностные лица, обучающиеся и др [3].

К ним относятся – финансирование высшего образования, бюджетирование, ориентированное на результат, ценообразование образовательной услуги, оплата труда ППС, государственный образовательный грант, расходы на образовательную деятельность, финансовые санкции за нарушение лицензионных требования, предъявляемых к образовательной деятельности, налогообложение образовательной деятельности и т.д.

Немаловажным фактом является то, что недостаточное финансирование сферы высшего образования со стороны государства сочетается неэффективным использованием бюджетных ресурсов.

Как известно важнейшим условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы выступает государственный мониторинг. Действенность государственного мониторинга в области высшего образования определяется состоянием систем государственного финансового контроля и социального мониторинга, этой отрасли. Особое значение государственный мониторинг приобретает в рыночных условиях [4].

Государственный финансовый контроль, являясь важнейшей частью единого механизма государственного мониторинга, призван обеспечить контроль за состоянием финансовых ресурсов, предполагающий проверку своевременности и полноты исполнения обязательств перед государственным бюджетом, операций по использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Он предусматривает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Помимо государственного финансового контроля организаций образования ключевое значение приобретает мониторинг состояния ее образовательного потенциала, потерь общества от их несоответствия потребностям, наличия факторов риска. Для Казахстана принципиальное значение имеет параллельный мониторинг расходования государственных ресурсов и негативных явлений в системе высшего образования.

Значение контроля за расходованием государственных средств в сфере образования в условиях ограниченных финансовых ресурсов многократно возрастает. Никакая, даже самая совершенная, система финансирования сферы образования не достигнет успеха, если не будет установлен жесткий контроль за целевым расходованием государственных средств. Анализ многочисленных фактов хищений и нарушений финансовой дисциплины в системе высшего образования Казахстана за последние пять лет позволил выявить и систематизировать следующие каналы нецелевого использования бюджетных средств в данной сфере:


  • перерасход плановых назначений по каждой статье расхода;

  • самостоятельное перераспределение средств между статьями;

  • завышение расценок приобретаемых товарно-материальных ценностей; объемов выполненных работ; выполнение работ, непредусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на разработки (объекты), не включенные в адресные и целевые программы;

  • недостача товарно-материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета;

  • сверхнормативное расходование бюджетных средств (норм расходования бензина, командировочных расходов и т.д.);

  • заключение договоров на выполнение работ, не предусмотренных в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной собственностью;

  • направление финансовых ресурсов на приобретение различных активов (ценные бумаги различных хозяйствующих субъектов, валюты, иных товарно-материальных ценностей) с целью их последующей продажи;

  • внесение взносов в уставной капитал другого юридического лица;

  • расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов;

  • просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг.

Как видно из вышеизложенного, в условиях перехода к рынку сфера нецелевого использования бюджетных средств значительно расширилась. Анализ проверок, осуществляемых Счетным Комитетом, показал нецелевое использование средств, выделяемых на государственные программы развития образования, негативно отражается на качестве высшего образования и тормозит внедрение приоритетных реформ.

Исследование показало, что к числу основных целей как критериев эффективности введения финансово-экономического механизма в организациях образования относятся следующие:



  • укрепление и развитие материально-технической базы;

  • повышение качества обучения, профессиональной подготовки студентов, слушателей, аспирантов;

  • закрепление высококвалифицированны кадров профессорско-преподавательского состава, привлечение специалистов из других секторов экономики, повышение эффективности использования их творческого потенциала;

  • развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

  • сочетание бюджетного финансирования с выполнением платных работ по договорам с предприятиями, организациями, с оказанием платных услуг населению;

  • переход к финансированию по экономическим нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности;

  • установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов от результатов, качества и эффективности труда.

Поскольку в настоящее время сведения о деятельности вузов являются неполными и разрозненными (особенно те, которые относятся к расходованию ими финансовых средств), то вопрос о введении обязательности финансовых отчетов вузов независимо от формы собственности, публикуемых в открытой печати с определенной периодичностью, также требует скорейшего решения. Отчеты вузов должны подтверждаться независимыми аудиторами и публиковаться в средствах массовой информации [5].

Финансирование вузов должно осуществляться на основе долгосрочных стратегических планов, отражающих основные приоритеты и направления развития высшего образования. В связи с этим наряду с «финансированием субъекта», то есть выделением средств из республиканского бюджета обучающимся - обладателям образовательных грантов, на наш взгляд, широкое применение должен найти метод программно-целевого финансирования. Программно-целевой метод финансирования будет способствовать концентрации финансовых ресурсов на наиболее значимых направлениях, выделяемых на отдельные программы.

В качестве одного из источников финансирования вузов рассматривается образовательный кредит. Последние могут стать действенными источниками финансирования высшего образования лишь при условии льготного характера этих кредитов. Однако существующая сейчас высокая ставка вознаграждения по банковским кредитам (от 9% за счет средств Национального фонда до 21% за счет средств коммерческих банков), длительный характер займа и большая степень риска невозвращения образовательного кредита выпускниками вузов вряд ли позволит использовать его в полной мере. Более перспективным направлением может стать, по примеру зарубежных университетов, использование в качестве пополнения вузовского бюджета процентов за хранение собственных активов на банковских счетах [6].

Другой дополнительный источник финансирования вузов может быть связан с покупкой акций крупных преуспевающих предприятий. В данном случае вполне могут возникать активные отношения между вузом и предприятием, где каждая из сторон будет заинтересована в максимально эффективном развитии другой.

Еще одним важным источником финансирования учебных заведений в современных условиях становятся добровольные взносы и пожертвования.

Следует отметить, что одном из путей успешного развития высших учебных заведений является их взаимодействие с субъектами реального сектора экономики. Такое взаимодействие может иметь различные формы: научно-образовательно-производственные комплексы, научно-образовательные консорциумы, холдинги, корпоративные университеты и др.

Только такая система, на наш взгляд, в состоянии обеспечить необходимые условия для перехода к программно-целевому бюджетному финансированию, основой для которого должен стать перевод экономических взаимоотношений вузов с бюджетной системой на договорную основу.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Закон «Об Образовании Республики Казахстан» от 27 июля 2007 года N 319-III. "Казахстанская правда" от 15 августа 2007 г.

  2. Закон «О науке в РК» от 18 февраля 2011г.

  3. Положение о финансировании государственных учреждений в РК от 24 апреля 2008г. № 199

  4. Змеев В.А., Каратеев А.Ю. Новые инициативы США в области образования // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - N 5. - С.234-248.

  5. Ишина И.В. Модели финансирования образования / И. В. Ишина // Экономика образования. - 2009. - N 4. - С. 7-23.

  6. Сумарокова Е.В. Финансирование высшего образования: зарубежный опыт / Е. В. Сумарокова // Высшее образование сегодня. - 2010. - N 4. - С. 33-39.



УДК 371


ФИЗИКА САБАҚТАРЫНДА АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ АРҚЫЛЫ ЖАС МАМАН ҚҰЗЫРЕТІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ
FORMATION OF YOUNG SPECIALISTS COMPETENCE BY USING

AN INFORMATIVE TECHNOLOGIES ON THE LESSONS OF PHYSICS
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПРИ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Баймуханов З.К., Аманжолова А.Ж.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева
Аңдатпа

Жас мамандарға көптеген түрлі ақпараттық өнімдердің арасында тез бағытталу оңай емес. Сондықтан бұл мақалада жас маманның құзыретін қалыптастыру үшін физика сабағында АКТ пайдаланудың негізгі бағыттары келтірілген.


Annotation

It is not easy for young specialists to orient in variety of information products. That’s why the article considers the main directions of informatics and computers technologies using on physics lessons for formation young specialist’s skills.


Сейчас уже никого не удивишь наличием компьютеров в кабинете физики, различных мультимедийных обучающих комплексов, свободного доступа к интернет и различным виртуальным лабораториям. Формирование специальных навыков и опыта использование ИКТ в учебном процессе одна из задач воспитания молодого специалиста. В организации учебно-воспитательного процесса важно не только использовать отработанные уже технологии обучения, но и использовать и развивать новые, выявляя специфику их функционирования в той или иной предметной области. При подготовке молодых специалистов необходимо разработать основы для эффективного использования в профессиональной деятельности существующих программных продуктов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Используя многочисленные интерактивные курсы по различным предметам, учащиеся могут добывать знания самостоятельно. Немаловажной становится задача заинтересовать ученика своим предметом, показать красоту и значимость его в современном обществе. Особенно это актуально, когда ребенок только начинает изучать данный предмет. Молодой специалист обязан знать, что при формировании мотивации учения у ученика немыслимо не зная его возрастных специфических психологических характеристик. Поэтому, планируя работу по формированию мотивации обучения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, выяснить – каковы задачи воспитания мотивации именно в данном конкретном возрасте, какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста, чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности [1]. Учитывая все выше сказанное, и осуществляется выбор форм современного обучения.

Обучение физике начинается в среднем школьном возрасте, который характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, усложняется материал школьных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет благоприятную среду для применения современных педтехнологий, в первую очередь, информационных технологий.

Внедрение ИКТ в процесс обучения физике ставит своей целью реализацию следующих задач:



  • развитие творческих способностей школьников, умение анализировать, моделировать, прогнозировать, творчески мыслить;

  • повышение мотивации изучения физики;

  • совершенствование практических навыков учеников в работе на ПК;

  • формирование умений учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере;

  • формирование умений учащихся использовать пакет MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы;

  • осуществление дифференцированного подхода к учащимся при обучении физике, используя компьютер;

  • формирование ключевых компетенций школьников.

Кроме того, НИТ в обучении физике позволяют решать и ряд принципиально новых дидактических задач:

  • управление качеством физического образования;

  • изучение явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических, физических, технологических установок на основе использования моделирования;

  • представление в удобном для изучения масштабе и времени различных физических явлений и процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью.

Не надо пытаться сразу охватить все виды деятельности на уроке, изменить полностью учебный процесс в угоду внедрения новых педагогических технологий. Это будет крайне сложно, да и не принесёт желаемого результата.

Из всего многообразия учебных электронных программ можно выделить несколько программ, которыми уже активно используются предметниками, необходимо обратиться к опыту использования мультимедийных обучающих комплексов на уроках физики, прислушаться к отзыву о программном комплексе, уметь классифицировать электронные продукты.

Уроки для учащихся среднего звена отличаются игровой и занимательной формой, по этому целесообразней применять демонстрационные программы, компьютерные модели и анимации. Они направлены на создание устойчивого интереса к познавательной деятельности. При изучении нового материала можно провести комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их освоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке. Можно также просмотреть видеофрагмент. Анимационные вставки дают возможность разнообразить материал, а урок сделать интересным.

Благоприятными особенностями мотивации учения в подростковом возрасте являются: “потребность во взрослости”, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, возрастание определенности и устойчивости интересов. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности [2]. Широкое поле деятельности дает лабораторная работа. Лабораторные работы – это такая форма деятельности, которая опирается на естественную потребность ребенка познавать окружающий мир на основе личного опыта, собственных ощущений. Учитель должен выступать в роли консультанта, помощника, партнера. При проведении лабораторных работ можно воспользоваться различными электронными лабораторными практикумам. Такие возможности представляют виртуальная школа Кирилла и Мефодия, компьютерный курс “Открытая физика”, и т.д. Систематическое использование различных компьютерных технологий на данном возрастном этапе позволяет представить теоретический материал по данным темам, но и заинтересовать ребят, активизировать познавательную деятельность, развивать практические умения учащихся, а, главное, формировать умение наблюдать физические явления, строить гипотезы и делать выводы, формирует умение планировать и проводить эксперименты самостоятельно.

В старшем школьном возрасте приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, формируется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. Поэтому наряду с поддержанием интереса к предмету выдвигается задача предоставления молодому человеку широкого поля деятельности, способствующего его дальнейшему самоопределению [2]. На первый план выходит задача формирования мотива самообразования, соответственно и выбора формы обучения. На этом этапе актуально применение самостоятельного изучения разделов и тем с помощью электронных учебников, презентаций учителя по отдельным темам, электронных практикумов решения задач, электронных тестов с целью проверки и закрепления знаний и т.д. В то же время большое значение приобретают ИТ как средство технологии проектного обучения или метода проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, несет развивающую функцию, обеспечивает новое качество образования, личностно-ориентированный подход. Творческий характер заданий учащимся, совместная работа над проектами, самостоятельный поиск информации приближает форму образования к форме досуга, а досуг к образованию. Ученики в процессе творческой работы раскрывают связи между изучаемыми предметами и другими образовательными областями.

Уроки с использованием мультимедийных возможностей активизируют интерес учащихся к изучению предмета, способствуют формированию ключевых компетенций, которые обеспечивают успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире. При всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить, что всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Задача учителя – сделать так, чтобы поддержать интерес детей к подобной форме работы. Поэтому будущим учителям необходимо учитывать, что у старшеклассников проводить подобные уроки с использованием мультимедиа рекомендуется не чаще, чем один раз в неделю, а с учащимися среднего звена не чаще, чем один раз в 3-4 урока.


ЛИТЕРАТУРА

  1. А.К.Маркова. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983.

  2. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение,1979.



УДК 356
ЭКОНОМИКАЛЫҚ САЯСАТТАҒЫ ШАҒЫН БИЗНЕСТІҢ РӨЛІ МЕН ОРНЫ
THE ROLE AND PLACE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMIC POLICY
РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Баимбетов М.К. - э.ғ.к., Досанов А.М.


страница 1 ... страница 13 | страница 14 | страница 15 страница 16 страница 17

Смотрите также: