страница 1 Алгоритм анализа триединой цели урока.
-
Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);
-
Установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;
-
Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
-
Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем;
-
Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;
-
Определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;
-
Определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
-
Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом;
-
Выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;
-
Установить, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.
Алгоритм анализа содержания учебного материала.
-
Определить соответствие учебного материала требованиям учебных программ;
-
Установить уровень методологической обоснованности содержания учебного материала;
-
Определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, его связанности, опору каждого последующего понятия на предыдущее;
-
Рассмотреть, дает ли возможность организация учебного материала выделить его ведущую идею;
-
Определить уровень доступности содержания учебного материала: простоту, понятность, отсутствие упрощённости, доступный уровень сложности;
-
Рассмотреть возможности содержания учебного материала для развития учащихся, определив каким образом на основе данного учебного материала может быть достигнут развивающий аспект триединой цели урока;
-
Определить уровень научности содержания учебного материала: научную достоверность, научную глубину, элементы историзма в раскрытии содержания;
-
Рассмотреть краеведческое содержание учебного материала;
-
Установить его политехническое содержание;
-
Определить связь теоретической части учебного материала с практикой и наоборот;
-
Рассмотреть логичность построения учебного материала: соответствие общего и частного, однозначность терминологии, отсутствие алогизмов и т.п.;
-
Дать оценку целостности, связанности содержания учебного материала.
Алгоритм анализа методов обучения.
-
Определить, соответствуют ли методы обучения триединой цели урока. Если не соответствует, то установить, каким образом это несоответствие отразилось на конечном результате урока;
-
Выяснить каким образом учитель, выбирая метод обучения, проектировал в нём не только свою деятельность, но и учебную деятельность учащихся (соответствие метода преподавания и метода учения);
-
Определить, насколько действенной была связь деятельности учителя (методы преподавания) с деятельностью учеников (методы учения);
-
Уяснить, соответствовали методы обучения содержанию учебного материала, обеспечивали ли они должную систему его усвоения;
-
Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения;
-
Определить, насколько методы обучения соответствовали реальным возможностям учеников данного класса;
-
Проанализировать воспитательное воздействие методов обучения;
-
Проанализировать развивающее воздействие методов обучения;
-
Оценить не один какой-то отдельный метод обучения, а всю систем методов, используемых учителем на уроке, в их взаимосвязи и взаимодействии;
-
Обратить особое внимание на то, какой вклад внёс каждый метод в формирование понятий, в процесс осознания учащимися закономерных связей между явлениями, в процессе формирования на этой основе диалектического мировоззрения, в процессе усвоения учащимися жизненно полезных умений и навыков;
-
Установить результативность методов обучения через анализ знаний учащихся, полученных в ходе применения учителем этой системы методов.
Алгоритм анализа форм организации познавательной деятельности учащихся.
-
Установить, каким образом форма обучения организации познавательной деятельности соотносится с триединой целью урока, содержанием учебного материала и методами обучения, и как уровень этого соответствия повлиял на качество конечного результата урока;
-
Определить правильность сочетания учителем различных форм организации познавательной деятельности (индивидуальных, фронтальных, групповых, коллективных) и влияние этого сочетания на воспитание учащихся, на разрешение воспитывающего аспекта триединой цели урока;
-
Определить развивающее значение системы форм организации познавательной деятельности, используемой на данном уроке;
-
Уяснить сущность каждой формы организации познавательной деятельности: что является основным источником знаний при использовании данной формы, как она влияла на взаимодействие преподавания и учения, как она способствовала развитию системы дидактических средств, каким образом она повлияла на включение всех учащихся класса в учебную деятельность;
-
Раскрыть механизм взаимодействия данной формы организации познавательной деятельности с другими: успех коллективной формы работы во многом, например, зависит от того, в какой мере при выполнении индивидуальных работ ученик смог проявить себя; проведение фронтальной работы также зависит от того, в какой мере на предыдущих этапах учащимся удалось проявить свои индивидуальные возможности, систематизировать и обобщить достижения в результате коллективного обсуждения;
-
Определить влияния данного сочетания форм организации познавательной деятельности на ход и развитие урока, и его конечный результат.
Алгоритм анализа работы учителя над формированием понятий.
