страница 1 Агрессия ребёнка.
Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность. Мы должны поэтому ожидать ее проявления и даже рассчитывать на неё. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком. Временами мы будем прибегать к большей строгости, а потом догадаемся, что, напротив, нужно быть с ним ласковее и внимательнее. И если агрессивность обычно возникает как результат обманутых детских надежд, то нам с вами тем более следует помнить, сколько разочарований приходится на нашу родительскую долю.
Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следовало стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.
Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение. Нет сомнения, что агрессивность обнаруживается очень рано. Каждый может убедиться в этом на собственном родительском опыте. В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, вот это и раздражает его. Из всех живых существ на земле дети, безусловно, самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. Их физиологические потребности проявляются с такой же силой, как и у самого крохотного живого существа. Однако должно пройти немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять их. Иными словами, младенчество и детство человека длятся довольно долго.
Рекомендации
по уменьшению уровня конфликтности, агрессии,
тревожности у учащегося
1. Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.
2. Детям с вербальной агрессией полезно поручать следить за младшими сестрами и братьями.
3. Любая физическая агрессия должна быть строго запрещена.
4. Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.
5. Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.
6. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.
7. Для агрессивных мальчиков целесообразно работать с идеалом «настоящего мужчины», подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие качества, как сдержанность, владение собой.
8. При защитной агрессии нужно обучать средствам общения.
9. Снятию тревожности способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт.
10. При выраженной защитной агрессии обучайте ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты.
11. Исключите противоречивые требования к ребенку в семье, чтобы не сформировать оппозиционное отношение к внешнему окружению.
12. Знайте: собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны вызывает такое же поведение детей.
13. Не используйте негативный стиль общения с ребенком. Это нацеливает его на борьбу и мстительное поведение.
14. Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору.
страница 1
|