Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Алгоритм анализа триединой цели урока.



  • Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);




  • Установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;




  • Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;




  • Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем;




  • Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;




  • Определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;




  • Определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;




  • Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом;




  • Выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;




  • Установить, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.


Алгоритм анализа содержания учебного материала.


  • Определить соответствие учебного материала требованиям учебных программ;




  • Установить уровень методологической обоснованности содержания учебного материала;




  • Определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, его связанности, опору каждого последующего понятия на предыдущее;




  • Рассмотреть, дает ли возможность организация учебного материала выделить его ведущую идею;




  • Определить уровень доступности содержания учебного материала: простоту, понятность, отсутствие упрощённости, доступный уровень сложности;




  • Рассмотреть возможности содержания учебного материала для развития учащихся, определив каким образом на основе данного учебного материала может быть достигнут развивающий аспект триединой цели урока;




  • Определить уровень научности содержания учебного материала: научную достоверность, научную глубину, элементы историзма в раскрытии содержания;




  • Рассмотреть краеведческое содержание учебного материала;




  • Установить его политехническое содержание;




  • Определить связь теоретической части учебного материала с практикой и наоборот;




  • Рассмотреть логичность построения учебного материала: соответствие общего и частного, однозначность терминологии, отсутствие алогизмов и т.п.;




  • Дать оценку целостности, связанности содержания учебного материала.



Алгоритм анализа методов обучения.


  • Определить, соответствуют ли методы обучения триединой цели урока. Если не соответствует, то установить, каким образом это несоответствие отразилось на конечном результате урока;




  • Выяснить каким образом учитель, выбирая метод обучения, проектировал в нём не только свою деятельность, но и учебную деятельность учащихся (соответствие метода преподавания и метода учения);




  • Определить, насколько действенной была связь деятельности учителя (методы преподавания) с деятельностью учеников (методы учения);




  • Уяснить, соответствовали методы обучения содержанию учебного материала, обеспечивали ли они должную систему его усвоения;




  • Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения;




  • Определить, насколько методы обучения соответствовали реальным возможностям учеников данного класса;




  • Проанализировать воспитательное воздействие методов обучения;




  • Проанализировать развивающее воздействие методов обучения;




  • Оценить не один какой-то отдельный метод обучения, а всю систем методов, используемых учителем на уроке, в их взаимосвязи и взаимодействии;




  • Обратить особое внимание на то, какой вклад внёс каждый метод в формирование понятий, в процесс осознания учащимися закономерных связей между явлениями, в процессе формирования на этой основе диалектического мировоззрения, в процессе усвоения учащимися жизненно полезных умений и навыков;




  • Установить результативность методов обучения через анализ знаний учащихся, полученных в ходе применения учителем этой системы методов.


Алгоритм анализа форм организации познавательной деятельности учащихся.


  • Установить, каким образом форма обучения организации познавательной деятельности соотносится с триединой целью урока, содержанием учебного материала и методами обучения, и как уровень этого соответствия повлиял на качество конечного результата урока;




  • Определить правильность сочетания учителем различных форм организации познавательной деятельности (индивидуальных, фронтальных, групповых, коллективных) и влияние этого сочетания на воспитание учащихся, на разрешение воспитывающего аспекта триединой цели урока;




  • Определить развивающее значение системы форм организации познавательной деятельности, используемой на данном уроке;




  • Уяснить сущность каждой формы организации познавательной деятельности: что является основным источником знаний при использовании данной формы, как она влияла на взаимодействие преподавания и учения, как она способствовала развитию системы дидактических средств, каким образом она повлияла на включение всех учащихся класса в учебную деятельность;




  • Раскрыть механизм взаимодействия данной формы организации познавательной деятельности с другими: успех коллективной формы работы во многом, например, зависит от того, в какой мере при выполнении индивидуальных работ ученик смог проявить себя; проведение фронтальной работы также зависит от того, в какой мере на предыдущих этапах учащимся удалось проявить свои индивидуальные возможности, систематизировать и обобщить достижения в результате коллективного обсуждения;




  • Определить влияния данного сочетания форм организации познавательной деятельности на ход и развитие урока, и его конечный результат.



Алгоритм анализа работы учителя над формированием понятий.