-
Как учитель организует деятельность учащихся по отбор существенных признаков понятий;
-
Рассмотреть, опирался ли учитель при рассмотрении сущности данного понятия на раннее сформированные понятия, представления и опыт учащихся;
-
Уяснить, как учитель через формирование конкретных предложений учил школьников правильному обобщению;
-
Определить, насколько чётко и содержательно было сформировано понятие учителем;
-
Проанализировать, каким образом учитель вызвал потребность у учащихся в освоении понятия (показал, что оно необходимо для ориентировки в новых знаниях, при встрече с новыми объектами и явлениями, в практической и в учебной деятельности и т.д.);
-
Определить, насколько понятие усвоено учениками: смогли ли они воспроизвести все его существенные признаки и правило распознавания, сумели ли применить при решении тех или иных практических задач.
Алгоритм анализа работы учителя по формированию у учащихся умения выделять главное.
-
Зафиксировать, ставит ли учитель перед учащимися цель предстоящего изучения темы. Следование цели – это следование главному;
-
Выяснить, уделяет ли учитель в ходе рока особое внимание выделению главной идеи, главной мысли, ведущей теории. Задержка учащихся только на уровне фактов, примеров, многократных механических упражнений не ведет к положительным сдвигам в учении;
-
Применяет ли учитель следующие виды самостоятельных работ:
- составление плана ответа, озаглавливание абзацев или частей параграфа;
- составление тезисов прочитанного;
- краткое изложение сущности текста двумя – тремя предложениями;
- составление алгоритмов;
- схем анализа;
- обучение учащихся использовать выражения: «итак», «следовательно»,
«таким образом», «обобщим сказанное»;
-
Определить, работает ли учитель над постоянным совершенствованием и развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, без освоения, которых выделение главного невозможно;
-
Выяснить, как учитель развивает самостоятельность мышления у учащихся:
-создает ли ситуацию споров в процессе овладения знаниями;
- стимулирует ли свободное изложение «своими словами» темы при опросе;
- создает ли ситуации, у которых учащиеся могут проявить самостоятельность;
- использует ли учитель приемы развития самостоятельности, как упражнения
типа: «Докажите правильность решения», «прокомментируйте ход
решения», «подберите синонимы» и т. д.;
- разрабатывает ли методику своих заданий, своих примеров применения
изучаемых явлений.
Алгоритм анализа состояния развития познавательного интереса у учащихся.
-
Проверить уровень сформированности у учащихся общеучебных навыков и умений, уясните характер работы учителя по формированию и развитию этих навыков;
-
Определить интеллектуальную активность учащихся как проявление
интереса учебному процессу:
- наличие двусторонней активности, когда ученик сам стремится ответить
на поставленный учителем вопрос;
- наличие односторонней активности, когда ученик сам на проявляет
активность, не поднимает руки. Его вызывают;
- отключение от процесса обучения.
-
Определить фон познавательной деятельности, характер общения;
- вопросы учеников, обращенные к учителю, они больше всего знаменуют
наличие познавательного интереса;
- стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в
деятельности, в обсуеждении поднятых на уроке вопросов, в дополнении
ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения;
- активное оперирование знаниями умениями в ходе осуществления
учебной деятельности;
- стремление поделиться с товарищами новой информацией.
-
Обратить внимание на волевые процессы:
- сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость;
- стремление учащихся преодолеть затруднения;
- стремление к завершенности учебных действий.
Сравнительный анализ результативности урока
Параметры
|
Самоанализ
|
Анализ
|
1. Цели
|
Учитель ставит цель урока и отдельных этапов
|
Отчётливая целенаправленность урока
|
2. Оборудование
|
Кодоскоп, творческие работы, схемы, учебники, тетради
|
Использовано достаточно
|
3. Содержание
|
Достаточно научно, есть межпредметные связи, связь с жизнью
|
Соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся
|
4. Методика
|
Разнообразные методы направлены на реализацию цели
|
Использование различных форм и методов, способствующих активизации мыслительной деятельности
|
5. Оценка уровня знаний и правильность оценки учителем учащихся
|
Уровень знаний учащихся оценивался в течение урока, учащимся выставлены комплексные оценки
|
Наряду с контролем за знаниями учащихся осуществляется самоконтроль, оценки выставлены объективно
|
6. Учить на уроке
|
Обобщить, закрепив знания по теме, речь учащихся
|
Отработка умений и навыков
|
7. Оценка эффективности урока с учётом поставленных целей
|
Цель урока достигнута, план реализован
|
Поставленные цели реализованы, урок заслуживает отличной оценки
|
8. Рекомендации и предложения
|
Улучшить КПД урока можно более красочным оформлением рабочей доски, обеспечением полной явки учащихся на урок
|
Повышать уровень учебных умений и навыков учащихся
|
страница 1
|