  • Как учитель организует деятельность учащихся по отбор существенных признаков понятий;




  • Рассмотреть, опирался ли учитель при рассмотрении сущности данного понятия на раннее сформированные понятия, представления и опыт учащихся;




  • Уяснить, как учитель через формирование конкретных предложений учил школьников правильному обобщению;




  • Определить, насколько чётко и содержательно было сформировано понятие учителем;




  • Проанализировать, каким образом учитель вызвал потребность у учащихся в освоении понятия (показал, что оно необходимо для ориентировки в новых знаниях, при встрече с новыми объектами и явлениями, в практической и в учебной деятельности и т.д.);




  • Определить, насколько понятие усвоено учениками: смогли ли они воспроизвести все его существенные признаки и правило распознавания, сумели ли применить при решении тех или иных практических задач.


Алгоритм анализа работы учителя по формированию у учащихся умения выделять главное.


  • Зафиксировать, ставит ли учитель перед учащимися цель предстоящего изучения темы. Следование цели – это следование главному;




  • Выяснить, уделяет ли учитель в ходе рока особое внимание выделению главной идеи, главной мысли, ведущей теории. Задержка учащихся только на уровне фактов, примеров, многократных механических упражнений не ведет к положительным сдвигам в учении;




  • Применяет ли учитель следующие виды самостоятельных работ:

- составление плана ответа, озаглавливание абзацев или частей параграфа;

- составление тезисов прочитанного;

- краткое изложение сущности текста двумя – тремя предложениями;

- составление алгоритмов;

- схем анализа;

- обучение учащихся использовать выражения: «итак», «следовательно»,

«таким образом», «обобщим сказанное»;


  • Определить, работает ли учитель над постоянным совершенствованием и развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, без освоения, которых выделение главного невозможно;




  • Выяснить, как учитель развивает самостоятельность мышления у учащихся:

-создает ли ситуацию споров в процессе овладения знаниями;

- стимулирует ли свободное изложение «своими словами» темы при опросе;

- создает ли ситуации, у которых учащиеся могут проявить самостоятельность;

- использует ли учитель приемы развития самостоятельности, как упражнения

типа: «Докажите правильность решения», «прокомментируйте ход

решения», «подберите синонимы» и т. д.;

- разрабатывает ли методику своих заданий, своих примеров применения

изучаемых явлений.



Алгоритм анализа состояния развития познавательного интереса у учащихся.


  • Проверить уровень сформированности у учащихся общеучебных навыков и умений, уясните характер работы учителя по формированию и развитию этих навыков;




  • Определить интеллектуальную активность учащихся как проявление

интереса учебному процессу:

- наличие двусторонней активности, когда ученик сам стремится ответить

на поставленный учителем вопрос;

- наличие односторонней активности, когда ученик сам на проявляет

активность, не поднимает руки. Его вызывают;

- отключение от процесса обучения.




  • Определить фон познавательной деятельности, характер общения;




  • Обратить внимание на:

- вопросы учеников, обращенные к учителю, они больше всего знаменуют

наличие познавательного интереса;

- стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в

деятельности, в обсуеждении поднятых на уроке вопросов, в дополнении

ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения;

- активное оперирование знаниями умениями в ходе осуществления

учебной деятельности;

- стремление поделиться с товарищами новой информацией.




  • Обратить внимание на волевые процессы:

- сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость;

- стремление учащихся преодолеть затруднения;

- стремление к завершенности учебных действий.

Сравнительный анализ результативности урока





Параметры



Самоанализ


Анализ

1. Цели

Учитель ставит цель урока и отдельных этапов

Отчётливая целенаправленность урока


2. Оборудование

Кодоскоп, творческие работы, схемы, учебники, тетради


Использовано достаточно

3. Содержание

Достаточно научно, есть межпредметные связи, связь с жизнью

Соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся


4. Методика

Разнообразные методы направлены на реализацию цели

Использование различных форм и методов, способствующих активизации мыслительной деятельности


5. Оценка уровня знаний и правильность оценки учителем учащихся

Уровень знаний учащихся оценивался в течение урока, учащимся выставлены комплексные оценки

Наряду с контролем за знаниями учащихся осуществляется самоконтроль, оценки выставлены объективно


6. Учить на уроке

Обобщить, закрепив знания по теме, речь учащихся


Отработка умений и навыков

7. Оценка эффективности урока с учётом поставленных целей

Цель урока достигнута, план реализован

Поставленные цели реализованы, урок заслуживает отличной оценки


8. Рекомендации и предложения

Улучшить КПД урока можно более красочным оформлением рабочей доски, обеспечением полной явки учащихся на урок


Повышать уровень учебных умений и навыков учащихся


страница 1

Смотрите также: